УДК 338.24
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
© Екатерина Владимировна ЕРМОЛЕНКО
Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант, кафедра экономики труда и управления персоналом, e-mail: [email protected]
Исследованы приоритетные подотрасли отечественного машиностроительного комплекса. Выявлены основные проблемы функционирования и развития предприятий машиностроительной отрасли. Предложены перспективные направления инновационного развития машиностроительного комплекса на основе разработки системно-координационного механизма управления.
Ключевые слова: проблемы; машиностроительный комплекс; инновационное развитие; функционирование.
Отечественная машиностроительная отрасль представляет комплекс отраслей промышленности, а также интеллектуальный потенциал работников, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику. В этом аспекте очевидна роль и особая значимость машиностроения, определяемая как базовая отрасль экономики страны, взаимосвязанная с приоритетными отраслями экономики, обеспечивающая тем самым устойчивое их функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. Отметим, что от уровня развития машиностроительного комплекса зависят важнейшие показатели ВВП страны, производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей машиностроения, обеспечивающих потребности народного хозяйства в машинах, оборудовании и приборах, а населения - в технических средствах домашнего обихода и некоторых других товарах народного потребления [1]. Машиностроительный комплекс характеризуется единством технологических процессов производства, используемого оборудования и применяемых материалов. Особенностью машиностроительного комплекса является широкая кооперация между отраслями в производстве конечной продукции.
Наиболее значимыми среди подотраслей гражданского машиностроения являются автомобилестроение, электротехническая промышленность, энергомашиностроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение (около 30-40 % всей продукции машиностроения). Среди перечисленных подотраслей имеются предприятия, которые являются конкурентоспособными по цене и качеству. В основном это отрасли, производящие массовый продукт, на них в рамках кооперации завязаны тысячи смежников, они являются кластерообразующими. В изложенном контексте опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является основным источником инновационного развития и экономического роста страны в целом.
Как показал анализ статистических данных российского машиностроения, износ его основных фондов достиг 50 %, низкая доля наукоемкой продукции в общем объеме выпуска (фактическая доля составляет 2,6 % при пороговой величине 6 %). Вследствие этого огромный научно-технологический потенциал оборонного комплекса не помог переориентировать машиностроительные заводы на внутренний потребительский рынок. Доля убыточных машиностроительных предприятий по видам экономической деятельности составила: производство машин и оборудования - 40 %; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 37 %; производство транспортных средств и оборудования - 42,6 %.
По экспертным оценкам, доля технологий пятого уклада в отечественной экономике в наиболее развитых отраслях составляет примерно 10 %. Более 50 % технологий относится к четвертому уровню, а почти треть - к третьему. При этом в США, Западной Европе и Японии полностью утвердились пятый и шестой технологические уклады, характеризующиеся широким распространением гибких и интегральных производственных систем, информационных технологий и «встро-енностью» национальных хозяйственных агентов в глобальные производственные, инновационные, финансовые и иные сети. Указанные факты говорят об острой необходимости преобразования и модернизации существующей концепции управления в машиностроении.
Однако следует подчеркнуть, что сложившиеся в машиностроительном комплексе проблемы во многом препятствуют его инновационному развитию. Так, на уровне машиностроительных предприятий к числу основных проблем их развития следует отнести:
- моральный и физический износ оборудования и технологий;
- дефицит квалифицированных кадров из-за относительно низкой заработной платы, устаревания состава производственного персонала вследствие падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, а также обострения социальных проблем;
- недоинвестирование и недофинансирование по причинам низкой рентабельности производства и инвестиционной привлекательности предприятий, что замедляет процесс реализации стратегических преобразований (внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг);
- наличие избыточных и нерентабельных производственных мощностей (морально устаревшая конфигурация производственных зданий и высокие издержки на их содержание);
- устаревшая инфраструктура производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспорт-
ная и складская системы, экологическая безопасность, санитарные нормы и требования, техника безопасности и т. п.);
- устаревшая система управления предприятием;
- недостаточно развитая система производственной кооперации (промышленный субконтрактинг);
- низкий уровень системы менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, что актуально в условиях глобализации экономических процессов);
- дефицит опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой политики, в частности, при производстве и реализации наукоемкой продукции;
- недостаточная развитость системы сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;
- наличие внешних угроз со стороны третьих лиц (банкротство, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п.);
- конкуренция (неравные условия на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции машиностроительных предприятий).
Как утверждают многие исследователи (Д.С. Медовников, А.В. Виньков, А.Г. Механик, С.Д. Розмирович) развитию машиностроительной отрасли могли бы способствовать льготные кредиты под 2-2,5 % на технологическое развитие и модернизацию или безвозмездные субсидии на приобретение нового оборудования. Отдельные базовые технологии, такие как термообработка, гальванопокрытие, частично - мехобработка способны при благоприятных условиях обеспечить отечественная наука, а такие области, как зубообработка, инструмент, средства измерения, программные продукты в области зубообработки и моделирования обработки и испытаний необходимо будет приобретать за рубежом.
В этой связи в настоящее время остро стоит решение проблемы прямых иностранных инвестиций в отечественный машиностроительный комплекс. Так, по данным аналитического бюллетеня [2] за первое полугодие 2011 г. поступления сократились на 36 %. Прибыль машиностроительной отрасли за 2011 г., согласно данным Росстата, растет медленнее экономики в целом, так сегмент
«производство машин и оборудования» увеличил прибыль по сравнению с 2010 г. на 7,5 % до 16,8 млрд руб. против роста прибыли в 42,6 по стране в целом.
Сложность инновационного развития машиностроительного комплекса состоит в реализации стратегических целей в процессе вхождения России в постиндустриальное общество, при этом необходимо решить одновременно следующие задачи [3]: интенсивная модернизация приоритетных подотраслей машиностроения и его технического перевооружения, что предполагает переход от технологической зависимости российского машиностроения от зарубежных поставщиков технологий и оборудования; подготовка и переподготовка кадрового потенциала с формированием нового инженерно-технического и управленческого поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения; создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий.
К числу основных направлений инновационного развития предприятий следует отнести: обновление оборудования, разработку новых видов продукции, улучшение системы маркетинга и сбыта, развитие технологий работы с персоналом, что позволяет сделать вывод о том, что инновационное развитие предприятий машиностроительного ком-
плекса следует рассматривать как системнокомплексный механизм, включающий совокупность работ организационного, экономического, технологического, правового и социального направлений.
По экспертным оценкам в рамках реализации приоритетных направлений модернизации машиностроительного комплекса предусмотрены следующие этапы: до 2015 г. -удовлетворение текущего спроса за счет технологий предыдущего поколения, закупка традиционного оборудования, инструмента, комплектующих, в основном импортного; до 2025 г. - освоение новых российских технологий и оборудования с тенденцией импор-тозамещения (при условии реализации инновационного сценария развития и разработки продукции с улучшенными параметрами качества) [4].
Таким образом, можно выделить ряд направлений, реализация которых позволит в дальнейшем развивать деятельность предприятий машиностроительного комплекса: проведение глубокого технологического аудита разработанных программ технического перевооружения и модернизации; улучшение инвестиционного климата; повышение инвестиционной привлекательности предприятий отрасли за счет реализации новых проектов; оптимизация налогового режима; предоставление долгосрочных кредитных ресурсов из средств государства или под соответствующие государственные гарантии; создание частно-государственных партнерств; расширение рынка сбыта машиностроительной продукции; реструктуризация и реорганизация машиностроительного комплекса; обеспечение квалифицированными кадрами на всех уровнях квалификации - рабочие, средний персонал, инженерно-технический состав и т. д.
Представляется необходимым разработка системно-координационного механизма в реализации перспективных направлений развития отечественного машиностроительного комплекса на основе принятых Правительством РФ стратегий и концепций, программ, соглашений, отраслевых и межотраслевых проектов.
1. Экономический словарь (финансовые и экономические термины и понятия). URL: http://www.ekoslovar.ru/186.html. Загл. с экрана.
2. Аналитический бюллетень. Машиностроение: тенденции и прогнозы. Вып. 3. Итоги 2011 г. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/ b_ mash3.pdf. Загл. с экрана.
3. Почукаева О.В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности. URL: http:// institutiones.com/industry/ 1419-innovacionno-texnologicheskoe-razvitie.html. Загл. с экрана.
4. Наумов С. О модернизации промышленности России. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ industry. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 14.08.2012 г.
UDC 338.24
STUDY OF PROBLEMS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING COMPLEX OF RUSSIA
Ekaterina Vladimirovna ERMOLENKO, Saratov State Socio-Economic University, Saratov, Russian Federation, Post-graduate Student, Labor Economics and Personnel Management Department, e-mail: [email protected]
The priority subsector of domestic machine building complex is considered. The main problems of functioning and development of the enterprises of machine-building industry are covered. Future directions for innovation development of machine-building industry through the development of a clearing-house mechanism for the management of the system are proposed.
Key words: problems; machine-building complex; innovative development; operation.