Научная статья на тему 'Взаимосвязь общности психологических характеристик с экопсихологическими типами взаимодействия государственных служащих'

Взаимосвязь общности психологических характеристик с экопсихологическими типами взаимодействия государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТИПЫ ОБЩЕНИЯ / ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБЩНОСТЬ / ГОССЛУЖАЩИЕ / INTERACTION / TYPES OF COMMUNICATION / ECOPSYCHOLOGICAL APPROACH / COMMUNITY / CIVIL SERVANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрены типы экопсихологического коммуникативного взаимодействия (общения) в условиях малой группы. Рассмотрено понятие общности психологических характеристик субъектов общения. Приведен анализ выявленных различий экопсихологических типов общения государственных служащих в зависимости от общности психологических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF COMMUNITY PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS WITH ECOPSYCHOLOGICAL TYPES OF INTERACTION OF CIVIL SERVANTS

The article deals with the types of ecopsychological communicative interaction (communication) in a small group. The concept of common psychological characteristics of the subjects of communication is considered. The analysis of the revealed differences of ecopsychological types of communication of civil servants depending on the common psychological characteristics is given

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь общности психологических характеристик с экопсихологическими типами взаимодействия государственных служащих»

УАК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК С ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ТИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

© Е. В. Дроздова

Дроздова

Екатерина Владимировна студентка факультета психологии Самарская

гуманитарная академия e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены типы экопсихолотическото коммуникативного взаимолействия (общения) в условиях малой группы. Рассмотрено понятие общности психологических характеристик субъектов общения. Привелен анализ выявленных различий экопсихологических типов общения госуларственных служащих в зависимости от общности психологических характеристик.

Ключевые слова: взаимодействие, типы общения, экопсихологический подход, общность, госслужащие.

Актуальность исследования взаимосвязи общности психологических характеристик с экопсихологическими типами взаимодействия государственных служащих обусловлена проблемами повышения профессиональной, служебной и личной эффективности деятельности сотрудников государственного управления, а так же необходимостью создания оптимальной модели государственной службы, обеспечения государственного аппарата служащими, способными удовлетворить потребности стремительно развивающегося общества. Эффективность происходящих изменений зависит от готовности госслужащих к освоению способов конструктивного межличностного взаимодействия и перераспределению своих жизненных ресурсов, потенциалов и предпочтений в соответствии с новыми условиями, а также от их готовности к личностному развитию, которое может происходить в процессе межличностного коммуникативного взаимодействия.

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 2 (22)

В процессе работы, госслужащий взаимодействует с множеством людей: с различными психологическими характеристиками, личностными качествами, уровнем профессионализма, отношением к людям. Совместная деятельность вызывает необходимость находить оптимальные методы и приемы взаимодействия и сотрудничества, преодолевая трудности взаимодействия и коммуникативные барьеры.

Анализ работ по психологии приводит к выводу, что взаимодействие, в широком значении, это коммуникативный, операциональный контакт или совокупность контактов между субъектами. Под взаимодействием понимают процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [1].

Между людьми происходит множество видов взаимодействия. Экологический подход, на наш взгляд, позволяет на практике описать большинство случаев межличностного коммуникативного взаимодействия. В экологической психологии В. И. Пановым выделены шесть основных типов коммуникативного взаимодействия [5]:

• объект-объектный тип имеет место в тех случаях, когда взаимодействие в диаде имеет сугубо формальный характер и проявляется пассивно-ролевой позицией каждого из участников этого взаимодействия безразлично-пассивная, взаимодействие сводится к формальному обмену информацией;

• объект-субъектный или субъект-объектный тип взаимодействия отмечается в тех ситуациях, когда одна сторона занимает пассивную позицию (позицию объекта) при общении, и, по сути, подчиняется требованиям, которые предъявляет к ней вторая сторона, выполняющая роли лидера (позиция субъекта);

• субъект-субъектный тип взаимодействия отмечается в ситуациях, когда обе стороны активно взаимодействуют друг с другом. В рамках этого типа можно выделить следующие подтипы:

— субъект-обособленный тип отмечается в тех случаях, когда обе стороны занимают активную позицию по отношению друг к другу, но, при этом, не учитывается и не принимается во внимание мнение и позиция другой стороны, вследствие чего диалог между ними оказывается невозможным. Каждая сторона остается «при своем мнении», поэтому конструктивного взаимодействия между ними не получается;

— субъект-совместный тип имеет место, если взаимодействие между сторонами носит характер конструктивного диалога и, в этом смысле, совместного действия, подчиненного достижению какой-либо общей цели, выполнению общей задачи и т. д. Воздействие одной стороны диалога на другую строится, принимая во внимание особенности ее как полноценного субъекта (ее ценности, установки, психологические характеристики, способы действия и т. п.), при этом подобное отношение к другой стороне не предполагает и не требует изменения своей собственной субъектности;

— субъект-порождающий тип предполагает, что взаимодействие приводит к взаимному изменению исходной субъектной позиции каждого из участников диалога, подчиненному нахождению приемлемого для обеих сторон решению обсуждаемого вопроса.

Взаимодействие субъектов может происходить в случае наличия общности между ними, что принципиально отличает их от объектов. Наличие общности между субъектами может наблюдаться ни по одной, а по совокупности актуальных характеристик, в том числе и психологических (личностных качеств). Не случайно индивиды объединяются в группы при наличии общих целей, деятельности, интересов, ценностей и т. д. [4].

Общность психологической характеристики Р двух субъектов, имеющих различный уровень ее выраженности, вычисляется по формуле

ОЬ= Ртш/Ртах,

где Ртгп — минимальное значение психологической характеристики в диаде, Ртах — максимальное значение психологической характеристики в диаде.

Общность как показатель изменяется в диапазоне от 0 до 1, при этом в последнем случае мы имеем равенство значений характеристики, т. е. Р1=Р2 [4, с. 82].

Таким образом, целью данного исследования является совершенствование межличностных коммуникаций при взаимодействии государственных гражданских служащих с гражданами, организациями и государственными органами, а также повышение профессиональной служебной и личностной эффективности деятельности государственных гражданских служащих.

Полученные результаты исследования позволят регулировать межличностное взаимодействие сотрудников, создавать благоприятный социально-психологический климат, а так же осуществлять профилактику и грамотное разрешение межличностных конфликтов.

По нашему предположению, существуют различия экопсихологических типов общения государственных служащих по шкалам общности психологических характеристик.

Методика исследования

В исследовании участвовало 43 государственных служащих в возрасте от 25 до 54 лет.

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики:

— оценки личностных качеств «Личность и компетенции» (тест ЛИК-190) Л. Н. Собчик [6],

— методика «Экопсихологические типы коммуникативного взаимодействия (общения)» А. В. Капцова [3],

— метод социометрических измерений (социометрия) Дж. Морено [2].

Для проверки гипотезы исследования была вычислена общность психологических характеристик (шкалы методики ЛИК-190). Полученные данные были обработаны при помощи программы БТАТКТГСА с использованием пошагового дискриминантного анализа с включением.

Результаты исследования

Результаты исследования межличностного взаимодействия показали, что в коллективе преобладает объект-субъектный и субъект-объектный тип взаимодействия (72%), это говорит о том, что взаимодействие носит формальный

характер, сотрудники инициативы в общении не проявляют, преобладают безучастные, безразличные отношения.

В таблице 1 представлены, выявленные в ходе исследования, значимые коэффициенты различия экопсихологических (субъект-порождающего, субъект-совместного, субъект-обособленного, объект-объектного, объект-субъектного и субъект-объектного) типов общения государственных служащих по шкалам общности психологических характеристик.

Таблица 1

Итоги анализа дискриминантных функций

Психологические характеристики Лямбда Уилкса Частная Лямбда F-исключ. р-уров.

Самобытность 0,97 0,97 4,13 0,017

Сензитивность 0,97 0,98 3,91 0,04

Педантичность 0,94 0,93 8,22 0,0003

Нонконформизм 0,95 0,96 5,55 0,004

Упорство и соревновательность 0,96 0,96 5,04 0,007

Для субъект-совместного и объект-объектного типов общения было выявлено различие по шкале общности сензитивности. Для субъект-совместного характерен более низкий уровень общности по шкале сензитивность, а для объект-объектного — более высокий. Это говорит о том, что чем выше общность по шкале сензитивность, тем ниже стремление к совместному общению, диалогу и сотрудничеству. Поскольку сензитивность это повышенная чувствительность, ранимость, а зачастую и неуверенность, то, вероятно, субъекты с высоким уровнем сензитивности, стараются избегать большого количества контактов, активного взаимодействия и стремятся к общению формальному.

Для субъект-совместного, субъект-обособленного и объект-объектного типов общения, было выявлено различие по шкалам общности самобытность, педантичность, нонконформизм. Высокий уровень общности по шкалам самобытность, педантичность, нонконформизм более характерен для объект-объектного и субъект-обособленного типа общения. Низкий уровень общности по этим шкалам характерен для субъект-совместного типа общения. Самобытность (самостоятельность в развитии, оригинальность), педантичность (предельная точность и аккуратность в каких-либо действиях человека, чрезмерная склонность к соблюдению формальных требований) и нонконформизм (стремление отстаивать установки, мнения, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данной группе) — качества, которые предполагают обособленность субъекта и невозможность уступать,

принимать точку зрения и поступки людей, с которыми происходит взаимодействие.

Для субъект-порождающего, субъект-совместного, субъект-обособленного и объект-объектного типов общения было выявлено различие общности по шкалам упорство и соревновательность. Это говорит о том, что чем выше уровень общности по шкале упорство и соревновательность, тем ниже стремление к конструктивному взаимодействию, взаимному изменению субъектной позиции каждого из участников взаимодействия и дружескому общению.

Таким образом, гипотеза исследования о существовании различий экопсихологических типов общения государственных служащих по шкалам общности психологических характеристик подтверждена.

Выводы

1. Чем выше общность по шкале сензитивность, тем ниже стремление к совместному общению, диалогу и сотрудничеству.

2. Высокий уровень общности по шкалам самобытность, педантичность, нонконформизм более характерен для объект-объектного и субъект-обособленного типа общения. Низкий уровень общности по этим шкалам характерен для субъект-совместного типа общения.

3. Чем выше уровень общности по шкале упорство и соревновательность, тем ниже стремление к конструктивному взаимодействию и взаимному изменению субъектной позиции каждого из участников взаимодействия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Москва : Изд-во МГУ, 2001. 234 с.

2. Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. Карелин. Москва : Эксмо, 2007. 416 с.

3. Капцов А. В., Панов В. И. Методика определения типа коммуникативного взаимодействия (пилотажный вариант) // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / отв. ред. В. А. Барабанщиков. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 682—686.

4. Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара : Изд-во «Самарский научный центр РАН», 2011. 214 с.

5. Панов В. И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Самарского науч. центра РАН 2014. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 214—222.

6. Собчик Л. Н. Личность и компетенции (тест ЛИК-190) URL: https://sobchik.ru/ lichnost-i-kompetentsii (дата обращения: 17.04.2017).

REFERENCES

1. Ageev V.S. Mezhgruppovoe vzaimodejstvie [Intergroup interaction]. Moskva: Izd-vo MGU, 2001. 234 p. (in Russian).

2. Bol"shaya e"nciklopediya psixologicheskix testov / avt.-sost. A. Karelin [Great encyclopedia of psychological tests / auth.-comp. A. Karelin.]. Moskva: E"ksmo, 2007. 416 p. (in Russian).

3. Kapczov A.V., Panov V.I. E"ksperimental"ny"j metod v strukture psixologicheskogo znaniya / otv. red. V.A. Barabanshhikov [Experimental method in the structure of psychological

knowledge / resp. the editorship of V. A. Barabanshchikov], Moskva: Izd-vo «Institut psixologii RAN», 2012. Pp. 682-686. (in Russian).

4. Kapczov A.V. Lichnostnoe i intellektual"noe razvitie studentov v usloviyax uchebnoj gruppy" sovremennogo vuza [Personal and intellectual development of students in the conditions of the educational group of the modern University]. Samara: Izd-vo «Samarskij nauchny"j centr RAN», 2011. 214 p. (in Russian).

5. Panov V.I. Izvestiya Samarskogo nauch. centra RAN [Izvestiya nauch. center of RAS]. 2014. T. 3. Vy"p. 3 (11). S. 214-222. (in Russian).

6. Sobchik L.N. Lichnost" i kompetencii (test LIK-190) [Personality and competence (FACE test-190)] Available at: https: // sobchik.ru/lichnost-i-kompetentsii (accessed: 17.04.2017). (in Russian).

THE RELATIONSHIP OF COMMUNITY PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS WITH ECOPSYCHOLOGICAL TYPE OF INTERACTION OF CIVIL SERVANTS

E. Drozdova

The article deals with the types of ecopsychological communicative interaction (communication) in a small group. The concept of common psychological characteristics of the subjects of communication is considered. The analysis of the revealed differences of ecopsychological types of communication of civil servants depending on the common psychological characteristics is given.

Key words: interaction, types of communication, ecopsychological approach, community, civil servants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.