Научная статья на тему 'Стратегия устойчивого развития личных подсобных хозяйств'

Стратегия устойчивого развития личных подсобных хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / НАПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / PRIVATE FARMS / DEVELOPMENT STRATEGY / INCENTIVES / PRINCIPLES / DIRECTIONS / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдуков А.А.

Специфика функционирования личных подсобных хозяйств и их место и роль в аграрной экономике Республики Беларусь требуют разработки мер по обеспечению их устойчивого развития в перспективе. Комплексное решение данной задачи возможно посредством принятия и реализации Стратегии развития личных подсобных хозяйств. Разработка Стратегии обусловлена также недостатком нормативно-правовых и программных документов, которые направлены непосредственно на регулирование и стимулирование деятельности личных подсобных хозяйств населения. Главной целью стратегии развития личных подсобных хозяйств является создание условий для их устойчивого развития в плане удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, поддержания продовольственной безопасности страны, улучшения экономических и социальных условий и сохранения сельского уклада жизни населения. В настоящее время для обеспечения устойчивого развития ЛПХ на перспективу в первую очередь необходимо исключить негативное воздействие факторов, сдерживающих их развитие. К ним в настоящее время можно отнести: несовершенство законодательства в плане регламентации товарной деятельности личных подсобных хозяйств; недостаточно развитая инфраструктура государственной поддержки деятельности личных подсобных хозяйств; недостаточный доступ к финансированию и, в частности, недостаточное развитие микрофинансирования; утеря позитивного имиджа сельского труженика, в особенности, ведущего исключительно собственное домашнее хозяйство. Учитывая тот факт, что большинство положений предлагаемой Стратегии развития личных подсобных хозяйств в различной степени применяются на практике, при ее реализации предполагаются концептуальные изменения в государственной поддержке ЛПХ. Реализация настоящей Стратегии осуществляется посредством: разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов; разработки и выполнения государственных программ в сфере государственной поддержки деятельности личных подсобных хозяйств, а также отдельных мероприятий программ социально-экономического развития республики и развития аграрного бизнеса; ориентация на положения Стратегии при формировании государственной политики в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of the functioning of personal subsidiary farms and their place and role in the agrarian economy of the Republic of Belarus require the development of measures to ensure their sustainable development in the future. A comprehensive solution to this problem is possible through the adoption and implementation of the strategy for the development of personal subsidiary farms. The development of the Strategy is also caused by the lack of legal and policy documents that are directly aimed at regulating and stimulating the activities of private farms of the population. The main goal of the development of personal subsidiary farms is to create conditions for their sustainable development in terms of meeting the population’s food needs, maintaining the country’s food security, improving economic and social conditions and preserving the rural lifestyle of the population. Currently, in order to ensure sustainable development of private farms for the future, it is first of all necessary to eliminate the negative impact of factors hindering their development. These currently include: inconsistency of legislation in terms of regulation of the commodity activities of personal subsidiary farms; insufficiently developed infrastructure of state support for the activities of personal subsidiary farms; insufficient access to finance and, in particular, insufficient development of microfinance; loss of the positive image of rural worker, in particular, of one occupied exclusively in his own household. Taking into account the fact that most of the provisions of the proposed Strategy for the development of personal subsidiary farms are applied to varying degrees in practice, its implementation assumes conceptual changes in the state support of private farms. The implementation of this Strategy can be carried out through: the development and adoption of relevant legal acts; development and implementation of state programs in the field of state support for the activities of personal subsidiary farms, as well as individual measures of the programs of socio-economic development of the republic and the development of agrarian business; focus on the provisions of the Strategy in the formation of state policy in the agricultural sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Стратегия устойчивого развития личных подсобных хозяйств»

УДК 338.436.33

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ

А. А. ГАЙДУКОВ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: haidukou@list.ru

(Поступила в редакцию 14.06.2019)

Специфика функционирования личных подсобных хозяйств и их место и роль в аграрной экономике Республики Беларусь требуют разработки мер по обеспечению их устойчивого развития в перспективе. Комплексное решение данной задачи возможно посредством принятия и реализации Стратегии развития личных подсобных хозяйств. Разработка Стратегии обусловлена также недостатком нормативно-правовых и программных документов, которые направлены непосредственно на регулирование и стимулирование деятельности личных подсобных хозяйств населения. Главной целью стратегии развития личных подсобных хозяйств является создание условий для их устойчивого развития в плане удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, поддержания продовольственной безопасности страны, улучшения экономических и социальных условий и сохранения сельского уклада жизни населения.

В настоящее время для обеспечения устойчивого развития ЛПХ на перспективу в первую очередь необходимо исключить негативное воздействие факторов, сдерживающих их развитие. К ним в настоящее время можно отнести: несовершенство законодательства в плане регламентации товарной деятельности личных подсобных хозяйств; недостаточно развитая инфраструктура государственной поддержки деятельности личных подсобных хозяйств; недостаточный доступ к финансированию и, в частности, недостаточное развитие микрофинансирования; утеря позитивного имиджа сельского труженика, в особенности, ведущего исключительно собственное домашнее хозяйство.

Учитывая тот факт, что большинство положений предлагаемой Стратегии развития личных подсобных хозяйств в различной степени применяются на практике, при ее реализации предполагаются концептуальные изменения в государственной поддержке ЛПХ. Реализация настоящей Стратегии осуществляется посредством: разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов; разработки и выполнения государственных программ в сфере государственной поддержки деятельности личных подсобных хозяйств, а также отдельных мероприятий программ социально-экономического развития республики и развития аграрного бизнеса; ориентация на положения Стратегии при формировании государственной политики в аграрном секторе экономики.

Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, стратегия развития, стимулирование, принципы, направления, государственная поддержка.

The specifics of the functioning ofpersonal subsidiary farms and their place and role in the agrarian economy of the Republic of Belarus require the development of measures to ensure their sustainable development in the future. A comprehensive solution to this problem is possible through the adoption and implementation of the strategy for the development of personal subsidiary farms. The development of the Strategy is also caused by the lack of legal and policy documents that are directly aimed at regulating and stimulating the activities ofprivate farms of the population. The main goal of the development of personal subsidiary farms is to create conditions for their sustainable development in terms of meeting the population's food needs, maintaining the country's food security, improving economic and social conditions and preserving the rural lifestyle of the population.

Currently, in order to ensure sustainable development of private farms for the future, it is first of all necessary to eliminate the negative impact offactors hindering their development. These currently include: inconsistency of legislation in terms of regulation of the commodity activities of personal subsidiary farms; insufficiently developed infrastructure of state support for the activities of personal subsidiary farms; insufficient access to finance and, in particular, insufficient development of microfinance; loss of the positive image of rural worker, in particular, of one occupied exclusively in his own household.

Taking into account the fact that most of the provisions of the proposed Strategy for the development of personal subsidiary farms are applied to varying degrees in practice, its implementation assumes conceptual changes in the state support of private farms. The implementation of this Strategy can be carried out through: the development and adoption of relevant legal acts; development and implementation of state programs in the field of state support for the activities ofpersonal subsidiary farms, as well as individual measures of the programs of socio-economic development of the republic and the development of agrarian business; focus on the provisions of the Strategy in the formation of state policy in the agricultural sector of the economy.

Key words: private farms, development strategy, incentives, principles, directions, government support.

Введение

Необходимой предпосылкой устойчивого развития личных подсобных хозяйств на основе максимального использования внутреннего потенциала является создание благоприятных условий для их эффективного функционирования [1]. Специфика ЛПХ требует соответствующих подходов к решению данной задачи. Следует отметить, что в настоящее время недостает нормативно-правовых и программных документов, которые направлены непосредственно на регулирование и стимулирование деятельности личных подсобных хозяйств населения. С учетом того, что деятельность ЛПХ не относится к предпринимательской, ей не уделяется должного внимания в Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы. По этой же причине личными подсобными хозяйствами не могут использоваться основные инструменты поддержки, реализуемые в рамках Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года [2]. Кроме того, отсутствует Программа развития и

поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2016-2020 годы, как продолжении предыдущих пятилетних программ. Все это не дает возможности в полной мере раскрыть потенциал данной категории хозяйств как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе.

Проведенные нами исследования показали, что принятие программ развития и поддержки личных подсобных хозяйств в республике на начальных этапах их реализации значительно активизировало деятельность ЛПХ . Кроме того, следует принимать во внимание тот факт, что разработка долгосрочной концепции развития в конкретной сфере деятельности за счет определения ее стабильных условий является основой дальнейшего динамического функционирования ЛПХ. В связи с этим возникает необходимость разработки Стратегии развития личных подсобных хозяйств, которая наряду с указанными выше направлениями позволит предусмотреть условия устойчивого развития с приоритетным направлением имеющихся ресурсов в отношении изменяющейся экономической среды.

Основная часть

Главной целью стратегии развития личных подсобных хозяйств является создание условий для их устойчивого развития в плане удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, поддержания продовольственной безопасности страны, улучшения экономических и социальных условий и сохранения сельского уклада жизни населения.

При разработке стратегии развития личных подсобных хозяйств необходимо основываться на том, что реализация излишков производимой продукции на рынке - деятельность, не являющаяся предпринимательской, все же частично носит предпринимательский характер. Особенно это проявляется в условиях рыночных отношений, при которых значительная часть ЛПХ постепенно превращается из преимущественно потребительских в товарные. Поэтому для ее успешного осуществления требуются соответствующие условия и характер поведения участников. Очевидно, что члены семей, ведущих подсобное хозяйство в сельской местности, должны иметь стимулы для наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции сверх необходимого для собственного потребления количества.

Любая программа развития базируется на фактически достигнутом состоянии объекта и должна учитывать сложившуюся тенденцию его развития в предшествующем периоде. Следовательно, в стратегии развития личных подсобных хозяйств следует отразить их современный уровень развития, который также был исследован выше. Основные итоги анализа современного состояния ЛПХ можно свести к следующим положениям:

1) на протяжении последних 7 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения количества личных подсобных хозяйств в республике;

2) в целом такая же тенденция прослеживается по площади сельскохозяйственных и пахотных земель, приходящихся на 1 хозяйство;

3) специфика деятельности личных подсобных хозяйств предполагает высокую долю картофеля и овощей в общей структуре посевных площадей;

4) по отношению к другим категориям хозяйств в ЛПХ преобладающее развитие получили такие отрасли животноводства, как свиноводство, овцеводство, кролиководство, пчеловодство;

5) овцеводство и кролиководство в ЛПХ в последние годы характеризуется устойчивым ростом поголовья животных;

6) снижение численности личных подсобных хозяйств на протяжении последних лет сопровождается повышением эффективности деятельности в целом по данной категории, что выражается в увеличении уровня производства валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах на 100 га сельскохозяйственных земель;

7) в республике оказывается определенная поддержка деятельности личных подсобных хозяйств, которая выражается в выплатах надбавок к закупочным ценам, оказании помощи в снабжении необходимыми материальными ресурсами, установлении порядка финансирования деятельности за счет банков и микрофинансовых организаций, а также создании кооперативов по снабжению и сбыту производимой продукции;

8) отдельные направления поддержки личных подсобных хозяйств до настоящего времени не получили массового развития и требуют выработки мер по повышению их роли в стимулировании деятельности ЛПХ.

Основным документом, регламентирующим создание, деятельность и ее прекращение в личных подсобных хозяйствах, является Закон Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан» № 149-З от 11.11.2002 года [3]. Вместе с тем отдельные направления поддержки и развития ЛПХ регламентируются следующими документами: место и роль личных подсобных хозяйств в аг-

рарном секторе экономики республики отмечены в Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 196 от 11.03.2016 года [4]; в Указе Президента Республики Беларусь № 347 от 17.07.2014 года «О государственной аграрной политике» [5] определены направления государственной поддержки личных подсобных хозяйств граждан; финансирование деятельности данной категории осуществляется согласно Указам Президента Республики Беларусь № 302 от 14.06.2010 года «О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств» [6] и № 325 от 30.06.2014 года «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» [7].

Для стимулирования деятельности личных подсобных хозяйств в перспективе в рамках Стратегии их развития в первую очередь необходимо исключить негативное влияние факторов, сдерживающих данный процесс и предусмотренных в указанных выше документах. Также при разработке Стратегии развития личных подсобных хозяйств целесообразно использовать отдельные положения постановления Совета Министров Республики Беларусь № 743 от 17.10.2018 года «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года» [2], Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 23.11.2017 года «О развитии предпринимательства» [8], а также - Директивы Президента Республики Беларусь № 4 от 31.12.2010 года «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» [9].

В настоящее время для обеспечения устойчивого развития ЛПХ на перспективу в первую очередь необходимо исключить негативное воздействие факторов, сдерживающих их развитие. К ним в настоящее время можно отнести: 1) несовершенство законодательства в плане регламентации товарной деятельности личных подсобных хозяйств; 2) недостаточно развитую инфраструктуру государственной поддержки деятельности личных подсобных хозяйств; 3) недостаточный доступ к финансированию и, в частности, недостаточное развитие микрофинансирования; 4) утеря позитивного имиджа сельского труженика, в особенности, ведущего исключительно собственное домашнее хозяйство.

Стратегия развития личных подсобных хозяйств должна быть ориентирована на исключение указанных негативных тенденций и принятие дополнительных мер по стимулированию деятельности ЛПХ в отношении повышения товарности производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Достижение обозначенной выше цели Стратегии развития личных подсобных хозяйств и исключение указанных негативных тенденций должно сопровождаться решением комплекса следующих задач: создание благоприятных правовых и экономических условий для активизации деятельности, направленной на повышение уровня товарности производимой продукции и соответствующее повышение доходов сельских семей; формирование системы мер по стимулированию деятельности ЛПХ предпринимательского характера в части производства и реализации продуктов питания сверх собственной потребности; создание специализированных структур на республиканском и региональных уровнях либо наделение полномочиями существующих служб в пределах сельских исполнительных комитетов в области поддержки деятельности ЛПХ.

Необходимо отметить, что государственное регулирование экономических процессов в указанном направлении может быть целесообразно и эффективно лишь при соблюдении соответствующих принципов [10]. Это положение, на наш взгляд, в значительной степени относится к формированию государственной политики в отношении личных подсобных хозяйств. Основные принципы политики государства в сфере развития личных подсобных хозяйств и их сущность можно представить в таблице.

Принципы государственного регулирования развития ЛПХ

Принцип Сущность

Целесообразность Обоснованная необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений

Эффективность Обеспечение максимально возможного эффекта при минимальном использовании ресурсов, как государства, так и собственных средств сельского населения

Справедливость Создание равных условий в отношении всех категорий хозяйств при производстве и реализации продукции для нужд населения

Стабильность Государственная политика в сфере ЛПХ должны быть ориентирована на долгосрочную перспективу

Системность Последовательность действий в сфере государственной поддержки ЛПХ

Согласованность интересов Обеспечение баланса интересов государства, общества и ЛПХ

Прозрачность Открытость для сельского населения действий государственного регулирования деятельности в сфере ЛПХ

Примечание. Составлена автором.

Важной составляющей государственной политики в сфере развития личных подсобных хозяйств является стимулирование их деятельности с целью наращивания объемов производства продукции и реализации ее излишков. Следует согласиться с мнением отдельных авторов [11, 12] в том, что государственное стимулирование ЛПХ целесообразно разделять на прямое и косвенное. К первому виду, по мнению авторов, относятся направления поддержки, направленные непосредственно личному подсобному хозяйству. Косвенная поддержка является опосредованным стимулированием производства и реализации продукции ЛПХ путем создания соответствующей инфраструктуры.

Стратегические направления государственного стимулирования деятельности ЛПХ заключаются в следующем:

- формирование формальных и неформальных институтов, заинтересованных в развитии ЛПХ;

- совершенствование макроэкономической политики, обеспечивающей согласованность государственных, общественных и личных интересов в сфере аграрного производства;

- дифференцированный подход к распределению всех видов финансовых средств и материальных ресурсов в целях развития ЛПХ;

- наделение реальными полномочиями местных исполнительных органов по финансированию ЛПХ;

- государственная поддержка занятости в сельской местности посредством ведения личных подсобных хозяйств;

- формирование позитивного имиджа частного сельского труженика.

В Стратегии развития ЛПХ предусматривается осуществление мероприятий, которые реализовы-вались в рамках предшествующих программ развития и поддержки личных подсобных хозяйств, но не были в достаточной мере осуществлены в установленные сроки. Это относится к расширению возможностей граждан по самоорганизации, самоуправлению, самофинансированию хозяйств, созданию на их базе новых структур, которые способны активизировать процесс развития хозяйств граждан, а также масштабному созданию потребительских обществ финансовой взаимопомощи гражданам [13].

Основополагающим вопросом государственной поддержки личных подсобных хозяйств является расширение доступа к финансовым ресурсам. При этом наряду с новыми направлениями финансовой поддержки, важным условием улучшения финансирования ЛПХ является повышение финансовой грамотности сельского населения. В настоящее время недостаточная активность сельских граждан по привлечению денежных средств для развития подсобного хозяйства зачастую обусловлена незнанием или недостаточной осведомленностью об условиях кредитования и других направлениях финансирования.

Немаловажным моментом стимулирования развития ЛПХ является формирование позитивного имиджа частного сельского товаропроизводителя. Нынешний образ сельского хозяйства и его тружеников как в общественном производстве, так и в плане частного производства является одним из препятствий дальнейшего развития аграрного сектора и в частности личных подсобных хозяйств. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема повышения престижа сельского труда и создания положительного образа сельского труженика. Во многом решению данной проблемы способствует повышение информированности общества о роли сельского хозяйства в его повседневной жизни. Очевидно, что по отношению к личным подсобным хозяйствам роль информации также будет иметь основное значение при формировании имиджа частного сельского труженика. Следовательно, в целях формирования в обществе положительного имиджа частного сельского труженика необходимо предусмотреть: организацию в средствах массовой информации программ и публикаций о государственной политике в области поддержки развития личных подсобных хозяйств и конкретных мерах по ее реализации; отражение в средствах массовой информации роли личных подсобных хозяйств в обеспечении продуктами питания населения и в целом - продовольственной безопасности страны; содействие в организации отраслевых и региональных проектов, направленных на формирование в обществе позитивного имиджа частного сельского труженика; введение практики поощрения наиболее успешных представителей личных подсобных хозяйств; освещение результатов деятельности личных подсобных хозяйств в передовых регионах; популяризация в средствах массовой информации социальной значимости личных подсобных хозяйств самореализации личности и обеспечения занятости сельского населения.

Одним из основных направлений формирования благоприятных условий развития ЛПХ является формирование инфраструктуры их поддержки. Оно должно быть направлено на: активизацию инициативы посредством расширения приоритетных направлений деятельности; повышение эффективно-

сти функционирования ЛПХ; расширение сферы предоставления и повышения уровня услуг для ЛПХ; создание механизмов, обеспечивающих последовательную реализацию политики в области развития ЛПХ.

Учитывая тот факт, что большинство положений Стратегии развития личных подсобных хозяйств в различной степени применяются на практике, при ее реализации предполагаются концептуальные изменения в государственной поддержке ЛПХ. Реализация настоящей Стратегии осуществляется посредством: разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов; разработки и выполнения государственных программ в сфере государственной поддержки деятельности личных подсобных хозяйств, а также отдельных мероприятий программ социально-экономического развития республики и развития аграрного бизнеса; ориентация на положения настоящей Стратегии при формировании государственной политики в аграрном секторе экономики.

Заключение

Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что устойчивое функционирование личных подсобных хозяйств во многом зависит от стимулирования их деятельность со стороны государства. Одним из основных инструментов стимулирования ЛПХ может стать Стратегия развития личных подсобных хозяйств населения на период до 2030 года. Реализация предлагаемой Стратегии позволит обеспечить стабильные условия развития ЛПХ и повысить занятость и благосостояние семей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдуков, А. А. Оценка потенциала личных подсобных хозяйств населения Горецкого района Могилевской области / А. А. Гайдуков // Аграрная экономика. - 2019. - № 4. - С. 47-52.

2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 окт. 2018 г., № 743 // Биз-нес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

3. О личных подсобных хозяйствах граждан: Закон Респ. Беларусь, 11 нояб. 2002 г., № 149-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 28 дек. 2009 г. № 96-З [Электронный ресурс] // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

4. О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585 [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 марта 2016 г., № 196 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

5. О государственной аграрной политике: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2014 г., № 347 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

6. О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 июн. 2010 г., № 302 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

7. О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 июня 2014 г., № 325 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

8. О развитии предпринимательства: Декрет Президента Респ. Беларусь, 23 нояб. 2017 г., № 7 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

9. О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

10. Бельский, В. И. Экономический механизм государственного регулирования сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика / В. И. Бельский. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2018. - 265 с.

11. Жичкин, К. А. Опыт государственной поддержки деятельности ЛПХ в условиях Самарской области / К. А. Жичктн, Ф. М. Гусеинов // Проблемы инновационного развития АПК: материалы междунар. науч. конф., 13-14 апреля 2017 г., Великие Луки. - Великие луки: Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. - С. 179-181.

12. Сапожникова, Е. С. Финансово-кредитная поддержка личных подсобных хозяйств в Кировской области / Е. С. Сапожникова, Л. А. Фуфачева // Казанская наука. - 2013. - № 1. - С. 76-79.

13. Муравьев, А. А. Реализация программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 20062010 годы в Могилевской области / А. А. Муравьев // Проблемы экономики: сб. науч. тр. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси. - 2010. - Выпуск 2 (11). - С. 94-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.