Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижнегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 5 (1), с. 317-321
УДК 323
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© 2010 г. Д.Г. Балуев, Е.П. Чекулаев
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского redeploy@mail.ru
Поступила в редакцию 29.06.2010
Определяется место интерактивных форм взаимодействия в информационной политике современной России, роль интерактивных форм информационного взаимодействия в освещении политического процесса. Выявляются содержание и особенности такой формы, как «прямые линии президента», а также использование возможностей такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог.
Ключевые слова: информационное взаимодействие, информационная политика, средства массовой коммуникации, политическая коммуникация, политический процесс, интерактивные формы взаимодействия.
Темпы развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и степень их влияния на общественную жизнь в современном мире стремительно увеличиваются. Данный фактор оказывает воздействие на процесс определения основных направлений дальнейшего общественного развития в целом, а также играет важную роль в политическом процессе России. Так, по мнению М.М. Лебедевой, «политическое развитие мира всегда было связано с научно-техническим прогрессом, который не только обеспечивал экономический и социальный рост, но и фактически формировал политическую систему мира [1]».
В связи с этим важное значение имеет интерес к политическим событиям, проявляемый обществом. На сегодняшний день, по данным опросов общественного мнения, 60% россиян не интересуется политикой. При этом 24% из них совершенно безразличны к этой теме. Интерес к политике проявляют лишь 37% из числа опрошенных. Представители старшего поколения проявляют больше заинтересованности по сравнению с молодежью. Так, если среди опрошенных 45 лет и старше политикой интересуются 43-45%, то среди граждан 35-44 лет -34%, а среди молодежи (18-34 года) - лишь 28-30% [2]. Также показательна доля участвующих в дискуссиях на политическую тему. Если среди представителей молодого поколения в них участвуют лишь 28%, то среди старшей возрастной группы этот показатель составляет уже 46-47% из числа опрошенных [2].
Данные социологических исследований, проведенных ФОМ, свидетельствуют, что среди
представителей старшего поколения из всех сообщений средств массовой коммуникации предпочтение отдается именно политическим новостям (ими интересуется 51%). У молодежи же политическая тематика находится по степени привлекательности на 6-м и 7-м местах, рядом с новостями светской жизни (35% и 34% соответственно) [3]. Интерес к событиям политического процесса является по-прежнему значительным, несмотря на различную степень его проявления среди социальных групп.
В связи с тем что роль информации как источника и движущей силы для общественного и государственного развития трудно переоценить, а информационные процессы имеют важнейшее значение как для внутренней политики, так и для внешнеполитической деятельности руководства страны, государственную информационную политику следует определить как систему, объединяющую цели, являющиеся выражением государственных интересов в информационной сфере; стратегии и тактики принятия решений в управлении процессами в данной области; методов их осуществления, разрабатываемых и применяемых государственной властью с целью регулирования и совершенствования как самих процессов информационного взаимодействия в общественной жизни и государстве, так и процессов технологического обеспечения данного взаимодействия.
Одним из наиболее важных направлений информационной политики государства является деятельность по взаимодействию со средствами массовой коммуникации (СМК), а также с интернет-сообществами. Данная проблема ре-
гулярно поднимается в общественных дисскус-сиях и находится в центре их внимания. Кроме этого, деятельность государства в данной сфере дополняется кругом проблем, связанных с реализацией гражданами и юридическими лицами права на свободное получение и распространение информации для массового пользования, гарантированного Конституцией РФ.
Новые технологии все активнее привносятся в политику и в том числе в сферу взаимодействия представителей государственной власти и общества. А поскольку на современном этапе развития массовых коммуникаций возможности информационного взаимодействия сторон расширяются, параллельно происходит как процесс развития существующих каналов массовой коммуникации, так и возникновение новых нетрадиционных средств информационного взаимодействия.
Что касается традиционных средств информационного взаимодействия (к ним в первую очередь следует отнести средства массовой коммуникации), то среди них лидирующие позиции по-прежнему занимает телевидение, которое на настоящий момент является наиболее распространенным и эффективным каналом информирования о событиях политического процесса. Кроме функции информирования, телевидение также оказывает мощное информационное воздействие на сознание аудитории. При этом характер данного воздействия в последнее время значительно изменился. Так, в 1990-е годы направленность в освещении политических событий различалась в зависимости от телевизионного канала, образуя некоторое подобие политических объединений. В настоящее время ситуация изменилась: благодаря контролю со стороны государства большая часть центральных СМК стали схожи между собой в своем подходе к подаче информации о политической сфере общественной жизни. Это обстоятельство позволило проводить единую линию в воздействии на общественное сознание, устранив, таким образом, резкое различие общественных настроений и объединив большую часть общества [4].
Таким образом, тенденцией в области информационной политики политического руководства стало формирование единого формата информационного вещания на подавляющем большинстве СМК, доступных большинству населения России. Кроме этого, отдельные элементы информационного освещения политического процесса в РФ можно найти также и в аналитических программах, и даже в телевизионных сериалах и спортивных передачах, а под-
ход к способу подачи информации принимает отчасти и черты развлекательного телевидения [5]. Подобная ситуация является благоприятной для всестороннего информационного воздействия на общественное сознание.
В то же время все более зрелищной предстают перед аудиторией представители власти, и в первую очередь фигура президента РФ.
Так, по данным отчета Союза журналистов, 90% времени информационного вещания отдается освещению событий, связанных с деятельностью именно президента, правительства и «партии власти» [6].
Развитие ИКТ во многом определило те изменения, которые происходят в области информационного обмена между представителями государственной власти и обществом. Так, в деятельность традиционных СМК, в особенности телевидения, привносится эффект «интерактивности». Этот фактор стал определяющим и в процессе общения президента РФ с гражданами страны. В связи с этим особенное внимание следует уделить таким «интерактивным» формам информационного освещения политического процесса, как «горячие линии» и интернет-блоги.
Такая форма информационного взаимодействия, как «прямые линии президента», выполняет несколько функций. Во-первых, подобная форма создает эффект общения президента страны и рядовых граждан страны без посредников, дает гражданам возможность обратиться с вопросом к руководству страны. «Эффект интерактивности» в данном случае достигается благодаря организации работы специально создаваемого для данной цели центра приема и обработки вопросов, поступающих посредством звонков, электронной почты и смс-сообщений, который проделывает огромный по масштабам объем работы. Кроме этого, впечатление общения «без посредников» складывается благодаря прямым включениям из различных регионов страны.
Во-вторых, «прямые линии президента» выполняют задачу интерпретации принимаемых политических решений. Так, в силу достаточно низкого интереса к теме политики, широко распространенного среди значительной части российского общества на сегодняшний день, программные положения, которые излагаются в форме декларируемых политических целей и задач зачастую не доходят до «конечного потребителя», то есть общества. В ходе же общения президента с гражданами «напрямую» перед руководством страны предстают возможности в менее официальной обстановке довести до граждан основные цели, сформулированные полити-
ческим руководством страны, а также методы и средства решения поставленных задач.
В-третьих, данная форма информационного взаимодействия выполняет также интеграционную функцию. Так, сама форма общения «без посредников» и вербальные средства, которые используются президентом, призваны продемонстрировать общность и единство российского общества. Эта задача выполняется благодаря апелляции к совместным достижениям, общим целям, общественному развитию и укреплению государства. На практике это зачастую реализуется при помощи использования таких оборотов как «мы», «вместе», «все» и др. Данные обращения затрагивают события не только современности, но и истории страны. Общее прошлое, достижения соотечественников и преемственность поколений в данном случае используются для объединения граждан государства на современном этапе. Особенно актуальными эти обращения становятся в периоды нестабильности и напряженности, во время политических и социальных изменений» [7].
В-четвертых, «прямые линии» представляют собой форму обратной связи. Обработка вопросов, полученных от граждан страны, позволяет провести анализ и определить основные общественно значимые проблемы, волнующие людей.
В-пятых, данная форма информационного взаимодействия выполняет функцию поддержания имиджа президента в роли эффективного политического лидера. Демонстрация разрешения проблем рядовых граждан занимает в этом процессе отдельное место, способствуя формированию положительного отношения к личности президента.
Среди интерактивных форм общения большое значение имеют возможности информационной сети Интернет, которая, по мнению ряда исследователей, представляет собой целую «среду обитания» с новыми возможностями. Развитие ИКТ существенно упрощает и удешевляет процесс информационного взаимодействия между гражданами, а также между обществом и государством. На сегодняшний день многие представители политического руководства приходят к осознанию, что применение новых технологий способно принести практическую пользу. Но, к сожалению, возможности интернет-технологий используются не в полной мере. Так, по большей части, в политике они используются по аналогии с традиционными СМИ, то есть как односторонний канал распространения информации. Возможности же получения обратной связи и диалога с аудиторией зачастую остаются невостребованными.
Новой формой в процессе освещения событий политического процесса в России стало использование такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог.
Блог (от англ. web-log - интернет-журнал) представляет собой некоторое подобие дневника, в котором высказывается позиция автора по произошедшим с ним событиям. Преимуществом данной формы интерактивного взаимодействия является то, что в этой форме присутствует возможность получения обратной связи от читателей, ознакомившихся с содержанием публикуемых в нем материалов. Блоги начали активно применяться в политике и в предвыборной борьбе. Особенно показателен в этом отношении пример выборов, проходивших в 2008 г. в США. Данный канал массовой коммуникации активно применялся, в том числе и действующим президентом США Бараком Обама, который таким образом сделал ставку на привлечение внимание со стороны молодого поколения избирателей.
Использование блога, в том числе президентом РФ, как формы общения с интернет-аудиторией ознаменовало собой перелом в отношении к возможностям сети Интернет в политическом процессе России. Если ранее возможности глобальной сети зачастую использовались по аналогии с традиционными СМК лишь для публикации информационных сообщений, то возможность общения «без посредников» с президентом приковывает многих представителей общественности к этому ресурсу.
Отличительной особенностью использования блогов является также то обстоятельство, что интернет-блог дает возможность диалогичности общения, без посредников в лице СМК, политических партий и экспертов.
Единственным ограничением в использовании данного ресурса остается фактор относительно низкого распространения возможностей доступа в Интернет на территории России среди населения. Однако тенденцией последних лет является то, что расширяются возможности доступа в Интернет, а также снижается его стоимость.
В то же время социологические исследования показывают, что интернет-аудитория в массе своей во многом формируется из числа молодого поколения и представителей среднего возраста, которые вполне могут выступать в роли лидеров общественного мнения и активно распространять свои взгляды, в том числе и вне сети Интернет. Именно по этой причине внимание к активному использованию новых современных каналов и форм обмена информацией
играет важную роль в процессе эффективного информационного взаимодействия государства и общества.
Проведенный анализ места интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, влияние развития современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их повсеместного проникновения в общественную жизнь имеет поистине колоссальное значение для определения основных направлений дальнейшего развития, в том числе и в политической сфере жизни общества. Развитие ИКТ существенно упрощает и удешевляет процесс информационного взаимодействия между гражданами, а также между обществом и государством. Кроме того, интерес к событиям политического процесса по-прежнему является значительным, несмотря на различную степень его проявления среди различных социальных групп.
Во-вторых, одним из наиболее важных направлений информационной политики государства является деятельность по взаимодействию со средствами массовой коммуникации (СМК), интернет-сообществами. Тенденцией в области информационной политики политического руководства стало формирование единого формата информационного вещания на подавляющем большинстве СМК, доступных большинству населения России. При этом в деятельность традиционных СМК, в особенности телевидения, привносится эффект «интерактивности».
В-третьих, к «интерактивным» формам информационного освещения политического процесса следует отнести горячие линии, интернет-блог президента.
Такая форма информационного взаимодействия, как «прямые линии президента», имеет ряд функциональных особенностей. Подобная форма создает эффект общения президента страны и рядовых граждан страны без посредников, дает гражданам возможность обратиться с вопросом к руководству страны. В ходе общения президента с гражданами «напрямую» перед руководством страны предстают возможности в менее официальной обстановке довести до граждан основные цели, сформулированные политическим руководством страны, а также методы и средства решения поставленных задач. Апелляция к общему прошлому, к достижениям соотечественников и преемственности поколений используются в информационных сообщениях для объединения граждан государства. Обработка вопросов, полученных от граждан страны, позволяет провести анализ и опре-
делить основные общественно значимые проблемы, волнующие людей. «Прямые линии президента» как форма информационного взаимодействия выполняет функцию поддержания имиджа президента в роли эффективного политического лидера. Демонстрация разрешения проблем рядовых граждан занимает в этом процессе отдельное место, способствуя формированию положительного отношения к личности президента.
Новой формой в процессе освещения событий политического процесса в России стало использование такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог. Если ранее возможности глобальной сети зачастую использовались по аналогии с традиционными СМК лишь для публикации информационных сообщений, то возможность общения «без посредников» с президентом приковывает многих представителей общественности к данному ресурсу. Интернет-блог дает возможность диалогичности общения, без посредников в лице СМК, политических партий и экспертов.
В-четвертых, Интернет аудитория в массе своей во многом формируется из числа молодого поколения и представителей среднего возраста, которые вполне могут выступать в роли лидеров общественного мнения и активно распространять свои взгляды, в том числе и вне сети Интернет. Внимание к активному использованию новых современных каналов и форм обмена информацией играет важную роль в процессе эффективного информационного взаимодействия государства и общества.
Список литературы
1. Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Аспект Пресс, 2003.
2. Влияние средств массовой информации на политические взгляды россиян // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 791 от 15.10.2007 г. URL: http://wciom.ru/ arkhiv/tematicheskiiarkhiv/item/single/8971 .html.
3. СМИ: предпочитаемые каналы информации. Опрос населения. 02.08.2007 г. URL: http://bd.fom.ru /report/map/projects/dominant/dominant2007/dom0731/ domt0731_2/d073121.
4. Доверие к СМИ и политическая власть // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 453 от 23.05.2006 г. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/2649.html.
5. Фоссато Ф. Виртуальная политика и российское ТВ // Pro et Contra. Июль-август. 2006. С. 13-28.
6. Дубин Б. Суверенность по законам клипа и сериала // Pro et Contra. Июль-август. 2006. С. 6-12.
7. Башук А.И. Коммуникативные стратегии политического ритуала // URL: http://politex.info/ content/ view/179/40.
INFORMATION POLICY AND INTERACTIVE COOPERATION FORMS IN MODERN RUSSIA
D.G. Baluev, E.P. Chekulaev
The authors determine the importance of interactive forms of cooperation in the information policy of modern Russia. The role of interactive forms of information cooperation in the coverage of the political process is also determined. The essence and features of such forms as “president’s hotlines” are considered, as well as the use of blogs as a form of communication in the Internet.
Keywords: information cooperation, information policy, mass-media, political communication, political process, interactive form of cooperation.