Научная статья на тему 'Интеллектуальная культура информационной цивилизации'

Интеллектуальная культура информационной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / INFORMATION CIVILIZATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / INTELLECTUAL CULTURE / КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ / CULTURE OF THINKING / ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ELITIST CULTURE / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА / INTELLECTUAL ELITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салова Тамара Львовна

В статье исследуются особенности формирования интеллектуальной культуры как феномена наступающей информационной цивилизации. Сетевая информационная структура современного социума имеет свои характерные черты. Реализация сетевого принципа организации обучения и труда способствует созданию пространства интеллектуальной среды. Очевидна взаимосвязь и взаимообусловленность информатизации и интеллектуализации человеческой деятельности. Технологизированное информационное пространство имеет ряд особенностей, влияющих на формирование интеллектуальной культуры человека. Интеллектуализация человеческой деятельности приводит к появлению класса интеллектуалов интеллектуальной элиты и, как следствие, элитарной культуры. Синтез интеллектуальной и элитарной культур при движении общества в «ноосферном» направлении может обеспечить высокий интеллектуальный потенциал и устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual culture of information civilization

The article studies the features of formation of intellectual culture as a phenomenon of the advancing information civilization. The network information structure of modern society has its own characteristics. The implementation of the network principle of the organization of training and work contributes to the creation of an intellectual environment. The interrelation and interdependence of informatization and intellectualization of human activity is obvious. Technological information space has a number of features that affect the formation of an intellectual culture of A man. Intellectualization of human activity leads to the emergence of a class of intellectuals the intellectual elite and, as a consequence, elite culture. Synthesis of intellectual and elitist cultures during the movement of society in the ‘noosphere” direction can provide high intellectual potential and sustainable development.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная культура информационной цивилизации»

УДК 316 ББК 60.52 С-16

Салова Тамара Львовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий Сочинского государственного университета, г. Сочи, e-mail:salova@mail. ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ (рецензирована)

В статье исследуются особенности формирования интеллектуальной культуры как феномена наступающей информационной цивилизации. Сетевая информационная структура современного социума имеет свои характерные черты. Реализация сетевого принципа организации обучения и труда способствует созданию пространства интеллектуальной среды. Очевидна взаимосвязь и взаимообусловленность информатизации и интеллектуализации человеческой деятельности. Технологизированное информационное пространство имеет ряд особенностей, влияющих на формирование интеллектуальной культуры человека. Интеллектуализация человеческой деятельности приводит к появлению класса интеллектуалов - интеллектуальной элиты и, как следствие, элитарной культуры. Синтез интеллектуальной и элитарной культур при движении общества в «ноосферном» направлении может обеспечить высокий интеллектуальный потенциал и устойчивое развитие.

Ключевые слова: информационная цивилизация, интеллектуальная культура, культура мышления, элитарная культура, интеллектуальная элита.

Salova Tamara Lvovna, Candidate of Technical Sciences, an associate professor of the Department Information of Technologies, Sochi State University, Sochi, e-mail: salova@mail.ru

INTELLECTUAL CULTURE OF INFORMATION CIVILIZATION

(reviewed)

The article studies the features of formation of intellectual culture as a phenomenon of the advancing information civilization. The network information structure of modern society has its own characteristics. The implementation of the network principle of the organization of training and work contributes to the creation of an intellectual environment. The interrelation and interdependence of informatization and intellectualization of human activity is obvious. Technological information space has a number of features that affect the formation of an intellectual culture of A man. Intellectualization of human activity leads to the emergence of a class of intellectuals - the intellectual elite and, as a consequence, elite culture. Synthesis of intellectual and elitist cultures during the movement of society in the 'noosphere " direction can provide high intellectual potential and sustainable development.

Key words: information civilization, intellectual culture, culture of thinking, elitist culture, intellectual elite.

Введение. Переход в новую фазу развития человеческого общества -информационную цивилизацию сопровождается мощным развитием техники и технологий, позволяющих накапливать и передавать огромные объемы информации, непрерывно генерировать и использовать новые знания. Интеллектуализация человеческой деятельности приводит к появлению класса интеллектуалов -интеллектуальной элиты и, как следствие, интеллектуальной культуры.

Исследование феномена интеллектуальной культуры является актуальной задачей в настоящее время - в процессе перехода к новому информационному обществу. Особый интерес представляет исследование соотношения понятий «культура мышления», «интеллектуальная культура», «элитарная культура», а также вопросов организации обучения и интеллектуальной деятельности в современном информационном образовательном пространстве.

Обсуждение. Широкое внедрение интеллектоемких технологий и сверхскоростных коммуникационных каналов связи, автоматизация умственного труда, организации среды сетевых сообществ, машинное моделирование физических и социальных процессов, использование широкого спектра систем мультимедиа и виртуальной реальности -существенно влияет на стиль и способы мышления, а следовательно, и на культуру мышления.

Многие авторы отождествляют понятия «культура мышления» и «интеллектуальная культура». На наш взгляд - это неправильно.

Культура мышления выступает как определенный уровень развития способности человека к адекватному отражению в понятиях и других мыслительных формах объективной логики бытия и своего собственного существования. Культура мышления -это совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека.

Содержание интеллектуальной культуры гораздо шире.

Под интеллектуальной культурой можно понимать такое развитие интеллекта, которое дает возможность человеку сознательно и целенаправленно осваивать духовные ценности, не только нужные ему для профессионального труда, но и развивающие его интеллект, его духовные богатство. Интеллектуальная культура постоянно стимулирует самообразование и саморазвитие личности.

Задача интеллектуальной культуры - развитие творчески мыслящей личности, интересы которой направлены на гуманистические цели. Именно люди, которые концентрируют в себе высокие интеллектуальные, аналитические и творческие способности формируют общую культуру общества и задают направление ее развития.

Интеллектуальную культуру можно определить как негэнтропийную организацию движения информации плюс человекотворчество, то есть раскрепощение сущностных интеллектуальных сил человека, что не противоречит общему определению культуры [1].

Технологизированное информационное пространство современного социума имеет ряд характерных особенностей, влияющих на формирование интеллектуальной культуры человека:

- появление интеллектуального класса, «представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов» [2];

- усиление позиции теоретического знания, которое приобретает статус стратегического ресурса;

- создание пространства интеллектуальной среды, основанной на компьютерных

сетях;

- усиление основных фундаментальных особенностей человека (по А.И. Ракитову [3]), таких как разум, технологичность деятельности, стремление к творчеству и свободе;

- появление интеллектуальной элиты [4], влияющей на развитие новых качеств человека: мобильности, высокого профессионализма, способности к перемене деятельности и овладению новыми профессиями;

- изменение природы человека в «ноосферном» направлении [5];

- появление новых форм коллективного сознания, обучения и объединения людей.

Появление класса интеллектуалов, высококвалифицированных специалистов,

производителей продуктов высокой стоимости приводит к возникновению нового феномена - элитарной культуры, которая концентрирует духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений [6].

Субъект элитарной, высокой культуры является, как правило, представителем интеллектуальной элиты.

Автор концепции постиндустриального общества Д. Белл подчёркивал, что «для постиндустриального общества будет характерна новая элита, основанная на квалификации, получаемой благодаря образованию, а не на обладании собственностью, наследуемой или приобретаемой за счёт предпринимательских способностей» [2].

Представителей интеллектуальной элиты отличают такие качества, как:

- высокие интеллектуальные способности;

- высокий уровень качественного образования;

- широта кругозора и универсальность (в отличие от специализации индустриальной эпохи);

- способность и готовность к обучению на протяжении всей жизни с целью производства новых знаний;

- мобильность, в том числе вертикальная, зависящая от личных способностей, а не от гендерных или возрастных;

- свобода от привязки к рабочему месту.

Э. Тоффлер вместо понятия «интеллектуальная элита», использует введенное им в научный оборот понятие «когнитариат», наделяя его похожими чертами [7].

Некоторые исследователи, к числу которых относится и М.Г. Бреслер [8], наряду с классом интеллектуалов (когнитариатом), который является создателем информационно-интеллектуального продукта, выделяют также высший класс общества - владельцев интеллектуальных, информационных продуктов и информационно-коммуникационных сетей. А также ими выделяется и низший класс общества - потребителей информационного и интеллектуального продуктов.

При таком подходе выстраивается строго иерархическая социальная структура с вертикалью влияния высшего класса на когнитариат и низший класс. Правда, с оговоркой о меньшей степени влияния на класс интеллектуалов, поскольку создатели интеллектуального продукта, во-первых, почти не разделяют внедряемую высшим

классом систему потребительских ценностей и, во-вторых, по личному выбору могут либо передавать, либо не передавать высшему классу результаты своего труда.

Предлагаемая жесткая иерархическая социальная структура скорее свойственна уходящей индустриальной эпохе и практически не отражает специфику информационного общества, которое склонно разрушать все жесткие конструкции, уступая место другой -сетевой структуре [9], более соответствующей интеллектуально-информационному пространству социума. Становится реальностью создание пространства интеллектуальной среды, реализация сетевого принципа организации обучения и труда [10].

Организация образования в одном информационном пространстве имеет ряд особенностей:

- ориентация на использование знаний и сетевых технологий;

- свобода доступа к информации;

- получение образования независимо от места проживания и мобильности человека;

- «открытость» информационной среды для индивидуального творчества;

- дистанционное обучение;

- появление домашнего образования;

- эффективное использование территориального распределенного человеческого потенциала;

- появление новых форм массовых коммуникаций и социального общения;

- управление мотивацией, т.е. формирование установки на самореализацию и желание учиться.

Новая парадигма образования заменяет модель «образование на всю жизнь» подходом - «образование в течении всей жизни».

Любопытна идея Р. Слотера о необходимости формирования в начале XX века «культуры впередсмотрящих», качественно новой коллективной способности к перспективному мышлению, долгосрочному прогнозированию [11]. Среди задач, решение которых обеспечивает будущее человечества, на первый план выдвигается задача формирования общественного сознания, имеющего основанием постижение смысла социальной истории, главного содержания, законов, направленности и долженствований культурного процесса. Бесспорно одно: без формирования того типа рефлексии человечества, который включает понимание смысла и логики его исторического движения, без обеспечения распространения этой рефлексии в сознании интеллектуальной элиты и массовом сознании через специальные социальные институты, без такого участия носителей нового сознания в создании общественной реальности -дальнейшая эволюция человеческой сущности невозможна.

Главным социальным институтом, обеспечивающим формирование описанного типа рефлексии, является образовательная система. Важнейшей ее задачей на современном этапе выступает переориентация с решения утилитарных проблем подготовки субъекта, адаптированного к существующим социальным отношениям, на воспитание личности нового типа, которая не замыкается на собственном индивидуальном бытии, а стремится к участию в решении проблем перспектив действительного человека.

Заключение. Средства интеллектуальной деятельности, включающие, прежде всего, различные виды информационных технологий, содержат различную долю интеллектуального труда. Взаимосвязь и взаимообусловленность информатизации и интеллектуализации человеческой деятельности очевидна. Информатизация технологизирует интеллектуальную деятельность, усиливает темпы интеллектуальных процессов. Интеллектуализация способствует повышению сложности информационных технологий.

Новаторами становятся специалисты с высоким уровнем профессионального образования, принципиальной способностью учиться на протяжении всей жизни, широтой кругозора и фундаментальностью, а также способностью быстро адаптироваться к изменению технологий, стратегий, приоритетов достижения успеха.

При современном уровне образования и науки интеллектуальная культура остаётся уделом избранных. Но это временное явление. Синтез элитарной, интеллектуальной и народной культур, объединённых здоровой национальной идеей - может служить гарантом нормального функционирования общества.

Литература:

1. Салов Ю.И. О содержании категории «культура» // Социокультурная эволюция: методология исследования и теория. Бийск, 1994. С. 3-16.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Москва: Академия, 1999. 578 с.

3. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. Москва: Политиздат, 1991.

287 с.

4. Salova T.L. Location of the Intellectual Elite in the Social Structure of the Network Society // European Researcher. 2012. Vol. 20, №5-1. P. 587-589.

5. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития человечества. Москва: Луч, 1993. 275 с.

6. Кондаков И.В. Элитарная культура // Культурология. XX век: энциклопедия в двух томах // Университетская книга. 1998. Т. 2. С. 385-389.

7. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Москва: АСТ, 2003. 669 с.

8. Бреслер М.Г. Особенности стратификации информационного общества // Вестник ВЭГУ. 2010. №4(48). С. 3-6.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. 458 с.

10. Водяненко Г.Р. Информационное пространство человека // Интеграция образования. 2012. №3. С. 42-48.

11. Slaughter R. Futures studies: from individual to social capacity // Futures. 1996. Vol. 28, №8. P. 751-762.

Literature:

1. Salov Yu.l. On the content of the category of "culture"// Sociocultural evolution: methodology of research and theory. Biysk, 1994. P. 3-16.

2. Bell D. The coming post-industrial society. Moscow: Academy, 1999. 578 p.

3. Rakitov A.I. Philosophy of computer revolution. Moscow: Politizdat, 1991. 287p.

4. Salova T.L. Location of the Intellectual Elite in the Social Structure of the Network Society //European Researcher. 2012. Vol. 20, No. 5-1. P. 587-589.

5. Ursul A.D. The way to the noosphere: concept of survival and sustainable development of the mankind. Moscow: Luch, 1993. 275 p.

6. Kondakov I.V. Elite culture // Culturology. XX century: encyclopedia in two volumes // University book. 1998. T. 2. P. 385-389.

7. Toffler E. Metamorphoses of power. Moscow: AST, 2003. 669p.

8. Bresler M.G. Features of stratification of the information society // Bulletin of VESU. 2010. №4 (48). P. 3-6.

9. Castells M. Information Age: Economics, Society and Culture. Moscow: State University Higher School of Economics, 2000. 458 p.

10. Vodyanenko G.R. The Information Space of a Man // Integration of Education. 2012. №3. P. 42-48.

11. Slaughter R Futures studies: from individual to social capacity // Futures. 1996. Vol. 28, No. 8. P. 751-762.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.