Место и роль лабораторных занятий в изучении дисциплины...
УДК 373.3
Сутягина Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕСТО И РОЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В статье рассматривается роль и сущность лабораторных занятий в процессе освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста».
Ключевые слова: лабораторное занятие, освоение дисциплины, профессиональная подготовка.
Изменения, происходящие в нашем обществе, меняют ценностные ориентиры и расставляют новые акценты. Совершенно естественно, что эти изменения затронули и систему образования. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском.
Профессиональная подготовка современного педагога имеет ряд особенностей так, так в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.
В современных условиях существенной реорганизации системы образования требуется совершенствование профессиональной подготовки педагога начальной школы. Важнейшим условием эффективности процесса профессионализации будущего педагога является овладение им теоретическими знаниями и практическими умениями, сориентированными на развитие творческих способностей и профессиональной индивидуальности.
Миссией основной образовательной программы направления «Педагогическое образование» по профилю «Начальное образование» является подготовка высококвалифицированного профессионала в области педагогики, психологии и методики преподавания учебных дисциплин, готового к саморазвитию, самообучению, самоанализу деятельности, самооценке профессиональных и личных качеств, имеющего высокий уровень духовно-нравственного развития, способного уважать и понимать детей, поддерживать их в трудных школьных и жизненных ситуациях, создавать каждому из учащихся ситуацию успеха для развития индивидуальных особенностей детей. Бакалавр педагогического образования должен быть готов к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования,
уметь вести конструктивный диалог, искать и находить содержательные компромиссы, руководствуясь в своей деятельности профессионально-этическими нормами.
Дисциплина «Методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, предлагаемых федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование». Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, уже сформированные в процессе изучения таких дисциплин как: «Общие основы педагогики», «Общая психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Освоение дисциплины «Методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста» является значимой составляющей образовательного процесса и необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, успешного прохождения педагогической практики.
Основной целью изучения данной дисциплины является формирование целостного представления о сущности процессов воспитания и обучения в системе начального образования, о роли образовательных технологий и частных методик в процессе обучения и воспитания младших школьников.
Освоение дисциплины предполагает выполнение ряда требований. В процессе изучения дисциплины, у студентов должны быть сформированы определенные компетенции: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); готовность применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять пе-
© Сутягина Т.В., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
107
дагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3) и ряд других компетенций.
Кроме того по итогам освоения дисциплины студент должен иметь представление о сущности процесса обучения и воспитания в начальной школе, знать психолого-педагогические теории обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, способы организации взаимодействия с различными участниками учебно-воспитательного процесса, строить процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с учетом формирования духовно-нравственных ценностей.
В практической деятельности бакалавр педагогического образования должен демонстрировать владение различными технологиями организации деятельности младших школьников и способами проектной деятельности.
Дисциплина «Методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста» относится к базовой части профессионального цикла и обучающиеся знакомятся с ней в течение трех семестров. Так как дисциплина достаточно объемна по содержанию и формам работы, она включает в себя следующие разделы: теория обучения детей младшего школьного возраста, теория воспитания детей младшего школьного возраста, педагогические технологии начального образования, классное руководство, методика работы с коллективом детей и родителями учащихся. На освоение дисциплины отводится достаточно большое количество часов, и приоритет отдается в большей степени практическим и лабораторным занятиям.
Лабораторные занятия, включенные в изучение дисциплины, направлены на формирование у студентов практических умений, развитие навыков командной работы, коммуникативной компетентности, а также понимания теории и практики учебно-воспитательного процесса в начальной школе, как основы для реализации гуманитарных технологий в образовательной сфере.
Организация и проведение лабораторных работ по данной дисциплине имеет целью: обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам; формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции; развитие интеллектуальных умений у будущих педагогов; выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Лабораторные работы играют важную роль в процессе освоения учебной дисциплины, так как
овладеть приемами, методиками, технологиями и методами практической педагогической деятельности можно только в процессе непосредственного ее осуществления. На занятиях для достижения наилучшего результата используются различные виды деятельности: проигрываются учебные и воспитательные педагогические ситуации, анализируется опыт работы педагогов начальной школы, студенты знакомятся и учатся работать с школьной документацией классного руководителя, организуются занятия с использованием аудиовизуальных (мультимедийных) технологий.
Каждое занятие имеет свою особую форму проведения, свою методическую специфику, что позволяет развивать у студентов различные общекультурные и профессиональные компетенции. Постановка проблемы, разбор актуальных конкретных и гипотетических ситуаций, создание атмосферы диалога между преподавателем и группой позволяет работать индивидуально и в малых группах, коллективно обсуждать определенный темой материал, а также инициировать самостоятельную работу. При отборе содержания лабораторных работ преследуется цель соблюдать преемственность в профессиональном и творческом развитии студентов.
Содержание занятий и объем заданий определяются учебно-методическим комплексом дисциплины. В целях создания оптимальных организационных условий для проведения лабораторных занятий учебная группа может делиться на подгруппы при наличии соответствующего методического обеспечения. Лабораторные занятия проводятся под руководством преподавателя, который заблаговременно подготавливает всю необходимую учебно-методическую документацию для их проведения и контроля. Занятия проводятся с использованием как традиционных, так и новых образовательных технологий.
В традиционных технологиях на занятиях проводится последовательное решение задач или выполнение упражнений с применением ранее изученного теоретического материала.
При использовании новых образовательных технологий доминируют игровые процедуры, используются принципы моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуются принципы партнёрства, педагог превращается из информатора в менеджера.
В форме лабораторных занятий изучается ряд тем по различным разделам дисциплины, например тема «Закономерности и принципы обучения в начальной школе». Данная тема посвящена усвоению знаний о принципах обучения в современной начальной школе и определении правил реализации их на практике. Для решения поставленных задач, на мой взгляд, оптимально использовать комплекс разнообразных упражнений: тестовых заданий для контроля знаний, творческих за-
Место и роль лабораторных занятий в изучении дисциплины..,
даний, групповой работы. Студенты в рамках изучения данной темы знакомятся с основными базовыми понятиями: закон, педагогический закон, закономерности обучения, принципы обучения, правила обучения, которые затем они должны будут законспектировать в свой глоссарий.
Первая часть занятия предполагает выполнение тестовых заданий, с целью закрепления и контроля полученных знаний. Студенты отвечают на ряд вопросов.
Дополните понятия.
А. Направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы это есть...
Б. Целостность педагогической системы представляет собой совокупность............., направляющих и преобразующих детскую жизнь.
1.2. Установите соответствие компонентов педагогического процесса.
1. Цели. А. Целевой.
2. Задачи. Б. Содержательный.
3. Содержание. В. Деятельностный.
4. Методы. Г. Результативный.
5. Формы взаимодействия.
6. Результат.
Далее студенты работают в парах и изучают принципы педагогического процесса по следующему плану: формулировка принципа, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Самостоятельно они выбирают один из принципов обучения и записывают методические рекомендации, правила его реализации по предложенному образцу.
Принцип доступности. Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
Правила (по Я. Коменскому):
- переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);
- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.
Следующим этапом занятия является анализ ситуаций учебного процесса, с последующим ответом на поставленные вопросы.
Далее обучающимся предлагается определить дидактические принципы, которые лежат в основе следующих домашних заданий, обосновывая при этом ответ: начертить план пути от школы до дома; сделать самостоятельно термометр по образцу; оп-
ределить, при какой температуре происходит превращение жидкого состояния воды в твердое; собрать гербарий.
На заключительном этапе лабораторного занятия подводятся итоги, и студенты заполняют сравнительную таблицу, где слева (А) указывают закономерности, а справа (Б) основанные на них принципы обучения.
1. Процесс обучения соответствует уровню развития науки.
2. Принцип сознательности и активности в обучении школьников.
3. Потребность в обеспечении единства теории и практики, подготовки учащихся к самостоятельной жизни.
4. Принцип научности в обучении.
5. Потребность в обеспечении единства обучения, воспитания и развития.
6. Принцип воспитывающего обучения.
7. Взаимосвязь преподавания и уровня интенсификации обучения школьников.
8. Принцип связи обучения с жизнью, практикой.
На некоторых лабораторных занятиях студенты проигрывают методики и технологии работы с детьми, обоснуют выбор того или иного метода воспитания. Например, тема занятия «Система методов и форм воспитания младших школьников». Целью является углубление и закрепление понимания сущности методов воспитания как способов педагогически целесообразной организации жизни детей, взаимодействия с ними; взаимосвязь методов, средств и форм воспитания; зависимость их применения от конкретных воспитательных задач, возрастных различий учащихся, от творчества учителя. На занятии используются такие формы взаимодействия как: беседа, демонстрация методов воспитания, самостоятельная аналитическая работа.
Студентам предлагается написать список поручений для школьников младших классов, опираясь на знания психологических и физиологических особенностей младших школьников. Подготовить описание одной из форм воспитательной работы в начальной школе, указать особенности ее организации и проведения, а также причину её выбора.
Для выполнения задания студенты подробно изучают понятие «метод поручения» и разрабатывают ряд поручений, которые могут выполнить самостоятельно учащиеся начальных классов. В литературе или в жизни подбирают пример использования методов воспитания. В мигрогруппах выбирают один из методов воспитания, связанный с влиянием на сознание личности (убеждение, рассказ, беседа, инструктаж, объяснение) и далее демонстрируют и проигрывают его.
Таким образом, потенциалы и значимость лабораторных занятий состоит в развитии познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов; углубле-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
109
нии, расширении, детализировании знаний, полученных на лекции в обобщенной форме, и содействии выработке навыков профессиональной деятельности. В отдельных случаях на занятиях руководителем сообщаются дополнительные знания.
Библиографический список
1. Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с тре-
бованиями ФГОС ВПО: учебно-методические указания / сост.: А.И. Попов, Н.П. Пучков. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - Ч. 1. - 32 с.
2. Педагогика и психология высшей школы. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. -СПб: Питер, 2000. - 304 с.
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Академия, 2001. - 304 с.