Научная статья на тему 'Место логистического обеспечения в системе организации операционной деятельности компании топливно-энергетического комплекса'

Место логистического обеспечения в системе организации операционной деятельности компании топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЭНЕРГЕТИКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / LOGISTICS / ENERGY / COMPETITIVE ADVANTAGE / LOGISTICS SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищеряков Д. С.

В статье на основе обобщения отечественной и зарубежной практики, анализа научных подходов и теоретических решений, доказано, что создание системы логистической поддержки деятельности компаний является одним из главных условий достижения конкурентных преимуществ крупных организаций, стратегическим фактором их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF LOGISTICS IN THE ORGANIZATION OF OPERATIONS OF THE COMPANY’S FUEL AND ENERGY COMPLEX

The article based on the aggregation of domestic and foreign practice, analysis of research approaches and theoretical solutions, it is proved that the establishment of logistical support activities of companies is one of the main conditions for achieving competitive advantages of large organizations, the strategic factor of development.

Текст научной работы на тему «Место логистического обеспечения в системе организации операционной деятельности компании топливно-энергетического комплекса»

д) степень устойчивости взаимодействий. Устойчивые взаимодействия малых предприятий с другими производственными структурами образуют экономический симбиоз7, неустойчивые взаимодействия имеют тенденцию к трансформации - движение осуществляется либо к симбиозу, либо к ликвидации взаимодействия.

Во всех выделенных вариантах взаимодействий малых предприятий информационному взаимодействию принадлежит одна из важнейших позиций; с информационного взаимодействия начинается любое взаимодействие экономических субъектов, результаты информационного взаимодействия являются основой формирования новых взаимодействий, образования новых структур.

Литература:

1. Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. - М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН,

1997.

2. Егорова Н.Е., Маренный М.А.Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере

малого бизнеса//Финансовый менеджмент, №1, 2002.

3. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз)// Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №5.

4. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.// Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. 2000, № 1 (2).

5. Николаева Т. П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. - С-Пб.: 1999.

6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Пер. с англ. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

7. Рыгалин Д.Б. Инновационные взаимодействия: компетент-ностный подход к развитию неравновесных экономических систем. - М.: МИЭТ, 2008.

8. David Leveers. Digital Convergence at the User Interface, April

1998, http://www.vers.co.uk/DLEEVERS/PAPERS/CyColl/ CyColl.html.

5 Рыгалин Д.Б. Инновационные взаимодействия: компетентностный подход к развитию неравновесных экономических систем. - М.: МИЭТ, 2008.

6 Егорова Н.Е., Маренный М.А.Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса//Финансовый менеджмент, №1, 2002.

7 Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М., ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН, 1997.

МЕСТО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Мищеряков Д.С., аспирант Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового ранка

В статье на основе обобщения отечественной и зарубежной практики, анализа научных подходов и теоретических решений, доказано, что создание системы логистической поддержки деятельности компаний является одним из главных условий достижения конкурентных преимуществ крупных организаций, стратегическим фактором их развития.

Ключевые слова: логистика, энергетика, конкурентные преимущества, логистическая поддержка.

PLACE OF LOGISTICS IN THE ORGANIZATION OF OPERATIONS OF THE COMPANY’S FUEL AND ENERGY COMPLEX

Mischeryakov D., The post-graduate student, Institute for Research on product distribution and market wholesale wound

The article based on the aggregation of domestic and foreign practice, analysis of research approaches and theoretical solutions, it is proved that the establishment of logistical support activities of companies is one of the main conditions for achieving competitive advantages of large organizations, the strategic factor of development.

Keywords: logistics, energy, competitive advantage, logistics support.

Рассматривая логистические проблемы как проблемы, инкорпорированные в общую сферу деятельности компании, необходимо заметить, что развитие компании без измерения эффективности ее деятельности не возможно.

Современные методы оценки эффективности деятельности компании предполагают системный подход с учетом всех сфер ее деятельности. Существует целый ряд систем оценки.

Наибольшее распространение из них получила сбалансированная система показателей (ССП).

Система состоит из четырех групп элементов оценки эффективности включающую показатели развития человеческого капитала, финансовые показатели, показатели взаимоотношения с клиентами и показатели операционной деятельности.

Одна из базовых идей, положенных в основу системы Balanced Scorecard - это идея измеримости. Все факторы, важные для управления предприятием, должны быть так или иначе измерены и представлены в виде показателей (индикаторов). Девиз концепции — «If you can’t measure it, you can’t manage it» («Если Вы не можете это измерить, значит, Вы не можете этим управлять»)1.

Традиционно используемые финансовые показатели в системе Balanced Scorecard считаются «поздними» (когда реагировать уже поздно), а показатели, относящиеся к перспективам «Рынок \ Кли-

енты», «Бизнес-процессы» и «Инфраструктура \ Сотрудники», рассматриваются как «ранние» (есть возможность реагировать своевременно). Уместной здесь будет аналогия с футболом — получив за нарушение правил желтую карточку, игрок будет, скорее всего, действовать осмотрительнее (возможность своевременной реакции на изменение ситуации).

В настоящее время в соответствии с подходом «миссий» одним из базовых принципов калькуляции логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций. Это означает, что данный принцип должен дать возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения.

Наивысшая эффективность калькуляции издержек сферы распределения достигается при раздельном определении расходов, связанных с выполнением конкретных задач данной сферы, и различных «вводимых ресурсов», задействованных в достижении этих целей. В современных компаниях к сфере логистических задач с полным основанием можно отнести задачи обмена информацией между различными подразделениями компании. Эти задачи имеют тем большее значение, если учесть транснациональный характер

1 Давыденко А.С. Система ключевых показателей эффективности, как эффективный инструмент корпоративного контроля деятельности дочерних и зависимых обществ и оценки эффективности реализации стратегии // Транспортное дело России, 2008. - №6.

бизнеса. Решение логистических задач компании переходит в разряд стратегических приоритетов компаний.

Так управление компанией Kenyon Stores2 включает:

- план по логистике;

- план по недвижимости;

- план по развитию;

- план по маркетингу.

На основании разработанных планов формируется бюджет и сбалансированная система показателей (ССП). В соответствии с ССП осуществляется разработка ключевых показателей эффективности Компании.

Изложенные подходы к формированию стратегии нашли широкое распространение в энергетических компаниях России.

Логистические задачи в них решаются специальными подразделениями в рамках осуществления политики в сфере закупочной деятельности.

Например в тепловой генерирующей компании оптового рынка электроэнергии №1 (ОГК 1) в рамках Политики в сфере закупочной деятельности сформулированы следующие основные положения.

1. Совет Директоров Общества вправе разработать и принять Политику Общества в области закупок (далее — «Политика»)3,

2. Генеральный директор Общества в течение месяца после принятия Политики должен издать распорядительные документы Общества, обеспечивающие реализацию Политики.

3. В Политике Общества могут отражаться вопросы:

a) приоритеты Общества в выборе поставщиков и продукции (например, надежность поставщика, бесперебойность поставок, качество продукции, цена продукции, логистические схемы поставок и т.п.);

b) требования или рекомендации по обеспечению уровня конкуренции при проведении закупок (в целом или по разным видам закупаемой продукции, разным видам закупочных процедур);

c) особенности принятия решений, установления требований или проведения закупочных процедур в отношении каких-либо отдельных видов закупаемой продукции;

d) требования или рекомендации по распределению полномочий по принятию решений в области закупок между управляющей компанией (либо исполнительным аппаратом Общества) и его дочерними и зависимыми обществами (либо филиалами);

e) требования или рекомендации по системе управления закуп-

ками, в частности по полномочиям и порядке работы Комитета по закупкам при Совете Директоров Общества (при его наличии), Центрального закупочного органа Общества, структурных подразделений управляющей компанией (либо исполнительного аппарата Общества) и его дочерних и зависимых общества (либо филиалов), включая организационную структуру и штатную численность вышеуказанных элементов системы управления закупками;

f) требования или рекомендации к опыту работы и профессиональным знаниям и навыкам членам Центрального закупочного органа Общества, закупочных комиссий, закупающим сотрудникам;

g) ключевые показатели эффективности работы руководителей, ответственных за организацию и проведение закупок, и закупающих сотрудников.

4. В отношении отдельных проектов или программ Совет Директоров Общества может принять специальную политику.

Приведенный пример демонстрирует высокий статус вопросов связанных с логистикой бизнеса в энергетических компаниях и раскрывает механизмы организации закупочной деятельности.

Вопросы логистической поддержки деятельности компаний относятся к вопросам стратегического развития. Ими занимаются высшие органы управления энергетических компаний. Однако, около 70% неудач компаний согласно исследованию журнала Fortune вызваны не ошибками при разработке стратегий, а неспособностью эффективно реализовать разработанные стратегические планы. Во многом это связано с недооценкой логистических вопросов в деятельности компаний. Логистическое обеспечение является неотъемлемой частью организации операционной деятельности компании.

Место логистических систем и систем управления ими не статично. В новой экономике объективно растут значение и роль логистических процессов в управлении экономическими системами. Появляются новые сферы применения логистических подходов такие, как, например, управление информационными потоками. Возрастание роли логистического обеспечения в деятельности компании в условиях новой экономики определяется во многом процессами глобализации. Наиболее успешные корпоративные стратегии разрабатываются с учетом глобальной конкуренции в экономическом пространстве с возможностью распространения информации без ограничений по времени.

Важность рассматриваемых вопросов требует детального рассмотрения степени научной разработанности, чему и будет посвящен следующий параграф нашего исследования.

2 Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей \ Пер.с англ.-М.: «Олимп-Бизнес», 2004. - 287 с.

3 Типовое положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг. - Стр. 9.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКЕ ГАЗОРЕАЛИЗУЮЩИХ КОМПАНИЙ

Привалова Е.М., директор компании «Газпром (ЮК) Лимитед», (Лондон, Великобритания).

Рассмотрена практика пользовательских маркетинговых Интернет-запросов и предложен подход к формированию динамически обновляемого комплексного информационного предложения на рынке газопродуктов. Показана возможность повышения степени удовлетворения информационных потребностей потенциальных клиентов за счет перехода к использованию мета-поиска в среде единого информационного пространства маркетинга.

Ключевые слова: единое информационное пространство маркетинга фирмы, рынок газопродуктов, Интернет-запрос, информационные потребности, мета-поиск.

INFORMATIONAL PROVISION FOR MARKETING IN SALES POLICY OF GAS INDUSTRY COMPANIES

Privalova E., Director of «Gasprom (UK) Ltd» (London, The United Kingdom).

The article overviews various practices of Internet marketing user-queries and suggests an approach to formation of dynamically updated, complex informational supply for the market of gas products. It also indicates a possibility of increasing the degree of satisfaction of informational needs of _potential clients through transferring to the usage of meta-search in the sphere of integrated marketing information space.

Keywords: integrated marketing information space of a firm, market of gas products, Internet-query, informational needs, meta-search.

В последние годы на страницах профильных изданий [1-4] идет ция единого информационного пространства маркетинга фирмы. В

активный анализ использования информационных систем и организа- частности, М.В. Москалева [3] и Р. Пфайффер (R Pfeiffer) [5] на осно-

ции информационного пространства для различных сфер хозяйство- ве теории коммуникативной компетентности, определяющей харак-

вания. При этом в ряде случаев особый интерес представляет концеп- тер взаимного позиционирования производителя и потребителя и обус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.