Научная статья на тему 'Совершенствование бухгалтерского учета и аудита в секторе государственного управления Украины'

Совершенствование бухгалтерского учета и аудита в секторе государственного управления Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / МСФО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ВНЕШНИЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумакова И. Ю.

В статье проанализированы результаты реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственном секторе экономики Украины в соответствии с Международными стандартами финансово йотчетности. На основании проведенного исследования показана важность совершенствования аудита как независимой функции по оценке внутреннего финансового состояния государства и формирования объективного мнения о влиянии на государственный сектор экономической политики Украины и достоверности информации о деятельности государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бухгалтерского учета и аудита в секторе государственного управления Украины»

Зарубежный опыт

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УКРАИНЫ*

И. Ю. ЧУМАКОВА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая отделом государственного финансового контроля Научно-исследовательский финансовый институт Академии финансового управления Минфина Украины

Текущие мировые тенденции в сфере подготовки бюджетных классификаций подчеркивают важность формирования схем государственных бюджетов с учетом этапов их исполнения либо в зависимости от направлений деятельности экономических субъектов. Применение таких классификаций позволяет определить последствия проведения соответствующей политики (подходов), которую в дальнейшем, основываясь на экономической классификации расходов, будет легче оценивать. Поскольку отчетность об исполнении бюджета должна быть публичной и затем консолидироваться в национальные счета, подготовка статистических классификаций, касающихся осуществления указанных действий, является очень важной. Статистическая классификация, известная в мире также как номенклатура, принадлежит к ключевым инструментам, без которых невозможны статистические сведения данных, а также обеспечение качества статистической информации.

Так, например, расчеты валового национального продукта какой-либо страны базируются на детальных статистических определениях, которые содержатся в IMF GFSM 2001 или ESA 95. Национальные счета (например, SNA 931) применяются

*Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2014. № 21 (357).

1В настоящее время действует обновленная версия Систе-

мы национальных счетов 2008 г. — SNA 2008.

для сравнительной оценки экономической деятельности на определенной территории и деятельности между секторами экономики, которые действуют на этой территории.

Гармонизация реформ, проводимых в сфере бухгалтерского учета в государственном секторе, со статистикой государственных финансов и формированием в Украине системы национальных счетов позволит:

— получить реальную информацию о денежных ресурсах и их оптимизации на принципах наглядности и объективности;

— эффективно управлять средствами, имеющимися в наличии, и оперативно удовлетворять первоочередные и другие потребности распорядителей бюджетных средств согласно принятому закону Украины о государственном бюджете;

— обеспечить прозрачность и контроль за целевым использованием бюджетных средств;

— своевременно осуществлять перечисление средств бюджетам соответствующих уровней для дальнейшего их направления на исполнение социальных программ органов местного самоуправления.

Однако, проводя соответствующие реформы, важно помнить о главном недостатке статистических стандартов, который заключается в том, что статистические данные предполагают массу

допущений. Именно поэтому статистическая отчетность никогда не подлежит аудиту, поскольку ее невозможно проаудировать и оценить на предмет достоверности. Инвесторы и другие внешние пользователи для принятия управленческих решений используют не статистические отчеты, а финансовую отчетность, достоверность которой подтверждается с помощью финансового аудита в соответствии с требованиями IPSAS. Вместе с тем статистические и финансовые отчеты бюджетных учреждений могут быть использованы при аудите эффективности — для оценки результативных показателей выполнения бюджетных программ.

В настоящее время на Украине для обеспечения интеграции плана счетов с действующей бюджетной классификацией2 была приведена в соответствие с требованиями Статистики государственных финансов 2001 г. (GFS 2001) и утверждена новая экономическая классификация расходов бюджета. Данная классификация введена в действие в соответствии с приказом Минфина Украины от 26.12.2014 N° 1738 «О внесении изменений в бюджетную классификацию» и с 01.01.2013 используется органами казначейства при отображении в учете операций по расходам бюджета, а также при составлении бюджетной отчетности об исполнении бюджетов.

На основании проведенного исследования выделен ряд требований, которые, по мнению автора, необходимо учесть при построении плана счетов:

— во-первых, требования бюджетного законодательства относительно отчетности о выполнении бюджетов и группировки объектов учета (общий и специальный фонд, поступления и расходы в разрезе кодов бюджетной классификации), а также особенностей казначейского обслуживания бюджетов (открытие счетов в национальной валюте в системе казначейства, осуществление контрольных полномочий при зачислении поступлений, регистрации обязательств и осуществлении платежей распорядителей и получателей бюджетных средств, а также плановых показателей по документам, предусмотренным в бюджетном процессе) и функционирования единого казначейского счета;

— во-вторых, требования Национального банка Украины (НБУ) к бухгалтерской моделе участников системы электронных платежей (СЭП) НБУ (в части структуры счетов, бухгалтерской модели работы

2 О бюджетной классификации: приказ Минфина Украины от 14.01.2011 № 11. URL:http://www. minfin. gov. ua/control/uk/ publish/article %3Fart_id=356065&cat_id=355990.

СЭП НБУ, обмена информацией в регламентированном режиме, отражения операций в бухгалтерском учете в режиме реального времени с применением автоматизированной формы обработки информации). Казначейство в соответствии с принятым еще в 1999 г. решением правительства Украины является участником СЭП НБУ;

— в-третьих, требования НП (С) БУГС относительно группировки объектов учета в целях отражения их в бухгалтерском учете и раскрытия информации в финансовой отчетности.

Кроме того, все объекты, являющиеся предметом бухгалтерского учета, должны быть охвачены возможными бухгалтерскими проводками путем составления корреспонденций счетов отдельно по учету исполнения смет бюджетных учреждений, учету бюджетов и учету государственных целевых фондов. План счетов должен обеспечить отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с выполнением функций, которые выполняют органы казначейства, хозяйственных операций учреждений и организаций, основная деятельность которых осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов, а также операций, осуществляемых фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Приведенные требования в целом учтены в принятом Минфином Украины приказе3, которым был утвержден План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе. Так, в соответствии с данным приказом определено, что план счетов является перечнем счетов и субсчетов для обобщения информации о фактах деятельности субъектов государственного сектора в бухгалтерском учете. Нумерация счетов приведена по десятичной системе: коды (номера) соответствуют синтетическим счетам и субсчетам. План счетов включает разд. I «Балансовые счета» (классы 1—8) и разд. II «Забалансовые счета» (класс 9 и 0). Первая цифра балансового счета определяет класс счетов, вторая — номер синтетического счета, третья — идентификатор субъекта государственного сектора (1 — распорядители бюджетных средств, 2 — государственные целевые фонды, 3 — государственный бюджет, 4 — местные бюджеты, 5 — счета органов Казначейства), четвертая цифра — номер субсчета (кроме счетов класса 9 и 0).

3 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе: приказ Минфина Украины от 31.12.2012 № 1203. URL: http://www. minfin. gov. ua/control/ uk/publish/article?art_id=394527&catjd=384845.

Кроме того, принятый план счетов гармонизирован в целом с новой экономической классификацией расходов бюджета, которая была приведена в соответствие с требованиями GFS 2001. Это позволит в дальнейшем автоматизировать бухгалтерский учет в бюджетной сфере, поскольку коды экономической классификации расходов бюджета и счетов бухгалтерского учета имеют одинаковое количество символов. Таким образом, будет решена проблема перехода к единой многокодовой классификации. Новый план счетов позволит вести бухгалтерский учет на уровне Главной книги, а не аналитического учета, исключив существующую структуру бюджетной классификации. Вместе с тем для практического использования плана счетов до его ввода в действие (01.01.2015) необходимо еще разработать и принять инструкцию по применению плана счетов.

Бухгалтерский учет исполнения государственного и местных бюджетов и бюджетных учреждений как учет в сфере публичных финансов призван обеспечивать формирование достоверной бюджетной и финансовой отчетности, выполняя при этом и контрольные функции в отношении сохранности бюджетных средств.

Методы, с помощью которых государственные органы и бюджетные учреждения управляют государственными финансами, оказывают влияние на экономический и социальный климат в государстве. Эффективное управление государственными финансами требует объективного подхода к формированию государственного и местных бюджетов, создания системы налогообложения, стимулирующей развитие частного сектора и формирующей доходы бюджета, эффективного использования бюджетных средств. Центральные и местные органы государственного управления являются главными администраторами бюджетных программ и основными исполнителями государственного и местных бюджетов. В системе исполнительной власти руководитель государственного органа или бюджетного учреждения (главный распорядитель бюджетных средств) является ответственным исполнителем бюджетных программ — лицом, отвечающим за эффективное использование государственных ресурсов.

Контроль за эффективностью расходования бюджетных средств возможен также путем создания в органах исполнительной власти системы внутреннего контроля и аудита. Данное положение закреплено в ст. 26 Бюджетного кодекса Украины, где, в частности, отмечается, что распорядители

бюджетных средств в лице их руководителей организуют внутренний контроль и внутренний аудит и обеспечивают их проведение в своих учреждениях и в подведомственных бюджетных организациях4.

Пунктом 3 ст. 26 Бюджетного кодекса Украины даны следующие определения внутреннего контроля и внутреннего аудита:

— внутренним контролем является комплекс мер, применяемых руководителем для обеспечения соблюдения законности и эффективности использования бюджетных средств, достижения результатов в соответствии с постановленными целями, задачами, планами и требованиями относительно деятельности бюджетного учреждения и его подведомственных учреждений;

— внутренним аудитом является деятельность подразделения внутреннего аудита в бюджетном учреждении, направленная на совершенствование системы управления, предотвращение фактов незаконного, неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, возникновение ошибок или других недостатков в деятельности бюджетного учреждения и подведомственных ему бюджетных учреждений, улучшение внутреннего контроля.

Руководители министерств и центральных органов исполнительной власти в последние годы все чаще ощущают потребность в улучшении деятельности своих аппаратов, в оптимизации управления бизнес-процессами, надежности системы внутреннего контроля и оценке достоверности финансовой и управленческой информации. Создание подразделений внутреннего аудита в органах исполнительной власти призвано помочь руководству министерств и ведомств в адекватном управлении бюджетными средствами, улучшении финансового менеджмента. Используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления, подразделения внутреннего аудита помогают бюджетным организациям надлежащим образом реализовать свою миссию, выполнить возложенные на них государственные функции, достичь поставленных перед ними целей и задач.

За последние три года Украина довольно ощутимо продвинулась на пути внедрения внутреннего

4 Бюджетный кодекс Украины: закон Украины от 08.07.2010 № 2456-VI. URL: http://www. zakon3.rada. gov. ua/laws/show/2456-17.

аудита в системе органов исполнительной власти. Сформирована целостная нормативно-правовая база, регулирующая на государственном уровне образование и функционирование подразделений внутреннего аудита в органах государственного сектора. Постановлением Кабинета министров Украины от 28.09.2011 № 1001 «Некоторые вопросы образования структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти» 5 (далее — Постановление № 1001) утверждены порядок образования и критерии определения численности персонала этих подразделений в государственных органах. Отдельными приказами Минфина Украины приняты стандарты внутреннего аудита6 и Кодекс этики работников подразделений внутреннего аудита7. Стандартами внутреннего аудита закреплены единые подходы и механизмы исследования внутренними аудиторами управленческих систем и внутрихозяйственных процессов государственных органов и учреждений, подготовки аудиторских заключений, оценки качества внутреннего аудита и формирования основ для его совершенствования на уровне органа (учреждения). Кодекс этики работников подразделений внутреннего аудита представляет собою задекларированную в принципах систему моральных и профессиональных ценностей и правил поведения внутренних аудиторов (специалистов бюджетных учреждений, на которых возложены полномочия по проведению внутреннего аудита, работников, взявших на себя обязательства по соблюдению вышеуказанных принципов профессиональной деятельности внутренних аудиторов добровольно).

5 Некоторые вопросы образования структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти: постановление Кабинета министров Украины от 28.09.2011 № 1001. URL:http:// www.zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1001-2011- %%D0 %%BF.

6 Об утверждении Стандартов внутреннего аудита: приказ Минфина Украины от 04.10.2011 № 1247. URL:http:// www. search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE19957.html.

7 Об утверждении Кодекса этики работника подраз-

деления внутреннего аудита: приказ Минфина Украины от 29.09.2011 № 1217. URL:http:// www.zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/z1195-11.

Начиная с 01.01.2012 в соответствии с постановлением № 1001 подразделения внутреннего аудита были организованы во всех 76 министерствах и других центральных органах исполнительной власти (государственных комитетах и ведомствах), образованных по указу президента Украины8.

Вместе с тем, если сравнивать состояние развития внутреннего аудита в государственном секторе на Украине с лучшим мировым и европейским опытом его применения, то можно отметить, что функционирование новообразованных подразделений внутреннего аудита не лишено определенных проблем и трудностей организационного и методологического характера. Так, например, в некоторых министерствах и ведомствах деятельность этих подразделений не соответствует полномочиям, которые на них возложены, и задачам внутреннего аудита в соответствии с Постановлением № 1001. В отдельных случаях эта деятельность предполагает проведение несовместимых с внутренним аудитом контрольных мероприятий (ревизий, инспекций, проверок по обращению правоохранительных и иных контролирующих органов). Руководители министерств и ведомств зачастую не понимают роли и места внутреннего аудита в учреждении и в полной мере не осознают своей ответственности за построение системы внутреннего контроля и развитие внутреннего аудита как одного из элементов такой системы. Указанные проблемы оказывают негативное влияние на численность работников подразделений внутреннего аудита (в некоторых министерствах и органах исполнительной власти штатная численность внутренних аудиторов не адекватна количеству реализуемых органами административных функций и бюджетных программ) и соответствующим образом сказываются на качестве и результативности проводимых в этих органах аудиторских исследований.

Для преодоления указанных проблем весомую роль должна сыграть счетная палата Украины, которая как высший орган финансового контроля (ВОФК) наделена полномочиями на проведение внешнего (независимого) аудита в секторе государственного управления. Аудиторская работа контролеров счетной палаты должна включать новые эффективные подходы, соответствующие требованиям международных стандартов, и выявлять

8 Об оптимизации центральных органов исполнительной власти: указ президента Украины от 09.12.2010 № 1085/2010. иКЬ:М1р://%,%гм^акоп4.га(За^о^иаЛам^Ьз%г/1085/2010.

сферы, в которых требуется содействие внутреннего аудитора. Ведь именно ВОФК в соответствии с признанными в мировой практике подходами должен принимать активное участие в развитии внутреннего аудита в учреждениях (органах) государственного сектора.

В настоящее время опыт счетной палаты в области проведения внешнего аудита в секторе управления государственными финансами на основе незначителен. И причинами этого являются несовершенное нормативно-правовое обеспечение деятельности такой счетной палаты, как ВОФК, отсутствие наработанных стандартов аудита, гармонизированных со стандартами 1^А1. Концептуальных изменений в этой связи требует и профильный закон о счетной палате9, содержание которого давно не соответствует реалиям современного времени. Актуальность данных мероприятий подтверждается и в ряде документов Кабинета министров Украины10, в которых подчеркивается важность их проведения для дальнейшей модернизации системы управления государственными финансами на Украине.

При том, что на Украине многие годы государственный финансовый контроль традиционно осуществлялся в форме ревизий и проверок преимущественно фискального характера, в настоящее время ввиду трехуровневой структуры системы государственного финансового контроля можно выделить три уровня контрольных органов, имеющих полномочия по проведению аудита государственных финансов (рис. 3).

На высшем уровне — это счетная палата и Государственная контрольно-ревизионная служба Украины, которые осуществляют внешний контроль от имени парламента (внешний парламентский контроль) и правительства (централизованный внешний правительственный контроль)

9 О Счетной палате: закон Украины от 11.07.1996 № 315/96-ВР. URL: http://www.zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ 315/96- %D0 %B2 %D1 %80.

10 Об утверждении Концепции развития системы управления государственными финансами: распоряжение Кабинета министров Украины от 03.09.2012 № 633-р. URL: http:// www. zakon4.rada. gov. ua/laws/show/633-2012- %D1 %80; О Стратегии развития системы управления государственными финансами: распоряжение Кабинета министров Украины от 01.08.2013 № 774-р. URL: http://www.zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/774-2013- %D1 %80.

Источник: составлено автором. Рис. 3. Система государственного финансового контроля на Украине

соответственно. Последняя в настоящее время преобразована в Государственную финансовую инспекцию Украины (далее — Госфининспекция), которая в секторе управления государственными финансами наряду с инспектированием (ревизиями) проводит:

— государственный финансовый аудит исполнения местных бюджетов;

— государственный финансовый аудит деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора;

— государственный финансовый аудит деятельности бюджетных учреждений;

— государственный финансовый аудит выполнения бюджетных программ.

Два последующих уровня системы государственного финансового контроля представлены децентрализованными подразделениями внутреннего аудита, которые оценивают и поддерживают эффективность действующей в органах государственного сектора системы внутреннего контроля. В соответствии с Постановлением №2 1001 подразделения внутреннего аудита проводят внутренние аудиторские исследования и проверки на соответствие, финансовый аудит и аудит эффективности. Однако ввиду негативной тенденции сокращения численности внутренних аудиторов, которая имеет место в настоящее время, аудиторских исследований и проверок подразделениями внутреннего аудита пока проводится недостаточно. В частности, за 2013 г. в системе центральных органов исполнительной власти в целом было проведено

3 892 аудиторских исследований и проверок по различным направлениям11.

Для сравнения: количество контрольных мероприятий, проведенных за данный период счетной палатой и органами Госфининспекции, составляет 955 и 6 460 соответственно. При том, что доля аудиторских проверок государственных финансов, проведенных органами внешнего контроля, в указанном количестве мероприятий не так велика и составляет 8,9 и 3,7 % соответственно12.

Как отмечается в отчете SIGMA13, «.. .концепция внутреннего контроля как функции управления распорядителей бюджетных средств пока не получила должного распространения, и это часто называют причиной того, почему до сих пор на Украине остается потребность в сохранении сложной системы централизованного правительственного контроля со стороны Госфининспекции и ее территориальных органов» 14.

Вместе с тем государственный финансовый аудит, который проводится органами Госфининс-пекции, не позволяет определить, насколько достоверно годовые финансовые отчеты распорядителей бюджетных средств отражают их реальное финансовое состояние во всех существенных аспектах. Составленные государственными аудиторами Госфининспекции аудиторские отчеты не дают ответов на такие вопросы: подготовлены ли бюджетными учреждениями отчеты об использовании бюджетных средств в соответствии с установленными требованиями, насколько полно в этих отчетах представлена информация об остатках на счетах распорядителей бюджетных средств (в том числе об остатках средств по общему и специальному фондам).

Ускорение необходимых реформ в системе бухгалтерского учета и управления государственными финансами в целом требует создания допол-

11 Информация о состоянии развития государственного внутреннего финансового контроля на Украине за 2013 г. URL: http://www. dkrs. gov. ua/kru/uk/publish/article/101915.

12 Отчет счетной палаты за 2013 г. (проект к рассмотрению на коллегии счетной палаты); Отчет о результатах деятельности Госфининспекции и ее территориальных органов за 2013 г. URL: http://www. dkrs. gov. ua/kru/uk/publish/article/101039.

13 SIGMA (Support for Improvement in Governance and Management) — аналитический центр ЕС, созданный по инициативе Евросоюза и Организации экономического сотрудничества и развития по поддержке улучшения управления и менеджмента в странах Центральной и Восточной Европы.

14 Оцшка системи державного фшансування в Укра1ш, ли-пень 2010 року (Проект звпу) // SIGMA. К.: Центр сприяння шституцшному розвитку державно! служби, 2010. С. 27.

нительного уровня контроля в дополнение к тем уровням государственного финансового контроля, которые уже существуют. В этой связи проведение счетной палатой независимого (внешнего) аудита годовой финансовой отчетности бюджетных учреждений — распорядителей бюджетных средств согласно требованиям IPSAS и ISSAI может стать значительным подспорьем в деле реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственном секторе.

Для этого счетной палате необходимо в первую очередь избавиться от статуса органа «контролирующего» типа и повысить аудиторскую способность своих кадров, изменить масштаб и характер осуществляемых контрольно-аналитических мероприятий, т. е. действительно обрести статус ВОФК по выполняемым функциям и полномочиям. В контексте решения задач по повышению эффективности внешнего контроля и аудита публичных финансов и имплементации стандартов ISSAI в практическую деятельность счетной палаты необходимо продолжить работу по увеличению уровня профессионализма работников данного органа и обеспечения проведения аудита государственных финансов в соответствии со стандартами ISSAI и лучшими международными методиками.

Повышению аудиторской способности профессиональных кадров счетной палаты, на взгляд автора, будут способствовать следующие мероприятия:

— принятие новой редакции закона «О Счетной палате», который закрепит статус счетной палаты как ВОФК и детализирует сферу ее полномочий в сфере аудита государственных финансов;

— внедрение в практическую деятельность счетной палаты финансового аудита счетов бухгалтерского учета и годовой финансовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств;

— наделение счетной палаты полномочиями в части проведения ревизий и аудитов, определенных мероприятий по воздействию на нарушителей бюджетного законодательства;

— совершенствование механизмов взаимодействия счетной палаты с Кабинетом министров Украины и Верховной Радой Украины для улучшения реализации предложений и рекомендаций счетной палаты.

Выполнение указанных мероприятий в контексте удовлетворения потребностей в информации различных групп пользователей позволит не только определить показатель «чистой» стоимости (результат) деятельности государства, который ха-

рактеризует его внутреннее финансовое состояние и влияние на государственный сектор экономической политики, но и в дальнейшем выработать объективное мнение об уровне развития экономики Украины в целом.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Украины: закон Украины от 08.07.2010 2456-VI. URL: http://www. zakon3. rada. gov. ua/laws/show/2456-17.

2. Информация о состоянии развития государственного внутреннего финансового контроля на Украине за 2013 г. URL: http://www. dkrs. gov. ua/kru/uk/publish/article/101915.

3. Некоторые вопросы образования структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти: постановление Кабинета министров Украины от 28.09.2011 № 1001. URL: http://www.zakon4.rada. gov.ua/laws/show/1001-2011- %D0 %BF.

4. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине: закон Украины от 16.07.1999 № 996. URL: http:// www.zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/996-14.

5. О бюджетной классификации: приказ Минфина Украины от 14.01.2011 № 11. URL: http://www. minfin. gov. ua/control/uk/publish/article %3Fart_ id=356065&cat_id=355990.

6. О внесении изменений в бюджетную классификацию: приказ Минфина Украины от 26.12.2012 № 1738.

7. О Стратегии развития системы управления государственными финансами: распоряжение Кабинета министров Украины от 01.08.2013 № 774-р. URL: http://www. zakon4.rada.gov.ua/laws/show/774-2013- %D1 %80.

8. О Счетной палате: закон Украины от 11.07.1996 № 315/96-ВР. URL: http://www.zakon4. rada.gov.ua/laws/show/315/96- %D0 %B2 %D1 %80.

9. Об оптимизации центральных органов исполнительной власти: указ президента Украины от 09.12.2010 № 1085/2010. URL: http:// www.zakon4. rada.gov.ua/laws/show/1085/2010.

10. Об утверждении Кодекса этики работника подразделения внутреннего аудита: приказ Минфина Украины от 29.09.2011 № 1217. URL: http:// www. zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1195-11.

11. Об утверждении Концепции развития системы управления государственными финансами: распоряжение Кабинета министров Украины от 03.09.2012 № 633-р. URL: http:// www.zakon4.rada. gov.ua/laws/show/633-2012- %D1 %80.

12. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе: приказ Минфина Украины от 31.12.2012 № 1203. URL: http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/ article?art_id=394527&cat_id=384845.

13. Об утверждении Стандартов внутреннего аудита: приказ Минфина Украины от 04.10.2011 № 1247. URL: http:// www.search.ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/RE19957.html.

14. Об утверждении Стратегии модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007—2015 гг.: постановление Кабинета министров Украины от 16.01.2007 № 34 (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 10.11.2010 № 1021). URL: http://www. zakon4.rada. gov. ua/laws/ show/34-2007- %D0 %BF.

15. Отчет о результатах деятельности Гос-фининспекции и ее территориальных органов за 2013 г. URL: http://www.dkrs.gov.ua/kru/uk/publish/ article/101039.

16. Официальный сайт Государственной казначейской службы Украины. URL: http://www.treasury. gov.ua/main/uk/publish/article/212487.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.