Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ МУХАММАДА ИКБАЛА О ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

УЧЕНИЕ МУХАММАДА ИКБАЛА О ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / ОБЩЕСТВА / ВОЛЯ / СВОБОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зиёев И.Г., Зиёева З.И.

В статье рассматрывается вопрос о «природы и сущности человека» в учениях пакистанского поэта и философа Мухаммеда Икбала. Бесспорным является роль великого мыслителя в реформирование исламской мыслы о место и роли человекеа в обществе. Рассматриваются различные аспекты онтологического, гносеологического и антропологического характера природы и сущности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTRINE OF MUHAMMAD IQBAL ON NATURE AND ESSENCE OF HUMAN

In the article the problem about “nature and essence of human” in the doctrine of Pakistani poet and philosopher Muhammad Iqbal is been considered. The role of the great thinker in reforming Islamic thinking about place and role of human in society is indisputable. Different aspects of ontological, epistemological and anthropological character of nature and essence of human are considered.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ МУХАММАДА ИКБАЛА О ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

forces. It was only at this time philosophy, especially political, became the central theme of Ismaili Imams. The prerequisites for them was laid in the Islamic culture itself and worldview ancestral heritage, but ancient thought had its special meaning.

Keywords: ancient philosophy, Islamic culture, the Fatimid's state, the Caliphate, Nizarites.

Сведения об авторах: Тавонофар Мурод Али, аспирант Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: tavonofarmurod@gmail.com

Назарамонов Шахбоз Парвонаевич, старший переподаватель кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: nshahboz@mail.ru

АЬо^ authors: Tavonofar Murod Ali, post-graduate student, Institute of Philosophy, Political Sciences and Law named after A. M. Bahovaddinov of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan

Nazaramonov Shahboz Parvonaevich, senior lecturer the Chair of Philosophy, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

УЧЕНИЕ МУХАММАДА ИКБАЛА О ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Зиёев И. Г., Зиёева З. И.

Таджикский национальный университет

Своеобразие выдвигаемых концепций Мухаммада Икбала1 заключается в том, что он по-новому осмыслил и объяснил сущность исламского вероучения, обосновал также идею о необходимости серьезной реформы мусульманства. Он выявляет общую проблематику, точки соприкосновения разных концепций с мусульманством, а также критикует определенные положения многих средневековых философских доктрин, показывая при этом преимущества ислама. Ислам (в его реформированном варианте) он понимает, как религию и часть культуры народов Востока, направленное на совершенствование человека и на изменение общественных отношений, ликвидацию социального неравенства и эксплуатации.

Онтология Мухаммада Икбала и его учение о человеке. Главным принципом онтологии Мухаммада Икбала является таухид (единобожие) — первый и основополагающий столп ислама. Философ раскрывает суть понятия «таухид» следующим образом. Аллах является единственным Творцом и причиной всего сущего, единственной силой, властвующей над бытием, и обладает абсолютным знанием о мире. Его воля распространяется на весь мир, представляющий из себя единое и живое образование. Таухид понимается мыслителем как единство Аллаха, человека и природы. Также существенной для построения онтологической картины в целом и для учения о человеке является история сотворения Адама, которую Икбал анализирует в своих знаменитых лекциях, опубликованных еще при его жизни под общим названием «Реконструкция религиозной мысли в исламе».

Согласно мыслителю, история сотворения Адама рассказана на языке символов и проливает свет на вопрос о миссии человека. Согласно исламской концепции творения, Аллах захотел создать на Земле наместника — человека, чтобы тот осуществлял божественную волю в мире и выступал в качестве представителя Аллаха на Земле. Аллах также «научил человека именам», что означает, по мнению Мухаммада Икбала, наличие у человека потенциальной способности к пониманию существующих научных фактов. Таким образом, в исламе человек — не беспомощное и ничтожное существо, он не порабощен Аллахом. В Коране говорится, что Адам был сотворен, с одной стороны, из глины, с другой стороны, Аллах вдохнул в него Свой дух. По мнению философа, в данном случае Коран говорит, прежде всего, о том, что человек, в отличие от прочих

1 Мусульманский поэт-философ, является представителем реформаторского движения в исламе, в частности, его возрожденческого ответвления. Иногда его называют идейным наследником Джемаледдина аль-Афгани и Мухаммада Абдо.Он родился и вырос в религиозной семье окончил колледж в Лахоре, продолжил свою учебу в Германии и Англии интересовался историей религий, увлекался западной философией.

33

существ, двумерен. Глина является символом всего самого грязного, низкого и порочного в человеке, его пассивности и покорности, отсутствия развития. Божественный дух же знаменует собой активное, творческое начало в человеке, его стремление к совершенству [4, с. 36].

Мухаммад Икбал интерпретирует следующие аспекты данной истории:

-Онтологический аспект. В соответствии с концепцией таухида, природа едина и подчинена лишь Аллаху, в человеке же происходит схватка, противостояние двух сил, символически представленных глиной и духом (аналогичную борьбу можно наблюдать и в человеческом обществе). В исламе, в отличие от иных религий, сатана противостоит не Аллаху, а божественной части внутри самого человека (как сказано в Коране, лишь шайтан из всех ангелов отказался признать величие человека). Таким образом, в природе нет зла, битва добра и зла разворачивается исключительно внутри человека и общества.

-Антропологический аспект. Человек в исламе является исполнителем божественной воли на Земле. От всех иных существ его отличает, во-первых, упомянутая двумерность, во-вторых, наличие воли и возможности выбора. Так, ни одно растение или животное не может пойти против своей природы и присущих им потребностей, и инстинктов, лишь человек, обладающий волей, способен пренебречь, пожертвовать собственными физическими, духовными и материальными нуждами, может вести себя иррационально, и вследствие наличия воли он сам выбирает добро или зло, самостоятельно решает, быть ему подобным Аллаху или глине: Мне грустно если чистая душа умирает на земле (Хдйф аст, агар дар хок мирад чони пок) - говорил Икбал.

Свобода такого решения порождает ответственность человека за свой выбор. Именно выбор человека определяет его сущность, позволяет охарактеризовать его определенным образом, поскольку изначально все люди одинаковы, равны перед Аллахом (что обусловлено исламским принципом таухида), в них в равной степени присутствует и глина, и божественный дух. Подлинная экзистенция обретается человеком посредством выбора в пользу тех или иных идеалов и ценностей. В вопросе о понимании природы и роли человека позиция Мухаммада Икбала, безусловно, близка взглядам экзистенциалистов, полагавших, что существование предшествует сущности. Мухаммад Икбал, в свою очередь, утверждает, что человеческая свобода и воля ограничена лишь Божественной волей, которая, в отличие от воли человека, абсолютна. При этом человек несет ответственность не только за свою судьбу, свои поступки, но и за исполнение возложенной на него миссии — осуществления Божественного замысла, причем ответственен он не только перед Богом, но и перед другими людьми.

Представляется интересным проанализировать философию религии и философию истории Мухаммада Икбала, а также его ответ на вопрос о цели, к которой должен стремиться отдельный человек как представитель Аллаха на Земле, воплощающий божественный замысел, и исламская умма в целом.

В свете данной теории становится актуальным вопрос о движущих силах и задачах истории, а также о роли личности в истории, а именно: о роли пророка. Функция пророков заключается лишь в том, чтобы познакомить массы с истинной религией и указать путь устранения религии искаженной, ликвидации эксплуатации и несправедливости.

Необходимость возрождения и реформации Ислама в понимании Мухаммада Икбала. Используя данные теоретические разработки, Мухаммада Икбала рассуждает о судьбе, проблемах, задачах и перспективах ислама и современного мусульманского общества. В статье философ с горечью констатирует, что лишь в первоначальном исламе, исламе Пророка Мухаммада, присутствовали все атрибуты истинной таухидной религии. Ислам, появившийся с возгласом «Нет!», пришедший в качестве религии протеста, сопротивления неравенству, угнетению и компромиссу, после смерти своего основателя начал подвергаться искажению.

Как известно проблема человека рассматривалась практически всеми идейными направлениями, и для нас важным является суфийская позиция, воздействие которого на мысли Мухаммада Икбала, бесспорно.

Суфизм в человеке видит соединение божественного и тварного, и человек как самое совершенное бытие универсума, а остальные предметы материального мира есть отражение Абсолюта. Человек интегрирует в себе все сущее, мир в целом - макрокосм

(олами акбар), человек - микрокосм (олами асгар). «Если на космическом уровне единство бытия - онтологический принцип суфизма - означает «все есть Бог», то на уровне феноменальном этот принцип обретает смысл «все есть человек». Будучи «хранилищем божественного», человек способен вернуться к истинному «я» через единение с Богом. Это допущение имманентности Всевышнего человеку противоречит исламскому ортодоксальному принципу абсолютной трансцендентности Бога. Не соответствует каноническим установкам и суфийская концепция «совершенного человека» в которой эталоном нравственности, индикатором добра и зла считается сам человек, способный к совершенствованию на пути самопознания, цель и смысл которого «в самом себе бессмертное найти» [4, с. 188-189].

Даже самое краткое описание существенных вопросов рассматриваемых проблем в воззрениях мыслителей Востока, в том числе и суфизма, потребовало бы нескольких дополнительных отдельных исследований, и мы практически вынуждены ограничиваться общими фрагментами и моментами главных и основных идей концепций арабо-мусульманских мыслителей цитированием работ широко известных отечественных и зарубежных, и особенно современных российских ученных.

Как мы уже упомянули во многих аятах Корана говорится о том, что Аллах сотворил человека и он состоит из двух противоположных природ - сущностей -телесной и духовной. Тело состоит из «глины» и души, в которую Аллах «вдунул от своего духа» и устроил ему «слух, зрение и сердце» [Коран: 32:8]: «Вот сказал Господь твой ангелам: «Я создаю человека из глины». А когда Я завершу и вдуну в него от Моего духа, то падите, поклоняясь ему» [Коран: 38:71-72]. Так же на вопрос «Из чего сотворен человек?», можно найти и такие ответы «из звучащей, из глины, облеченной в форму» [Коран: 15:28], из «праха» [Коран: 3:52; 22:5], из сущности «глины» [Коран: 7:11], из глины гончарной «скудели» [Коран: 15:26], из воды [Коран: 25:56] и т.д.

Вышеизложенное дает нам основание, что близкое знакомство Икбала с проблемой личности в воззрениях западных и восточных мыслителей (особенно суфизма), дали ему тот теоретический необходимый материал, чтобы в дальнейшем выдвинуть и обосновать свою концепцию о личности, который практически отличается и от первого, и от второго.

В поисках решения проблемы сущности и предназначения человека в мусульманской философии необходимо отметить, что она определенным образом была связана с идеями древнегреческих философов, таких как Платон, Аристотель, Пифагор и других... Что касается представителей различных школ средневековой мусульманской философии, то можно сказать, что они в интерпретации этого вопроса в основном исходят из учения древнегреческих философов. на вопрос «Что такое человек?» представители каждой эпохи отвечали по-своему. В этом плане Икбал также не является исключением. Дело не только в том, что его поэзия проникнута пафосом возвеличивания человека, его безграничных творческих и созидательных возможностей, но и в том, что при рассмотрении проблемы сущности человека он исходит из дуалистического понимания человека как существа, состоящего из двух противоположных и порой взаимоисключающих начал, пытается найти ответ на такие сложные вопросы, как «Что представляет собой человек? Каковы его возможности, Какие его взгляды? Каковы его способности? Что представляют собой душа и тело? Что такое «Я человека?» и многие другие.

Вышеупомянутые проблемы решались Икбалом из убеждения необходимости целостного рассмотрения человека, объединяющего его особенности, познавательные способности, имеющиеся в резерве возможностей» раскрывающие внутренний мир человека, которые в последствии давали ему возможность сформировать учение о человеке, что сильно отличает его не только от его современников, но и от духовных предшественников. Дело в том, что с одной стороны, если признает, что «греческая философия была великой культурной силой в истории ислама», то с другой стороны, особо подчеркивает, что «хотя она значительно расширила кругозор мусульманских мыслителей, она в целом затруднила их понимания Корана» [4, с. 27]. Однако дело не в этом, проблема усугубляется тем, что Икбал проводит водораздел между греческой и исламской философии в понимании чувственного восприятия (которого, согласно Икбалу, презирал Плотин), который по выражению мыслителя «как это не похоже это на Коран, для которого «слышать» и «зреть» ценнейшие дары Господа, а потому Коран объявляет людей ответственными перед богом за свою активность в мире [4, с. 27]. Но

самое трагичное для Икбала является то, что «Именно это полностью предали забвению мусульманские толкователи Корана, находясь под чарами классических спекуляций» и более того отмечает Икбал «Они читали Коран в свете греческой мысли. Потребовалось более 200 лет для того, чтобы они смогли понять, да и то не совсем четко, что дух Корана был по существу антиклассическим, и следствием такого понимания явился своего рода интеллектуальный бунт, полное значение которого и по сей день целиком не осознано» [4, с. 27].

Как видно из рассмотренного материала революционный подход Икбала не имел аналога в истории мусульманской философии и до и после него никто не осмелился взяться за это, и открыто выступать против укоренившихся веками представлений о человеке и смысле его существования. Именно такая прочная позиция мусульманского мыслителя дали ему основание для критического подхода к интеллектуальному и духовному наследию мыслителей как Запада, так и Востока. Но единственное, что вдохновлял мусульманского мыслителя это, не взирая на то, что «в течении пяти столетий религиозная мысль в исламе практически находилась в состоянии застоя», -писал он,- «было время, когда европейская мысль получала получала вдохновение из мира ислама» [4, с. 30].

Куда клонит Икбал? И вообще, что значит все это? Для того, что попытаться найти ответ Икбала на подобные вопросы, необходимо самое тщательное рассмотрение его вышеупомянутых знаменитых лекций.

Икбал четко определяя основную цель Корана «пробудит в человеке более высокие осознание его многосторонних связей с Богом и универсумом» [4, с. 31]. Согласно ему, ислам, как и христианство есть результат конфликта и взаимопритяжения двух сил - религии и цивилизации. «Важнейшей чертой христианства является поиск независимого содержания духовной жизни, которая, согласно прозрению его основателя, может быть возвышен не силами мира, внешнего душе человека, но открытием нового мира в его собственной душе. Ислам целиком согласен с этим прозрением и дополняет его дальнейшим презрением относительно того, что озарение нового мира, открытого таким образом, не является чем-то чуждым миру материи, но, напротив, пронизывает его насквозь» [4, с. 32].

Мыслитель, отвечая на вопрос какова природа человека, который сталкивается повсюду с природой, писал, что человек хотя и обнаруживает себя на самом дне жизни, «наделен самыми подходящими для взаимного приспособления способностями» и со всех сторон окружен силами противодействия и основывает свою идею аятом из Корана [95: 4-5]. Человек в этой среде, согласно мыслителю, чувствует «Беспокойным существом, которое содержим собственными идеалами до такой степени, что забывает обо всем ином; существом способным причинять самому себе страдание в постоянном поиске новых сфер деятельности для самовыражения. При всех своих неудачах человек выше природы в том смысле, что он несет в себе великое доверие свыше, которое говоря словами Корана, небеса, земля и горы отказались нести: «Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и горы, но они отказались нести ее, устрашившись, и Мы возложили ее на человека, и он, будучи несправедливым и невежественным, понес ее...» [4, с. 33, 72].

Вышеприведенное дает нам полное основные, считать, что все идеи мыслителя основываются на Коране, критически направлены против искусственно насажденных в сознании мусульманских народов оказывая медвежье услугу комментаторы Корана и искусственным внедрением неоплатоновских идей искаженного представления о смысле и цели человеческой жизни. Результатом такого искаженного представления о смысле и цели существования, по Икбалу было то, что более пяти столетий религия находилась в состоянии застоя. Попытки Икбала направлены на то, чтобы по- новому объяснить народам Востока, что у них искаженное представление о человеке и его скрытых силах, т.е. потенциальных возможностях. Согласно ему, человек наделен силой приспособления с окружающей действительности, т.е. у него в природе заложена эта творческая и созидательная способность. Отсюда следует, что задачей человека является не только приспособление с окружающей действительности, но и покорив ее, использовать все объекты в свою пользу.

Но вопрос о том, что в чем видел мыслитель «преимущество человека», не взирая на «всенедостатки и слабости» и что собой представляет «доверие», о котором говорит Икбал?

Не претендуя на окончательное решение данной проблемы, мы лишь отметим, что по-разному можно представлять и комментировать высказывания Икбала, и в этом плане может наше мнение не соответствует мнению других исследователей его творчества. Мы убеждены, что «доверие», о котором говорит Икбал можно интерпретировать с самых разных позиций, но с нашей точки зрения, это и есть тот «золотой ключ» через которого можно выяснить философию мыслителя о человеке.

Далее мыслитель отмечает, что «Его жизненный путь (человека - З.И.) несомненно имеет начало, но он, вероятно, обречен стать постоянным элементом в строении бытия: «Неужели человек полагает, что он будет представлен самому себя (без всяких обязанностей)» [4, с. 34]. Опять Икбал возвращается к своему любимому методу «таинственности» высказываниями, которыми наполнены все его поэтические произведения: что означает «Его жизненный путь (человека - З.И.) несомненно, имеет начало»? и что означает вторая часть его высказываний «но он, вероятно, обречен стать постоянным элементом в строении бытия»?

Икбал вновь обращается к Корану «Неужели человек полагает, что он будет представлен самому себя (без всяких обязанностей)» [4, с. 34]. Позже Икбал разъясняет, что «Когда окружающие силы привлекают человека, он властен формировать их и управлять ими; когда они отталкивают, он способен построит еще более широкий мир в глубинах собственного внутреннего бытия, открывая в нем источники вечной радости и вдохновения» [4, с. 34]. Нам кажется, что мы находимся на пороге разгадки «таинствах» человека, мыслитель хочет подчеркнут, что «окружающиесилы» человека не могут быть причинной отказа от деяний, словом как говорят «они делают свое дело», т.е. они созданы для того, чтобы «препятствовать» человеку, ведь когда человек берется за (исправлением или улучшением или) устранением этих «препятствий» он действует, прилагая максимум усилий и тратит физических и психических сил, то он набирает необходимый опыт преодоления любого «сопротивления». Другими словами, в природе человека заложены необходимые силы и энергии, они нужны ему именно для того, чтобы формировать их и управлять ими: человек должен сделать это ради того, чтобы покорить силы природы. Отсюда и призыв Икбала: не надо бояться трудностей, жизни, проблем, не надо избегать, а жить в гуще событиях можно в качества примера процитировать десятки строк, в которых он призывает занимать активную жизненную позицию (Если желаешь жить, то научись жить в опасности -Агар хохи хаёт андар хатар зи). Кроме этого человек в отличие от «других созданий» наделен другой «способностью» - (когда они отталкивают, он способен построит еще более широкий мир в глубинах собственного внутреннего бытия, открывая в нем источники вечной радости и вдохновения»), которого Икбал называет «внутренним миром».

Идея обращения в свой внутренний мир широко использовался суфийскими мыслителями еще до Икбала и нередко можно встречать такие призывы в его персидской поэзии. Здесь опять же необходимо указать, на то что главной причиной резкого или отрицательного отношения Икбала к Платону и особенно сторонников восточного неоплатонизма было тот факт, что они полностью отвергали предпринимать какие-либо действия, ради того, чтобы полностью погрузится в свой внутренний мир. То можно прийти к выводу, что Икбал вовсе не противник «внутреннего мира», а того, что идеи сторонников неоплатонизма отрывали человека от решения земных проблем, они практически лишали его изменит свой мир.

Проследим за развитием мысли Икбала, может быть он сам раскроет нам «тайну» природы человека и его сущности: «Тяжек его жребий и хрупко его бытие, словно лепесток розы, и все же ни одна форма реальности не является столь прекрасной, как дух человека! Таким образом, в своем сокровенном бытии человек, согласно кораническим представлениям, есть творческая активность, возвышающийся дух, который находится в движении вперед, поднимаясь с одной ступени бытия на другую» [4, с. 34]. Именно эта «творческая активность, возвышающийся дух, который находится в движении вперед, поднимаясь с одной ступени бытия на другую» красной нитью проходит через все произведения мыслителя, где он поднимает вопрос природы и сущности человека. Другими словами, человек должен действовать, занимая позицию творческой активности, в этом смысле его существования стал поводом того, что сам Бог ему «доверил» быть Его наместником на земле, т. е. именно с этой позиции возложил на него самую ответственную миссию.

Наш вывод относительно вышеприведенных цитат может быть недостаточно ясным, если не проследит дальнейший ход рассуждений мыслителя. Итак, он пишет: «Жребий человека в том и состоит, чтобы участвовать в глубинных процессах универсума и формировать свою собственную судьбу так же, как и судьбу мира, то путем приспособления к его силам, то посредством использования всей своей энергии для создания собственных сил ради достижения своих задач и целей. И в этом процессе прогрессивного изменения, в том случае, когда человек берет на себя инициативу, он становится сотворцом Бога» [4, с. 34].

Для обоснования своей мысли Икбал цитирует аят из Корана: «... Воистину Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменять свои помысли» [Коран: 13:11], которого мыслитель интерпретирует по-своему, а именно в духе изменения самого человека, так как он осознавал, что для нового мира необходимо подготовит нового человека, отвечающего духу современности.

Однако мыслитель предостерегает, что «Если человек не инициативен, не развивает внутреннее богатство своего бытия, если он перестанет ощущать внутренний импульс движущейся жизни, тогда дух внутри его затвердевает, словно камень, и он сходит до уровня мертвой материи. Однако его жизнь и поступательное движение его духа зависит от установления связи с реальностью, с которой он сталкивается» [4, с. 35].

Действительно, идея Икбала имеет революционное значение и соответствует логике развития социально-политических коренных преобразований на индийском субконтиненте. Он объявил войну против всего того, что искусственно унижает свободный дух человека: он должен освободит себя от всего того, что препятствует его совершенству, жить достой жизнью, развивая и раскрывая находящиеся в его природе силы и энергии, ибо сам Бог назначил его своим наместником на земле. Человек творец и созидатель, он достоин этого высоко призвания, у него много сил и энергии он способен создать себе самые наилучшие условия для достойной жизни. Искусственно пропагандируемая идеология пассивной жизни, не отвечает духу и природе человека, именно поэтому он объявил войну против всех религиозно-философских течений, которые очень длительное время всячески пытались «умертвить» его свободный творческий дух. Им так объяснили, что он не способен изменить окружающий его мир, отсюда Икбал всю свою сознательную жизнь посвятил проблеме человека, национального самосознания, реконструкции религиозной мысли, воспеванию активного образа жизни, пробуждения его от глубокого искусственного сна, формирования личности, духовной и политической свободы и т.д.

Мыслитель рассматривает данную проблему в контексте мусульманской духовной культуры, а точнее в контексте возрождения мусульманской духовной культуры. В его поэзии обнаруживаются попытки ответить на следующие вопросы: Что и Кто есть человек? Каковы его возможности? Достоин ли он достойным звания «венца природы» и «быть наместником Бога на земле» и т.д. Следует отметить, что Икбал задаваясь общими вопросами (каковы природа и общее строение мира, в котором мы живем? Существует ли постоянный элемент в составе этого универсума? Какое место занимаем в ней мы и какой вид поведения подобает тому месту, которое мы занимаем? и т.д. считает их общими между философией и религией. Однако он считал, что дух философии - это дух свободного исследования, он подвергает всякий авторитет, но в конце своих поисков он откровенно признает свою неспособность в постижении конечной реальности (видимо эта идея заимствован Икбалом из «Критики чистого разума» Канта - З.И.). Согласно Икбалу, вера - из-за того, что является выше чувств и обладает «неким подобием познавательного содержания», совсем другими путями, - в основном интуицией,- доходит до постижения Конечной реальности, что позволяет мусульманскому мыслителю считать ее выше философии. Более того мыслитель особо подчеркивает, что «Они (т.е. философия и религия происходят из одного и того же корня, дополняя друг друга. Одна схватывает Реальность по частям, другая в ее целостности. Одна фиксирует внимание на вечном, другая - на временном.обе нуждаются во взаимном омоложении. Обе ищут видения одной и той же реальности, которая открывает им себя в соответствии с их функциями в жизни)» [4, с. 26]. Невзирая на объяснения подробностей этой идеи забегая вперед сразу же заметим, что она аналогична идеям Гегеля [1, с. 8].

Икбал будучи мусульманским поэтом-мыслителем строит свое учение именно на мусульманских представлениях о человеке, творчески используя софийские и

философские идеи. Икбал, как и многие другие его духовные предшественники, в человеке различает бессмертную душу и смертное тело, взаимосвязь души и тела, противопоставление их:

Душа жива и бессмертна с Богом,

Иначе она погибает, а Он бессмертен.

Тот, кто вечно живой - Бог,

Жизнь во имя Бога - жизнь вечная [2, с. 185].

В другом месте Икбал особо подчеркивает:

Разъединить душу и тело - пустые слова,

Разъединить их между собой не дозволено.

В душе скрыт символ вселенной,

А тело - одно из состояний жизни [2, с. 165].

Душа так присоединю к телу,

Что невозможно сказать она не здесь, а там [2, с. 213].

Созданием или появлением человека завершилось божественная эманация и проявилось Его творение: «Я был Сокровищем, и я захотел быть известным. Вот почему я сотворил мир». Суфии трактуют происхождение мира как желание Бога проявить себя, свою скрытую сущность. Божественный акт творения, с точки зрения суфиев сторонников «единства бытия» - проявление Бога через сотворенный Им мир. Это творение - переход из состояния потенции в состояние проявленности. С точки зрения суфиев существует два уровня богоявления (таджалли): когда божественное бытие раскрывается в именах господа, и второй в конкретных формах бытия чувственного мира [5, с. 16].

Личность как субъект социальных отношений, в произведениях Икбала, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личностная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценку, самоконтролю и самовыражению.

Икбал, признавал, что человек является историческим, социальным и культурным существом, однако в его понимании «природа» человека, является чем-то автоматически заданным, однако в каждой культуре строится по-своему. Икбал многократно даёт знать, что понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной (скорее всего надприродной, сверх природной, социальной) сущности человека или индивида - которое можно сказать, что всем непосильна, ведь она есть результат преодоления многих препятствий, усилий воли большой требовательности, саморазвития, самоконтроля и т.д.

Личность-комплекс социальных свойств человека - самовоспитание, саморазвития и включения индивида в систему социальных отношений, причем не пассивной, а активной деятельности и общения. Икбал сделал попытку доказать, что личность основной и неотъемлемый элемент общества и от решения вопроса о взаимосвязи личности и общества, зависит дальнейшее процветание как личности, как и общества. Они взаимообусловлены.

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в произведениях Икбала как «Таинство личности» и «Самоотречения от личности» и т.д. Индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность -итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех положительных человеческих качеств.

Центральной категорией философского анализа дающий ключ к пониманию личности в философии Икбала, является категория «деятельность» - действие (амал). Деятельность можно определить, как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Ведь именно в деятельности человека, по Икбалу, создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без

его активности не могло бы существовать. Необходимо отметить тот факт, что она позитивна и способствует прогрессу, как самой личности, так и общества в целом.

Икбал свои надежды на преобразовании общества возлагал именно на человека, так как он, главным фактором, определяющий процесс формирования личности видел в идее совершенного человека.

Литература:

1. Гегель. Философия религии. - М., 1976.

2. Мухаммад Икбол. Куллиёти форсии Мухаммад Икболи Лохурй. - Пешовар, 2001 (на перс. яз.).

3. Мухдммад Икбол. Паёми Машри;. - Лохур, 1966 (на перс. яз.).

4. Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе / перевод М.Т.Степанянц. -М., 2000.

5. Степанянц М. Т. Арабская философия / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1991.

6. Степанянц М.Т. Философские аспектысуфизма. - М., 1987.

УЧЕНИЕ МУХАММАДА ИКБАЛА О ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматрывается вопрос о «природы и сущности человека» в учениях пакистанского поэта и философа Мухаммеда Икбала. Бесспорным является роль великого мыслителя в реформирование исламской мыслы о место и роли человекеа в обществе. Рассматриваются различные аспекты онтологического, гносеологического и антропологического характера природы и сущности человека.

Ключевые слова: природа и сущность человека, личность, индивид, общества, воля, свобода, деятельность и др.

DOCTRINE OF MUHAMMAD IQBAL ON NATURE AND ESSENCE OF HUMAN

In the article the problem about "nature and essence of human" in the doctrine of Pakistani poet and philosopher Muhammad Iqbal is been considered. The role of the great thinker in reforming Islamic thinking about place and role of human in society is indisputable. Different aspects of ontological, epistemological and anthropological character of nature and essence of human are considered.

Keywords: nature and essence of human, personality, individual, society, will, freedom, activity and others.

Сведения об авторах: Зиёев И. Г., доктор философских наук, заведующий кафедрой онтологии и теории познании факультета философии Таджикского национального университета, e-mail: idibekziyoev@mail.ru

Зиёева З. И., ассистент кафедры онтологии и теории познании факультета философии Таджикского национального университета

About authors: Ziyoev I. G., doctor of philosophical sciences, head of chair of ontology and epistemology faculty of philosophy of Tajik National University

Ziyoeva Z. I.- assistant of ontology and epistemology faculty of philosophy of Tajik National University

МЕСТО И РОЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Беков Д. К.,

Институт философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан

Термин «интеллигенция» вошел в российскую публицистику в 60-е гг. XIX века. Представление об интеллигенции было своеобразным синонимом коллективной совести и просветительства с ориентиром на критику социальных пороков и на статус оппозиции по отношению к власти [2, а 5]. Слово «интеллигенция» берет свое начало от лат. ^е1^еп^а, - понимание, познавательная сила, знание, от лат.

mteПegëns (intellegentis) - умный, понимающий, знающий, мыслящий. В разных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.