Научная статья на тему 'Общая характеристика информационного взаимодействия малых предприятий'

Общая характеристика информационного взаимодействия малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INFORMATION / INTERACTION / INFORMATION INTERACTIONS / A SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыцев О. А.

Рассматриваются вопросы информационного взаимодействия малых предприятий, дается общая характеристика информационного взаимодействия, классификация взаимодействий малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF INFORMATION EXCHANGE OF SMALL BUSINESSES

The problems of information interaction of small businesses, the general characteristic of information exchange, the classification of interactions of small businesses.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика информационного взаимодействия малых предприятий»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рыцев О.А., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Рассматриваются вопросы информационного взаимодействия малых предприятий, дается общая характеристика информационного взаимодействия, классификация взаимодействий малых предприятий.

Ключевые слова: информация, взаимодействие, информационное взаимодействие, малое предприятие.

GENERAL CHARACTERISTICS OF INFORMATION EXCHANGE OF SMALL BUSINESSES

Ritcev O., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

The problems of information interaction of small businesses, the general characteristic of information exchange, the classification of interactions of small businesses.

Keywords: information, interaction, information interactions, a small business.

Малый бизнес в настоящее время является важнейшим сектором экономики, его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Такие свойства предприятий малого бизнеса как: гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научнотехническому прогрессу и ускорять внедрение его завоеваний, возможность мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества определяют его роль и место в современной экономической ситуации.

Обострение международной конкуренции, особенно в области новых технологий и качества всего воспроизводственного процесса, расширение номенклатуры производимой и реализуемой на мировом и национальных рынках продукции заставляет малые предприятия искать новые более эффективные формы взаимодействия с малым, средним бизнесом и крупным бизнесом. Поэтому, начиная с середины XX века идет процесс интеграции малого, среднего и крупного бизнеса в единый экономический комплекс посредством широкого распространения системы контрактных и субподрядных отношений. Сначала Япония, затем США и Европа активно включились в данный процесс. В нашей стране практически все крупнейшие корпорации, ФПГ сформировали вокруг себя целую сеть партнерских и субподрядных отношений. Это относится в первую очередь к системе поставок и сбыта. Так, АО «АвтоГАЗ», АО «АвтоВАЗ», АО «АвтоЗИЛ», АО «Камаз» и другие автомобильные гиганты создали вокруг себя целую сеть дилерских фирм, через которую реализуют свою продукцию. Малые и средние предприятия поставляют им комплектующие детали и изделия, предоставляя головным организациям обеспечить процесс сборки. Аналогичная картина выстраивается в отраслях нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Недетерминированный характер, сочетание быстрых и медленных процессов, многопараметричность, трудность в увязке краткосрочных и долгосрочных критериев эффективности управления малыми предприятиями и многое другое - все это требует синтеза новых подходов, методов и инструментов для обеспечения эффективного взаимодействия малых предприятий.

«Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их струк-тур»1.

Под информационным взаимодействием обычно понимается процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным

содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них.

Левирс Д. предложил структурирование поводов и причин обмена информацией между экономическими агентами в виде «цикла сотрудничества»2. Он делает акцент на существовании различных этапов подготовки и обмена информацией, смена которых осуществляется в виде последовательного перехода от одной формы коммуникации к другой, что в современных условиях означает переход от одного телекоммуникационного сервиса к другому.

Экономической средой взаимодействий является такая среда, в которой все участники совместной деятельности имеют прямой контакт друг с другом и могут осуществлять прямой обмен информацией в режиме реального времени. Агенты, осуществляющие свои взаимодействия в такого рода экономической среде, являются членами «малой группы», «общины» или «сетевой формы организации».

Работоспособный институциональный механизм информационного взаимодействия в сетевой организации состоит в следующем3.

Непрерывно обмениваясь между собой информацией, агенты участвуют в коллективном формировании некого информационного образа (модели) их возможной совместной деятельности. Данная информационная модель используется агентами для проигрывания различных вариантов своей деятельности. При этом происходит уточнение и согласование их взглядов на содержание их совместной деятельности, а также определяется место каждого агента в системе разделения труда между ними. На определенном этапе согласований и уточнений текущее состояние информационного образа совместной деятельности начинает считаться агентами приемлемым для практической реализации. После чего, они могут произвести между собой соответствующую переконфигурацию связей, а также скорректировать вид своей деятельности. В процессе переконфигурации меняются производственные связи, по которым распространяются промежуточные результаты производственной деятельности агентов (в соответствии с технологическими цепочками). Также, могут меняться распределительные связи, по которым конечные результаты труда от коллективной деятельности агентов возвращаются к ним в виде ресурсов для поддержания их жизнедеятельности.

Развитие информационной экономики, широко использующей глобальные электронные виды взаимодействия, электронную коммерцию и электронный бизнес, приводит к тотальному снижению роли всех промежуточных звеньев в организации процессов, сводя разделение деятельности лишь к глобальной и локальной, и способствуя при этом все большему разнообразию и плотности экономических связей4.

Информационная экономика кардинально меняет сегодня подход к работе, жизни, самоорганизации и бизнесу. Уход от стереоти-

1 См.: Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. 2000, № 1 (2); Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз)//Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №5.

2 David Leveers. Digital Convergence at the User Interface, April 1998, http://www.vers.co.uk/DLEEVERS/PAPERS/CyColl/CyColl.html.

3 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Пер. с англ. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

4 Николаева Т. П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. - С-Пб.: 1999.

па «коллективного сознания», преобладавшего в индустриальный период, к «коллективному взаимодействию» новой эпохи требует существенного изменения системы понятий, инструментария, методологии и т.п. В современной экономике, активно использующей электронные виды взаимодействия, фирмы становятся прямыми поставщиками, а потребители получают возможность персонализировать свое потребление.

В информационной экономике, в отличие от индустриальной экономики, ориентированной на совершенствовании продукции за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к информации, к имеющимся знаниям. Поэтому взаимодействие экономических агентов является объективным процессом, направленным на повышение эффективности специфических ресурсов и активов.

Конкуренция в экономической системе в настоящее время ориентирована на решение важной задачи оптимального использования специализированных знаний, имеющихся у различных подсистем и элементов экономической системы, являющихся ее субъектами. В процессе конкуренции каждый участник рынка стремится собирать, накапливать, хранить и перерабатывать информацию, необходимую для его успешной деятельности, т.е. конкуренция также становится специфическим процессом получения и передачи информации, знаний.

Реализация данных процессов невозможна без согласования интересов субъектов экономической системы, которая происходит в рамках их взаимодействия и на основе действия объективных условий внешней среды. При этом, чем больше субъекты системы отличаются друг от друга по своим компетенциям и наличию ресурсов, тем больше они нуждаются во взаимодействии.

В соответствии с институциональной теорией экономики взаимодействие есть часть обмена между экономическими агентами. Оно основывается на определенных связях элементов системы -институциональных отношениях агентов, которые формируются под влиянием действующих в обществе правил и норм. Договоренность между агентами взаимодействия достигается с использованием согласительных процедур, соглашением о сотрудничестве и формировании сбалансированных приоритетов развития экономических систем различного порядка - государства, региона, предприятия, индивида.

Именно институты определяют основные параметры результатов взаимодействия, которые, в конечном счете, в решающей степени влияют на эффективность функционирования экономической системы в целом. При этом такой институт, как государство, при взаимодействии может быть представлен как: субъект взаимодействия, как фирма по предоставлению общественных и частных услуг; регулятор процессов взаимодействия других субъектов.

По мнению Рыгалина Д.Б., «взаимодействия характерны для экономических систем и представляют собой установление взаимосвязанных институциональных отношений элементов экономической системы на основе обмена для достижения собственных целей каждого элемента, направленных на сокращение трансакционных издержек, получение и передачу информации, знаний при сохранении целостности системы»5.

Информационное взаимодействие, которое складывается на рынке между фирмами и индивидуумами, есть, в конечном счете, результат выбора из альтернатив, связанных с теми или иными ресурсами. Такое взаимодействие может происходить, прежде

всего, на рынке как прямое информационное взаимодействие между продавцом и покупателем. Источником взаимодействия со стороны продавца выступает информация о ресурсах и умениях (или информация о ключевых компетенциях индивида, организации). Индивид, обладая определенными ключевыми компетенциями, может продать свой труд на рынке достаточно быстро и эффективно, фирма, обладающая ключевыми компетенциями, также монополизирует на какой-то период времени сегмент рынка и успешно реализует свой товар на этом рынке, но в основе этой реализации лежит информация и информационное взаимодействие между экономическими агентами на рынке.

Малые предприятия являются важным звеном в системе информационного взаимодействия; они осуществляют передачу информации, знаний, обеспечивая трансфер знаний из научной в предпринимательскую среду, а с другой стороны - стимулирование ориентации научно-исследовательской среды на удовлетворение инновационных потребностей производства. Основные виды взаимодействий малых предприятий приведены в таблице 1, где показан из возможных способов классификации взаимодействий, позволяющий охарактеризовать его структурные свойства: количественный и качественный состав участников, множественность и типы взаи-мосвязей6.

В соответствии с данной классификацией выделяют следующие критерии:

а) принадлежность взаимодействующих объектов к определенной сфере деятельности. Можно рассматривать взаимодействия малых предприятий с производственно-хозяйственными структурами (различными предприятиями); со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами местного самоуправления и т.д.); со структурами финансово-кредитной системы (банками, кредитными организациями).

б) масштабность и размеры объектов взаимодействия малых предприятий. Малые предприятия могут взаимодействовать либо с крупными и средними предприятиями, либо с себе подобными по величине малыми структурами.

в) генезис взаимосвязей и степень их тесноты. Малые предприятия могут либо создаваться на базе крупной производственной структуры, либо порождаться другим малым предприятием. В этом случае речь идет о генетически родственных объектах (например, дочерних и материнских фирмах). При этом генетические взаимосвязи предприятий обычно характеризуются большой степенью их тесноты (особенно на первых этапах возникновения нового малого предприятия); возникают так называемые аффилированные структуры; однако с течением времени эти взаимосвязи могут ослабевать и вновь созданное предприятие может трансформироваться в самостоятельную структуру.

Процесс развития взаимосвязей может осуществляться и в противоположном направлении. Изначально самостоятельные предприятия впоследствии находят себе постоянного партнера «по жизни» и образуют достаточно прочный альянс с системой тесных взаимосвязей. В этом случае объекты обладают родственной системой экономических интересов, целей и т.д.

г) число участников взаимодействия и множественность взаимосвязей между ними. Малое предприятие может взаимодействовать с одной производственной структурой с наличием простых двусторонних связей, а может находиться в сложной системе взаимосвязей с множеством объектов различной величины.

Таблица 1. Классификация взаимодействий малых предприятий

Критерии классификации Варианты взаимодействий Классификационное деление

1. Сфера функционирования объектов Производственно-хозяйственная; управление; финансы Класс

2. Масштабность объектов Крупные, средние, малые предприятия Вид

3. Генезис и теснота взаимосвязей Родственные структуры; самостоятельные структуры Форма

4.Число участников и количество взаимосвязей Простые двусторонние связи двух партнеров; множественные связи нескольких участников Разновидность

5. Устойчивость взаимосвязей Экономический симбиоз; неустойчивое взаимодействие Тип

д) степень устойчивости взаимодействий. Устойчивые взаимодействия малых предприятий с другими производственными структурами образуют экономический симбиоз7, неустойчивые взаимодействия имеют тенденцию к трансформации - движение осуществляется либо к симбиозу, либо к ликвидации взаимодействия.

Во всех выделенных вариантах взаимодействий малых предприятий информационному взаимодействию принадлежит одна из важнейших позиций; с информационного взаимодействия начинается любое взаимодействие экономических субъектов, результаты информационного взаимодействия являются основой формирования новых взаимодействий, образования новых структур.

Литература:

1. Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. - М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН,

1997.

2. Егорова Н.Е., Маренный М.А.Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере

малого бизнеса//Финансовый менеджмент, №1, 2002.

3. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз)// Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №5.

4. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.// Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. 2000, № 1 (2).

5. Николаева Т. П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. - С-Пб.: 1999.

6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Пер. с англ. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

7. Рыгалин Д.Б. Инновационные взаимодействия: компетент-ностный подход к развитию неравновесных экономических систем. - М.: МИЭТ, 2008.

8. David Leveers. Digital Convergence at the User Interface, April

1998, http://www.vers.co.uk/DLEEVERS/PAPERS/CyColl/ CyColl.html.

5 Рыгалин Д.Б. Инновационные взаимодействия: компетентностный подход к развитию неравновесных экономических систем. - М.: МИЭТ, 2008.

6 Егорова Н.Е., Маренный М.А.Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса//Финансовый менеджмент, №1, 2002.

7 Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М., ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН, 1997.

МЕСТО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Мищеряков Д.С., аспирант Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового ранка

В статье на основе обобщения отечественной и зарубежной практики, анализа научных подходов и теоретических решений, доказано, что создание системы логистической поддержки деятельности компаний является одним из главных условий достижения конкурентных преимуществ крупных организаций, стратегическим фактором их развития.

Ключевые слова: логистика, энергетика, конкурентные преимущества, логистическая поддержка.

PLACE OF LOGISTICS IN THE ORGANIZATION OF OPERATIONS OF THE COMPANY’S FUEL AND ENERGY COMPLEX

Mischeryakov D., The post-graduate student, Institute for Research on product distribution and market wholesale wound

The article based on the aggregation of domestic and foreign practice, analysis of research approaches and theoretical solutions, it is proved that the establishment of logistical support activities of companies is one of the main conditions for achieving competitive advantages of large organizations, the strategic factor of development.

Keywords: logistics, energy, competitive advantage, logistics support.

Рассматривая логистические проблемы как проблемы, инкорпорированные в общую сферу деятельности компании, необходимо заметить, что развитие компании без измерения эффективности ее деятельности не возможно.

Современные методы оценки эффективности деятельности компании предполагают системный подход с учетом всех сфер ее деятельности. Существует целый ряд систем оценки.

Наибольшее распространение из них получила сбалансированная система показателей (ССП).

Система состоит из четырех групп элементов оценки эффективности включающую показатели развития человеческого капитала, финансовые показатели, показатели взаимоотношения с клиентами и показатели операционной деятельности.

Одна из базовых идей, положенных в основу системы Balanced Scorecard - это идея измеримости. Все факторы, важные для управления предприятием, должны быть так или иначе измерены и представлены в виде показателей (индикаторов). Девиз концепции — «If you can’t measure it, you can’t manage it» («Если Вы не можете это измерить, значит, Вы не можете этим управлять»)1 .

Традиционно используемые финансовые показатели в системе Balanced Scorecard считаются «поздними» (когда реагировать уже поздно), а показатели, относящиеся к перспективам «Рынок \ Кли-

енты», «Бизнес-процессы» и «Инфраструктура \ Сотрудники», рассматриваются как «ранние» (есть возможность реагировать своевременно). Уместной здесь будет аналогия с футболом — получив за нарушение правил желтую карточку, игрок будет, скорее всего, действовать осмотрительнее (возможность своевременной реакции на изменение ситуации).

В настоящее время в соответствии с подходом «миссий» одним из базовых принципов калькуляции логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций. Это означает, что данный принцип должен дать возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения.

Наивысшая эффективность калькуляции издержек сферы распределения достигается при раздельном определении расходов, связанных с выполнением конкретных задач данной сферы, и различных «вводимых ресурсов», задействованных в достижении этих целей. В современных компаниях к сфере логистических задач с полным основанием можно отнести задачи обмена информацией между различными подразделениями компании. Эти задачи имеют тем большее значение, если учесть транснациональный характер

1 Давыденко А.С. Система ключевых показателей эффективности, как эффективный инструмент корпоративного контроля деятельности дочерних и зависимых обществ и оценки эффективности реализации стратегии // Транспортное дело России, 2008. - №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.