других организаций, установленных законами и иными нормативными документами в области технического регулирования. Следует выделит следующие сегменты: Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственные организации, технические комитеты и экспертные комиссии, международные и национальные организации.
Проблемно-ориентированное сегментирование должно быть представлено рядом тематических сегментов: техническое регулирование (разработка технических регламентов), стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, сертификация, аккредитация, контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, информационные и аналитические материалы.
Структурно-функциональные и проблемно-ориентированные сегменты информационно взаимосвязаны между собой с помощью установления соответствующих гиперссылок.
Кроме доступа к статичным информационным ресурсам интернет-портала заинтересованным лицам предоставляется набор интерактивных сервисов, позволяющих им зарегистрироваться, отправить запросы и получить ответы на них, принять участие в общественных обсуждениях (форумах, конференциях, обменах мнениями), осуществить поиск информации, а также сформировать заказ на получение информационной продукции и услуг, что позволяет значительно сократить затраты как временные так и финансовые на организацию работы с потребителями, а также сократить время реакции на их обращения.
Участникам информационного наполнения интернет-портала по техническому регулированию являются федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им организации, территориальные органы по стандартизации и метрологии, технические комитеты, экспертные комиссии, органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованные субъекты хозяйственной деятельности. Таким образом, выделяются требования к повышенному уровню надежности и производительности портала, под-
держки им стандартных технологий и форматов экспорта и импорта данных, возможности удаленного доступа к персональным рабочим местам через web интерфейс.
Для координации участников информационного наполнения (последующего обновления) интернет-портала должны быть распределены функции между ними и разработаны, в первую очередь, следующие нормативно-правовые документы:
• регламент подготовки, публикации информационных материалов и их редактирование непосредственно на портале;
• регламент взаимодействия с поставщиками информации;
• регламент публикации оперативной информации;
• регламент предоставления информационной продукции и услуг с помощью интерактивных сервисов.
Разработка и ввод в действие интернет-портала по техническому регулированию относится к числу первоочередных задач по созданию Единой системы, является необходимым условием реализации полного объема ее функций по предоставлению доступа всех заинтересованных субъектов к единой, целостной системе знания по вопросам технического регулирования.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г. №98 (ред. от 26.11.2008 г.) // Собрание законодательства РФ», 17.02.2003, №7, ст. 658.
2. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. №98» от 26.11.2008 №884 // «Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, № 48, ст. 5627
3. Шевердяев С. Особенности построения Интернет-порталов государственных органов // Законодательство и практика масс-медиа Выпуск 3 март 2007
4. www.insidepolitics.org
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Темиров К.В., доцент Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, к.э.н.
Надежное управление предполагает постоянный пересмотр стандартов качества с учетом мнений потребителей и их претензий, а также требований заказчиков. По своей природе стандарты содержат фиксированные требования в целях достижения унификации и единообразия. Но такое фиксирование не должно зайти слишком далеко.
Ключевые слова: резервы, повышение качества, стандартизация.
ORGANIZATIONAL-ADMINISTRATIVE RESERVES OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF PRODUCTION
Temirov K., North Ossetia state University of K.L.Hetagurova, The senior lecturer
The positive control assumes constant revision of the quality standards with allowance for opinions of consumers and their claims, and also requests of customers. By the nature standards contain the fixed requests with the purposes of unification and uniformity achievement. But such fixation should not go too far.
Key words: reserves, improvement of quality, standardization
Достаточно детально резервы повышения качества на примере машиностроительной продукции рассмотрены в работах Герасимова Б.И., Жарикова В.Д., Туркина В.Г., Бастрыкина Д.В., Евсеиче-ва А.И., Нижегородова Е.В., Румянцева Е.К., Сизикина А.Ю, Торбина О.И.1 Наиболее подробно ими исследованы технологические, бенчмаркинговые, интеллектуально-креативные, информационные, интеграционные резервы, кроме того рассмотрены кайзен резервы (вовлечение каждого работника в работу по повышению качества продукции и услуг, что предусматривает немного инвестиций и большое число мелких шагов по улучшению качества) и кайрио резервы (крупные улучшения, которые предполагают единовременную кардинальную организацию процесса и требуют больших инвестиций. Данный подход характеризуется следующими особенностями: не требуется больших усилий людей, а требуются большие инвестиции; только несколько специалистов вовлечены в систему
улучшения; необходимо использовать лишь ограниченное количество технологий; подход используется для решения только поставленных целей).
Представляют определенный интерес интеллектуально-креативные резервы повышения качества продукции, представленные в работах вышеназванных авторов. Для характеристики качества продукции ими введен вектор качества - В , для характеристики развития предприятия - вектор интеллектуального развития - В^ .
Суть такого взаимодействия заключается в том, что качество характеризуется двумя величинами: модулем (уровнем качества продукции и рангом отрасли предприятия) и направлением • , определяемым компонентами концепции качества 6М: материалы (materials) - Mi; машины, оборудование (mashines) - М2; персонал (man) - М3; методы (methods) - М4; измерения (metrology) - М5; окружающая среда (media) - М6.
По результатам оценки процессов функционирования интеллектуальных промышленных предприятий (ИПП) ряд ученых2 пришли к выводу, что предприятия лучше всего приспосабливаются там, где они находятся в состоянии порядка на грани хаоса (on the edge of chaos), в котором мера устойчивого постоянства неразрывно связана с гибкой адаптацией. Это приводит к тому, что эволюционный, запланированный, медленный и упорядоченным образом меняющийся кайзен-процесс менеджмента качества, ускоренный в обычном мышлении усилен революционными, быстрыми новшествами, крупными достижениями (кайрио-процесса менеджмента качества), внедренными в незапланированное, спонтанное мышление. При этом аттракторы в ИПП обеспечивают центры притяжения процессов менеджмента качества, которые будут направлять траекторию поведения ИПП по пути желаемого конечного состояния функционирования.
Модель движения ИПП от преднамеренного хаоса к порядку формирует параллельное восприятие (concurrent pereeption) у потребителей процедур и процессов менеджмента качества из области вопросов в область ответов, от рассеянного восприятия - в область сходящегося восприятия, от индивидуального творческого потенциала - в область командной работы компоненты М3, из области отвлеченного рассуждения - в область конкретного действия по циклу Деминга PDCA, от быстрого эксперементирования - в область результативности менеджмента качества ИПП, от преднамеренного хаоса - в область спонтанного порядка. Такое «хаорди-ческое» развитие ИПП рассматривает каждый цикл движения предприятия от преднамеренного (запланированного) хаоса к порядку как цикл непрерывного обучения интеллектуальным резервам повышения качества продукции ПП.
Постоянное движение ИПП от хаоса к хаордическому порядку осуществляется по модели IWRAM, в которой учитываются индивидуальные вклады I (inputs) команд качества, основанные на озарении, интуиции и информации каждого члена команды с отличающимися от других ценностей и структур работы всей команды W (work) с учетом совместных усилий R (resoles) корреляции взаимодействия векторов Вкп и Вир и внесения корректив A (alignment) в схему механизма. При этом команда качества проявляет внимание к тому, чтобы ясно сформулировать ошибки и погрешности, постоянно контролируя М (monitoring). Также циклическая модель контроля ведет к новому уровню понимания проблем качества и новой информации I (information), который, в свою очередь, также должен быть проработан (W) и разрешен (R) в целях перехода к общему пониманию необходимости нового действия (А), поэтому контроль (М) и управление продолжаются до следующего цикла постоянного обновления «обучение - новация».
При формировании интеллектуальных резервов ПП в качестве экономического регулятора выступает программа качества, а роль регулирующего органа выполняют циклы Деминга - Исикавы PDCA ^DCA - «план - выполнение - контроль - действие») и SDCA (SDCA - «стандартизация - выполнение - контроль - действие»). В их основе лежит утверждение, что они представляют собой продолжающийся процесс непрерывных усовершенствований - будь то качество продукции ПП, методы выполнения работ или мероприятия, направление на снижение затрат или повышение удовлетворенности покупателей продукции или услуг. Причем цикл SDCA, направленный на выявление и устранение любых сбоев и проблем в новом процессе, позволяет разработать новый стандарт, как дополнительный институциональный резерв повышения качества продукции.
Большую серию мелких, повсеместных и постоянных улучшений, не требующих больших инвестиций называют кайзен (kaizen). Данная система улучшений характеризуется следующими особенностями: требуются большие усилия людей и незначительные инвестиции; все вовлечены в систему улучшений; необходимо боль-
шое число мелких шагов; система выполнена как философский подход, соответствующий философии TQM.
Формирование команд качества в организациях основано на теории кайзен, которая сформировалась на базе девяти ключевых принципах (1 - ориентируйтесь на клиентов, вносите постоянные усовершенствования; 2 - открыто признавайте проблемы; 3 - содействуйте открытости; 4 - сформируйте рабочие группы; 5 - управляйте проектами на межфункциональной основе; 6 - стимулируйте процессы взаимной поддержки; 7 - развивайте самодисциплину; 8 - информируйте каждого работника; 9 - создавайте условия каждому работнику) и методах планирования улучшений по качеству на основе теории силовых полей К. Левина, формирующие механистическую модель движения экономической системы к точке равновесия.
В терминах кайзен создаются стандарты, а процесс SDCA обеспечивает внедрение стандарта в операции в качестве наилучшего текущего способа выполнения работ. Без такой консолидации общее улучшение качества ИПП принимает не S-образный, а «пилообразный» характер, приводящий систему ПП к устойчивому равновесию, нацеленному только на выживание, а не на развитие.
Суть кайзен-улучшений сводится к следующим этапам решения проблем качества:
1) организация проекта;
2) диагностика;
3) поиск решения;
4) удерживание достигнутого уровня.
Система кайзен-улучшений, используя небольшие инвестиции, требует постоянных усилий всех участников процесса в его совершенствовании. Вот почему ни один участник процесса не должен оказаться в стороне от этой работы как в связи с личной незаинтересованностью, так и в связи с непредоставленными ему возможностями быть вовлеченным.
Успех постоянного улучшения качества по системе кайзен может быть обеспечен только в том случае, если руководством компании будет представлена возможность и стимулировано участие в работе по улучшению качества каждого сотрудника компании. Вот почему концепция постоянного улучшения качества предопределяет вовлеченность каждого сотрудника компании независимо от его положения в деятельность по улучшению процессов, продуктов, услуг. Излишняя приверженность стандартам может привести к недовольству потребителей.
Основные этапы процесса формирования интеллектуально-креативных резервов повышения качества продукции ПП сводятся к следующим3.
1. Определение целей и задач.
2. Определение способов достижения целей. Нормализация деятельности.
3. Обучение и подготовка кадров.
4. Выполнение работ.
5. Проверка результатов выполнения работ.
6. Осуществление соответствующих управляющих воздействий.
Среди информационных и интеллектуально-креативных резервов повышения качества продукции следует особо выделить организационно-управленческие резервы. Это резервы, связанные с неиспользованными или не полностью использованными организационно-управленческими возможностями предприятия по повышению качества продукции. Источником организационно-управленческих резервов повышения качества продукции служит организация контроля и управления бизнес-процессами предприятия. Они непосредственно связаны с информационными резервами. Это определяется тем, что основой организации контроля и управления бизнес-процессами является самая разноплановая экономическая информация. Информационные ресурсы становятся необходимым
1 См.: Туркин В.Г., Герасимов Б.И., Жариков В.Д. Качество машиностроительной продукции / Под ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн.ун-та, 2005; Бастрыкин Д.В. и др. Управление качеством на промышленном предприятии / Под ред. Б.И. Герасимова. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006; Герасимов Б.И. и др. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Под ред. Б.И.Герасимова. Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн.ун-та, 2001.
2 См.: Рубинштейн М.Ф., Фирстенберг А.Р. Интеллектуальная организация. М.: ИНФРА-М, 2003; Бастрыкин Д.В. и др. Управление качеством на промышленном предприятии / Под ред. Б.И. Герасимова. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006; Герасимов Б.И. и др. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Под ред. Б.И.Герасимова. Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн.ун-та, 2001.
3 См.: Бастрыкин Д.В. и др. Управление качеством на промышленном предприятии / Под ред. Б.И. Герасимова. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006.
условием функционирования любого предприятия. Универсальность и системная целостность воздействия информации на развитие экономики, общества и конкретного предприятия позволяет говорить о ней как о непосредственной производительной силе, и как о ведущем факторе развития современного общества. При управлении экономическими объектами используется информация, разнообразная по своему содержанию. На уровне фирм, предприятий к ней относятся:
- характеристики средств производства (оборудования);
- описание технологий и условий производства;
- рыночная конъюнктура (цены, объемы спроса);
- сведения об оборотных средствах;
- сведения о кадровом составе;
- сведения о наличии и потребности в ресурсах;
- нормативы, плановые задания;
- совокупность расчетных показателей (фондоемкость, рентабельность, себестоимость);
- различные приказы, инструкции, методики и прочее, относящееся к производственно-хозяйственной деятельности людей и др.
Организационно-управленческие резервы прочно связаны с интеллектуально-креативными резервами повышения качества продукции. Это обусловлено тем, что оптимальная (рациональная) организация контроля и управления бизнес-процессами предприятия возможна только при наличии высокого уровня интеллектуализации предприятия и всех процессов в нем.
Интеллектуализация предприятия - это ориентация его деятельности на приобретение, создание и использование знаний с целью их преобразования в новые товары, услуги или бизнес-модели4.
Интеллектуализация есть непрерывный процесс формирования и использования нематериальных активов (интеллектуального капитала), включая:
- рыночные активы (торговую марку, знаки обслуживания, покупательскую приверженность, деловое сотрудничество, франшизные и лицензионные соглашения и др.);
- интеллектуальные активы (патенты, авторское право, программное обеспечение, производственные секреты, ноу-хау);
- человеческие активы (образование, профессиональная квалификация, знания, навыки и умения);
- философию управления (корпоративную культуру, управлен-
ческие процессы, информационные технологии, сетевые системы связи, требуемые стандарты).
В рамках оптимальной (рациональной) организации контроля и управления бизнес-процессами предприятия создается и используется новое знание о бизнес-процессах предприятия и управлении ими в целях повышения качества выпускаемой продукции, что и соответствует интеллектуально-креативным резервам повышения качества продукции.
Литература:
1. Бастрыкин Д.В. и др. Управление качеством на промышленном предприятии. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006.
2. Бережнов Г.В. Интеллектуализация деятельности предприятия // Креативная экономика. 2007. №2.
3. Герасимов Б.И. и др. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Под ред. Б.И.Гераси-мова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн.ун-та, 2001.
4. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
5. Егорова Л. Причины неэффективности систем менеджмента качества // Стандарты и качество. 2006. №12.; Лапина Н.В. Сущность резервов качества продукции и их классификация // Вестник СГСЭУ. 2005. №7.
6. Жариков В.В. Повышение качества машиностроительной продукции. Тамбов: ТГТУ, 2006.
7. Лапина Н.В. Резервы улучшения качества продукции машиностроения: теория, методика, опыт. Дис. „.д-ра экон. наук. Саратов, 2005.
8. Лапина Н.В. Сущность резервов качества продукции и их классификация // Вестник СГСЭУ. 2005. №7.
9. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Изд-во стандартов, 1992.
10. Организация производства и управления предприятием / Под ред. О.Г.Туровца. М.: ИНФРА-М, 2003.
11. Рубинштейн М.Ф., Фирстенберг А.Р. Интеллектуальная организация. М.: ИНФРА-М, 2003.
12. Туркин В.Г., Герасимов Б.И., Жариков В.Д. Качество машиностроительной продукции / Под ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн.ун-та, 2005.
4 См.: Бережнов Г.В. Интеллектуализация деятельности предприятия // Креативная экономика. 2007. №2.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ КАК КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ
Алякин А.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГУП Стандартинформ Докукин А.В., к.э.н., заведующий сектором научно-экономических исследований информационного обеспечения технического регулирования и послевузовского образования ФГУП «Стандартинформ»
Перепелкин И.Б., к.т.н., зам. начальника оргуправления Российской Академии наук
Поскольку Единая информационная система по техническому регулированию относится к клиентоориентированным системам, то совершенствование системы взаимоотношения с клиентами является важнейшей подзадачей стратегии развития.
Ключевые слова: клиентоориентированная структура, стандарт, качество.
PERFECTION OF THE UNIFORM INFORMATION SYSTEM ON TECHNICAL REGULATION AS STRUCTURES TO BE GUIDED BY CLIENTS
Aljakin A., professor, The Leading scientific employee of FSUO Standartinform Dokukin A., Managing sector of scientifically-economic researches of a supply with information of technical regulation formations FSUO of
«Standartinform»
Perepelkin I., The Deputy chief of organizational management of the Russian Academy of Sciences
As the Uniform information system on technical regulation concerns to systems focused by clients perfection of system of mutual relation with clients is the major subtask of strategy of development.
Key words: structure focused on clients, the standard, quality.
В настоящее время информационные потребности предприятий в ков, необходимостью периодического перепрофилирования производ-
области технического регулирования и стандартизации резко возросли. ства на выпуск новой продукции и дерегулированием системы стандар-
Это обусловливается двумя причинами: динамическим развитием рын- тизации. До рыночных реформ предприятия стабильно выпускали в