6. Маркс, К. Экономические рукописи 1857—1859 гг [Текст] / К. Маркс //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. — 2-е изд. - Т. 46, ч. 2. - 618 с.
7. Орлов, В.В. Философия экономики [Текст] / В.В. Орлов, Т.С. Васильева. — Пермь: Изд-во ПГУ, 2006. — 266 с.
8. Рыбаков, А.В. Мировой экономический кризис: причины мнимые и реальные [Электронный ресурс] / А.В. Рыбаков. — Режим доступа: http://www. mai.ru/ events/sfiro/articles/sec2/rybakoV:doс (дата обращения: 22.11.2010).
9. Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма [Текст] / Дж. Сорос. — М., 1999. — 262 с.
10. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти [Текст] / Э. Тоффлер. — М.: АСТ, 2001. — 669 с.
11. Он же. Революционное богатство [Текст] / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. - М.: АСТ : АСТ МОСКВА, 2008. - 569 с.
12. Хорос, В.Г. Постиндустриальный мир — ожидания и реальность (к постановке проблемы) [Текст] / В.Г. Хорос // Постиндустриальный мир и Россия. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 10—24.
13. Dyer-Witheford, N. Cyber-Marx: Cycles and Circuits of Struggle in High Technology Capitalism [Electronic resource] / N. Dyer-Witheford. — Режим доступа: http:// www.fims.uwo.ca/people/faculty/ dyerwitheford/index.htm (дата обращения: 14.07.2009).
14. Greig, A. Challenging global inequality: development theory and practice in the 21 century [Text] / A. Greig, D. Hulme, M. Turner. — L.; N. Y; Canberra, 2007. — 296 р.
УДК 323.2:004
Т.С. Тараканова
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В КОНЦЕПЦИИ ДЕЛИБЕРАТИВНОЙ ДЕМОКРАТИИ
Современная политика не может существовать вне коммуникативного поля, тем более быть эффективной. Быть услышанным и понятым — значит получить поддержку электората.
Во второй половине XX века произошли решающие преобразования в формах и методах политической коммуникации. В послевоенное время средства массовой информации, и в частности телевидение, предоставляли политическую информацию общественности, которая была более однородна и восприимчива. В современном обществе путей (каналов) политического общения стало больше вследствие увеличения фрагментированной аудитории, становящейся с каждым годом все разнообразнее, сложнее и требовательнее [3].
С появлением новых способов и средств связи потребовалось, помимо прочего, ускорение в новостных циклах наряду с соответствующим сокращением журналистских сроков обработки и подготовки информации. Кроме того, современные информационные и коммуникационные технологии создали глобальный охват, придавший новую форму, характер и динамику политическим и культурным процессам. В данной статье мы рассмотрим различные направления использования интернет-техно-
логий в политико-коммуникативной сфере и попытаемся выделить все возможные положительные моменты их применения.
В связи с появлением сети Интернет в сфере политических коммуникаций сложилась качественно новая ситуация. С развитием информационно-коммуникационных технологий расширилась возможность демократизации процесса согласования политических решений путем включения в него различных слоев населения. Этот сдвиг в политической коммуникации несет глубокие политические и социологические изменения, такие как:
• улучшение жизни наименее привилегированных и наиболее нуждающихся слоев населения, т. е. миллионов людей во всем мире;
• облегчение доступа к услугам здравоохранения и образования;
• сохранение и распределение ресурсов;
• расширение участия населения в процессах принятия решений [2].
Особое значение имеет тот факт, что властные отношения между ключевыми акторами — поставщиками сообщения и приемниками — трансформируются, а вслед за ними трансформируется и сама политическая журналистика.
Новые технологии связи позволяют менее находчивым акторам обойти существующие барьеры и напрямую общаться с другими акторами политики и с широкой общественностью. Сеть Интернет дает возможность получить быстрый доступ к необходимой политической информации через порталы, каталоги, поисковые системы. Как публичное пространство без границ он позволяет правительству озвучить, внедрить и оценить результат принимаемых решений, опираясь на общественное мнение. Представители оппозиции через интернет-пространство могут продвигать идеи в массы и находить сторонников для поддержания и реализации своих политических установок.
Новые СМИ и цифровая революция привели к фундаментальным изменениям в коммуникативной практике, включающим как государственные, так и межличностные обмены информацией. Пройдя путь от простого источника информации до представительского инструмента взаимодействия двух и более лиц, Интернет занимает особое место среди новых коммуникативных стратегий. Появление веб-ресурсов радикально изменило жанры и дискурсы в политической коммуникации.
Проведенные в последние годы исследования показали, что сеть Интернет способствует не только созданию новых жанров, но и существующие жанры часто меняются, проходя через эту среду [3]. С начала цифровой эпохи было отмечено использование различных новых форм коммуникации в ответ на все возрастающую необходимость вовлечения граждан в политический процесс. Становится очевидным, что создание электронного правительства — важный этап в преодолении барьеров политической коммуникации и создании единого демократического центра влияния на принятие решений.
Отечественными и зарубежными авторами, такими как А.Н. Юртаев, М.С. Дашян, L. Al-Hakim, Donald F. Norris и др., выделяются, как правило, три основных направления, связанные с реализацией целей электронного правительства (государства):
1) коммуникация между государственными институтами (government to government);
2) коммуникация между госаппаратом и бизнес-структурами (government to business);
3) коммуникация между государственными институтами и общественностью (government to citizen) [1].
Первое направление — government to government (G2G) — должно способствовать повышению эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления; второе — government to business (G2B) — предполагает повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и коммерческих структур, создание условий для реализации механизмов электронной торговли, совершенствование процедур в таких сферах, как налогообложение, делопроизводство, таможенное дело; третье — government to citizen (G2C) — призвано обеспечить права граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. В последнем направлении электронное правительство предполагает повышение качества коммуникативных отношений в сфере оказания государственных услуг с наименьшей затратой времени и средств. Это будет способствовать повышению активности участия граждан в области принятия политических решений (в законотворческой деятельности) [1].
Создание е-правительства позволяет говорить о концепции совещательной (делибера-тивной) демократии, основной идеей которой является демократическое принятие решений, основанное на общественном обсуждении. То есть делиберативная демократия сосредоточивается на идее развитой демократии, на регулярной основе создающей в процессе принятия решений возможности для диалога граждан как друг с другом, так и с представителями госаппарата [8].
Предлагаемые властью интерактивные медиатехнологии призваны заменить пассивные формы политических коммуникаций, что должно способствовать формированию информированного и активного гражданина. Например:
• разработка и внедрение программы «Электронное правительство»;
• интерактивные видеоконференции главы государства (как с участием представителей власти, так и с гражданами);
• прямое общение первых лиц государства с народом («Телемост»);
• создание и ведение блогов в глобальной сети Интернет;
• создание личных аккаунтов в социальных сетях и т. д.
Каждый избиратель получит возможность оперативного доступа к интересующей его политической информации. Он сможет активнее участвовать в работе органов общественного самоуправления, а также контролировать действия избранных официальных лиц и реагировать в ситуациях, когда власти не способны ответить на его запрос.
С точки зрения уникальности политических интернет-коммуникаций можно выделить то, что каждый становится участником коммуникативного процесса модели «многие-ко-многим» (в отличие от модели «один-ко-многим» связи со СМИ).
С целью регулирования производства и распространения общественно-политических идей субъектами политической коммуникации в интернет-пространстве среди наиболее эффективных жанров можно выделить следующие:
1) диалог между двумя или более людьми;
2) диалог между символами (драма, рассказ, повесть, пьеса, роман, скетч и т. д.);
3) литературные произведения, написанные в форме беседы (диалоги Платона) [5].
В интернет-пространстве, осуществляя политическую коммуникацию, можно вести диалог посредством:
• выбора среды (выбор ниши для размещения информации с целью нахождения своего избирателя);
• освещения событий в средах (используя видео, фото, письма власти и т. д.);
• создания тем (при помощи специальных программ для страниц или шаблонов для html сайтов с целью создания большей привлекательности для интернет-посетителей);
• ведения блогов (личные блоги создаются с целью информирования о личности политика, его деятельности, воспитывают чувство привязанности, участия и становятся мощным инструментом передачи политической информации. Например, блоги Д.А. Медведева http://blog.kremlin.ru/, В.В. Жириновского http://blogs.mail.ru/mail/zhirinovskyvv/, Барака Обамы http://www.barackobama.com и т. д.).
Таким образом, будет осуществляться обмен идеями и мнениями на пути достижения конструктивного диалога со всеми политическими элементами. Использование приведен-
ных выше жанров политической коммуникации в интернет-среде будет эффективным. Коммуникация власти и общества в интернет-среде предполагает использование письменных жанров, представляющих синтез журналистского и пиаровского начал, т. е. текст персонифицируется и инициируется непосредственно субъектом, представленным в тексте, во всех текстах доминирует имиджевая составляющая, основная цель — привлечение внимания к персоне, к проблеме. Современный политический текст часто строится и воспринимается как своего рода диалог с гражданами, политическими институтами, бизнес-структурами и т. д. Политическая речь по своей природе диалогична и ориентирована в первую очередь на воздействие. Политик обязан уметь вести диалог с различными представителями общественности, что особенно важно в интернет-коммуникациях [3].
Рассматривая политические коммуникации на е-правительственной арене, необходимо отметить не только уровень роста технологических разработок, но и уровень решения проблем. Политические коммуникации к тому же стали мобильными. С внедрением Интернета в мобильные устройства представилась возможность повсеместного сетевого подключения. Продвижение информационно-коммуникационных технологий способствует появлению новых е-правительств на федеральном и региональном уровнях посредством беспроводных каналов. Однако уровни цифрового неравенства остаются важным критерием на пути к беспрепятственному и всеобщему коммуницированию политических субъектов в интернет-среде. Термин «цифровое неравенство» может быть применен как к различным обществам в рамках одной страны (внутреннее цифровое неравенство), так и к нескольким странам или регионам (международное цифровое неравенство) [9].
По последним данным как российских, так и зарубежных исследовательских центров, уровень цифрового неравенства граждан России по-прежнему высок. Цифры, показывающие интенсивность использования сети Интернет в России, свидетельствуют о том, что число пользующихся данной технологией растет. Так, по данным исследовательской группы TSN, в 2010 году число пользователей сети Интернет среди россиян составило 59 %, что на 14 % больше, чем в 2009 году. Согласно результатам исследования «Интернет в
России», проведенного фондом «Общественное мнение» зимой 2010—2011 годов, доля активной интернет-аудитории к концу 2010 года достигла 36 млн человек, что на 22 % больше, чем за тот же период 2009 года. Аналитики данного проекта сделали прогноз, что к концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн человек или 71 % населения страны старше 18 лет [10].
Проблема цифрового неравенства обсуждается в России на самом высоком политическом уровне, в многочисленных печатных изданиях ведутся дискуссии на эту тему. Так, в 2010 году в Москве на V Международной конференции «Современные технологии государственного управления. Электронное правительство 2010» было озвучено текущее положение дел и перспективы внедрения электронного правительства в России. Среди ключевых проблем, стоящих на пути его внедрения, были озвучены следующие:
• недостаточная межведомственная координация;
• нереализованная нормативная поддержка и устаревшее концептуальное понимание электронного правительства;
• компьютерная неграмотность населения страны.
Согласно данным ВЦИОМ за 2010 год, около 97 млн человек (69 %) не пользуются электронными интернет-сервисами. Для реше-
ния проблемы понижения уровня цифрового неравенства был предложен список мероприятий, способствующих вовлечению граждан в информационное общество. На VI конференции в 2011 году также прозвучала проблема компьютерной безграмотности населения и его недостаточного участия в политической жизни страны посредством интернет-коммуникаций.
Начатая в 2002 году федеральная целевая программа «Электронная Россия» должна завершиться к 2012 году. Одной из многочисленных целей данной программы является увеличение электронного взаимодействия субъектов политики, которое должно составить 65 % от внутренних коммуникаций и до 40 % от коммуникаций между федеральными, региональными и местными органами власти. Сегодня этап реализации программы е-правительства в Российской Федерации далек от своего завершения. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования в области реализации и функционирования электронного правительства.
Такого рода исследованиями с 2004 года занимаются сотрудники Waseda University Institute of e-Government. Директор института и руководитель исследовательской группы профессор Тошио Оби в 2011 году выступил с докладом, целью которого было представить рейтинг развития электронного правительства во всем мире (см. таблицу). Профессор Оби отметил,
Рейтинг электронного правительства в 2010 году
№ Заключительный Балл № Заключительный Балл № Заключительный Балл
п/п рейтинг п/п рейтинг п/п рейтинг
1 Сингапур 92,14 18 Франция 72,05 35 Россия 57,10
2 США 92,13 19 Швейцария 71,88 36 Индонезия 56,88
3 Швеция 88,32 20 Нидерланды 70,75 37 Египет 56,13
4 Корея 87,50 21 Новая Зеландия 70,21 38 Вьетнам 55,70
5 Финляндия 86,90 22 Португалия 69,02 39 Чешская Республика 51,80
6 Япония 86,85 23 Таиланд 67,67 40 Румыния 49,15
7 Канада 85,13 24 Малайзия 67,37 41 Бразилия 48,80
8 Эстония 84,10 25 Филиппины 65,10 42 Бруней 46,50
9 Бельгия 83,55 26 Гонконг SAR 63,50 43 Чили 42,15
10 Великобритания 82,40 27 Тунис 62,10 44 Казахстан 38,14
10 Дания 82,40 28 Мексика 62,05 45 Перу 35,20
12 Италия 81,20 29 Китай 60,80 46 Пакистан 32,81
13 Тайвань 79,31 30 Индия 60,15 47 Фиджи 30,10
14 Австралия 78,50 31 ЮАР 59,71 48 Иран 26,10
15 Норвегия 77,61 32 Израиль 58,80 49 Узбекистан 25,11
16 Испания 75,30 33 Турция 57,50 50 Грузия 22,46
17 Германия 73,15 33 Макао 57,50
что интернет-коммуникационные технологии являются мощным инструментом для решения текущих экономических вопросов, а также инструментом консолидирования всего информационного общества. Е-правительства играют ключевую роль в процессе построения отношений между властными структурами и гражданами, что позволяет говорить о государстве как о гражданско ориентированном. В докладе были представлены результаты мониторинга 50 стран, имеющих самые передовые разработки в области электронного правительства [6]. В 2011 году Российская Федерация не вошла в число исследуемых стран. Можно предположить, что причиной этого стал незавершенный этап реализации федеральной программы «Электронное правительство».
Однако, согласно данным статистики, в России в этой области появились положительные сдвиги. Осенью 2011 года заработал портал государственных услуг РФ (gosuslugi.ru). В сентябре на портале было зарегистрировано 127 904 человека, и общее количество пользователей, имеющих свой личный кабинет, постоянно растет. Изучая динамику роста, можно прогнозировать, что к лету 2012 года число зарегистрированных пользователей превысит 2 млн. Также следует отметить явные различия в запросах тех или иных услуг на разных властных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Жителей крупных городов чаще интересуют выписанные штрафы, получение загранпаспортов, извещения о состоянии индивидуального лицевого счета. В регионах к интернет-ресурсам обращаются в основном в поисках работы, для регистрации браков, получения информации о коммунальных услугах и подачи заявления на компенсацию. Наиболее активными интернет-пользователями являются жители Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Амурской и Воронежской областей. Если говорить о социально-демографических показателях, то следует отметить, что наиболее активные посетители государственного онлайн пространства — это мужчины в возрасте от 25 до 35 лет. С каждым днем пользовательская аудитория портала государственных услуг становится шире и разнообразнее [4].
Итак, интернет-пространство изменило многие сферы политической жизни, главным образом путем предоставления права голоса
многочисленным группам и отдельным гражданам, а также способствовало расширению прав и возможностей прогрессивных групп.
Таким образом, для качественного функционирования программы «Электронное правительство» необходимо:
• реальное объединение элементов инфраструктуры общественного доступа;
• крепкая правовая основа регулирования деятельности структур, обеспечивающих процессы информатизации и функционирования электронного правительства;
• техническая разработка сайтов и порталов электронного правительства;
• наличие удобного интерфейса и т. д. [7].
Только тогда возможно упрочнение демократических отношений между властными структурами, правительством и гражданами, а также между социальными группами.
Политические информационные системы являются жизненно важными в условиях представительной демократии. Публичная сфера призвана содержать различные точки зрения и мнения по вопросам, касающимся всех граждан. В некотором смысле новые системы коммуникации, в особенности глобальное информационное пространство Интернет, могут способствовать активизации участия граждан в политическом дискурсе, в том числе и на стадии принятия решений, а также предоставляют им возможность оказывать влияние, выражая свою гражданскую позицию, на многие политические процессы.
Важнейшим направлением использования интернет-технологий в политико-коммуникативной сфере, по нашему мнению, является создание политической информации и дальнейшее ее тиражирование в рамках персонального контента (блоги, чаты, сайты), а также рассылка такой информации в адрес политических партий и органов государственной власти. Необходимы также организация интернет-голосований, социологических опросов, референдумов и проведение публичных интернет-мероприятий, в первую очередь интернет-конференций. Актуально создание виртуальных партий, участие в организации политических программ и законодательных инициатив. Кроме того, не обойтись без объединения сторонников оппозиционных партий, течений, СМИ. Полезна будет организация в сети Интернет политической рекламы (баннерная реклама, рассылка,
проведение PR-кампаний и т. д.). Возможно ведение контрпропаганды (создание дезинформационных и компрометирующих ресурсов, сайтов-«двойников»; использование негативных политических рекламных баннеров и т. д.).
Подводя итоги, отметим положительные моменты использования интернет-технологий в политической деятельности:
• глобальная сеть Интернет как СМК обладает большей независимостью, нежели традиционные СМИ;
• наличие двусторонней направленности и интерактивности коммуникации, что позволяет в режиме реального времени получить ответ (реакцию) и скорректировать проводимую политику;
• привлечение внимания интернет-аудитории к персоне политического лидера (данная аудитория — довольно важный сегмент электората);
• формирование эффективных связей политических сил с общественностью;
• повышение интерактивности общения с целевой аудиторией, что дает возможность эффективно конструировать политический имидж за счет своевременной коррекции;
• относительная экономичность технологий в интернет-пространстве (в отличие от традиционной политической рекламы) дает возможность для увеличения плюрализма и открытости политического процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Al-Hakim, L. Global E-Govemment: Theory, Applications and Benchmarking [Text] / ed. L. Al-Hakim. - IGI Global, 2006.
2. Lin, C.A. Communication Technology and Social Change: Theory and Implications [Text] / C.A. Lin, D.J. At-kin // Routledge Communication Series. — Nov. 17, 2006.
3. Crozier, M. Theatres of innovation: Political communication and contemporary public policy [Text] / M. Crozier; Department of Political Science University of Melbourne / Australia / Victoria, 2010.
4. Еще раз о статистике: полтора года в сети [Электронный ресурс]. — 2011. — 11 октября. — Режим доступа: http://gosuslugi.livejournal.com (дата обращения: 02.10.2011).
5. Macovski, M. Dialogue & Critical Discourse: Language, Culture, Critical Theory [Text] / M. Macovski. — N. Y.: Oxford University Press, 1997.
6. Toshio, O. Institute of e-Government released the 2011 World e-Government Ranking [Electronic resource] / O. Toshio. — Офиц. сайт Исслед. ин-та электронного
правительства им. Васеда. — 2011. — Январь. — Режим доступа: http://www.waseda.jp/eng/news10/110114_egov. html (дата обращения: 20.09.2011).
7. Бачило, И. Функционирование «Электронного правительства» и его совершенствование [Электронный ресурс] / И. Бачило. — 2010. — Май. — Режим доступа: http://www. lawinrussia.ru/funktsionirovanie-elektronnogo-pravitelstva-i-ego-sovershenstwvanie (дата обращения: 14.11.2011).
8. Бондаренко, С.В. Особенности создания и функционирования площадок «электронной демократии» [Текст] / С.В. Бондаренко // Полит. исследования. - 2011. - № 5.
9. Быков, И.А. Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России [Текст] / И.А. Быков, Е.Э. Халл // Там же. — С. 151-163.
10. Лебедев, П. Интернет в России. Зима 2010—2011 [Электронный ресурс] / П. Лебедев. — 2011. — Март. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/pressr_130611 (дата обращения: 12.11.2011).
УДК 101.1:316
В.С. Тормошева
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В последней четверти XX века человечество вступило в новую стадию своего развития — эпоху информационного общества, которую один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер (АМп ТоШег)
охарактеризовал как эпоху информации, приводимой в действие технологическими достижениями. В работе «Третья волна» исследователь утверждает, что информационное общество стремительно возникает из столкновения новых