Научная статья на тему 'Место как объект экопсихологических исследований'

Место как объект экопсихологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понятие места / окружающая среда / места поведения / места развития / экопсихологические исследования / concept of place / environment / places of behavior / places of development / ecopsychological research

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Т. Е., Стерлигова Е. А.

В статье обсуждается понятие «место» как объект экопсихологических исследований, приводятся его определения и трактовки в трудах представителей психологической науки, философии и ряде других наук. Даются отдельные смысловые характеристики данного понятия в контексте подходов современной отечественной экопсихологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD HOW OBJECT ECO-RESEARCH

The article discusses the concept of «place» as an object of ecopsychological research, gives its definitions and interpretations in the works of representatives of psychological science, philosophy and a number of other sciences. Separate meaning characteristics of this concept are given in the context of approaches of modern domestic ecopsychological science

Текст научной работы на тему «Место как объект экопсихологических исследований»

4. Потребность в пресной воде решается путем разработки фильтров, опресняющих морскую воду и защите водоемов от промышленных загрязнений.

Список литературы

1. Адаптация к изменению климата // WWF URL: https://wwf.ru/what-we-do/climate-and-energy/adaptation-to-climate-change/ (дата обращения: 30.01.2020).

2. Борзенкова И.И., Жильцова Е.Л., Лобанов В.А. Ледниковые керны и дендрохроно-логические данные как источники информации об изменениях климата в историческое время // Лед и снег. - 2011. - №2 (114). - С. 105-115.

3. Ветров В.А., Борисова О.К. Подходы к оценке основных параметров регионального климата на длительную перспективу (сотни и тысячи лет) // Пути эволюционной географии. - М., - 2016. - С.450-454.

4. Грумм-Гржимайло Г.О. 1933. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель в Центральной Азии за исторический период // Изв. Геогр. о-ва - Т.66. -Вып.5. - С. 437-454.

5. ГумилёвЛ.Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб.: Кристалл, - 2001. - 767 с.

6. МГЭИК, 2013 г.: Резюме для политиков. // Гидромецентр России URL: https://meteoinfo.ru/images/media/books-docs/WG1AR5_SPM_brochure_ru.pdf (дата обращения: 30.01.2020).

7. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. - СПб.: Тип. Якобсон, - 1896. - С.78 -

79.

8. Climate Change // National Park Service URL: https://www.nps.gov/yell/ learn/nature/climate- change.htm (дата обращения: 30.01.2020).

УДК 159.9.016

МЕСТО КАК ОБЪЕКТ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Егорова Т.Е.

ФГБОУ ВО Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, Н.Новгород, Россия

E-mail tegorova@list.ru Стерлигова Е.А.

ФГБОУВО Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь, Россия E-mail sterl@psu.ru

Аннотация. В статье обсуждается понятие «место» как объект экопсихологических исследований, приводятся его определения и трактовки в трудах представителей психологической науки, философии и ряде других наук. Даются отдельные смысловые характеристики данного понятия в контексте подходов современной отечественной экопсихологической науки.

Ключевые слова: понятие места, окружающая среда, места поведения, места развития, экопсихологические исследования

THE WORLD HOW OBJECT ECO-RESEARCH Egorova T.E.

FSBOU VO Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of RANKHiGS,

N.Novgorod, Russia E-mail tegorova@list.ru Sterligova E.A.

FSBOVO Perm State National Research University, Perm, Russia

E-mail sterl@psu.ru

Abstract. The article discusses the concept of «place» as an object of ecopsychological research, gives its definitions and interpretations in the works of representatives of psychological science, philosophy and a number of other sciences. Separate meaning characteristics of this concept are given in the context of approaches of modern domestic ecopsychological science.

Keywords: concept of place, environment, places of behavior, places of development, ecopsychological research

На рубеже последних двух столетий экологическая психология получила мировое признание и, пользуясь наследием психологической мысли, успешно развивается. Большой вклад в её развитие вносит школа отечественной экологической психологии (Е.А. Климов, С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.). Определяя объект экологической психологии, В.И. Панов уточняет, что он не расходится с другими областями психологической науки и представляет собой психологическую реальность, но особенности определения её в качестве предмета исследования обусловливаются взаимодействием человека с окружающей средой [5]. Разработанные В.И. Пановым (2003-2014) теоретико-методологические основания экоп-сихологических исследований внесли вклад в развитие данного направления и всей психологической науки. Наметившаяся тенденция междисциплинарных исследований расширяют семантические границы понятий «человек», «среда» и «природа», к числу которых следует отнести и понятие «места».

В Толковом словарь русского языка дается следующее определение места, во-первых, это пространство, занимаемое каким-либо телом, а также свободное пространство, которое может быть занято кем-, чем-либо; во-вторых, определенное пространство, специально отведенное, предназначенное для чего- , кого-либо, или обычно занимаемое кем-, чем-либо, пространство, помещение, точка, предназначенные для какой-либо деятельности [3]. Эстонский ученый Т. Нийт вводит понятие социофизической среды - это система трех реальностей: места, деятельности и отношений. Была предложена концепция взаимосвязи человека и среды, согласно которой общий уровень социальной активности человека есть функция социо-физической среды, и активность в ней возможна лишь в той мере, в какой среда обеспечивает возможность выбора и свободу принятия решения. В методологическом плане обосновывается необходимость рассматривать взаимоотношение человека и социофизической среды как на уровне социальной единицы, так и на уровне индивида и анализировать взаимовлияние характеристик места, деятельности и отношений. В ходе анализа каждой ситуации (или место поведения) можно выделить отдельные компоненты или превалирующие направления такого взаимовлияния, но нужно помнить, что изменение в одной реальности всегда ведет к изменению в двух остальных [2].

Места можно характеризовать в пространственных, функциональных и других терминах. Место и отношения стабильные компоненты, а деятельность - динамическая часть системы. Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью, это средство с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни. Разные места в разной мере «включены» в жизнедеятельность человека. Причем степень включенности может варьироваться от жесткой собственности до скромного отношения к месту как к близкому, дорогому. Система межличностных отношений, вероятно наиболее адекватный фон для анализа интересующих нас пространственных феноменов. Структура среды является материализацией межличностных отношений, она есть носитель сообщения от одного человека другому [2].

Представление о месте, например, для отечественной географии является одним из основных. Термин «местообитание» - один из ключевых в биогеографии, термин «местоположение» широко использовался одним из основателей современного ландшафтоведения П.Г. Раменским, в социально-экономической географии употреблялся термин «функции места». Подчеркивая уникальность энергетической природы отдельных мест на Земле, Л.Н. Гумилев ввел новый термин - «месторазвитие». Относительно понятия «территория» понятие «место» не теряет пространственно-географического заряда. Оно топологично, но в то же

время в своей нерасчлененности оно позволяет «удерживать» совокупность природных и культурных процессов, что особенно важно в гуманитарно-ландшафтных исследованиях. Кроме того, понятие «место» исторично, тем самым позволяет привлекать в исследование историко-культурный материал и по сравнению с понятием территории экологично [1]. Неповторимость места задает уникальность исследовательской ситуации. Наряду с приведенными выше понятиями: местоположение, местообитание, месторазвитие, используются понятия: природа и название места, образ и символ места, что предполагает расширение теоретико-методологических границ исследований.

Понятие места одно из центральных в системе взглядов К. Норберга-Шульца - норвежского архитектора, историка и теоретика архитектуры, одного из самых влиятельных адептов феноменологической традиции в архитектуре ХХ века. Места, с его точки зрения, это центры или цели, в которых мы выражаем значимые события нашего существования. Они пункты отсчета, откуда мы ориентируем себя и постигаем окружение, что относится и к местам, которые мы лишь ожидаем увидеть. Места - это основные элементы жизненного пространства, а их концепции складываются из того, что обозначаются понятиями близости, центральности, закрытости, которые образуют концепцию существования, концепцию места. Норберг-Шульц рассматривает место обитания, жилище, дом человека как психическую реальность. Обитать - значит быть привязанным к дому, двору, улице, городу [4].

Пространство для него не геометрическая абстракция, а «экзистенциальное пространство» или «пространство жизненного опыта», которое формируется одновременно как совокупность сущность разных аспектов. Он говорит о том что, места должны представлять богатую шкалу возможностей для идентификации, что сегодня места, как правило, убоги, а чувства человека замкнуты и все чаще мы говорим о кризисе среды. Практически «места» перестали существовать в результате разрастания городов, прокладки магистралей, повсеместного сооружения домов унифицированной формы. Норберг-Шульц выделяет пять «концепций пространства»:

- прагматическое пространство физического развития;

- перцептивное пространство сиюминутной ориентации;

- экзистенциальное (бытийное) пространство - жилое пространство существования, формирующее у человека устойчивый образ его окружения;

- познавательное пространство физического мира;

- абстрактное пространство чистых логических отношений. В приведенных концепциях пространства отражены уровни его восприятия [2].

В исследованиях географа Б.Б. Родомана прослеживается связь между характером деятельности человека и местом, где она осуществляется. Если эту связь установить не трудно, на передний план выдвигается принцип функционального соответствия: известному типу местности соответствует определенный набор видов деятельности, а для каждого вида деятельности существуют подходящие и неподходящие типы местности [6].

Б.Б. Родоман вводит понятие фокусного места, как очага человеческой деятельности, их размеры невелики, но влияние огромно - это поселения, предприятия промышленности, учреждения, транспортные пункты. Он считает, что подлинные очаги цивилизации находятся не в тех местах, где люди «проживают постоянно», т.е. ночуют, а те, где они общаются лично, особенно в творческой деятельности, и где синтезируется информация, выработанная при дистанционном общении. Фокусные места выполняют следующие функции:

• собирают, перерабатывают, распределяют вещество, энергию, информацию, в том числе и потоки людей;

• притягивают, удерживают, заставляют вокруг себя колебаться, совершать возвратные периодические движения, так называемые маятниковые миграции людей, транспортных средств и другие;

• распространяют медленно сдвигающиеся центробежные волны освоения территории в виде концентрических зон;

• порождают быстро бегущие радиальные волны и потоки нововведений;

• служат центрами своих территориальных сфер влияния - фокальных районов [6].

Обращаясь к понятию место в контексте экологической психологии, мы учитываем

его территориальные признаки, средовые условия, оказывающие влияние на человека как субъекта восприятия, деятельности, поведения и как индивида, личности, индивидуальности. Родоначальник школы экологической психологи Роджер Баркер, исследуя поведение людей в среде их обитания, приходит к понимаю, что его невозможно объяснить вне устанавливающихся связей людей с непосредственной средой.

Для описания поведения человека и среды как единой системы, он вводит новый эко-поведенческий подход и новое понятие - место поведения, понимая под ним объективную пространственно-временную ситуацию, при которой наблюдается определенная совокупность форм поведения людей. Место поведения, по мнению Баркера, характеризуется согласованностью актов поведения и физических объектов, которые способны менять свои характеристики. Элементами места поведения человека являются люди и окружающая их обстановка, степень воздействующей активности которых может меняться.

Место поведения предполагает некий процесс и существует только в действии, что создает постоянный стимул поведения людей, свойственный данному месту и подчиняющемуся определенному сценарию. Идеи Баркера получили свое развитие в поведенческой экологии Виллемса, который обратил внимание не на элементы системы организм-среда, а на их единство, при этом поведение выполняет функцию соединения граней этой системы. Акт поведения человека свидетельствует о поведении всей системы. Значительный вклад в развитие экологической психологии вносится Дж.Гибсоном, поднявшим проблему «среды обитания», предметов экологического мира.

Понятие места в рамках экопсихологического исследования задает контекст не только его территориальных признаков (пространства, зоны, среды обитания), но и контекст его уникальных особенностей, экопсихологических признаков, способных выступать в качестве фактора или условия, оказывающего ожидаемое или неожидаемое влияние на человека. Включенность человека в места его пребывания (будь-то присутствие, проживание, деятельность и др. ситуации), способна создавать такой уровень со-субъектного взаимодействия, при котором в качестве единицы исследования предстают уже не отдельные элементы системы «человек-среда», а «совокупный субъект» деятельности, подчиняющийся онтологической логике развития [5].

Исходя из проанализированного материала, мы пришли к выводу, что места пребывания человека рассматриваются в разных исследовательских логиках, направлениях науки и по-разному характеризуются. Предполагается, что человек намеренно или ненамеренно вступает с ними во взаимодействие разное по характеру, атрибуции, длительности и эмоциональной заряженности.

Окружающая среда не подменяет понятие «место». Место предполагает встречу с кем-либо или с чем-либо, встреча с местом - это некая метафора, точка бифуркации. Понятие место, предполагает структурность и локальность. При взаимодействии с ним человека, от последнего требуется эмоциональная заряженность, обращенность к ценностям и смыслам.

Можно выделить следующие места: пространственно-локальные (территориально ограниченные, замкнутые, открытые); социокультурного времяпровождения (отдыха, работы, сна и др.); природные с их ландшафтными, географическими, геофизическими особенностями, объектами живой и неживой природы; развития (духовного, нравственного, экологического, культурного) возможны другие пространственно-присутственных места. Научный интерес к таким местам формируется по мере возникновения социальных, экологических проблем, обеспечения человеческому сообществу базы устойчивого развития, и могут оцениваться по критерию их экологичности, полезности или вредности для развития и жизнедеятельности человека.

Диалектический характер развития пространственно-временной ситуации, заданной характеристиками места, может быть обусловлен сопряженностью её (ситуации) со временем

протекания, уникальностью самого места, его семантикой и «метафоричностью» и особенностями человека, степенью его включенности в ситуацию, его опытом, личностными смыслами и типом складывающихся субъектных отношений [5]. В таком случае место можно исследовать как фактор или условие порождения активности человека в разных её проявлениях. Ориентация на место как средовое условие «месторазвитие» обращает исследователя к его особенностям или уникальности, к его развивающему потенциалу, порождающих у человека желания обретения новых способы поведения, когнитивной включенности, интенсивности эмоциональных состояний, духовных переживаний, что в полной мере подтверждалось нашими исследованиями взаимодействия человека с объектами природы.

В современной литературе, в СМИ широко применяются понятия «места развития», «места силы», «аномальные зоны» или «геопатогенные зоны». В их разряд попадают храмы, монастыри, пирамиды, долмены и т.п. Возможно эти места могут оказывать влияние, как на психофизическое здоровье человека, так и на его активность: общение, поведение, деятельность. Однако, следует признать, что попытки гипотетических представлений о природных особенностях таких местах, описанных в фундаментальном труде Э.Хартмана и известных как сети Хартмана, остаются сегодня вне научного подтверждения, хотя ряд его теоретических гипотез, легли в основу проведения ряда успешных исследований в области градостроительства и в медицине, и нашли практическое применение [8]. И как бы мы, психологи, представители других областей науки не относились к подобного рода явлениям, за ними видится непростая экопсихологическая проблема. В итоге можно отметить, что исследования психологической реальности места обладает значительным теоретико-методологическим потенциалом, требующим междисциплинарных усилий.

Список литературы

1. Калуцков В.Н. Понятие «место» //Вестник Моск. ун-та. Серия География. №4.1995

2. Нийт Т. Общие тенденции развития теорий о взаимоотношении человека и среды //Человек, среда, общение. Таллин, 1980. - С. 5-25.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999.

4. О феномене, структуре и духе места у К.Норберг-Шульца //Архитектурный вестник, 2.09. 2008 URL: http://archvestnik.ru/2008/09/02/o-fenomene-strukture-i-duhe-mesta-u-k-norberg-shulca

5. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. - М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестер-История, 2014

6. Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. М., 1999

7. Степанов А.В. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1996.

8. Чудо И.Г. Градостроительство с учетом геопатогенных факторов /Материалы международной научной конференции. Хоста, Сочи, 25-29 августа 2009. - С. 307-324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.