Научная статья на тему 'Место и роль техносферы в формировании аксиологической системы современного общества'

Место и роль техносферы в формировании аксиологической системы современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ревко П. С.

Рассматриваются проблемы влияния техники и технологий на формирование новых ценностных установок современного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль техносферы в формировании аксиологической системы современного общества»

3. Лекторский, В. А. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. - 2006. - № 9. - С. 5.

МЕСТО И РОЛЬ ТЕХНОСФЕРЫ В ФОРМИРОВАНИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Ревко П.С.*

Технологический институт в г. Таганроге Южного Федерального Университета, г. Таганрог

Рассматриваются проблемы влияния техники и технологий на формирование новых ценностных установок современного человека.

Никита Моисеев в работе «Информационное общество: возможности и реальность» показал, что информатизация общества приводит к появлению «новой культуры, меняющей постепенно весь облик не только производственной, но и духовной жизни человека» [1]. Техника выступает как фактор формирования ценностей человека. Происходят существенные изменения места и роли техносферы в целостной аксиологической системе. Уже не средства используются для удобства человека, а наоборот, человек становится заложником этих средств. Незаметно он попадает в зависимость от техники, заставляющей его жить по своим собственным правилам. Например, существуют холодильники, разрешающие выдачу пищи только в определенные часы. Человек становится рабом технологий, которые должны были сделать его свободным. И большинство людей готовы поступиться своей свободой ради достижения комфорта, ощущения безопасности, удобства и удовлетворения собственных потребностей, доведенных до крайности.

На Западе основные материальные проблемы человеческой экзистенции благодаря развитию технологий в основном решены, но фундаментальные проблемы существования человека не исчерпываются удовлетворением материальных потребностей. Александр Зиновьев пишет, что прогресс западного общества порождает противоречивые следствия. С одной стороны, бытовой комфорт, питание, спорт, медицина, гигиена очевидным образом способствуют улучшению здоровья людей и совершенствованию биологического вида. А с другой стороны, имеет место рост числа инвалидов от рождения, алкоголизма, наркомании, склонности к насилию.

♦ Доцент кафедры Истории и философии, кандидат философских наук

74

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Люди в большинстве случаев даже не отдают себе отчет в том, что они душевно больны [2].

Ориентация на комфорт убила в западоиде (в терминологии А. Зиновьева) героический дух Прометея, готового на подвиги и самопожертвования. Смыслом жизни западоида становится бесконечное рaздрaжение мозговых центров удовольствия. В книге «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли описано общество, где никто не страдает, где каждый получает то, что хочет. В «Дивном новом мире» люди перестали быть людьми, они ни к чему не стремятся, не любят, не переживают, не имею семей, у них нет более свойств, дающих человеческое достоинство [3]. «Сама революция в человеческой психике обусловлена приходом постиндустриальной цивилизации. Воздействие последней на психику человека является двойственной: с одной стороны, комфортные условия жизни на Западе, обусловленные высоким уровнем материальной обеспеченности, развития медицины, различных новых технологий, привели к тому, что западный человек ощущает «пустоту» жизни, он живет в «эпоху слабоволия». Западный человек - это слабовольный человек, его психическая ткань похожа на студень, гель, поэтому его можно назвать Homo gelius, человек желеобразный, или гелеобразный» [4, С. 141]. Достижение комфорта в повседневной жизни, культивирование чрезмерных потребностей, ориентация на потребление приводят к «размыванию» человеческой экзистенции и деградации личности, к формированию индивида, лишенного критического мышления, представляющего собой автомат, неспособный к творческой креативной активности, деятельность которого направлена только на выполнение заложенной в него программы. Такой псевдочеловек управляем и контролируем.

Хайдеггер М. развивает мысль об отношении человека, культуры и техники, указывая на то, что во всех сферах своего бытия человек окружен все более плотно силами техники. Эти силы «ежеминутно требуют к себе человека, привязывают его к себе, тянут его за собой». Под угрозой находится «укорененность», под которой подразумевается не только общекультурные понятия (Родина, традиционные семейные ценности и т.д.), но и сама сущность человека, его способность к осмысляющему мышлению. Хайдеггер М. указывает на пути выхода из складывающейся ситуации, которые он выражает в двух тезисах «отрешенность от вещей» и «открытость для тайны». «Отрешенность от вещей» Хайдеггер объясняет как особое отношение к миру вещей. «Мы можем сказать «да» неизбежному использованию технических средств и одновременно сказать «нет», поскольку мы запретим им затребовать нас и таким образом извращать, сбивать с толку, опустошать нашу сущность». В то же время «смысл техники скрыт от нас», но он постоянно нас затрагивает. Мы должны постоянно держать во внимании тот постоянно ускальзывающий смысл, который

стоит за техникой. Это Хайдеггер и называет «открытостью для тайны». Таким образом, Хайдеггер показывает, что нет смысла противопоставлять себя технике и, тем более, отказываться от нее. Но нельзя позволять технике проникать и искажать сущность человека [5].

Современное аксиологическое поле состоит из продуктов технической цивилизации, от которых невозможно абстрагироваться, в связи с чем, техническое становится ценностным измерением бытия. Аксиологические установки современного человека в определенном смысле есть порождение самой техники. Не случайно социолог П. Бергер приводит пример того, как в сознании современных полинезийцев трансформируется традиционный миф о возвращении предков: праотцы приплывут на шикарном лайнере, доверху нагруженном новейшей бытовой техникой - архаическое сознание оказывается инфицированным технической реальностью.

Список литературы:

1. Моисеев Н. Указ. соч.

2. Зиновьев А.А. Указ. соч.

3. Хаксли О. О дивный новый мир. - М., 2004.

4. Поликарпов В.С., Поликарпова В. А. Этика и технолология в начале ХХ века (философское эссе). Ростов-на-Дону - Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2003.

5. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. / Под ред. А.Л. Доброхвотова. - М.: Высш. шк., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.