- сборку сельскохозяйственной и строительной техники;
- производство компонентов для сельскохозяйственной и строительной техники;
- торговлю машинами и оборудованием для сельского хозяйства, строительства;
- торговлю компонентами для сельскохозяйственной и строительной техники.
В 2013 году на основании решений, принятых на годовых собраниях дочерних обществ, Обществом были получены дивиденды в 2012 г. в размере 1,12 млрд. руб. [1]
В 2014 году компания планирует продолжение реализации программы реструктуризации, что повлечёт:
- повышение прозрачности и эффективности управленческих процессов;
- акцентирование управленческого ресурса на профильных дочерних обществах в целях совершенствования управленческого контроля;
- обеспечения эффективности вложений в Группу КАМАЗ.
Использованные источники: 1. ОАО «КАМАЗ» // http://www.kamaz.ru/
Подхалюзина В.А., к. э.н.
доцент МАДИ
МЕСТО КАМАЗ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ГРУЗОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ
Аннотация. В статье анализируется и оценивается место КАМАЗ на рынке грузовых автомобилей в России.
Ключевые слова: автомобиль, рынок.
2013 год оказался сложным для всех производителей коммерческой автотехники. В 2013 году российский рынок грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн снизился на 28%. Снижение динамики рынка и продаж обусловлено следующими факторами:
- ослабление деловой активности, снижение инвестиций в основной капитал, сокращение динамики строительства, общее снижение спроса на товары инвестиционного назначения;
- распродажа в первой половине года значительного объема запасов автотехники, накопленных к концу 2012 года, в особенности распродажа запасов автотехники импортного производства;
- переход отечественных производителей на выпуск автотехники экологического класса евро-4.
тыс. ед. 140
170
100
ВО
60
40
20
О
200/ Ф 2008 Ф 2009 Ф 2010 Ф 2011 Ф 2012 Ф 2013 Ф
• Про« 1 водите пи России и СИГ «Импорт груюаых автомобилей
■ Продажи гру>овык аатомобилеи п Р®
Рис. 1. Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14— 40 тонн по группам производителей, тыс. ед.
Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
Основные конкуренты: ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ»,
автопроизводители стран дальнего зарубежья, осуществляющие сборку в
России и импортирующие в страну.
100%
мк
т
■ Иномарки'
70%
■ МАЗ
»0%
■ УРАЛ
50%
■ КРАЗ
40%
■ КАМАЗ
30% 20% 10% 0%
2007 Ф 200В Ф 2009 Ф 2010 Ф 2011 Ф 2012 Ф 2013 Ф
Рис. 2. Динамика доли марок на российском рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн
Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
В условиях низкого объёма спроса на грузовики конкуренция между автопроизводителями возрастает. На протяжении всего года Общество активно проводило работу по разработке и сертификации нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ. Первые прототипы нескольких моделей нового поколения были представлены общественности. По своим потребительским
свойствам и техническим характеристикам новое поколение КАМАЗ не уступает аналогичной продукции ведущих мировых производителей. Основными преимуществами новых моделей КАМАЗ является применение современных узлов и агрегатов и наличие широкого круга опций, облегчающих процесс управления автомобилем и повышающих безопасность. Высокий ресурс и надежность обеспечивают импортные комплектующие и узлы. При этом автомобиль вполне выдерживает ценовую конкуренцию с европейскими аналогами.
Возрастает интерес потребителей к использованию транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива. Для эффективного решения транспортных задач, стоящих перед российскими автоперевозчиками, Общество активно развивает производство газобаллонных автомобилей и автобусов, работающих на компримированном природном газе. Развитие газомоторной автотехники определено как одно из ключевых направлений работы компании.
На результаты деятельности также положительно сказывается долгосрочная активная работа компании с корпоративными клиентами и заводами-изготовителями спецтехники, работа товаропроводящей сети.
В непростых условиях прошедшего года благодаря активным усилиям продажи грузовых автомобилей КАМАЗ на рынке России снизились на значительно меньшую величину (снижение на 3%) по сравнению с общим снижением рынка (снижение на 28%). Таким образом, Общество укрепило свои позиции, и его доля рынка по итогам года возросла до 45%.
Таблица 1
Объёмы продаж основных производителей грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн на российском рынке_
2013, шт. 2012, шт. 2013-2012, шт. 2013/2012, %
ОАО «КАМАЗ» 37 411 38 343 (932) (2,4)
ОАО «АЗ» УРАЛ» 5 070 5 797 (727) (12,5)
ОАО «МАЗ» 7 869 14 999 (7 130) (47,5)
ОАО «КрАЗ» 261 579 (318) (54,9)
Иномарки 33 390 56 734 (23 344) (41,1)
ИТОГО 84 001 116 452 (32 451) (27,9)
Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
спецтехника и шасси
самосвалы
магистральные тягачи |2.8%
62.8%1 137 2 -Щ
1
|2,8%|
Рис. 3. Доли ОАО «КАМАЗ» в основных сегментах рынка грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн по итогам 2013 года Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
Общество сохраняет лидирующие позиции во всех продуктовых сегментах рынка за исключением магистральных седельных тягачей. При этом ОАО «КАМАЗ» намерено значительно нарастить свою долю в сегменте магистральных тягачей за счет вывода на рынок новой продуктовой линейки. 9 октября 2013 года с конвейера сошёл КАМАЗ-5490 - новый магистральный тягач, который по своим потребительским качествам полностью удовлетворяет требованиям клиентов и не уступает магистральным тягачам ведущих мировых производителей, представленным на рынке России. В 2013 году налажено серийное производство данного тягача.
Рис. 4. Динамика продаж ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн в 2008—2013 годах, тыс. ед.
Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
В 2013 году российский рынок среднетоннажных грузовых автомобилей снизился более, чем на треть. Снижение продаж на данном рынке, как и на рынке большегрузной автотехники обусловлено снижением деловой активности и распродажей накопленных запасов в первой половине года.
В абсолютной оценке наибольшее снижение объемов продаж в 2013 году демонстрировали иномарки и ЗИЛ.
Использованные источники: 1. ОАО «КАМАЗ» // http://www.kamaz.ru/
Подхалюзина В.А., к. э.н.
доцент МАДИ
ЭКСПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ И СКД В СТРАНЫ СНГ
Аннотация. В статье анализируется и оценивается экспортная деятельность КАМАЗ.
Ключевые слова: автомобиль, рынок, экспорт.
В 2013 году на большинстве экспортных рынков наблюдалось снижение спроса на грузовую автотехнику. В результате объём экспорта автомобилей и сборочных комплектов деталей (далее СКД) составил 5 743 единицы, что на 9,3% ниже показателей 2012 года (6 329 единиц).
Доля экспорта в общем объёме продаж продукции Общества в 2013 году составила 13,1 %.
В 2013 году за рубеж было реализовано 1 452 единиц СКД, что на 28,7% больше показателей 2012 года (1 128 единиц).
В 2013 году экспорт продукции Общества (автомобили, СКД) осуществлялся в 36 стран мира.
Таблица 1
Структура экспорта автотехники КАМАЗ по экспортным рынкам
Рынки сбыта 2013 2012 2011 13/12
СНГ, шт. 5 042 5 474 4 486 - 7,9 %
Дальнее зарубежье, шт. 701 855 1 680 - 18 %
Итого, шт. 5 743 6 329 6 166 - 9,3 %
Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
В 2013 году доли экспорта в страны СНГ и страны дальнего зарубежья составили соответственно 87,8 % и 12,2% от общего объёма экспорта.
По итогам 2013 года в первую десятку крупнейших импортеров продукции Общества вошли: Казахстан (3 444 единицы автомобилей и СКД), Украина (600 единиц), Узбекистан (346 единиц), Азербайджан (245 единиц), Литва (191 единица), Туркменистан (180 единиц), Афганистан (92 единицы), Беларусь (89 единиц), Алжир (81 единица), Индия (76 единиц).