Научная статья на тему 'Международные нормы и национальное законодательство обеспечения независимости судебной системы Республики Узбекистан'

Международные нормы и национальное законодательство обеспечения независимости судебной системы Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
COURT / LAW / MAN / PROTECTION / INTEREST / JUSTICE / REFORM / INDEPENDENCE / СУД / ПРАВО / ЗАКОН / ЧЕЛОВЕК / ЗАЩИТА / ИНТЕРЕС / ПРАВОСУДИЯ / РЕФОРМА / НЕЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцев Игорь Владимирович

В статье рассматриваются Международные нормы и национальное законодательство обеспечения независимости судебной системы Республики Узбекистан. Проанализированы реформы судебно-правовой системы страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL NORMS AND NATIONAL LEGISLATION TO ENSURE THE INDEPENDENCE OF THE JUDICIAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses the international norms and national legislation to ensure the independence of the judicial system of the Republic of Uzbekistan. Analyzed the reform of the judicial system of the country.

Текст научной работы на тему «Международные нормы и национальное законодательство обеспечения независимости судебной системы Республики Узбекистан»

Kudryavtsev Igor Vladimirovich PhD in Law, Associate Professor of the Theory and History of State and Law Department

of Tashkent State Law University.

E-mail: feruza.mukhitdinova@gmail.com

INTERNATIONAL NORMS AND NATIONAL LEGISLATION TO ENSURE THE INDEPENDENCE OF THE JUDICIAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Annotation: The article discusses the international norms and national legislation to ensure the independence of the judicial system of the Republic of Uzbekistan. Analyzed the reform of the judicial system of the country.

Keywords: court, law, law, man, protection, interest, justice, reform, independence.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Кудрявцев Игорь Владимирович кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории и истории государства и права» Ташкентского государственного юридического университета.

E-mail: feruza.mukhitdinova@gmail.com

Аннотация: В статье рассматриваются Международные нормы и национальное законодательство обеспечения независимости судебной системы Республики Узбекистан. Проанализированы реформы судебно-правовой системы страны.

Ключевые слова: суд, право, закон, человек, защита, интерес, правосудия, реформа, независимость.

Все трибуналы и суды должны быть независимыми от исполнительной и законодательной властей, а также от сторон в судебном процессе. Это означает, что ни судебная власть, ни судьи, из которых она состоит, не могут зависеть от других ветвей государственной власти или от сторон в судебном процессе. Суды также должны быть действительно независимыми, а также свободными от любой формы воздействия или давления со стороны других ветвей государственной власти или кого-либо другого. Независимость судебной власти должна быть гарантирована Конститу-

цией, законами и политикой страны и должна на практике осуществляться исполнительной властью, ее органами и представителями, а также законодательной ветвью власти. Судебная власть должна обладать юрисдикцией по всем вопросам судебного характера и исключительным правом определять, входит ли представленный на ее рассмотрение вопрос в сферу ее компетенции, определенную законом. Не должно допускаться никакое неуместное и неправомерное вмешательство в судебный процесс. Решения судов не могут быть предметом пересмотра (за исключе-

нием надзорного порядка), смягчения приговора или помилования кроме случаев, когда это осуществляют компетентные власти в соответствии с законом.

Судебная власть должна обладать юрисдикцией по всем вопросам судебного характера и исключительным правом определять, входит ли представленный на ее рассмотрение вопрос в сферу ее компетенции, определенную законом. Не должно допускаться никакое неуместное и неправомерное вмешательство в судебный процесс. Решения судов не могут быть предметом пересмотра (за исключением надзорного порядка), смягчения приговора или помилования кроме случаев, когда это осуществляют компетентные власти в соответствии с законом. Судебная власть должна быть независима с точки зрения внутреннего устройства судебной администрации, включая распределение дел между судьями в рамках суда, к которому они принадлежат. Термин «независимость судей» имеет два измерения: институциональная независимость и персональная независимость [5-7]. Назначения, произведенные исполнительной ветвью власти, или выборность судей на народном голосовании подрывают независимость судебной власти. Критерием для назначения лиц на судейские должности должна быть их пригодность для занятия этой должности, основанная на профессионализме, способностях, правовых знаниях и соответствующей подготовке в области права. Актуальность выбранной статьи заключается в том, что судебная власть как одна из трех ветвей власти представляет собой одну из движущих сил современного государства. Реформирование судебно-правовой системы осуществлялось последовательно и поэтапно, в тесной взаимосвязи с коренными преобразованиями в сфере государственного и общественного строительства. Новой вехой в развитии и дальнейшем становлении независимой и эффективной судебной системы стало издание Указа Президента Республики от 21февраля 2017 года № УП-4966 «О мерах по

коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан».

В соответствии со структурными преобразованиями в судебной системе Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан объединен с Верховным судом Республики Узбекистан, который стал единым высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства.

Созданы административные суды, уполномоченные рассматривать споры, вытекающие из публично-правовых правоотношений и административные правонарушения. Хозяйственные суды переименованы в экономические суды с созданием межрайонных экономических судов. При этом дополнительно созданы 71 межрайонный (районный, городской) экономические суды, которые рассматривают споры между субъектами предпринимательства по первой инстанции, а существующие хозяйственные суды областей, города Ташкента и Республики Каракалпакстан преобразованы в суды второй инстанции.

Ликвидирована Военная коллегия Верховного суда, создана судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан. При этом реформы проводились с учетом общепризнанных норм международного права, а также богатого исторического опыта национальной государственности, обычаев и традиций нашего народа. Правосудие и прозрачность судебных разбирательств на сегодняшний день факторы, которые сказываются на общей картине независимости нашей страны в целом, что в свою очередь является движущим фактором признания нашего государства международным сообществом. Основной Закон Республики Узбекистан провозгласил, что судебная власть в Республики Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной властей, политических партий, иных общественных объединений. Согласно Закону Республики Узбекистан

«О судах» правосудие в Республике Узбекистан осуществляется только судом. Суд призван осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Деятельность суда направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия. Независимость судебной власти гарантируется Конституцией РУз: «Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений. Судьи должны быть независимы и подчиняться только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия в соответствии с Конституцией недопустимо и влечет ответственность по закону. Неприкосновенность судей гарантируется законом». Аналогичные гарантии закреплены и в Законе «О судах» и в УПК РУз [1, ст. 106, 112; 3, ст. 4, 69].

Граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на судебную защиту от любых неправомерных действий (решений) государственных и иных органов, должностных лиц, а также от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая на видеоселекторном совещании, посвященном состоянию дел в системе судебных органов, предложил внести ряд нововведений для улучшения работы сферы. В частности, глава государства заявил, что для дальнейшего совершенствования системы подготовки и повышения квалификации судей необходимо организовать в стране специализированное учебное заведение — Академию правосудия. На совещании было выдвинуто и еще одно интересное предложение — об организации на телевидении и в печати цикла передач

и публикации статей на регулярной основе под рубриками «Судейский клуб» и «Под защитой суда», рассказывающих о жизненном пути судей, заслуживших уважение народа, а также пропагандирующих положительную практику в сфере отправления правосудия. Также президент Узбекистана Ш. Мирзиёев выдвинул предложение о внедрении в республике порядка проведения судьями открытого диалога с населением на местах не менее одного раза в месяц. Также, по его мнению, пришло время наладить практику представления каждым судьей отчета о своей деятельности в местных кенгашах народных депутатов. Президент Ш. М. Мирзиёев подчеркивает: «Теперь оценку деятельности судей, прежде всего, даст сам народ». Теперь внедрены новшеством среди этих направлений реформирования и расширение масштабов практики по проведению выездных судебных заседаний в махаллях, на предприятиях и в организациях, направленных на профилактику правонарушений. В этом значимую роль играют современные технологии, которых широким внедрением в деятельность судов информационно-коммуникационных технологий, включая электронное стенографирование и видеоконференцсвязь, формированием межведомственной системы электронного обмена информацией по обеспечению безусловного исполнения решений судов. Либерализация уголовных наказаний, ознаменовавшая собой начало важного этапа судебно-правовых реформ, имела большое социальное и общественно-политическое значение. В этом контексте следует отметить, что введение института примирения также послужило важным шагом в деле дальнейшей либерализации и гуманизации системы уголовных наказаний. Отражая гуманистический характер нашего законодательства, это служит формированию законопослушного поведения граждан на основе уважения, добровольного и осознанного соблюдения законов. В целях дальнейшего повышения роли суда в обеспечении гарантий

соблюдения конституционных прав человека на свободу и личную неприкосновенность в судебно-правовую систему страны введен институт права выдачи судом санкции на заключение под стражу. Передача судам права выдачи санкции на заключение под стражу позволила создать эффективный механизм судебного контроля за законностью применения заключения под стражу на досудебной стадии уголовного процесса. Кроме того, эта мера способствовала усилению ответственности следователей и прокуроров, а также повышению роли судебной власти в надежной защите прав и свобод человека. Данный институт, получивший широкое распространение в демократических странах мира, с 1 января 2008 года успешно функционирует и в Узбекистане.

Тесную связь справедливости и независимости с понятием законности и равенства отмечал еще Аристотель, он писал: понятие справедливости означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливости — противозаконное и неравное (отношение к людям). Для построения правового демократического государства и гражданского общества в нашей стране важнейшей задачей является обеспечение верховенства закона и справедливости.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах приоритетными направлениями реформирования судебно-правовой системы определены повышение доступа граждан к правосудию, обеспечение подлинной независимости судебной власти, укрепление гарантий надежной защиты прав и свобод человека.

Принципиальные изменения, связанные с реформированием судебно-правовой сферы внесены в 7 статей Конституции Республики Узбекистан. Для коренного совершенствования системы подбора кандидатов и назначения на должности судей, формирования высококвалифицированного судейского корпуса образован новый орган судейского сообщества — Высший

судейский совет Республики Узбекистан. резидент поставил цель — укрепить доверия народа к судебной системе путем защиты прав и свобод граждан, превратить суд в истинную «Обитель справедливости». Важнейшей задачей названо формирование судейского корпуса, способного принимать всесторонне продуманные справедливые решения. В целях предотвращения преступности среди молодежи, усиления внимания к их нравственно-духовному воспитанию, предостережения их от негативного воздействия различных посторонних течений, в органах внутренних дел введена должность заместителей начальников районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел по вопросам молодежи — начальников отделов (отделений) профилактики правонарушений.

Еще одним из основных приоритетных направлений реформирования системы внутренних дел является коренное совершенствование института профилактики правонарушений, как главного направления борьбы с преступностью.

В целях обеспечения ранней профилактики и предупреждения правонарушений, широкого привлечения органов самоуправления граждан, институтов гражданского общества и населения в профилактических мероприятиях, создана Республиканская межведомственная комиссия по профилактике преступности и правонарушений, внедрены конкретные критерии оценки эффективности деятельности по профилактике правонарушений и механизм поощрения и стимулирования инспекторов по профилактике, достигших высоких результатов в своей деятельности.

Указом Президента Республики Узбекистан от 18.04.2017 года № УП-5019 осуществлены меры по усилению роли органов прокуратуры в реализации социально экономических реформ и модернизации страны, обеспечении защиты прав и свобод человека. Введена должность заместителя Генерального прокурора Республики Узбекистан, ответственного за организацию и координацию

деятельности в сфере анализа проблем обеспечения законности и правопорядка.

Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5343 от 15 февраля 2018 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении исполнения принимаемых нормативно-правовых актов" в структуре Генеральной прокуратуры созданы управления по надзору за исполнением законодательства в топливно-энергетическом комплексе; по надзору за исполнением законодательства в таможенной и налоговой сферах; по надзору за исполнением законодательства в сфере транспорта, строительства и других отраслях экономики; по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, образования и других социальных сферах; по правовой защите предпринимательства и инвестиций; по надзору за исполнением решений Президента Республики Узбекистан; по обеспечению полномочий прокурора в административном судопроизводстве; по методическому обеспечению следствия.

Созданы постоянно действующие межведомственные оперативно-следственные группы при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента из числа сотрудников органов прокуратуры, внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан.

В 2017 году приняты меры по усилению общественного контроля за деятельностью органов прокуратуры. Если раньше прокуроры должны были информировать местные органы представительной власти в лице Кенгашей народных депутатов о состоянии законности и борьбы с преступностью на соответствующей территории, то теперь они обязаны ежегодно представлять отчет о своей деятельности. В частности, на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов районов (городов), областей заслушаны 493 отчета прокуроров. Также, за период 2016 года и 9 месяцев 2017 года про-

курорами в Кенгаши народных депутатов и органы самоуправления граждан внесено 2,6 тыс. информаций о состоянии законности и борьбы с преступностью. Генеральный прокурор Республики Узбекистан ежегодно представляет отчет о деятельности прокуратуры в Сенат Олий Маж-лиса. С февраля 2016 года в структуре Сената Олий Мажлиса действует Комиссия по контролю за деятельностью органов прокуратуры и т.д.

В целях обеспечения правопорядка и законности в стране, беспрекословного исполнения законодательных актов, надежной защиты прав и свобод граждан также реформирована система исполнительного производства. В частности, для обеспечения своевременных и полных платежей за энергоресурсы, выявления, профилактики и устранения незаконного подключения к отраслям электро- и газораспределения, а также беспрекословного исполнения судебных решений при Генеральной прокуратуре создано Бюро принудительного исполнения.

Дополнительной гарантией обеспечения прав и законных интересов предпринимателей стало создание института Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 4 октября 2017 г. создана Парламентская комиссии по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, основной задачей которой определено усиление парламентского и общественного контроля за реализацией законодательства и международных договоров Республики Узбекистан по обеспечению гарантий трудовых прав граждан, предупреждение и недопущение возможных рисков возникновения детского и принудительного труда в какой-либо форме. Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев особо отметил, что критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать постоянным

и неизменным правилом как всех сотрудников органов государственного управления, так и судей. Судьи, которые являются частью общества, которому они служат, не могут эффективно осуществлять правосудие без общественного доверия. Они должны ознакомиться с ожиданиями общества к судебной системе и жалобами на его функционирование. Постоянный механизм такой обратной связи, созданный Советом судей или другим независимым органом, будет способствовать этому. Республика Узбекистана, таким образом, подтвердила приверженность своим международным обязательствам в сфере прав человека и обязательность соблюдения международных договоров, к которым она присоединилась. Осведомленность институтов гражданского общества о своих правах на участие в решении вопросов государственного и местного значения, овладение навыками проведения в жизнь различных форм общественного контроля за исполнением законов и иных нормативно-правовых актов — важнейший элемент культуры прав человека как общества в целом, так и каждого индивида.

Одним из важных условий укрепления гарантий защиты прав и свобод человека в стране является повышение уровня знаний работников государственного аппарата и прежде всего юристов по вопросам прав и свобод человека.

С этой целью отдельное внимание уделяется обеспечению прав граждан на образование, соз-

данию равных условии и возможностей поступления в ВУЗ для всех лиц.

В настоящее время утверждено Положение о порядке приема иностранных граждан в бакалавриат Ташкентского государственного юридического университета. Согласно нововведениям внедрена упрощенная система приема на учебу иностранных граждан в бакалавриат университета. На сегодняшний день в ТГЮУ обучаются иностранные студенты из Японии, Южной Кореи, Китая, Туркменистана, Казахстана и других стран. Среди студентов обучаются русские, каракалпаки, казахи, таджики, киргизы, туркмены, азербайджанцы, корейцы, татары и представители других наций и народностей.

Укрепляется сотрудничество с ведущими образовательными учреждениями зарубежных стран. В сентябре 2017 года между ТГЮИ и Школой права Бостонского колледжа подписан Меморандум о взаимопонимании, определены направления сотрудничества в подготовке и повышении квалификации юридических кадров. Сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями способствует более широкому внедрению современных международных стандартов в области подготовки юридических кадров. Будущие юристы уже в процессе обучения получают все необходимые знания о правах человека.

Список литературы:

1. Конституция Республики Узбекистан.- Т.: Узбекистон, 2003.

2. Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 г. - Конституционное право Республики Узбекистан. Сб. норматив. актов. Т. 1.- Т.: Шарк. 1995.- С. 97-101.

3. Закон РУз «О судах». http://www.lex.uz/аСз/68521

4. Устав Организации Объединенных Наций //Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 1.- М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996.- 864 с.

5. Венская конвенция о праве международных договоров, от 23 мая 1969 г. Дата присоединения Узбекистана 24.02.95 г. //Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю. М. Колосов

и Э. С. Кривчикова. Т. 1.- М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996.- 864 с.

6. Европейский суд по правам человека, постановление от 9 декабря 1994 г., Греческие нефтеперерабатывающие заводы «Стрэн» и Стратис Андреадис против Греции, жалоба № 13427/87, п. 49.

7. Европейский суд по правам человека, постановление от 16 июля 1971 г., Рингайзен против Австрии, жалоба № 2614/65, п. 95.

8. Европейский суд по правам человека, постановление от 16 июля 1971 г., Рингайзен против Австрии, жалоба № 2614/65, п. 95; и Межамериканская Комиссия по правам человека, Доклад о терроризме и правах человека, документ ОАГ, OEA/Ser. L/V/ll.116, Doc. 5, rev. 1, corr., 22 октября 2002 г., п. 229.

9. Мирзиёев, Шавкат Миромонович. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса / Ш. М. Мирзиёев.- Ташкент: Узбекистан, 2016.- 56 с.

10. Мирзиёев, Шавкат Миромонович. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. 14 январь 2017 год /Ш.М. Мирзиёев.- Ташкент: Узбекистон, 2017.- 104 с. Моисев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. Учебное пособие / Под ред. К. А. Бекяшева.-М.: Юрист, 1997.- 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.