Научная статья на тему 'Архитектурная наука в США: «Эдра» и человекоориентированные исследования'

Архитектурная наука в США: «Эдра» и человекоориентированные исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
357
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКО-СРЕДОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АРХИТЕКТУРНАЯ НАУКА / США / ENVIRONMENT-BEHAVIOR STUDIES / EDRA / ARCHITECTURAL RESEARCH / USA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кияненко К. В.

In 1968 in the USA Environmental Design Research Association (EDRA) was established, which invited researchers and practitioners from both physical environment and socio-psychological research to join, and a new interdisciplinary science appeared which was called environment-behavior studies. This academic institution and afield of study have been exerting significant influence on architecture as a science, education and a practical field. After the collapse of the USSR the environment-behavior research were no longer developed in Russia. Some basic research concepts and names of the most influential researchers are mentioned, and a list of some key EBS related books published abroad is delivered. Information on EDRA like academic associations in Europe, Australia, New Zealand, Japan and China is given. Conclusion is made that Russian Academy of Architecture and Construction Sciences should put forth special efforts to revive and develop national human orien ted architectural research

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural Science in the USA: EDRA and Human Oriented Research

In 1968 in the USA Environmental Design Research Association (EDRA) was established, which invited researchers and practitioners from both physical environment and socio-psychological research to join, and a new interdisciplinary science appeared which was called environment-behavior studies. This academic institution and afield of study have been exerting significant influence on architecture as a science, education and a practical field. After the collapse of the USSR the environment-behavior research were no longer developed in Russia. Some basic research concepts and names of the most influential researchers are mentioned, and a list of some key EBS related books published abroad is delivered. Information on EDRA like academic associations in Europe, Australia, New Zealand, Japan and China is given. Conclusion is made that Russian Academy of Architecture and Construction Sciences should put forth special efforts to revive and develop national human orien ted architectural research

Текст научной работы на тему «Архитектурная наука в США: «Эдра» и человекоориентированные исследования»

Архитектурная наука в США:

«ЭДРА» и человекоориентированные исследования

К.В.Кияненко

Ежегодно в мае-июне в США вот уже на протяжении более 40 лет проходят международные научные конференции Ассоциации исследователей средового проектирования-ЭДРА (EDRA)1. В мире это самое крупное, известное и долгоживущее объединение ученых, педагогов и практиков, развивающих направление архитектурно-градостроительной науки, по сути, не существующее в современной России. Речь идет о так называемых «поведенческо-средовых исследованиях» (environment-behavior studies или environment-behavior research - EBS, EBR), давно уже сложившихся во всем остальном мире в самостоятельную отрасль междисциплинарного знания. В существенной их части особую синтезирующую роль играет архитектура. Поскольку ЭДРА стояла у истоков этих исследований и остается их alma mater до сих пор, знакомство с ее историей и современной деятельностью есть одновременно краткое погружение в человекоориентиро-ванную архитектурную науку, ее тематику, проблематику и тенденции развития.

Попытка проследить истоки явления приводит нас в эпоху шестидесятых годов прошлого века, когда в гигантском кол-лайдере политических, социальных, культурных столкновений формировались цивилизация и наука постсовременности. Именно тогда архитекторы, градостроители и нарождающиеся как профессионалы дизайнеры стали остро ощущать недопустимую схоластичность, схематизм своих знаний о человеке, неспособность предвидеть потребности, поведение людей, использование ими проектируемых пространств. Тем временем ученые, исследовавшие человека и общество, - антропологи, этнографы, психологи, социологи, демографы, - осознали невозможность объяснения и моделирования социальных и культурных явлений без учета пространственного фактора. В научный обиход и тех, и других начинает проникать концепция среды как человеческого и материально-пространственного феномена, способного объяснить взаимодействие составляющих его компонентов. С этого времени все отрасли пространственного знания и моделирования (от градостроительства и ландшафтной архитектуры до архитектуры и проектирования интерьеров) начинают именоваться сферами «средового проектирования». В новой отрасли знания особое значение приобретает концепция поведения, - спонтанной реакции человека на воздействие среды. Отныне «человек архитектурный» не только «ест, спит, работает и перемещается», но еще и ориентируется в пространстве города, выбирает пути

1 Информацию об EDRAcm. на сайте организации: http://www.edra.org

38 1 2011

движения, хранит в памяти образы среды, отгораживается от чужих и объединяется со своими, символизирует присутствие знаками и распознает знаки, оставленные другими.

В США пионеры ЕВБ поголовно вышли из так называемого «проектно-методологического движения»2. В 1966 году при университете Калифорнии в Беркли была организована широко известная за рубежом Группа проектных методов (ОМС), в которую, на первых порах, входил и Кристофер Апександер, а также менее известные у нас Брюс Арчер, Рэй Струдер и др. На первом международном конгрессе этой группы, состоявшемся в Массачусетсом технологическом институте в 1968 году, несколько архитекторов во главе с Генри Саноффом и Гари Муром объявили о создании новой междисциплинарной организации3. Так появилась ЭДРА.

Целью ассоциации с самого начала было провозглашено «развитие и распространение знаний о средовом проектировании, о взаимодействии людей с их природной и искусственной средой обитания, содействие созданию окружения, отвечающего человеческим потребностям». Организация объединила действовавших на тот момент ведущих специалистов с обеих сторон (и архитектурно-градостроительной, и социально-пси-хологически-гуманитарной) и уже этим оказала решающее влияние на становление новой междисциплинарной отрасли знания. Список лиц, удостоенных к настоящему времени ежегодно присуждаемого ЭДРА отличия «Выдающаяся научная карьера», есть одновременно перечень признанных мировых лидеров средовой науки. Среди них встречаются и ученые, известные в России. Это авторы первого учебника по средовой психологии для студентов архитектурных специальностей Вильям Иттельсон, Гарольд Прошански и Лианна Ривлин, авторы концепций «персонального пространства» Роберт Соммер и «мест поведения» Роджер Баркер. Хрестоматиен вклад в поведенческую науку создателя «проксемики» и, в частности, концепции «дистанции» антрополога Эдварда Холла, автора теории межличностного общения Ирвина Альтмана, известного апологета сближения социологии и архитектуры Роберта Гутмана, теоретика и методолога «архитектуры соучастия» Генри Саноффа, признанного лидера социо-культурных средовых

2 Любопытно, что в точности так же дело обстояло и в нашей стране. Многие ведущие апологеты,теоретики, практики и критики средового подхода в разной мере, но были причастны к деятельности методологического движения Г.П.Щедровицкого, занимавшегося с других идеологических позиций схожими проблемами. Среди них - ВЛ.Глазычев, А.Г.Раппапорт, А.П.Зинченко, В.А.Никитин, 0.И.Генисаретский.

3 Sanofi, H. The Roots of EDRA/ Henry Sanoff // Re: The Ethical Design of Places: Proceedings ofthe 40th Annual Conféré nee of the Environmental Design Research Association. Kansas City, 2009, May 27-31.

исследований Амоса Рапопорта, исследователя феномена «перенаселенности» Дэниэла Стоколса. Все они внесли свой вклад в деятельность ЭДРА. Из числа известных ученых этой плеяды только один побывал в России. Джон Зейсел посетил в конце семидесятых годов нашу страну и имел содержательную теоретическую дискуссию по вопросам методологии учета в архитектуре дифференцированных потребностей обитателя с крупнейшим отечественным специалистом по социологии жилища почетным членом РААСН Кирой Константиновной Карта шовой. Тогда подобный теоретический спор был еще возможен, поскольку социальная ветвь отечественной архитектурной науки плодоносила и находилась на сравнительно сносном уровне развития. Сегодня наше отставание настолько велико, что представить подобную дискуссию просто затруднительно.

Проблематика и тематика научных исследований, объединяемых под эгидой ЭДРА, постоянно эволюционирует. В 70-е годы XX века значительное количество работ посвящалось теории и методологии проектирования, информационным и коммуникационным системам, искусственному интеллекту, компьютерному проектированию, деловым играм. Параллельно развивались собственно поведенческо-средовые исследования, в том числе, по проблемам визуального восприятия города, поведенческих реакций на среду, по выработке критериев оценки средовых качеств. Практика массового жилищного строительства и крупномасштабного градостроительства стимулировала изучение «потребностей пользователя» и их удовлетворения, исследование образов жизни городского населения. Стремление вскрыть код человеко-средовых взаимодействий породило исследования «персонального пространства», «приватности», «дистанций» и «ориентации», «территориальности», «стесненности» (crowding), «поиска пути» (wayfinding).

В 80-е и 90-е годы, продолжая работу в направлениях, заложенных ранее, ученые выдвинули новые продуктивные концепции. Выдержали проверку временем и проектной практикой два тесно связанных сюжета 80-х: методология, теория и практика разработки проектных программ или «архитектурное программирование» и «оценка после заселения» (post-occupancy evaluation - РОЕ), то есть исследование эксплуатационных качеств архитектурных решений с точки зрения пользователей. В США способность архитектора решать названные две задачи сегодня обеспечивается включением соответствующих компетенций в стандарт архитектурного образования. Возросший интерес к архитектурной феноменологии сделал популярными исследования «чувства места» и технологии «делания мест» как альтернативы «жилищному строительству». В связи с отказом от концепции массового потребителя усилилось внимание к созданию среды для детей, молодежи, женщин, престарелых и инвалидов, национально-этнических и культурных меньшинств. В это время разрабатываются методы привлечения местного населения к программированию и проектированию средовых объектов - так называемые «методы архитектуры соучастия» или «соучаствующего проектирования» (participatory design).

В начале XXI века популярной становится концепция «проектирования, основанного на фактах» (evidence-based design - EBD). Она сложилась в сфере проектирования учреждений здравоохранения, где принцип «не навреди» наиболее очевидным образом распространяется и на архитектуру. От архитектора медицинских объектов все чаще требуется сдача специального экзамена на профессиональную компетентность, подтверждение умения проектировать на основе установленных фактов о взаимосвязи здоровья пациента и качества проектных решений. С появлением в 90-е годы теории «устойчивого развития» она быстро заняла заметное место и в

1 2011

3 4 sbor.indd 39

18.01.2011 14:54:31

Вашингтон, 2010 год. Заседание секции по архитектурной феноменологии. Третий слева - профессор Дэвид Симон (университет штата Канзас), признанный в мире научный авторитет по тематике секции

Вашингтон, 2010 год. Слева от автора статьи (в центре) - заслуженный профессор в отставке Дон Конвей (университет Вудберри), справа - крупнейший специалист по архитектурному программированию, универсальному проектированию и оценке потребительских свойств зданий профессор архитектуры из университета Цинциннати Вольфганг Прейзер

Экспликация к рисунку

1. Jacobs, 3. The Death and Life of Great American Cities. - New York: Vintage Books, 1961.

2. Chermayeff, S., Alexander C. Community and Privacy. Toward a New Architecture of Humanism. - Harmondsworth: Penguin Books, 1963.

3. Alexander, C. Notes on the Synthesis of Form. -Cambridge, MA: Harvard University Press, 1964,

4. Rapaport, A. House Form and Culture. - Englewood Cliffs, N3: Prentice-Hall Inc., 1969.

5. Lynch, K. The Image of the City. - Cambridge, MA: MIT Press, 1960.

6. Sommer, R. Personal Space: A Behavioral Basis for Design. - Englewood Cliffs, N3: Prentice-Hall, 1969.

7. Hall, E.T. The Hidden Dimension. - N.Y.: Anchor Books; Doubleay, 1966.

8. Barker, R.G. Ecological Psychology: Concepts and Methods for Studying the Environment of Human Behavior. -Stanford, CA: Stanford Univ. Press, 1968.

9. Turner, J,F,C. Housing for People. London: Marion Boyars, 1976.

10. Newman, 0. Defensible Space. - New York: MacMillan, 1972.

11. Alexander, C. A Pattern Language. - New York: Oxford University Press, 1977.

12. Rapoport,A. Human Aspects of Urban Form. - New York: Pergamon, 1977.

13. Reif, E. Place and Placelessness. - London: Pion, 1976.

14. Altman, I. The Environment and Social Behavior: Privacy, Personal Space, Territory, Crowding. - Monteray, CA: Brooks/ Cole, 1975.

15. Hall, E.T. The Silent Language. Garden City, N J., Anchor Press; Doubleday, 1973.

16. Canter, D. The Psychology of Place. - London: The Architectural Press, 1977.

17. Ittelson, W., Proshansky, H., Rivlin, L., Winket A. An Introduction to Environmental Psychology. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1974.

18. Wates, N., Knevitt, C. Community Architecture: How People are Creating their own Environment. - Harmondsworth: Penguin, 1987.

19. Alexander, C. The Production of Houses. - New York: Oxford University Press, 1985.

20. Rapoport, A. The Meaning of the Built Environment -Beverly Hills, CA: Sage, 1982.

21. Hiller, B., Hanson, 3. The Social Logic of Space. -Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1984.

22. Lynch, K. Good City Form. - Cambridge, MA: MIT Press, 1981.

40 1 2011

23. Zeisel, 3. Inquiry by Design. - New York: Cambridge University Press, 1984.

24. Preiser, W.F.T., Rabinowitz, H.Z., White, E.T. Post-Occupancy Evaluation. - New Yrk: Van Nostrand Reinhold, 1988.

25. Bechtel, R.B., Marans, R.W., Michelson, W. (eds) Methods in Environmental and Behavioral Research. - New York: Van Nostrand Reinhold, 1987.

26. Hamdi, N. Housing without Houses: Participation, Flexbility, Enablement. - New York: Van Nostrand Reinhold, 1991.

27. Newman, 0. Creating Defensible Space. - Washington, D.C.: HUD, 1996.

28. Katz, P. The New Urbanism: Toward an Architecture of Community. - New York: Mc Graw-Hill,Ic., 1994.

29. Coo per-Marcus, C. House as a Mirror of Self: Exploring the Deep Meaning of Home. - Berkeley, CA: Conari Press, 1995.

30. Altman, I., Low, S. Place Attachment. - New York: Plenum, 1992.

31. Sommer, R., Sommer, B. A Practical Guide to Behavioral Research: Tools and Techniques. - New York: Oxford University Press, 1997.

32. Nasar, 3.L., Preiser, W.F.E.(eds) Directions in Person-Environment Research and Practice. - Aldershot, Hants, England; Brookfield, VT, 1999.

33. Kumlin, R. Architectural Programming: Creative Techniques for Design Professionals. - New York: McGraw-Hill, Inc., 1995.

34. Gutman, R. (ed.) People and Buildings. - New Brunswick, N3: Transaction Publishers, 2009.

35. Sanoff, H. Community Participation Methods in Design and Planning.- New York: Wiley, 2000.

36. Van der Ryn, S., Cowan, S. Ecological Design. -Washington, D.C.: Island Press, 2007.

37. Franck, K.A., Lepori, R.B. Architecture from the Inside Out: From the Body, the Senses, the Site and the Community. -Chichester, England; Hoboken, N3: Wiley-Academy, 2007.

38. Seamon D., Mugerauer, R. Dwelling, Place and Environment: Towards a Phenomenology of Person and World. -Malabar, Fla.: Krieger Pub. Co., 2000.

39. Preiser, W.F.E., Vischer, 3.C. Assessing Building Performance. - Oxford, UK: Elsiver, 2005.

40. Preiser, W.F., Ostroff, E. (eds.) Universal Design Handbook. - New York: McGraw-Hill, 2001.

41. Bechtel, R.B., Churchman, A. Handbook of Environmental Psychology. - New

York: 3ohn Wiley & Sons, 2002.

£ >

X

о.

<

о

1С О)

а;

о ье си со

о §

з-

о

СТ Р

3 3

си

О !< з !

СО 1 г ^ 1

СГ> 1 < 1

Ч 1 Т— 1

Джекобе Д. Тернер Д.

Смерть и жизнь великих Жилище руками людей (9)

американской городов (1) Ньюман О. Защитимое пространство (10)

Чермаеф С. и Александер К.

Общинность и приватность: Александер К.

к новой архитектуре гуманизма (2) Язык образцов (11)

Александер К.

Примечания к синтезу

формы (3) Рапопорт А. Человеческие аспекты городской формы (12) Релф Э.

Рапопорт А. Место и неуместность (13)

Форма жилища и культура (4)

Линч К.

Образ города (5) Альтман И. Среда и человеческое

Соммер Р. поведение: приватность,

персональное пространство,

Персональное пространство: территориальность,

поведенческая основа стеснённость(14)

проектирования (6) Холл Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Холл Э. Безмолвный язык (15) КантерД.

Скрытое измерение (7)

Баркер Р. Психология места (16)

Экологическая психология:

концепции и методы изучения Иттельсон В.

среды человеческого Введение в средовую

поведения (8) психологию (17)

#

О 1 о 1 О о

оо 1 О) 1 О 1—

<Т> 1 сп> 1 о о

1 "I- 1 см см

Вэйтс Н.

Архитектура коммьюнити: как люди создают свою собственную среду (18)

Александер К.

Производство жилищ (19)

Рапопорт А.

Смысл рукотворной среды (20)

Хиллер Б.

Социальная логика пространства (21)

Линч К.

Хорошая городская форма (22)

ЗейселД.

Проектирование как исследование (23)

Прейзер В.

Оценка после заселения (24)

Бехтел Р.

Методы средовых и поведенческих исследований (25)

Хамди Н.

Жилищное строительство без жилищ: соучастие, гибкость, создание возможностей (26)

Ньюман О.

Создавая защитимое пространство (27)

КацП.

Новый Урбанизм: к архитектуре коммьюнити (28)

Купер-Маркус К.

Жилище как зеркало себя: исследуя глубинное значение дома (29)

Альтман И.

Привязанность к месту (30) Соммер Р.

Практическое руководство к средовым исследованиям: инструменты и техника (31)

Назар Ж.

Направления человеко-средовых исследований и практики (32)

Кумлин, Р.

Архитектурное программирование: творческие методы для проектировщиков (33)

Гутман, Р.

Люди и дома (34)

Санофф Г.

Методы соучастия территориальных сообществ в проектировании и планировании (35)

Ван дер Рин С.

Экологическое проектирование (36)

Фрэнк К.

Архитектура изнутри наружу: от тела, от чувств, от места и от местного сообщества (37)

Симон Д.

Жилище, место и среда: к феноменологии человека и мира (38)

Прейзер В.

Оценивая эффективность здания

(39)

Прейзер В.

Справочник универсального проектирования (40)

Бехтел Р.

Справочник по средовой психологии (41)

Ф

архитектурных исследованиях. Ранее разрозненные работы по изучению влияния на человека пространственной, световой, звуковой, цветовой, воздушной, а также социальной и культурной сред начинают все чаще объединяться. К недавним обретениям EBS относится и новая образовательная стратегия «обучения в служении» (service learning). Применительно к архитектурному образованию она означает усвоение студентами знаний входе решения практических задач для нужд реальных людей, местных сообществ. Воттема одной из характерных научных публикаций этого направления: «Этическая педагогика в средовом проектировании: исследование экспериментального обучения архитектуре в служении».

Естественна реакция человекоориентированной науки на распространение современных технологий, исследование «взаимоотношения человек-среда в цифровом мире», «разработка проектных программ для технологически сложно оснащенных пространств». Динамично развивается возникшее еще в восьмидесятые годы «универсальное проектирование» (universal design). Поначалу адресованная главным образом маломобильным категориям населения, эта отрасль знания и практики пришла ктонкой дифференциации людей с ослабленным здоровьем как обитателей среды и клиентов архитектора. Сегодня на страницах научных изданий можно встретить публикации, посвященные «демонстрации причинных связей между архитектурой и неврологическими расстройствами»; новому концепту «нейроархитектуры»; «определению понятия «комфорт» для лиц, страдающих болезнью Альцгеймера»; проектированию мест для больных паркинсонизмом и синдромом Дауна. Исследуются среды для незрячих и слабовидящих, слабослышащих людей. Ко всем категориям людей с проблемами здоровья обращена недавно появившаяся стратегия «активная жизнь с помощью проектирования».

Не снижается интерес к «архитектуре соучастия» и «соучаствующему проектированию». На последних конференциях ЭДРА поднимаются такие темы как: «Соучаствующие процессы в градостроительстве: теоретические основы, практическое применение и точки противостояния»; «Соучаствующая стратегия в разработке местного культурного центра»; «Спонтанная архитектура: пример наделения детей большим контролем над средой». Исследования «поиска пути», инспирированные классической работой Кевина Линча I960 года, спустя полвека превратились в устойчивую академическую традицию, обогатившись учетом знаков, графических коммуникаций, языка зданий,логики пространственных структур и познавательных способностей самих людей. Появляются исследования по ориентации человека в киберпространстве, по проблемам навигации в незнакомом окружении, о влиянии пространственного синтаксиса на средовое знание и познание.

На протяжении сорока лет своего существования ЭДРА постоянно привлекает внимание исследователей к жилищу на всех его уровнях - от жилой ячейки семьи до среды соседства и местного территориального сообщества. По-прежнему актуальны исследования удовлетворенности, особенно социаль-

42 1 2011

ным жилищем. Многие исследования жилища проводятся на стыке социально-культурных и экономических наук. Например, исследования способов достижения экономической устойчивости социального жилища, связи качества жизни и ресурсов, повышающих доходы жителей, поиск форм жилища для населения, смешанного по социальному статусу и доходам (social and income mix). Проясняются принципы проектирования стабильных полиэтнических и мультикультурных соседств, так называемого «общинного» жилища, экопоселений. Устойчив интерес к закономерностям средового поведения маргинальных групп городского населения - бездомных, наркоманов, мигрантов, незаконных поселенцев и беженцев и организации среды для них.

Уже несколько десятилетий неизменно востребованы научно-проектные разработки «защитимого пространства» (defensible space), впервые поименованного и исследованного Оскаром Ньюманом в конце 60-х - начале 70-х годов. Многократно доказана способность надлежащим образом спроектированной жилой среды снижать уровень вандализма, правонарушений и преступности, повышать безопасность жизни. Эта концепция продуктивно использована в жилищной политике США, Великобритании и Голландии. Сегодня она трансформировалась в целостную стратегию организации жилых территорий, получившую название «предотвращение преступности с помощью средового проектирования» (CPTED).

Поведенческо-средовые исследования вошли в новое тысячелетие с устоявшимися границами и предметным содержанием, хотя их «родимое пятно» - стремление к транс-граничности и междисциплинарности - по-прежнему отчетливо различимо. И это остается большим преимуществом данной сферы знания. Здесь встречаются и обмениваются друг с другом своим видением, подходами и методами все названные ранее сферы средового проектирования. Здесь строго научные количественные методы сосуществуют с качественными, в том числе феноменологическими, а западная логоцентрическая культурная традиция может сочетаться с восточной эзотерикой. Любознательность архитекторов-уче-ныхудовлетворяется с пользой для архитекторов-практиков (правда, и те, и другие продуктивностью этого взаимодействия неудовлетворены).

Появившись как ассоциация американских исследователей, ЭДРА давно уже стала организацией международной. Об этом свидетельствует, например, состав участников ее ежегодных конференций. На конференции в мае-июне 2009 года присутствовало 524 докладчика из 26 стран. Международное влияние организации проявляется и в другом. По примеру ЭДРА, под влиянием ее идей и при непосредственном участии ее эмиссаров в мире создано еще несколько национальных и региональных объединений ученых, педагогов и практиков по-веденческо-средового профиля. В Европе это Международная ассоциация для челоееко-средовыхисследований (International Association for People-Environment Studies - IAPS), образованная в 1981 году. Годом позже была организована японская

M ERA (Man-Environ nient Research Association - Исследовательская ассоциация «Человек и среда»), а еще через год появилась Исследовательская ассоциация «Человек и физическая среда» (PAPER), объединившая ученых и практиков Австралии и Новой Зеландии. Наконец, в 1996 году Китай, продолжая активно участвовать во всех выше упомянутых ассоциациях, создал собственную, названную EBRA (Environment Behavior Research Association - Исследовательская ассоциация «Среда и поведение»).

К опыту Китая стоит присмотреться внимательнее. Дело в том, что еще в начале 80-х годов человекоориентированное направление архитектурной науки здесь отсутствовало. Импульс радикальному изменению ситуации был дан в результате командирования группы ведущих профессоров китайских вузов в центры архитектурной науки США, Европы и Японии. По их возвращению было решено широко внедрять поведен-ческо-средовые исследования в учебные программы школ архитектуры и градостроительства. Уже в 1990 году был издан первый национальный учебник по средовой психологии для архитектурных вузов. В 1993 году при поддержке Национального объединения печатных изданий по архитектуре и строительству был проведен всекитайский симпозиум по проблемам взаимодействия архитектуры и психологии, тогда и была поставлена цель создания национальной ассоциации, подобной ЭДРА. В страну были приглашены для чтения лекций и участия в конференциях ведущие ученые из-за рубежа, среди них были Дэвид Кантер, Роберт Бехтел, Амос Рапопорт, Генри Санофф. В 2000 году дисциплина «поведенческо-средовые исследования» включена в учебные планы архитектурных вузов. А к 2002 году в стране было выпущено семь учебников для ее преподавания, четыре из них написаны архитекторами. Так за полтора десятилетия было преодолено, казалось, фатальное отставание страны от «цивилизованного мира» в области EBS. Сегодня представители Китая - студенты и преподаватели - на форумах перечисленных организаций в количественном отношении зачастую уступают только организаторам.

Деятельность ученых, педагогов и практиков, объединяемых ЭДРА и остальными названными ассоциациями, заметно влияет на состояние архитектурой науки и образования, на их статус в «большой» науке и в обществе, на качество искусственной среды обитания. Ежегодно проводится несколько крупных международных научных конференций, результаты поведен-ческо-средовых исследований публикуются в авторитетных периодических и других академических изданиях4. Главным итогом деятельности ЭДРА один из основателей организации Генри Санофф считаетто, что под ее влиянием «человеческие соображения, в той мере как они влияют на жилища, школы, учреждения здравоохранения, среду жилых районов и терри-

4 Ра&оты по про&лематике EBS публикуются, в частности, в «Журнале средовой психологии» (Journal of Environmental Psychology), в «Журнале архитектурных и градостроительных исследований» (Journal of Architectural and Planning Research), в журналах «Среда и поведение» (Environment and Behavior),«Обзор архитектурной науки» (ArchitecturalScience Review).

1 2011

ториальных сообществ и определяются ими, перестали быть побочными»5. Вклад средовой науки проявляется и в том, что из 37 требований к профессиональным компетенциям, содержащихся в американском архитектурно-образователь-ном стандарте, 10 так или иначе относятся к социальным, психологическим или поведенческим. На конференциях ЭДРА регулярно присутствует много практикующих архитекторов, дизайнеров, градостроителей.

Российская архитектурная наука, образование и практика пока не озабочены поведенческо-средовой проблематикой. Отдельные публикации, диссертационные исследования по большей части обобщают зарубежный опыт, выполняются инициативно, появляются спорадически и надежды на прорыв не дают6. Между тем, осмысленное, организованное и энергичное изменение ситуации под руководством и при активном участии РААСН могло бы содействовать решению ряда актуальных проблем. Во-первых, жизненно необходимой гуманизации и большей социальной ориентации отечественной архитектурной науки, образования и практики. Во-вторых, преобразованию среды российских городов. В-третьих, повышению академического статуса архитектурной науки, ее авторитета в «большой» науке и обществе в целом. В четвертых, возвращению российской архитектурной науки в лоно мировой, где наше присутствие сегодня почти неразличимо.

Architectural Science in the USA: EDRAand Human Oriented

Research. By K.V.Kyanenko

In 1968 in the USA Environmental Design Research Association (EDRA) was established, which invited researchers and practitioners from both physical environment and socio-psychological research to join, and a new interdisciplinary science appeared which was called environment-behavior studies. This academic institution and afield of study have been exerting significant influence on architecture as a science, education and a practical field. After the collapse of the USSR the environment-behavior research were no longer developed in Russia. Some basic research concepts and names of the most influential researchers are mentioned, and a list of some key EBS related books published abroad is delivered. Information on EDRA like academic associations in Europe, Australia, New Zealand, Japan and China is given. Conclusion is made that Russian Academy of Arch itecture and Construction Sciences should put forth special efforts to revive and develop national human orien ted architectural research.

Ключевые слова: поведенческо-средовые исследования, EDRA, архитектурная наука, США

Key words: environment-behavior studies, EDRA, architectural research, USA

5 Sanoff, H. The Roots of EDRA/ Heniy Sanoff // Re: The Ethical Design of Places: Proceedings of the 40th Annual Conference of the Environmental Design Research Association. Kansas City, 2009, May 27-31.

6См., например: Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. М., Строй-издат, 1993; Ещина Е.В, Социально-демократические методы соучастия в градорегулирующей деятельности архитектора (на примере Пензы). Диссертация кандидата архитектуры (18.00.01). Самара, 2004; Штейнбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. СПб., ПГУПСб, 1997; Штейнбах Х.Э. Психология жизненного пространства. Елинсний В.И., Штейнбах ХЗ. СПб., «Речь», 2004..

43

3 4 sbor.indd 43 18.01.2011 14:54:32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.