ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
4. On the problem of the quality of texts of popular science topics in mass media / Frolova T.I. [et al.] // Questions of the theory and practice of journalism. 2016. Vol. 5, No. 2. P. 233-246.
5. Diveeva N.V. The recreational function of science popularization and forms of its implementation // Proceedings of universities. The North Caucasus region. Social Sciences. 2014. No. 2. P. 96-97.
6. Nih A.V. The need for the science popularization [Electronic resource] // Humanitarian research. 2016. No. 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14892.
7. A dialogue has begun between the RAS and science popularizers [Electronic resource], URL: http://www.sib-science.info/ru/ras/blizkie-kontakty-19062018.
8. Search: The scientific newspaper. 2019.30 Sep (No. 35).
УДК 316.7 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14019
Салова T.JI.
ЭЛИТАРНОСТЬ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Салова Тамара Львовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры Информационных технологий
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия E-mail: [email protected] тел.: 8 (900) 244 73 40
Представлены результаты исследования феномена элитарной культуры в процессе перехода к информационной цивилизации.
Целью исследования является выявление особенностей элитарной культуры как антипода культуры массовой. Отмечается, что появление класса интеллектуалов - интеллектуальной элиты влияет на формирование нового типа культуры: элитарной интеллектуальной культуры. Рассматривается понятие «элитарность», которое лежит в основе элитарной культуры. Предлагаются пути реализации стремления к подлинной элитарности.
Исследуется такое явление, как экспансия западной мозаичной массовой культуры в российское культурное пространство благодаря средствам массовых коммуникаций, особенно сети Интернет. Показано, что мозаичная культура - это итог ежедневного воздействия на человека обильного и беспорядочного потока случайных сведений, мимолетных впечатлений от основных знаний и идей, которые в своей совокупности не дают общую картину мира, так как человек просто не успевает систематизировать и «раскладывать по полочкам» получаемую информацию.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
Подчеркивается, что представители интеллектуальной элиты, носители элитарной культуры, будучи пассионариями, людьми выдающимися, одаренными, обладающими высокими нравственными качествами - способны противостоять засилью массовой мозаичной культуры и возродить классическую отечественную модель культуры с упорядоченной структурой знаний, в основе которой лежит национальная культура, созданная лучшими представителями творческой интеллигенции.
Ключевые слова: элитарность, элитарная культура, информационная цивилизация, интеллектуальная элита, массовая мозаичная культура, средства массовых коммуникаций.
Для цитирования: Салова Т.Л. / Элитарность и элитарная культура // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4(43). С. 181-187. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14019.
Salova T.L.
ELITISM AND ELITE CULTURE
Salova Tamara Lvovna, Candidate of Technical Sciences, an associate professor, an
assistant professor of the Department of Information Technologies
FSBEI HE "Sochi State University", Sochi, Russia
E-mail: [email protected]
tel.: 8 (900) 244 73 40
The results of the investigation of the phenomenon of elite culture in the process of transition to information civilization are presented. The aim of the research is to identify the characteristics of elite culture as the antipode of mass culture. It is noted that the emergence of a class of intellectuals, the intellectual elite, influences the formation of a new type of culture: an elite intellectual culture. The concept of "elitism ", which underlies the elite culture, is considered. Ways to realize the desire for genuine elitism are proposed.
The phenomenon of the expansion of the Western mosaic mass culture into the Russian cultural space through the means of mass communication, especially the Internet, is being studied. It is shown that a mosaic culture is the result of the daily impact of an abundant and random flow of random information, fleeting impressions of basic knowledge and ideas on a person, which together do not give an overall picture of the world, since a person simply does not have time to systematize and spell out the received information. It is emphasized that representatives of the intellectual elite, bearers of the elite culture, being passionaries, outstanding people, gifted, and with high moral qualities, are able to withstand the dominance of mass mosaic culture and revive the classical domestic culture model with an orderly structure of knowledge based on the national culture created by the best representatives of creative intellectuals.
182
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
Key words: elitism, elite culture, information civilization, intellectual elite, mass mosaic culture, means of mass communication.
For citation: Salova T.L. / Elitism and elite culture // Vestnik Maykopskogo Tekhnologicheskogo Universiteta. 2019. Issue 4(43). P. 181-187. DOI: 10.24411/ 2078-1024-2019-14019.
Введение. Переход от индустриального общества к информационному сопровождается целым рядом трансформаций как в социальной структуре грядущего сетевого общества, так и в построениях нового типа культуры, которую можно по праву считать интеллектуальной культурой.
На усиление интеллектуальной составляющей культуры влияют, прежде всего, такие факторы, как:
- повсеместное распространение информационных и интеллектуальных технологий;
- автоматизированная генерация новых знаний;
- изменение характера труда, его интеллектуализация;
- рост наукоемких отраслей, особенно с применением конвергентных технологий;
- организация пространства сети Интернет для выполнения коллективной работы;
- появление такого феномена, как интеллектуальная элита.
Развитие интеллектуальной культуры невозможно без появления нового класса интеллектуалов, которые обладают высокими профессиональными качествами, творческими способностями, готовностью к обучению и переобучению.
Интеллектуальная культура по своей природе является культурой элитарной, присущей определенной группе людей с высокими позициями в статусной иерархии социальной стратификации.
Обсуждение. Впервые анализ элитарной культуры был представлен в работах испанского философа X. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» [1, 2]. В условиях «массового общества» исследователь видит способ сохранения духовных ценностей за счет развития культуры одаренного меньшинства аристократической элиты, противостоящей серой толпе людей заурядных. X. Ортегу-и-Гассета можно смело считать теоретиком элиты. Он подчеркивает значение творческой элиты - как носителя элитарной культуры, которая составляет меньшую, но лучшую часть общества.
Можно дать определение элитарной культуры как культуры интеллектуальной элиты, создающей новые идеалы, ценности и смыслы. Субъекты элитарной культуры (по мнению И.В. Кондакова [3]) являются одновременно ее творцами и адресатами.
183
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
В основе элитарной культуры лежит такое понятие, как элитарность. Под элитарностью можно понимать ориентацию субъекта на реализацию путей для достижения идеалов и ценностей в процессе поиска смысла своего труда и всей жизни.
Подлинная элитарность проявляется через служение идеалам добра, справедливости и истины (жизнь творческая, героическая, неординарная).
Можно выделить пути реализации стремления к элитарности:
1) совершенствование себя в избранном деле;
2) построение успешной карьеры;
3) организация жизни по собственным правилам;
4) попытки изменить существующий порядок;
5) совместное позитивное переживание радости от полученных достижений и завоеванных достоинств;
6) поиск единомышленников - близких по духу и по общему пониманию смысла жизни;
7) встречи с великими учителями.
При переходе к обществу, в котором интеллектуальный труд будет занимать центральную позицию в структуре занятости, элитарность как стремление развивающейся личности к достижению определенных идеалов своего развития, может стать интегрирующим системным понятием, образующим особую целостность, ядром которой являются ощущение собственной ценности и чувство собственного достоинства.
Элитарность является понятием ценностно-нравственным. Мировоззрение как общая система взглядов на мир формирует ценностные ориентации, которые образуют фундамент поступков человека и способствуют успешной самореализации. Элитарный идеал должен стать личностно значимым, чтобы человек мог эффективно выстраивать стратегии достижения этого идеала. Сам процесс постоянного уточнения путей достижения элитарного идеала, преодоление целого ряда трудностей, как внешнего, так и внутреннего характера закаляет человека-творца, делая его по-настоящему счастливым. Чувство собственной значимости, чувство элитарности, как отмечает А. Адлер [4], считается важнейшим жизненным и профессиональным смыслом деятельности.
В случае подлинной элитарности внешние символы признания человека-творца не так важны, как сам процесс творчества, который, являясь главным смыслом жизни, создает основу собственной значимости, чувства гордости и ощущения избранности. Как подчеркивает А. Адлер, «каждый человек стремится стать значительным» [4], ориентируясь на высшие идеалы творчества, достоинства, добра и красоты.
Элитарные группы интеллектуалов не являются организованными, не являются консолидированными, а представляют собой сообщества отдельных уче-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
ных, интеллигентов, профессионалов с высоким уровнем компетентности, которые обеспечивают интеллектуальный потенциал общества.
Людям одаренным, интеллектуалам, творцам противостоит человек «массы», обыватель, человек с нулевой пассионарностью (по Л.Н. Гумилеву [5]). Человек «массы» - это представитель так называемого «массового общества», появление которого связывают с индустриальным обществом. Исследователи этого феномена X. Ортега-и-Гассет [2], Э. Канетти [6], Г. Лебон [7] считали, что человек «массы» - это средний человек, посредственность, как правило, довольно благополучный, стремящийся к комфорту и спокойствию, культивирующий культ невежества, о котором X. Ортега-и-Гассет говорит, что человек «массы» «... имеет нахальство повсюду утверждать и всем навязывать свое право на посредственность» [2].
Культура человека «массы» формируется, в основном, под воздействием средств массовых коммуникаций, в частности, телевидения, сети Интернет и носит так называемый мозаичный характер, когда из потока разрозненных сообщений выхватываются фрагменты знаний, которые никак не упорядочены, не систематизированы и не объединены в единую картину мира. «Экран» знаний, образуемый из обрывков знаний, не обладает силой сцепления и, следовательно, достаточной плотностью. Этот феномен получил название «мозаичной культуры и подробно исследован французским ученым А. Молем [8] и современным социологом С. Кара-Мурзой [9].
Главное предназначение мозаичной культуры заключается в выработке стереотипов массового сознания у так называемого «большинства» с достаточно низким уровнем интеллекта. Телевидение и Интернет, формируя идеи и взгляды человека «массы», создает фундамент мозаичной культуры - удобной для манипулирования сознанием со стороны властных структур.
Так, М. Маклюэн [10] отводит массовой коммуникации столь значительную роль, что она имеет над человеком полную власть, устанавливая главенство общего и массового. И это в 60-е годы XX столетия, когда еще не было Интернет. С появлением социальных сервисов глобальной сети Интернет наблюдается стремительное распространение мозаичной культуры в ее виртуальном варианте.
Характер российской массовой культуры зависит также от кризисного положения в системе образования и во всей сфере духовной жизни [11].
Противостоять расширению зоны влияния мозаичной массовой культуры возможно путем возрождения классической гуманитарной культуры, в основе которой лежат методы познания, использующие логическую дедукцию и приемы формальных рассуждений при движении от одного узла знаний к другому.
185
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
Решение такой задачи «под силу» только классу интеллектуалов - интеллектуальной элите, зарождающейся вместе с информационной цивилизацией и обеспечивающей прогресс социального развития [12]. Главным предназначением интеллектуальной элиты является накопление и генерация знаний и интеллекта, а также нравственности и духовности.
Представители интеллектуальной элиты, являющиеся носителями элитарной культуры, - это пассионарии, люди, обладающие высоким творческим потенциалом и отличающиеся духовным аристократизмом.
Следует отметить, что с точки зрения исторического аспекта, именно элитарная культура появилась как антитеза массовой, а не наоборот.
Элитарную культуру, как культуру интернациональную, часто противопоставляют национальной культуре. Это не совсем правильная точка зрения, поскольку национальная культура несет в себе элементы элитарности, так как именно национальная культура создается не этносом в целом, а лучшими представителями людей творческих профессий. Национальную культуру не следует путать с этнической (народной) культурой, которая проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами, опирается на опыт и мудрость народа. Национальная культура может формироваться изначально как «национальная идея» в головах высокообразованных представителей нации - в этом проявляется ее элитарный характер и превращается в процессе исторического развития в систему духовных ценностей нации, которые реализуются в традициях и закрепляются в языке.
Заключение
Приоритетное положение знаний при построении информационной цивилизации подчеркивает именно интеллектуальную составляющую элитарной культуры, на которую возлагается миссия сдерживать «натиск» массовой мозаичной культуры, навязываемой средствами массовых коммуникаций.
С точки зрения развития культурного кругозора всесторонне развитой личности, плодотворным является объединение элитарной интеллектуальной культуры и национальной самобытной культуры. Такое объединение, на наш взгляд, способно создавать сценарии социального движения, мировоззренческие ориентиры и системы ценностей.
Литература:
1. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М.: ACT. 2008.
2. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT. 2008. 348 с.
3. Кондаков И.В. Элитарная культура // Культурология. XX век: энциклопедия в 2-х т. Т. 2. СПб.: Университетская книга. 1998. С. 385-389.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
4. Адлер А. Индивидуальная психология. // История зарубежной психология. Тексты. М.: МГУ, 1986. С. 131-141.
5. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. СПб.: Кристалл, 2001.
6. Канетти Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997.
7. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2011.
8. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1994.
9. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2000.
10. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007.
11. Болокова М.А. Генезис и основные характеристики современной массовой культуры (теоретический аспект) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 97-102.
12. Салова Т.Л. Интеллектуальная культура информационной цивилизации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 1. С. 98-103.
Literature:
1. Ortega-e-Gasset Н. Dehumanization of art. M.: AST. 2008.
2. Ortega-e-Gasset H. Rise of the masses. M.: AST. 2008. 348 p.
3. Kondakov I.V. Elite culture // Culturalogy. XX century: an encyclopedia in 2 volumes. V. 2. St. Petersburg: University book. 1998. P. 385-389.
4. Adler A. Individual Psychology // History of foreign Psychology. Texts. M.: Moscow State University, 1986. P. 131-141.
5. Gumilev L.N. Ethnogenesis and biosphere of the earth. St. Petersburg: Crystal, 2001.
6. Canetti E. The Mass and the power. M.: Ad Marginem, 1997.
7. Lebon G. Psychology of peoples and masses. M.: Academic project, 2011.
8. Moth A. Sociodynamics of culture. M.: Progress, 1994.
9. Kara-Murza S. Manipulation of consciousness. M.: Eksmo, 2000.
10. McLuhan M. Understanding Media: Human Extensions. M.: Kuchkovo field, 2007.
11. Bolokova M.A. Genesis and main characteristics of modern mass culture (theoretical aspect) // Bulletin of Maykop State Technological University. 2016. Issue. l.P. 97-102.
12. Salova T.L. The intellectual culture of information civilization // Bulletin of Maykop State Technological University. 2018. Issue. 1. P. 98-103.