Научная статья на тему 'Социальные сети как средство политической коммуникации'

Социальные сети как средство политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2983
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шукшин Андрей Иванович

Данная статья посвящена рассмотрению влияния Интернет и социальных сетей на политическую жизнь человека. Рассматривается усиление роли новых медиа в обществе в качестве новейшего средства коммуникации и социального лифта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the influence of the Internet and social networks on the political life of a person. The author focuses on strengthening of new media in society, being both the latest means of communication and a social lift.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как средство политической коммуникации»

ШУКШИН А. И. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению влияния Интернет и социальных сетей на политическую жизнь человека. Рассматривается усиление роли новых медиа в обществе в качестве новейшего средства коммуникации и социального лифта.

Ключевые слова: социальная сеть, интернет, общество, политическая коммуникация, социальная и политическая информация.

SHUKSHIN A. I.

SOCIAL NETWORKS AS A MEANS OF POLITICAL COMMUNICATION

Abstract. The article studies the influence of the Internet and social networks on the political life of a person. The author focuses on strengthening of new media in society, being both the latest means of communication and a social lift.

Keywords: social network, internet, society, political communication, social and political information.

Мир быстро развивается и меняется, и наша страна развивается и меняется соответственно. Новые идеи, технологии, научные достижения развиваются и распространяются с неимоверной скоростью. Обновленное общество разительно отличается от общества, жившего 10 лет назад.

В доказательство этому приведем следующие данные:

1) по уровню доступа к информационным технологиям Россия находится в верхней трети рейтинга (на 48-м месте из 159 стран), и это лучший результат среди стран СНГ [4]. При этом темпы роста превосходят западные;

2) по итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн. Интернет-пользователей (тех, кто выходил в сеть Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория 39,2 млн. человек, а ежедневная - 29,4 млн. Динамика роста российской Интернет-аудитории с 2000 по 2010 годы составила 1826 % [5];

3) в сентябре 2011 года Россия обогнала Германию по количеству Интернет-пользователей и заняла первое место в Европе [5];

4) в период зимы 2012-2013 гг. по данным фонда «Общественное мнение» хотя бы раз в месяц Интернетом пользуются 64,4 миллиона совершеннолетних жителей [6]. Оценивая эти данные, следует иметь в виду, что в числе владельцев домашних компьютеров в РФ всего 19 % граждан.

Отсюда видно, что количество, человек, пользующихся сетью Интернет, значительно выросло и продолжает расти в геометрической прогрессии.

К тому же следует заметить, что постепенно Интернет из глобального средства получения и распространения информации буквально за каких-то пять-шесть лет приобретает новые, ранее несвойственные ему функции, такие как: политические, социальные, экономические коммуникации; место политической борьбы, средство повышения социального статуса и так далее.

Но наиболее важным для нас является процесс формирования новых видов Интернет-коммуникаций: блог-платформ, социальных сетей, интернет-сообществ.

В настоящее время вопрос блог-платформ и социальных сетей для политологов и социологов становится одним из важнейших и наиболее актуальных. В современном информационном обществе роль социальных сетей стремительно возросла и продолжает увеличиваться.

Сегодня социальные сети (наиболее популярные из них: Фейсбук, Твиттер, Вконтакте, Одноклассники и др.) постепенно эволюционируют в новоизобретенный социальный институт.

Среди причин, относящих социальные сети и Интернет-сообщества к новому социальному институту, можно выделить:

- наличие определенной системы и организации сети;

- наличие социальных групп и социальных организаций, призванных удовлетворять потребности групп, личности;

- интеграция социальных сетей в социально-политическую жизнь общества и социализация индивидов, функционирующих внутри сети [1].

Потенциал данных веб-сервисов поистине огромен. Практически каждый российский политик имеет аккаунт в социальных сетях и блогах, выкладывает о себе политическую, агитационную и личную информацию.

Приведем для примера «Твиттер» председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, у которого на 1 января 2014 года имеется 842 «твита» и более 2-х миллионов подписчиков [7].

Таким образом, в теории, практически любой пользователь Интернет может вступить в диалог с интересующим его политическим деятелем. Но на практике все происходит несколько иначе. Создание аккаунтов в социальных сетях большей части российских политиков имеет целью увеличение пиара.

Нужно отметить, что создание и развитие общественно-политических социальных сетей в России находится на более низком уровне, чем в более развитых в этом плане

странах. Это один из показателей отставания России и нехватки новых социальных и политических технологий.

Усиление роли новых медиа в жизни общества является общемировой тенденцией, в чём можно убедиться на примере Европы и Америки [2]. Там социальные сети и блоги -популярный и широко используемый инструмент публичного общения и дискурса.

Политическую социальную сеть можно отнести к своего рода индикатору общественного настроения [3], к тому же, ее можно охарактеризовать как нейтральную площадку для обсуждения мнений, идей, предложений.

Социальные сети - мощный рычаг, способный влиять на политические процессы в обществе. В последнее время всё большее количество российских политиков и чиновников заводит аккаунты в таких соцсетях как «Фейсбук» или «Твиттер». Все это делается с определенной целью - продемонстрировать свою включенность в процесс «виртуальной социализации», а также с целью «пропиарить» себя как политического деятеля, что и является одной из проблем эффективного использования социальных сетей.

На сегодняшний день во всем мире существует и качественно новый формат проведения выборов - Интернет-выборы - один из способов электронного голосования, представляющий собой проведение части или полностью голосования на выборах и референдуме с использованием сети Интернет. В мире идут споры о возможности практического проведения интернет-выборов и их безопасности для тайности волеизъявления граждан и достоверности, полученных в результате таких выборов результатов [3].

Сегодня социальные сети, в отличие от невиртуальных медиа, отличает относительная свобода слова, свобода в высказывании своей точки зрения практически по любому вопросу. Мы назвали свободу относительной, так как государство уже начало свое вмешательство и в эту сферу жизни общества. К примеру, в ФРГ в Китае социальные сети уже длительное время законодательно регулируются, в России же этому положено начало - Госдума приняла во втором и сразу в третьем, окончательном чтении закон о так называемых черных списках сайтов, содержащих запрещенную информацию.

С точки зрения социальных технологий, политическая сеть может стать для пользователей Интернет социальным лифтом, выделить среди них новых талантливых лидеров.

Авторитет в социальной сети формируется в первую очередь за счет контента, который пользователь выкладывает на своей странице, в своем журнале или блоге (вспомним А. Навального) [8].

Социальные сети можно и нужно продуктивно применять в различных областях не только с целью налаживания контактов и общения, но и с целью получения важной политической, социальной или другой информации, взаимодействия с учеными и политиками, осуществления научной, социальной и политической деятельности [1].

Социальные сети можно назвать виртуальным отражением жизни, в котором находят свое место как злободневные проблемы, волнующие общество, так и мнение, и оценки самого общества по насущным интересующим его проблемам.

Речь идёт об огромной и весьма дифференцированной прослойке общества. А ещё достаточно репрезентативной и прогрессивно мыслящей.

Большое количество талантливых молодых людей в социальных сетях объединяются в группы по интересам, выкладывают соответствующие видеоролики, статьи, книги и специализированную литературу в форматах для скачивания, создают «обсуждения», проводят опросы, все это превратилось уже в целую систему.

Есть пример и другого - «революционного» использования социальных сетей, когда они были эффективно использованы в организации массовых волнений в арабских странах, которые обычно заканчивались сменой руководства страны. Это указывает на то, что социальные сети превращаются из инструмента информирования в инструмент мобилизации.

Сегодня Интернет становится весомым фактором в мировой политической игре.

В настоящее время ведется много споров по поводу того, кто «организовал» революцию в Тунисе, Египте или кто спровоцировал войну в Ливане и Сирии:

- первая версия - это бедное население, подталкиваемое оппозицией,

- по второй версии - радикальная молодежь, проецирующая на себя модель «западного образа жизни».

- третья точка зрения указывает на то, что, революция началась с Facebook.

Значимая роль социальных сетей в организации «арабской весны» - череды

спонтанных массовых протестных акций и государственных переворотов в странах Северной Африки и Ближнего Востока последних трех лет, безусловно, и это отмечается многими аналитиками, самими участниками беспорядков и мировым сообществом в целом.

Подводя итоги, можно сказать, что Интернет появился как средство передачи информации, но развитие получил, в первую очередь, как средство получения этой самой информации.

На сегодняшний день социальные сети, как один из видов интернет-ресурсов, постоянно развиваются, совершенствуются и имеют тенденцию к делению на

узкоспециализированные социальные сообщества по различным тематикам и критериям, объединяющим их пользователей.

На современном этапе общественного развития политики, ученые и обычные люди активно взаимодействуют в социальных сетях, продвигают научное знание через этот принципиально новый Интернет-ресурс, публикуют политическую или социально важную информацию.

В любом случае с уверенностью можно заявить, что Интернет, а в частности социальные сети - это новый шаг в эволюции политической коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Михайлова А.М. Политическая интернет коммуникация в современном региональном пространстве. - Улан-Удэ, 2007. - 185 с.

2. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. - М.: Словарное издательство ЭТС, 2000. - 368 с.

3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rb.ru/article/rossiya-zanyala-48-e-mesto-po-urovnyu-dostupa-k-informatsionn-ym-tehnologiyam/6300977.html

5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ria.ru/infografika/20100930 /280796937.html

6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2013/03/16/internet

7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://twitter.com/MedvedevRussia

8. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://navalny.livejournal.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.