Научная статья на тему 'Методика оценки привлекательности предприятий машиностроительной отрасли'

Методика оценки привлекательности предприятий машиностроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ / МЕТОДИКА / МАШИНОСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов Т. Ф.

Рассмотрены основные проблемы машиностроительного комплекса России и Оренбургской области. Предложена и апробирована методика по выявлению потенциала подотраслей машиностроительного комплекса, состоящая из восьми показателей и определены перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF THE VALUATION OF THE ENTERPRISE’S APPEAL OF A MACHINE - BUILDING INDUSTRY

The primary problems of a machine building complex of Russia and Orenburg region were examined in this article. The methodology of a delineation of the potential of the subindustries of a machine building complex is offered and certified, for seeing the calculation of the integral index. Also the trends of development of the industry were fixed.

Текст научной работы на тему «Методика оценки привлекательности предприятий машиностроительной отрасли»

УДК 338.45:621(470+571)(470.56)

Т.Ф. Шарипов, канд. экон. наук, доцент кафедры национальной экономики, (3532) 37-24-47, tagirfsh@mail.ru, (Россия, Оренбург, ФГБОУ «Оренбургский государственный университет»)

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Рассмотрены основные проблемы машиностроительного комплекса России и Оренбургской области. Предложена и апробирована методика по выявлению потенциала подотраслей машиностроительного комплекса, состоящая из восьми показателей и определены перспективы их развития.

Ключевые слова: конкуренция, потенциал, развитие, методика, машиностроение.

Машиностроительному комплексу в модернизационных процессах отводится большая роль. Именно он определяет технологический уровень развития всей российской экономики. По мнению В.В. Гутенева, от того, насколько успешно пойдет его модернизация и переход к инновационному развитию, зависит будущее всей страны [1].

В целях повышения эффективности предприятий данной отрасли, инвестиционной привлекательности и их рыночной ориентированности необходимо оценить их потенциал, целенаправленно и своевременно управлять им. Также его оценка позволяет выявить скрытые резервы в развитии предприятия и увидеть способность хозяйствующего субъекта генерировать прибыль, что в свою очередь способствует снижению рисков. В связи с этим целесообразно разработать и применить методику по исследованию потенциала предприятия.

Машиностроительный комплекс России объединяет 7500 крупных и средних предприятий и организаций. В отрасли занято около четырех миллионов человек (1/3 занятых в промышленности (34,5 %)).

Несмотря на некоторые положительные изменения, состояние машиностроительного комплекса в стране в настоящее время остается очень тяжелым. До 90-х годов ХХ в. машиностроение в основном было ориентировано на нужды оборонной промышленности, а также жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей. Предприятия дублировали друг друга, конкуренция отсутствовала. Переход к рыночной экономике негативно отразился на машиностроительном комплексе: объемы производства сократились в несколько раз, доля машиностроения в выпуске промышленной продукции уменьшилась до 20 %, в то время как в экономически развитых странах она достигает уровня 35-50 % [4].

По данным таможенной статистики (Федеральной таможенной службы), в 2011 г. импорт машиностроительной продукции в Россию увеличился на 1,3 %. В импорте зарегистрирован рост закупок инструментов и аппаратов оптических в 1,6 раза, судов и плавучих средств — на 27,2 %, механического

оборудования — на 4,9 %. При этом в декабре 2011 г. закупка электрооборудования остались практически на уровне ноября 2011 г., летательных аппаратов сократилось на 42,1 %, средств наземного транспорта — на 11,7 % [2].

Доля экспорта машин и оборудования в январе-ноябре 2011 г. снизилась по сравнению с этим же периодом прошлого года и составила 3,3 % против 4,2 % в 2010 г., так экспорт легковых и грузовых автомобилей снизился на 24,8 % и 21,8 % соответственно. При этом в 2011 г. произошло увеличение поставок электрического оборудования на 20,4 %, железнодорожного оборудования на 64,6 %, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) на 15,7 %, инструментов и аппаратов оптических на 7,7 %, механического оборудования на 4,0 % [2].

Это приводит к резкому снижение финансовых поступлений в отрасль, ослаблению научно-технической базы, сокращению возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров.

Машиностроительные предприятия в отличие от предприятий других отраслей промышленности имеют ряд специфических особенностей, многие из которых достались в наследство от социалистической экономики. Среди них можно выделить следующие: относительно низкий уровень рентабельности, который в целом по отрасли не превышает 15 %; высокий уровень накладных расходов; высокий уровень энергоемкости и металлоемкости, длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций; относительно низкий уровень фондоотдачи; высокий уровень специализации; потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании; потребность в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах и кадрах рабочих специальностей, высокий уровень милитаризации с незначительным удельным весом производства товаров народного потребления; объемная и разветвленная социальная инфраструктура и крайне неудовлетворительное соотношение площадей, непосредственно используемых в основном производстве и общей площади, занимаемой предприятием [3].

Для наглядности рассмотрим машиностроительный комплекс на примере одного из регионов РФ — Оренбургской области, в которую во время Великой Отечественной войны было эвакуировано более 90 промышленных предприятий, производственные мощности которых стали основой становления машиностроительного комплекса. В настоящее время машиностроение в области представлено более чем 70 крупными предприятиями, при этом доля продукции машиностроения в объеме промышленного производства составляет около 4,0 % [5].

Предприятия машиностроительной отрасли Оренбургской области специализируются на выпуске металлургического, кузнечно-прессового, гидравлического оборудования, металлорежущих станков, котлов и блочных котельных на автомобили и трактора, радиаторы электродвигателей переменного тока, низковольтной электрической аппаратуры, силовых преобразователей, бытовых холодильников и морозильников. В структуре машинострои-

тельного комплекса развито сельскохозяйственное, транспортное машиностроение и станкостроение. Тяжелое машиностроение является основной отраслью специализации машиностроительного комплекса Оренбургской области. Близость металлургических предприятий — основных поставщиков сырья и одновременно главных потребителей его продукции — способствует относительно стабильной работе тяжелого машиностроения [5].

Основными причинами низкой доли машиностроения в промышленном производстве как региона, так и страны в целом являются следующие:

Первая проблема. Неудовлетворительное состояние активной части основных фондов, износ которых составляет от 50 до 75 %. По данным Госкомстата, 65 % оборудования эксплуатируется 15-20 лет, а доля оборудования, срок эксплуатации которого меньше пяти лет, — менее 5 %. Темпы обновления технологической базы в машиностроении за последние 10 лет снизились до 4,6-4,9 %, что почти вдвое ниже, чем в среднем по промышленности — 8,7 % [2].

Для решения первой проблемы необходимо решить вторую проблему

— инвестиционную. Объем инвестиций в машиностроительную отрасль составляет лишь 7 % инвестиций в промышленность. Инвестиции в основной капитал в 2009 г. составили 74,5 % к уровню 2008 г. Доля импортного оборудования в общем объеме инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в январе-сентябре 2010 г. составила 20,2 %, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года доля импортного оборудования сократилась на 2,8 % [2].

Третья проблема — рентабельность производства. В целом по России после 1998 г. она росла, и в 2001 г. достигла 17 %. В 2009 г. составляла 8,2 %, а число убыточных предприятий в 2009 г. увеличилось на 40 % по сравнению с 2008 г. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. сальдированный финансовый результат уменьшился на 41 % и составил 47,2 млрд руб.

Четвертая проблема — производительность труда. В машиностроении и металлообработке занята третья часть промышленно-производственного персонала страны. Однако выработка на этих предприятиях является одной из самых низких и не превышает 361 тыс. руб. в год, тогда как в среднем по промышленности составляет 716 тыс. руб. Соответственно и уровень заработной платы ниже, чем в целом по промышленности.

Из этого вытекает пятая проблема — кадровая. Заработная плата работающих на машиностроительных предприятиях остается невысокой и составляет в Оренбургской области на предприятиях по производству машин и оборудования 12 392,2 руб.; электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 13 524,3 руб.; транспортных средств и оборудования

— 12 753,8 руб., что не способствует привлечению молодых высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров.

Шестая проблема — конкурентная, связанная с четким и однозначным определением своего места и своей роли на российском и международном рынках. В условиях отсталости технической базы производить продукцию, способную конкурировать с зарубежными аналогами по цене и качеству,

становится практически невозможно, и это ведет к вытеснению продукции машиностроения даже с российского рынка и как следствие — к сокращению инвестиций в основной капитал. Необходимым условием преодоления этой проблемы является решение инвестиционно-стратегической задачи на государственном уровне.

Следует отметить, что в Оренбургской области действует областная целевая программа «Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011-2015 годы». Согласно данной программе на модернизацию машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011-2015 гг. из средства областного бюджета будет направлено 35 974,9 тыс. руб.

Однако для решения отмеченных проблем машиностроительного комплекса Оренбургской области этих средств крайне мало.

В связи с этим необходимо привлечение инвестиций и в первую очередь в приоритетные направления, которые в дальнейшем обеспечат развитие всей отрасли. Для этого считаем целесообразным применить следующую методику по оценке привлекательности предприятий машиностроительного комплекса (рисунок).

Укрупненная схема методики расчета интегрального показателя оценки, привлекательности машиностроительной отрасли

1. Показатель значимости производства подотрасли машиностроения на территории региона:

П = шоо/ (1)

1 V

у МР

где Уо_пм — производство валового регионального продукта предприятиями машиностроительной подотрасли, тыс. руб.; Умр — общий объем производства машиностроительной отрасли в валовом региональном продукте, тыс. руб.

Показатель значимости показывает важность подотрасли машиностроения для экономики региона.

2. Показатель оборота подотрасли машиностроения:

П2 = 100%, (2)

КОБ _ МР

где Уоб_пм — оборот предприятий машиностроительной подотрасли региона, тыс. руб.; Уоб._р — оборот в регионе по всем предприятиям машиностроительной отрасли региона, тыс. руб.

Показатель оборота показывает долю оборота предприятий машиностроительной подотрасли в общем обороте предприятий машиностроения региона.

3. Показатель душевого производства продукции:

П = 100%, (3)

3 о

ПМ

где Опм — среднегодовая численность занятого населения на предприятиях машиностроительной подотрасли, чел.

Показатель душевого производства продукции показывает объем производства валового регионального продукта, приходящегося на одного работающего в подотрасли машиностроения региона.

4. Доля предприятий машиностроительной подотрасли:

П4 = (0пм 100%, (4)

оМР

где Опм — количество предприятий машиностроительной подотрасли; Qp — количество предприятий машиностроительной отрасли региона.

Данный показатель показывает долю предприятий, приходящихся на данную подотрасль машиностроения.

5. Показатель численности:

П = 100%, (5)

5 о

^¿З МР

где 0з._пм. — численность, занятых на предприятиях машиностроительной подотрасли, чел.; 0з_мр. — численность, занятых на предприятиях машиностроения региона, чел.

Показывает удельный вес, занятых на предприятиях машиностроительной подотрасли в общем объеме, занятых в регионе.

6. Показатель отгруженных товаров собственного производства:

П6 = ^^ 100%, (6)

^Т _ МР

где Ут_пм — объем отгруженной продукции собственного производства предприятиями машиностроительной подотрасли, тыс. руб.; Ут_мр. — объем отгруженной продукции собственного производства предприятиями машиностроения в регионе, тыс. руб.

7. Показатель инновационности:

П7 = 100%, (7)

КИ _ МР

где КИ_пм. — количество поданных заявок на изобретения, на образцы, свидетельства на модели предприятиями машиностроительной подотрасли, шт.; КИ_мр — количество поданных заявок на изобретения, на образцы, свидетельства на модели предприятиями машиностроительной отрасли региона, шт.

Показатель характеризует долю инноваций, приходящихся на предприятии машиностроительной подотрасли, в общем объеме инноваций в машиностроительной отрасли региона.

8. Показатель инвестиционности:

П8 = ^ 100%, (8)

1МР

где 1пм — объем инвестиций в предприятия машиностроительной подотрасли, тыс. руб.; 1мр — объем инвестиций в предприятия машиностроения региона, тыс. руб.

Показатель характеризует долю инвестиций, приходящихся на предприятия машиностроительной подотрасли, в общем объеме инвестиций в предприятия машиностроительной отрасли региона.

9. Интегральный показатель:

п=^ПППППППА . (9)

Интегральный показатель позволяет определить подотрасль машиностроения, имеющий наибольший потенциал развития.

Интегральный показатель стремится к 100 %. Чем ближе полученное значение, тем выше потенциал предприятий данной подотрасли. Проведенные расчеты по данной методике позволили определить потенциал

предприятий подотраслей машиностроения Оренбургской области (таблица).

Результаты расчета интегрального показателя по определению потенциала развития подотраслей машиностроения

Показатели Подотрасли машиностроения

производящие продукцию оборонно-промышленного комплекса производство оборудования для ТЭК транспортное (включая железнодорожное) машиностроение тяжелое машиностроение сельскохозяйственное машиностроение энергетическое машиностроение прочее

П1 10,3 8,7 16,8 18,5 4,2 7,7 33,8

П2 7,9 9,8 17,6 10,9 2,3 21,6 29,9

Пз 8,4 10,9 18,5 18,4 4,3 17,2 22,3

П4 1,4 2,9 8,6 1,4 14,3 7,2 64,2

П5 11,5 7,7 38,4 19,2 6,1 2,2 14,9

П6 10,8 9,3 17,9 18,3 5,2 8,4 30,1

П7 16,9 3,1 20,1 46,3 0,1 5,3 8,2

П8 15,3 5,2 22,4 42,8 0,2 8,3 5,8

П 8,63 6,48 18,64 15,66 2,10 8,00 20,47

Как видно из данных имеющим наибольший потенциал является транспортное (включая железнодорожное) машиностроение (18,64 %), тяжелое машиностроение (15,66 %), производящие продукцию оборонно-промышленного комплекса (8,63 %), энергетическое машиностроение (8,00 %), производство оборудования для ТЭК (6,48 %) и сельскохозяйственное машиностроение (2,10 %), имеющие соответствующие интегральные показатели.

Таким образом, наибольший потенциал развития имеет транспортное и тяжелое машиностроение. Для развития остальных подотраслей машиностроительного комплекса необходима их интеграция в холдинги, что обеспечивает более легкий доступ к финансовым ресурсам, инновационным разработкам, позволяет получать более точные маркетинговые данные о конъюнктуре рынка, конкурентах и ситуации в отрасли.

Эффективность инвестирования в новые сферы деятельности в современных условиях обусловлена укреплением взаимосвязей между экономическими субъектами-участниками, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной

экономической деятельности, в том числе совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР. Достижения такого взаимодействия в машиностроительной отрасли возможно, на наш взгляд, посредством кластеризации.

Библиографический список

1. Гутенев В.В. Машиностроение: у модернизации нет альтернативы // Волга - Бизнес. 2010. № 9. С. 6-7.

2. Статистическое обозрение - 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.

3. Черногоров А.Ю. Новая стратегия реструктуризации предприятий машиностроительной отрасли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mashportal.ru.

4. Шарипов Т.Ф. Оптимизация организационной структуры в условиях модернизации планирования деятельности предприятия на современном этапе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 13. С. 92-100.

5. Экономика Оренбургской области: машиностроение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnolia Public/regportal/ Info/Economics/Industry/Cars.html.

T.F. Sharipov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The methodology of the valuation of the enterprise's appeal of a machine-building industry

The primary problems of a machine-building complex of Russia and Orenburg region were examined in this article. The methodology of a delineation of the potential of the subindustries of a machine-building complex is offered and certified, forseeing the calculation of the integral index. Also the trends of development of the industry were fixed.

Key-terms: potential, development, methodology, competition, machine-building.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.