Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ'

МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
363
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / НАРОД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛ / ЦЕННОСТЬ / ФЕНОМЕН / КАПИТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беков Д.К.

В этой статьи рассматривается место и роль интеллектуалов и интеллигенции в общества. Проблема интеллектуалов и интеллигенции является одним из основных проблем 21 века. Здесь показаны характеры интеллектуалов, интеллигенции, и их место в социальной структуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF THE INTELLECTUALS IN SOCIETIES

This article discusses the place and the role of intellectuals and intelligentsia in society. The problem of intellectuals and intelligentsia is one of the major challenges of the 21st century. It shows the main characteristics of intellectuals and intelligentsia and their place in the social structure of society.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ»

его активности не могло бы существовать. Необходимо отметить тот факт, что она позитивна и способствует прогрессу, как самой личности, так и общества в целом.

Икбал свои надежды на преобразовании общества возлагал именно на человека, так как он, главным фактором, определяющий процесс формирования личности видел в идее совершенного человека.

Литература:

1. Гегель. Философия религии. - М., 1976.

2. Мухаммад Икбол. Куллиёти форсии Мухаммад Икболи Лохурй. - Пешовар, 2001 (на перс. яз.).

3. Мухдммад Икбол. Паёми Машри;. - Лохур, 1966 (на перс. яз.).

4. Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе / перевод М.Т.Степанянц. -М., 2000.

5. Степанянц М. Т. Арабская философия / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991.

6. Степанянц М.Т. Философские аспектысуфизма. - М., 1987.

УЧЕНИЕ МУХАММАДА ИКБАЛА О ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматрывается вопрос о «природы и сущности человека» в учениях пакистанского поэта и философа Мухаммеда Икбала. Бесспорным является роль великого мыслителя в реформирование исламской мыслы о место и роли человекеа в обществе. Рассматриваются различные аспекты онтологического, гносеологического и антропологического характера природы и сущности человека.

Ключевые слова: природа и сущность человека, личность, индивид, общества, воля, свобода, деятельность и др.

DOCTRINE OF MUHAMMAD IQBAL ON NATURE AND ESSENCE OF HUMAN

In the article the problem about "nature and essence of human" in the doctrine of Pakistani poet and philosopher Muhammad Iqbal is been considered. The role of the great thinker in reforming Islamic thinking about place and role of human in society is indisputable. Different aspects of ontological, epistemological and anthropological character of nature and essence of human are considered.

Keywords: nature and essence of human, personality, individual, society, will, freedom, activity and others.

Сведения об авторах: Зиёев И. Г., доктор философских наук, заведующий кафедрой онтологии и теории познании факультета философии Таджикского национального университета, e-mail: idibekziyoev@mail.ru

Зиёева З. И., ассистент кафедры онтологии и теории познании факультета философии Таджикского национального университета

About authors: Ziyoev I. G., doctor of philosophical sciences, head of chair of ontology and epistemology faculty of philosophy of Tajik National University

Ziyoeva Z. I.- assistant of ontology and epistemology faculty of philosophy of Tajik National University

МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Беков Д. К.,

Институт философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан

Термин «интеллигенция» вошел в российскую публицистику в 60-е гг. XIX века. Представление об интеллигенции было своеобразным синонимом коллективной совести и просветительства с ориентиром на критику социальных пороков и на статус оппозиции по отношению к власти [2, с. 5]. Слово «интеллигенция» берет свое начало от лат. - понимание, познавательная сила, знание, от лат.

т1е11е§ёш (т1е11е§еп118) - умный, понимающий, знающий, мыслящий. В разных

ситуациях означает - знать толк, разбираться. Но в отличие от латинского «родителя» сам термин появился в XIX веке и уже имел более точное к нашему восприятию значение.

Интеллигенция - социальный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры.

Термин «интеллигенция» был введен в обиход писателем П.Д. Боборыкиным в 60-ые годы XIX века и из русского перешел в другие языки. П.Д. Боборыкин определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как работников умственного труда. По его мнению, интеллигенция в России это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащих к разным политическим движениям, но имеющим общую духовно-нравственную основу.

Между тем остается без ответа вопрос о том, какие духовно-нравственные признаки определяют сущность интеллигенции, с одной стороны, как духовную прослойку, а, с другой стороны, как социальный класс (феномен). Исследователи данного вопроса подчеркивают два определяющих интеллигенцию признаков: образованность и моральные устои. Именно моральные устои отличают интеллигенцию от синонимического понятия «интеллектуал», которое используется в Западной Европе.

Для понимания причин зарождения и исторического значения интеллигенции обратимся к истории возникновения этого явления. Вначале под интеллигенцией понимались вообще образованные люди. Это слово нередко и сейчас употребляется в таком значении. В интеллигенцию включают всех «...образованных людей, представителей свободных профессий вообще, представителей умственного труда (brain worker как говорят англичане)» [3, с. 72].

В своем большинстве в XIX - XX веках интеллигенция принадлежала к средним промежуточным слоям (сравните термин «прослойка», утвердившаяся в марксистской литературе) между рабочим классом и буржуазией. Классовое положение интеллигенции в условиях современного капитализма, при переходе его от индустриального к информационному обществу, принципиально меняется. Иногда интеллигенция отождествляется с понятием «служащие» (это не совсем точно) [3, с. 73].

Интеллигентность - это совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям современного общества и являющихся носителем идей современной аксиосферы.

Основными признаками интеллигентности являются комплекс интеллектуальных и нравственных качеств, приобщенность к богатству мировой и национальной культуры, следование велению совести, а не внешним императивам (повелениям), тактичность и личная порядочность, исключающая проявление нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости межличностных отношений; способность к состраданию, идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. Таким образом, интеллигентность как доминанта современной аксиосферы - это особое качество, духовность личности, этико-психологическое состояние, которое должно быть присуще любому члену современного общества, цивилизации [3, с. 74].

Для интеллигенции характерны: вечное удивление и сомнение; анализ и самоанализ; размышление о мире и о своем отношении к миру; глубокое чувство сострадания и милосердия; тяга к солидарности и справедливости; вопрошание что делать, чтобы сохранить честь и совесть, не разменяв долг служения на прислуживание, сохранив уважительное отношение к инакомыслию.

Интеллигент - это всегда претензия на эталон. Это, как правило, просветитель с ориентиром на обретение истины, которая делает человека свободным. Интеллигент -это связующее звено исторического и социального времени. Как особый посредник между будущим и прошлым интеллигент находится на дистанции с настоящим временем, выступает критиком (оппонентом) сегодняшнего дня [2, с. 7, 8].

Рассмотрение заявленных вопросов позволяет сделать вывод о том, что интеллигенция по своей сути есть субъект будущего в настоящем. Она «вычитывает» знаки будущего в прошлом, формирует общественное мнение и несет свою меру ответственности за трансформационные процессы общества или отдельных его фрагментов [2, с. 10].

Для того чтобы понять место и роль интеллигенции в социальной структуре общества, необходимо рассмотреть два понятия: 1) власть; 2) народ.

Каждый интеллектуал в своей жизни сталкивается со властью и народом. Интеллектуалы прежде всего являются членами общества и гражданами своего государства. Все члены общества и граждане государства живут и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей профессией и специальностью. Интеллектуалы тоже являются из числа таких категорий людей. Они тоже имеют свою профессию и работу. Власть и народ являются главными опорами общества. Теперь рассмотрим каждого из этих понятий.

Когда мы говорим власть, мы имеем виду политическую власть. Политическая власть связана с государственными органами. Она направлена на формирование и развитие экономических, социальных, политических и других общественных отношений. «Власть как средство политической мощи обеспечивает единство общества, регулирует порядок и дисциплину внутри государства. Под влиянием власти общественные отношения получают целевой характер, что облегчает контроль над экономическими, социальными, политическими, культурными и идеологическими процессами. В разработке теории политической власти вклад Макса Вебера значителен. М.Вебер, понимая власть, как способность субъекта, отмечает, что только субъект имеет возможность подчинить своей воле социальные отношения [1, с. 63-64].

Другой стороной взаимодействия с интеллектуалом выступает народ. Причины возникновения народа являются производственные силы. Развитие производительных сил и общественное разделение труда, появление частной собственности и классов, приводят к тому, что сообщество племен постепенно заменяется более высокой формой объединения народом. Народность появляется в доклассовых, а затем в классовых обществах и развивается в период рабовладельческого общества. Народ появляется в результате объединения племен, говорящий на одном или близком языках и живущих на одной территории.

Относительно определения место и роли интеллектуалов в обществе существуют несколько теорий. Однако, в первую очередь, следует обратиться к мнению польского социолога Ян Щепанского. Он роль интеллектуала в обществе описывает следующим образом: во-первых, интеллектуал создатель и защищает общечеловеческие ценности; во-вторых, интеллектуалы выполняют роль критика в обществе; в-третьих, интеллектуалы служат развитию и совершенствованию культуры [4, с. 5].

С другой стороны, роль интеллектуала в политике в современных условиях считается одной из важных проблем. Если посмотреть с этой точки зрения на интеллектуалов, то мы можем наблюдать три главные их роли:

- интеллектуалы выступают критиками политического режима;

- интеллектуалы участвуют и вмешиваются в политику;

- интеллектуалы самоустраняются от политической жизни [3, с. 253].

Как было отмечено выше, интеллектуалы выступают критиками политического режима. Они высказывают свое мнение и идеи относительно политического режима. Их мысли в данном контексте носят критический характер. Другая группа интеллектуалов участвует в политической жизни. Они вмешиваются в политические проблемы. Третья группа интеллектуалов самоустраняется от политической жизни. Она не хочет вмешиваться в политические проблемы. Эта группа интеллектуалов действует в соответствии со своими целями и желаниями. Все их стремления направлены на прогресс государства и общества.

В целом участие интеллектуалов в политике связано с существующим политическим режимом. Политический режим в деятельности любого государства является очень важным. Мировая практика показывает, что смена политического режима в какой форме бы не происходила, меняет внутреннюю и внешнюю политику государства. Понятие «режим» французское слово, означающее «порядок». Понятие политический режим появилось в западных странах в конце 19 и начало 20 века.

Понятие «политический режим» шире по значению, чем понятие «государственный режим». Понятие «государственный режим» охватывает только методы реализации государственной власти. Понятием же политического режима охватываются не только методы реализации государственной власти, но и политический статус движений, общественных объединений и различных общественных организаций.

Теперь рассмотрим, почему интеллектуалы становятся критиками политического режима. Или почему интеллектуалы участвуют или вмешиваются в политику? Или почему интеллектуалы самоотстраняются от политической жизни? Причиной всего этому является политический режим. Поведение интеллектуалов связано с формами политических режимов. Политические режимы бывают; автократными, аристократными, плутократными, теократными, геронтократными, демократическими, охлократными, монархическими, олигархическими, полиархами, анархическими, диктаторскими, бюрократическими, тоталитарными и авторитарными.

В некоторых случаях причиной самоотстранения интеллигентов от политической жизни становится тоталитарный режим. Понятие «тоталитарный» взято с латинского языка «totalic», означающее полный, цельный. Тоталитарный режим это порядок, при котором одна группа людей захватывают власть и подвергает людей насилию и лишает их всяких форм свободы [1, с. 82]. В обществе, где порядок основан на насилие, как могут интеллектуалы высказывать свои идеи и мысли. Интеллектуалы служат Родине и народу. Они хотят, чтобы люди были свободными от насилия и произвола. Они стараются, чтобы люди жили лучше и красивее.

Другим политическим режимом является демократический режим. В условиях демократического режима власть основывается на закон [1, с. 85]. Демократический режим считается одним из лучших режимов для жизнедеятельности людей. При этом режиме интеллектуалы свободно высказывают свои идеи и мысли. Политический режим для интеллектуалов является важнейшим и главным вопросом.

Таким образом, интеллектуалы, в первую очередь, сталкиваются с политической жизнью. Они имеют дело с родиной и народом. Главная задача интеллектуалов предупредить свой народ относительно надвигающихся опасностей. Опасности, которые угрожают безопасности и целостности государства и народа.

Литература:

1. Баширия Х. Чомеашиносии сиёси. // Х. Баширия.-Тегеран: Издательство Най, 1374 / 1996. - 352 с. (на персидский язык).

2. Кальной И. И. Интеллигенция в условиях транзитивного общества // Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, 23.02.2008.

3. Кумкин А. Н. Интеллигенция и ее роль в формировании ценностей современной цивилизации // Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности. Украина, 07.02.2012.

4. Мухаббатов А., Нуриддинов Р. Асосх,ои сиёсатшиносй. - Душанбе: Ирфон, 2006. - 202 с. (на тадж. яз.).

МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

В этой статьи рассматривается место и роль интеллектуалов и интеллигенции в общества. Проблема интеллектуалов и интеллигенции является одним из основных проблем 21 века. Здесь показаны характеры интеллектуалов, интеллигенции, и их место в социальной структуры общества.

Ключевые слова: власть, народ, интеллектуал, ценность, феномен, капитализм.

PLACE AND ROLE OF THE INTELLECTUALS IN SOCIETIES

This article discusses the place and the role of intellectuals and intelligentsia in society. The problem of intellectuals and intelligentsia is one of the major challenges of the 21st century. It shows the main characteristics of intellectuals and intelligentsia and their place in the social structure of society.

Keywords: power, people, intellectual, value, phenomenon, capitalism.

Сведения об авторе: Беков Д. К., аспирант 3-го года Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, е-mail: didavar@inbox.ru

About author: Bekov D. K., 3rd year post-graduate student, Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.