Научная статья на тему 'МЕСТО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

МЕСТО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная компетенция / концептуальный анализ / концепт / урок по изучению концепта / ОГЭ по русскому языку

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Громова Виктория Ивановна

Данная статья посвящена изучению места концептуального анализа в подготовке к ОГЭ по русскому языку. Перечислены основные методы лингвокультурологического подхода, представлены разные способы построения урока по изучению концепта и предложен вариант структурирования урока по подготовке к сочинению на ОГЭ по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»



I

SCIENCE TIME

I

МЕСТО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Громова Виктория Ивановна, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов

E-mail: grom-v07@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена изучению места концептуального анализа в подготовке к ОГЭ по русскому языку. Перечислены основные методы лингвокультурологического подхода, представлены разные способы построения урока по изучению концепта и предложен вариант структурирования урока по подготовке к сочинению на ОГЭ по русскому языку.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, концептуальный анализ, концепт, урок по изучению концепта, ОГЭ по русскому языку.

Ключевыми предметными компетенциями, формируемыми при изучении русского языка в школе, являются лингвистическая, языковая, коммуникативная и социокультурная. Выпускники 9 классов должны одинаково хорошо владеть всеми четырьмя компетенциями. Однако, например, если коммуникативная компетенция развивается при подготовке к итоговому собеседованию, лингвистическая и языковая компетенции - при подготовке к выполнению тестовых заданий и задания с развернутым ответом в формате ОГЭ, социокультурная компетенция остается в тени.

Остановимся подробнее на понятии социокультурной компетенции, разберемся, действительно ли она необходима выпускникам 9 класса. Согласно определениям ученых, под социокультурной компетенцией подразумевается способность оперировать системой социокультурных знаний и умений при осуществлении общения в условиях диалога культур. Основой формирования социокультурной компетенции, ранее называемой культуроведческой, является лингвокультурологический анализ.

Что может дать подобный подход обучающимся? Как свидетельствуют источники, главная цель лингвокультурологического анализа - формирование осознания самобытности русского языка на фоне сопоставления с другими культурами и языками. Кроме того, он дает возможности провести полный концептуальный анализ текста и структурировать картину мира разных культур.

При выполнении задания с развернутым ответом на ОГЭ по русскому языку обучающемуся предлагается текст, на основании которого ученик

1 SCIENCE TIME 1

выбирает либо лингвистическое сочинение (13.1), либо сочинение на основе анализа текста (13.2), либо сочинение по толкованию понятия (13.3).

В 2023 году в Саратовской области сочинение в формате 13.3 выбрали 92% школьников, 13.2 - 5 %, 13.1 - 3 % обучающихся. На основании видимого предпочтения выпускниками сочинения 13.3 необходимо более подробно поговорить о нем.

Что представляет собой сочинение 13.3? Ученикам необходимо ответить на проблемный вопрос (например, «Кого мы называем настоящим другом?»). Кроме того, нужно дать определение выражения (например, настоящий друг -это...) и прокомментировать это выражение, дав ответ на поставленный выше вопрос.

Согласно статистико-аналитическому отчету о результатах ОГЭ в качестве самых распространенных ошибок в работах выпускников этого года можно отметить следующие:

- некорректное объяснение значения ключевого слова из формулировки темы сочинения вследствие незнания (непонимания) самого слова или неумения адекватно использовать приемы толкования значения;

- отсутствие комментария к слову, значение которого разъяснено;

- несоответствие примера из жизненного опыта ключевому понятию текста;

- неудачное использование литературного материала (в случае обращения к нему) в качестве примера-аргумента;

- отсутствие объяснения связи приведенного примера с ключевым понятием темы сочинения и/или сформулированного тезиса.

Следовательно, умение создавать тексты, содержащие аргументативную часть, требует особого внимания учителя. Подбор аргументов для сочинения 13.3 базируется на эрудиции и зрелости мысли выпускника основной школы. Поэтому формирование комплекса навыков изучающего, многократного, аналитического чтения - это сквозная задача каждого урока русского языка и литературы, решение которой влияет на уровень всех предметных компетентностей школьника и его практическую грамотность.

Именно лингвокультурологический подход способен помочь школьнику овладеть навыками объяснения значения ключевого слова и подбора материала для комментария.

Рассмотрим методы лингвокультурологического подхода. Самые распространенные методы - это филологический анализ, сопоставительный метод лингвокульторологического анализа художественного текста и концептуальный анализ.

Самым прогрессивным и молодым способом лингвокультурологического анализа является концептуальный анализ. Под ним понимается метод исследования, предполагающий выявление концептов.

Представляется, что именно концептуальный анализ способен помочь школьнику эффективно готовиться к написанию сочинения 13.3, ведь «опора на

1 SCIENCE TIME 1

лингвокультурологический анализ слова и текста на ценностно ориентированном уроке позволяет работать со школьниками, обучая их русскому языку и помогая постигать культурные смыслы, заложенные в языке и посредством языка, и формировать их мировоззрение» [1, с. 14].

Основное понятие лингвокультурологического анализа - концепт. Существует много определений этого понятия. Остановимся на толковании этого слова у Ю.С. Степанова: «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [4].

Концепт, являясь лингвокультурологическим понятием, представляет собой объект учебной деятельности.

При написании сочинения 13.3 школьники сталкиваются с такими концептами, как любовь, дружба, ответственность, поддержка, доброта, бескорыстность, зависть, красота, нравственный выбор и др.

В 5-7 классах описание концепта может начинаться по плану работы над проектом «Портрет одного слова».

1. Обобщите толкование данного слова в различных словарях русского

языка.

2. Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам.

3. Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, чтобы найти выражения, включающие описываемое слово.

4. Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова, какие они имеют значения.

5. Найдите литературные произведения, произведения живописи, в которых важную роль играет образ обозначенного данным словом предмета или понятия.

6. Изучив литературу, расскажите о том, какую роль данный предмет или данное понятие играет в жизни и культуре русского народа.

Затем план работы усложняется. Так, в 8-9 классах общая схема работы над концептом может выглядеть так:

I. Место концепта в картине мира носителей языка (сведения энциклопедического характера, результаты ассоциативного эксперимента).

II. Словарный портрет слова (этимология, значение, системные связи слова).

III. Концепт в мудрости народной (фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, приметы и т.д.).

IV. Текстовый портрет слова (прецедентные микротексты: афоризмы, высказывания, поэтические и прозаические тексты).

V. Авторские тексты учащихся по концепту: сочинение, проекты, статьи, доклады, словарные статьи предполагаемых коллективных словарей концептов. [3, с. 990].

М.И. Шутан предлагает структурировать урок по изучению концепта следующим образом:

1 SCIENCE TIME 1

1. Визуализация концепта.

2. Создание языкового портрета концепта.

3. Создание контекста.

4. Сфокусированный анализ центрального произведения.

5. Создание модели концепта.

6. Творческая работа [5].

H.Л. Мишатина предлагает учебные «маршруты мысли», следуя которым «ученики овладевают интеллектуальной практикой медленного, внимательного чтения, постижения мысли, заданной многослойным продолжительным контекстом, что позволяет им творчески осваивать не только базовые концепты русской культуры, но и своеобразие языка русской религиозной философии» [2, с. 4].

На своих практических занятиях в институте развития образования я попробовала популяризировать идеи Н.Л. Мишатиной.

Например, на практическом занятии по формированию креативного мышления на уроках русского языка мы с учителями апробировали технологию Н.Л. Мишатиной по созданию метафорического портрета чувств.

Алгоритм проведения практикума «Нравственное чудо» любви выглядел следующим образом:

Этап I. Ассоциация «первая любовь» как стимул.

Этап II. Анализ разножанровых текстов о первой любви разных авторов.

Этап III. Ответы на вопросы преподавателя.

Этап IV. Создание «портрета чувств» слова «любовь».

Этап V. Презентация метафорического портрета чувств.

Учителя отметили огромный потенциал данного занятия и его большую роль в подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку.

На другом занятии по формированию критического мышления на уроках русского языка особое внимание было уделено технологии работы с афоризмами.

Примерный алгоритм работы с афоризмами следующий:

I. Сравнение афоризмов с пословицами, поговорками и крылатыми фразами.

2. Интерпретация афоризмов.

3. Выявление отличительных черт афоризма.

4. Воссоздание авторского высказывания и сочинение собственного афоризма.

5. Самооценка афоризмов учителей по критериям.

После выполнения данного вида работы учителя сделали вывод о том, что анализ афоризмов также имеет практико-направленный характер и будет полезен как при подготовке школьников к ОГЭ, так и к ЕГЭ.

Структура урока по изучению концепта как урока по подготовке к написанию сочинения на ОГЭ может представлять собой следующее:

Шаг 1 - ассоциативный анализ концепта (например: «С чем ассоциируется дружба?»).

1 SCIENCE TIME 1

Шаг 2 - значение концепта (лексическое значение слова дружба, его этимология, синонимы и антонимы и т.д.).

Шаг 3 - место концепта в отечественной культуре (фразеологизмы, пословицы и поговорки о дружбе, любимые фильмы и картины).

Шаг 4 - место концепта в зарубежной культуре.

Шаг 5 - мини-сочинение о концепте («Что Вы понимаете под дружбой?»).

Таким образом, концептуальный анализ как один из способов лингвокультурологического подхода открывает новые горизонты к изучению текстов на уроках русского языка. Концептуальный анализ не только дает возможность качественно подготовиться к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку, но и позволяет по-новому взглянуть на структуру и содержание текста.

Литература:

1. Левушкина О.Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка // Русский язык в школе. -2023. - Т. 84 (3). - С. 7-16.

2. Мишатина Н.Л. «Отношения с родиной» в зеркале русского языка и культуры (Из опыта создания учебных «маршрутов мысли») // Русский язык в школе. - 2017. - 4. - С. 3-7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// www.riash.ru/jour/article/view/548

3. Саяхова Л.Г. Концепт как единица лингвокультурологии, когнитивной лингвистики и лингводидактики // Вестник Башкирского университета. - 2014. -Т. 19. - № 3. - С. 987-992.

4. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2004. - 982 с.

5. Шутан М.И. О структурировании урока изучения концепта // Русский язык в школе. - 2023. - 84 (2). - С. 7-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.