Научная статья на тему 'ЭКСПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ И СКД В СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ'

ЭКСПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ И СКД В СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / РЫНОК / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В. А.

В статье анализируется и оценивается экспортная деятельность КАМАЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ И СКД В СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент МАДИ

ЭКСПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ И СКД В СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО

ЗАРУБЕЖЬЯ

Аннотация. В статье анализируется и оценивается экспортная деятельность КАМАЗ.

Ключевые слова: автомобиль, рынок, экспорт.

По итогам 2013 года экспорт в страны дальнего зарубежья составил 704 единицы автомобилей и СКД. По сравнению с показателями предыдущего года произошло снижение на 17,7 % или 151 единицу (2012 год - 855 единиц).

Среди стран дальнего зарубежья по итогам 2013 года можно выделить:

• Литву, где совместно с компанией «Аутобаги» продолжается реализация проекта по развитию сборочного производства. За год были произведены поставки 172 автомобилей и 19 комплектов СКД;

• Афганистан поставлено 92 автомобиля;

• Алжир - осуществлены поставки 81 автомобиля;

• возобновились поставки автомобилей и СКД в Индию - в течение года были произведены поставки 6 автомобилей и 70 единиц СКД.

В 2013 году ОАО «КАМАЗ» был получен статус официального поставщика UNDP (Программа Развития ООН, UNPD (Отдел закупок ООН), а также статус единственного поставщика по программе переоснащения автопарка WFP (Всемирная Продовольственная Программа) - по данной программе в 2014-2015 гг. планируется поставка 218 автомобилей КАМАЗ.

Вместе с тем, необходимо отметить факторы, оказавшие негативное влияние на объемы экспорта продукции Общества в страны дальнего зарубежья в 2013 году:

• сохранение политической нестабильности и социального напряжения во многих странах арабского мира и в первую очередь в странах Ближнего Востока и Северной Африки из-за событий в Сирии, Тунисе, Египте, а также в Западной Африке из-за событий в Мали и Сомали;

• затруднительный доступ к международным источникам финансирования и/или отсутствие возможности заимствования финансовых средств на приемлемых условиях в развивающихся странах Африки и Латинской Америки;

• усиление конкуренции со стороны китайских

автопроизводителей фактически на всех рынках сбыта.

Основные конкуренты ОАО «КАМАЗ» на зарубежных рынках:

Существующие и предполагаемые конкуренты ОАО «КАМАЗ»:

• Казахстан

- китайские автопроизводители (основные игроки: Shacman, Howo, Foton, Faw, Dongfeng) - основные конкуренты, имеют преимущество по цене. Данные производители занимают нишу самосвалов и, частично, бортовых тягачей, оснащённых крано-манипуляторными установками(КМУ) ;

- европейские производители (основные игроки: DAF, MAN, Volvo, Scania, Renault, Mercedes ) - конкуренты будущих периодов; преимущество в качестве сборки и долговечности работы основных узлов и агрегатов. Данные производители занимают нишу седельных магистральных тягачей;

- производители стран СНГ являются конкурентами лишь в небольших сегментах, например вахтовые автобусы на базе шасси УРАЛ, обладающие по мнению некоторых компаний - недропользователей большей проходимостью по сравнению с аналогами КАМАЗа;

• Украина: новые автомобили МАЗ, новые и бывшие в употреблении автомобили западноевропейских производителей (Mercedes , Scania, MAN, Volvo, Iveco, DAF, Renault, Ford);

• Средняя Азия: МАЗ, новые западноевропейские MAN, Isuzu (оба собираются на заводе г. Самарканд, Узбекистан), Iveco, Volvo, автомобили Ford в Туркменистане, бывшие в употреблении западноевропейские (Mercede s, MAN), китайские (HOWO, SHACMAN);

• Юго-Восточная Азия: китайские (HOWO, CNHTC, DFW, Chenglong, FAW и др.), корейские (Hyundai, Daewoo), новые и б/у западноевропейские (Scania, MAN, Volvo) и японские марки (Hino, Isuzu);

• Ближний Восток: западноевропейские (Mercedes , Scania, MAN, Volvo, Iveco, DAF), корейские (Hyundai), индийские (Tata), кроме того, регион начинают активно осваивать китайские производители и МАЗ;

• Африка: бывшие в употреблении автомобили западноевропейских компаний (Mercedes , Scania, MAN, Volvo, Iveco, DAF), новые автомобили китайских производителей (HOWO, CNHTC, DFW, Chenglong, FAW и др.), новые автомобили индийских (Tata) и японских (Isuzu местной сборки) производителей;

• Латинская и Южная Америка: автомобили европейских производителей (бразильская сборка) и североамериканских производителей;

• Индия: автомобили местного производства Tata, Ashok Leyland, AMW, MAN, Bharat Benz.

По итогам 2013 года доля СКД в общем объёме экспорта автотехники КАМАЗ по сравнению с 2012 годом увеличилась, и составила 25,3 % (в 2012 году - 17,8 %).

Таблица 1

Поставки СКД сборочным предприятиям ОАО «КАМАЗ» за рубежом

в 2013 году

Местоположение сборочного предприятия Кол-во

Казахстан («КАМАЗ-Инжиниринг») 1 336 ед.

Индия («KVML») 70 ед.

Литва («Аутобаги») 19 ед.

Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»

Таблица 2

_Динамика реализации грузовых автомобилей КАМАЗ, шт._

2013 2012 2011 2013/2012

Продажи на внутреннем 38 089 39 142 39 122 (2,7%)

рынке

Экспорт, в том числе: 5 743 6 329 6 166 (9,3%)

страны СНГ 5 043 5 474 4 486 (7,9%)

дальнее зарубежье 700 855 1 680 (18,1%)

ИТОГО 43 832 45 471 45 288 (3,6%)

Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»

Таблица 3

Структура продаж по грузоподъемности автомобилей на рынке РФ,

шт.

2013 2012 2011 2013/2012

Грузовые автомобили 14- 37 411 38 343 38 341 (2,4%)

40 тонн

Грузовые автомобили 8-14 678 799 781 (15,1%)

тонн

ИТОГО 38 089 39 142 39 122 (2,7%)

Источник: официальный сайт ОАО «КАМАЗ»

Использованные источники: 1. ОАО «КАМАЗ» // http://www.kamaz.ru/

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент МАДИ

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СБЫТА ОАО «КАМАЗ»

Аннотация. В статье анализируется и оценивается сбытовая сеть компании КАМАЗ.

Ключевые слова: автомобиль, рынок.

Компания КАМАЗ предлагает своим клиентам не только сам продукт, но и широкий комплекс услуг, сопутствующих его продаже, эксплуатации и обслуживанию, а также его утилизации:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.