7(262) - 2012
Методы анализа
УДК 65.01
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
И. В. ФЕЦКОВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: buch@mgau. ru
М. М. СЕМИЛЕТОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: buch@mgau. ru Мичуринский государственный аграрный университет
В статье рассмотрена проблема целостной совокупности сельскохозяйственных организаций, ее способности к саморазвитию и самоадаптации через этапы дифференциации и интеграции клас-терно-фрактальной структуры. Предложен организационно-экономический механизм формирования интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции.
Ключевые слова: стратегический анализ, интеграция, резерв, сельское хозяйство, продукция, менеджмент качества.
Сельскохозяйственная продукция формирует продовольственную систему регионов и страны в целом, входящую под действием интеграционных процессов в мировую продовольственную систему. Обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции достигается повышением уровня ее качества во взаимодействии с иденти-
фикацией в системе менеджмента качества, что в целом улучшает функционирование сельского хозяйства.
Качество продукции относится к важнейшим показателям, определяющим эффективность деятельности организаций любой формы собственности. Производство качественной продукции формирует определенный имидж предприятия, т. е. известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля - товарному знаку.
Определяющее влияние на формирование современной парадигмы теории качества внесли зарубежные экономисты У. Деминг, К. Исикава, Ф. Кросби, Т. Тагути, А. Фейгенбаум, Д. Харрингтон, Д. Шью-хард. В рамках отечественной школы вопросы теории и практики качества изучались на базе
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*
25
теоретической платформы применения экономико-математических методов оценки качества, сформулированной академиком Д. С. Львовым. Отдельные положения нашли свое отражение в работах Л. М. Бадалова, В. Я. Белобрагина, Б. И. Герасимова, А. В. Гличева, Д. С. Демиденко, А. Л. Денисовой, Е. М. Карлика, В. И. Синько и др.
В последние годы получил развитие научный подход к исследованию интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции, основанный на целостном восприятии единого экономического пространства. В его рамках рассматривается проблема целостной совокупности хозяйств, их способности к саморазвитию через этапы усложнения и дифференциации. В качестве целого признается интеграционная группировка (единое экономическое пространство).
Понятие интегрализма введено в научный оборот крупнейшим макросоциологом XX в. П. А. Сорокиным, далее развито в работах отечественных экономистов Г. С. Батищева, И. П. Фаминского, Ю. В. Яковца, а также зарубежных ученых Р. Пре-биша, С. Фуртадо, Т. Дос Сантоса, Я. Тинбергена, И. Валлерстайна, П. Козловски. Вопросы вертикальной интеграции аграрного бизнеса обобщены в работах Л. С. Ревенко, М. Г. Борисова, П. Шарканя, Л. Маккензи, Д. Брайана и др.
По достоинству оценивая научный вклад ученых, следует отметить, что недостаточно исследовано методическое обоснование процесса идентификации качества сельскохозяйственной продукции, адекватно отображающего интегрализм и формирующего баланс интересов производителей и потребителей продукции. Недостаточно изучены теоретические аспекты развития сельскохозяйственной деятельности для реализации системы менеджмента качества, что затрудняет решение задач по выявлению интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции. Отмеченные обстоятельства характеризуют условия, в которых особенно актуальными становятся вопросы стратегического анализа интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции.
Важнейшим направлением развития агарного сектора экономики является формирование стратегии менеджмента качества на основе положений международных стандартов. Особое место занимают стандарты ИСО серии 9000, устанавливающие требования к системе менеджмента качества. Стан-
дарт ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества - Основные положения и словарь» определяет качество как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Под требованиями понимается потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Стандарты ИСО серии 9000 являются общими стандартами, которые могут применяться к любой организации. Однако во многих секторах существуют свои требования, которые обязаны выполнять организации, занимающиеся тем или иным видом деятельности. С одной стороны, эти требования обусловлены видом продукции или услуг, с другой стороны, нормативными актами по обеспечению безопасности продукции для потребителей. В связи с этим во многих секторах на базе стандартов в дополнение к требованиям ИСО 9000 были разработаны отраслевые стандарты на системы качества.
Для сельскохозяйственной деятельности разработан международный стандарт 22006-2009 «Системы менеджмента - Руководящие указания по применению ИСО 9001-2008 в растениеводстве». Этот стандарт дает рекомендации управления системой менеджмента качества в организациях, занятых производством и хранением продукции растениеводства (сельскохозяйственные кооперативы, элеваторы и пр.).
Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций. Рекомендации по достижению устойчивого успеха организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества содержатся в стандарте ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации - Подход на основе менеджмента качества». Стандарт поддерживает использование самооценки как важного инструмента для анализа уровня зрелости организации, охватывающего ее руководство, стратегию, систему менеджмента, ресурсы и процессы, для выявления сильных и слабых сторон и возможностей совершенствования и (или) использования инновационного подхода.
26
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
Для успешного функционирования организациям необходимо:
- формировать стратегию развития и планировать будущие потребности в ресурсах;
- устанавливать процессы, необходимые для реализации стратегии и достижения стратегических показателей;
- проводить мониторинг и анализ среды организации для оценки рисков и корректировки стратегии.
На качество продукции влияют внешние и внутренние факторы, которые тесно связаны между собой. К внешним факторам относятся требования покупателей, конкуренция, нормативные документы в области качества продукции, обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и т. д. Внутренние факторы включают:
- технические факторы - внедрение технических и технологических новаций, составляют материальную основу для выпуска конкурентоспособной продукции;
- организационные факторы - совершенствование организации производства и труда, повышение дисциплины и ответственности, обеспечение культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрение системы сертификации, улучшение работы службы отдела технического контроля;
- экономические факторы - система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, политика ценообразования, экономическое стимулирование персонала за производство качественной продукции;
- социально-психологические факторы - создание социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий работы, воспитание у персонала гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе.
Мониторинг и оценка внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на выбор и реализацию стратегии организации, осуществляются системой стратегического анализа. Стратегический анализ сводится к процедуре поиска и отбора стратегических альтернатив, устойчивых закономерностей и тенденций, способных играть решающую роль в будущем, и прогнозирования на их основе показателей производственно-хозяйственной деятельности организации.
В системе стратегического анализа проводится ранжирование факторов, влияющих на качество продукции.
Методы идентификации качества продукции включают:
- методы обеспечения качества (контроль, испытания, планирование испытаний, обеспечение надежности, анализ проекта, самоконтроль и самооценка);
- методы стимулирования качества (мотивация, системы вознаграждения, рекламно-пропа-гандистская деятельность, кружки качества, конкурсы качества, премии качества);
- методы контроля качества (учет и анализ затрат на качество, контроль документации, анализ и обработка данных, статистические методы управления качеством, внутренний аудит качества продукции).
Простыми инструментами идентификации качества продукции являются:
- схема процесса (маршрутная карта) - позволяет проследить фактические или подразумеваемые стадии процесса, которые проходит изделие (продукция) или услуга и определить отклонения;
- причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы) - позволяет исследовать и показать причины определенных проблем или условий;
- диаграммы рассеивания - позволяют графически представить взаимосвязь полученных данных;
- диаграмма Парето - позволяет представить относительную важность всех проблем или условий для решения задач и выявить основные причины проблем или проследить за результатами процессов;
- контрольные листки - позволяют ответить на вопрос: как часто случается определенное событие?;
- контрольные карты - позволяют оценить колебания процесса и проверить, находится он под контролем или нет;
- гистограмма - позволяет графически представить изменчивость данных процесса или явления;
- временной ряд (график) - позволяет наглядно представить ход изменения наблюдаемых данных, событий за определенный период времени;
- анализ возможностей процесса - удовлетворение техническим требованиям.
Процесс экономической интеграции предстает как процесс становления органичного целого, когда
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя к ЪР^тжгсх*
между исходными компонентами создается система связей, имеющая характер целостной структуры (рис. 1). Органическая целостность сменяет механическую вследствие роста ее плотности. В дальнейшем определенные изменения претерпевают как части целого, так и сама эта структура.
Применительно к производству сельскохозяйственной продукции это означает:
- в качестве целого признается интеграционная группа производителей, которая становится носителем бенчмаркинговых резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции (интеграционный уровень качества состояния функционирования системы);
- производители формируют кластеры, воспроизводящие интеграционные процессы производства сельскохозяйственной продукции;
- за каждым производителем признается его институциональная целостность с соответствующими рыночными правилами идентификации резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции, но не изолированная от других в рамках соответствующего кластера, а являющаяся фрактальной моделью распространения инноваций более крупной целостности;
- качество сельскохозяйственной продукции в рамках кластеров и фракталов улучшается эволюционно на базе кайзен- и кайрио-резер-вов повышения качества сельскохозяйственной
представляет собой эволюционный процесс формирования качества функционирования органичного целого, когда между объектами создается системное взаимодействие, приводящее к переходу фрактала и каждого компонента кластера на новый качественный уровень состояния функционирования.
Эффективным инструментом выявления интеграционных резервов является проведение самооценки - всестороннего и систематического анализа деятельности организации, ее результатов по сравнению с выбранным эталоном. Эталонными показателями могут выступать требования премий качества. В основу любой премии качества заложены критерии, каждый из которых имеет свой удельный вес, очки или баллы. Самооценка способствует выявлению областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода.
Основой для формирования интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции была выбрана Европейская премия качества. Оценка менеджмента качества происходит по девяти критериям, каждый из которых имеет собственный вес: руководство (10 у. е.); политика и стратегия (8 у. е.); управление людьми/персоналом (9 у. е.); р есурсы(9у.е.); щюцессы(14у. е.);удовлет-вореиность заказчиков (20 у. е.); удовлетворенность персонала(9 у. е.); влияниенаобщество (6 у. е.); результатыбизнеса(15у.е.).Каждый показатель может принимать следующие значения:
продукции.
В результате процесс экономической интеграции производителей сельскохозяйственной продукции
Инновационное качество
Феноменология качества
I
Кластер-фрактал Xi
Интеграционное качество
Рис. 1. Интеграционные резервы накопления качества сельскохозяйственной продукции
на базе концепции шести «М»: мх -люди-персонал(тап);М2-методы(methods);М3-материалы (materials); м4 - машины (machins); М5-измерения(measuremets); М6 -окружающаясреда(media)
28
экономическийанализ:
- 0 баллов - не предпринято никаких действий по разработке или внедрению плана мероприятий, связанных с реализацией данного показателя;
- 0,25 балла - разработан метод решения задачи и начата его реализация; имеются определенные доказательства, что благодаря методу достигнут желаемый эффект;
- 0,5 балла - метод внедрен приблизительно в половине подразделений, негативные тенденции при этом выявлены и понятны;
- 0,75 балла - достижение поставленных целей в большинстве областей, благодаря систематическому применению новых методов и подходов;
- 1 балл - метод утвержден, постоянно анализируется его применение, он стал составной частью регулярной деятельности.
Для подсчета итогового результата оценки менеджмента качества по каждому критерию складывают баллы показателей каждого из них и умножают на его удельный вес (табл. 1).
Формирование интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции проводилось на основании оценки критериев менеджмента качества организаций Тамбовской области:
Таблица 1
Система оценки менеджмента качества сельскохозяйственной деятельности
СХПК «Родина» (СХОД ОАО «Подъем» (СХО2) и ООО «Мичуринская мукомольная компания» (СХО3). Оценка проводилась в специальных табличных формах, включающих по 10 показателей. Для подсчета итогового результата оценки по каждому критерию складывают баллы показателей каждого из них и умножают на его удельный вес. Оценка качества деятельности сельскохозяйственных предприятий в целом осуществляется суммированием результатов девяти критериев. Представление относительной важности интеграционных резервов для выбора стартовой точки их реализации осуществляется при помощи диаграмм Парето. Для их построения используются резервы, найденные при помощи первоначальной самооценки критериев менеджмента качества (табл. 2).
Данные, представленные в табл. 2, показывают, что качество сельскохозяйственной деятельности СХОр СХО2 и СХО3 составляет соответственно 407, 441 и 673 балла из максимально возможных 1 000 баллов. Таким образом, уровень качества сельскохозяйственной продукции анализируемых организаций составляет соответственно 40, 44, и 67 % из необходимых для потребителей 100 %. Наглядно изобразим интеграционные резервы повышения качества сельскохозяйственной продукции (рис. 2).
Полученные результаты позволили сформировать интеграционные резервы повышения качества сельскохозяйственной продукции (табл. 3).
Обобщим наиболее существенные результаты исследования:
- введено в научный оборот понятие интеграционного качества сельскохозяйственной продукции как информационной динамической экономической категории отображения совокупности собственных интеграционных характеристик сельскохозяйственной продукции, выполняющих требования рыночной конъюнктуры;
- установлено, что экономическая интеграция основана на целостном восприятии единого экономического пространства. В его рамках рассмотрена проблема целостной совокупности сельскохозяйственных организаций, ее способности к саморазвитию и самоадаптации через этапы дифференциации и интеграции клас-терно-фрактальной структуры организации. При этом интеграционные резервы накопления качества сельскохозяйственной продукции реализуются на базе концепции шести «М»;
- разработан и предложен организационно-экономический механизм формирования интеграционных
Критерий Порядок расчета
Руководство 10 р = £ р-10 1=1
Политика и стратегия 10 пс = £ пс! ■ 8 1=1
Управление людьми (персоналом) 10 ул = ^ул! ■ 9 .=1
Ресурсы 10 я = £ Я1. • 9 1=1
Процессы 10 п = £ П-14 1=1
Удовлетворение заказчиков 10 уз = ^уз1 ■ 20 .=1
Удовлетворение персонала 10 уп = ^уп1 ■ 9 .=1
Влияние на общество 10 во = £ во1 ■ 6 .=1
Результаты бизнеса 10 рб = £ рб1 -15 1=1
экономический анализ: ш5б7>ъя те ър*?жг(ъ4
29
Таблица 2
Исходные данные для формирования интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции
Критерий в порядке убывания важности Важность критерия, баллы Требуемый pt'{V.II>- тат, баллы Полученный результат, баллы Число интеграционных резервов, у. е. Интеграционные резервы нарастающим итогом, у. е. Интеграционные резервы, % Кумулятивный итог интеграционных резервов, % Результативность менеджмента качества, %
СХО, схо2 схо3 СХО, схо2 схо3 СХО, схо2 схо3 СХО, схо2 СХ03 СХО, схо2 схо3 СХО, схо2 схо3
Удовлетворение заказчиков 20 200 85 85 155 115 115 45 115 115 45 19,39 20,57 13,78 19,39 20,57 13,78 42,5 425, 77,5
Результаты бизнеса 15 150 71,25 81,75 105 78,75 68,25 45 193,8 183,3 90 13,28 12,2 13,78 32,67 32,78 27,56 47,5 54,5 70
Процессы 14 140 42 45,5 80,5 98 94,5 59,5 291,8 277,8 149,5 16,52 16,9 18,22 49,2 49,68 45,78 30 32,5 57,5
Руководство 10 100 37 52,5 80 63 47,5 20 354,8 325, 169,5 10,62 8,49 6,12 59,82 58,18 51,91 37 52,5 80
Управление людьми 9 90 38,25 40,5 54 51,75 49,5 36 406,5 374,8 205,5 8,72 8,85 11,02 68,55 67,03 62,94 42,5 45 60
Ресурсы 9 90 29,25 33,75 51,75 60,75 56,25 38,25 467,3 431 243,7 10,24 10,06 11,71 78,80 77,10 74,65 32,5 37,5 57,5
Удовлетворение персонала 9 90 33,3 49,5 69,75 56,7 40,5 20,25 523,9 471,5 264 9,56 7,24 6,2 88,36 84,34 80,85 37 55 77,5
Политика и стратегия 8 80 32 24 40 48 56 40 571,9 527,5 304 8,09 10,01 12,25 96,45 94,36 93,11 40 30 50
Влияние на общество 6 60 39 28,5 37,5 21 31,5 22,5 592,9 559 326,5 3,54 5,63 6,89 100 100 100 65 47,5 62,5
Итого... 100 1000 407 441 673 593 559 327 - - - 100 100 100 - - - 40,7 44,1 67,3
Удовлетворение заказчиков
Удовлетворение заказчиков
Удовлетворение заказчиков
У до влетеор енн ость пер со нага
Результаты бизнеса
Процессы Политика и стратегия
Управление людьми
Уд овл етворен нос" персонала
Результаты бизнеса
П роц ессы П ол ити ка и стратегия
Руководство
Управление людьми
Уд о вл етв ор ен н о ■ персонала
Результаты бизнеса
Руководство
Управл ен ие людьми
Рис. 2. Интеграционные резервы повышения качества сельскохозяйственной продукции:
а - СХО ¿6 - СХ02;в - СХОэ
Таблица 3
Интеграционные резервы повышения качества сельскохозяйственной продукции
Резервы повышения качества сельскохозяйственной продукции Задачи стратегического анализа
Резервы удовлетворения потребностей покупателей сельскохозяйственной продукции Повышение имиджа организации. Мониторинг новых требований и оценка степени удовлетворенности потребителей. Анализ сегментации клиентов и портфеля товаров
Резервы результатов деятельности Оценка результатов деятельности организации с показателями конкурентов. Проведение самооценки и бенчмаркинга. Внедрение системы сбалансированных показателей (BSC-анализ)
Резервы бизнес-процессов Установление стандартов качества и повышение на бизнес-процессы с учетом мнений потребителей. Анализ цепочки создания ценности. Повышение менеджмента качества на всех стадиях жизненного цикла
Резервы системы управления предприятием Повышение участия руководства в разработке миссии, видения и ценностей для организации. Поддержка методов TQM
Резервы управления персоналом Проведение аттестаций систем управления персоналом. Развитие различных форм вовлечения персонала в процесс улучшения качества (кружки качества, группы совершенствования процессов и пр.)
Резервы ресурсов Выявление и оценка альтернативных технологий. Проведение С VP-анализа (затраты - объем - прибыль). Внедрение систем управленческого учета затрат
Резервы удовлетворенности персонала Выявление ключевых составляющих, определяющих степень удовлетворенности персонала. Анализ претензий и мнений сотрудников. Оперативное реагирование на жалобы персонала
Резервы стратегии Анализ факторов, влияющих на рыночную среду. Проведение SWOT-анализа и STEP-анализа. Анализ рынка сельскохозяйственной продукции. Стратегический аудит и корректировка стратегии
Резервы влияния на общество Оценка влияния деятельности на экологию и биосферу. Анализ природоохранной деятельности организации. Реализация социальных и благотворительных программ
резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции, включающий в себя системное объединение позиционирования рынка сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособности продукции и продовольственной миссии производителей сельскохозяйственной продукции. Научная новизна проведенного исследования заключается в теоретико-методическом обосновании, практической разработке и решении вопросов стратегического анализа интеграционных резервов повышения качества сельскохозяйственной продукции.
Список литературы
1. Альперин Л. Критерии премии по качеству -инструмент самосовершенствования как промыш-
ленных предприятий, так и организаций социальной сферы // Стандарты и качество. 1996. № 9.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества - Основные положения и словарь». М.: Стандартинформ, 2009.
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации -Подход на основе менеджмента качества». М.: Стандартинформ, 2011.
4. Свиткин М. З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, К. М. Рахлин. СПб: ВСЕГЕИ, 1999.
5. Хорин А. Н., Керимов В. Э. Стратегический анализ: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2009.
экономический анализ: шгб7>геЯ те ЪР*?жгеЪ4
31