Научная статья на тему 'Методологические проблемы развития «Психологии взаимодействия с окружающей средой'

Методологические проблемы развития «Психологии взаимодействия с окружающей средой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
626
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмелева И. А.

Methodological problems of psychological field known in English language scientific literature as «environmental psy­chology» are analyzed. Actuality of the field for the Russian psychology and for solving ecological problems of transition of Russia to sustainable development and reality of the situation arise in research and education sphere is under consideration. Definition of the field as «psychology of human environment interactions» is suggested, main emphasis on the «interaction» notion is substantiated. Main notions and definitions of the field are under discussion, delimitation with the sub-fields «ecological psychology» and «eco-psychology» is carried out. As the main scientific basis theories Levin, Brunswik, Baker and Bronfenbrenner are considered. Traditional and modern directions of the field are discussed; main attention is paid to the interdisciplinary research basis and such main problems as ecological problems, psychology of ecological consciousness, quality of life and sustainable development problems

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology in psychological development of "man-environment relations"

Methodological problems of psychological field known in English language scientific literature as «environmental psy­chology» are analyzed. Actuality of the field for the Russian psychology and for solving ecological problems of transition of Russia to sustainable development and reality of the situation arise in research and education sphere is under consideration. Definition of the field as «psychology of human environment interactions» is suggested, main emphasis on the «interaction» notion is substantiated. Main notions and definitions of the field are under discussion, delimitation with the sub-fields «ecological psychology» and «eco-psychology» is carried out. As the main scientific basis theories Levin, Brunswik, Baker and Bronfenbrenner are considered. Traditional and modern directions of the field are discussed; main attention is paid to the interdisciplinary research basis and such main problems as ecological problems, psychology of ecological consciousness, quality of life and sustainable development problems

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы развития «Психологии взаимодействия с окружающей средой»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2004, вып. 3

И.А. Шмелева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ «ПСИХОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ»

Проблема взаимодействия человека с окружающей средой, средой его обитания, не только, как с «естественной природой, но и «исторической природой, созданной трудом людей»1, не является новой для психологии. Однако сегодня экологические параметры развития человека и общества и перспектив существования грядущих поколений поднимают эту проблему на принципиально новый уровень рассмотрения. Для собственного развития психологической науки, в особенности для российской психологии, она дает принципиально новый взгляд, новую парадигму, еще недостаточно осознанную психологическим сообществом.

Для России проблема становится крайне актуальной по ряду причин. Во-первых, это необходимость решения вопросов повышения качества жизни рядовых российских граждан и одновременное предотвращение экологического кризиса на региональном и межграничном уровне, что невозможно без системного психологического анализа взаимодействия «человек - общество - среда». Во-вторых, как отмечается в Экологической доктрине Российской Федерации (2002), преодоление экологического кризиса в стране возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны, а также профессионалов и управленцев, принимающих решения в данных областях, может быть отнесен к факторам такой деградации и, несомненно, является барьером при переходе России к устойчивому развитию. В-третьих, идентичность с окружающей средой - это важный компонент образа «Я», и здесь нельзя не согласиться с Г.М. Андреевой2, что без учета отношений с окружающим миром не может быть построен адекватный образ мира, а оттого, каким образом сформирован образ окружающей среды в сознании человека, зависит и тип его поведения в этом мире. Рассматриваемое нами направление «психология взаимодействия с окружающей средой» (Environmental Psychology) лежит в области научного знания, получившего название «инвайронментализм» - общий термин, используемый для обозначения теоретических и философских школ, подчеркивающих роль среды в определении поведения. Классическая «Environmental Psychology» трактуется как «изучение взаимодействия между индивидуумами и их физическим окружением» 3.

В настоящее время большинство исследовательских программ в сфере проблем окружающей среды и экологии ведется специалистами естественных наук, экономики, менеджмента, а общественный интерес к психологическим разработкам возникает в момент и после экологических бедствий глобального масштаба, как в случае с Чернобыльской катастрофой. Это подтверждается крайней ограниченностью психологических исследований по рассматриваемой проблеме за последние 15 лет, о чем свидетельствует минимальное количество публикаций в ведущих психологических журналах, менее 10 опубликованных монографий, отсутствие соответствующей секции в программе съезда Российского психологического сообщества в 2003 г. Нечеткость и размытость понятийного аппарата и представлений об объекте и предмете изучения демонстрируют публикации, и проводимые с 1996 г. конференции по экологической психологии4.

© И. А. Шмелева, 2004

Помимо крайней ограниченности научных изысканий, парадоксально складывается и ситуация в области обучения и подготовки специалистов. До настоящего времени в системе российского университетского психологического образования отсутствуют циклы дисциплин, связанные непосредственно с проблемами взаимодействия человека с окружающей средой5. Причина этого, возможно, кроется в ставшем традиционным для российской психологической науки дискретном процессе развития ее прикладных отраслей и неизменной зависимости от складывающихся исторических и политических реалий. И если в 1936 г. известное постановление ЦК ВКП (б) сыграло свою деструктивную роль по отношению к таким отраслям, как педология и психотехника, то в начале 90-х годов развал Советского Союза отрезал от советской прикладной психологии одну из ее отраслей психологию взаимодействия с окружающей средой. Традиционно, начиная с 70-х годов XX столетия, данная область развивалась наиболее интенсивно эстонскими психологами6. Они подготовили главу «Психология взаимодействия с окружающей средой в Советском Союзе» для международного издания «Handbook of Environmental Psychology» (1987), провели ряд научных конференций, начали систематическое обучение студентов в университетах Таллинна и Тарту, развернули масштабные исследования в области психологии человека во взаимодействии с жилой, пространственной и архитектурной средой, получившие продолжение и в Российской Федерации7.

Развитие любой научной отрасли связано с процессами интеграции и дифференциации научного знания, установлением динамичных междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, начальной терминологической неопределенностью, взаимопроникновением понятий, методологических заимствований. Это было характерно и для начального периода (60 - 70-х годов XX столетия) развития зарубежных исследований в области психологии взаимодействия с окружающей средой, но особенно для заново рожденной области российской психологии. В этой связи определение понятий, снятие лингвистической многозначности при переводе терминов, очерчивание границ, выявление интра- и интердисциплинарных связей, методологических и методических подходов представляются первоочередными задачами современного этапа развития рассматриваемой области.

Интерес мировой психологии к вопросам взаимодействия человека и окружающей среды, экологическим проблемам, проблемам отношения с естественной природной средой, экологически направленного поведения с каждым годом становится все более устойчивым и определенным. Ряд научных направлений, возникших во второй половине XX столетия в Европе, США и Канаде, в настоящее время концентрируются вокруг трех основных, получивших названия «Environmental Psychology», «Ecological Psychology», «Ecopsychology». Это действительно разные направления, имеющие области предметного и методологического пересечения, объединенные общей научной проблемой «человек - среда» или «человек - его окружение». В настоящее время вопросы рассматриваемой области знаний освещаются в таких международных научных журналах, как: «Environment and Behavior» (с 1969); «Journal of Environmental Psychology» (c 1981); «Journal of Architectural and Planning Research» (c 1984); «Environmental Design Research Association Proceedings»; «Journal of Environmental Education»; «Human Behavior and Environment»; «Advances in Theory and Research» (c 1976); «Advances in Environmental Psychology» (c 1981); «Advances in Environment Behavior and Design» (издается с 1986); «Annual review of psychology»; «Community development Series»,. «Ecopsychology Journal», «Environmental Values»; «Applied Psychology. An International Review» и ряде других. Литература, опубликованная в развитых странах по данному направлению, насчитывает тысячи наименований, с определенной периодичностью выходят учебники, монографии и руководства8. Авторский индекс учебника R. Gifford's содержит около 3000 имен, а в список цитируемой литературы включено более 3000 наименований работ, никогда не переводившихся на русский

язык. Международная ассоциация прикладной психологии (IAAP) на протяжении многих лет поддерживает работу секции «Environmental Psychology», объединяющей ученых из разных стран. Огромное внимание направлению уделяется на международных психологических конгрессах и конференциях, оно нашло свое отражение в представленных докладах и материалах XXVII Международного психологического конгресса в Стокгольме в 2000 г.9, Европейском психологическом конгрессе в Вене (2003) и XXVIII Международном психологическом конгрессе в Пекине в 2004 г.

Основные понятия и определения. Попытка методологического обоснования использования в русскоязычной литературе терминов и понятий рассматриваемой области уже предпринята отечественными авторами |0. Они смогли очертить границы исследований, в которых присутствует экологическая проблематика, и дать им некоторую систематизацию. Однако введенное ими название области и предложенное понимание ключевых проблем вносит терминологическую неопределенность, а самое главное - блокирует возможность интеграции российских исследований в европейский и мировой контексты.

Дословный перевод терминов «Environmental Psychology», «Ecological Psychology», «Ecopsychology» дает нам соответственно «средовая (инвайронментачьная) психология», «экологическая психология», «экопсихологи»я, однако не влечет за собой указание на объем и семантическое содержание понятия. Понятие «средовая психология» активно использовалось в русскоязычных публикациях эстонских психологов". Оно стоит в одном ряду с принятыми в предыдущие годы названиями психологических отраслей - инженерная психология, медицинская психология, авиационная и космическая психология и т.д., но до сих пор в психологическом сообществе появляются мнения о неправомерности таких словосочетаний.

В большинстве публикаций на русском языке после 1995 г. для обозначения области Environmental Psychology не вполне правомерно используются такие понятия, как «психология жизненной среды», «психология среды», «психология окружающей среды»12, что связано, с нашей точки зрения, с несколькими причинами: неточностью перевода с английского языка на русский язык, с некоторой терминологической неопределенностью, встречающейся в самих англоязычных изданиях, вызванной многообразием подходов к исследованиям в данной области на начальных этапах ее развития. Как известно, у среды нет психологии. Обратный перевод словосочетания «психология среды» (подход, принятый в современной кросс-культурной психологии при переводе и адаптации психологического инструментария) дает нам «Psychology of Environment», что эквивалентно психологии любого неодушевленного объекта (словосочетание, никогда не встречающееся в англоязычной литературе), но не эквивалентно понятию «Environmental Psychology».

Как уже было отмечено, рассматриваемое нами направление - «психология взаимодействия с окружающей средой» лежит в области научного знания, получившего название шнвайронменталиш», что трактуется в «Большом толковом психологическом словаре» Ребера (2003) как общий термин для обозначения теоретических и философских школ, подчеркивающих роль среды в определении поведения. Словарь английского языка Meriam Webster (1976) дает такое определение: environmentalism - теория, которая рассматривает окружающую среду в большей степени, чем наследственность, в качестве важного фактора развития, в особенности культурного и интеллектуального развития индивида или группы. Инвайронменталистом, следовательно, согласно тому же словарю, будет: а) человек, разделяющий взгляды инвайронметализма; б) человек, обеспокоенный качеством среды человеческой жизнедеятельности; в) специалист по экологии человека13.

Среда (environment) определяется словарем как: 1) обстоятельства, предметы или условия, которыми кто-либо окружен; 2) комплекс климатических, почвенных и биотических факторов, которые воздействуют на организм или экологическое сообщество и в конечном счете

определяют их разновидность и выживание, совокупность социальных и культурных условий, которые влияют на жизнь индивида или сообщества. В психологии имеется несколько десятков определений понятия «среда». Под средой понимается то, что окружает человека, создается человеком и на что человек может оказывать влияние, что переживается человеком. Подчеркиваются процессуальные, семантические, ресурсные и активирующие свойства среды. В среде как целостном образовании могут быть выделены различные подсистемы: 1) естественная природная среда; 2) модифицированная природная среда - среда, преобразованная людьми; 3) искусственная среда - мир, созданный человеком и не имеющий аналогов в живой природе; 4) социальная среда; 5) информационная среда14.

R. Gifford определяет «Environmental psychology» как «изучение взаимодействия между индивидуумами и их физическим окружением»". Здесь в качестве смыслообразующего рассматривается понятие «взаимодействие», которое представляется нам ключевым в данном контексте. С позиций философского и системно-психологического анализа взаимодействие выступает в роли системообразующего фактора в любом варианте субъектно-объектных и субъект-субъектных отношений. Отсюда следует, что включение понятия взаимодействия в русскоязычное определение инвайронментальной психологии как «психологии взаимодействия с окружающей средой» снимает те ограничения, которые возникают при переводе термина как психология «среды - средовая психология» и подчеркивает двусторонний и интерактивный характер связи человека и его окружения.

Термин «экологическая психология» понимается в современных российских исследованиях двояко, в широком и узком смысле. В широком смысле - как область исследования психологических аспектов систем «индивид - среда» и «человек - природа», при этом либо в качестве синонима, либо в качестве сокращения от «экологическая психология» употребляется термин «экопсихология». Тогда в область экологической психологии попадают такие направления, как психологическая экология, психология окружающей среды, психология экологического сознания, экологический подход в психологии и психология глобальных изменений16. Среда трактуется широко, как среда жизнедеятельности, природная среда, социальная среда, информационная среда и образовательная среда, а психология окружающей среды поглощается экологической психологией.

В узком смысле экологическая психология понимается как психология взаимодействия с естественной (природной) средой, и тогда термин «Ecopsychology»- «экопсихология» используется в качестве ее полного синонима. Как отмечают сами авторы предлагаемой трактовки, «вероятно, наиболее удачным английским эквивалентом русского термина "экологическая психология"» (в понимании этих авторов) является «Green-mindedness psychology», который был предложен Д.А. Леонтьевым. В качестве методологических особенностей «новой» экологической психологии они выделяют: 1) рассмотрение природы как «мира природы», а не природной среды; 2) акцент на субъективных связях человека с природой; 3) привлечение концептуального и методического аппарата социальной психологии и психологии личности для исследований17.

Все это в определенной степени согласуется с публичным определением «шопсихологии», которое было дано социальным историком Т. Roszak (1992): экопсихология - это исключительно моральная область психологии, имеющая своей целью определение взаимодействия человека с естественным окружением (природой) «здоровым» способом и «устойчиво». Экопсихология изучает взаимоотношения между человеком и природой путем интеграции психологии и экологии и утверждает, что экологическое здоровье планеты в большой степени зависит от экологического разума, сознания ее обитателей, понять которое можно через глубокое проникновение в личностные проблемы и понимание человека в окружающей среде18. Таким образом, фактически в концепции Дерябо и Левина объем понятий «экопсихология» и

«экологическая психология» совпадает, что явно расходится с общепринятой в европейской и американской психологии точкой зрения. Одновременное определение экологической психологии как психологии экологического сознания создает еще большую терминологическую путаницу и делает сомнительным включение в рассматриваемую область целого ряда категорий, например, взаимодействие и поведение.

Аналогичное смешение понятий «экологическая психология» и «экопсихология» наблюдается у А. Калмыкова", который предлагает подход к пониманию экологической психологии как междисциплинарной интегративной области знания на стыке экологии человека и психологии, раскрываемой содержательно в качестве составной части прикладной экологии. Нельзя не согласиться с мнением авторитетных зарубежных ученых, что во избежание недоразумений необходимо отделять <гэкопсихологию» от других дисциплин со сходным названием.

Основание и развитие. Обратимся к истокам возникновения в современной зарубежной психологии двух рассматриваемых нами областей: «психологии взаимодействия с окружающей средой» (Environmental Psychology) и «экологической психологии» (Ecological Psychology).

Первая область исследований существует в зарубежной прикладной психологии уже более 35 лет, и, по мнению большинства ученых, ее возникновение связано с двумя основными причинами: ограниченными возможностями классической психологии по изучению взаимодействия со средой в лабораторных условиях и социальным запросом от различных сфер общественной практики, обусловленным пониманием необходимости использования достижений психологии. Одним из важнейших моментов стала потребность изучать поведение человека в естественном контексте и последовавшее за этим методологическое обоснование необходимости применения метода естественного наблюдения20. Интересно отметить, что метод естественного эксперимента разработан выдающимся российским психологом А.Ф. Лазурским еще в 1910 г., но никогда не упоминается в зарубежных обзорах и монографиях.

Вторая область возникла в середине 50-х годов XX столетия. Социальная неудовлетворенность многих психологов результатами своих исследований привела к появлению понятия «экологическая валидность». Термин ввел Э. Брунсвик, который полагал, что главной операцией восприятия является научение оценивать истинный (физический) дистальный стимул на основе изменения проксимальных стимулов, которые фактически действуют на рецепторы. Этот термин также использовал в концепции непосредственного восприятия Дж. Гибсон (1988). В дальнейшем термин получил интерпретацию как критерий применимости результатов лабораторных аналогов к внелабораторным, реальным жизненным ситуациям2'.

Взаимоотношения между окружающей средой и поведением стали отправной точкой многих разработок в американской психологии конца 1960-х годов. D. Stokols, описывая данную область, подчеркивает, что она отражает идеи, возникшие на пересечении двух основных линий: экологической психологии (или поведенческой экологии, здесь между ними ставится знак равенства) и психологии взаимодействия с окружающей средой (или инвайроментальной психологии). Оба эти направления сосредоточены на изучении взаимоотношений между человеческим поведением и элементами искусственной (архитектурной) и природной среды, однако подходили к нему с разных сторон.

Теоретическое происхождение «экологической психологии» и «психологии взаимодействия с окружающей средой» было разным. D. Stokols подчеркивает, что развитие этих областей является следствием взаимовлияния социетальных сил и интеллектуальных течений в науке, возникших незадолго до рассматриваемого периода (середина 70-х годов XX в.). На социетальном уровне давление таких глобальных процессов, как перенаселенность, урбанистический стресс и деградация окружающей среды, повлияло на политиков и людей,

принимающих решения, убедив их в значимости отношений человека и его физического окружения. Параллельно возрос научный интерес со стороны психологов к таким проблемам, как восприятие окружающей среды, пространственное познание и проектирование окружающей среды.

Происхождение экологической психологии D. Stokols связывает с переносом биологических принципов анализа популяций на небольшие социальные системы. На ее развитие значительно повлияли тогда два направления - биоэкология и человеческая экология как социологическая дисциплина («Чикагская школа человеческой экологии»), направленная на изучение форм и развития человеческих сообществ. Несколько значимых принципов биоэкологии было применено к анализу человеческого сообщества.

«Психология взаимодействия с окружающей средой» выделилась из традиционных областей психологии, в которых особое внимание обращалось на протекание внутриперсональных процессов в зависимости от воздействия окружающей среды и на то, как окружающая среда влияет на индивидуальное и групповое поведение. В то время как экологическая психология уделяла основное внимание коллективным (групповым) процессам, с помощью которых группы адаптируются к физическим и социальным ресурсам, доступным в окружающей среде, психология взаимодействия с окружающей средой в большей степени фокусировалась на таких интраперсональных процессах, как восприятие,-познание и обучение, которые опосредуют влияние окружающей среды на индивидуума. В результате оба подхода пришли к единому теоретическому обоснованию, получившему название «интеракционизм», в концепции которого подчеркивался аспект «взаимодействия» между человеком и окружающей средой. В начале 70-х годов Proshansky, Ittelson, Rivlin22 выделили во взаимодействии человека со средой два типа: реактивный тип взаимодействия, который наблюдается во взаимодействии человека с искусственной средой его обитания (архитектурной, технологической), и активный тип, который наблюдается во взаимодействии человека и природной среды.

Теоретические основания. По единодушному мнению исследователей23, теоретическими основаниями для психологии взаимодействия с окружающей средой были следующие научные течения:

- на ранних этапах развития - бихевиоризм и необихевиоризм (Tolmen, 1938; Rotter, 1954; Bandura, 1969), представители которого пришли к выводу о функциональной значимости окружения, обосновав, что влияние окружения на поведение в значительной степени опосредуется ментальными процессами, с помощью которых индивид конструирует потенциальные свойства пространственно-временного континуума конкретной обстановки (setting)24;

- концепция «жизненного пространства» и «теория поля» К. Левина (1935, 1936)25. В концепции «жизненного пространства» делается акцент на непрерывном взаимодействии внутренних и внешних сил, таких как человеческие потребности, ценности и аттитюды и условия окружающей среды, которые вместе определяют поведение человека в конкретной обстановке (setting). В формуле Левина (В = / (РЕ) ) поведение рассматривается как объединенная функция личных факторов (Р) и наблюдаемого окружения (Е). Концепция «теории поля» Левина оказалась связанной не с объективной окружающей средой самой по себе, но в большей степени с индивидуальной субъективной интерпретацией окружения и тем, как восприятие окружающей среды направляет индивидуальное поведение. Левин преимущественно рассматривал среду как среду социальную. Он впервые ввел термин «психологическая экология»\

- теория Эгона Брунсвика (1949). Она касалась в основном процессов восприятия, с помощью которых человек узнает свое окружение. Брунсвик, так же как и Левин, подчеркивал важность субъективного (или воспринимаемого) окружения как детерминанты поведения.

Брунсвик разделял точку зрения, что физическое окружение может влиять на людей без их осведомленности об этом. Он, вероятно, был первым, кто использовал в 1943 г. понятие «environmental psychology»;

- теория Роджера Бейкера (1968) - «теория конкретной обстановки поведения - setting», понимаемой как небольшие экологические объединения, включающие каждодневное человеческое поведение. Поведенческая обстановка содержит в себе как социальные правила, так и пространственно-физические параметры нашей каждодневной жизни. Именно Бейкер заменил введенный им самим термин «психологическая экология» на «экологическая психология», чем создал некоторую терминологическую путаницу, присутствующую и поныне, особенно в переводных изданиях;

- теория Гибсона «экологический подход к зрительному восприятию»;

- экологическая теория развития У. Бронфенбреннера.

Ученые также отмечают, что определенное влияние на развитие психологии взаимодействия с окружающей средой оказали предшествующие разработки в ряде отраслей прикладной психологии - изучение человеческого фактора на рабочем месте, начиная с экспериментов Мейо (1933), и исследования сетей социального влияния Фестингера и Бакка (1950).

Таким образом, опираясь на теоретические основания и отвечая потребностям практики, к началу 70-х годов XX столетия в европейской и американской психологии сформировалось достаточно определенно очерченное направление исследований - «психология взаимодействия с окружающей средой».

Направления современных теоретических и прикладных исследований. Обстоятельный обзор конкретных прикладных исследований рассматриваемой области до середины 90-х годов представлен в материале ИП РАН26, где выделены основные существовавшие в рамках дисциплины направления: 1) стресс как результат реакции человека на взаимодействие с окружающей средой; 2) поведение в окружающей среде; 3) восприятие и оценка людьми окружающего их пространства; 4) пространственное познание и ментальная репрезентация среды.

Фундаментальный учебник R. Gifford27 представляет наиболее полный обзор проблем указанной отрасли, в который, помимо уже перечисленных, вошли такие как: 1) личность и окружающая среда; 2) персональное пространство; 3) территориальность; 4) скученность (перенаселенность); 5) приватность; 6) взаимодействие с окружающей средой в местах непосредственного проживания (резиденциях); 7) взаимодействие в образовательной среде; 8) взаимодействие с окружающей средой в городах; 9) взаимодействие с окружающей средой на рабочем месте; 10) взаимодействие с природной средой; 11) управление ограниченными природными ресурсами; 12) проектирование окружающей среды, более приспособленной для жизнедеятельности (социальный дизайн). Помимо традиционных, в данный перечень вошли и новые направления.

За последние 10 лет в области психологии взаимодействия с окружающей средой произошли значительные изменения, связанные с углублением в тему и сменой в определенной степени теоретической парадигмы. Во-первых, необходимо отметить движение от противопоставления реактивного и активного, когнитивного и поведенческого в направлении целостного видения процесса взаимодействия человека с окружающей средой, в преобладании концепции холизма, основной аксиомой которого служит то, что сложное явление не может быть понято через анализ отдельных частей, его составляющих28. Во-вторых, значительное внимание стало уделяться анализу контекста, в котором протекает взаимодействие, что сблизило указанное направление с ситуационным подходом в психологии29. Следуя за изменениями теории и практики, утвердилась тенденция рассматривать среду как социофизическую окружающую среду, с возрастающим акцентом на социальные аспекты взаимодействия. Значительное

внимание стало уделяться не только поведенческой обстановке, но целостному и системному рассмотрению взаимодействия человека (личности) с окружающей средой во всем многообразии его проявлений30.

За последние 30 лет, как отмечают исследователи31, параллельно с процессом внутреннего развития психологии взаимодействия с окружающей средой в реальном мире произошло несколько крупных научных, технологических и культурных изменений. В первую очередь здесь должны быть упомянуты два революционных изменения: «экологическая революция», затронувшая все области естественнонаучного знания, и «телекоммуникационная революция», связанная с развитием новых информационных и коммуникационных технологий и пришествием эры информационного общества. Обе эти революции принесли огромные изменения в окружающую человека среду. Соответственно произошли и серьезные изменения в направлениях исследований в данной области, а также в осмыслении ее роли в решении практических задач. ,

Чарльз Влек (Vlek)32 выделяет шесть основных современных направлений рассматриваемой области: 1) исследование восприятия, познания и оценки человеком своего окружения в зависимости от основной установки (антропоцентрической или экоцентрической), культурных различий, базовых ценностей и убеждений, сформированных в процессе обучения и социализации; 2) изучение отношений между раздражающим воздействием среды, стрессом, вызванным воздействиями среды, и качеством жизни. Качество жизни является принципиально новым аспектом в данной области; 3) обозначение когнитивных, мотивационных и социальных факторов в эксплуатации окружающей среды, выявление поведения, приносящего вред окружающей среде, анализ вклада психологии в реализацию концепции устойчивого развития; 4) изучение поведения в рамках концепции устойчивого развития, стиля жизни и организационных культур; 5) принятие решения в ситуации «общественной дилеммы» «Commons dilemma» и моделей и методов изменения паттернов «неустойчивого» поведения; 6) психологическая поддержка в формировании политики в области управления проблемами окружающей среды, в принятии решений при оценке риска.

Следует подчеркнуть, что экологическая проблематика за последние 15 лет стала в действительности центральной для психологии взаимодействия с окружающей средой, что повлекло за собой изменение основных акцентов33. Во-первых, значительно большее внимание стало уделяться природной среде, ее биофизическим параметрам в дополнение к архитектурным, технологическим, созданным самим человеком. Появились такие проблемы, как «зеленая психология», «психология глобальных изменений в окружающей среде», «психология устойчивого развития». Во-вторых, несоизмеримо выросла социофизическая сложность окружающей человека среды. В-третьих, значительное внимание стало уделяться проблемам поведения, соответствующего потребностям окружающей среды, экологически дружественному поведению, экологическому образованию и воспитанию, вопросам экологического сознания, что нашло отражение и в отечественных публикациях34.

Разработки в данной области традиционно остаются междисциплинарными по своей основе, и аспекты их взаимосвязи со смежными областями прикладной психологии постоянно множатся. Расширяется диапазон эмпирических исследований, в который попадают проблемы ценностей и отношений экологического сознания, установок проэкологического поведения и потребительского поведения, выходящего за рамки концепции устойчивого развития, проблема качества жизни и его соотношения с концепцией устойчивого развития, изучение различных аспектов взаимоотношений человека (сообщества) с окружающей средой.

На протяжении многих лет в психологии господствовала мозаичность изучения отдельных психологических сущностей, попытка их объединения через категории «личность», «деятельность», «развитие» дает лишь первый базовый уровень обобщения. Психология

взаимодействия с окружающей средой предлагает следующий уровень - «реальность» контекста существования человека в мире. Психология, наконец, приблизилась к живому, реальному человеку в реальной среде его жизнедеятельности, развития, существования. Вероятно, не случайно задан риторический вопрос, не является ли сегодня «психология взаимодействия с окружающей средой» экологическим сознанием прикладной психологии35?

Summary

Methodological problems of psychological field known in English language scientific literature as «environmental psychology» are analyzed. Actuality of the field for the Russian psychology and for solving ecological problems of transition of Russia to sustainable development and reality of the situation arise in research and education sphere is under consideration. Definition of the field as «psychology of human environment interactions» is suggested, main emphasis on the «interaction» notion is substantiated. Main notions and definitions of the field are under discussion, delimitation with the sub-fields «ecological psychology» and «eco-psychology» is carried out. As the main scientific basis theories Levin, Brunswik, Baker and Bronfenbrenner are considered. Traditional and modern directions of the field are discussed; main attention is paid to the interdisciplinary research basis and such main problems as ecological problems, psychology of ecological consciousness, quality of life and sustainable development problems

' Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 М„ 1980. С. 38-45.

2 Андреева Г.М. Психология социального познания. СПб., 2003. С. 198-205.

' Gifford R. Environmental psychology. Principles and Practice (3-rd edition). Optimal Books, 2002.

4 Дерябо С.Д.. Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996 Т. 17. № 6. С. 4-18; Первая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. М., 1996; Вторая Российская конференция по экологической психологии. Материалы М.; Самара, 2001; 3-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы М., 2003; Панов В.И. Экологическая психология как развивающаяся область психологических исследований//Там же.

5 Шмелева И.А. К проблеме объекта психологии экологического сознания // Там же. С. 89-91; Shmeleva I. А. Ecological and Environmental Psychology -New Branches in Russian Applied Psychology // Psychology in the Baltics: At the Crossroads/ Abstracts from the 5,b International Baltic Psychology Conference. August 22-25. 2002. Tartu, P. 60.

6 Нийт Т.. Хейдметс M., Круусвал Ю. Психология среды в Эстонии // Средовые условия развития социальных общностей / Под ред. Т. Нийта, М. Раудсеппа, М. Хейдметса. Таллинн, 1989; Raudsepp М. Environmental Belief Systems: Empirical Structure and Typology// Trames. Journal of humanities and Social Sciences 2001, Vol. 5 (55/50). P. 234-254; Niit Т.. Raudsepp M. Heidments M. Environmental Psychology in Estonia: A Hard-to- Kill Enterprise / Psychology in the Baltics: At the Crossroads/Abstracts from the 5lh International Baltic Psychology Conference. August 22-25.2002. Tanu, P. 44-45

7 Штейнбах Х.Э. Еленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб., 2004.

* Stokols D. Origins and Directions of Environment-Behavioral Research // Perspectives on Environmental and behavior. Theory, Research and Application / Ed. by D. Stokols. New.York; London, 1977. P. 5-31; Walsh W. В.. Clark К. Я, Price R. Я Person-Environmental psychology: A Summary and Commentary // Person-Environmental Psychology. New Directions and Perspectives (Second edition). New Jersey; London, 2000. P. 297-340; Gifford R. Op. cit.; Bechtel R. В., Churchman A. (Eds). Handbook of Environmental Psychology. New York, 2002.

* Шмелева И А- Проблемы психологии взаимодействия с окружающей средой и экологической психологии на XXVII Международном психологическом конгрессе: Ежегодник Всероссийского психологического общества // Материалы III Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. Т. 8. С. 478^482.

10Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000. С. 13-19; Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Указ. соч. С. 14-15; Панов В.И. Указ. соч. С. 13-14.

11 Нийт Т.. Хейдметс Л/., Круусвал Ю. Указ. соч.

13 Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1988, Абрамова ЮГ. Психология среды. Источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 130-137; Дерябо С.Д.. Ясвин В.А. Указ. соч. С. 8-9; Ясвин В. А. Указ.соч. , Панов В. Указ.соч

" Webster New Collegiate Dictionary. A Merriam-Webster, 1977. P. 382

11 Андреева Г.М. Указ.соч. С. 199-200; Штейнбах Х.Э.. Еленский В.И. Указ. соч. С. 22-24.

15 Gifford R. Op. cit. P. 1.

Дерябо СЛ. Ясвин В А Указ соч. Ясвин В.А. Указ.соч. С. 11-16; Панов В. Указ.соч. С.13-14.

17 Ясвин В.А. Указ.соч.; Дерябо С.Д., Ясвин В А. Указ.соч.

Ecopsychology. Restoring the Earth, Healing the Mind/ Ed. by Roszak Th, San Francisco. 1995.

" Капмыков A.A. Введение в экологическую психологию. М., 1999.

2" Proshansky Н.М., Hanion Т. О. Environmental Psychology: Origins and Development // Perspectives on Environmental and behavior. Theory, Research and Application / Ed. by D. Stokols. New York; London. P. 101-127; Gifford R. Op. cit; Bechtel R. B. & Churchman A. (Eds). Handbook of environmental psychology. New York, 2002.

21 Stokols D. Op.cit.; Mc.Kechnie G.E. Simulation Techniques in Environmental Psychology // Perspectives on Environmental and Behavior. Theory, Research and Application. P 169-188.

22 GiffordR. Op. cit.

2' Proshansky H.M., Hanion T. Op. cit.

24 GiffordR. Op. cit.; Stokols D. Op. cit. P. 12-21.

;s Левин К. Динамическая психология / Под обш. ред. Д А. Леонтьева. М., 2001. С. 310-311.

26 Лапин Е.В.. Епифанов Е.А. Психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды // Психология и окружающая среда: Сборник научных материалов М , 1995. С 60-93.

27 GiffordR. Op. cit. Р 14-15

2* Wapner S.. Demick J. Person-in-Environmental Psychology: A Holistic, Developmental, System Oriented Perspective // Walsh W. В., Clark К. H„ Price R. H. P. 25-60.

" Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации.// Психологический журнал. 2002. Т. 23. №1, С. 5-17

Walsh W. В., Clark К. И.. Price R. И. Op.cit.

" Bonnes М.. Bonaiuto М. Environmental Psychology: from Spalial-Physycai Environment to Sustainable Development// Bechtel R. В., Churchman A. (Eds). Handbook of environmental psychology. New York. 2002. P 28-54.

12 Vlek Ch. Essential Psychology for Environmental Police Making // International Journal of psychology. 2000. 35(2) P. 153-167;

" Charles V.. Skolnik M., Gatersleben B. Sustainable Development and Quality of Life: Expected Effects of Prospective Changes in Economic and Environmental Conditions// Zeitscjrift fur Experimentelle Psychologie, 1999. 45,4, P.319-333; Bonnes M., Bonaiuto M. Op. cit. P. 33-41; Stokols D.. Clitheroe HC... Zmuidiinas Jr. M. Modeling and Managing Change in People-Environment transactions// Walsh W. В., Clark К. H., Price R. H. Op. cit. P.267-296; Raudsepp M. Some Socio-Demographic and Socio-Psychological Predictions of Environmental ism/ Trames // Journal of humanities and Social Sciences. Vol. 5(55/50). P. 355-367.

" Ясвин В.А. Указ. соч.; Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Указ. соч. С. 13; Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Д., 1996; Панов В. Указ.соч. С. 14; Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 83; Шмелева И.А. О психологии экологического сознания // Ананьевские чтения-2003: Материалы научно-практической конференции 28-30 октября 2003 года. СПб . 2003. С.119-121:

15 Harting Т.. Strumse Е.. Garling Т Newsletter International association of Applied psychology. Vol. 1. issue 1 2002. P. 13-16.

Статья поступила в редакцию 7 апреля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.