И. В. Жуков
МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ*
Существует множество трактовок понятия «общество». В дореволюционной России, например, под обществом понимались и организм, и просто группа людей, и круг образованных, передовых людей страны, интеллигенция. В широком смысле общество - это «организация, объединение людей, ставящих себе какие-то общие задачи»1. Объединение означает соединить, организовав из нескольких частей одно целое, подчинить единому руководству2. Именно на этих двух составляющих базируется современное нормативное определение термина «общественное объединение», закрепленное в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»3: «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (ст. 5). Толковые словари русского языка, как отмечает Ц.А. Ямпольская, определяют понятие «объединение» через организацию, а понятие «организации», в свою очередь, через объединение4.
Во все времена объединение, будь то группы лиц или объединение на внутригосударственном уровне, было исторически значимым и важным. Примером может служить объединение русских земель, начавшееся в Х1У-ХУ вв., которое проходило в острой борьбе народа за свое государственное единство и национальную независимость, за преодоление феодальной раздробленности и внут-
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором Ю.Л. Шульженко.
1 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1940. С. 97.
2 См: там же. С. 114.
3СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1930.
4 См.: Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. М., 1972. С. 35.
fil
Труды Института государства и права Российской академии наук, 2011/5
ренних противоречий между княжествами. Отметим также Конституцию СССР 1977 г. В ней излагались многие положения марксистско-ленинской идеологии и прославлялось руководство единой коммунистической партии.
Потребность в объединении людей в группы существовала во все времена. Так, в Европе начиная уже с XI в. активно создавались купеческие, религиозные и профессиональные гильдии, имевшие явный религиозный характер и опиравшиеся в своих идеях на защиту духовных прав. Тогда же начинают функционировать правила гильдий. В XIX в. широкое распространение в России получили благотворительные объединения, чей стремительный рост и активное развитие были связаны с активной поддержкой государства. Пункт 38 ст. 6 Основных государственных законов 1906 г. гласил: «Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяется законом»5.
В советский период различные объединения и организации -спортивные, молодежные, профессиональные и т.д. - создавались с разрешения партийных органов. Вся их деятельность, причем строго ограниченная, была направлена в целом на достижение главной цели - построение коммунизма.
Право на объединение в той или иной форме упоминалось во всех советских основных законах страны. Так, Конституция СССР 1977 г. определяла роль общественных организаций как важную составную часть политической системы. Однако в государстве, где существовала лишь одна правящая коммунистическая партия, о фактическом соблюдении права на объединение говорить не приходится. Правящей партии не нужны были равные ей по статусу, способные противостоять ей оппозиционные объединения. Поэтому не осуществлялась законода-
5 Свод законов Российской империи. Т. 1.4. 1. Свод основных государственных законов. СПб., 1906.
тельная регламентация порядка их образования. Все общественные объединения в значительной мере были огосударствлены, действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.
С началом реформирования в 1990-х гг., когда идея создания демократического правового государства, гражданского общества начала воплощаться в жизнь, признание принципа многопартийности стало необходимо и естественно. В годы перестройки в нашей стране с принятием многопартийности закрепился принцип идеологического многообразия. Это стало одной из основ конституционного строя России. Исключалось тем самым существование государственной или любой другой обязательной идеологии; была создана возможность прогрессивного развития политической системы, создания демократического гражданского общества, а следовательно, и возможность объединения общества в группы. Это получило законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 г., ст. 30 которой гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
Одним из первых шагов на этом пути стала отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системы советского общества. Вместе с тем статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политических прав и свобод - «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст. 50), были сохранены. Таким образом, единственной официально признаваемой оставалась идеология марксизма, а без идеологического многообразия не может быть многообразия политического.
Важнейшие изменения, произошедшие в 1990-х гг. в России, послужили толчком для развития общества и его групп, т.е. общественных объединений. Признание многопартийности, отмена господства одной правящей партии, развитие частной собственности дали обществу больше свободы в реализации своих целей. Эти процессы породили необходимость создания демо-
кратического государства, усиления роли общественных объединений. Они все более становились связующим звеном между государством и обществом, стали занимать важное место в социальной жизни общества.
Следует отметить, что существует ряд актов международного значения, на которых базируется определение общественного объединения. Это Всеобщая декларация прав человека 1948 г.6, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.7, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.8, Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 февраля 1950 г.)9, Конвенция о свободе ассоциаций и защите права на организацию 1948 г.10
Добровольность членства, вступления в общественные организации является основополагающим фактором их организации и функционирования. Что касается вступления в общественные объединения, то здесь следует отметить практически равные возможности как иностранных лиц, постоянно проживающих на территории РФ, так и граждан РФ.
Цели объединений, их формы разнообразны. Это и благотворительные фонды, и профсоюзы, и общественные учреждения, и политические партии, и т.д. Каждый вид объединений имеет свой устав - документ, необходимый для их функционирования. Статья 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» содержит перечень положений, которые должны быть предусмотрены в уставе той или иной организации. Важным здесь является то, что деятельность общественных и религиозных организаций прежде всего должна быть направлена на
6 Международное публичное право. Сб. документов. Т. 1. М., 1996. С. 460-464.
7 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
8 Ведомости СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
9СЗРФ. 2001. №2. Ст. 163.
10 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX. М., 1960. С. 278-284.
удовлетворение духовных потребностей. С нашей точки зрения, по этому поводу очень верно высказался Е.А. Суханов: «Как юридические лица общественные и религиозные организации представляют собой корпоративные объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных потребностей»11.
Некоммерческий характер общественных объединений подразумевает, что извлечение прибыли из своей деятельности -не их первостепенная задача. Вместе с тем не запрещается создание условий для получения прибыли, хотя полученная прибыль не распределяется между участниками объединения.
Общественные объединения делятся по территориальному признаку. Общероссийские объединения функционируют в большинстве субъектов РФ. Они имеют филиалы, подразделения и т.д. Они вправе без специального разрешения использовать в своих названиях наименования «Российская Федерация» и «Россия». Кроме того, на территории РФ могут создаваться межрегиональные общественные объединения, которые тоже имеют филиалы и представительства. Их отличие от общероссийских объединений состоит в количестве субъектов, на которых распространяется их деятельность. Следует также отметить региональные общественные объединения, деятельность которых осуществляется на территории одного региона, и местные общественные объединения, функционирующие на территории органа местного самоуправления.
В научной литературе встречаются разные подходы к определению понятия «общественное объединение». Так, по мнению С.А. Авакьяна, общественные объединения - «это существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся) объединения граждан для удовлетворения их общих интересов (запросов) внутри и для достижения его целей во внешней среде методами и средствами, отвечающими природе объединения и не противоречащими зако-
11 Суханов Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица (комментарий ГК РФ) // Хозяйство и право. 1998. № 4. С. 17.
ну»12. Во многом аналогичное определение встречаем у Ц.А. Ямпольской: «Добровольное объединение граждан - это основанное на началах добровольности сообщество, образуемое гражданами для осуществления определенного вида целенаправленной деятельности, в процессе которой реализуются законные права, интересы и демократические свободы объединившихся лиц, и обладающие как фактическим, так и формальным организационным единством - устойчивостью состава, структуры и связей между членами»13. Ю.М. Козлов рассматривал общественные организации «как негосударственные объединения советских граждан, основанные на добровольном членстве, способствующие развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их разнообразных интересов»14.
С нашей точки зрения, следует согласиться с авторами, которые считают, что общественные объединения призваны сплотить общество, помочь ему в достижении своих целей. Создаваемые на добровольной основе, имеющие соответствующий правовой статус, эти объединения стали связующим звеном между обществом и государством. При этом следует иметь в виду, что «если государственные органы действуют от имени и по поручению государства, а издаваемые ими акты обязательны для всех граждан, то общественные организации - негосударственные формирования и принимаемые ими акты обязательны только для их членов»15.
К числу отличий общественных объединений от других негосударственных объединений относятся: «добровольность формирования; деятельность общественных объединений основывается на принципе самоуправления; некоммерческий характер формирования; создание для реализации общих целей, ука-
12 Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 688.
13 Ямпольская Ц.А. Указ. соч. С. 35.
14 Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М., 1999. С. 176.
15 Коренев А.П. Административное право: Учебник. М., 1996. С. 85.
72
занных в уставе; выступление только от своего имени; отсут-
- 16
ствие государственно-властных полномочии» .
Процессы, происходившие в 1990-х гг. в Российской Федерации, внесли серьезные изменения в общество, в его развитие как в экономическом, политическом, правовом, так и в духовном плане. Центральное место отводилось созданию демократических институтов. Модель, при которой общество и государство успешно взаимодействует между собой для блага народа, - залог прогресса. В реальной действительности возможность граждан и общества в целом полноценно участвовать в жизни государства не всегда может быть реализована. Именно поэтому общественные объединения призваны наладить связь между ними. Отметим и то, что для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий. Полноценное функционирование возможно только при наличии правовой базы. В связи с этим жизненно важна необходимость «правового закрепления отношений, складывающихся между государством и объединениями»17.
16 Конин Н.М., Соболева Ю.В. Административное право России. М., 2009. С. 34.
17 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд. М., 2007. С. 230.