Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОНЦЕПТА "ЧЕСТЬ"'

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОНЦЕПТА "ЧЕСТЬ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК / КОНЦЕПТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / КОНЦЕПТ "ЧЕСТЬ" / МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО КОНЦЕПТА / CADET / CIVIL IDENTITY / RUSSIAN LANGUAGE / NATIONAL CULTURE CONCEPTS / "HONOR" CONCEPT / THE METHODS OF CULTURAL CONCEPTS LEARNING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гудилина Евгения Александровна

В статье предложен подход к формированию гражданской идентичности при изучении русского языка, который связан с осмыслением концептов культуры, составляющих основу национальной картины мира, а также рассмотрению анализа национального концепта «честь» как способа расширения знаний о своей стране и гордости за нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC IDENTITY LINGUISTIC AND CULTURAL PORTRAIT OF THE CONCEPT OF "HONOR"

The article offers the approach of the civil identity formation during the Russian language studying which is connected with understanding of the cultural concepts, based on the national worldview and consideration of the analysis of the concept of "honor" as a way to expand knowledge about their country and to be proud of it.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОНЦЕПТА "ЧЕСТЬ"»

1 Ша

j I '<■'г'

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Е.А. ГУДИ71ИНА Е.А. GOODILINA

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

CIVIC IDENTITY

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОНЦЕПТА «ЧЕСТЬ» LINGUISTIC AND CULTURAL PORTRAIT OF THE CONCEPT OF «HONOR»

Сведения об авторе. Гудилина Евгения Александровна - преподаватель русского языка и литературы Кронштадтского морского кадетского военного корпуса МО РФ (г.Кронштадт. E-mail: evgenia-kgtts@ mail, ru).

Аннотация. В статье предложен подход к формированию гражданской идентичности при изучении русского языка, который связан с осмыслением концептов культуры, составляющих основу национальной картины мира, а также рассмотрению анализа национального концепта «честь» как способа расширения знаний о своей стране и гордости за нее.

Ключевые слова: кадет, гражданская идентичность, русский язык, концепты национальной культуры, концепт «честь», методика освоения культурного концепта.

Information about the author. Eugenia Gudilina - teacher of Russian language and literature of the Federal state Educational institution «Kronstadt Cadet Naval School» (Kronshtadt. E-mail: evgenia-kgtts@mail ru).

Summary. The article offers the approach of the civil identity formation during the Russian language studying which is connected with understanding of the cultural concepts, based on the national worldview and consideration of the analysis of the concept of «honor» as a way to expand knowledge about their country and to be proud of it.

Keywords: cadet, civil identity, Russian language, national culture concepts, «honor» concept, the methods of cultural concepts learning.

ФГОС ООО в качестве требования к результатам освоения основной образовательной программы выдвигает «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому, настоящему многонационального народа России».

Гражданская идентичность -это «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл». Такое ощущение формируется в результате понимания того, что членов общества объединяют язык, мен-тальность, закрепленная в индивидуальном и коллективном сознании картина мира, социокультурные ценности, нормы поведения.

Для формирования российской идентичности обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации важно не только сформировать у него осознание им своей этнической принадлежности, чувства принадлежности к государству и сообществу граждан, но и знание истории, языка народа, основ культурного наследия многонационального государства. Подросток должен получить первый опыт положительного эмоционального осмысления понятий «государство», «моя страна», «родина», принять ценности, которые разделяют люди как граждане российского государства, приобщиться к опыту предыдущих

поколений и значимым событиям минувшего.

Изучение русского языка как феномена культуры, способов отражения в нем национальных символов России, традиций, исторических реалий - это один из путей формирования российской идентичности.

Условием для усвоения картины мира кадетом при изучении русского языка может стать исследование концептов русской культуры. Именно концепт, считает Н. Л. Мишатина, есть элемент фундамента национальной языковой картины мира, категория национальной культуры, и поэтому он должен стать базовой единицей обучения языку и речи.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Издавна в центре российской ментальности стоит представление о силе русского духа, отваге и смелости воинов, их непобедимой стойкости, что составляет предмет особой гордости россиян, поэтому число фундаментальных концептов российской ментальности составляют слова: «честь», «доблесть», «мужество», «героизм», «смелость», «отвага» и т.д. Исследование подобных концептов на уроках русского языка -это один из путей формирования гражданской идентичности кадета.

Обратимся к концепту «честь» и рассмотрим вариант работы над ним в русле предложенной Н. Л. Мишатиной методики освоения культурного концепта, включающей четыре этапа:

1) ассоциативно-интуитивное осмысление концепта;

2) анализ словарного воплощения концепта;

3) исследование концепта в текстовой коммуникации;

4) индивидуальное речевое смыслотворчество.

1. Ассоциативно-интуитивное осмысление концепта «честь» (образно-ассоциативный этап).

Этот этап позволяет выявить первичный смысл, которым владеет кадет в рамках предложенного контекста, и личностного отношения к предмету обсуждения, а также активизировать ассоциативное мышление. На данном этапе целесообразно предложить кадетам следующие лингвокультурологические задачи (ЛКЗ):

ЛКЗ1. Составьте кластер к слову «честь» (звуковая и смысловая ассоциация).

ЛКЗ 2. Выявить связь между часто встречающимися ассоциациями из ассоциативного словаря и словом «честь».

ЛКЗ 3. Подберите ассоциации к словосочетаниям: честь офицера -человек чести - честь мундира -кодекс чести.

2. Анализ словарного воплощения концепта.

Данный этап направлен на исследование понятийного значения слова «честь» и его коннотаций. Он подразумевает работу с разными словарями, отражающими социальный и предметный культурный опыт, и создание словесного портрета концепта «честь». Посредством решения комплексных языковых и речевых задач выявляется, что знает сам язык об этом концепте. При этом восприятие концепта «честь» обогащается разнообразием смыслов, актуализированных в процессе работы над значением слова и использованием его в различных контекстах.

ЛКЗ 1. Прочитайте статью из «Школьного этимологического словаря русского языка» Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой, посвященную происхождению слова «честь». Из какого языка пришло в русский данное слово? От какого слова образовано? Используется ли эта лексическая единица в современном языке?

ЛКЗ 2. В этимологическом словаре М. Фасмера указано, что слово «честь» родственно древнеиндийскому слову, которое обозначает «мышление, понимание, намерение, понимание». Сохранились ли элементы этого значения в содержании понятия «честь» в современном русском языке?

ЛКЗ 3. Как определял понятие «честь» великий филолог В. И. Даль? Найдите в тексте статьи слова, которые вышли из активного употребления. Можем ли мы понять их значение? Что облегчит понимание?

ЛКЗ 4. Прочитайте в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой словарную статью «Честь». Свойственна ли лексеме «честь» многозначность? Есть ли стилистические пометы в статье? О чем это говорит?

ЛКЗ 5. Пользуясь словарями синонимов и антонимов, выпишите синонимы и антонимы к слову «честь».

ЛКЗ 6. Составьте самостоятельно словарную статью следующих

фразеологизмов: отдавать честь, честь честью, честь по чести, честь мундира, честь имею кланяться, честь и место, честное слово, честно говоря. Сопоставьте свои словарные статьи со статьей фразеологического словаря.

3. Исследование концепта в текстовой коммуникации (концепт в контексте).

На этапе текстовой коммуникации целесообразно предложить кадетам фрагменты текстов, в которых нашел воплощение концепт «честь». Именно анализ текстов должен показать разнообразные ассоциативные пласты концептуального поля в национальном сознании и исторической памяти русского народа.

ЛКЗ 1. Работа с пословицами и поговорками, афоризмами и цитатами. Выделить смысловую составляющую этих высказываний.

ЛКЗ 2. Анализ предложенных стихотворений с целью определения, что в национальном сознании ассоциируется с понятием честь (А. Я. Яшин «Не только слова», А. Е. Гаврюшкин «В России знают цену слову честь», А. П. Сумароков «За деньги честь...», О. Хайям «Нас учит жизнь пройти дорогу чести», С. Я. Маршак «Честь», Э. А. Асадов «Стихи о чести», Л. Мартынов «Дневник Шевченко», отрывок из поэмы A.C. Пушкина «Полтава» (песнь вторая); отрывки из комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума» (диалог Фамусова: «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь»), Л. А. Филатов «Любовь к трем апельсинам» («...Я прямо заявляю при народе»); отрывок из трагедии A.C. Пушкина «БорисГодунов» (диалог пленника: «Царь наградил его заслуги честью»).

ЛКЗ 3. Работа с художественными произведениями (рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» (врачебная честь), повесть А. Г. Аксенова «Безумная Евдокия» (честь учителя), роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (честь офицера), роман в стихах «Евгений

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Ш

Онегин» (дуэль Онегина и Ленского), роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» (честь капитана Тимохина и офицера Тушина, дорога чести Андрея Болконского, честь солдата Тихона Щербатого). Определить, какое значение слова «честь» актуализировано в художественных произведениях.

ЛКЗ 4. Работа с публицистическими текстами.

Прочитайте письмо 10 «Честь истинная и ложная» из «Писем о добром и прекрасном» Д. И. Лихачева и выполните задание: найдите в тексте отличия истинной чести от ложных представлений о ней и поясните мысли автора о том, что ложные представления о чести причиняют ущерб обществу.

Работа с деформированным текстом статьи «Совесть и честь» Н. К. Михайловского с целью установления понятийного значения слов «совесть» и «честь». Сформулируйте свое отношение к авторским характеристикам «совести» и «чести».

4. Индивидуальное речевое смыслотворчество.

На данном этапе осуществляется анализ ассоциативно-смыслового поля, включение его в концептосфе-ру кадета и создание собственных речевых произведений, в которых отражается понимание смыслов и степень усвоения нравственного понятия, дополнение толкования концепта за счет привлечения знаний, усвоенных кадетом в ходе изучения гуманитарных наук и собственного опыта познания действительности. Примерами ЛКЗ данного этапа могут быть следующие творческие работы (на выбор):

• Прочитайте пословицы русского народа и объясните их смысл. Выберите одну из представленных пословиц и напишите по ней сочинение-рассуждение, в котором покажите, как вы ее понимаете.

Лучше умереть с честью, чем жить с позором.

Береги платье слову, а честь смолоду

По труду и честь.

Живи по чести - будут и почести.

Не кусок пирога, а честь дорога.

Не на кафтане честь, а под кафтаном.

Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.

• Напишите сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста в формате ОГЭ (О. Павлова о чести) или в формате ЕГЭ (тексты о чести Д. Г. Шеварова, Д. Гранина).

• Почитайте отрывок из речи Патриарха Кирилла, произнесенной 20 декабря 2017 г., в день памяти святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя. Напишите сочинение-рассуждение на основе текста речи Патриарха Кирилла «Не может быть чести и достоинства без чистой совести». Покажите, какой смысл вкладывает эти понятия автор и как понимаете их вы. Приведите пример из истории или литературы, подтверждающий ваше мнение.

• Составьте метафорический портрет концепта «честь».

• Напишите эссе на одну из предложенных тем:

- Почему моряк считает за честь носить тельняшку?

- Чем похожи «честь», «честность», «чистота»?

- Честь - это современное понятие?

- Принципиальный человек и человек чести - это одно и то же?

- Честь надо воспитывать в себе или человек рождается с этим качеством?

- Что же такое воинская честь вообще и офицерская честь в частности?

• Ответьте письменно на вопрос: «Как вы считаете, какие из пунктов Кодекса чести русского офицера (см. Кодекс чести русского офицера 1804 года) актуальны сегодня? Почему?»

Учебная дисциплина «Русский язык» обеспечивает предметную основу для формирования гражданской идентичности кадета. Нельзя умалять значения других

общеобразовательных дисциплин, но изучение русского языка дает возможность прикоснуться к духовно-нравственному наследию человечества и выступает как часть историко-культурной традиции. Планомерная работа по формированию гражданской идентичности кадета непременно даст положительные результаты, ведь наши кадеты буду воспитываться не на отрицании культуры своей страны, а научатся находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Русский язык - это великий учитель. И чем глубже мы погружаем наших кадет в мир языка, тем шире будет не только их мир, но и их душа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воложанская, Т.В. Идентичность гражданская // Социология: Энциклопедия / сост. A.A. Грица-нов, В. Л. Лабушенко, Г.М. Евель-кин.- М., 2003/ Национальная социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://voluntary. ru/termin/ identichnost-grazhdanskaja. html.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М., 1982. Т. 4.

3. Мишатина, H.JI. Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2012. № 14. С. 37-43.

4. Мишатина, H.JI. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры // Литература в школе, 2007. № 5. С. 27-30.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.- 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 2000.

6. Степанова, ЕЛ. Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы.- Режим доступа: https://moluch. ru/conf/ped/archive/202/8594/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.