РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ > у « ¿г~
** ' ««-*■ .. / у ОО
-----------;■ С"<. . ..—•—*-Н-------г-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11
СОЦИОЛОГИЯ
3
издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.11 рефераты 97.04.001 -97.04.024
МОСКВА 1997
по их мнению, должны стимулировать не только внутридисциплинарный обмен парадигмами и подходами, но и диалог теоретических перспектив в голове отдельного ученого.
Е.В.Якимова
\
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
97.03.021. СТОКОЛС Д. ПАРАДОКС ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
STOKOLS D. The paradox of environmental psychology 11 Amer. psychologist. - Wash., 1995. - Vol. 50, № 10. - P.821-837.
Статья Д.Стоколса (Школа социальной экологии Калифорнийского университета, США) посвящена становлению, современному состоянию и тенденциям развития экологической (инвайроменгальной) психологии в США и Западной Европе. В основу публикации положен доклад, прочитанный автором на 23-м Международном конгрессе прикладной психологии (Мадрид, июль 1994). Статья носит обзорно-аналитический характер и дает представление об истории и особенностях дисциплины на протяжении 30 лет ее существования.
Проблема влияния "среды" на поведение человека, пишет Стоколс, стала предметом специального психологического анализа в начале XX в. в рамках набиравшего тогда силу бихевиоризма. Однако вплоть до начала 60-х годов психологи ограничивались изучением условий "микросреды" (жизненного пространства - по Левину или микростимулов - по Скиннеру и Гибсону), практически не обращая внимания на роль социофизических факторов, составляющих молярный уровень "окружения" человека. Только с появлением в 60-х - начале 70-х годов работ американцев Баркера, Холла, Соммера, Иттельсона и Прошански, которые сформировали основополагающие принципы инвайронментализма в психологии и ввели в научный оборот такие понятия, как личное пространство, территориальность, поведенческая среда и т.п., "психологи приступили к систематическому изучению взаимодействия людей и их социофизического окружения" (с.821).
Эмпирические и теоретические исследования психологов, вставших в 70-е годы под знамена инвайроментализма, нашли в те
годы самый широкий и доброжелательный отклик среди их коллег самой разной специализации (социальная и когнитивная психология, психология личности и развития, медицинская психология и др.); идеями экопсихологов заинтересовались градостроители и архитекторы, специалисты промышленного и бытового дизайна, географы, социологи, педагоги, работники городского коммунального хозяйства, чиновники. Появилась масса статей и монографий, написанных на базе экспериментально-эмпирических исследований, посвященных таким явлениям, как массовое скопление людей, бытовая и производственная скученность, особенности "средового" восприятия и мышления, формирование личного пространства, специфика экологических стрессов. В университете Нью-Йорка была разработана первая программа для аспирантов, специализирующихся в области экопсихологии. Возникли и первые институционально-организационные структуры новой дисциплины, в частности, отделение народонаселения и экологической психологии Американской психологической ассоциации, Ассоциация инвайронментального дизайна, секции инвайронментальной психологии Международной ассоциации прикладной психологии.
Однако к середине 80-х годов бурное и многообещающее развитие молодой дисциплины утратило свой наступательный характер. Наметилось явное противоречие между количеством специалистов и публикаций (число которых возрастало главным образом за счет стран западной Европы) и качеством, прежде всего теоретическим, полученных результатов. Как отметил в 1995 г. Г. Прошански, экологическая психология все еще не достигла того уровня интеграции и развития, который позволил бы поставить ее в один ряд с более традиционными отраслями психологического знания. В институциональном отношении так и не был создан хотя бы один университетский междисциплинарный центр, способный координировать усилия экопсихологов. В теоретикометодологическом отношении не оправдались надежды на создание общепризнанной "большой” теории, на базе которой стали бы возможны широкие обобщения и Надежные прогнозы. Но самое прискорбное - это то, что на фоне продолжающегося развития дисциплины "вширь" происходит постепенное размывание ее предметных границ, или своеобразная "диффузия идентичности". В
этом и заключается "парадокс экологической психологии", которая, становясь все более разноплановой, многоаспектной и разноликой, утрачивает свое единственное, неповторимое лицо в качестве самостоятельной области научного исследования.
Автор видит три причины, объясняющие парадоксальную несоразмерность развития инвайронментализма в психологии. Во-первых, это синтетический, комплексный характер изучаемых ею феноменов, требующих междисциплинарного, многоаспектного анализа. Поэтому объекты экопсихологии неизбежно переплетаются с объектами таких исследовательских областей, как социология города, теория градостроительства, география,, медицина, геронтология, дивиантология. Это дисциплина, для которой в принципе невозможны единая парадигма, общая методология или устойчивая исследовательская традиция. Это скорее "набор несопоставимых исследовательских ареалов и перспектив, охватывающий множество различных дисциплин, которые роднит общий фокус интересов -отношения людей с их социофизическим окружением" (с.822). В этой связи, считает Стоколс, уместно рассматривать как тождественные собственно экопсихологические работы и разноаспектные исследования, укладывающиеся в формулу "поведение - среда". Именно многоаспекгность инвайронментальной ориентации в психологии и широта ее исследовательских горизонтов обусловили ее первоначальный быстрый рост и широкий нучно-социальный резонанс; они же предопределили утрату собственной строго определенной предметной области и "диффузию научной идентичности".
Размытость предметных границ эколопсихологии связана, во-вторых, с ее самым широким международным распространением. Естественно предположить, что специфика национальных условий -географических, политических, социальных, историко-культурных -обусловливает особую, "локальную" (подчас уникальную) экологическую проблематику. В таком мультикультурном контексте вряд ли возможна разработка действенной "большой” экопсихологической теории.
В-третьих, методологические и концептуальные принципы инвайронментализма составляют фундамент едва ли не всех ведущих отраслей психологической' науки, как академической, так и прикладной. Эти принципы настолько близки базовым постулатам
когнитивизма и социальной психологии, психологии личности и развития, что "устойчивая идентичность экопсихологии 70-х в последующие 10-15 лет постепенно абсорбировалась прочими исследовательскими областями", воспитавшими "дух инвайронментализма и контекстуализма" (с.822). Как справедливо полагает С.Уоппер, "контекстуальные установки инвайроментальной психологии составляют основу для объединения различных подразделов психологии и преодоления разрыва между психологами-прикладниками и их академическими коллегами" (Цит. по: 021, с.823). Учитывая все вышеизложенное, пишет Стоколс, "резонно предположить, что в ближайшие годы будет наблюдаться все возрастающая "инвайронментализация" всех без исключения областей психологии" (с.823). Именно поэтому автор считает целесообразным проанализировать итоги 30-летнего развития дисциплины (как теоретико-методологические, так и социальноприкладные его аспекты) и обсудить наиболее вероятные прогнозы на будущее.
Обзор богатейшей литературы, посвященной теме "Среда -поведение", позволяет выделить шесть основных направлений инвайронментально-психологических исследований 70-90-х годов.
1. Разработка новых понятий, подходов и методов описания и осмысления связей, существующих между средой обитания и жизнедеятельности человека и его поеведением. В 60-е годы, когда последствия стремительной урбанизации заставили ученых обратить самое пристальное внимание на экологические проблемы больших городов, психологи были еще не готовы к теоретическому освоению этой темы. В их арсенале имелись лишь понятия микросредовых факторов и избирательного изучения индивидуальных реакций на стимулы непосредственного окружения. В 70-е годы началась активная разработка проблематики экопсихологии, в которой участвовали представители самых разных областей психологической науки. Значительную роль в становлении новой дисциплины сыграла гипотеза У.Иттельсона, который предложил различать между собой два перцептивных процесса - восприятие объектов и восприятие среды, а также постулировал отдичия "фундаментального" и микропространственного познания. Разъясняя суть своей теоретической позиции, Иттельсон подчеркивал: "Объект всегда требует субъекта [восприятия, наблюдения и т.п.]... Однако нельзя
быть субъектом среды, можно быть лишь ее участником. В таком случае утрачивается всякое различие Я и "объекта". Среда окружает,охватывает, поглощает, так что никто и ничто не может очутиться в изоляции, остаться снаружи или вне ее" (цит. по: 021, с.824).
Теоретическое осмысление связей человека и среды в 70-80-е годы включало также: а) концепцию инвайронментальных
диспозиций, или индивидуальных реакций на характер социофизической среды (К.Крейк); б) понятия социального климата и защищаемого пространства, послужившие теоретической базой для изучения психофизиологического воздействия на человека средовых условий - жилищно-бытовых, производственных, институциональных (О.Ньюмен, Р.Мус); в) теорию обстоятельств поведения Р. Баркера, который ввел в научный оборот понятие инвайронментальной единицы, т.е. систематически организованной, упорядоченной целостности, включающей как компоненты социофизической среды, так и поведенческие программы и характеризующейся определенностью места и времени; г) приложение теории Баркера к изучению степени "наполненности" и "загруженности" среды; д) анализ инвайронментальной компетентности престарелых; е) экологическую теорию индивидуального развития У.Бранфенбреннера, акцентировавшего роль больших инвайронментальных контекстов в становлении личности (понятия микро-, мезо-, экс- и макросистем); ж) понятие идентичности места как компонента личностной идентичности (Г.Прошански); з) интегративную модель пространственного поведения, связавшую воедино представления о территориальности, личном пространстве и скученности (И.Альтман).
В эти годы были разработаны и новые методологические стратегии эмпирического и лабораторно-экспериментального изучения взаимосвязей поведения людей и средовых условий. Так, в процессе анализа экологического познания применялась методика построения экокогнитивных карт, создавались шкалы оценки пространственного восприятия в различных средах, были разработаны методики измерения уровня экологического стресса, широко использовалась техника экологического моделирования в условиях лабораторного эксперимента, проводился сравнительный анализ психофизиологических реакций в различных
социофизических обстоятельствах (производственных, жилищных, досуговых, медицинско-оздоровительных, институциональных); широко применялись методы опросов и интервью, дававших в руки исследователей обширный фактический материал для оценки и прогнозирования поведенческих программ в специфических средовых условиях. Помимо разработки принципиально новых понятий и методик, адепты экопсихологии активно применяли и традиционные теоретические конструкты, заимствованные из арсенала психологии личности, коллективной и социальной психологии, психологии развития. В свою очередь, представители традиционных отраслей психологического знания стали учитывать в своей работе влияние инвайронментальных переменных. Таким образом, к началу 90-х годов экопсихология располагала богатым арсеналом теоретических и методологических средств для адекватного изучения экопсихологических и социоэкологических проблем самого широкого общественного и научного звучания.
2. Стремление к теоретическому синтезу и "слиянию парадигм". В 70-е годы характерной особенностью работ в области инвайронментальной психологии являлась пестрота теоретических подходов, заимствованных преимущественно из уже сложившихся исследовательских ареалов академической науки. В то время экологическая психология представляла собой, по замечанию Крейка, "свободно организованный конгломерат научных парадигм", каждая из которых служила для осмысления того или иного, отдельно взятого аспекта проблемы "Поведение - среда" (цит. по: 021, с.824). Психологи изучали особенности средового восприятия, формирование инвайронментальных аттитюдов, процесс принятия экологических решений, изменение поведенческих программ и т.п. явления, общие психосоциальные механизмы которых уже были описаны в традиционной литературе. На рубеже 70-80-х годов, когда отчетливо обозначались концептуальные и методологические основы новой дисциплины, наметилась тенденция к слиянию и взаимообогащению уже устоявшихся и собственно экопсихологических парадигм. Так, С.Сейегерт и Дж.Уинкель соединили понятия адаптации и* структуры возможностей с социокультурной парадигмой психологического
инвайронментализма; Э.Уикер предпринял попытку рассмотреть динамику жизненного цикла в терминах "инвайронментальных
единиц"; применив одновременно диспозиционные, мотивационные и когнитивные теоретические конструкты, он предложил новую экопсихологическую схему, в рамках которой макросредовый подход соседствовал с традиционным вниманием психологов к индивидуальной мотивации поведения.
3. Разработка ситуационных, интеракционных и трансакционных теорий. В 60-70-е годы доминирующее положение в экопсихологии занимали ситуационные и интеракционные модели человека и среды. Ситуационные теории объясняли изменения поведенческих стереотипов и программ влиянием конкретных стимулов и событий в пределах непосредственного окружения индивида - социального или физического; здесь практически не учитывалась роль внутрипсихических факторов и личностных мотиваций поведения. Интеракционные теории ставили во главу угла комплексное воздействие на поведение человека ситуационно-средовых и внутрипсихических детерминант. Однако подобные схемы объяснения отличались той же однонаправленностью и линейностью, что и ситуационные модели: и в том и в другом случае речь шла исключительно о влиянии среды (или среды и особенностей личности) на поведение индивида; обратный же процесс - реактивное изменение окружения индивидом, вырабатывающим новые поведенческие программы, - оставался вне поля зрения психологов. С появлением в 80-е годы трансакционных моделей, акцентирующих обоюдное влияние и взаимную обусловленность обоих компонентов формулы "Поведение - среда", экопсихология вышла на новый, более высокий уровень осмысления средовых особенностей поведения людей. Трансакционный подход позволяет понять бинарный характер связей между человеком и средой его обитания, предлагая комплексный анализ внутрипсихических, поведенческих и средовых элементов, которые в совокупности образуют подвижный феномен экопсихологических отношений. Относительная устойчивость качественных характеристик этих отношений отражена в таких понятиях инвайронментализма, как идентичность места, местная зависимость, соответствие человека и среды, инвайронментальный символизм. Эти понятия и термины служат для описания различных аспектов взаимной связи человека и его социофизического окружения, не ограничивая эту связь преходящим, кратковременным действием средовых импульсов. Кроме того, трансакционные модели
отличаются большим контекстуальным объемом (пространственным, временным, социальным), примером чего может служить работа Д. Басса и К.Крейка, проследивших процесс формирования экологических установок в сменяющих друг друга средовых обстоятельствах на протяжении длительного временного интервала. Интеракционные и ситуационные теоретические подходы сегодня еще используются экопсихологами, по преимуществу в лабораторноэкспериментальной работе (например, для оценки воздействий на психофизическое самочувствие человека стрессогенных факторов среды).
4. Переход от формулы "личность - среда" к изучению взаимосвязей между средой и группой. Разработка трансакционных экопсихологических теорий на рубеже 70-80-х годов повлекла за собой изменение объекта исследования. Если вначале экопсихологи ограничивались анализом индивидуальных реакций на факторы среды, то в последнее десятилетие на первый план выступило изучение инвайронментально-групповых трансакций, т.е. "тех процессов, посредством которых совокупности индивидов, организованные группы и прочие коллективные образования испытывают воздействием социофизических условий и, в свою очередь, воздействуют на них" (с.826). Эта тенденция экопсихологии развивалась в русле общепсихологического движения "за создание "генеративных теорий поведения", которые призваны заменить парадигму необихевиоризма. Наибольший интерес экопсихологов новой ориентации вызывают процессы социальной перцепции больших общественных групп (например, особенности восприятия городской среды и формирование социального представления о городе; специфика восприятия девиантного поведения в рамках соседских сообществ и т.п.). От решения индивидуальных и локальных проблем экопсихологи переходят к осмыслению региональных, национальных и глобальных экологических процессов в их связи с психологическими установками массового сознания и стереотипами поведения больших социальных групп (изучение структуры потребления энергоресурсов, сложившаяся практика утилизации бытовых и производственных отходов, формирование и пропаганда норм природоохранного поведения, анализ роли социальных групп в условиях экологической катастрофы).
5. Развитие прикладных исследований. Теоретические разработки 70-х - начала 80-х годов послужили основой для самого широкого практического применения рекомендаций и прогнозов экопсихологов при решении коммунальных и социальных проблем мегаполисов и больших городов. Можно выделить три главных направления прикладной экопсихологии: городское планирование и архитектура; жилищно-коммунальный (бытовой, досуговый, оздоровительный) и произвдственный дизайн; социальная политика и разработка программ экологического воспитания. Основная задача прикладной работы экопсихологов состоит в том, чтобы установить оптимальный баланс потребностей человека и средовых условий его жизнедеятельности и найти способы его сохранения.
6. Расширение географии инвайронментальной психологии. За три десятилетия своего существования инвайронментальная психология завоевала поистине международное признание. Если в США экопсихологический бум 70-х годов сменился относительно спокойным периодом развития дисциплины, то в странах Западной Европы именно сегодня возрос интерес к инвайронментальным аспектам психологии и поведения. В Испании, Франции, Великобритании, Скандинавских странах созданы научноприкладные экопсихологические центры; инвайронментальная психология популярна в Австралии, Новой Зеландии, Японии, Латинской Америке. Помимо специализированого международного журнала "Journal of environmental psychology" сегодня существует немало периодических изданий, посвященных экологическим аспектам градостроительства, производственного и бытового дизайна. В 80-90-е годы состоялось несколько международных конференций, где обсуждались такие темы, как "Психология и архитектура", "Моделирование среды обитания", "Социопсихологические основы инвайронментального дизайна".
Таким образом, резюмирует свои наблюдения Стоколс, сегодня можно говорить о существовании вполне определенного исследовательского ареала - экологической психологии, отличающегося относительно свободной трактовкой предмета исследования, многообразием теоретических подходов, синтезирующих новые экологические понятия и традиционные психологические концепции, и крайне широким спектром прикладных исследований. В ряду ближайших перспектив развития
психологического инвайронментализма автор называет разработку экопсихологической теории развития личности и концепции средовых условий формирования и реализации творческого потенциала. Прикладные исследования экопсихологов будут непосредственно связаны с осмыслением таких глобальных процессов, как загрязнение окружающей среды, рост насилия и агрессии, всепроникающее влияние новых информационных технологий, возрастание вероятности экологических катастроф, повышение стоимости медицинских услуг, постарение населения.
Парадоксальный характер развития инвайронментальной психологии, утрачивающей свою научную идентичность по мере углубления научного и общественного интереса к ключевым аспектам зависимости поведения человека от условий среды, компенсируется повсеместным проникновением "духа инвайронментализма" в самые разные области психологического знания и некоторые непсихологические дисциплины, связанные с проблемами обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.
Избранная библиография
1 Ahrentzen S В (1990) Rejuvenating a field that is either "coming of age or "aging in place" Feminist research contributions to environmental design research In RI Selby,
К H Anthony, J Choi, & В Oriand (Eds ), Coming of age EDRA 21/1990 (p 11-18) Proceedings of the Twenty First Annual Conference of the Environmental Design Research Association Oklahoma City, OK- EDRA, Inc
2 Aiello J R ,& Baum A (eds) (1979) Residential crowding and design New York, Plenum Press
3 Altman I (1975) Environment and social behavior Privacy, personal space, territory and crowding Mobetary, CA Brooks/Cole
4 Altman 1 ,& Chemeis M M (1980) Culture and environment New York Cambridge University Press
5 Altman I, & Rogoff В (1987) World views in psychology and environmental psychology Trait, interactional, oiganismic and transactional perspectives In D Stokols & I Altman (Eds), Handbook of Environmental psychology (p,7-40) New York Wiley
6 Altman I ,& Wohlwill J F (Eds). (1976) Human behavior and environment Advances in theory and research New York Plenum Press
7 Appleyard D (1981) Livable streets Berkeley JJniveisity of California Press
'* Библиография приводится no American Psychologist Wash, 1995 - Vol 50, N 10, October - P 832-837
8 Appleyard D.A., & Craik K.H. (1978_). The Berkeley Environmental Simulation Laboratory and its research program. International Review of Applied Psychology 7, 53-55.
9 Archea J.C. (1985). Environmental factors associated with stair accidents by the elderly Clinics in Geriatric Medicine, 1,1,555-569.
10 Ashton J , Grey P. & Barnard K. (1986). Healthy cities' WHO's New Public Health Initiative. Health Promotion, 1,319-324
11 Baldassare M., & Katz C. (1992). The personal threat of environmental, problems as predictor of environmental practices. Environment and Behavior, 24,602-616
12 Barker R G. (1968). Ecological psychology' Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, CA: Stanford Umversity Press
13 Barker R G., & Schoggen P. (1973). Qualities of community life San Francisco Jossey-Bass.
14 Baum A. & Epstein Y.M. (Eds.). (1978). Human response to crowding. Hillsdale, N Y Erlbaunm.
15 Baum A, Singer J.E., & Valins S. (Eds.). (1978) Advances in environmental psychology The urban environment. Hillsdale, N.J* Eribaum.
16 Becker F.D. (1990). The total woprkplace. Facilities management and the elastic organization. New York: Van Nostrand Reinhold.
17 Bell P.A., Fisher J.D., & Loomis R.J. (1978) Environmental psychology Philadelphia W B.Saunders.
18 Bezold C., Carlson RJ., & Peck J.C. (1986) The liiture of work and health DoveT, M A Auburn House Publishing Company.
19 Bnll M, Maigulis S., <fc Konar E. (1984). Using office design tio increase productivity Buffalo, NY: Workplace Design and Productivity.
20 Bronfenbrenner U. (1979). The ecology of human development. Cambridge, MA Harvard Umversity Press.
21 Brown B.B., & Wemer C.M. (1985). Social cohesiveness, territoriality, and holiday decorations: The influence of cul-de-sacs Environment and Behavior, 17, 539-565
22 Canter D., & Craik K.H. (1981). Environmental psychology. Journal of Environmental Psychology, 1,1-11.
23 Caplan R.D., & Harrison R.V. (1993). Person-environment fit theory: Some history, recent developments, and future directions. Journal of Social Issues, 49 253-275.
24. Carr S., Francis M., Riviin L., & Stone A. (1992) Public space. Cambndg, England: Cambridge Univeisioy Press.
25 Chein I. (1954). The environment as a determinant of behavior Journal of Social
Psychology, 39, 115-127.
26 Cherulnik P.D. (1993). Applications of environment-behavior research- Case studies and analysis. New York: Cambridge University Press.
27 Chtheroe C. (1995). Creativity in context? Defining and researching creativity from an environmental psychology perepective. In: J.Masar, P.Granms, & K.Hanyi (Eds), Proceedings of the Twenty-Sixth Annual Conference of the Environmental Design Research Association (p.163). Oklahoma City, OK Inc
28 CohenS (1980) Aftereffects of stress on human performance and social behavior A review of research and theory Psychological Bulletin. 88, 82-108
29 Cone J D „ & Hayes S.C (1980) Environmental problems / behavioral solutions Monterey, CA: Brooks/Cole
30. Cooper C. (1974). The house as symbol of the self. In: J.Lang, C.Bumette, W.Moleski, & Vachon (Eds.). Designing for human bahavior (p.130-146). Strousburg, PA: Dowden, Hutchinson & Ross.
31. Craik K.H. (1973). Environmental psychology./ Annual Review of psychology,
24, 403-422.
32. Craik K.H. (1976). The personality research paradigm in environmental psychology. In: S.Wapner, S.Cohen, & B.Kaplan (Eds.).
33. Craik K.H. (1977). Multiple scientific paradigms in environmental psychology. International Journal of Psychology., 12, 26-31.
34. Craik K.H., & Zube E.H. (Eds.). Perceiving environmental quality: Research and applications. (1976). New York; Plenum Press.
35. Darley J.M., & Gilbert D.T. (1985). Social psychological aspects of environmental psychology. In: G.Lindzey & E.Aronson (Eds.). Handbook of social psychology (Vol.2. 3rd ed.). Reading, MA: Addison-Wesley.
36. Downs R.M., & Stea D. (Eds.). (1973). Image & environment: Cognitive maping and spatial behavior. Chicago: Aidine.
37. Dunlop C. & Kling R. (Eds.). (1991). Computerization and controversy: Value conficts and social choices. Boston: Academic Press.
38. Evans G.W. (1980). Environmental cognition. Psychological Bulletin, 88, 259-287.
39. Freedman J.L. (1975). Crowding and behavior. San Francisco: W.H.Freeman.
40. Friedman S.L., & Wachs T.D. (Eds.), (in press). Measurement of environment across the lifespan. Washington, DC: American Psychological Association.
41. GarlingT., & Evans G.W. (Eds.). (1991). Environment, cognition, and action: An integrated approach. New York: Oxford University Press.
42. Geller E.S., Winett R.A., & Everett P.B. (1982). (Preserving the environment: New strategies for behavior change. New York: Pergamon Press.
43. Geigen K.J. (1978). Toward generative theory. Journal of Personality an Social Psychology, 36, 1344-1360.
44. Glass D.C., & Singer J.E. (1972). Urban stress. New York: Academic Press.
45. Goldstein A.P. (1995). The ecology of aggression. New York: Plenum Press.
46. Green L.W., & Ottoson J.M. (1994). Community health (7th ed.). St.Louis: Mosby.
47. Gurkaynak M.R., & LeCompte W. (1979). Human consequences of crowding. New York: Plenum Press.
48. Hagino G., & Ittelson W.H. (Eds.). (1980). Interaction processes between human behavior and environment. Tokyo: Busci Printing Company.
49. Harris P.R. (1992). Living and working in space: Human behavior, culture, and organization. New York: Ellis Horwood.
50. Harrison A.A., Clearwater Y.A., & McKay C.P. (1991). From Antarctica to outer space: Life in isolation and confinement. New York: Springer-Verlag.
51. Holahan C.J. (1986). Environmental psychology. Annual Review of Psychology,
37, 381-407.
52. Holahan C.J., & Wandersman A. (1987). The community psychology perspective in environmental psychology. In: D.Stokols & Lehman (Eds.). Handbook of environmental psychology (p.827-862). New York: Wioley & Sons.
53. Ittelson W.H. (1973). Environment and cognition,. New York: Seminar Press.
54. Ittekson W.H., Asai M., & Ker M. (Eds.). (1986). Cross cultural research in environment and behavior. Tucson: University of Arizona Press.
55. Ittelson W.H., Proshansky H.H., Rivlin L.G., & Winkel G. (1974). An introduction to environmental psychology. New York: Holt, Rinehart & Winston.
56. Kaplan R., & Kaplan S. (1989). The experience of nature: A psychological perspective. New York: Cambridge University Press.
57. Kates R.W., & Wohlwill J.F. (Eds.). (1966). Man's response to the physical environment / /Special issue/. Journal of Social Issues. 22 (4).
58. Kuller R. (1987). Environmental psychology from a Swedish perspective. In: D.Stokols & I. Altman (Eds.). Handbook of environmental psychology (Vol.2, p.1243-1279). New York; Wiley.
59. Lawton M.P., & Nahemow L. (1973). Ecology and the aging process. In: Eisdorfer &
M.P.Lawton (Eds.). Psychologty of adult development and aging (p.619-674). Washington, DC: American Psychological Association.
60. Lazarus R. (1966). Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill.
61. Levy-Leboyer C. (1982). Psychology and environment (Trans, by D.Canter & I.Griffiths). Beverly Hills, CA: Sage Publications.
62. Little B. (1987). Personality and environment. In: S.Stokols & I.Altman (Eds.).
Handbook of environmental psychology (Vol. 1, p.205-244). New Yoik: Wiley.
63. Marans R.W,., & Stokols D. (1993). Environmental simulation: Research and policy issues. New York: Plenum Press.
64. Meyrowitz J. (1985). No sense of place: The impact of electronic media on social behavior. New York: Oxford Univeisity Press.
65. Milgram S., & Jodelet D. (1976). Psychological maps of Paris. In: H.M.Proshansky, W.H.Ittelscm, & L.G.Rivlin (Eds.). Environmental psychology (2nd ed., p.104-124). New York: Hoh, Rinehart & WEinston.
66. Minami H„ & Tanaka K. (1995). Social and environmental psychology: Transaction between physical space and group-dynamic processes. Environment and Behavior, 27,43-
67. Moen P., Elder G., & LuscherK. (Eds.). (1995). Linking Lives and contexts: Perspectives on the ecology of human development. Washington, DC: American Psychological Association..
68. Moore G.T. (1987). Environment and behavior research in North America: History, developments, and unresolved issues., In: D.Stokols & I .Altman (Eds.). Handbook of environmental psychology (Vol.2, p.1359-1420). New York: Wiley.
69. Moore G.T., & GolledgeR.G. (Eds.). (1976). Environmental knowing. Stroudsbuig, PA: Dowden, Hutchinson, & Ross.
70. Moos R.H. (1976). The human context: Environmental determinants of behavior. New York: Wiley & Sons.
71. NewmanO. (1973). Defensible space: Crime prevention through urban design. New York: Macmillan.
72. Niit T., Heidemets M„ & Kruusvall J. (Eds.). (1983). Psychology and architecture. Tallinn, Estonia: Tallinn Pedagogic Institute.
73. Niit T., Heidmets M., & Kruusvall J. (Es ). (1985). The socio-psychological basis of environmental design. Tallinn, Estonia: Tallinn Pedagogical Institute.
74. Omstein S. (1990). Linking environmental and industrial/organizational psychology. In:
C.L.Cooper & I .T. Robertson (Eds.). International review of industrial and organizational psychology (Vol.5, p. 195-228). ChichesteT, England: Wiley.
75. Parmelee P.A., & Lawton M.P. (1990). The design of special environments for the aged. In: J.E.Birren & K.W.Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging (3rd ed., p.464-488). New York: Academic Press.
76. Pol E. (1993). Environmental psychology in Europe: From architectual psychology to green psychology. Aldershot, England: Avebury Press.
77. Proshansky H.M. (1978). The city and self identity. Environment and Behavior,
10,147-169.
78. Proshansky H.M., Fabian A.K., & KaminofTR. (1983). Place identity: Physical world socialization of the self. Journal of Environmental Psychology, 3, 57-83.
79. Proshansky H.M., Ittelson W.H., & Rivlin L. (Eds.). (1970). Environmental psychology: People and their physical settings. New York: Holt, Rinehart & Winston.
80. I.Altman, A.Rapoport & J.Wohlwill (Eds.). Environment and culture,. Human behavior and environment: Advances in theory and research (Vol.4, p.7-46). New York: Plenum Press.
81. Rogers-Warren A., & Warren S.F,. (1977). Ecological perspectives in behavior analysis. Baltimore: University Park Press.
82. Rosnow R.L., & Georgoudi M. (Eds.). (1986). Contextualism and understanding in behavioral science: Implications for research and theory. New York: Praeger Publishers.
83. Russell J.A., & Ward L.M. (198). Environmental psychology. Annual Review of Psychology, 33, 651-658.
84. Saegert S., & Winkel G.H. (1990). Environmental psychology: Annual Review of Psychology, 41,441-477.
85. Sanchez E., Wiesenfeld E., & Cronick K. (1987). Environmental psychology from a Latin American perspective. In: S.Stokols & I.Altman (Eds.). Handbook of environmental psychology (Vol.2, p.1337-1357). New York: Wiley.
86. Silver C.S., & DeFries R.S. (1990). One earth, one future: Our changing global environment. Washington, DC: National Academy Press.
87. Sommer R. (1969). Personal space: The behavioral basis of design. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
88. Sommer R. (1983). Social design: Creating buildings with people in mind. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
89. Sommer R. (1987). Dreams, reality, and the future of environmental psychology. In:
D.Stokols & I.Altman (Eds.). Handbook of environmental psychology (Vol.2, p. 1489-1511). New York, Wiley.
90. Stem P.C. (1992). Psychological dimensions of global environmental change. Annual Review of Psychology. 43, 269-302.
91. Stem P.C., Young O.R., & Druckman D. (Eds.). (1992). Global environmental change: Understanding the human dimensions. Washington, DC: National Academy Press.
92. Stokols D. (1978). Environmental psychology. In: M.R.Rosenzweig & I.W.Porter (Eds.). Annual review of psychology (Vol.29, p.253-295). Palo Alto, CA: Annual Reviews.
93. Stokols D. (1982). Environmental psychology: A coming of age. In: A.Kraut (Ed.).
G.Stanley Hall lectures (Vol.2, p.155-205). Washington, DC: American Psychological Association.
94. Stokols D. (1987). Conceptual strategies of environmental psychology (p.41-70). New York: Wiley.
95. Stokols D. (1990). Instrumentals and spiritual views of people - environmental relations. American Psychologist, 45, 641-646.
96. Stokols D. (1992). Establishing and maintaining healthy environments: Toward a social ecology of health promotion. American Psychologist., 47,6-22.
97. Stokols D., & Altman I. (Eds.). (1987). Handbook of environmental psychology (Vols. 1 & 2). New York: Wiley.
98. SundstormE. (1986). Woikplace: The psychology of the physical environment in offices and factories. New York: Cambridghe University Press.
99. Vaughan E. (1993). Individual and cultural differences in adaptation to environmental risks. American Psychologist, 48,673-680.
100.Wandersman A.H., & Hallman W.K. (1993). Are people acting irrationally? Understanding public concerns about environmental threats. American Psychologist, 48,681-686.
101.Wapner S. (199S). Toward integration: Environmental psychology in relation to other subfields of psychology. Environment and Behavior, 27,9-32.
102.Wicker A.W. (1979). An introduction to ecological psychology. New York: Cambridge University Press.
103.ZeiseI J. (1981). Inquiiy by design: Tools for environment-behavior research.New York. Cambridge University Press.
104.Zube E.H., & Moore G.T. (Es.). (1991). Advances in environment, behavior, and design (Vol.3). New York: Plenum Press.
ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ И КОНСТРУКЦИОНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ.
BRAGG Е.А. Towards ecological self: deep ecology meets constructionist self-theory. //J. of environmental psychology. - L., etc., 1996. - Vol.16, N.2. - P.93-108.
Элизабет Брэгг (факультет психологии и социологии Университета Джеймса Кука, Таунсвилл, Австралия) анализирует тенденцию к сближению и теоретическому взаимообогащению, наметившуюся в 90-е годы среди сторонников философской концепции глубинной экологии, с одной стороны, и представителей экологической психологии - с другой. Философия глубинной экологии и связанные с ней одноименное социальное движение ставят своей целью переосмысление и оптимизацию отношений человека и природы. Фокусом философских размышлений и социально-политической деятельности "глубинных экологов" выступает представление об экологическом Я, обретение которого означает "решающий шаг в сторону изменения индивидуальных и коллективных связей с миром природы и усвоение навыков экологически ответственного поведения” (с.93). Ту же задачу, по существу, ставят перед собой и экопсихологи, которые стремятся трансформировать стереотипы поведения, чтобы предотвратить глобальный экологический кризис. И хотя некоторые представители академической науки склонны рассматривать и глубинную экологию, 20*
, ' Т I ь.о.лкпмииа
V /
fc ^ i S
f- -
97.03.022. БРЭГГ Э.Э. К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ Я:
И., Г- t
Е.В.Якимова