Подхалюзина В.А., к. э.н.
доцент МАДИ
ЭКСПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ И СКД В СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО
ЗАРУБЕЖЬЯ
Аннотация. В статье анализируется и оценивается экспортная деятельность КАМАЗ.
Ключевые слова: автомобиль, рынок, экспорт.
По итогам 2013 года экспорт в страны дальнего зарубежья составил 704 единицы автомобилей и СКД. По сравнению с показателями предыдущего года произошло снижение на 17,7 % или 151 единицу (2012 год - 855 единиц).
Среди стран дальнего зарубежья по итогам 2013 года можно выделить:
• Литву, где совместно с компанией «Аутобаги» продолжается реализация проекта по развитию сборочного производства. За год были произведены поставки 172 автомобилей и 19 комплектов СКД;
• Афганистан поставлено 92 автомобиля;
• Алжир - осуществлены поставки 81 автомобиля;
• возобновились поставки автомобилей и СКД в Индию - в течение года были произведены поставки 6 автомобилей и 70 единиц СКД.
В 2013 году ОАО «КАМАЗ» был получен статус официального поставщика UNDP (Программа Развития ООН, UNPD (Отдел закупок ООН), а также статус единственного поставщика по программе переоснащения автопарка WFP (Всемирная Продовольственная Программа) - по данной программе в 2014-2015 гг. планируется поставка 218 автомобилей КАМАЗ.
Вместе с тем, необходимо отметить факторы, оказавшие негативное влияние на объемы экспорта продукции Общества в страны дальнего зарубежья в 2013 году:
• сохранение политической нестабильности и социального напряжения во многих странах арабского мира и в первую очередь в странах Ближнего Востока и Северной Африки из-за событий в Сирии, Тунисе, Египте, а также в Западной Африке из-за событий в Мали и Сомали;
• затруднительный доступ к международным источникам финансирования и/или отсутствие возможности заимствования финансовых средств на приемлемых условиях в развивающихся странах Африки и Латинской Америки;
• усиление конкуренции со стороны китайских
автопроизводителей фактически на всех рынках сбыта.
Основные конкуренты ОАО «КАМАЗ» на зарубежных рынках:
Существующие и предполагаемые конкуренты ОАО «КАМАЗ»:
• Казахстан
- китайские автопроизводители (основные игроки: Shacman, Howo, Foton, Faw, Dongfeng) - основные конкуренты, имеют преимущество по цене. Данные производители занимают нишу самосвалов и, частично, бортовых тягачей, оснащённых крано-манипуляторными установками(КМУ) ;
- европейские производители (основные игроки: DAF, MAN, Volvo, Scania, Renault, Mercedes ) - конкуренты будущих периодов; преимущество в качестве сборки и долговечности работы основных узлов и агрегатов. Данные производители занимают нишу седельных магистральных тягачей;
- производители стран СНГ являются конкурентами лишь в небольших сегментах, например вахтовые автобусы на базе шасси УРАЛ, обладающие по мнению некоторых компаний - недропользователей большей проходимостью по сравнению с аналогами КАМАЗа;
• Украина: новые автомобили МАЗ, новые и бывшие в употреблении автомобили западноевропейских производителей (Mercedes , Scania, MAN, Volvo, Iveco, DAF, Renault, Ford);
• Средняя Азия: МАЗ, новые западноевропейские MAN, Isuzu (оба собираются на заводе г. Самарканд, Узбекистан), Iveco, Volvo, автомобили Ford в Туркменистане, бывшие в употреблении западноевропейские (Mercede s, MAN), китайские (HOWO, SHACMAN);
• Юго-Восточная Азия: китайские (HOWO, CNHTC, DFW, Chenglong, FAW и др.), корейские (Hyundai, Daewoo), новые и б/у западноевропейские (Scania, MAN, Volvo) и японские марки (Hino, Isuzu);
• Ближний Восток: западноевропейские (Mercedes , Scania, MAN, Volvo, Iveco, DAF), корейские (Hyundai), индийские (Tata), кроме того, регион начинают активно осваивать китайские производители и МАЗ;
• Африка: бывшие в употреблении автомобили западноевропейских компаний (Mercedes , Scania, MAN, Volvo, Iveco, DAF), новые автомобили китайских производителей (HOWO, CNHTC, DFW, Chenglong, FAW и др.), новые автомобили индийских (Tata) и японских (Isuzu местной сборки) производителей;
• Латинская и Южная Америка: автомобили европейских производителей (бразильская сборка) и североамериканских производителей;
• Индия: автомобили местного производства Tata, Ashok Leyland, AMW, MAN, Bharat Benz.
По итогам 2013 года доля СКД в общем объёме экспорта автотехники КАМАЗ по сравнению с 2012 годом увеличилась, и составила 25,3 % (в 2012 году - 17,8 %).
Таблица 1
Поставки СКД сборочным предприятиям ОАО «КАМАЗ» за рубежом
в 2013 году
Местоположение сборочного предприятия Кол-во
Казахстан («КАМАЗ-Инжиниринг») 1 336 ед.
Индия («KVML») 70 ед.
Литва («Аутобаги») 19 ед.
Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
Таблица 2
_Динамика реализации грузовых автомобилей КАМАЗ, шт._
2013 2012 2011 2013/2012
Продажи на внутреннем 38 089 39 142 39 122 (2,7%)
рынке
Экспорт, в том числе: 5 743 6 329 6 166 (9,3%)
страны СНГ 5 043 5 474 4 486 (7,9%)
дальнее зарубежье 700 855 1 680 (18,1%)
ИТОГО 43 832 45 471 45 288 (3,6%)
Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
Таблица 3
Структура продаж по грузоподъемности автомобилей на рынке РФ,
шт.
2013 2012 2011 2013/2012
Грузовые автомобили 14- 37 411 38 343 38 341 (2,4%)
40 тонн
Грузовые автомобили 8-14 678 799 781 (15,1%)
тонн
ИТОГО 38 089 39 142 39 122 (2,7%)
Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»
Использованные источники: 1. ОАО «КАМАЗ» // http://www.kamaz.ru/
Подхалюзина В.А., к. э.н.
доцент МАДИ
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СБЫТА ОАО «КАМАЗ»
Аннотация. В статье анализируется и оценивается сбытовая сеть компании КАМАЗ.
Ключевые слова: автомобиль, рынок.
Компания КАМАЗ предлагает своим клиентам не только сам продукт, но и широкий комплекс услуг, сопутствующих его продаже, эксплуатации и обслуживанию, а также его утилизации: