С появлением новых стратегических направлений в сельском хозяйстве, ориентированных на инновационное развитие, возникла необходимость в совершенствовании взаимоотношений между всеми участниками аг-ропродовольственного рынка, формирования объединений, наиболее перспективным из которых представляется кластерный подход. Нашими исследованиями обосновано, что кластерная инициатива целесообразна на уровне отдельных поселений, там, где нет крупных сельскохозяйственных организаций, вошедших в технологические агропромышленные кластеры, посредством формирования сельских микрокластеров. Сельский микрокластер, по нашему мнению, — это целостная система пространственно сконцентрированных на территории поселения субъектов, включающая в себя хозяйства населения и сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, связанные с ними органы местного самоуправления, элементы инфраструктуры, которые взаимодополняют и взаимодействуют друг с другом с целью производства и реализации сельскохозяйственной продукции, повышения эффективности, усиливая конкурентные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом.
Администрации сельского поселения выступает как связующее звено в схеме сельского микрокластера и ее усилия направлены на организацию партнерских взаимоотношений между всеми его участниками. Разработанная нами модель сельского микрокластера включает в себя следующие секторы: ключевой, дополнительного производства, обработки и продвижения сельскохозяйственной продукции, что позволяет выстроить эффективную цепочку ее создания, ориентированную на конечного потребителя.
Рассмотрение всех участников процесса как единой системы, функционирующей на определенной территории при сохранении возможности регулирования со стороны государственных органов управления в рамках кластерной политики, определяет ус-
+
пешное развитие домашних хозяйств населения и оптимизацию взаимоотношений участников микрокластеров.
Заключение
Результаты анкетного опроса, аналитических и экспертных оценок позволили сделать выводы о том, что население Алтайского края имеет частично не учтенные государственной статистикой доходы от ведения личного подсобного хозяйства, от сдачи в аренду недвижимости, земельных паев, оказания услуг (кроме предпринимателей), доходы от работы за пределами Алтайского края по найму в отдельные периоды. Расчет и оценку доходов от личного подсобного хозяйства на основе данных о производстве сельскохозяйственной продукции целесообразно проводить с учетом кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения.
С появлением новых стратегических направлений в сельском хозяйстве, ориентированных на инновационное развитие, возникает необходимость в совершенствовании взаимоотношений между всеми участниками агропродовольственного рынка, формирования объединений, наиболее перспективным из которых представляется кластерный подход.
Библиографический список
1. Регионы России: Социально-эконо-
мические показатели 2010: стат. сборник. — М.: Росстата, 2011. — Internet-ресурс
http://www.perm.ru/files/lpx.doc.
2. http://old.nasledie.ru/fin/6_7/6_7_1 /article.php?art=23, некоммерческое партнерство «Научно-информационное Агентство «Наследие Отечества»
3. Кундиус В.А., Чермянина В.В., Пе-цух Н.И., Перова Т.Н., Санталова В.Н., Гартман А.А, Харченко А.Н. Факторы роста доходов населения в условиях реализации программ развития сельских территорий: монография. — Барнаул: Азбука, 2012. — 347 с.
+ +
УДК 631.115.11(470.45) Е.Ф. Заворотин,
В.И. Жилина,
И.А. Кошкарев, А.А. Куркин
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: личные подсобные хо- сударственная поддержка, муниципаль-
зяйства, продовольственные ресурсы, го- ные территории.
В 2011 г. хозяйствами населения получено 359,8 тыс. т картофеля (в 2010 г. — 297,5 тыс. т), 354,5 тыс. т овощей (в 2010 г.
— 334,3 тыс. т), 134,7 тыс. т бахчевых продовольственных культур (125,3 тыс. т), 127,1 тыс. т плодов и ягод (123,1 тыс. т).
В структуре поголовья скота и птицы на долю хозяйств населения в 2011 г. приходится 73,5% всей численности крупного рогатого скота, 72,2% свиней, 66,6% овец и коз, 56,0% птицы.
В хозяйствах населения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. отмечался рост объемов производства всех основных видов продукции животноводства (на 0,1-2,0%). Хозяйствами населения за 2011 г., по оценке, произведено на убой 134,5 тыс. т скота и птицы в живом весе (63,3% общего объема), надоено 444,8 тыс. т молока (87,5%), получено 389,6 млн шт. яиц (51,4%) [2].
Таблица
Основные показатели сельского хозяйства Волгоградской области *
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах), млн руб., %
Хозяйства всех категорий
Продукция сельского хозяйства 16723,4 22675,9 24528,5 30025,9 34287,1 33734,9 39791,5 53308,1 70712,4 65697,7 64265,9
в том числе:
продукция растениеводства 8861,9 13404,0 15895,8 20921,8 24086,5 21214,9 25295,9 36798,5 50751,3 41863,8 38538,6
продукция животноводства 7861,5 9272,0 8632,7 9104,2 10200,6 12520,0 14495,6 16509,6 19961,1 23833,9 25727,3
Сельскохозяйственные организации, %
Продукция сельского хозяйства 36,32 37,55 31,83 32,79 42,64 38,65 39,01 41,07 40,22 31,19 27,70
в том числе:
продукция растениеводства 44,02 41,20 30,04 35,78 48,59 44,48 46,22 48,09 46,92 36,35 30,87
продукция животноводства 27,64 32,28 35,12 25,91 28,59 28,76 26,43 25,41 23,18 22,12 22,96
Хозяйства населения, %
Продукция сельского хозяйства 58,37 55,03 63,07 60,68 45,39 49,81 48,95 47,08 46,52 58,67 63,36
в том числе:
продукция растениеводства 48,71 48,42 63,83 56,43 35,66 38,97 36,57 35,75 35,51 49,29 56,28
продукция животноводства 69,25 64,58 61,66 70,44 68,34 68,18 70,56 72,33 74,51 75,15 73,96
Крестьянские (с >ермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, %
Продукция сельского хозяйства 5,31 7,42 5,11 6,53 11,98 11,55 12,04 11,86 13,27 10,14 8,94
в том числе:
продукция растениеводства 7,26 10,39 6,14 7,79 15,75 16,55 17,21 16,16 17,58 14,36 12,85
продукция животноводства 3,11 3,14 3,22 3,65 3,07 3,06 3,02 2,26 2,31 2,73 3,08
* Рассчитано авторами по [1].
В АПК Волгоградской области функционируют 3469 сельскохозяйственных организаций, 11783 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), 245,5 тыс. личных подворий (ЛПХ), 211 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПК), 788 предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, что определяет многоукладный характер аграрной экономики области.
Основные показатели развития сельского хозяйства Волгоградской области представлены в таблице.
Учет личных подсобных хозяйств ведется органами местного самоуправления сельских (городских) поселений и городских округов в похозяйственных книгах. Сведения в похозяйственную книгу вносятся путем под-ворового обхода и опроса граждан.
Эти данные свидетельствуют о том, что за годы аграрных преобразований роль личных подсобных хозяйств Волгоградской области в пополнении продовольственных ресурсов страны существенно возросла. Этому способствовало развитие правовой основы их функционирования: граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями [3]; государственная налоговая политика: не подлежат налогообложению (при условии представления документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена гражданином на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения ЛПХ) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде [4, ст. 217]. С 1 января 2011 г. освобождены от налогообложения средства, полученные гражданином из бюджетов бюджетной системы РФ, при целевом использовании их на развитие ЛПХ: приобретение семян и посадочного материала, кормов, горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка скота и племенных животных, птицы, пчел и рыбы, закладку многолетних насаждений и виноградников и уход за ними, содержание сельскохозяйственных животных, покупку оборудования для строительства теплиц, хранения и переработки продукции, сельскохозяйственной техники, запасных частей и ремонтных материалов, страхование рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий: если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона о ЛПХ; если ведение личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников. Для освобождения от налогообложения доходов гражданин представляет документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков). В случае нецелевого использования средств, полученных из бюджетов
бюджетной системы РФ, суммы денежных средств, использованных не по целевому назначению, учитываются при определении налоговой базы в том налоговом периоде, в котором они были получены.
Положительная динамика Волгоградской области связана также с активизацией областных механизмов развития ЛПХ, которые пользуются всеми формами государственной поддержки в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Финансирование программных мероприятий осуществляется на принципах софинансирования средств, предоставляемых из бюджетов различных уровней, в соответствии с принятыми обязательствами по достижению целевых индикаторов в рамках Соглашений, заключаемых ежегодно с Министерством сельского хозяйства России.
ЛПХ предоставляются субсидии на развитие племенного животноводства, на элитное семеноводство, компенсируется часть затрат на приобретение средств химизации, на уплату процентов по кредитам, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, возмещается часть затрат в случае гибели сельскохозяйственных культур. В 2011 г. выделено за реализованную продукцию животноводства из областного бюджета 101 млн руб. субсидий; на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет — 86,3 млн руб. Кроме того, в 2011 г. из областного бюджета тем фермерам, которые стали заниматься животноводством, были предоставлены субсидии в размере 5 тыс. руб. за корову (если поголовье по состоянию на 1 октября составляло более 35 гол.).
Вектор развития ЛПХ Волгоградской области предполагает расширение их участия в федеральных и областных программах поддержки мелкотоварного производства посредством содействия личным подсобным хозяйствам в создании семейных КФХ через продолжение активной разъяснительной работы с населением. Следует отметить, что предоставление государственной поддержки на развитие животноводства способствовало созданию на базе ЛПХ Волгоградской области более 250 новых крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вместе с тем активное развитие ЛПХ Волгоградской области, возрастание численности поголовья скота влекут за собой также негативные последствия.
Во-первых, с увеличением количества скота также необходимо создание новых скотомогильников, должны осуществляться
систематический санитарный надзор и ветеринарно-санитарный надзор. Именно с этой проблемой столкнулась Волгоградская область в 2010 г., когда на территории области были зафиксированы случаи свиного гриппа. Был наложен карантин на разведение и вывоз свинины. В ноябре 2011 г. зафиксированы случаи заболевания африканской чумой свиней и диких кабанов в госза-казнике Лещевский, который захватывает Ахтубинский, Ленинский и Октябрьский районы. Численность поголовья свиней уменьшилась почти в 2 раза. В 2010 г. общее поголовье составляло 424543 гол., на ноябрь 2011 г. количество голов сократилось до 420 тыс. гол. Трупы животных, павших от заразных болезней, должны вывозить на специальные утильзаводы. На территории Волгоградской области насчитывается 420 скотомогильников. Однако только пять из них полностью соответствуют санитарным нормам.
Во-вторых, разведение крупного и мелкого рогатого скота не может ограничиться территорией личного подворья. Увеличение числа крупного и мелкого рогатого скота требует больших территорий для его выпаса. Пастбище может обеспечивать пищей строго определенное количество животных. Если их больше, то трава поедается под корень, вытаптывается и уже не способна к самовосстановлению, что ведет к нарушению экосистемы пастбищ и опустыниванию территорий. Пастбища становятся непригодными для выпаса скота. Единственное средство борьбы с подобным явлением — строгое соблюдение норм выпаса скота и заботливый уход за пастбищами (внесение удобрений, подсев трав). В настоящее время пастбищ не хватает, и в районах области предоставляют в аренду на 3 года общественные земли для засева их многолетними травами. Впервые в области данная практика начала применяться в Еланском, Новоаннинском и Киквидзенском районах.
В-третьих, возрастающее число твердых и жидких отходов животноводства требует их размещения на специально отведенных полигонах, отдельно от бытовых отходов населения, для того чтобы перегнившие отходы могли использоваться в качестве органических удобрений. Создание и отведение мест для полигонов находится в полномочии местных органов самоуправления. На полигонах должно происходить обеззараживание отходов и соблюдение санитарноэпидемиологических нормы. Полигонов в настоящее время недостаточно. Отходы складируются в навозные кучи на территории подворий, либо вывозятся на общественные свалки.
Для решения данных проблем, на наш взгляд, необходимо активизировать деятельность муниципалитетов по развитию ЛПХ: в рамках муниципальных районов необходимо формировать деловые центры, которые могли бы оказывать информационные, консалтинговые, юридические и другие услуги.
Непосредственное участие в развитие ЛПХ Волгоградской области принимают местные территориальные общественные самоуправления (ТОС) [5]. На территории области создана Ассоциация «Совет муниципальных образований Волгоградской области», которая 11 июля 2011 г. заключила соглашение о сотрудничестве с Волгоградским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк». В рамках Соглашения стороны намерены объединить свои усилия с целью реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области на 2011-2015 годы» и проведения совместной Акции «Возродим родную землю» по развитию экономической активности населения и бизнеса и содействия созданию и развитию семейных ферм, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной потребительской и кредитной кооперации, оказания поддержки в совершенствовании системы территориального общественного самоуправления Волгоградской области, координировать усилия по совместному мониторингу и контролю выполнения Акции и Программы, в том числе по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории муниципальных образований Волгоградской области и создания дополнительных рабочих мест. Стороны, используя потенциал своих районных подразделений, намерены:
- оказывать информационную, консультационную, юридическую помощь фермерским хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
- совершенствовать условия и процедуры получения кредитов в Банке КФХ, гражданами, ведущими ЛПХ, СПК, а также совместно разрабатывать предложения по расширению и совершенствованию механизмов государственной поддержки малого бизнеса; содействовать организации и развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации;
- проводить совместные мероприятия, направленные на организацию участия малых форм хозяйствования в модернизации районных муниципальных образований Волгоградской области;
- содействовать в получении консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации специалистов малых форм хозяйствования и др.
Благодаря совместной работе ТОСов и «Россельхозбанка» в Волгоградской области в 2011 г., по состоянию на 8 ноября было выдано 1363 кредита на общую сумму 696050 тыс. руб., из них 1172 кредита (86%) приходится на ЛПХ.
На наш взгляд, важной проблемой в функционировании и развитии ЛПХ является выстраивание интеграционных отношений с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями. Муниципалитетам следует активизировать работу по оказанию помощи в установлении и развитии этих взаимоотношений.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что в условиях кризиса личные подсобные хозяйства не только выжили, но и развиваются. Это говорит о совершенстве данной формы хозяйствова-
ния, ее устойчивости, эластичности, способности к развитию.
Библиографический список
1. Краткий статистический сборник Волгоградская область в цифрах, 2010 г.
2. Социально-экономическое положение Волгоградской области в 2011 году // Официальное издание. — Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. — Волгоград, 2012.
3. О личном подсобном хозяйстве // Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
5. Официальный сайт Ассоциации «Совет
муниципальных образований Волгоградской области». — Режим доступа:
http://www.smo-volgograd.ru/SOGL/ soglashenie_s_rosselkhozbankom.pdf. E-mail: [email protected].
+ + +
УДК 635:001895:631.145(470.45) М.Ф. Бычков,
О.С. Олейник, О.Г. Самохвалова
ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОВОЩЕВОДЧЕСКОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: овощеводческий подкомплекс, инновационные центры, технологическая модернизация, эффективное развитие отрасли.
Ориентация экономики сельского хозяйства на инновационное развитие наряду с эффективным использованием потенциала научно-технического прогресса — необходимое условие выхода АПК из кризисного состояния. Научно-технический прогресс, обусловливающий непрерывное обновление производства на основе достижений науки и техники, имеет стратегический характер для развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом.
Проводимая в последнее десятилетие аграрная политика, провозглашение агропро-довольственного комплекса одним из государственных приоритетов, весь комплекс антикризисных мер направлены в первую очередь на создание условий для динамич-
ного инновационного развития сельского хозяйства, его технико-технологической модернизации, обеспечивающей рост эффективности хозяйственной деятельности труда и повышение конкурентоспособности конечной продукции [1].
В Волгоградской области чрезвычайно актуальна задача внедрения инноваций в сельское хозяйство. Конкурентными преимуществами Волгоградской области определены выгодное транспортно-географическое положение, относительно развитая региональная транспортная инфраструктура, значительные площади сельскохозяйственных угодий. Создание в Волгоградской области главной продовольственной базы страны с комплексом производств и инновационных центров «от поля до продукта»; развитие международных транспортных коридоров; создание многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба; инновационная модернизация, развитие и