Научная статья на тему 'Интеллигенция России информационной эпохи'

Интеллигенция России информационной эпохи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллигенция / интеллектуалы / информационная эпоха / ду-ховно-нравственная элита / ноосфера / гуманистическая трансформация общества / массовая культура / предназначение интеллигенции / духовное и нравственное оздо-ровление нации / intelligentsia / intellectuals / information age / spiritual and moral elite / noosphere / humanistic transformation of society / popular culture / mission of the intelli-gentsia / spiritual and moral recovery of the nation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Салова Тамара Львовна

Автором делается попытка определения места интеллигенции в социальной струк-туре информационного общества и основных задач, стоящих перед интелли-генцией в столь сложный переломный период. Этим определяется актуальность темы исследования. Целью исследования является выявление особенностей, основных черт, функ-ций и предназначения интеллигенции современного периода. При переходе к инфор-мационной эпохе неизбежны трансформации во всех сферах человеческой жизни: экономической, политической, социальной, духовной. В статье рассматривается гуманистическая трансформация техногенного общества, вызванная необходимостью сохранения духовно-нравственных ценно-стей и культуры в целом. Подчеркивается особая роль интеллигенции в этом про-цессе. Анализ работ известных теоретиков информационного общества позволяет сделать вывод о том, что западные футурологи практически не используют в своих трудах понятие «интеллигенция», предпочитая такие понятия, как «интеллектуа-лы», «технократы». Российские ученые, напротив, отмечают свой собственный путь вхождения в «ноосферу» и отводят интеллигенции центральное место. Автор определяет интеллигенцию как духовно-нравственную элиту, состоя-щую из интеллектуалов с высокой нравственной позицией, и основное ее предназна-чение – противостоять засилью потребительской массовой культуры в процессе духовного и нравственного оздоровления нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTELLIGENTSIA OF RUSSIA IN THE INFORMATION AGE

The author attempts to determine the place of the intellectuals in the social structure of the information society and the main tasks facing the intellectuals in such a difficult turn-ing point. This fact determines the relevance of the research topic. The aim of the research is to identify main features, functions and mission of the intellectuals of the modernity. Transition to the information age leads to the transformations in all spheres of hu-man life: economic, political, social, spiritual. The article considers the humanistic trans-formation of a technogenic society caused by the need to preserve spiritual and moral values and culture as a whole. The special role of intellectuals in this process is emphasized. The analysis of the works of famous theoreticians of the information society allows us to conclude that Western futurologists practically do not use the concept of “intelligent-sia” in their works, preferring concepts such as “intellectuals”, “technocrats”. Russian scientists, on the contrary, note their own path of entry into the “noosphere” and assign intellectuals a central place. The author defines the intelligentsia as a spiritual and moral elite, consisting of intellectuals with a high moral position, and its main purpose is to counter the dominance of consumer mass culture in the process of spiritual and moral healing of the nation.

Текст научной работы на тему «Интеллигенция России информационной эпохи»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

УДК 316.7

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12012

Салова Т.Л.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ РОССИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ

Салова Тамара Львовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры Информационных технологий

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия E-mail: salova@mail.ru тел.: 8(900) 244 73 40

Автором делается попытка определения места интеллигенции в социальной струк-туре информационного общества и основных задач, стоящих перед интеллигенцией в столь сложный переломный период. Этим определяется актуальность темы исследования.

Целью исследования является выявление особенностей, основных черт, функций и предназначения интеллигенции современного периода. При переходе к информационной эпохе неизбежны трансформации во всех сферах человеческой жизни: экономической, политической, социальной, духовной.

В статье рассматривается гуманистическая трансформация техногенного общества, вызванная необходимостью сохранения духовно-нравственных ценностей и культуры в целом. Подчеркивается особая роль интеллигенции в этом процессе. Анализ работ известных теоретиков информационного общества позволяет сделать вывод о том, что западные футурологи практически не используют в своих трудах понятие «интеллигенция», предпочитая такие понятия, как «интеллектуалы», «технократы».

Российские ученые, напротив, отмечают свой собственный путь вхождения в «ноосферу» и отводят интеллигенции центральное место.

Автор определяет интеллигенцию как духовно-нравственную элиту, состоящую из интеллектуалов с высокой нравственной позицией, и основное ее предназначение - противостоять засилью потребительской массовой культуры в процессе духовного и нравственного оздоровления нации.

Ключевые слова: интеллигенция, интеллектуалы, информационная эпоха, духовно-нравственная элита, ноосфера, гуманистическая трансформация общества, массовая культура, предназначение интеллигенции, духовное и нравственное оздоровление нации.

Для цитирования: Салова Т.Л. Интеллигенция России информационной эпохи// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 2(45). С. 114-120. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12012.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

Salova T.L.

THE INTELLIGENTSIA OF RUSSIA IN THE INFORMATION AGE

Salova Tamara Lvovna, Candidate of Technical Sciences, an associate professor of the

Department of Information Technology

FSBEI HE "Sochi State University", Sochi, Russia

E-mail: salova@mail.ru

tel.: 8(900) 244 73 40

The author attempts to determine the place of the intellectuals in the social structure of the information society and the main tasks facing the intellectuals in such a difficult turning point. This fact determines the relevance of the research topic. The aim of the research is to identify main features, functions and mission of the intellectuals of the modernity.

Transition to the information age leads to the transformations in all spheres of human life: economic, political, social, spiritual. The article considers the humanistic transformation of a technogenic society caused by the need to preserve spiritual and moral values and culture as a whole. The special role of intellectuals in this process is emphasized.

The analysis of the works of famous theoreticians of the information society allows us to conclude that Western futurologists practically do not use the concept of "intelligentsia" in their works, preferring concepts such as "intellectuals", "technocrats". Russian scientists, on the contrary, note their own path of entry into the "noosphere " and assign intellectuals a central place. The author defines the intelligentsia as a spiritual and moral elite, consisting of intellectuals with a high moral position, and its main purpose is to counter the dominance of consumer mass culture in the process of spiritual and moral healing of the nation.

Key words: intelligentsia, intellectuals, information age, spiritual and moral elite, noosphere, humanistic transformation of society, popular culture, mission of the intelligentsia, spiritual and moral recovery of the nation.

For citation: Salova T.L. The intelligentsia of Russia in the information age // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 2(45). P. 114-120. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-12012.

Введение. Традиционно в социологии культуры сложились два подхода к определению понятия «интеллигенция». Первый подход предлагает считать интеллигенцией всех, занимающихся высокоинтеллектуальным трудом. Второй подход, не исключая интеллектуальную деятельность как основную, акцентирует внимание на нравственных критериях личности. Согласно этому подходу, интеллигенция - это социальная группа людей, которых отличает, прежде всего, духовность и высокая нравственная позиция.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

Современная западная социология практически не использует понятие «интеллигенция», заменяя его термином «интеллектуалы» и, как правило, без морально-нравственной окраски.

Большинство исследователей интеллигенции вообще считает, что это исключительно русское явление, морально-этический феномен национальной русской культуры. Труды Н.А. Бердяева [2], Д.С. Лихачева [1], С.Н. Булгакова [3], В.И. Вернадского [4] и многих других выдающихся ученых посвящены этому вопросу.

Автором делается попытка определения места интеллигенции в социальной структуре грядущего информационного общества, выявления характерных черт и существенных признаков интеллигенции XXI века, а также отличительных особенностей, связанных с трансформациями во всех сферах человеческой жизни. При переходе к техногенной цивилизации на интеллигенцию возлагается особая миссия сохранить «человеческое» в человеке, дать отпор засилью массовой культуры и утвердить у самой прогрессивной части интеллектуалов «ноосферное» мышление, о котором мечтал еще в 30-е годы прошлого столетия автор учения о ноосфере В.И. Вернадский [4].

Обсуждение. Переход от индустриального общества к информационному сопровождается, во-первых, интеллектуализацией всех сфер человеческой жизнедеятельности, во-вторых, увеличением доли умственного труда и творчества и, в-третьих, появлением нового класса - интеллектуальной элиты [5]. Осевым принципом постиндустриального общества Д. Белл объявляет преобладание теоретических знаний: «жрецами нового строя объявляются ученые, инженеры, технократы» [6]. Численность интеллектуалов растет и в ближайшем будущем составит большую часть общества, как, например, в Сингапуре, стадию развития которого можно смело назвать информационной цивилизацией [7].

Хотелось бы подчеркнуть, что наряду с увеличением численности работников интеллектуального труда, возрастает уровень сложности интеллектуальных усилий. Гарантируют ли эти показатели сохранение интеллигенции в ее классическом варианте - как главного носителя духовности.

Во-первых, «интеллигенция» очень динамичное понятие, все время обрастающее новыми смыслами и содержащее потенциал развития. Во-вторых, интеллигенция всегда неоднородна по своему составу: по социальному и материальному положению, по уровню образования и политическим взглядам. Но, тем не менее, многие исследователи этого феномена выделяют базовые черты интеллигенции, которые не меняются и не теряют своей значимости во времени. Так, один из разработчиков теории интеллигентности А.А. Труфанов считает интеллигенцию подлинной элитой общества и выделяет такие ее качества, как: 1) обостренное чувство социальной

116

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

справедливости, 2) больная совесть, 3) нравственный идеализм, 4) сострадание, 5) антимещанство, 6) гражданственность [8].

Можно добавить еще несколько главных черт, характерных именно для российской интеллигенции. Это, прежде всего:

- высокий уровень культуры;

- творческая одержимость;

- нравственная зрелость личности;

- развитое национальное самосознание и патриотизм.

Сохранит ли интеллигенция информационной цивилизации базовый состав вышеперечисленных черт и качеств. И сохранится ли сама интеллигенция как социальная общность или будет иметь место ее вырождение в условную, может быть даже виртуальную социальную группу.

Все теоретики-футурологи информационного общества Д. Белл [6], Э. Тоф-флер [9], М. Кастельс [10] и другие сходятся в одном: в социальной структуре нового общества появляется класс интеллектуалов - так называемая интеллектуальная элита, объединяющая ученых, высококвалифицированных специалистов, производителей интеллектуальных продуктов высокой стоимости. К сожалению, практически ни в одном из фундаментальных трудов зарубежных исследователей информационного общества не встречается понятие «интеллигенция».

Напротив, российские футурологи Р.Ф. Абдеев [11], А.Д. Урсул [12], Н.Н. Моисеев [13] уделяют достаточно внимания месту Человека в «жестком» техногенном окружении, сохранению и развитию нравственности, духовности, культуры. Они отмечают специфический российский стиль мышления, свой собственный путь вхождения в «ноосферу», который сопровождается изменением природы самого человека или, по словам А.Д. Урсула, «созиданием общечеловеческого интегрального интеллекта на базе информатизации» [12]. А. Запесоцкий отводит российской интеллигенции роль одновременно хранителя старого и творца нового и, более того, считает интеллигенцию хранителем «генетического кода» техногенной культуры, базовыми ценностями которого являются творчество, наука, свобода мысли, новации [14].

Российский интеллигент, академик Н.Н. Моисеев в главе «Об интеллигенции, ее судьбе и ответственности» из книги «Как далеко до завтрашнего дня ...» отводит интеллигенции особую роль в общественном развитии. Он отмечает, что «именно сочетание гражданственности с нравственным началом и гуманистической системой обществоведческих суждений у меня и связывается с понятием интеллигентности. В гораздо большей степени, чем с понятием «интеллектуал» [15, c. 117]. Еще двадцать с лишним лет тому назад Н.Н. Моисеев предвидел разрушительное воздействие средств массовой информации на образование и культуру и призывал помнить о присущей интеллигенции функции хранения и просвещения: «Задача интеллигенции - донести

117

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

это понимание до народа, власть предержащих, плохо понимающих значение образованности, и главного врага образованности - средств массовой информации! Об ответственности интеллигенции - предотвратить зомбирование населения» [16, c. 21].

Одна из фундаментальных задач современной интеллигенции заключается в том, чтобы сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям вопреки навязываемым массовой культурой ложных ценностей потребительского общества, разрушающих человеческую душу. Экономически сильное государство - это отнюдь не общество потребления.

Экспансия массовой «мозаичной» поп-культуры под влиянием современных средств коммуникаций - телевидения и сети Интернет приводит к деградации национальных культур, дефициту гуманизма и обесцениванию нравственности. Чтобы противостоять этим разрушительным тенденциям, требуется гуманистическая трансформация общества. Осуществить ее «под силу» самой здоровой части общества - интеллигенции, которую можно считать духовно-нравственной элитой - «элитой элит», включающей в свой состав интеллектуалов с высокой нравственной позицией.

Нравственные нормы, заповеди, ценности не подвластны влиянию времени. Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические принципы, правила поведения, составляющие основы нравственности, зависят от воспитания, просвещения и окружения. Именно просвещение и образование масс, в большинстве случаев на личном примере, широкая подвижническая деятельность -являются отличительными особенностями интеллигенции.

Гуманистическая трансформация информационного общества рассматривается как возможность, именно как возможность перехода к новому типу жизни, основанной на гуманистическом мировоззрении: когда Человек является центром, вокруг которого и ради которого разворачиваются все остальные общественные структуры. Построение нового гражданского общества, огромная просветительская работа по продвижению идей гуманизма, воспитание детей и подростков, стремительное проникновение в сеть Интернет - вот далеко не полный перечень основных видов деятельности современной интеллигенции.

Заключение. Будучи духовно-нравственной элитой, современная интеллигенция имеет свое социальное предназначение, свою миссию в обществе, которую можно определить как духовное и нравственное оздоровление нации, включающее следующие элементы:

- сохранение культуры;

- гуманизация общества;

- поддержание благоприятного нравственного климата;

- создание духовной и интеллектуальной атмосферы;

- изменение мышления людей.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

Выполнение этого предназначения - процесс длительный и перманентный, продолжающийся пока человек существует как биологический вид и как субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Литература:

1. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции // Новый мир. 1993. №2. С. 3-9.

2. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Вопросы философии. 1990. №1. С. 77-144.

3. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия // Русь. 1997. №4. С. 3-14.

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2012. 573 с.

5. Салова Т.Л. Интеллектуальная культура информационной цивилизации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 1. С. 98-103.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999. 578 с.

7. Сигов Ю.С. Сингапур. Восьмое чудо света. М.: Альпина нон-фикшн, 2019.

336 с.

8. Труфанов А.А. Основы теории интеллигентности. Казань: Новое знание, 2002. 272 с.

9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2003. 669 с.

10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 458 с.

11. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 335 с.

12. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития человечества. М.: Луч, 1993. 274 с.

13. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с.

14. Запесоцкий А. О роли интеллигенции в жизни страны // Вестник Европы. 2009. №26. С. 239-250.

15. Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня.. .Свободные размышления. 1917-1993. М.: МНЭПУ, 1997. 309 с.

16. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. М.: МНЭПУ, 1997.

256 с.

17. Абесалашвили М.З., Эртель А.Г., Овсянникова Т.А. Роль интеллектуальных услуг в современном инновационном процессе // Уральский научный вестник. 2018. Т. 3, №1. С. 011-014.

18. Овсянникова Т.А. Общесистемные принципы развития рынка образовательных услуг России // Новые технологии. 2011. Вып. 4. С. 183-187.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 2/45

Literature:

1. Likhachev D.S. About the Russian intelligentsia // New World. 1993. No. 2.

P. 3-9.

2. Berdyaev N.A. The Russian idea: the main problems of the Russian thought of the XIX century and the beginning of XX century // Questions of Philosophy. 1990. No. 1. P. 77-144.

3. Bulgakov S.N. The intelligentsia and religion // Rus. 1997. No. 4. P. 3-14.

4. Vernadsky V.I. The biosphere and the noosphere. M.: Iris-press, 2012. 573 p.

5. Salova T.L. The intellectual culture of information civilization // Bulletin of Maykop State Technological University. 2018. Issue 1, pp. 98-103.

6. Bell D. The coming post-industrial society: the experience of social forecasting. M.: Academy, 1999. 578 p.

7. Sigov Yu.S. Singapore. The eighth world wonder. M.: Alpina non-fiction, 2019.

336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Trufanov A.A. Fundamentals of the theory of intelligence. Kazan: New Knowledge, 2002. 272 p.

9. Toffler E. Metamorphoses of power. M.: AST, 2003. 669 p.

10. Castells M. Information era: economics, society, culture. M.: SI HSE, 2000.

458 p.

11. Abdeev R.F. The philosophy of information civilization. M.: VLADOS, 1994.

335 p.

12. Ursul A.D. The path to the noosphere: the concept of survival and sustainable development of the mankind. M.: Luch, 1993. 274 p.

13. Moiseev N.N. The fate of civilization. The Way of Mind. M.: Languages of Russian culture, 2000. 224 p.

14. Zapesotsky A. On the role of intelligentsia in the life of the country // Bulletin of Europe. 2009. No. 26. P. 239-250.

15. Moiseev N.N. How far to tomorrow ... Free thinking. 1917-1993. M.: MNEPU, 1997. 309 p.

16. Moiseev N.N. Time to set national goals. M.: MNEPU, 1997. 256 p.

17. Abesalashvili M.Z., Ertel A.G., Ovsyannikova T.A. The role of intellectual services in the modern innovation process // Ural Scientific Herald. 2018.Vol. 3, No. 1. P. 011-014.

18. Ovsyannikova T.A. System-wide principles for the development of the market of educational services in Russia // New Technologies. 2011. Issue 4. P. 183-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.