В. В. БЕЛЯЕВ СОСТОЯНИЕ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: машиностроение, динамика производства, состояние отрасли, стратегическое планирование, экономический кризис, регион
Key words: engineering, production dynamics, state of the industry, strategic planning, economic crisis, region
Исследуется и анализируется состояние машиностроительного комплекса региона в кризисный и посткризисный периоды, выявляются основные отраслевые проблемы. Определяются меры, способствующие долгосрочному развитию машиностроительной отрасли Самарской области.
The paper explores and analyzes the state of the machine-building complex of a region in the crisis and post-crisis periods; it reveals the main problems in this industry. The author identifies the measures that promote long-term development of the machine-building industry in the Samara Region.
Машиностроение — основополагающая отрасль в промышленном секторе развитых стран. В 1990 г. в СССР доля машиностроительной продукции в промышленном производстве составляла порядка 40 %, что соответствует аналогичному значению в развитых странах в настоящее время. В современной России удельный вес машиностроительной продукции, как правило, не превышает 22 %.
Машиностроительный комплекс традиционно занимает одно из центральных мест в структуре обрабатывающего сектора Самарской области. На его предприятиях работают около 178,7 тыс. чел., объем отгруженных товаров машиностроительных предприятий составляет 46,3 % от общего объема отгрузки в промышленности Самарской области (361,6 млрд руб. в 2013 г.).
Доля отгруженной продукции машиностроительных предприятий Самарской области от общего объема промышленной продукции, несмотря на снижение с 58 до 46 %, за последнее десятилетие более чем в два раза превышает аналогичный
БЕЛЯЕВ Владимир Васильевич, аспирант кафедры общего и стратегического менеджмента Самарского государственного университета.
BELYAEV Vladimir Vasilievich, Postgraduate at the Department of General and Strategic Management, Samara State University (Samara, Russian Federation).
© Беляев В. В., 2015
общероссийский показатель (21 % в 2013 г.) и находится на уровне ведущих мировых машиностроительных держав.
Основными направлениями экономической специализации региона являются производство автомобилей и их компонентов, авиационное и ракетно-космическое машиностроение. Автомобилестроение — ведущая отрасль машиностроения, определяющая экономический и социальный уровень развития Самарской области. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, легкой и других отраслей промышленности региона. Только ОАО «АВТОВАЗ» обеспечивает заказами на сумму более 65 млрд руб. более 240 предприятий различных отраслей экономики области.
Структура машиностроительного комплекса Самарской области выглядит следующим образом: 78 % — доля транспортных средств и оборудования, 14 % — производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, 8 % — производство машин и оборудования (средневзвешенные значения за период 2005—2013 гг.).
Говоря о динамике индекса производства в машиностроительном секторе региона (рисунок), следует отметить прямую зависимость изменений показателя обрабатывающих производств от движения в подотраслях машиностроения:
Е 120
обрабатывающие производства
производство машин и оборудования
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
производство транспортных средств и оборудования
2004 2005 2006
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 год
Рисунок. Динамика индекса производства Самарской области по отдельным видам экономической деятельности
200
180
160
140
д100
80
60
40
На рисунке видно, что ухудшение производственных показателей машиностроения в кризисный период привело к провалу в сфере обрабатывающих производств. Стоит отметить, что причиной снижения стал высокий уровень зависимости результатов экономической деятельности машиностроительных предприятий от платежеспособности клиентских организацией, чей спрос выступает в качестве ориентира. Иначе говоря, с конца 2008 г. промышленные предприятия области и России снизили объем заказов на машиностроительную продукцию в связи с общей антикризисной политикой сокращения издержек для недопущения критического снижения финансовой устойчивости.
В то же время финансовая поддержка, стимулирование, попытки «реанимации» машиностроительного сектора обеспечивают рост показателя обрабатывающих производств, что позволяет сделать вывод о высоком уровне зависимости промышленности региона от состояния ее «локомотива» — машиностроительного комплекса.
Как уже было сказано, машиностроение представляет собой комплексный сектор промышленности. Для более полного понимания, в каком состоянии находится самарское машиностроение, выделим в нем три наиболее крупных сегмента: производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования.
Крупными предприятиями сегмента «Производство транспортных средств и оборудования» являются ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КУЗНЕЦОВ», ЦСКБ «Прогресс». Несмотря на устойчивый рост производства после кризисного 2009 г. в рамках мероприятий по увеличению производственных мощностей, обновления модельного ряда, в 2013 г. наметилась отрицательная динамика, приведшая к убытку в 5,9 млрд руб.
Сокращение издержек за счет оптимизации персонала (-22 % к 2008 г.) и автоматизации производства не позволяет существенно снизить удельный вес убыточных организаций и достичь уровня рентабельности, достаточной для качественного развития предприятий отрасли. Отмечается, что резкий рост инвестиций в основной капитал в 2011—2013 гг., в том числе за счет реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 г. и инвестиционного проекта в особой экономической зоне, позволил несколько сократить степень износа ОПФ, уровень которого по-прежнему не выносит критики (более 2/3). Специфика производимой сегментом продукции определяет достаточно высокий процент инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции (58 % против 31 % в обрабатывающем секторе в 2013 г.)1.
Для Самарской области способом избежать резкого падения спроса и изменения структуры рынка из-за вступления России в ВТО могут стать федеральные целевые программы, позволяющие поддержать объем выпускаемой продукции на прежнем уровне. Госзаказ для предприятий оборонной сферы как в области, так и в России в целом остается гарантом их стабильного развития. Еще в 2011 г. субсидирование самарских предприятий по федеральным целевым программам превысило 20 млрд руб., в 2012 — 25 млрд руб.2
Лидерами сегмента «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» являются ООО «Тольяттинский трансформатор» и ЗАО «Самарская кабельная компания». Анализ показателей сегмента показывает, что для объема производства и финансового результата к 2012 г. отмечен двукратный рост по сравнению с 2009 г. и снижение в 2013 г.; постепенно сокращается доля убыточных организаций при небольшом уменьшении численности (-4,2 % за 2013 г.), что позволило увеличить рентабельность производства до 5,6 %; объем инвестиций в основной капитал, хотя и вышел на докризисный уровень к 2013 г., не позволяет существенно снизить степень износа ОПФ; доля инновационной продукции в общем объеме производства оказалась наименьшей за последние пять лет (5,4 % в 2009 г. против 1,5 % в 2013 г.)3; в ближайшие годы в качестве предпосылок развития предприятий подотрасли выступит увеличение спроса на продукцию электротехнической отрасли из-за необходимости ввода новых мощностей для обеспечения роста потребностей в электроэнергии, внедрения современных энергосберегающих технологий в промышленности, а также стабильного надежного энергоснабжения (степень износа оборудования в российском секторе электроэнергетики составляет около 65,0 %).
Лидерами сегмента «Производство машин и оборудования» являются ОАО «ЕПК Самара» (подшипниковая промышленность), ООО «ВМЗ» (станкостроение), ОАО «ТЯЖМАШ». Из анализа показателей этого сегмента ясно, что, во-первых, уровень его производства (единственный в секторе машиностроения региона) не имел отрицательной динамики в 2013 г., достигнув исторического максимума (34,8 млрд руб.). Во-вторых, рентабельность производства, хотя и является наиболее высокой в отрасли, демонстрирует снижение начиная с 2010 г., при том что сегмент имеет наименьшую долю материальных затрат в отрасли (51,0 % в 2013 г. против 72,0 и 73,2 % в двух других сегментах). Доля затрат на оплату труда, наоборот, самая высокая в отрасли (26,6 % в 2013 г. против 13,1 и 15,3 % соответственно). Учитывая тенденцию к росту численности персонала в течение последних трех лет, докризисного уровня рентабельности без существенных технологических изменений в производстве и инвестиций в основной капитал достичь будет практически невозможно. В-третьих, степень износа ОПФ в 2013 г. благодаря росту инвестиций достигла максимального значения (39,7 %), что является лучшим показателем в отрасли4.
В качестве стратегических ориентиров для предприятий сегмента выступают НИОКР, разработка и освоение производства крупногабаритного оборудования для ОПК (куда будут направляться государственные инвестиции в рамках реализации стратегий и ФЦП с последующим ростом объемов заказов) энергетики, черной и цветной металлургии, химической и нефтеперерабатывающей отраслей.
Современные реалии таковы, что ждать бесконечных вливаний и надеяться на рост валовой финансовой поддержки не приходится. В условиях жесткой экономии, сокращения нецелевых расходов, тенденции создания федеральных целевых программ для поддержки исключительно ключевых отраслей экономики, способных оказать положительный эффект уже в среднесрочной перспективе, на наш взгляд, необходимо обращать внимание на: действующие на федеральном и региональном уровне стратегии и целевые программы по поддержке и развитию машиностроительной отрасли; механизм взаимодействия органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне, в компетенцию которых входит реализация указанных стратегий
и программ; риски и перспективы вхождения Российской Федерации в ВТО для предприятий машиностроительного комплекса региона, которым в качестве стратегических ориентиров стоит учитывать возможности усиления взаимодействия со своими иностранными партнерами.
В 2014 г. разработана государственная программа «Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 года». В документе сделана ставка на наличие в регионе достаточно мощного научно-образовательного потенциала. Приоритеты региональной политики в сфере инновационного развития машиностроительного комплекса установлены нормативными правовыми актами: Законом Самарской области «Об основах промышленной политики в Самарской области», государственной программой Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014—2018 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 14 ноября 2013 г. № 622. Приоритетом региональной политики в сфере реализации госпрограммы служит государственной поддержкой традиционных для региона отраслей, продукция которых ориентирована на потребительский сектор (автомобилестроение), государственный заказ (ОПК), инвестиционный спрос (металлургия, тяжелое машиностроение, машиностроение для нефтегазохимического комплекса, станкостроение, силовая электротехника и энергетическое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, подшипниковая промышленность). В документе сформулирован ряд ключевых показателей эффективности, на основе которого ежегодно будут анализироваться процессы реализации каждого этапа многолетней стратегии5.
Одной из задач развития является техническое и технологическое перевооружение организаций машиностроительного комплекса Самарской области. При реализации государственной программы планируется эффективнее задействовать инструменты государственного регулирования, направленные на поддержку и развитие предприятий машиностроительного комплекса и создание благоприятных финансовых условий их деятельности по выводу на рынок конкурентоспособной инновационной продукции.
Федеральные органы управления должны, максимально учитывая особенности функционирования подотраслей и регионов, выработать единую стратегию развития комплекса, способствующую производству конкурентоспособной продукции, отвечающей современным требованиям рынка и реализующей достижения научно-технического прогресса6.
Подводя итоги анализа текущего состояния отечественного машиностроения, следует отметить, что, несмотря на тенденцию постепенного увеличения объемов производства, во многих отраслях наблюдается отставание ряда показателей от предкризисного уровня. Многие проблемы носят системный характер, и без государственного участия в развитии машиностроительного сектора России ожидать каких-либо улучшений сложно.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Самарский статистический ежегодник — 2004: стат. сб. Самара: Изд-во территор. органа Федер. службы гос. статистики по Самарской области, 2014. 357 с.
2 См.: Федеральная служба государственной статистики. Промышленность России: социально-экономические показатели — 2014. URL: http:// www.gks.ru (дата обращения: 08.03.2015).
3 См.: Самарский статистический ежегодник — 2004 ...
4 Там же.
5 См.: Государственная программа Самарской области «Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 года» (утв. Постановлением Правительства Самарской области от 4 июня 2014 г. № 321). URL: http://docs.cntd.ru/document/464011089 (дата обращения: 08.03.2015).
6 См.: Дубровина Н.А. Основные направления государственного регулирования развития отечественного машиностроения // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвуз. сб. науч. тр. 2011. № 1. С. 52—59.
Поступила 20.04.2015.
V. V. Belyaev. State of the Machine-Building Complex in the Samara Region
The paper reveals the structure of machine building in the region, its importance and key role in the region's manufacturing industry. The author analyzes the state of the main sub-sectors of the machine-building complex in the Samara Region for the period of 2005—2013 basing on the use of
statistical data characterizing the numbers, material and technical basis, the financial and economic situation. This time period allows to trace the development of enterprises in the segment of machine building before the economic crisis of 2008—2009 and in the crisis and post-crisis periods allowing to reveal the impact of the crisis and its consequences. The analysis shows that despite a dramatic decline in industrial production during the crisis and the gradual attainment by the enterprises of the pre-crisis levels in some areas by 2013, there were traces of negative dynamics in the machine building industry in general.
The study allows to draw a conclusion about a high level of dependence of local industry on the state of its 'engine' — the machine-building complex. Recommendations are given, which can be divided into 3 types. The first one concerns the strategies and targeted programs for support and development of the machine-building industry at the federal and regional levels. The second one concerns the mechanisms of interaction of the executive authorities responsible for implementation of the above-mentioned strategies and programs at the federal and regional levels. The third type is about the importance of analyzing foreign experience of joining the World Trade Organization.