Зарубежный опыт
МЕСТО КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ УКРАИНЫ И СТРАН СНГ
Ю. П. КРАВЧЕНКО, аспирантка кафедры аудита Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана
Глобализационные процессы, сопровождающиеся наращиванием капиталов и интегрированием экономик разных стран в единую систему, требуют введения в национальную экономику Украины общепринятых в мире правил и стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, построения действенной системы финансового контроля, обеспечивающей транспарентность управления различными секторами экономики. Это условие касается и государственного сектора.
В связи с выбранным евроинтеграционным путем развития в государственном секторе экономики Украины проводятся определенные реформы, нацеленные на обеспечение прозрачности и достоверности системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а именно:
— приняты и запланированы к введению в действие с 2015 г. Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе;
— разработан и утвержден План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе;
— с 01.01.2012 в системе министерств и других центральных органов исполнительной власти образованы подразделения внутреннего аудита, а также в целом сформировано нормативно-правовое обеспечение деятельности этих подразделений;
— наработаны подходы по осуществлению инспектирования, базирующиеся на оценке рисков деятельности бюджетных учреждений (внедрена система риск-ориентированого планирования контрольно-ревизионной деятельности), и как результат — уменьшено количество контрольных мероприятий за счет повышения их результативности.
Однако на данном этапе процессы реформирования не принесли ожидаемых результатов. Подтверждением этому является увеличение количества нарушений бюджетной дисциплины — в 2014 г. за два первых месяца в среднем на каждом проверенном объекте было установлено нарушений на сумму 1 191 грн. (в аналогичном периоде 2013 г. — 540 грн.) 1. Возрастание практически в два раза количества нарушений бюджетной дисциплины свидетельствует о наличии определенных недоработок в деле усовершенствования национальной системы государственного финансового контроля как одной из основных составляющих системы управления государственными финансами.
В этой связи представляется полезным изучение опыта стран, история развития системы государственного финансового контроля в целом и контроль-
1 Официальный сайт государственной финансовой инспекции Украины. URL: http://www. dkrs. gov. ua/kru/uk/pub-lish/category/101873.
Органы государственного финансового контроля
Органы внешнего контроля
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета
Контроль за соответствием, контроль за эффективностью, контроль за финансовой отчетностью
Ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы
Контроль за соответствием, контроль за финансовой отчетностью
Источник: Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 04.12.2008 № 95-IV. URL: http://online. zakon. kz/Document/?doc id=30364477.
Рис. 1. Система органов государственного финансового контроля Республики Казахстан
но-ревизионной деятельности в частности, в которых является наиболее близкой Украине ввиду общего советского прошлого. Такими странами являются бывшие советские республики — страны СНГ.
Опыт реформирования государственного финансового контроля в Республике Казахстан показывает, что в настоящее время система органов государственного финансового контроля в республике является следующей (рис. 1).
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным президенту Республики Казахстан. Ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы являются государственными органами, осуществляющими внешний государс-
твенный финансовый контроль за исполнением местного бюджета. Внутренний государственный финансовый контроль на республиканском уровне осуществляется уполномоченным правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля центральных государственных органов. Внутренний государственный финансовый контроль на местном уровне осуществляется уполномоченным правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы2.
При министерстве финансов Республики Казахстан создан Комитет финансового контроля, который в рамках компетенции центрального
2 Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 04.12.2008 № 95-IV. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30364477.
□ Нарушения бюджетного законодательства в соотношении к количеству проверок (млн тенге /од. пров.)
Источник: официальный сайт министерства финансов Республики Казахстан. URL: http://www. minfin. gov. kz/iij/portal/ano nymous?NavigationTarget=ROLES://portal_content/mf/kz. ecc. roles/kz. ecc. anonymous/kz. ecc. anonymous/kz. ecc. anonym_about_ mininstry/about_ministry/structure_fldr/committees_fldr/financial_control_commitee_fldr/activity_fldr.
Рис. 2. Нарушения бюджетного законодательства в Республике Казахстан в соотношении к количеству проверок
исполнительного органа осуществляет функции внутреннего финансового контроля, контрольные функции в сфере государственных закупок, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и финансовой отчетности3.
В целях повышения эффективности контроля и снижения нагрузки на объекты в Комитете финансового контроля с 2010 г. изменены подходы к планированию проверок: от периодичности их проведения до отбора наиболее рискованных объектов контроля. С внедрением системы управления рисками количество проверок снижается с одновременным повышением результативности контроля. Однако по результатам деятельности Комитета финансового контроля, очевидно, что это не так. Подтверждением этому является увеличение количества нарушений бюджетного законодательства в соотношении к количеству проведенных проверок (рис. 2).
Из рис. 2 видно, что только в 2013 г. соотношение нарушений бюджетного законодательства к количеству проверок немного уменьшается. Это объясняется тем, что в 2013 г. контролем было охвачено объектов на сумму всего лишь 1 897 668,2
3 Положение о Комитете финансового контроля министерства финансов Республики Казахстан: приказ министра финансов Республики Казахстан от 24.04.2008 № 202. URL: http://www. minfin. gov. kz/ Проверенно 03.04.2014.
млн тенге (в 2012 г. — 2 649 580,2 млн тенге). Кроме того, наблюдается рост выявленных нарушений (отношение нарушений к охваченных контролем объектов):
— в 2010 г. — на 5,5 %;
— в 2011 г. — на 7,9 %;
— в 2012 г. — на 12,6 %;
— в 2013 г. — на 15,4 %.
Система органов контроля в Республике Беларусь несколько отличается от системы в Республике Казахстан (рис. 3).
Высшим специализированным органом финансового контроля в Республике Беларусь является комитет государственного контроля. Вневедомственный финансовый контроль осуществляется определенными подразделениями министерств и других специализированных органов государственной власти. В системе министерства финансов Республики Беларусь такие контрольные функции исполняет главное контрольно-ревизионное управление и его местные органы.
Сферой деятельности главного контрольно-ревизионного управления является:
— контроль за состоянием ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций;
— контроль за соблюдением бюджетного законодательства, законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том
Источник: Гузова Л., БурлоВ. Основные задачи развития стратегии внутреннего аудита в Беларуси // 2-й семинар Сообщества практикующих аудиторов (Кишинев, Молдова, 20—22 июня 2007 г.). URL: http://www. myshared. ru/slide/640386/.
Рис. 3. Система органов государственного финансового контроля Республики Беларусь
числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов;
— проведение проверок субъектов, не имеющих собственной контрольно-ревизионной службы, по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
— контроль за деятельностью подчиненных минфину территориальных органов и государственных организаций 4.
По результатам контрольной работы главного контрольно-ревизионного управления и его местных органов нарушения бюджетного законодательства в соотношении к количеству проверок в 2012 г. составили 45,1 млн руб. /од. пров., что свидетельствует о довольно значительном количестве нарушений бюджетной дисциплины, которые пока имеют место в Республике Беларусь.
Органы государственного финансового контроля Республики Молдова представлены на рис. 4.
Финансовая инспекция в Республике Молдова была образована в 2010 г. на базе службы финансового контроля и ревизии. Ее целями являются: защита публичных финансовых интересов госу-
4 Официальный сайт министерства финансов Республики Беларусь. URL: http://www. minfin. gov. by/auditing_activi-ties/sfera/.
дарства путем осуществления в соответствии с принципами прозрачности и законности централизованного финансового контроля министерства финансов для выявления соответствия законодательству операций и транзакций в сфере управления ресурсами национального бюджета и государственным имуществом. Концепция деятельности финансовой инспекции заключается в создании высокотехничной системы финансового инспектирования, ориентированной на выявление рисков возможных нарушений в управлении финансами и государственным имуществом и своевременную проверку областей с повышенным риском хищений в целях их выявления.
Основными задачами развития финансовой инспекции Республики Молдова являются:
— планирование инспектирования на основе оценки рисков в целях проверки областей с высокой степенью риска нарушений и хищений;
— модернизация процедур, практики и методов финансового инспектирования, сконцентрированных на областях с высокой степенью риска;
— постоянный контроль и координирование финансового инспектирования в целях обеспечения качества;
— развитие и внедрение системы внутреннего контроля, включая управление рисками, для повышения транспарентности и предотвращения коррупции;
— улучшение внешних отношений для обеспечения результативности инспектирования (привлечения к ответственности и восстановления ущерба,
£1
причиненного государству), а также для улучшения финансовой дисциплины и предотвращения хищений и зло-употреблений5.
Финансовая инспекция проводит плановые (основанные на определении уровня риска) и внеплановые проверки. Полугодовые планы проверок составляются по результатам анализа, основанного на риск-ориентированном подходе. Информационной базой в этом случае являются предложения министерства финансов, прочих министерств, знание сфер
инспектирования и организаций, а также предложения от бюджетных учреждений и граждан6.
Финансовой инспекцией Республики Молдова в 2013 г. было выявлено нарушений на сумму 112,3 млн лей, что на 1,6 % больше, чем в 2012 г. При этом проведено 1 587 проверок (по сравнению с 1 329 проверками, проведенными в 2012 г.) 7.
По мнению автора, внедрение планирования на основе оценки рисков в Республике Молдова пока не дает ожидаемых результатов, причинами этого являются:
— увеличение количества проводимых проверок, несмотря на то, что система риск-ориенти-рованого планирования предполагает уменьшение количества контрольных мероприятий за счет повышения их результативности;
— низкая эффективность контрольных мероприятий и ненадлежащий уровень развития внутреннего контроля, о чем свидетельствует повышение уровня нарушений бюджетной дисциплины.
Государственный финансовый контроль в Республике Узбекистан осуществляется системой органов, представленных на рис. 5.
43-
5 Официальный сайт министерства финансов Республики Молдова. URL: http://www. mf. gov. md/ru/about/istitutii/sub-ord/financeservice.
6 Гросу-Аксенти Диана. Финансовая инспекция в сравнении с внешним и внутренним аудитом в Республике Молдова. URL: http://www. pempal. org.
7 Официальный сайт финансовой инспекции Республики Молдова. URL: http://if. gov. md/sites/default/files/document/at-tachments/raport_privind_rezultatele_activitatii_de_inspectare_ control_financiara_pe_anul_2013.pdf.
Инспектирование (проверки)
Источник: официальный сайт министерства финансов Республики Молдова. URL: http://www. mf. gov. md/ru/about/istitutii/subord/financeservice.
Рис. 4. Система органов государственного финансового контроля Республики
Молдова
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Узбекистан главное контрольно-ревизионное управление министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальные подразделения осуществляют государственный финансовый контроль по следующим направлениям:
— контроль за соблюдением бюджетной и сметно-штатной дисциплины;
— контроль за исполнения расходов бюджетов;
— контроль за соблюдением сроков и полноты осуществления платежей за счет средств бюджетов;
— контроль за целевым использованием средств из централизованных источников, выделяемых для осуществления государственных инвестиционных программ;
— контроль за правильностью и целевым использованием средств в иностранной валюте дипломатическими учреждениями Республики Узбекистан, находящимися за рубежом;
— контроль за правильностью назначения, начисления и своевременностью выплат пенсий и пособий;
— контроль за деятельностью врачебно-трудо-вых экспертных комиссий;
— контроль за целевым использованием бюджетных и кредитных линий;
— контроль за целевым использованием кредитов (займов), привлеченных Республикой Узбекистан или под ее гарантию;
— контроль за целевым использованием гуманитарной помощи и средств технического содействия;
Источник: Об утверждении Бюджетного кодекса Республики Узбекистан: закон Республики Узбекистан от 28.11.2013 № 52 (I). URL: http://lex. uz/pages/getpage. aspx?lact_id=2304140.
Рис. 5. Система органов государственного финансового контроля Республики Узбекистан
— контроль за правильностью проведения тендерных (конкурсных) торгов по государственным закупкам8.
По результатам деятельности Главного контрольно-ревизионного управления министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальных подразделений в 2013 г. выявлены хищения, недостачи и незаконные расходы на сумму 66 691,4 млн сумов, что на 21 296,8 млн сумов больше, чем в 2012 г.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 04.12.2008 № 95-IV. URL: http://online. zakon. kz/Document/?doc_id=30364477.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
3. Бюджетный кодекс Украины: закон Украины от 08.07.2010 № 2456-VI. URL: http://zakon2.rada. gov. ua/laws/show/2456-17/page3.
4. Гросу-Аксенти Диана. Финансовая инспекция в сравнении с внешним и внутренним аудитом в Республике Молдова. URL: www. pempal. org.
5. Гузова Л., Бурло В. Основные задачи развития стратегии внутреннего аудита в Беларуси // 2-й семинар Сообщества практикующих аудиторов (Кишинев, Молдова, 20—22 июня 2007 г.). URL: http://www. myshared. ru/slide/640386/.
8 Об утверждении Бюджетного кодекса Республики Узбекистан: закон Республики Узбекистан от 28.11.2013 № 52 (I). URL: http://lex. uz/pages/getpage. aspx?lact_id=2304140.
6. О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77.
7. Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности: приказ Минфина России от 04.09.2007 № 75н.
8. Об утверждении Бюджетного кодекса Республики Узбекистан: закон Республики Узбекистан от 28.11.2013 № 52 (I). URL: http://lex. uz/pages/ getpage. aspx?lact_id=2304140.
9. Об утверждении Порядка планирования контрольно-ревизионной деятельности Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами: постановление Кабмина Украины от 08.08.2001 № 955. URL: http://zakon3.rada. gov. ua/laws/show/955-2001- %D0 %BF.
10. Официальный сайт государственной финансовой инспекции Украины URL: http://www. dkrs. gov. ua/kru/uk/publish/category/101873.
11. Официальный сайт министерства финансов Республики Беларусь. URL: http://www. minfin. gov. by/auditing_activities/sfera/.
12. Официальный сайт министерства финансов Республики Казахстан. URL: http://www. minfin. gov.
kz/irj/portal/anonymous?NavigationTarget=ROLES:// portal_content/mf/kz. ecc. roles/kz. ecc. anonymous/kz. ecc. anonymous/kz. ecc. anonym_about_mininstry/ about_ministry/structure_fldr/committees_fldr/finan-cial_control_commitee_fldr/activity_fldr.
13. Официальный сайт министерства финансов Республики Молдова. URL: http://www. mf. gov. md/ru/about/istitutii/subord/financeservice.
14. Официальный сайт Минфина России. URL: http://www. rosfinnadzor. ru/html/prikaz/pr. pdf.
15. Официальный сайт финансовой инспекции Республики Молдова. URL: http://if. gov. md/sites/ default/files/document/attachments/raport_privind_re-zultatele_activitatii_de_inspectare_control_financiara_ pe_anul_2013.pdf.
16. Положение о Комитете финансового контроля министерства финансов Республики Казахстан: приказ министерства финансов Республики Казахстан от 24.04.2008 № 202. URL: http://www. minfin. gov. kz/.
(Окончание следует)
«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»
Генри Форд
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел.: (495) 989-9610, e-mail: [email protected]
JL