КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
УДК 342.5(045)(575.1)
DOI: 10.23683/2313-6138-2019-6-3-5
Мухамеджанов Омон Закирович,
доктор юридических наук, профессор, Ташкентский государственный юридический университет, 100047, Республик Узбекистан, г. Ташкент, ул. Сайилгох, д. 35
Mukhamedzhanov, Omon Z.,
Doctor of Law, Professor, Tashkent State Law University, 35 Sayilgoh St., Tashkent, 100047, Republic of Uzbekistan
МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ*
♦
PLACE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE SYSTEM OF DIVISION OF STATE AUTHORITY
АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются место и роль Конституционного суда Республики Узбекистан в системе органов государственной власти и рассматривается его эволюция и динамика развития как фактор демократизации общества и государства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: судебно-правовая реформа; судебная система; конституционное правосудие; Конституционный суд; конституционное судопроизводство.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:
Мухамеджанов О.З. Место Конституционного суда Республики Узбекистан в системе разделения государственной власти // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2019. Т. 6. № 3. С. 34-41. БОТ: 10.23683/2313-6138-2019-6-3-5
ABSTRACT. Сurrent study revealed the place and role of the Constitutional Court of the Republic of Uzbekistan in the system of the bodies of state governance and considered its evolution and dynamics of the development as a factor of democratization of society and the state.
KEYWORDS: judicial and legal reform; judicial system; constitutional justice; Constitutional court; constitutional court proceedings.
FOR CITATION:
Mukhamedzhanov, O.Z. Place of the Constitutional Court of the Republic of Uzbekistan in the system of division of state authority. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2019. Vol. 6, No. 3. P. 34-41 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-6138-2019-6-3-5
* Статья написана в рамках исследовательского проекта NCN (Национальный научный центр Польши) «Конституционная юстиция в постсоветских странах: между моделью правового государства и ее местным применением» (№ 2016/23/Б/Ш5/03648).
© О.З. Мухамеджанов, 2019
Одним из важных направлений в реализации судебно-правовой реформы в Республике Узбекистан является совершенствование института конституционного контроля, ибо осуществление на практике принципа разделения властей, воплощение в жизнь идеи правового государства напрямую зависят от того, насколько эффективно будут действовать механизмы охраны Конституции, сдерживания и контроля над законодательной и исполнительной ветвями власти.
Формирование и развитие конституционного правосудия в Республике Узбекистан, в том числе эволюция правовых основ его деятельности, осуществлялись в несколько этапов:
I. 1990-1992 гг. — период учреждения и становления конституционного надзора. Данный этап характеризовался определением конституционно-правового статуса Комитета конституционного надзора как органа, имеющего контрольно-надзорные функции.
II. 1993-2016 гг. — деятельность Конституционного суда по конституционализации процессов, связанных с активным формированием системы конституционного правосудия страны. На основе Конституции Республики Узбекистан был принят Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» [3], в котором были уточнены роль и место Конституционного суда в системе судебной власти, с учетом нового конституционно-правового статуса.
В этот период происходил процесс формирования национальной системы законодательства на основе развития положений Конституции и общепризнанных принципов и норм международного права. Основные усилия Конституционного суда были направлены на оценку соблюдения в законодательстве и правоприменительной практике конституционных положений, их полную и последовательную реализацию, разработку на законодательном уровне механизмов осуществления конституционных прав и свобод граждан. Конституционным судом принимались также решения, направленные на исключение пробелов и коллизий в законодательстве.
III. Современный этап развития берет свое начало с принятия Указа Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 г. № УП-4947 [9].
Данный этап развития конституционного правосудия направлен на расширение полномочий Конституционного суда, повышение его роли в жизни общества и государства. Такая постановка задач обусловлена необходимостью обеспечения прямого действия Конституции страны, ее верховенства. В условиях сформировавшейся правовой системы, достигнутой политической, социальной стабильности в стране, тесного взаимодействия властей в законотворческом процессе упор делается на расширение прав Конституционного суда в сфере обеспечения конституционных прав и законных интересов граждан.
Взаимоотношения Конституционного суда и Президента Республики Узбекистан осуществляются по вопросам:
Во-первых, в соответствии со ст. 25 Конституционного закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» Президент Республики Узбекистан обладает правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов, рассмотрение которых отнесено к его компетенции Конституцией и законами, но такое полномочие пока не использовано.
Во-вторых, взаимодействие Конституционного суда с Президентом Республики Узбекистан в соответствии с законодательством осуществляется в рамках формирования судебного корпуса. Согласно ст. 5 вышеназванного Закона Конституционный суд избирается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан из числа лиц, рекомендованных Высшим судейским советом Республики Узбекистан, включая представителя от Республики Каракалпакстан. Каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В-третьих, в соответствии со ст. 95 Конституции Республики Узбекистан и ст. 76 Регламента Конституционного суда Республики Узбекистан Конституционный суд при принятии решения о даче согласия Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан устанавливает наличие или отсутствие фактов:
- возникновения в составе Законодательной палаты или Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу их нормальное функционирование;
- неоднократного принятия ими решений, противоречащих Конституции Республики Узбекистан;
- возникновения непреодолимых разногласий между Законодательной палатой и Сенатом, ставящих под угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд вправе принять одно из следующих решений:
- о даче согласия Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажли-са Республики Узбекистан;
- об отказе в даче согласия Президенту Республики Узбекистан на принятие решения о роспуске Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В-четвертых, в соответствии со ст. 27 Закона о Конституционном суде Президент Республики Узбекистан может участвовать в заседаниях Конституционного суда.
В-пятых, Конституционный суд определяет в соответствии со ст. 4 Закона о Конституционном суде соответствие Конституции Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.
В-шестых, Конституционный суд ежегодно представляет Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране.
В-седьмых, Конституционный суд вправе давать толкование Конституции и законов Республики Узбекистан по запросу Президента Республики Узбекистан.
В-восьмых, Президент присваивает квалификационные классы судьям Конституционного суда.
Взаимодействие Конституционного суда и органов исполнительной власти осуществляется в рамках:
1. Конституционного контроля над соответствием Конституции Республики Узбекистан актов, издаваемых правительством в управленческой сфере (постановлений Правительства, решений органов исполнительной власти на местах);
Кабинет Министров Республики Узбекистан в повседневной деятельности осуществляет конкретизацию правовых норм законов, придает им оперативный характер. Так, один из таких вопросов был связан с предоставлением инвалидам Отечественной войны и семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг. Решением Конституционного суда Кабинету Министров Республики Узбекистан было предложено привести нормативные акты по данному вопросу в соответствие с Указом Президента Республики Узбекистан.
2. Конституционный суд призван обеспечивать реализацию Конституции Республики Узбекистан в актах органов исполнительной власти в сфере прав и свобод человека (ст. 8 Закона о Конституционном суде).
3. Органы исполнительной власти предоставляют Конституционному суду нормативно-правовые акты, документы и разъяснения по всем интересующим их вопросам.
4. Кабинет Министров Республики Узбекистан вправе вносить вопросы на рассмотрение Конституционного суда, а премьер-министр Республики Узбекистан — участвовать в заседаниях Конституционного суда.
Правовые основы взаимоотношений Конституционного суда с палатами парламента определяется Конституцией, Конституционными законами «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» [2], Конституционным законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан» и другими законами.
Во-первых, Олий Мажлис Республики Узбекистан определяет систему и полномочия органов судебной власти Республики Узбекистан, в том числе и полномочия Конституционного суда.
Во-вторых, Конституционный суд Республики Узбекистан имеет право законодательной инициативы (ст. 83 Конституции). Рассмотрев вопрос «О внесении в Олий Мажлис Республики Узбекистан предложения об устранении несоответствия между статьями 53, 54 и 257 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности», Конституционный суд признал положения статей 53, 54 не соответствующими части второй статьи
257 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и внес в порядке законодательной инициативы в парламент Узбекистана предложение об устранении этого несоответствия [10]. Так, основываясь на данном праве, Конституционный суд внес в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона о внесении изменений и дополнений в ст. 74 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» [1]. В результате было отменено положение Закона, предусматривавшее необходимость нотариального удостоверения доверенности на голосование на общем собрании акционеров от имени юридического лица.
В-третьих, в соответствии со ст. 109 Конституции Конституционный суд определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В-четвертых, избрание на должность членов Конституционного суда Республики Узбекистан осуществляется верхней палатой парламента — Сенатом.
В-пятых, субъектами обращения в Конституционный суд являются палаты парламента, Спикер Законодательной палаты и Председатель Сената Олий Мажлиса, группа депутатов — не менее одной четвертой части от общего числа депутатов Законодательной палаты — и группа сенаторов — не менее одной четвертой части об общего числа членов Сената.
В-шестых, в соответствии со ст. 95 Конституции Законодательная палата, Сенат могут быть распущены решением Президента Республики Узбекистан, принятым по согласованию с Конституционным судом, в случае возникновения в составе Законодательной палаты или Сената непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу их нормальное функционирование, или неоднократного принятия ими решений, противоречащих Конституции, а также возникновения непреодолимых разногласий между Законодательной палатой и Сенатом, ставящих под угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса. В парламентской практике подобная ситуация еще не наблюдалась.
В-седьмых, на заседаниях Законодательной палаты и Сената, а также на заседаниях их органов может участвовать председатель Конституционного суда, что происходит весьма часто
на пленарных заседаниях палат и практически всегда — на совместных заседаниях палат. В соответствии со ст. 27 Конституционного закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» Спикер Законодательной палаты, его заместители, Председатель Сената, его заместители могут участвовать на заседаниях Конституционного суда. Однако при этом представители законодательной власти не вмешиваются в деятельность Конституционного суда. Это обусловливается конституционным положением о том, что в своей деятельности судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции. Председатель Конституционного суда принимает участие в заседаниях органов законодательной власти, также не вмешиваясь в их деятельность.
В-восьмых, Конституционный суд дает официальное толкование норм Конституции и законов, принятых органом законодательной власти. Толкование норм Конституции и законов осуществляется в случае обнаружения неясностей в них, неправильностей или противоречивой практики их применения. В процессе толкования не допускается внесение поправок, дополнений в те нормы, по которым дается толкование. Когда в Конституционном суде рассматривается дело о толковании норм Конституции и законов, представитель органа законодательной власти приглашается на заседание Конституционного суда в качестве стороны.
Взаимодействие между Конституционного суда и иными судами строятся на принципе невмешательства в деятельность друг друга. В Конституции Узбекистана закреплено положение, предусматривающее, что Конституционный суд рассматривает дела о конституционности актов только законодательной и исполнительной власти1.
1 В некоторых странах СНГ Конституционный суд рассматривает дела о конституционности актов также и судебной власти. Так, например, в соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный суд дает заключения о соответствии актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам. А в соответствии со ст. 130 Конституции Азербайджанской Республики Конституционный суд решает вопросы о соответствии в предусмотренных в законе случаях решений Верховного суда Конституции и законам (См.: [5]).
Отличие Конституционного суда от иных судов состоит в следующем:
Во-первых, Конституционный суд Республики Узбекистан так же, как и конституционные суды других стран, является не только судебном органом, но и высшим конституционным органом, полномочия Конституционного суда устанавливаются самой Конституцией. Полномочия других судебных органов установлены не Конституцией, а законами.
Во-вторых, правовое положение Конституционного суда определяется отдельным законом — Конституционным законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан», правовое положение других судов определяется Законом «О судах».
В-третьих, Конституционный суд рассматривает дела не в порядке процедуры, установленной процессуальными кодексами Республики Узбекистан, которыми руководствуются другие суды, а по тем правилам и нормам конституционного судопроизводства, которые закреплены в Регламенте Конституционного суда. Этот Регламент утвержден самим Конституционным судом1.
В-четвертых, этическое поведение судей других судов регулируется в настоящее время правилами этического поведения судей, утвержденными Высшим судейским советом Республики Узбекистан, а этика судей Конституционного суда регулируется Кодексом чести судьи Конституционного суда, утвержденным самим Конституционным судом.
Вопрос взаимоотношений между Конституционным судом и другими судами тесно связан с вопросом их общности и различия между ними. Так, Конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов. Суды по гражданским делам и хозяйственные суды ранее были вправе рассматривать дела о законности нормативно-правовых актов. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Республики Узбекистан2 акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражда-
1 17 апреля 2015 г. решением Конституционного суда утвержден Регламент Конституционного суда Республики Узбекистан (См.: [6]).
2 См.: [4].
нина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
До 2002 года Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» предусматривал, что судья Конституционного суда не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса, а в период между сессиями — без согласия Совета (Кенгаша) Олий Мажлиса. Такая норма противоречила конституционному принципу разделения властей. Кроме того, Закон «О судах» предусматривал, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без согласия соответственно Пленума Верховного суда или Пленума Высшего хозяйственного суда. В этой норме как раз был учтен принцип разделения властей. Поэтому в Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» была внесена поправка, предусматривающая, что судья Конституционного суда не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, а также заключен под стражу без согласия самого Конституционного суда.
В соответствии со ст. 83 Конституции и Конституционный суд, и Верховный суд имеют право законодательной инициативы, при реализации которого взаимодействуют друг с другом. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов» от 30 ноября 2012 года для судей судов общей юрисдикции и хозяйственных судов был установлен минимальный возраст — 30 лет. В настоящее время повышен возрастной ценз кандидата в судьи с 30 до 35 лет.
В соответствии с указом Верховным судом был подготовлен проект закона, предусматривающий изменения и дополнения в соответствующие законы. В ходе обсуждения данного проекта в Конституционном суде было предложено такой возраст применить и в отношении судей Конституционного суда. Верховный суд учел мнение Конституционного суда по этому вопросу и внес его предложение в проект закона. После принятия дополнения в Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» судьей Конституционного суда может быть избран гражданин Республики Узбеки-
стан не моложе тридцати пяти. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда ныне составляет, как правило, семьдесят лет.
В-пятых, Верховный суд Республики Узбекистан в лице его председателя входит в число субъектов, обладающих правом внесения вопросов в Конституционный суд (ст. 83 Конституции). К сожалению, Верховный суд страны до настоящего времени не использовал это свое право на практике. Однако он по своему статусу и характеру выполняемых функций относится к числу тех органов, с которыми Конституционный суд взаимодействует особенно тесно. По многим вопросам, принятым на рассмотрение, Конституционный суд просит председателя Верховного суда дать заключение или иным образом выразить свою позицию.
В-шестых, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан», Конституционный суд может рассмотреть обращение Верховного суда Республики Узбекистан, инициированное судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле.
Пленум Верховного суда Республики Узбекистан принимает постановления нормативного характера, но они остаются вне конституционного контроля, что требует своего законодательного решения.
В-седьмых, Конституционный суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и использования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.
В-восьмых, Конституционный суд избирается Сенатом по представлению Президента из числа лиц, рекомендованных Высшим судейским советом Республики Узбекистан (ст. 5 Закона о Конституционном суде Республики Узбекистан).
В-девятых, председатель Верховного суда и председатель Высшего судейского совета Республики Узбекистан могут участвовать в заседаниях Конституционного суда Республики Узбекистан и излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.
Конституционный суд и другие органы
В Республике Узбекистан вместе с судебной существует и развивается внесудебная защита прав человека, которая осуществляется Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека. Их основными задачами является содействие имплементации международных стандартов защиты прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и законами Республики Узбекистан, а также мониторинг ситуации в сфере выполнения международных обязательств Республики Узбекистан в сфере прав человека.
2 декабря 1998 года между Конституционным судом и Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека было заключено соглашение «О сотрудничестве в сфере обеспечения верховенства Конституции Республики Узбекистан и защиты прав и свобод человека». В основу данного соглашения легли такие принципы, как верховенство Конституции и законов, независимость этих органов, координация их деятельности по обеспечению прав и свобод граждан. Сотрудничество Конституционного суда с институтом омбудсмана укрепилось с принятием изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан и Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека» от 29 августа 2017 г. [8] посредством наделения его правом внесения вопросов на рассмотрение в Конституционный суд Узбекистана и участия в заседаниях, а также получения права Национального центра Республики Узбекистан на участие в заседаниях Конституционного суда на основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2018 г. [7].
Так, например, в настоящее время эти институты взаимодействуют в следующих направлениях:
1. Руководители Конституционного суда, Национального центра по правам человека и омбудсман приглашают друг друга на мероприятия и заседания, затрагивающие права и свободы человека. Так, омбудсман и руководитель Национального центра по правам человека лично принимают участие в заседаниях Конституционного суда, где рассматриваются конкретные дела. Представители Конституци-
онного суда принимают участие в мероприятиях омбудсмана и Национального центра по правам человека.
2. Сотрудничество осуществляется также в сфере подготовки предложений по совершенствованию законодательства. Так, проекты законов, подготовленные омбудсманом и Национальным центром по правам человека, изучаются специалистами Конституционного суда и даются по ним конкретные предложения. Так, Конституционным судом было одобрено предложение омбудсмана о включении его в число субъектов, имеющих право вносить вопросы для рассмотрения на заседаниях Конституционного суда.
3. В целях научной проработки некоторых правовых проблем, изложенных в обращениях граждан, также оказания квалифицированной помощи Уполномоченному два работника аппарата Конституционного суда являются членами экспертного совета на общественных началах при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека.
4. В рамках сотрудничества между Конституционным судом, омбудсманом и Национальным центром по правам человека осуществляется регулярный обмен информацией. Так, Конституционный суд направляет им материалы заседания Конституционного суда, материалы нормативно-правового характера, а также периодическое издание «Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан». Омбудс-ман направляет Конституционному суду свои ежегодные отчеты и другие материалы.
5. Конституционный суд, омбудсман и Национальный центр по правам человека совместно подготавливают и проводят научно-практические конференции, семинары с участием представителей государственных органов, негосударственных организаций и граждан по определенным проблемам защиты прав и свобод граждан.
Практика деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан показывает, что к нему обращаются за толкованием норм законов и органы, не имеющие на то право согласно Конституции и Закону «О Конституционном суде». Так, Институт мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан ранее обращался в Конституционный суд по двум вопросам:
1) о толковании ст. 118 Трудового кодекса о возможности установления сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников;
2) о проверке конституционности норм, регулирующих порядок назначения и выплаты пособия в связи с уходом за заболевшим членом семьи. Оба вопроса были признаны судьями Конституционного суда заслуживающими рассмотрения на судебном заседании. Их правильное разрешение позволило существенно расширить права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и получение пособия в связи с уходом за заболевшим членом семьи.
Благотворительный фонд «Махалла» обратился к суду с просьбой дать толкование ст. 105 Конституции об органах самоуправления граждан. По поступающим от граждан копиям решений хокимиятов (местные органы управления) изучался вопрос о порядке изъятия земель и зданий, находившихся в пользовании юридических лиц и граждан, порядок приватизации квартир, индексации вкладов, хранящихся в народном банке, и др.
Согласно ст. 25 Конституционного закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» правом внесения на рассмотрение Конституционного суда вопросов обладает Генеральный прокурор Республики Узбекистан. Он вправе участвовать в заседании суда, излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам, а также возбуждать уголовное дело в отношении судьи Конституционного суда с его согласия.
За прошедший период в Республике Узбекистан созданы правовые механизмы для системного конституционного контроля законов и иных нормативных правовых актов в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Имеющаяся конституционно-правовая база дает возможность дальнейшего развития конституционного контроля, продолжения активного поиска оптимального сочетания различных форм конституционного контроля, совершенствования конституционного судопроизводства, повышения эффективности конституционного правосудия.
Анализ деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан свидетельствует о том, что действующее законодательство, регу-
лирующее конституционное правосудие, нуждается в дальнейшей демократизации и либерализации. Совершенствование деятельности Конституционного суда по проверке конституционности принимаемых в стране законов и подзаконных актов невозможно без разработки четкого правового механизма и процедур конституционного судопроизводства, существенного расширения его полномочий. Поэтому считаем необходимым:
- разработать и принять закон Республики Узбекистан «О Конституционном судопроизводстве», устанавливающий четкие сроки и процедуру совершения процессуальных действий Конституционного суда;
- разработать детальный правовой механизм подачи и рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений в Конституционный суд;
- наделить Конституционный суд дополнительными полномочиями по рассмотрению дел о соответствии Конституции страны деятельности политических партий и общественных движений, решению вопросов о признании их неконституционными.
Кроме того, необходимо наделить Конституционный суд дополнительными полномочиями по подтверждению итогов выборов Президента Республики Узбекистан, выборов в нижнюю палату Олий Мажлиса и референдума. Рассмотрение споров, связанных с конституционностью выборов, отнесено к компетенции Верховного суда, хотя в статье 110 Конституции она строго определена в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Таким образом, Конституционный суд является высшим конституционным органом специализированного конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства в целях ограничения публичной власти и обеспечения баланса между ветвями власти, способствующим эффективности конституционного правосудия и судебной защиты прав и законных интересов человека. Достижение этих целей составляет содержание деятельности Конституционного суда, т.е. осуществление конституционного правосудия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1996. № 5-6. Ст. 61.
2. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 2002. № 12. Ст. ст. 213, 215.
3. Закон Республики Узбекистан «О Конституционном суде» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1995. № 9. Ст. 178.
4. Кодексы Республики Узбекистан. Сборник. Ташкент: Адолат, 2016. 1119 с.
5. Конституции государств — участников СНГ. М., 2001.
6. Конституционный суд Республики Узбекистан (Сборник документов). Ташкент, 2015.
7. Национальная база данных законодательства, 11.12.2018, № 07/18/4056/2294.
8. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2004. № 38-39. Ст. 420; 2017. № 35. Ст. 916.
9. Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2017. № 6. Ст. 70.
10. Хакимова С. Становление и совершенствование конституционного правосудия в Республике Узбекистан // Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан. 2005. Вып. 12. С. 95.