Научная статья на тему 'Место и роль фотографии в журнале «Самарские судьбы»'

Место и роль фотографии в журнале «Самарские судьбы» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
308
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Игнашов А. В.

Статья посвящена документальной, фактологической и эстетической роли фотографии в журнале «Самарские судьбы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль фотографии в журнале «Самарские судьбы»»

МЕСТО И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ В ЖУРНАЛЕ «САМАРСКИЕ СУДЬБЫ»

© Игнатов А.В.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

Статья посвящена документальной, фактологической и эстетической роли фотографии в журнале «Самарские судьбы».

В наши дни, когда аудио-визуальная составляющая в системе СМИ выходит на первый план, фотография - уже не только документ и факт эстетической культуры. Невозможно представить современные СМИ без визуальной составляющей. Фотография востребована в газете, журнале, на телевидении, в Интернете.

Изобразительная природа фотожурналистики характеризуется определяющими ее содержание и форму документальной наглядностью, органичностью, моментальностью, оперативностью, эмоциональностью, художественностью. Само понятие «фотография» в современной культуре не сводится к форме, которая определяется техническими средствами, каналами передачи, а обусловлена, прежде всего, фактором содержания. По мере своего развития фотография становится самостоятельным искусством. Традиционно понятие «фотография» рассматривается в двух значениях. «В широком смысле фотография - это искусство получать и закреплять изображение предметов, в узком значении фотография - это каждое отдельное фотографическое изображение» [1].

Каган М.О. выделил три вида фотографии: документальную, научную, художественную [2]. Документальной фотографии свойственна предельная объективность изображения. Особенность научной фотографии в способности запечатлеть невидимое (например, использование макро и микро-съемка). В художественной фотографии автор выражает свое отношение к объекту съемки. В основе данной классификации лежит формальный принцип различия типов фотографии в зависимости от способов обозначения форм человеческой деятельности.

Вартанов А.С. разделяет фотографию на хроникальную, документальную и эстетическую [3]. Хроникальное фото констатирует факт при устранении всякого субъективного начала. В документальном фото субъективизм восприятия автором действительности присутствует, но подчинен необходимости сохранить конкретность факта или явления. В эстетической фотографии автор снимка может максимально проявить себя.

Труднее классифицировать так называемую «любительскую» фотографии, не часто встречающуюся на страницах газет и журналов. В этом плане журнал «Самарские судьбы» является исключением.

* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.

Необходимо помнить и о взаимосвязи визуальной и вербальной информации. Как известно, текст в СМИ выполняет функцию не только информатора, но и интерпретатора событий и явлений, не дублируя изображение, но активно воздействуя на читателя. Часто от текста зависит, как воспримет читатель фотографию. Но и фотография может пробудить в читателе желание обратить внимание на тот или иной текст [4].

В первую очередь читатель обращает внимание на визуальную информацию, заголовочный комплекс, решая, знакомиться с текстом или нет. В журнале «Самарские судьбы» фотографии всегда «привязаны» к статье, составляя с ней единое целое.

В мультимедийном проекте «Самарские судьбы» при публикации в журнале, в рубрике «Читаем сериал» литературных версий сценариев фильмов из одноименного документального телесериала мы можем говорить о синтезе фотографии и телевидения, о соединение их выразительных возможностей. Архивные, документальные фотоснимки монтируются в видеоряд практически в каждом документальном фильме из цикла «Самарские судьбы». При этом фотография не теряет своей специфики, изменяется лишь форма ее подачи.

В динамичном телевизионном изображении фотография помогает зрителю сконцентрировать внимание на определенном объекте, а технические приемы позволяют рассмотреть детально каждый снимок. Использование в сериале тематически объединенной группы фотографий позволяет создать динамическую картину происходящего. Каждая фотография становится важным композиционным элементом фильма.

Так как документальный телесериал «Самарские судьбы» посвящен ушедшим из жизни историческим персонажам и нашим современникам, фотография наряду с видеохроникой становится фактом истории. Так в фильме «Семья Сталина в городе Куйбышев» наложение цитат из книги Светланы Аллилуевой «Двадцать писем к другу» и фотографий из архива внука Сталина Александра Бурдонского дает весьма полное представление и об эпохе, и о городе, и о семье Сталина.

Документальный сериал «Самарские судьбы. Сегодня» в отличие от мемориальных «Самарских судеб» посвящен людям и предприятиям, которые в наши создают промышленный, культурный, социальный образ города и региона. В журнальных публикациях, посвященных Самарской областной больнице имени М.И. Калинина, Самарскому государственному медуниверситету, металлургическому заводу, Жигулевской ГЭС, городам Чапаевску, Отрадному, с помощью архивно-исторических и современных фотографий создается собирательный образ предприятия или города.

Взаимосвязь изображения и слова в документальном телесериале сложнее и полифоничнее, чем в журнале. В сериале синтез звука, текста и визуального изображения позволяет расширить особенности использования фотографии. В журнале, где используются фотографии и печатное слово, возникает разноплановое отношение к изображенному и прочитанному.

В «Самарских судьбах» фотографии, использованные в сериале, затем публикуются в журнале, что позволяет внимательному читателю еще раз обратить на них внимание. Групповая же подача фотоснимков обуславливает создание целостного представления о человеке и о событии.

В каждой публикации в журнале использованы от 10 до 40 фотографий. Это говорит о стремлении редакционного коллектива визуализировать текст. Фотография с первых страниц вводит читателя в журнал, в рубрикации которого используется не только текстовая информация о содержании, но и визуальная, которая упрощает восприятие текста и подчас адресует нас к фотообразу героя той или иной статьи.

Фотографии также способствуют графическому выделению рубрик. Как правило, в центр полосы помещается фотоснимок героя, с лаконичным комментарием. Такой механизм подачи информации тесно связан с ключевыми рубриками журнала: «Лицо с обложки», «Читаем сериал», «Герои нашего времени».

В журнале «Самарские судьбы» фотография отражает суть происходящего события, расширяет информацию, помогает выстроить визуальный ряд. Использование одиночной фотографии встречается редко, комментарии носят информационный характер и чаще всего уточняют место события, временной отрезок и положение героя публикации на коллективной фотографии. В соединении фотографии с текстом статьи, снимки служат неопровержимым документальным доказательством исторической правды.

Но фотография не является лишь дополняющим элементом, подчиненным тексту. Подача фотоснимков на страницах «Самарских судеб» создает дополнительный визуальный контекст, управляющий сознанием читателя. Фотография и не доминирует над текстом, расширяя его возможности.

В рубриках «Фотопроект», «Вернисаж», «Фотоэкскурсия. Самара-Куйбышев-Самара» фотография выходит на первый план, а текст выполняет комментирующую функцию. «Одна фотография, сопровожденная десятью словами, может сказать больше, чем десять тысяч слов», - говорил американский фотограф Эдвард Стейхен [5].

Проблема документальности старинного фотоснимка отсылает нас и к проблеме времени в историческом масштабе. Использование в журнале черно-белой фотографии обусловлено тематическим спектром, авторской интонацией в тексте. Поскольку фотография несет в себе и овеществленный смысл (и в журнале, и телефильме), можно говорить о том, что и датировка фотографии, и текст подписи к ней влияют как на образ, запечатленный на фото, так и на контекст восприятия информации в когнитивном тексте.

Историческая и эстетическая ценность фотоснимка связана не только с наслоением новых восприятий, но, прежде всего, с многослойностью и содержательностью композиционно-творческого акта.

На сайте «Самарских судеб» [6] в свободном и бесплатном доступе находятся абсолютно все номера журнала (в формате PDF), все видеоза-

писи фильмов из одноименного документального телесериала, а так же налажена и обратная связь с аудиторией. Использование фотографии на сайте обусловлено как наличием архивных фотоматериалов и фотокопий документов в публикациях, так и навигацией сайта: в рубрике «Читаем в новом номере» используются фотографии, способствующие зрительному восприятию и структурирующие текстовый материал.

Сайт проекта «Самарские судьбы» постоянно изменяется, развивается, в нем довольно часто меняются и преображаются рубрики. Сайт представляет собой синтез письменной коммуникации с аудио-визуальной составляющей.

Эмпирический тип содержания фотофакта невозможен без оригинального комментария в подписи. В журнале «Самарские судьбы» (№ 6, 2007) в статье о доноре Пищальникове одна фотография (рубрика «Благо творить») подписана так: «Благородство? Я просто живу, и хоть чем-то помогаю жить другим» [7]. На снимке герою публикации вручают награду общественной акции «Благородство», фотография является логическим завершением текста, а комментарий усиливает эмоциональный фон. Вербальный компонент, соединяясь с визуальным, не повторяя его, усиливает эмоционально-смысловой импульс, исходящий из фотоснимков.

В журнале «Самарские судьбы» фотографии используются для интерпретации действительности, более глубокого раскрытия сущности отображаемого, для наибольшего воздействия на аудиторию. Все это требует дополнительных изобразительно-выразительных средств, как фотографических, графических (элементы оформления), так и словесных. В итоге, метод отображения модифицируется в связи с поставленной творческой задачей.

Эмпирико-теоретический уровень фотофакта связан с понятийной формой мышления. В статье об Игоре Гольдине (№ 9, 2008) в рубрике «Читаем сериал» роль вербального материала значительно возрастает еще и за счет того, что фотографии, сопровождающие данную публикацию, сознательно выстроены не в хронологическом порядке [8].

В дополнении к статье о литературоведе и педагоге Иосифе Маршбиц-Верове впервые были опубликованы хранящиеся в архиве Управления ФСБ РФ по Самарской области фотокопии листов уголовного дела, возбужденного в 1937, а так же документы, касающиеся ареста Маршбиц-Верова [9]. Вся рубрика «Наш архив» в данном случае выстроена на использовании фотокопий документов, принципиально не прокомментированных автором публикации.

Фотографии в журнале «Самарские судьбы» способствуют созданию образа героя, событий из его жизни и жизни общества в целом. Документальная составляющая фоторяда сочетается с эмоциональной насыщенностью, а искусство факта существует в единстве с искусством фотоновизны. Архивные фотографии являются историческими документами, отражающими определенные явления действительности. Прослеживается создание образно-визуальной модели, объективной по форме и целостной по содержанию. Так же тематическая обобщенность снимков позволяет «прочитать»

фотографический текст. Жанровая стабильность дифференцированной фотографической тематики имеет побудительную направленность, что связанно со спецификой подачи фотоматериала. Тематическая, композиционная завершенность, отсутствие отвлекающих внимание от документальной составляющей графических, технических, оформительских элементов так же определяют роль фотографии в журнале. «Самарские судьбы» имеют оригинальный композиционный фотографический стиль.

Фотографии в журнале «Самарские судьбы» являются смыслообразую-щим элементом, выступающим как, самостоятельное произведение. Прежде всего, это продиктовано стремлением выразить в визуальных образах жизнь человека, связать историю с визуальным образом героя публикации, передать «дух истории». Композиционное единство подачи и организации фотографического ряда в журнале позволяет воссоздать, реконструировать исторические события на фоне человеческой судьбы.

Список литературы:

1. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. Беседа семнадцатая. - М., 1977. - С. 9.

2. Каган М.О. О месте фотографии в современной культуре // Советское фото. - 1978. - № 4. - С. 16.

3. Вартанов А.С. Искусство фотографии // Виды искусства в художественной литературе. - М., 1984. - С. 208.

4. Виленкин Б. Фотографии рассказывают. - М., «Планета», 1977.

5. Эдвард Стейхен - американский фотохудожник // Digital Photo. - М., 2005. - № 8. - С. 12.

6. www.samsud.ru.

7. Король О. Донор - дарящий жизнь // Самарские судьбы. - Самара, 2007. - № 6. - С. 124-125.

8. Король О. Игорь Гольдин // Самарские судьбы. - 2008. - № 9. - С. 22-29.

9. Игнатов А. Наш Архив // Самарские судьбы. - 2007. - № 2. - С. 73-93.

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО КОМПЛЕКСА «ФОТОГРАФИЯ - ПОДПИСЬ» В ЖУРНАЛЕ «САМАРСКИЕ СУДЬБЫ»

© Игнатов А.В.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

Статья посвящена приемам формирования комплекса «фотография -подпись», тематической отнесенности визуальных элементов с целью наилучшего ознакомления с содержанием журнала «Самарские судьбы».

* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.