Научная статья на тему 'Роль космологии в формировании мировоззрения'

Роль космологии в формировании мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
300
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пеленкова А. В.

Статья посвящена исследованию влияния космологических теорий и концепций на формирование и развитие научного и философского мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль космологии в формировании мировоззрения»

РОЛЬ КОСМОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

© Пеленкова А.В.*

Лесосибирский педагогический институт филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

Статья посвящена исследованию влияния космологических теорий и концепций на формирование и развитие научного и философского мировоззрения.

Космология является одной из самых древнейших наук и, одновременно, позднее других получивших подлинно научное подтверждение своих теорий. Все великие философские системы содержали в себе космологию. Начиная с Платона, Аристотеля, атомистов и стоиков, а позднее теологов Средневековья Оригена, Августина Блаженного и Фомы Аквин-ского взгляд на вселенную базируется на взаимосвязи философских, богословских и научных понятий. В Новое время происходит его очищение от религиозных наслоений, однако связь науки и философии в мировоззрении сохраняется до сих пор. Такое положение вполне объяснимо, поскольку мировоззрение невозможно сформировать без научных представлений об устройстве космоса, философском осмыслении свойства целостности Вселенной и нерушимости, неуничтожимости материи.

Несмотря на то, что космологизм был присущ философии в период ее становления, проблема проникновения в тайны мироустройства волновала мыслителей разных эпох. И с каждым новым учением, претендующим на всеобщность описания мира, возникала необходимость на новом этапе решить эту философскую проблему адекватными времени способами. Глобальная переоценка ценностей в отношении к космологии происходила нечасто, однако каждый раз оказывала сильное воздействие не только на содержание теорий в естествознании или философии, но и на мировоззрение людей, не посвященных в тонкости научного познания.

В начале 20 века наука впервые получила возможность непротиворечиво описывать свойство целостности согласованно взаимодействующих объектов вселенной, что и является, по сути, предметом космологии. С середины 20 века начинается новый этап в развитии космологии в силу значимого рывка научно-технического прогресса, в результате которого были сделаны важнейшие открытия в области астрономии, такие как эффект «красного смещения», возможность наблюдения и описания сверх-

♦ Кафедра Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат философских наук

новых звезд и пульсаров и т.д., что в итоге привело к созданию теории Большого взрыва. Во второй половине 20 века человек смог выйти за пределы атмосферы Земли и посылать летательные аппараты к другим планетам. То есть практическое значение научных достижений, в том числе и благодаря космологии, стало очевидным и наглядным в наше время. Эти знания стали частью мировоззрения современного человека и в очередной раз утвердили мнение о силе человеческого интеллекта и потенциально безграничных познавательных возможностях.

В то же время в онтологии получает свое обоснование системный подход, что также дает мощный импульс развитию космологии на новой, более научной основе, опирающейся на философские принципы. Космология как учение о происхождении и устройстве Вселенной, обладающей характеристиками целостности, неуничтожимости и вечности, является составной частью научного мировоззрения современной цивилизации, а также входит в сферу обыденного знания, которая всё больше наполняется научным содержанием благодаря развитой системе образования. Соответственно ценность научных знаний оказывается весьма значимой в современном обществе, и пусть космологические представления не требуются для повседневной жизни, но на самом общем уровне они важны для формирования полноценного и целостного мировосприятия и мировоззрения.

Во второй половине 20 века исследования динамического хаоса и открытых неравновесных систем порождают синергетику как научную дисциплину, которая в скором времени становится междисциплинарным направлением, охватывая не только естественнонаучное, но и гуманитарное знание. Основанием такого расширения служит экстраполяция принципа самоорганизации на все уровни организации материи.

Как отмечает В.Г. Буданов «синергетика вообще рождается и развивается на пересечении, конструктивном синтезе трех начал, а именно: нелинейного моделирования, практической философии и предметного знания» [1]. А из этого следует, что синергетика может существовать в трех ипостасях: как наука, как методология и как общенаучная картина мира. Именно такая универсальность синергетики дает возможность дальнейшему развитию космологии в аспекте описания целостности Вселенной, согласованности всех процессов в ней происходящих и выстраивания новой научной картины мира, соответствующей современному научному уровню.

Академик В.С. Степин в своей работе «Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность» пишет: «Синергетика включает в общенаучную картину мира представления о воспроизводимости открытых систем и об их развитии. Ключевой идеей обоснования синергетиче-ских представлений, включаемых в общенаучную картину мира, выступа-

ет универсальный (глобальный) эволюционизм. Мне уже не раз приходилось подчеркивать, что универсальный эволюционизм не сводится только к идее развития, распространяемой на все объекты Вселенной. Он включает в себя также идею связи эволюционных и системных представлений» [2]. Стало быть, синергетика является прямым продолжением теории эволюции и системного подхода, возникших в разное время, однако окончательно утвердившихся в 20 веке.

Идеи синергетики сегодня претендуют на роль фундаментальных представлений общенаучной картины мира. Во многом именно с этими претензиями связаны споры вокруг синергетики, признание или непризнание ее идей в качестве парадигмы современных исследований. Пользу же конкретных моделей синергетики мало кто подвергает сомнению. Разработка космологических представлений в союзе с синергетикой представляется одной из насущных задач современного естествознания и философии.

В связи с этим приведу высказывание академика В. А. Лекторского, прозвучавшее в работе круглого стола «Синергетика: перспективы, проблемы, трудности» в 2006 году: «Синергетика сегодня стоит не только перед проблемой создания своей дисциплинарной онтологии, которая выражается в соответствующих онтологических принципах, но и перед проблемой включения этих принципов в научную картину мира» [3]. Постепенно эта задача решается усилиями не только философов, но и представителей различных наук как естественнонаучного, так и гуманитарного направления.

Онтология синергетики строится посредством особой системы абстракций, отождествляемых с реальностью, таких как «нелинейные среды», «динамический хаос», «бифуркации», «кооперативные эффекты», «фракталы». Посредством их создается представление об общих системно-структурных характеристиках ее предмета. Эти представления организуют в целостность различные модели (теоретические схемы), многие из которых были ранее созданы в других науках - в физике, химии, биологии, экономике, истории, технических науках. Разнесенные первоначально по разным дисциплинам, они организуются в новую систему благодаря создаваемой в синергетике картине реальности. Все эти представления синергетической картины исследуемой реальности вводят образ предмета исследования как сложной, саморазвивающейся системы. Синергетика изучает закономерности таких систем. Она делает акцент на идеях целостности, и, акцентируя холистские аспекты, синергетика раскрывает ряд существенных закономерностей саморазвивающихся систем, что является ее достоинством и новым видением окружающей действительности. В полной мере этот подход работает именно в космологии.

Пригожин, один из теоретиков теории самоорганизации, наметил с этих позиций возможные новые интерпретации квантово-релятивистской физики и космологии. Сегодня развитие современной научной картины мира как формы синтеза достижений различных дисциплин протекает в русле идей глобального (универсального) эволюционизма. Он объединяет идеи эволюции и системного видения. Включение идей синергетики в этот процесс представляется весьма органичным. Трудности состоят в состыковке трех основных блоков картины мира - представлений о развитии неживой природы, живой природы и общества. Между ними существуют своего рода лакуны, требующие дополнительного анализа. Возможно, применение синергетических идей и методов даст новый импульс этому анализу и будут получены ответы на давно интересующие ученых вопросы. Именно этот путь приведет к утверждению принципа самоорганизации материи в качестве базового при формировании научных картин мира, а также философского мировоззрения в целом.

Главная ориентация науки на достижение истинного знания заставляет научное сообщество с всё большим вниманием относиться к теории самоорганизации. Появление и объяснение новых смыслов научных понятий и философских категорий выступает условием обоснования синергетики как ядра общенаучной картины мира. Без этого трудно достигнуть понимания среди тех представителей научных дисциплин, которые привыкли видеть мир сквозь призму классических категориальных смыслов, достаточных для освоения более простых системных объектов, чем те, с которыми имеет дело космология. Трудность понимания и уяснения особенностей объектов познания космологического плана, в частности, Вселенной, ставит перед философией особенно важные задачи в силу ее возможностей в формировании мировоззрения. Возведение принципа самоорганизации в ранг философского, а также рассмотрение явления самоорганизации как базового свойства материи на всех уровнях организации материального мира создаст условия для обретения синергетикой нового статуса.

Синергетика сосредоточивает внимание на процессах неустойчивости, состояниях динамического хаоса, порождающих ту или иную организацию, порядок. Теоретическое описание этих процессов основано на введении особых идеализаций. Во многих синергетических моделях идеи целостности и интегрального описания оказываются эффективными. А в отношении космологии это особенно актуально. В человеческом обществе порядок является одной их главных ценностей и в этическом, и в эстетическом, и в религиозном отношении. Поэтому стремление синергетики описать механизмы возникновения порядка в природе и обществе реализует давние мечты человечества в обосновании утвердившейся в обыденности системы ценностей через науку.

Гармония, как еще одна ценность, к которой стремится человечество, в космологии воплощается в понятии «целостность». Синергетика в космологическом плане дает описание и трактовку процессам, лежащим в основе возникновения и развития Вселенной на всех этапах. Наиболее важным аспектом здесь является свойство целостности Вселенной как согласованного взаимодействия всех структурных элементов и непрерывное усложнение структуры материи, увеличения ее видового многообразия. Космос бурно расширяется, вещество его преобразуется и структурируется в тяжелые элементы и небесные тела. Не исключено появление в нем новых законов, как это было в первые мгновения после Большого взрыва, а с появлением жизни, законов биологии, а при зарождении и развитии социума - социальных. Поэтому важно не просто уяснить законы, действующие в нынешнем мире, но и попытаться прогнозировать ход эволюции вселенной с тем, чтобы знать направления, по которым следует развивать науку в будущем. Это связано с таким важным для землян аспектом будущего, как выгорание водорода в Солнце и остывание солнечной системы, и как следствие, невозможность продолжения жизни на планете Земля. Отсюда следует и необходимость включения в задачи космологии и антропологического компонента как необходимого условия ее развития. Космология в совокупности с синергетикой в этом плане может способствовать открытию новых путей научного поиска.

Другим важным космологическим аспектом синергетики является процесс самоорганизации материи, превращение хаоса в порядок, который лежит в основе возникновения и существования нашего мира. Именно в терминах синергетики можно достаточно непротиворечиво описать возникновение Вселенной из сингулярного состояния и дальнейшее ее структурирование и усложнение вплоть до современного состояния.

И космология, и синергетика оказываются на современном этапе познания мира взаимодополнительными междисциплинарными научными направлениями, способными сформировать новое мировоззрение через понимание устройства мира как самоорганизованного и саморазвивающегося, находящегося в непрерывном становлении. А их центральные понятия являются важнейшими идеалами и ценностями в человеческом измерении.

Список литературы:

1. Буданов, В.Г. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 2006. -№ 9. - С. 11.

2. Степин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z000249/.

3. Лекторский, В. А. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. - 2006. - № 9. - С. 5.

МЕСТО И РОЛЬ ТЕХНОСФЕРЫ В ФОРМИРОВАНИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Ревко П.С.*

Технологический институт в г. Таганроге Южного Федерального Университета, г. Таганрог

Рассматриваются проблемы влияния техники и технологий на формирование новых ценностных установок современного человека.

Никита Моисеев в работе «Информационное общество: возможности и реальность» показал, что информатизация общества приводит к появлению «новой культуры, меняющей постепенно весь облик не только производственной, но и духовной жизни человека» [1]. Техника выступает как фактор формирования ценностей человека. Происходят существенные изменения места и роли техносферы в целостной аксиологической системе. Уже не средства используются для удобства человека, а наоборот, человек становится заложником этих средств. Незаметно он попадает в зависимость от техники, заставляющей его жить по своим собственным правилам. Например, существуют холодильники, разрешающие выдачу пищи только в определенные часы. Человек становится рабом технологий, которые должны были сделать его свободным. И большинство людей готовы поступиться своей свободой ради достижения комфорта, ощущения безопасности, удобства и удовлетворения собственных потребностей, доведенных до крайности.

На Западе основные материальные проблемы человеческой экзистенции благодаря развитию технологий в основном решены, но фундаментальные проблемы существования человека не исчерпываются удовлетворением материальных потребностей. Александр Зиновьев пишет, что прогресс западного общества порождает противоречивые следствия. С одной стороны, бытовой комфорт, питание, спорт, медицина, гигиена очевидным образом способствуют улучшению здоровья людей и совершенствованию биологического вида. А с другой стороны, имеет место рост числа инвалидов от рождения, алкоголизма, наркомании, склонности к насилию.

♦ Доцент кафедры Истории и философии, кандидат философских наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.