Научная статья на тему 'Общественное объединение: понятие, основные черты, принципы создания и деятельности'

Общественное объединение: понятие, основные черты, принципы создания и деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11265
1262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карлина Т. Д.

Статья посвящена одному из основных и неотъемлемых прав человека праву на объединение. В статье автором сформулированы понятия «право на объединение» и «общественное объединение». В их основу положены различные взгляды ученых, нормы международного права и действующего российского законодательства. Рассмотрены такие основные принципы создания и деятельности общественных объединений как принцип добровольности, равноправия, самоуправления, законности, свободы, гласности. Автором уточнены цели и задачи общественных объединений, которые должны быть общественно полезными и направленными на реализацию функций государства, защиту прав и свобод граждан, формирование правового и демократического государства. Выделены такие характерные черты общественных объединений как членство, наличие внутренней структуры, организационное единство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественное объединение: понятие, основные черты, принципы создания и деятельности»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карлина Т.Д., ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин

Российский университет кооперации Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Статья посвящена одному из основных и неотъемлемых прав человека праву на объединение.

В статье автором сформулированы понятия «право на объединение» и «общественное объединение». В их основу положены различные взгляды ученых, нормы международного права и действующего российского законодательства.

Рассмотрены такие основные принципы создания и деятельности общественных объединений как принцип добровольности, равноправия, самоуправления, законности, свободы, гласности.

Автором уточнены цели и задачи общественных объединений, которые должны быть общественно полезными и направленными на реализацию функций государства, защиту прав и свобод граждан, формирование правового и демократического государства.

Выделены такие характерные черты общественных объединений как членство, наличие внутренней структуры, организационное единство.

Право на объединение, закрепленное в ст. 30 Конституции Российской Федерации, охватывает различные сферы жизни: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. Оно имеет сложную структуру.

В правовой науке выработаны определенные подходы к пониманию права на объединение.

«Под правом на объединение понимаются субъективные права создавать объединение, вступать в объединение и пребывать (участвовать) в объединении, реализация которых направлена на объединение граждан между собой, а также субъективные права воздержаться от вступления в объединение и выходить из объединения, являющееся дополнительными гарантиями добровольности реализации перечисленных выше субъективных прав».1

По мнению Боголюбова С.А., «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в общественные объединения либо воздержаться от вступления в

1 Малый Д.А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Казань: Издательство Мордовского университета, 2002. - С.5.

них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».2

В соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах (ст.22) каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно Всеобщей декларации прав человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2 ст. 20).

Конституция Российской Федерации также исключает любые формы ограничения прав граждан в этой сфере. В ней отмечается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Таким образом, граждане при выборе решения свободны, они поступают по своему усмотрению.

Содержание права граждан на объединение состоит из следующих элементов:

- право граждан создавать на добровольной основе общественные объединения;

- право вступать в существующие общественные объединения либо воздержаться от вступления в них;

- право беспрепятственно выходить из общественных объединений;

- совершение указанных действий без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций.

В действующем законодательстве содержатся различные формулировки понятия «общественное объединение».

В соответствии с федеральным законом «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах: политические партии, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, органы общественной самодеятельности.

2 Боголюбов С.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 1996. - С. 119.

Общественные объединения могут реализовать свои задачи в различных сферах.

Если обратиться к Федеральному закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Федеральный закон «О политических партиях» дал следующую формулировку политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Характерной чертой общественного объединения является то, что оно создается для осуществления конкретных целей, задач вида деятельности, в ходе которой реализуются определенные права и интересы граждан. Следует отметить, что цели общественных объединений связаны с задачами, которые стоят перед государством и обществом. Конституция Российской Федерации (п. 5 ст. 13) устанавливает, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Таким образом, цели и задачи общественных объединений должны быть общественно полезными и направлены на выполнение функций государства, защиту прав и свобод граждан, формирование правового и демократического государства.

Следующей чертой общественного объединения является наличие членства и внутренней структуры.

Ямпольская Ц.А. подчеркивает, что «другой важной чертой добровольного объединения граждан является организационное единство - устой-

чивость состава, структуры и связей между члена-

ми».3

Членами общественного объединения являются физические и юридические лица, которые заинтересованы в совместном решении определенных целей. Членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Эти документы позволяют учитывать количество членов общественного объединения. Устав общественного объединения закрепляет права и обязанности членов, которые равноправны. За нарушение устава члены могут быть исключены из общественных объединений.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если это предусмотрено их уставом. Таким образом, члены общественного объединения участвуют в создании их материальной основы.

В соответствии с уставом, общественные объединения имеют руководящие и контрольноревизионные органы. Члены общественного объединения вправе избирать и быть избранными в эти органы и контролировать их. Они участвуют в управлении делами общественного объединения, в выработке программных документов.

Следующей особенностью общественных объединений является территориальная сфера их деятельности. С учетом этого Федеральный закон «Об общественных объединениях» выделяет общероссийские, межрегиональные и местные общественные объединения.

Общественное объединение формируется и действует на основе определенных принципов.

Статья 15 Федерального закона «Об общественных объединениях» закрепляет принципы создания и деятельности общественных объединений.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п. Руководящее положение, основное правило. Установка для какой-либо деятельности.4

В правовой науке различают принципы права, под которыми понимаются наиболее характерные черты и свойства, определяющие право как определенное социальное явление среди других социальных явлений.5 По мнению Васильева А.В., принципы права могут быть разделены на общие и отраслевые. К общим принципам права он относит: принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, законности, равенства перед законом, право-

3 Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР / Ц.А. Ямпольская. М.: Изд. «Наука», 1972. - С. 29.

4 Словарь русского языка. Том II. Под ред. Гороховской Е.Н. и др. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1959. - С. 583

5 Васильев А. В. Теория права и государства: учебник. Изд. 3-

е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 67.

судия, взаимной ответственности личности и государства, деление права на частное и публичное. К отраслевым принципам Васильев А.В. относит: принципы юридической самостоятельности и независимости сторон в гражданском праве, принципы подчинения и зависимости в административном праве.6

Малько А.В. выделяет общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. По его мнению, принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулято-

ра.7

На наш взгляд, принципы создания и деятельности общественных объединений являются основными правилами, нормами поведения, к ним относятся:

1) принцип добровольности.

В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Граждане по своему усмотрению могут создавать общественные объединения для защиты интересов и достижения общих целей, они вправе решить самостоятельно вопрос о вступлении в общественные объединения, а также воздержаться от вступления в них. Органы государственной власти не могут принимать решение о принуждении граждан вступать в общественные объединения и пребывать в них.

Граждане и юридические лица - участники общественного объединения принимают участие в их деятельности без обязательного оформления условия своего участия, они имеют равные права и несут равные обязанности.

2) принцип равноправия.

Законодательство устанавливает одинаковые

условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений, они обладают одинаковыми правами и обязанностями. Предусмотрены одинаковые требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям. Устав общественного объединения должен предусматривать условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения.

Трудовой Кодекс Российской Федерации (ст.3) предусматривает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от при-

6 Там же.

7 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юрист, 2002. - С.168.

надлежности или непринадлежности к общественным объединениям.

3) принцип самоуправления.

Общественным объединениям гарантируется свобода внутриорганизационной деятельности. Они самостоятельно принимают свои уставы, разрабатывают программы деятельности, формируют структуру объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы, условия и порядок приобретения и утраты, членства, компетенцию и порядок формирования руководящих органов, источники формирования денежных средств, порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.

Самоуправление - независимость частичной социальной общности в решении вопросов своей жизнедеятельности, которая лишь в своих основах регулируется государством.8

Следует отметить, что государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, но устанавливает правовые основы их деятельности. К таковым относятся Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общественных объединениях» и др. Названные правовые акты не допускают вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений. В то же время государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности. К примеру, формы государственной поддержки предусмотрены Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 777 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи». Государственная поддержка общественных объединений также может выражаться в виде целевого финансирования их отдельных общественно полезных программ. Органы государственной власти осуществляют государственную регистрацию общественных объединений, тем самым государство в определенной степени осуществляет контроль за их деятельностью.

4) принцип законности.

Законность - совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и приведенных их в жизнь: точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов.9

8 Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: Юрист, 2001. - С. 970-971.

9 Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.:

Юрист, 2001. - С. 323.

По мнению Матузова Н.И., законность - это точное последовательное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами действующих в стране законов и основанных на них подзаконных актов.10

Деятельность общественных объединений регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими

нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (ст. 23) в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если его устав противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов общественными объединениями.

Вышеназванный закон предусматривает ответственность общественных объединений за нарушение законов. Деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и совершение действий, противоречащих уставным целям. Эти нарушения могут повлечь ликвидацию общественного объединения по решению суда.

Принцип законности также означает ответственность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц за причинение их действиями ущерба общественным объединениям вследствие нарушения законов.

Таким образом, законность как правовой институт имеет социальное и практическое значение. От степени соблюдения законов и иных нормативных правовых актов общественными объединениями зависит стабильность в обществе.

В правовой науке сложилась позиция о том, что законность предполагает: наличие правовых законов и их реальное осуществление. Поэтому законодательные акты, регламентирующие деятельность общественных объединений, должны соответствовать нормам международного права, Конституции Российской Федерации и демократическим принципам.

5) принцип свободы.

В соответствии с действующим законодательством общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Они вправе по своему усмотрению принимать решение о реорганизации, самороспуске или приостановлении своей деятельности.

Право на объединение является абсолютным, поэтому ограничения на создание отдельных

10 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрист, 2002. - С.407-417.

видов общественных объединений могут устанавливаться только Федеральным законом.

6) принцип гласности.

Гласный - доступный для общественного ознакомления и обсуждения.11 В Федеральном законе «Об общественных объединениях» подчеркивается, что деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах общедоступной.

Гласность деятельности общественных объединений обеспечивается через реализацию закрепленных прав. Они имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности, учреждать средства массовой информации.

Таким образом, конституционное закрепление права на объединение, гарантирование принципов формирования и деятельности общественных объединений являются важной предпосылкой усиления демократических начал в государственном управлении и эффективного функционирования институтов гражданского общества.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

11 Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Ю.Ю. Шведова. - 12-е изд. - М.: Рус. яз., 1978. - С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.