Научная статья на тему 'Общая характеристика интеграционных резервов качества функционирования малых предприятий'

Общая характеристика интеграционных резервов качества функционирования малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / РЕЗЕРВЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / QUALITY / RESERVES / INTERACTION / COMMUNICATION / SMALL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллин Р. З.

Рассматриваются резервы повышения качества функционирования малых предприятий, дается общая характеристика интеграционным резервам повышения качества функционирования малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE INTEGRATION OF QUALITY RESERVES OPERATION OF SMALL BUSINESSES

Reserves are considered to improve the quality of functioning of small enterprises, the general characteristic of integration reserves improve the performance of small businesses.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика интеграционных резервов качества функционирования малых предприятий»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Абдуллин Р.З., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Рассматриваются резервы повышения качества функционирования малых предприятий, дается общая характеристика интеграционным резервам повышения качества функционирования малых предприятий.

Ключевые слова: качество, резервы, взаимодействие, информационное взаимодействие, малое предприятие.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE INTEGRATION OF QUALITY RESERVES OPERATION OF SMALL BUSINESSES

Abdullin R., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

Reserves are considered to improve the quality offunctioning of small enterprises, the general characteristic of integration reserves improve the performance of small businesses.

Keywords: quality, reserves, interaction, communication, small enterprise.

В экономической литературе имеются многочисленные попытки осмысления малого бизнеса, как важнейшего явления социально-экономической жизни общества, и определения его сущности. По мнению Чепуренко А., «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками»1. Американские экономисты Д. Речмен, М. Мескон и ряд других определяют термин «малое предприятие» как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства»2. Яковлев В.М. утверждает, что малый бизнес является побудительным началом экономической активности, что «это системообразующий элемент процесса становления рыночной экономики»3. Американский бизнесмен Хоукен П., характеризует малый бизнес как «один из основных стабилизирующих элементов экономического развития, синоним гибкости в приспособлении к окружающей обстановке, преодолении кризисных ситуаций»4.

Одно из наиболее полных, по мнению автора, определений малого предпринимательства предложено Алисовым А.Н. и Грищенко С.Е.: «Малое предпринимательство как социально-экономическая категория - это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли»5.

Особенностью малого бизнеса является то, что здесь, как правило, соединены функции предпринимателя и собственника. Разграничение этих функций характерно, в основном, для среднего и крупного бизнеса. Многие ученые (П.Друкер, С.Ползиков, В.Я-ковлев и др.) справедливо полагают, что в сфере малого бизнеса предприниматель - это, прежде всего, собственник. Именно этим обусловлен высокий динамизм малого бизнеса и рост его социально-экономической эффективности.

В то же время современная зарубежная практика свидетельствует, что в малом бизнесе эти функции могут быть разделены, что возможны как совмещение, так и разделение этих функций, особенно в малых предприятиях с наибольшим количеством работников, или объемом реализации товаров и услуг. То есть, чем более приближено малое предприятие к среднему или крупному, тем вероятнее разделение этих функций. Основная же масса малых предприятий характеризуется совмещением функций и собственника, и менеджера. Это подтверждает выбор ими организационной формы, предполагающей обязательное участие собственника в деятельности предприятия. Так, в США основная доля в общем объеме всех правовых форм организации бизнеса падает на единоличное владение.

Малый бизнес, таким образом, характеризуется относительно небольшими размерами предприятия и масштабами хозяйственной деятельности, совмещением функций собственника и менеджера, полной экономической ответственностью, персонификацией и гиб-

костью управления и организации воспроизводства с целью получения максимального предпринимательского дохода с единицы затраченного капитала. Малое предпринимательство как высшая форма малого бизнеса, наряду с вышеперечисленными признаками предполагает обязательное базирование на особо рисковой инновационной основе.

В мировом экономическом пространстве малому бизнесу отводится весьма значительное место. Он является важнейшим сектором экономики, составляя около половины ВВП ведущих стран. Малому бизнесу присущи такие свойства как: гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать инновациям и ускорять их внедрение, возможность мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества. Однако, предприятия малого бизнеса в значительной мере зависимы от многочисленных внешних факторов, что является причиной снижения качества их функционирования.

Одним из конструктивных путей уменьшения этой зависимости и, следовательно, повышения качества функционирования малых предприятий является путь совершенствования процессов функционирования на основе максимального задействования всех возможных резервов.

По мнению Лапиной Н.В.6, всю совокупность резервов предприятия, можно подразделить на: резервы улучшения качества продукции, то есть конечного результата производственно-хозяйственной деятельности предприятия; резервы развития самого производства его факторов, в результате чего представляется возможным получать продукцию с нужными потребительскими свойствами, с нужным уровнем качества.

Резервы качества функционирования предприятия - это неиспользованные (или недостаточно использованные) в данный период времени возможности улучшения тех или иных процессов функционирования предприятия.

Герасимова Е.Б. выделяет пять групп резервов качества деятельности организации: институциональные, кайзен- и кайрио-ре-зервы, бенчмаркинговые, интеграционные и синергетические7.

Повышение качества работы организации во многом определяется выявлением и мобилизацией институциональных резервов, лежащих, прежде всего, в плоскости законодательства.

Кайзен-резервы - это резервы, выявленные посредством внедрения принципа непрерывного совершенствования. Это возможно лишь при условии осознания сильных и слабых сторон в деятельности организации, доведения результатов деятельности до всех ее сотрудников. Также непременным условием непрерывного совершенствования является закрепление достигнутых положительных результатов, выявленные резервы должны быть мобилизованы. Превышение запланированных результатов необходимо изучить, разложить на факторы, осуществить максимально возможные аналитические процедуры по описанию резерва.

Одновременно с кайзен выявляются кайрио-резервы, связанные со скачковым развитием, прорывом в деятельности организации. Резервы эти одновременно связаны с совмещением в деятельности организации двух - находящихся в единстве и борьбе, как всякая противоположность - установок в деятельности организа-

ции: экстенсивного (связанного с дополнительным вовлечением ресурсов, ростом количественных показателей деятельности) и интенсивного (качественного, связанного с наращиванием эффективности использования уже имеющейся ресурсной базы) развития. Оба эти пути развития присутствуют одновременно в деятельности любой коммерческой организации, работая на выявление и кайзен- и кайрио-резервов.

Резервы, выявляемые при ориентации на наилучшие достижения конкурентов, называются бенчмаркинговыми.

Интеграционные резервы характеризуют взаимное дополнение и объединение инструментария отдельных резервов.

Выявление и мобилизация синергетических резервов есть проявления синергетического эффекта от комбинированного воздействия двух или нескольких факторов, превышающего действие, оказываемое ими отдельно.

Одними из наиболее важных резервов повышения качества функционирования малых предприятий являются интеграционные резервы. Интеграционные резервы повышения качества рассматривались в ряде исследований, так, например, Герасимов Б.И. интеграционные резервы определяет следующим образом: «Интеграционные резервы - экономическая интеграция основана на целостном восприятии единого экономического пространства. В его рамках рассмотрена проблема целостной совокупности предприятий (хозяйств), ее способности к саморазвитию и самоадаптации через этапы дифференциации и интеграции. При этом интеграционные резервы накопления качества реализуются на базе концепции «6М»8.

По мнению Семилетовой М.М., организационно-экономический механизм реализации интеграционных резервов повышения качества на примере сельскохозяйственной продукции включает в себя «системное объединение позиционирования рынка продукции шесть «М»: персонал (man) M1; методы (methods) М2; материалы (materials) М3; машины (mashines) М4; метрология (metrology) M5; окружающая среда (media) М6»9.

Филобокова Л.Ю. указывает, что в институциональной среде малого бизнеса скрыты резервы повышения качества функционирования малых предприятий, в том числе, и интеграционные резервы, которые обусловлены усложнением их деятельности, дифференциацией направлений развития, процессами глобализации,

вовлечением во взаимосвязи с крупным и средним бизнесом, выходом на внешние рынки10.

По мнению автора, главным в интеграционных резервах повышения качества функционирования малых предприятий - это интеграционное взаимодействие с малыми, средними или крупными предприятиями.

Рост международной конкуренции, особенно в области новых технологий и качества всего воспроизводственного процесса, расширение номенклатуры производимой и реализуемой на мировом и национальных рынках продукции заставляет малые предприятия искать новые более эффективные формы взаимодействия с малым, средним бизнесом и крупным бизнесом. Поэтому, начиная с середины XX века идет процесс интеграции малого, среднего и крупного бизнеса в единый экономический комплекс посредством широкого распространения системы контрактных и субподрядных отношений. Сначала Япония, затем США и Европа, включая и Россию, активно включились в данный процесс.

«Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь»11 .

В соответствии с институциональной теорией экономики взаимодействие есть часть обмена между экономическими агентами. Оно основывается на определенных связях элементов системы -институциональных отношениях агентов, которые формируются под влиянием действующих в обществе правил и норм. Договоренность между агентами взаимодействия достигается с использованием согласительных процедур, соглашением о сотрудничестве и формировании сбалансированных приоритетов развития экономических систем различного порядка - государства, региона, предприятия, индивида.

Именно институты определяют основные параметры результатов взаимодействия, которые, в конечном счете, в решающей степени влияют на эффективность функционирования экономической системы в целом. При этом такой институт, как государство, при взаимодействии может быть представлен как: субъект взаимодействия, как фирма по предоставлению общественных и частных услуг; регулятор процессов взаимодействия других субъектов.

По мнению Рыгалина Д.Б., «взаимодействия характерны для экономических систем и представляют собой установление взаи-

Таблица 1. Классификация взаимодействий малых предприятий

Критерии классификации Варианты взаимодействий Классификационное деление

1. Сфера функционирования объектов Производственно-хозяйственная; управление; финансы Класс

2. Масштабность объектов Крупные, средние, малые предприятия Вид

3. Генезис и теснота взаимосвязей Родственные структуры; самостоятельные структуры Форма

4.Число участников и количество взаимосвязей Простые двусторонние связи двух партнеров; множественные связи нескольких участников Разновидность

5. Устойчивость взаимосвязей Экономический симбиоз; неустойчивое взаимодействие Тип

1 Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблема занятости / Под ред. А.Ю. Чепуренко. - М.: 1995.

2 Современный бизнес: Учеб. В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. - М.: Республика, 1995.

3 Яковлев В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода. - М., 1994.

4 Тайна успеха. МопАейоп (Деловой Бестселлер). - Минск: Парадокс, 1995. .

5 Алисов А.Н., Грищенко С.Е. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России. - М.: МАКС Пресс, 2003.

6 Лапина Н.В. Резервы улучшения качества продукции машиностроения: теория, методика, опыт. Дисс.... д-ра экон. наук. - Саратов, 2005.

7 Герасимова Е.Б. Феноменология анализа финансовой устойчивости кредитной организации. - М.: Финансы и статистика, 2006.

8 Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю., Шелковникова И.В. Экономический анализ команд качества / Под науч. Ред. Б.И.Герасимова. -Тамбов: ТГТУ. 2006.

9 Семилетова М.М. Формирование интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции. Дисс. к-та экон. наук. - Тамбов, 2005.

10 Филобокова Л. Ю. Финансовая устойчивость малых предприятий: сущность, методические подходы к оценке // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 1.

11 См.: Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом.

— Государственный университет управления. 2000, № 1 (2); Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз)//Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №5.

мосвязанных институциональных отношений элементов экономической системы на основе обмена для достижения собственных целей каждого элемента, направленных на сокращение трансакционных издержек, получение и передачу информации, знаний при сохранении целостности системы»12.

Малые предприятия являются важным звеном в системе взаимодействия; они осуществляют передачу информации, знаний, обеспечивая трансфер знаний из научной в предпринимательскую среду, а с другой стороны - стимулирование ориентации научно-исследовательской среды на удовлетворение инновационных потребностей производства. Основные виды взаимодействий малых предприятий приведены в таблице 1, где показан из возможных способов классификации взаимодействий, позволяющий охарактеризовать его структурные свойства: количественный и качественный состав участников, множественность и типы взаимосвязей13.

В соответствии с данной классификацией выделяют следующие критерии:

а) принадлежность взаимодействующих объектов к определенной сфере деятельности. Можно рассматривать взаимодействия малых предприятий с производственно-хозяйственными структурами (различными предприятиями); со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами местного самоуправления и т.д.); со структурами финансово-кредитной системы (банками, кредитными организациями).

б) масштабность и размеры объектов взаимодействия малых предприятий. Малые предприятия могут взаимодействовать либо с крупными и средними предприятиями, либо с себе подобными по величине малыми структурами.

в) генезис взаимосвязей и степень их тесноты. Малые предприятия могут либо создаваться на базе крупной производственной структуры, либо порождаться другим малым предприятием. В этом случае речь идет о генетически родственных объектах (например, дочерних и материнских фирмах). При этом генетические взаимосвязи предприятий обычно характеризуются большой степенью их тесноты (особенно на первых этапах возникновения нового малого предприятия); возникают так называемые аффилированные структуры; однако с течением времени эти взаимосвязи могут ослабевать и вновь созданное предприятие может трансформироваться в самостоятельную структуру.

Процесс развития взаимосвязей может осуществляться и в противоположном направлении. Изначально самостоятельные предприятия впоследствии находят себе постоянного партнера «по жизни» и образуют достаточно прочный альянс с системой тесных взаимосвязей. В этом случае объекты обладают родственной системой экономических интересов, целей и т.д.

г) число участников взаимодействия и множественность взаимосвязей между ними. Малое предприятие может взаимодействовать с одной производственной структурой с наличием простых двусторонних связей, а может находиться в сложной системе взаимосвязей с множеством объектов различной величины.

д) степень устойчивости взаимодействий. Устойчивые взаимодействия малых предприятий с другими производственными структурами образуют интеграционные взаимодействия или экономический симбиоз14 , неустойчивые взаимодействия имеют тенденцию к трансформации - движение осуществляется либо к симбиозу, либо к ликвидации взаимодействия.

Таким образом, в рамках устойчивых взаимодействий малых предприятий с другими структурами появляются интеграционные резервы повышения качества их функционирования, которые во многом определяют основные бизнес-процессы предприятия и характерные особенности их реализации в рамках интеграционного образования.

Литература:

1. Алисов А.Н., Грищенко С.Е. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России. - М.: МАКС Пресс, 2003.

2. Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю., Шелковникова И.В. Экономический анализ команд качества / Под науч. Ред. Б.И.Герасимова.

- Тамбов: ТГТУ. 2006.

3. Герасимова Е.Б. Феноменология анализа финансовой устойчивости кредитной организации. - М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М., ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН, 1997.

5. Егорова Н.Е., Маренный М.А.Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса//Финансовый менеджмент, №1, 2002.

6. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии Паблик Рилейшнз)// Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №5.

7. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.// Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. 2000, № 1 (2).

8. Лапина Н.В. Резервы улучшения качества продукции машиностроения: теория, методика, опыт. Дисс.д-ра экон. наук. - Саратов, 2005.

9. Развитие малых и средних предпринимательских структур и проблема занятости / Под ред. А.Ю. Чепуренко. - М.: 1995.

10. Рыгалин Д.Б. Инновационные взаимодействия: компетент-ностный подход к развитию неравновесных экономических систем. - М.: МИЭТ, 2008.

11. Семилетова М.М. Формирование интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции. Дисс... к-та экон. наук. - Тамбов, 2005.

12. Современный бизнес: Учеб. В 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. - М.: Республика, 1995.

13. Тайна успеха. Мопйсйоп (Деловой Бестселлер). - Минск: Парадокс, 1995.

14. Филобокова Л. Ю. Финансовая устойчивость малых предприятий: сущность, методические подходы к оценке // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 1.

15. Яковлев В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода. - М.: 1994.

12 Рыгалин Д.Б. Инновационные взаимодействия: компетентностный подход к развитию неравновесных экономических систем. - М.: МИЭТ, 2008.

13 Егорова Н.Е., Маренный М.А.Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса//Финансовый менеджмент, №1, 2002.

14 Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М., ЦЭМИ РАН, ИСЭПН РАН, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.