Научная статья на тему 'Место и роль личных подсобных хозяйств населения в аграрной экономике республики Беларусь'

Место и роль личных подсобных хозяйств населения в аграрной экономике республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / PERSONAL SUBSIDIARY FARMS / FOOD SECURITY / AGRICULTURAL SECTOR / FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдуков А. А.

Личные подсобные хозяйства населения являются составной частью многоукладной экономики в аграрном секторе республики. В Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы данной категории хозяйств уделяется достаточно большое внимание. Наряду с другими субъектами малых форм хозяйствования личные подсобные хозяйства должны внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности госу-дарства. Обеспечение населения продовольственными товарами личные подсобные хозяйства осуществляют через собственное потребление, а также реализацию излишков произведенной продукции. Их деятельность неразрывно связана с крупното-варными сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Фермерские хозяйства в значительной степени возникали и продолжают формироваться на основе семейных хозяйств сельского населения. Не-смотря на снижение численности личных подсобных хозяйств и уменьшения их размеров по площади землепользования и обеспеченности животными, они в настоящее время сохраняют свою значимость в аграрной экономике. Это объясняется спецификой деятельности данной категории хозяйств, которая выражается в следующих направлениях. Во-первых, раз-витием отдельных отраслей растениеводства и животноводства, которые в связи с высокой трудоемкостью и невысо-кой эффективностью не вызывают значительного интереса в производственной деятельности других категорий хо-зяйств. Во-вторых, снабжением населения диетическими и остродефицитными продуктами питания, а также снижени-ем и стабилизацией цен на них. В-третьих, производством экологически чистой продукции. В-четвертых, повышением эффективности используемых земельных ресурсов. Все это позволяет сделать вывод о том, что личные подсобные хозяй-ства в Республике Беларусь будут развиваться в перспективе при изменении форм и методов функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal part-time farms of the population are an integral part of a mixed economy in the agrarian sector of the republic. The State Program for the Development of Agrarian Business in the Republic of Belarus for 2016-2020 pays considerable attention to this category of farms. Along with other small business entities, private farms should make a significant contribution to ensuring the food security of the state. Personal subsidiary farms provide the population with food products through their own consumption, as well as the realization of surplus products. Their activities are inextricably linked with large-scale agricultural organizations and peasant (farmer) farms. Farms largely arose and continue to form on the basis of family farms of the rural population. Despite the decline in the number of personal subsidiary farms and the reduction of their size in terms of land use and the availability of animals, they currently retain their importance in the agrarian economy. This is due to the specifics of the activities of this category of farms, which is expressed in the following areas. First, the development of individual branches of plant and livestock industries, which, due to their high labor intensity and low efficiency, do not arouse considerable interest in the production activities of other categories of farms. Secondly, by supplying the population with dietary and deficit foods, as well as lowering and stabilizing prices for them. Thirdly, the production of environmentally friendly products. Fourthly, increasing the efficiency of land resources used. All this allows us to conclude that per-sonal subsidiary farms in the Republic of Belarus will develop in the future with changes in the forms and methods of functioning

Текст научной работы на тему «Место и роль личных подсобных хозяйств населения в аграрной экономике республики Беларусь»

УДК 338.43: 631.115.11 (476)

МЕСТО И РОЛЬ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

А. А. ГАЙДУКОВ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]

(Поступила в редакцию 10.09.2018)

Личные подсобные хозяйства населения являются составной частью многоукладной экономики в аграрном секторе республики. В Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы данной категории хозяйств уделяется достаточно большое внимание. Наряду с другими субъектами малых форм хозяйствования личные подсобные хозяйства должны внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности государства.

Обеспечение населения продовольственными товарами личные подсобные хозяйства осуществляют через собственное потребление, а также реализацию излишков произведенной продукции. Их деятельность неразрывно связана с крупнотоварными сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Фермерские хозяйства в значительной степени возникали и продолжают формироваться на основе семейных хозяйств сельского населения. Несмотря на снижение численности личных подсобных хозяйств и уменьшения их размеров по площади землепользования и обеспеченности животными, они в настоящее время сохраняют свою значимость в аграрной экономике. Это объясняется спецификой деятельности данной категории хозяйств, которая выражается в следующих направлениях. Во-первых, развитием отдельных отраслей растениеводства и животноводства, которые в связи с высокой трудоемкостью и невысокой эффективностью не вызывают значительного интереса в производственной деятельности других категорий хозяйств. Во-вторых, снабжением населения диетическими и остродефицитными продуктами питания, а также снижением и стабилизацией цен на них. В-третьих, производством экологически чистой продукции. В-четвертых, повышением эффективности используемых земельных ресурсов. Все это позволяет сделать вывод о том, что личные подсобные хозяйства в Республике Беларусь будут развиваться в перспективе при изменении форм и методов функционирования.

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, продовольственная безопасность, аграрный сектор, продукты питания.

Personal part-time farms of the population are an integral part of a mixed economy in the agrarian sector of the republic. The State Program for the Development of Agrarian Business in the Republic of Belarus for 2016-2020 pays considerable attention to this category of farms. Along with other small business entities, private farms should make a significant contribution to ensuring the food security of the state.

Personal subsidiary farms provide the population with food products through their own consumption, as well as the realization of surplus products. Their activities are inextricably linked with large-scale agricultural organizations and peasant (farmer) farms. Farms largely arose and continue to form on the basis offamily farms of the rural population. Despite the decline in the number of personal subsidiary farms and the reduction of their size in terms of land use and the availability of animals, they currently retain their importance in the agrarian economy. This is due to the specifics of the activities of this category offarms, which is expressed in the following areas. First, the development of individual branches of plant and livestock industries, which, due to their high labor intensity and low efficiency, do not arouse considerable interest in the production activities of other categories offarms. Secondly, by supplying the population with dietary and deficit foods, as well as lowering and stabilizing prices for them. Thirdly, the production of environmentally friendly products. Fourthly, increasing the efficiency of land resources used. All this allows us to conclude that personal subsidiary farms in the Republic of Belarus will develop in the future with changes in the forms and methods offunctioning.

Key words: personal subsidiary farms, food security, agricultural sector, food.

Введение

Основная цель развития аграрного производства - обеспечение продовольственной безопасности государства. В настоящее время уровень продовольственной безопасности Республики Беларусь оценивается как недостаточный. Продовольственная проблема по-прежнему остается одной из самых сложных. Согласно соответствующей Концепции [1], для достижения национальной продовольственной безопасности республики необходимо решить две задачи: обеспечить снабжение всех групп населения продуктами питания в соответствии с медицинскими нормами; устранить зависимость от импорта продовольствия посредством защиты интересов отечественных производителей продукции.

В условиях развития многоукладной аграрной экономики производители сельскохозяйственной продукции в республике представлены тремя категориями хозяйств: сельскохозяйственными организациями (СХО); крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ) и хозяйствами населения, основную часть которых составляют личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ). Очевидно, что каждая категория играет свою специфическую роль в аграрной экономике и в определенной мере способствует обеспечению продовольственной безопасности.

Следует отметить, что протекающие в современной белорусской деревне процессы, основу которых составляют семейные крестьянские отношения, еще в полной мере не осознаны обществом и требуют тщательного исследования. Эти процессы, на наш взгляд, могут определять развитие села в ближайшей и далекой перспективе, что необходимо принимать во внимание при разработке аграрной политики страны.

Цель исследования - на основании анализа состояния и тенденций развития личных подсобных хозяйств в Республике Беларусь оценить их место и роль в аграрной экономике страны.

Основная часть

По ряду объективных причин отечественный аграрный сектор экономики не может в полной мере обеспечить население всеми продуктами питания в необходимом количестве. В настоящее время импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в республике составляет около 15 % общей суммы импорта, или более 3 млрд долларов. США [2]. Отдельные виды продовольственных товаров не могут быть замещены отечественными. В связи с этим данная категория продовольственных товаров в любых экономических условиях будет импортироваться. Вместе с тем значительная часть импортируемых продовольственных товаров, производимых в условиях республики, может и должна быть замещена отечественной продукцией. С этой целью Концепцией национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь предусмотрено последовательное наращивание объемов сельскохозяйственного сырья и продовольствия для сбалансированного внутреннего рынка по спросу и предложению за счет собственного производства в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально -экономического развития Республики Беларусь до 2030 г. [2, 3]. Следовательно, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания будет осуществляться посредством приобретения продовольственных товаров отечественного и зарубежного производства на рынке, а также - поступления в сферу потребления из личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств минуя рыночные каналы.

Необходимо заметить, что наряду с собственным потреблением продуктов питания членами крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, данные субъекты хозяйствования поставляют также продукцию для реализации по рыночным каналам. Поэтому их развитию в перспективе уделяется достаточно большое внимание, что отмечается в Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы. Подпрограмма 10 «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования» указанной программы предусматривает создание необходимых условий для развития и поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, к которым отнесены: микроорганизации и малые организации (основные представители - крестьянские (фермерские) хозяйства); личные подсобные хозяйства и подсобные хозяйства граждан; сельскохозяйственные потребительские кооперативы [4].

В силу ряда условий организации малого агробизнеса тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в настоящее время не существует четкого разграничения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Они различаются формально посредством необходимости регистрации первых [5]. Во-вторых, личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства могут являться частью сельскохозяйственных потребительских кооперативов [6]. В-третьих, большинство крестьянских (фермерских) хозяйств зарождалось и продолжает формироваться из личных подсобных хозяйств граждан [7].

Таким образом, личные подсобные хозяйства граждан являются составной частью малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики, а также в той или иной степени обуславливают создание других организаций малого бизнеса.

Тем не менее, в Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. среди организаций малого бизнеса наиболее перспективной формой хозяйствования определены крестьянские (фермерские) хозяйства. Личным подсобным хозяйствам граждан отведена значительно менее существенная роль. Объясняется такой подход сокращением численности сельского населения и развитием крупного товарного производства. Авторы программы также опираются на опыт стран с развитой экономикой, где наблюдается тенденция сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах граждан [4]. В данном случае можно согласиться с мнением П. Мигурского [8], который обращает внимание на отличия в соотношении цен на продукты питания и доходов сельского населения по сравнению с указанными странами. Кроме того, Беларусь, ввиду исторических и экономических условий, продолжает оставаться страной с приоритетным раз-

витием аграрно-промышленного производства. Эти условия необходимо учитывать при определении роли в аграрной экономике республики личных подсобных хозяйств.

Для оценки непосредственной роли личных подсобных хозяйств в аграрной экономике республики следует более детально рассмотреть некоторые особенности их функционирования. Соответствующий закон определяет, что «личные подсобные хозяйства граждан - форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель» [9].

Важной особенностью, которая оказывает значимое влияние на деятельность личных подсобных хозяйств, является использование его как вспомогательного источника самообеспечения сельского населения, связанного с различием в уровне жизни городских и сельских жителей [8, 10]. Очевидно, что значимость данного условия может быть снижена только при существенном росте доходов сельского населения, получаемых от основного источника.

Состав участников личного подсобного хозяйства также имеет свою специфику: данная категория не определена законодательно; самостоятельным участником правоотношений в ЛПХ является не семья в целом, а отдельные физические лица; участвовать в ведении ЛПХ может любой член семьи независимо от его трудоспособности и дееспособности.

Существенные особенности имеет правовой режим имущества и земельного участка личного подсобного хозяйства. В первую очередь - это частная собственность на средства производства, в том числе на землю. Несмотря на то, что имущество должно быть предназначено для ведения нетоварного сельскохозяйственного производства, а размеры земельного участка законодательно нормируются, право собственности сохраняет статус крестьянина как хозяина на земле. Этому также способствует возможность свободно распоряжаться произведенной продукцией сверх непосредственного потребления, в том числе за пределами страны. Значительно облегчает работу и содействует развитию личных подсобных хозяйств осуществление деятельности на основе не только гражданско-правовых договоров, но и устной договоренности. Это сокращает затраты времени на оформление трудовых отношений и дает возможность более быстро и гибко реагировать на изменение внешних условий. В итоге благодаря своим особенностям личные подсобные хозяйства на протяжении продолжительного периода занимают значительное место в аграрном производстве республики.

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, на конец 2017 г. в стране насчитывалось 988,8 тысяч личных подсобных хозяйств граждан. Следует отметить, что их численность по сравнению с 1995 г. уменьшилась на 372,8 тысяч, или на 27,4 %. За последнее пятилетие также наблюдается тенденция снижения численности ЛПХ в республике [11].

Последовательное сокращение численности личных подсобных хозяйств сопровождалось качественными изменениями в их составе и производственной деятельности. Если в 1995 г. на 1 личное подсобное хозяйство приходилось 1,08 га сельскохозяйственных земель и 0,79 га пахотных, то в 2017 г. площади землепользования составили соответственно 0,79 га и 0,58 га. При этом распахан-ность сельскохозяйственных земель сохранилась на уровне 73%. Определенные изменения произошли также в обеспеченности хозяйств основными видами животных (таб. 1).

Таблица 1. Динамика численности животных и птицы в расчете на 1 личное подсобное хозяйство

Показатель Количество голов на 100 хозяйств 2017 г. в % к 1995 г.

1995 г. 2017 г.

Крупный рогатый скот: всего 60 9 15,0

в том числе коровы 54 7 13,0

Свиньи 114 36 31,6

Птица 591 495 83,8

Примечание. Расчеты автора на основании данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [11].

В животноводстве по всем видам животных прослеживается снижение поголовья на 1 хозяйство. Фактически ликвидировано молочное скотоводство как направление деятельности ЛПХ. Если в 1995 г. на 2 хозяйства приходилась одна коров, то в 2017 г. дойная корова приходилась в среднем на 14 хозяйств населения. Менее значительное снижение поголовья наблюдается по свиньям и птице. Темпы снижения поголовья по видам животных закономерны и зависят от различных причин.

Существенное снижение поголовья крупного рогатого скота обусловлено, главным образом, сложностью содержания животных в связи с увеличением среднего возраста сельских жителей. Содержание свиней не требует значительных трудовых и материальных затрат. Кроме того, этих жи-

вотных выгодно выращивать, так как в качестве кормов есть возможность использовать отходы домашнего хозяйства. Поэтому резкое снижение поголовья свиней в ЛПХ произошло в том числе по объективным причинам в 2013 г. (на 46,8 %): согласно постановлению Совета Министров республики Беларусь «О дополнительных мерах по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней и других опасных болезней животных» [12]. На незначительное уменьшение поголовья птицы, на наш взгляд, оказали влияние указанные выше факторы. С одной стороны, небольшие затраты на содержание не способствовали сокращению поголовья птицы. С другой стороны, снижение заинтересованности молодежи в сельском труде не позволило наращивать поголовье птицы в личных подсобных хозяйствах. В итоге можно обоснованно утверждать, что развитию растениеводства и животноводства в личных подсобных хозяйствах способствовали как объективные причины, так и субъективные факторы. Наряду с этим представленные данные (табл. 1) опровергают мнение о том, что общее снижение посевных площадей и поголовья животных и птицы в личных подсобных хозяйствах вызвано сокращением численности населения.

Динамика площадей и поголовья животных и птицы только в некоторой степени может характеризовать роль личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве. Более точно оценить вклад хозяйств населения в производство продукции можно с помощью сравнительного анализа структуры показателей в разрезе всех категорий хозяйств (табл. 2).

Таблица 2. Структура производства продукции по категориям хозяйств Республики Беларусь в 2017 г., %

Вид продукции Удельный вес по категориям хозяйств Всего

СХО КФХ ЛПХ

Зерно 95,0 2,1 2,9 100,0

Картофель 12,0 6,0 82,0 100,0

Овощи 13,4 18,7 67,9 100,0

Плоды и ягоды 14,2 10,5 75,3 100,0

Молоко 95,4 0,3 4,3 100,0

Яйца 80,2 0,0 19,8 100,0

Скот и птица в живой массе 94,2 0,6 5,2 100,0

Шерсть 16,7 10,9 72,4 100,0

Продукция сельского хозяйства 79,3 2,0 18,7 100,0

Примечание. Расчеты автора на основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь [13].

Личные подсобные хозяйства, сочетая личные потребительские интересы и предпринимательскую выгоду, все же отдают предпочтение отдельным отраслям. В данной категории хозяйств сосредоточено производство основной массы картофеля, овощей, плодов и ягод, а также шерсти. Очевидно также, что при значительном поголовье овец, коз и кроликов, личные подсобные хозяйства производят подавляющую часть соответствующей продукции, которая в таблице отдельно не указана. Приоритет в производстве данной продукции обусловлен ее низкой капиталоемкостью и возможностью недопущения значительных потерь при выращивании. Козье молоко, баранина, мясо кроликов и мед можно отнести к диетическим продуктам, которые имеют ограниченный спрос. Этот факт также подтверждает, что производство данных видов продукции и в дальнейшем будет преобладать в личных подсобных хозяйствах населения.

Заключение

В целом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что специфика личных подсобных хозяйств позволяет им играть значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности республики, а также способствовать улучшению социальных условий сельского населения. Из приведенных выше сведений можно выделить положительные стороны деятельности личных подсобных хозяйств: производство трудоемкой сельскохозяйственной продукции нерентабельной или недостаточно прибыльной для крупных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств; снижение и стабилизация цен на продовольственные товары посредством удовлетворения потребности в отдельных видах продукции; снабжение населения диетическими и остродефицитными продуктами питания; производство экологически чистой продукции; введение в оборот и повышение эффективности использования земельных ресурсов.

Можно предположить, что в настоящее время наблюдается пик снижения активности деятельности данной категории хозяйств. Тем не менее личные подсобные хозяйства в республике будут в дальнейшем развиваться наряду с сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хотя формы и методы их ведения могут претерпеть серьезные изменения.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 марта 2004 г., № 252 / Бизнес-Инфо: Беларусь // ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. - Дата доступа: 17.07.2018.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ushachi.vitebsk-region.gov.by/uploads/documents/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-RB-do-2030-g.pdf. - Дата доступа: 19.07.2018.

4. О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585 [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 марта 2016 г., № 196 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

5. Тютерева, Н. Н. Соотношение крестьянского хозяйства и личного подсобного хозяйства / Н. Н. Тютерева // Актуальные проблемы российского права. - 2010. - № 1. - С. 195-203.

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп., внесенными Законом Респ. Беларусь от 9 янв. 2017 г. -Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2018. - 656 с.

7. Корбут, Л. В. Развитие фермерских хозяйств в системе сельских территорий Беларуси / Л. В. Корбут // Весшк БДУ. - Сер. 3. - 2009. - № 3. - С. 76-78.

8. Мигурский, П. Личные подсобные хозяйства - седьмая область Беларуси / П. Мигурский [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://6tv.by/lichnye-podsobnye-xozyajstva-sedmaya-oblast-belarusi/. - Дата доступа: 31.07.2018.

9. О личных подсобных хозяйствах граждан: Закон Респ. Беларусь, 11 нояб. 2002 г., № 149-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 28 дек. 2009 г. № 96-З [Электронный ресурс] // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

10. Правовой режим имущества и земельного участка в личном подсобном хозяйстве // Право Р. Беларусь - Аграрное право Республики Беларусь. Вопрос 28. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://лектор.com/pravo-respuЫiki-agrarnoe/vopros-pravovoy-rejim-imuschestva-zemelnogo-43160.html. - Дата доступа: 31.07.2018.

11. Личные подсобные хозяйства. О развитии личных подсобных и иных хозяйств населения // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mshp.gov.by/print/about/podrazd/eko/fermer/lph/e495e9f56a3152d0.html. - Дата доступа: 02.08.2018.

12. О дополнительных мерах по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней и других опасных болезней животных: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 авг. 2013 г., № 758; в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 14 марта 2018 г. № 197 [Электронный ресурс] // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

13. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь: ред. И. В. Медведева [и др.]. -Минск: [б. и.], 2018. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.