Научная статья на тему 'Место интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2006-2009 гг'

Место интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2006-2009 гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / INFORMATIONAL COOPERATION / INFORMATION POLICY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чекулаев Евгений Павлович

Статья посвящена определению места интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2000-е гг. Определяется роль «интерактивных» форм информационного взаимодействия в политическом процессе. Выявляются содержание и особенности такой формы, как «прямые линии президента», а также использование возможностей такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чекулаев Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of Interactive Forms of Cooperation Within the RF Information Policy in 2006-2009

The article deals with the importance of interactive forms of cooperation within the information policy of Russia in 2000-s. The role of interactive forms of informational cooperation in political process is determined in the article. The meaning and features of such form as «president hotlines», as well as weblog form of communication used in the Internet are considered in the research work

Текст научной работы на тему «Место интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2006-2009 гг»

УДК 323

Чекулаев Евгений Павлович Evgeny Chekulaev

МЕСТО ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РФ В 2006-2009 гг.

IMPORTANCE OF INTERACTIVE FORMS OF COOPERATION WITHIN THE RF INFORMATION POLICY IN 2006-2009

Статья посвящена определению места интерактивных форм взаимодействия в информационной политике РФ в 2000-е гг. Определяется роль «интерактивных» форм информационного взаимодействия в политическом процессе. Выявляются содержание и особенности такой формы, как «прямые линии президента», а также использование возможностей такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог

Ключевые слова: информационное взаимодействие, информационная политика, политический процесс

The article deals with the importance of interactive forms of cooperation within the information policy of Russia in 2000-s. The role of interactive forms of informational cooperation in political process is determined in the article. The meaning and features of such form as «president hotlines», as well as weblog form of communication used in the Internet are considered in the research work

Key words: Informational cooperation, information policy, political process

Влияние современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их повсеместное проникновение в общественную жизнь имеет важное значение для определения основных направлений дальнейшего развития социума, в том числе и в политической сфере. Так, согласно точки зрения М.М. Лебедевой, «политическое развитие мира всегда было связано с научно-техническим прогрессом, который не только обеспечивал экономический и социальный рост, но и фактически формировал политическую систему мира [1]».

В ходе информирования о событиях политического процесса важную роль играет интерес к политическим событиям, проявляемый обществом. По данным исследований, 60 % россиян не интересуются политикой. При этом 24 % из них безразличны к этой теме. Интерес к политике проявляют лишь 37 % из опрошенных [2]. Представители старшего поколения проявляют большую заинтересованность по сравнению с

молодежью. Среди респондентов 45 лет и старше политикой интересуются 43...45 %, 35...44 лет — 34 %, среди молодого поколения (18.34 лет) — лишь 28.30 % [2].

Показательна доля участвующих в дискуссиях на политическую тему. Если среди представителей молодого поколения в них участвуют лишь 28 %, то среди старшей возрастной группы этот показатель составляет 46.47 % из числа опрошенных граждан [2].

Данные социологических исследований, проведенных ФОМ, свидетельствуют, что среди представителей старшего поколения из всех сообщений средств массовой коммуникации предпочтение отдается именно политическим новостям (ими интересуется 51 %), у молодежи политическая тематика находится по степени привлекательности на 6 и 7 местах, рядом с новостями светской жизни (35 и 34 % соответственно) [3].

Однако интерес к событиям политического процесса является по-прежнему зна-

чительным, несмотря на различную степень его проявления среди социальных групп.

Степень доверия граждан к СМК в России, по данным на март 2009 г., несколько снизилась по сравнению с показателями ноября 2008 г. Так, согласно данным ФОМ, доля доверяющих СМК снизилась и составляет 39 % от числа опрошенных (вместо 51 % в ноябре 2008 г.), а 45 % граждан заявило, что они не доверяют СМК (раннее их доля составляла 38 %) [4].

В связи с тем, что роль информации как источника и движущей силы для общественного и государственного развития трудно переоценить, а информационные процессы имеют важнейшее значение как для внутренней политики, так и для внешнеполитической деятельности руководства страны, государственную информационную политику следует определить как систему, объединяющую цели, являющиеся выражением государственных интересов в информационной сфере; стратегии и тактики принятия решений в управлении процессами в данной области; методов их осуществления, разрабатываемых и применяемых государственной властью с целью регулирования и совершенствования как самих процессов информационного взаимодействия в общественной жизни и государстве, так и процессов технологического обеспечения данного взаимодействия.

Одним из наиболее важных направлений информационной политики государства является деятельность по взаимодействию со средствами массовой коммуникации (СМК), интернет-сообществами. Данная проблема регулярно поднимается в общественных дисскуссиях. Деятельность государства в названной сфере дополняется кругом проблем, связанных с реализацией гражданами и юридическими лицами права на свободное получение и распространение информации для массового пользования, гарантированного Конституцией РФ.

Новые технологии все активнее привносятся в политику и в том числе в сферу взаимодействия представителей государственной власти и общества. А поскольку на современном этапе развития массовых ком-

муникаций возможности информационного взаимодействия сторон расширяются, параллельно происходит как процесс развития существующих каналов массовой коммуникации, так и новых нетрадиционных средств информационного взаимодействия.

Что касается традиционных средств информационного взаимодействия (к ним, в первую очередь, следует отнести средства массовой коммуникации), то среди них лидирующие позиции по-прежнему занимает телевидение.

Среди всех СМК в России особо отмечают значение телевидения, которое на настоящий момент является наиболее распространенным и эффективным каналом информирования о событиях политического процесса. Кроме функции информирования, телевидение также оказывает мощное информационное воздействие на сознание аудитории. При этом характер данного воздействия в последнее время значительно изменился. Так, в 1990-е гг. направленность в освещении политических событий отличалась в зависимости от телевизионного канала, образуя некоторое подобие политических объединений. В настоящее время ситуация изменилась: благодаря контролю со стороны государства, большая часть центральных СМК стали схожи между собой в своем подходе к подаче информации о политической сфере общественной жизни. Это обстоятельство позволило проводить единую линию в воздействии на общественное сознание, устранив, таким образом, резкое различие общественных настроений и объединив большую часть общества [5].

Таким образом, тенденцией в области информационной политики политического руководства стало формирование единого формата информационного вещания на подавляющем большинстве СМК, доступных большинству россиян. Кроме этого, отдельные элементы информационного освещения политического процесса в РФ можно найти и в аналитических программах, и даже в телевизионных сериалах, и спортивных передачах, а подход к способу подачи информации принимает, отчасти, и черты

развлекательного телевидения [6]. Подобная ситуация является благоприятной для всестороннего информационного воздействия на общественное сознание.

В то же время, все более зрелищно предстают перед аудиторией представители власти, и в первую очередь, фигура Президента РФ.

Так, по данным со ссылкой на Отчет Союза журналистов, 90 % времени информационного вещания отдается освещению событий, связанных с деятельностью именно президента, правительства и «партии власти» [7].

Развитие ИКТ во многом определило те изменения, которые происходят в области информационного обмена между представителями государственной власти и обществом. Так, в деятельность традиционных СМК, в особенности телевидения, привносится эффект «интерактивности», который стал определяющим и в процессе общения Президента РФ с гражданами страны.

Такая форма информационного взаимодействия как «прямые линии президента» выполняет несколько функций. Во-первых, создает эффект общения президента страны с гражданами страны без посредников, дает возможность россиянам обратиться с вопросом к руководству страны. Эффект интерактивности в данном случае достигается благодаря организации работы специально создаваемого для данной цели центра приема и обработки вопросов, поступающих посредством звонков, электронной почты и смс-сообщений. Кроме того, впечатление общения «без посредников» складывается благодаря прямым включениям из различных регионов страны.

Во-вторых, «прямые линии президента» выполняют роль интерпретации принимаемых политических решений. Так, в силу сдержанного интереса россиян к политической тематике, программные положения, которые излагаются в форме декларируемых политических целей и задач, зачастую не доходят до общества. В ходе же общения президента с гражданами «напрямую» перед руководством страны предстают возможности в менее официальной

обстановке довести до граждан основные цели, сформулированные политическим руководством страны, а также методы и средства решения поставленных задач.

В-третьих, данная форма информационного взаимодействия выполняет также интеграционную функцию. Так, сама форма общения «без посредников» и вербальные средства, которые используются президентом, призваны продемонстрировать общность и единство российского общества. Эта задача выполняется благодаря апелляции к совместным достижениям, общим целям, общественному развитию и укреплению государства. На практике это зачастую реализуется при помощи использования таких оборотов, как «мы», «вместе», «все» и др. Данные обращения затрагивают не только события современности, но и историю страны. Общее прошлое, достижения соотечественников и преемственность поколений в данном случае используются для объединения граждан государства на современном этапе. Особенно актуальными данные обращения становятся в периоды нестабильности и напряженности, во время политических и социальных изменений» [8].

В-четвертых, «прямые линии» представляют собой форму обратной связи. Обработка вопросов, полученных от граждан страны, позволяет провести анализ и определить основные общественно значимые проблемы, волнующие людей.

В-пятых, данная форма информационного взаимодействия выполняет функцию поддержания имиджа президента в роли эффективного политического лидера. Демонстрация разрешения проблем рядовых граждан занимает в этом процессе отдельное место, способствующее формированию положительного отношения к личности президента.

Среди интерактивных форм общения важное значение имеют возможности информационной сети Интернет, которая, по мнению ряда исследователей, представляет собой целую «среду обитания» с новыми возможностями. Развитие ИКТ существенно упрощает и удешевляет процесс информационного взаимодействия между

гражданами, а также между обществом и государством. На сегодняшний день многие представители политического руководства приходят к осознанию, что применение новых технологий способно принести практическую пользу. Однако возможности интернет-технологий используются не в полной мере. Так, в политике они используются по аналогии с традиционными СМИ, т.е. как односторонний канал распространения информации. Возможности же получения обратной связи и диалога с аудиторией зачастую остаются невостребованными.

Новой формой в процессе освещения событий политического процесса в России стало использование такой формы общения в информационной сети Интернет, как блог.

Блог (от англ. «^еЬ-^» — интернет-журнал) представляет собой некоторое подобие дневника, в котором высказывается позиция автора по отношению к произошедшим событиям. Преимуществом данной формы интерактивного взаимодействия является то, что в данной форме присутствует возможность получения обратной связи от читателей, ознакомившихся с содержанием публикуемых в нем материалов. Блоги начали активно применяться в политике и в предвыборной борьбе. Особенно показателен в этом отношении пример выборов, проходивших в 2008 г. в США. Данный канал массовой коммуникации активно применялся в том числе и действующим Президентом США, Бараком Обама, который таким образом сделал ставку на привлечение внимание со стороны молодого поколения избирателей.

Использование блога как формы общения, в том числе Президентом РФ с интернет-аудиторией ознаменовало собой перелом в отношении к возможностям сети Интернет в политическом процессе России. Если ранее возможности глобальной сети зачастую использовались ( по аналогии с традиционными СМК) лишь для публикации информационных сообщений, то возможность общения «без посредников» с президентом приковывает многих представителей общественности к данному ресурсу.

Отличительной особенностью использования блогов является то обстоятельство, что интернет-блог дает возможность диалогичности общения, без посредников в лице СМК, политических партий и экспертов.

Единственным ограничением в использовании данного ресурса остается фактор относительно низкого распространения возможностей доступа в Интернет на территории России среди населения. Однако тенденцией последних лет является то, что расширяются возможности доступа в Интернет, а также снижается его стоимость.

В то же время, социологические исследования показывают, что интернет-аудитория в массе своей во многом формируется из числа молодого поколения и представителей среднего возраста, которые вполне могут выступать в роли лидеров общественного мнения и активно распространять свои взгляды, в том числе и вне сети Интернет. Именно по этой причине внимание к активному использованию новых современных каналов и форм обмена информацией играет важную роль в процессе эффективного информационного взаимодействия государства и общества.

В заключение следует сделать следующие выводы. Влияние развития современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их повсеместного проникновения в общественную жизнь имеет важное значение для определения основных направлений дальнейшего развития, в том числе и в политической сфере жизни общества. Развитие ИКТ существенно упрощает и удешевляет процесс информационного взаимодействия между гражданами, а также между обществом и государством.

В деятельность традиционных СМК, особенно телевидения, привносится эффект «интерактивности». К «интерактивным» формам информационного освещения политического процесса следует отнести горячие линии, интернет-блог президента.

Если ранее возможности ИКТ зачастую пользовались по аналогии лишь для публикации информационных сообщений, то в современных условиях интерес представляет возможность диалогичности общения,

без посредников в лице СМК, политических ную роль в процессе эффективного инфор-партий и экспертов. мационного взаимодействия государства и

Использование современных каналов общества. и форм обмена информацией играет важ-

Литература

1. Лебедева М.М. Мировая политика. — М.: Аспект Пресс, 2003.

2. Влияние средств массовой информации на политические взгляды россиян // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 791 от 15.10.2007 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http:// wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8971.html.

3. СМИ: предпочитаемые каналы информации. Опрос населения. 02.08.2007 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/ dominant2007/dom0731/domt0731_2/d073121.

4. СМИ: общее доверие и оценка. Опрос населения. 26.03.2009. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/ dominant2009/ dom0912/ d091211.

5. Доверие к СМИ и политическая власть // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 453 от 23.05.2006 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/ item/single/2649.html.

6. Фоссато Ф. Виртуальная политика и российское ТВ // Журн. «Pro et Contra». Июль-август, 2006. - С. 13-28.

7. Дубин Б. Суверенность по законам клипа и сериала // Журн. «Pro et Contra». Июль-август, 2006. С. 6-12.

8. Башук А.И. Коммуникативные стратегии политического ритуала. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://politex.info/content/view/179/40.

Коротко об авторе_________________________________________________Briefly about the author

Чекулаев Е.П., аспирант, Нижегородский госу- E. Chekulaev, Post-graduate Student, Nizhny Novgorod

дарственный университет им. Н.И. Лобачевского State University Named after Lobachevsky N.I.

(ННГУ)

redeploy@mail.ru

Научные интересы: информационное взаимо- Areas of expertise : informational cooperation, infor-

действие, информационная политика России mation policy of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.