Научная статья на тему 'Место интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2000-е гг'

Место интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2000-е гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чекулаев Евгений Павлович

Статья посвящена определению места интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2000-е гг. Автором определяется роль «интерактивных» форм информационного взаимодействия в освещении политического процесса. В работе выявляются содержание и особенности такой формы, как «прямые линии Президента», а также использование возможностей такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2000-е гг»

УДК 323.2:316.77:004

ЧЕКУЛАЕВ Е.П. Место интерактивных форм

взаимодействия в информационной политике РФ в 2000-е гг.

Статья посвящена определению места интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2000-е гг. Автором определяется роль «интерактивных» форм информационного взаимодействия в освещении политического процесса. В работе выявляются содержание и особенности такой формы, как «прямые линии Президента», а также использование возможностей такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог.

Ключевые слова: информационное взаимодействие, информационная политика, средства массовой коммуникации, политическая коммуникация, политический процесс, интерактивные формы взаимодействия.

Следует согласиться с тем, что влияние развития современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их повсеместного проникновения в общественную жизнь имеет поистине колоссальное значение для определения основных направлений дальнейшего развития, в том числе и в политической сфере жизни общества. Так, согласно точке зрения М.М. Лебедевой, «политическое развитие мира всегда было связано с научно-техническим прогрессом, который не только обеспечивал экономический и социальный рост, но и фактически формировал политическую систему мира»1.

В ходе информирования о событиях политического процесса важную роль играет интерес к политическим событиям, проявляемый обществом. На сегодняшний день, по данным исследований, 60% россиян не интересуются политикой. При этом 24% из них совершенно безразличны к этой теме. Интерес к политике проявляют лишь 37% из числа опрошенных2. Представители старшего поколения проявляют больше заинтересованности по сравнению с молодежью. Так, если среди опрошенных 45 лет и старше политикой

интересуются 43-45%, то среди граждан 35-44 лет - 34%, а среди молодежи (1834 лет) - лишь 28-30%3. Также показательна доля участвующих в дискуссиях на политическую тему. Если среди представителей молодого поколения в них участвуют лишь 28%, то среди старшей возрастной группы этот показатель составляет уже 46-47% из числа опрошенных4.

Данные социологических исследований, проведенных ФОМ, свидетельствуют, что среди представителей старшего поколения из всех сообщений средств массовой коммуникации предпочтение отдается именно политическим новостям (ими интересуется 51%), у молодежи политическая тематика находится по степени привлекательности на 6-м и 7-м местах, рядом с новостями светской жизни (35% и 34% соответственно)5. Интерес к событиям политического процесса является по-прежнему значительным, несмотря на различную степень его проявления среди социальных групп.

В связи с тем, что роль информации как источника и движущей силы для общественного и государственного развития трудно переоценить, а информационные

№ 4 2010 г.

процессы имеют важнейшее значение как для внутренней политики, так и для внешнеполитической деятельности руководства страны, государственную информационную политику следует определить как систему, объединяющую цели, являющиеся выражением государственных интересов в информационной сфере; стратегии и тактики принятия решений в управлении процессами в данной области; методов их осуществления, разрабатываемых и применяемых государственной властью с целью регулирования и совершенствования как самих процессов информационного взаимодействия в общественной жизни и государстве, так и процессов технологического обеспечения данного взаимодействия.

Одним из наиболее важных направлений информационной политики государства является взаимодействие со средствами массовой коммуникации (СМК), Интернет-сообществами. Данная проблема постолянно находится в центре внимания общественных дискуссий. Кроме этого деятельность государства в данной сфере дополняется кругом проблем, связанных с реализацией гражданами и юридическими лицами права на свободное получение и распространение информации для массового пользования, гарантированного Конституцией РФ.

Новые технологии все активнее привносятся в политику, и в том числе в сферу взаимодействия представителей государственной власти и общества. А поскольку на современном этапе развития массовых коммуникаций возможности информационного взаимодействия сторон расширяются, параллельно происходит как процесс развития существующих каналов массовой коммуникации, так и новых нетрадиционных средств информационного взаимодействия.

Что касается традиционных средств информационного взаимодействия (к ним в первую очередь следует отнести средства массовой коммуникации), то среди них лидирующие позиции по-прежнему занимает телевидение.

Среди всех СМК в России телевидение на настоящий момент является наиболее

распространенным и эффективным каналом информирования о событиях политического процесса. Кроме функции информирования телевидение также оказывает мощное информационное воздействие на сознание аудитории. При этом характер данного воздействия в последнее время значительно изменился. Так, в 1990-е годы направленность в освещении политических событий отличалась в зависимости от телевизионного канала, образуя некоторое подобие политических объединений. В настоящее время ситуация изменилась: благодаря контролю со стороны государства большая часть центральных СМК стали схожи между собой в своем подходе к подаче информации о политической сфере общественной жизни. Это обстоятельство позволило проводить единую линию в воздействии на общественное сознание, устранив таким образом резкое различие общественных настроений и объединив большую часть общества6.

Таким образом, тенденцией в области информационной политики политического руководства стало формирование единого формата информационного вещания в подавляющем большинстве СМК, доступных большинству населения России. Кроме того, отдельные элементы информационного освещения политического процесса в РФ можно найти также и в аналитических программах, и даже в телевизионных сериалах и спортивных передачах, а подход к способу подачи информации принимает отчасти и черты развлекательного телевидения7. Подобная ситуация является благоприятной для всестороннего информационного воздействия на общественное сознание.

В то же время все более зрелищно предстают перед аудиторией представители власти, и в первую очередь фигура Президента РФ.

Так, по данным со ссылкой на Отчет Союза журналистов, 90% времени информационного вещания отдается освещению событий, связанных с деятельностью именно Президента, правительства и «партии власти»8.

Развитие ИКТ во многом определило те изменения, которые происходят в об-

ласти информационного обмена между представителями государственной власти и обществом. Так, в деятельность традиционных СМК, в особенности телевидения, привносится эффект «интерактивности». Этот фактор стал определяющим и в процессе общения Президента РФ с гражданами страны. В связи с этим особенное внимание следует уделить таким «интерактивным» формам информационного освещения политического процесса, как «горячие линии» и Интернет-блог.

Такая форма информационного взаимодействия, как «прямые линии Президента», выполняет несколько функций. Во-первых, создает эффект общения Президента России и рядовых граждан страны без посредников, дает гражданам возможность обратиться с вопросом к руководству страны. «Эффект интерактивности» в данном случае достигается благодаря организации работы специально создаваемого для данной цели центра приема и обработки вопросов, поступающих посредством телефонных звонков, электронной почты и этэ-со-общений, который проделывает огромный по масштабам объем работы. Кроме того, впечатление общения «без посредников» складывается благодаря прямым включениям из различных регионов страны.

Во-вторых, «прямые линии Президента» выполняют роль интерпретации принимаемых политических решений. Так, в силу достаточно низкого интереса к политической теме, широко распространенного среди значительной части российского общества на сегодняшний день, программные положения, которые излагаются в форме декларируемых политических целей и задач, зачастую не доходят до «конечного потребителя», то есть общества. В ходе же общения Президента с гражданами «напрямую» предстают возможности в менее официальной обстановке довести до них основные цели, сформулированные политическим руководством страны, а также методы и средства решения поставленных задач.

В-третьих, данная форма информационного взаимодействия выполняет также интеграционную функцию. Так, сама форма общения «без посредников» и вер-

бальные средства, которые используются Президентом, призваны продемонстрировать общность и единство российского общества. Эта задача выполняется благодаря апелляции к совместным достижениям, общим целям, общественному развитию и укреплению государства. На практике это зачастую реализуется при помощи использования таких оборотов как «мы», «вместе», «все» и др. Данные обращения затрагивают не только события современности, но и истории страны. Общее прошлое, достижения соотечественников и преемственность поколений в данном случае используются для объединения граждан государства на современном этапе. Особенно актуальными данные обращения становятся в периоды нестабильности и напряженности, во время политических и социальных изменений9.

В-четвертых, «прямые линии» представляют собой форму обратной связи. Обработка вопросов, полученных от граждан страны, позволяет провести анализ и определить основные общественно значимые проблемы, волнующие людей.

В-пятых, данная форма информационного взаимодействия выполняет функцию поддержания имиджа Президента в роли эффективного политического лидера. Демонстрация разрешения проблем рядовых граждан занимает в этом процессе отдельное место, способствуя формированию положительного отношения к личности Президента.

Среди интерактивных форм общения важное значение имеют возможности информационной сети Интернет, которая, по мнению ряда исследователей, представляет собой целую «среду обитания» с новыми возможностями. Развитие ИКТ существенно упрощает и удешевляет процесс информационного взаимодействия между гражданами, а также между обществом и государством. На сегодняшний день многие представители политического руководства приходят к осознанию, что применение новых технологий способно принести практическую пользу. Но, к сожалению, возможности Интернет-технологий используются не в полной мере. Так,

№ 4 2010 г.

по большей части в политике они используются по аналогии с традиционными СМИ, то есть как односторонний канал распространения информации. Возможности же получения обратной связи и диалога с аудиторией зачастую остаются невостребованными.

Новой формой в процессе освещения событий политического процесса в России стало использование такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог.

Блог (от англ. «web-log» - Интернет-журнал) представляет собой некоторое подобие дневника, в котором высказывается позиция автора по отношению к происшедшим с ним событиям. Преимуществом данной формы интерактивного взаимодействия является то, что в данной форме присутствует возможность получения обратной связи от читателей, ознакомившихся с содержанием публикуемых в нем материалов. Блоги начали активно применяться в политике и в предвыборной борьбе. Особенно показателен в этом отношении пример выборов, проходивших в 2008 г в США. Данный канал массовой коммуникации активно применялся в том числе и действующим президентом США Бараком Оба-мой, который таким образом сделал ставку на привлечение внимания со стороны молодого поколения избирателей.

Использование блога как формы общения с Интернет-аудиторией, в том числе Президентом РФ, ознаменовало собой перелом в отношении к возможностям сети Интернет в политическом процессе России. Если ранее возможности глобальной сети зачастую пользовались по аналогии с традиционными СМК лишь для публикации информационных сообщений, то возможность общения «без посредников» с Президентом привлекает многих представителей общественности к данному ресурсу.

Отличительной особенностью использования блогов является также то обстоятельство, что Интернет-блог дает возможность диалогичности общения, без

посредников в лице СМК, политических партий и экспертов.

Единственным ограничением в использовании данного ресурса остается фактор относительно низкого распространения возможностей доступа в Интернет на территории России среди населения. Однако тенденцией последних лет является расширение возможности доступа в Интернет, а также снижение его стоимости.

В то же время социологические исследования показывают, что Интернет-аудитория в массе своей формируется из числа молодого поколения и представителей среднего возраста, которые вполне могут выступать в роли лидеров общественного мнения и активно распространять свои взгляды, в том числе и вне сети Интернет. Именно по этой причине внимание к активному использованию новых современных каналов и форм обмена информацией играет важную роль в процессе эффективного информационного взаимодействия государства и общества.

1 Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Аспект-Пресс, 2003.

2 Влияние средств массовой информации на политические взгляды россиян // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 791 от 15.10.2007 г URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/ item/single/8971.html

3 Там же.

4 Там же.

5 СМИ: предпочитаемые каналы информации. Опрос населения. 02.08.2007 г. URL: http:/ /bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/ dominant2007/dom0731/domt0731_2/d073121

6 Доверие к СМИ и политическая власть// Пресс-выпуск ВЦИОМ № 453 от 23.05.2006 г. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/2649.html

7 Фоссато Ф. Виртуальная политика и российское ТВ// Журн. «Pro et Contra». Июль-август. 2006. С. 13-28.

8 Дубин Б. Суверенность по законам клипа и сериала // Журн. «Pro et Contra». Июль-август. 2006. С. 6-12.

9 Башук А.И. Коммуникативные стратегии политического ритуала// URL: http:// politex.info/content/view/179/40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.