6. Джаббаров С. Шариат, семейное и обычное право в Узбекистане. История и современность. -Тошкент: Фан, 1996. - 122 с.
7. http://www.akadmvd.uz
8. http
9. http
10. http
//www.cam.ac.uk
// www.islom.uz/content/view/13 09/111
//
www.muslimaat.uz/content/view/863/144
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ
Кудрявцев Игорь Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории и истории государства и права» Ташкентского государственного юридического университета.
REALIZATION OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN UZBEKISTAN
Kudryavtsev Igor Vladimirovich
PhD in Law, Associate Professor of the Theory and History of State and Law Department of
Tashkent State Law University.
АННОТАЦИЯ.
В статье рассматриваются реализация и механизмы защиты прав человека в Узбекистане. Также автором уделены внимания на деятельность судов как основного участника судебной власти во всех судебных стадиях будь то уголовного, гражданского или административного процесса по защите прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, свидетеля и иных участников судебного производства. Проанализированы реформы судебно-правовой системы страны.
ABSTRACT.
The article discusses the implementation and mechanisms for the protection of human rights in Uzbekistan. The author also paid attention to the activities of the courts as the main participant in the judiciary at all stages of the court whether it be a criminal, civil or administrative process to protect the rights and legitimate interests of the suspect, accused, victim, civil plaintiff, civil defendant, witness and other participants in the court proceedings. Analyzed the reform of the judicial system of the country.
Ключевые слова: суд, право ,закон, человек, защита, интерес, правосудия, реформа,независимость
Keywords: court, law, law, man, protection, interest, justice, reform, independence
За годы независимости в Узбекистане проведена значительная по масштабам работа, направленная на реформирование и демократизацию судебно-правовой системы, либерализацию уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, что позволило сформировать подлинно независимую судебную власть, призванную обеспечить надежную защиту прав и свобод человека. Судебная власть должна обладать юрисдикцией по всем вопросам судебного характера и исключительным правом определять, входит ли представленный на ее рассмотрение вопрос в сферу ее компетенции, определенную законом. Не должно допускаться никакое неуместное и неправомерное вмешательство в судебный процесс. Решения судов не могут быть предметом пересмотра (за исключением надзорного порядка), смягчения приговора или помилования кроме случаев, когда это осуществляют компетентные власти в соответствии с законом . Судебная власть должна быть независима с точки зрения внутреннего
устройства судебной администрации, включая распределение дел между судьями в рамках суда, к которому они принадлежат. Термин «независимость судей» имеет два измерения: институциональная независимость и персональная независимость9. Назначения, произведенные исполнительной ветвью власти, или выборность судей на народном голосовании подрывают независимость судебной власти. Критерием для назначения лиц на судейские должности должна быть их пригодность для занятия этой должности, основанная на профессионализме, способностях, правовых знаниях и соответствующей подготовке в области права. Актуальность выбранной статьи заключается в том, что судебная власть как одна из трех ветвей власти представляет собой одну из движущих сил современного государства. Реформирование судебно-правовой системы осуществлялось последовательно и поэтапно, в тесной взаимосвязи с коренными преобразованиями в сфере государственного
9 Европейский суд по правам человека, постановление от
9 декабря 1994 г., Греческие нефтеперерабатывающие заводы «Стрэн» и Стратис Андреадис против Греции, жалоба № 13427/87, п. 49.
Европейский суд по правам человека, постановление от 16 июля 1971 г., Рингайзен против Австрии, жалоба № 2614/65, п. 95.
Европейский суд по правам человека, постановление от 16 июля 1971 г., Рингайзен против Австрии, жалоба № 2614/65, п. 95; и Межамериканская Комиссия по правам человека, Доклад о терроризме и правах человека, документ ОАГ, OEA/Ser. L/V/ll.116, Doc. 5, rev. 1, corr., 22 октября 2002 г., п. 229.
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (61), 2019 и общественного строительства. Новой вехой в развитии и дальнейшем становлении независимой и эффективной судебной системы стало издание Указа Президента Республики от 21февраля 2017 года N° УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан».
В соответствии со структурными преобразованиями в судебной системе Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан объединен с Верховным судом Республики Узбекистан, который стал единым высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства.
Созданы административные суды, уполномоченные рассматривать споры, вытекающие из публично-правовых правоотношений и административные правонарушения. Хозяйственные суды переименованы в экономические суды с созданием межрайонных экономических судов. При этом дополнительно созданы 71 межрайонный (районный, городской) экономические суды, которые рассматривают споры между субъектами предпринимательства по первой инстанции, а существующие хозяйственные суды областей, города Ташкента и Республики Каракалпакстан преобразованы в суды второй инстанции.
Ликвидирована Военная коллегия Верховного суда, создана судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан. При этом реформы проводились с учетом общепризнанных норм международного права, а также богатого исторического опыта национальной государственности, обычаев и традиций нашего народа. Правосудие и прозрачность судебных разбирательств на сегодняшний день факторы, которые сказываются на общей картине независимости нашей страны в целом, что в свою очередь является движущим фактором признания нашего государства международным сообщетсвом. Основной Закон Республики Узбекистан провозгласил, что судебная власть в Республики Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной властей, политических партий, иных общественных объединений. Согласно Закону Республики Узбекистан «О судах» правосудие в Республике Узбекистан осуществляется только судом. Суд призван осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. Деятельность суда направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия. Независимость судебной власти гарантируется Кон-
10 Конституция РУз, ст. 106. Конституция РУз, ст. 112; Закон РУз «О судах»: Независимость судебной власти, ст. 4. Закон РУз «О судах»: Недопустимость вмешательства в разрешение судебных дел, ст. 69.
ституцией РУз: «Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений . Судьи должны быть независимы и подчиняться только закону . Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия в соответствии с Конституцией недопустимо и влечет ответственность по закону . Неприкосновенность судей гарантируется законом». Аналогичные гарантии закреплены и в Законе «О судах» и в УПК РУз .10
Граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на судебную защиту от любых неправомерных действий (решений) государственных и иных органов, должностных лиц, а также от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая на видеоселекторном совещании, посвященном состоянию дел в системе судебных органов, предложил внести ряд нововведений для улучшения работы сферы. В частности, глава государства заявил, что для дальнейшего совершенствования системы подготовки и повышения квалификации судей необходимо организовать в стране специализированное учебное заведение — Академию правосудия. На совещании было выдвинуто и еще одно интересное предложение — об организации на телевидении и в печати цикла передач и публикации статей на регулярной основе под рубриками "Судейский клуб" и "Под защитой суда", рассказывающих о жизненном пути судей, заслуживших уважение народа, а также пропагандирующих положительную практику в сфере отправления правосудия. Также президент Узбекистана Ш. Мирзиёев выдвинул предложение о внедрении в республике порядка проведения судьями открытого диалога с населением на местах не менее одного раза в месяц. Также, по его мнению, пришло время наладить практику представления каждым судьей отчета о своей деятельности в местных кенгашах народных депутатов. Президент Ш.М.Мирзиёев подчеркивает: "Теперь оценку деятельности судей, прежде всего, даст сам народ». Теперь внедрены новшеством среди этих направлений реформирования и расширение масштабов практики по проведению выездных судебных заседаний в махаллях, на предприятиях и в организациях, направленных на профилактику правонарушений. В этом значимую роль играют современные технологии, которых широким внедрением в деятельность судов информационно-коммуникационных технологий, включая электронное стенографирование и видеоконференцсвязь, формированием межведомственной системы электронного обмена информацией по обеспечению безусловного исполнения решений судов. Либерализация уголовных наказаний, ознаменовавшая собой начало важного
Закон РУз «О судах»: Независимость судебной власти, ст. 4.
этапа судебно-правовых реформ, имела большое социальное и общественно-политическое значение. В этом контексте следует отметить, что введение института примирения также послужило важным шагом в деле дальнейшей либерализации и гуманизации системы уголовных наказаний. Отражая гуманистический характер нашего законодательства, это служит формированию законопослушного поведения граждан на основе уважения, добровольного и осознанного соблюдения законов. В целях дальнейшего повышения роли суда в обеспечении гарантий соблюдения конституционных прав человека на свободу и личную неприкосновенность в судебно-правовую систему страны введен институт права выдачи судом санкции на заключение под стражу. Передача судам права выдачи санкции на заключение под стражу позволила создать эффективный механизм судебного контроля за законностью применения заключения под стражу на досудебной стадии уголовного процесса. Кроме того, эта мера способствовала усилению ответственности следователей и прокуроров, а также повышению роли судебной власти в надежной защите прав и свобод человека. Данный институт, получивший широкое распространение в демократических странах мира, с 1 января 2008 года успешно функционирует и в Узбекистане.
Тесную связь справедливости и независимости с понятием законности и равенства отмечал еще Аристотель , он писал: понятие справедливости означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливости - противозаконное и неравное (отношение к людям). Для построения правового демократического государства и гражданского общества в нашей стране важнейшей задачей является обеспечение верховенства закона и справедливости.
В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах приоритетными направлениями реформирования судебно-правовой системы определены повышение доступа граждан к правосудию, обеспечение подлинной независимости судебной власти, укрепление гарантий надежной защиты прав и свобод человека.
Принципиальные изменения, связанные с реформированием судебно-правовой сферы внесены в 7 статей Конституции Республики Узбекистан. Для коренного совершенствования системы подбора кандидатов и назначения на должности судей, формирования высококвалифицированного судейского корпуса образован новый орган судейского сообщества - Высший судейский совет Республики Узбекистан. резидент поставил цель - укрепить доверия народа к судебной системе путем защиты прав и свобод граждан, превратить суд в истинную «Обитель справедливости». Важнейшей задачей названо формирование судейского корпуса, способного принимать всесторонне продуманные справедливые решения. В рамках практической реализации программного документа в 2017 году принято 29 законов и свыше 900 подзаконных актов, в
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (61), 2019 том числе «О противодействии коррупции», «О порядке отбывания административного ареста», «Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства», «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» и др. Приняты Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы распространения актов законодательства» от 2.02.2017 г., «О мерах по коренному совершенствованию деятельности юридической службы» от 8.02.2017 г., «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 12.04.2017 г.; «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» от 10.04.2017 г.; Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 03.02.2017 г.; «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности аппарата Президента Республики Узбекистан в сфере защиты прав и свобод граждан» от 04.05.2017 г. и др.
Данные решения способствовали дальнейшему совершенствованию системы обеспечения личных, политических, экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина, укрепили основы государственности, базирующейся на рыночной экономике и сильном гражданском обществе. Разработана и утверждена Программа комплексных мер, во исполнение которой на сегодняшний день принято более 70 нормативно-правовых актов, в том числе указов и постановлений Президента, Правительства, ведомственных и межведомственных постановлений и приказов. В частности, указы Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года № УП-5005 «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан», от 16 августа 2017 года № УП-5156 «О коренных мерах по совершенствованию порядка выезда граждан Республики Узбекистан за границу», постановления Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2017 года № ПП-2883 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел», от 11 июля 2017 года № ПП-3126 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных процессов и оформления гражданства» и др.
Основными направлениями реформирования органов внутренних дел определены:
во-первых, преобразование органов внутренних дел в общественно-ориентированную профессиональную службу, деятельность которой направлена на оказание своевременной и качественной помощи населению;
во-вторых, четкое определение и разграничение задач и функций подразделений органов внутренних дел всех уровней;
в-третьих, полное реформирование института профилактики правонарушений; обеспечение системного и адресного диалога с народом; широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов внутренних дел и др.
При Министерстве внутренних дел создан Следственный департамент, являющийся самостоятельным подразделением, подотчетным непосредственно министру внутренних дел.
В целях предотвращения преступности среди молодежи, усиления внимания к их нравственно -духовному воспитанию, предостережения их от негативного воздействия различных посторонних течений, в органах внутренних дел введена должность заместителей начальников районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел по вопросам молодежи - начальников отделов (отделений) профилактики правонарушений.
Еще одним из основных приоритетных направлений реформирования системы внутренних дел является коренное совершенствование института профилактики правонарушений, как главного направления борьбы с преступностью.
В целях обеспечения ранней профилактики и предупреждения правонарушений, широкого привлечения органов самоуправления граждан, институтов гражданского общества и населения в профилактических мероприятиях, создана Республиканская межведомственная комиссия по профилактике преступности и правонарушений, внедрены конкретные критерии оценки эффективности деятельности по профилактике правонарушений и механизм поощрения и стимулирования инспекторов по профилактике, достигших высоких результатов в своей деятельности.
Указом Президента Республики Узбекистан от 18.04.2017 года № УП-5019 осуществлены меры по усилению роли органов прокуратурыв реализации социально экономических реформ и модернизации страны, обеспечении защиты прав и свобод человека. Введена должность заместителя Генерального прокурора Республики Узбекистан, ответственного за организацию и координацию деятельности в сфере анализа проблем обеспечения законности и правопорядка.
Указом Президента Республики Узбекистан №УП-5343 от 15 февраля 2018 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении исполнения принимаемых нормативно-правовых актов" в структуре Генеральной прокуратуры созданы управления по надзору за исполнением законодательства в топливно-энергетическом комплексе; по надзору за исполнением законодательства в таможенной и налоговой сферах; по надзору за исполнением законодательства в сфере транспорта, строительства и других отраслях экономики; по надзору за исполнением законодательства в
сфере здравоохранения, образования и других социальных сферах; по правовой защите предпринимательства и инвестиций; по надзору за исполнением решений Президента Республики Узбекистан; по обеспечению полномочий прокурора в административном судопроизводстве; по методическому обеспечению следствия.
Созданы постоянно действующие межведомственные оперативно-следственные группы при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента из числа сотрудников органов прокуратуры, внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан.
В 2017 году приняты меры по усилению общественного контроля за деятельностью органов прокуратуры. Если раньше прокуроры должны были информировать местные органы представительной власти в лице Кенгашей народных депутатов о состоянии законности и борьбы с преступностью на соответствующей территории, то теперь они обязаны ежегодно представлять отчет о своей деятельности. В частности, на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов районов (городов), областей заслушаны 493 отчета прокуроров. Также, за период 2016 года и 9 месяцев 2017 года прокурорами в Кенгаши народных депутатов и органы самоуправления граждан внесено 2,6 тыс. информаций о состоянии законности и борьбы с преступностью. Генеральный прокурор Республики Узбекистан ежегодно представляет отчет о деятельности прокуратуры в Сенат Олий Мажлиса. С февраля 2016 года в структуре Сената Олий Мажлиса действует Комиссия по контролю за деятельностью органов прокуратуры и т.д.
В целях обеспечения правопорядка и законности в стране, беспрекословного исполнения законодательных актов, надежной защиты прав и свобод граждан также реформирована система исполнительного производства. В частности, для обеспечения своевременных и полных платежей за энергоресурсы, выявления, профилактики и устранения незаконного подключения к отраслям электро- и газораспределения, а также беспрекословного исполнения судебных решений при Генеральной прокуратуре создано Бюро принудительного исполнения.
Дополнительной гарантией обеспечения прав и законных интересов предпринимателей стало создание института Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 4 октября 2017 г. создана Парламентская комиссии по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан, основной задачей которой определено усиление парламентского и общественного контроля за реализацией законодательства и международных договоров Республики Узбекистан по обеспечению гарантий трудовых прав граждан, предупреждение и недопущение возможных рисков возникновения
детского и принудительного труда в какой-либо форме. Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев особо отметил, что критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать постоянным и неизменным правилом как всех сотрудников органов государственного управления, так и судей. Судьи, которые являются частью общества, которому они служат, не могут эффективно осуществлять правосудие без общественного доверия. Они должны ознакомиться с ожиданиями общества к судебной системе и жалобами на его функционирование. Постоянный механизм такой обратной связи, созданный Советом судей или другим независимым органом, будет способствовать этому. Республика Узбекистана, таким образом, подтвердила приверженность своим международным обязательствам в сфере прав человека и обязательность соблюдения международных договоров, к которым она присоединилась.
Использованная литература
I. Законодательные акты Республики Узбекистан и международно -
правовые документы.
1. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистон, 2003.
2. Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991г. - Конституционное право Республики Узбекистан. Сб. норматив. актов. Т.1.-Т.: Шарк. 1995.-С. 97-101.
3. Устав Организации Объединенных Наций //Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.1.
- М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - 864 с.
4. Венская конвенция о праве международных договоров, от 23 мая 1969г. Дата присоединения Узбекистана 24.02.95г. //Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т.1. - М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. - 864 с. II. Труды Президента Республики Узбекистан.
Литература:
1. Мирзиёев, Шавкат Миромонович. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса / Ш.М. Мирзиёев. - Ташкент : Узбекистон, 2016. - 56 с.
2. Мирзиёев, Шавкат Миромонович
Критический анализ, жесткая дисциплина и
персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. 14 январь 2017 год /Ш.М. Мирзиёев. - Ташкент : Узбекистон, 2017. -104 с. (.pdf 32.5Mb)
3. Моисев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. Учебное пособие / Под ред. К.А. Бекяшева. - М.Юрист, 1997. - 272 с.
THE PLACE AND MEANINGS OF THE SELF-GOVERNMENT OF THE CITIZENS IN THE
FORMATION OF CIVIL SOCIETY
Mukhitdinova Firyuza Abdurashidovna
Doctor of Law, Professor of Tashkent State Law University. Tashkent city
Kutybaeva Elizaveta Duysenbaevna Doctor of Law, Professor of Karakalpak State University Utemuratov Mahmud Azhimuratovich
PhD in Law, Associate Professor of the Tashkent Architectural and Construction Institute
ANNOTATION.
The article analyzes the legal framework of relations between the state and civil society. Considerable attention is paid to the control functions of civil society.
Keywords: law, state, society, person, parties, constitution, sovereignty
Issues of the formation and development of civil society in the Republic of Uzbekistan are becoming increasingly important every year. This can be judged by political and legal ideas, teachings of Eastern thinkers, as well as by the statements and publications of prominent state politicians and scholars. In the context of globalization and the functioning of a democratic and legal state, it is no longer possible to manage the former command-administrative methods that are inherent in the authoritarian regime of power. Under such circumstances, the state goes on the path from a strong state to a strong society and cooperate with numerous institutions of civil society. build on their social basis, absorb-
ing and realizing the ideas that serve to reform and develop civil society. As we know, the formation and development of civil society has taken several centuries; this process has not yet been completed, neither in our country nor in the world at large. The formation and development of civil society was facilitated by three factors: the legal character of the state, the cultural condition of society, and the transformation of citizens of the state into free citizens. In general, there are three stages in the development of civil society: for example, in the East, these problems were also given no less attention. So, in the holy book of Zoroastrians "Avesta", in the views of Confucius, in the Indian sources "Vedas" and "Upanishads" there are valuable information