Научная статья на тему 'Анализ стратегий закупочной деятельности торговой организации'

Анализ стратегий закупочной деятельности торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PROCUREMENT / STRATEGY / TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гильц Н.Е.

Обозначены факторы, влияющие на разработку стратегий закупочной деятельности торговых организаций : стратегии гарантии поставок; стратегии управления рисками; стратегии поддержки цепей поставок; стратегии, учитывающие изменения окружающей среды; стратегии обеспечения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF POLICIES PROCUREMENT TRADE ORGANIZATION

The paper identifies factors affecting the development of procurement strategies for trade organizations: delivery guarantee strategies; risk management strategies; supply chain strategies; environmental change strategies; competitiveness strategies

Текст научной работы на тему «Анализ стратегий закупочной деятельности торговой организации»

Решетневские чтения. 2018

УДК 658.7

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н. Е. Гильц

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: negilts@mail.ru

Обозначены факторы, влияющие на разработку стратегий закупочной деятельности торговых организаций: стратегии гарантии поставок; стратегии управления рисками; стратегии поддержки цепей поставок; стратегии, учитывающие изменения окружающей среды; стратегии обеспечения конкурентоспособности.

Ключевые слова: закупочная деятельность, стратегия, торговая организация.

THE ANALYSIS OF POLICIES PROCUREMENT TRADE ORGANIZATION

N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: negilts@mail.ru

The paper identifies factors affecting the development of procurement strategies for trade organizations: delivery guarantee strategies; risk management strategies; supply chain strategies; environmental change strategies; competitiveness strategies

Keywords: procurement, strategy, trade organization.

Основная задача логистики в торговой компании -способствовать адаптации компании к быстроменяющейся экономической среде. Особенно важны эти изменения на начальном этапе логистического цикла функционирования компании, связанном с разработкой стратегии закупочной деятельности. Выбор верной стратегии закупок, являясь частью стратегического менеджмента компании, позволяет ей минимизировать свои затраты и повысить конкурентоспособность.

Исследованиям в области закупочной деятельности организаций занимаются такие отечественные ученые как: А. В. Тебекин, Л. П. Дашков, А. В. Ма-шарский, И. В. Охотников, Е. А. Первых, В. В. Не-греевой, И. А. Цимбалист-Колесников, Я. В. Шевченко и др. [1-4].

В своих работах ученые определяют стратегию закупочной деятельности как план деятельности службы закупок, предназначенный для достижения заданных целей и решения поставленных задач. При правильной разработке стратегия связывает организацию с внешней и внутренней средой, применяя для этого инструмент долгосрочного планирования.

Изучение научных материалов указанных исследователей, позволило систематизировать стратегии закупочной деятельности торговых организаций в зависимости от факторов, влияющих на их хозяйственную деятельность. Среди таких факторов можно обозначить риски, связанные с поставками и нивелирующие их гарантии; затраты, связанные с организацией цепи поставок; изменения в окружающей среде.

Первый из обозначенных факторов учитывается при разработке стратегии гарантии поставок для гарантированного обеспечения будущих потребностей в поставках, где основное внимание уделяется качеству и количеству. Стратегия гарантии поставок должна учитывать изменения, как в предложении, так и в поставках. Большая часть работ, связанных с исследованиями в сфере закупок, направлена на получение необходимой информации. Эта стратегия дает возможность поддерживать оптимальный уровень товарных запасов организации и обеспечить ритмичность поставок товарных запасов и оптовых продаж, сделать процесс планирования закупок более эффективным. Этот же фактор учитывается при разработке стратегии управления рисками, популярной среди крупных отечественных компаний. Данная стратегия может быть важна для эффективного управления следующими рисками: риск нарушения поставок товарных запасов; риск существенного изменения цены приобретаемых товаров; риск потери поставщика; репутационный риск.

Влияние этого фактора учитывается и при разработке стратегии поддержки цепей поставок. Такая стратегия предназначена для повышения знаний и необходимых характеристик у членов цепей поставок для закупающей организации. Например, для своевременного извещения друг друга об изменениях и о том, что запасы и цели производства соответствуют потребностям, требуются более совершенные системы коммуникаций между покупателями и продавцами. Членам цепи поставок также нужны хорошие взаимоотношения для достижения более высокого качества и более совершенных систем [6].

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

Следующей стратегией, которую выделяют в рамках закупочной деятельности организации учитывает фактор снижения затрат. С точки зрения И. В. Охот-никова и Е. А. Первых, такие стратегии разрабатывается для снижения затрат на приобретение товарных запасов или общих затрат на использование, то есть затрат на протяжении всего жизненного цикла продукта. При изменениях в окружающей среде и технологиях могут стать доступными альтернативные варианты, позволяющие снизить общие операционные затраты организации - через замену материалов, источников, методов и характера взаимоотношений покупателей и поставщиков [5]. Следует согласиться с данным мнением, так как для организации оптовой торговли снижение стоимости закупаемых товаров и коммерческих расходов, включая транспортные, является актуальной проблемой, требующей постоянного решения и контроля.

Стратегии, учитывающие фактор изменения окружающей среды (экономической, организационной, кадровой, правовой, регулирующих положений и контроля органов власти, а также наличия систем) в логистических процессах, разрабатываются в предвидении изменений в общей окружающей среде. Специалисты В. В. Негреева, И. А. Цимбалист-Колесникова, Я. В. Шевченко рассматривают возможность применения стратегии изменения окружающей среды логистических процессах и стратегии обеспечения конкурентоспособности. По мнению авторов, для использования рыночных возможностей и сильных сторон организации, чтобы благодаря им она смогла добиться значительного конкурентного преимущества необходимо использовать стратегию обеспечения конкурентоспособности [5].

Безусловно, выбор стратегии закупочной деятельности торговой организации зависит от размера, масштабов продаж, специализации, финансовых возможностей, квалифицированности руководителя и ряда других критериев. Ошибка в выборе стратегии закупочной деятельности может привести к снижению конкурентоспособности компании.

Библиографические ссылки

1. Степанов В. И. Материально-техническое снабжение : учеб. пособие. М. : Академия, 2009. 192 с.

2. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М. : Маркетинг, 2008. 255 с.

3. Машарский А. В. Стратегическое управление цепями поставок организации // Аллея Науки : научно-практический электронный журнал. 2017. № 13. С. 53-55.

4. Комарова Е. А., Новиков Н. И. Некоторые аспекты проведения процедур в снабженческой деятельности предприятия // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 11. С. 2051-2055.

5. Негреева В. В., Василёнок В. Л., Алексашкина Е. И. Логистика : учеб. пособие / под ред. В. В. Не-греевой [и др.]. СПб. : Университет ИТМО, 2015. 85 с.

6. Лукинский В. С., Лукинский В. В., Плетнева Н. Г. Логистика и управление цепями поставок. М. : Юрайт, 2016. 360 с.

References

1. Stepanov V. I. Materialno-tekhnicheskoe snabzhe-nie: uchebnoeposobie [Logistics]. M. : Akademiya, 2009. 192 р.

2. Dashkov L. P., Pambuhchiyanc V. K. Organi-zaciya, tekhnologiya i proektirovanie torgovyh predpri-yatij [Organization, technology and design of trade enterprises ]. M. : Marketing, 2008. 255 р.

3. Masharskij A. V. Strategicheskoe upravlenie cepyami postavok organizacii [Strategic supply chain management of the organization] // Nauchno-prakticheskij ehlektronnyj zhurnal Alleya Nauki. 2017. № 13. Р. 53-55.

4. Komarova E. A., Novikov N. I. Nekotorye aspekty provedeniya procedur v snabzhencheskoj deyatel'nosti predpriyatiya [Some aspects of the procedures in the procurement activities of the enterprise ] // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. Vol. 11. Р. 2051-2055.

5. Negreeva V. V., Vasilyonok V. L., Aleksashkina E. I. Logistika. Uchebnoe posobie [Logistics] / Pod red. V. V. Negreevoj [et al.]. SPb.: Universitet ITMO, 2015. 85 р.

6. Lukinskij V. S., Lukinskij V. V., Pletneva N. G.

Logistika i upravlenie cepyami postavok [Logistics and supply chain management]. M. : Yurajt, 2016. 360 р.

© Гильц Н. Е., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.