Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

МЕСТО И РОЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
655
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
демография / правовая политика / правовое регулирование / функции государства / права и свободы граждан / demography / legal policy / legal regulation / functions of the state / rights and freedoms of citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукин Юрий Михайлович

В статье рассматриваются актуальные демографические проблемы в России, обусловленные многофакторным комплексом причин социально-экономического и эпидемиологического характера. Особенностью современного демографического кризиса становятся последствия коронапандемии, устранение которых требует, помимо принятия управленческих решений, обоснования и формулирования стратегий правовой демографической политики. Целью и задачами данного вида правовой политики должно стать совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на обеспечение конституционных прав граждан, поддержку семьи, материнства и детства, повышение качества жизни российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF DEMOGRAPHIC POLICY IN LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE

The article examines the current demographic problems in Russia, caused by a multifactorial complex of socio-economic and epidemiological causes. A specific feature of the modern demographic crisis is the consequences of the coronopandemic, the elimination of which requires, in addition to making managerial decisions, substantiation and formulation of legal demographic policy strategies. The goal and objectives of this type of legal policy should be to improve lawmaking and law enforcement activities aimed at ensuring the constitutional rights of citizens, supporting the family, motherhood and childhood, improving the quality of life of Russian citizens.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11203 ЛУКИН Юрий Михайлович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета,

e-mail: yu.m.lukin@gmail.com

12.00.01 - теория и история права и государства; история правовых учений

МЕСТО И РОЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные демографические проблемы в России, обусловленные многофакторным комплексом причин социально-экономического и эпидемиологического характера. Особенностью современного демографического кризиса становятся последствия коронапандемии, устранение которых требует, помимо принятия управленческих решений, обоснования и формулирования стратегий правовой демографической политики. Целью и задачами данного вида правовой политики должно стать совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на обеспечение конституционных прав граждан, поддержку семьи, материнства и детства, повышение качества жизни российских граждан.

Ключевые слова: демография, правовая политика, правовое регулирование, функции государства, права и свободы граждан.

LUKIN Yuri Mikhailovich,

senior lecturer of the Department of theory and history state and law o f Kazan (Volga Region) Federal University

PLACE AND ROLE OF DEMOGRAPHIC POLICY IN LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN STATE

Annotation. The article examines the current demographic problems in Russia, caused by a multifactorial complex of socio-economic and epidemiological causes. A specific feature of the modern demographic crisis is the consequences of the coronopandemic, the elimination of which requires, in addition to making managerial decisions, substantiation and formulation of legal demographic policy strategies. The goal and objectives of this type of legal policy should be to improve lawmaking and law enforcement activities aimed at ensuring the constitutional rights of citizens, supporting the family, motherhood and childhood, improving the quality of life of Russian citizens.

Key words: demography, legal policy, legal regulation, functions of the state, rights and freedoms of citizens.

В течение последних 25 лет Россия находится в состоянии затянувшегося демографического кризиса, обусловленного резким сокращением рождаемости и средней продолжительности жизни, ростом смертности населения, что приводит к деформации демографического и социального состава общества, подрыву трудовых ресурсов как основы развития производства, ослаблению фундаментальной ячейки общества - семьи, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала населения. При этом в последнее время на демографическую обстановку влияют и новые факторы, такие как пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19), и, как следствие, от этого - ограничение миграционных потоков.

Формирование на основе демографической политики эффективного правового регулирования - первостепенная задача, решение которой предполагает исследования в области экономики, права, социологии. В Российской Федерации это осложняется тем, что набирающий силу процесс депопуляции создает дополнительные препятствия для реализации поставленных целей, и, прежде всего, требуется именно остановить процесс депопуляции. Повлиять на сложившуюся ситуацию можно только путём стратегически продуманной политики государства, которая должна включать меры экономического, политического, нравственно-этического и правового характера. Реализация демографической правовой политики невозможна без научно обоснованной технологии

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

и методики совершенствования правотворческой и правореализационной деятельности компетентных органов.

В связи с этим встает проблема определения теоретического понятия демографической правовой политики и ее места в правовой политике Российского государства.

Ныне в отечественной юридической науке к проблематике правовой политики обращаются достаточно часто [1], рассматривая ее основные приоритеты и направления в контексте исследования различных сторон правовой действительности.

В юридической науке можно выделить несколько подходов к пониманию правовой политики. По мнению А.В. Малько, «правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств и достижению таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности, правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности» [6, с. 26].

В свою очередь, О.Ю. Рыбаков, обосновывая методологическое значение правовой политики, в ее понятие включает следующие признаки: во-первых, основывается на праве и связана с правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности людей и их коллективов; в-четвертых, опирается на возможность принуждения; в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается от других видов политики нормативно-организационными началами [8, с. 50].

Под содержанием правовой политики понимается совокупность свойств и элементов, в которых непосредственно выражаются её сущность и социальная направленность. В широком социологическом плане содержание правовой политики представлено системой отношений, возникающих между различными субъектами политики по поводу государственного признания и официального обеспечения тех или иных социальных интересов в качестве юридических значимых.

Безусловно, представление о правовой политике как особой государственно-правовой стратегии является наиболее устоявшейся правовой дефиницией, при этом при определении правовой политики и ее классификации в юридической литературе встречаются и иные термины, такие как «стратегия государства в правовой сфере», «государственно-правовая стратегия», «стратегия государственно-правового развития» и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

даже такие как «направление», «стратегическая линия», «программа», «система идей и установок» [7]. На наш взгляд, проводить различия между данными терминами не является необходимым, т.к. они по своей сути объединяют одни и те же элементы правовой и политической системы государства. В этой связи хотелось бы представить точку зрения Н.И. Матузова, отмечавшего, что «правом так или иначе оформляются, закрепляются все виды государственной политики, но правовая имеет свои особенности и свое содержание, она отражает и определяет вектор правового развития страны» [5, с. 36].

Определяя правовую политику, можно выделить следующие существенные признаки:

во-первых, правовая политика представляет собой особое направление проявления государственной политики, в связи с этим основные направления правовой политики задаются общим политическим курсом государства и системой общенациональных приоритетов;

во-вторых, правовая политика является проводником управления обществом по средствам функционирования, использования, организацией и развития права и других правовых явлений;

в-третьих, содержание правовой политики охватывает не все стороны государственно-правового регулирования общественных отношений, а лишь ключевые, главные, отражающие стержневые направления деятельности государства в правовой сфере на том или ином этапе его исторического развития.

Правовая политика должна обладать стратегией и тактикой, т.к. в первую очередь правовая политика - это деятельность по осуществлению стратегических целей и тактических задач. Цели и задачи связаны со множеством факторов различного порядка, уровня. Правовая политика проводится, прежде всего, государственными органами, и в силу этого обстоятельства, особое значение имеют принципы, установки, ориентиры стратегий правового развития России [9].

В общественной жизни вряд ли существуют такие явления и процессы, которые так или иначе не оказывали бы влияния на демографическую ситуацию. В праве также трудно назвать какую-либо отрасль, какое-либо законодательство, которые бы не имели отношения к демографическим процессам. В этой связи выделение демографической политики из общей социально-экономической политики государства несколько условно, но необходимо для чёткого определения её направленности, основных принципов обеспечения, для оценки степени её эффективности и активности [4, с. 24].

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регу-

лирования процессов воспроизводства населения. В контекстах, связанных с деятельностью в области народонаселения, используются и другие понятия: «социально-демографическая политика», «политика народонаселения», «семейная политика», «планирование семьи», «планирование населения», «контроль и регулирование рождаемости», «контроль населения», «управление демографическими процессами», которые перманентно должны исследоваться с учетом этномето-дологических практик [10, с. 27].

Демографические процессы и явления при всём своём единстве характеризуются разной степенью изученности и, следовательно, разной степенью познания управляемых ими закономерностей. Закономерность, управляющая тем или иным общественным процессом в области народонаселения, проявляется во вне множеством факторов, которые, как правило, относятся к самым разным сферам жизни: экономической, нравственной, социально-психологической, психофизиологической.

Демографическая политика должна соответствовать тем целям, которые определяются, исходя из типа воспроизводства, социально-экономического состояния общества и уровня демократизации общества. И безусловно, осуществление правового воздействия на демографические процессы, прежде всего, нацелено на получение результата - изменение качественных и количественных показателей в демографических процессах, но при этом оно направлено на будущие поколения, и о её результатах и выполнении целей можно будет судить далеко не сразу, а лишь когда возможно будет достаточно чётко определить закономерности нового демографического поведения граждан. Учитывая определённую инертность демографических процессов, демографическая политика должна быть долгосрочной, что предполагает сравнительную стабильность правового регулирования и правового воздействия на демографические отношения и процессы.

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин «политика населения». Термин «контроль рождаемости» или «регулирование рождаемости» используют для описания воздействия государства на процесс рождаемости главным образом с целью снижения её уровня и сокращения темпов роста населения в стране. Иногда он употребляется для обозначения контроля рождений (деторождений) на уровне семьи, применения супружескими парами (или индивидуально) методов, с помощью которых они регулируют количество детей в семье.

Регулирование рождаемости путем проведения государственных программ планирования

семьи или поощрения деторождения иногда обозначается термином «контроль населения». В этом случае к регулированию рождаемости может добавляться регулирование брачности, стимулирование или ограничение создания брачных пар, например, через возраст вступления в брак.

По определению Б.Ц. Урланиса, демографическая политика представляет собой совокупность социальных, экономических и юридических мер и мероприятий по оказанию определённого влияния на течение демографических процессов в желательном для общества направлении [11, с. 24]. Проведение собственной демографической политики является также признаком суверенитета каждого государства, т.к. без таковой невозможно представить экономический суверенитет государства. Наличие собственных трудовых ресурсов, прежде всего, позволяет государству вообще ставить перед собой какие-либо задачи в сфере экономического развития.

Демографическая политика представляет собой систему мер, направленных на получение определённых демографических результатов, достижение определённых демографических целей. Демографические цели могут существовать для общества либо как непосредственно конечные цели, либо как промежуточные, как средство для решения каких-то более общих задач. В данном случае общество стремится к обеспечению определённых демографических показателей, представляющих для него самостоятельную ценность. Однако в большинстве случаев общество не ставит себе демографические цели в качестве главных, хотя многие цели в социальной и экономической сферах могут быть решены посредством правильной постановки целей в демографической сфере.

Демографическая политика не может быть единой для всех государств. В странах с низкой и недостаточной рождаемостью она направлена на повышение или стабилизацию естественного прироста населения, в странах высокой рождаемостью - на её стабилизацию или снижение. Правительство каждой страны суверенно в своих правах определять направление и цели демографической политики государства, учитывая, однако, международно-правовые акты, имеющие прямое или косвенное отношение к демографическим процессам, в частности Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларацию прав ребенка и др. «Ни один экономический или социальный вопрос в истории Объединенных Наций и её специальных комитетов не сопровождался большими дискуссиями, чем вопрос народонаселения», - говорится в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

работе, посвященной деятельности ООН по разрешению проблем народонаселения [12].

Определение соотношения правовой политики и демографической политики позволяет ответить на вопрос о формах реализации функций государства и права в сфере демографии.

Демографическая политика и правовая политика представляют собой связанные между собой явления, поскольку часть демографической политики осуществляется путём реализации демографической правовой политики, т.е. деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения происходит через использование правовых норм и, следовательно, правового регулирования как способа достижения поставленных целей в рамках общей демографической политики.

Правовая политика и демографическая правовая политика соотносятся как целое и часть. Демографическая правовая политика - это политико-правовая деятельность, осуществляемая правовыми методами в сфере демографии. Субъектами демографической правовой политики являются государственные и муниципальные органы, общественные объединения граждан, обеспечивающие создание и исполнение системы мер, направленных на получение определённых демографических результатов, достижение определённых демографических целей, определяемых исходя из демографической ситуации в государстве.

В юридической литературе отдельными авторами в системе функций современных государств выделяется демографическая функция. В связи с чем актуализируется вопрос о соотношении демографической правовой политики и демографической функции государства. Следует отметить, что существующие ответы можно разделить на две группы: отдельными авторами отмечается возможность признания за некоторыми направлениями правовой политики значения самостоятельных функций государства; в других работах анализируемые понятия фактически отождествляют.

В рамках поставленного вопроса о соотношении демографической правовой политики и демографической функции государства, представляется необходимым определить соотношение демографической правовой политики и демографической функции права. В одной из немногих работ, посвященных демографической функции права, дается следующее определение: демографическая функция права - это относительно обособленное, прогрессивное направление гомогенного (однородного) юридического воздействия на сознание, волю и поведение людей, способное обеспечить оптимальную численность населения,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

установить такой режим его воспроизводства, который полностью отвечал бы задачам государства и общества [2].

Безусловно, понятия «демографическая правовая политика» и «демографическая функция права» являются соотносимыми, неразрывно взаимосвязанными, но не тождественными. На наш взгляд, отождествление данных понятий не является возможным, т.к. под функциями права понимаются основные направления правового регулирования, но при этом функция права обусловлена основными направлениями деятельности государства, и даже нередко выступает отдельной правовой функцией государства, в то время как правовая политика может рассматриваться как правовая форма его деятельности.

Демографическая правовая политика определяет общую стратегию деятельности государства, с учетом современных подходов правового регулирования [3, с. 15] демографических отношений, при этом она призвана вносить необходимые коррективы, с учетом изменяющихся задач общества и государства.

Список литературы:

[1] Алексеев С.С. Основы правовой политики в России: курс лекций. - М., 1995; Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2003; Малько А.В., Кроткова Н.В., Ишеков К.А. Правовая политика в субъектах Российской Федерации (Обзор материалов Международной научно-практической конференции, которая проходила в форме «круглого стола», журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь») // Государство и право. 2017. № 3. С. 105-119.

[2] Бадоев М.Т. Демографическая функция права: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: РГБ, 2004.

[3] Бакулина Л.Т. Подходы к исследованию правового регулирования // Lex Russica (Русский закон). - 2016. - № 8 (117). - С. 9 - 20.

[4] Литвинова Г.И. Право и демографические процессы в СССР. - М.: Изд-во «Наука», 1981. - С. 24.

[5] Матузов Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы XXI в. // Правовая политика России: теория и практика: монография / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2006. - С. 35-36; Малько А.В., Костюков А.Н., Кроткова Н.В. Правовая политика в современной России: актуальные проблемы теории и практики (Обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2019. № 6. С. 130-137. DOI: 10.31857^013207690005270-9.

[6] Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. - С. 26; Малько А.В., Крот-

кова Н.В., Навальный С.В. Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Электоральная правовая политика современной России» // Государство и право. 2019. № 7. С. 184— 194. DOI: 10.31857/S013207690005893-4; Малько А.В., Кроткова Н.В., Стромов В.Ю., Трофимов В.В. Правовая политика как способ организации социально-правовой жизни субъектов Российской Федерации: теория и практика (обзор материалов всероссийского научного «круглого стола» (с международным участием) журналов «Государство и право», «Правовая политика и правовая жизнь», «Актуальные проблемы государства и права» и научно-образовательного ежегодника «Государственно-правовые исследования») // Государство и право. 2019. № 10. С. 188 - 201. DOI: 10.31857/ S013207690007214-7; Малько А.В., Гурьев В.В., Затонский В.А., Кроткова Н.В. Правовая культура, правовая политика и права человека (Обзор материалов научно-практической конференции) // Государство и право. 2021. № 2. С. 145 - 159. DOI: 10.31857/S102694520013680-9.

[7] Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права: теоретико-методологический аспект: дис. ... д-ра юрид. наук / Саратовский юридический институт. - Саратов, 2009.

[8] Рыбаков О.Ю. Методологическое значение теории правовой политики // Юридическая наука. - 2017. - № 4. - С. 50 - 53.

[9] Стратегии правового развития России: колл. монография / под ред. О.Ю. Рыбакова. - 3-е изд., стереотип. - М., 2016.

[10] Степаненко Р.Ф. Этнометодологические практики в доктрине правовой политики: общетеоретические проблемы // Право и политика. - 2016.

- № 2. - С. 287 - 295.

[11] Урланис Б.Ц. Народонаселение: исследования, публицистика. - М., С. 24.

[12] Symonds R., Carder M. The United Nations and the Population Question (1945 - 1970). - N.J. -1973. - P. 1.

Spisok literatury:

[1] Alekseev S.S. Osnovy pravovoj politiki v Rossii: kurs lekcij. - M., 1995; Rossijskaya pravovaya politika: kurs lekcij / pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. - M., 2003; Mal'ko A.V., Krotkova N.V., Ishe-kov K.A. Pravovaya politika v sub"ektah Rossijskoj Federacii (Obzor materialov Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii, kotoraya prohodila v forme «kruglogo stola», zhurnalov «Gosudarstvo i pravo» i «Pravovaya politika i pravovaya zhizn'») // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 3. S. 105-119.

[2] Badoev M.T. Demograficheskaya funkciya prava: dis. ... kand. yurid. nauk. - M.: RGB, 2004.

[3] Bakulina L.T. Podhody k issledovaniyu pra-vovogo regulirovaniya // Lex Russica (Russkij zakon).

- 2016. - № 8 (117). - S. 9 - 20.

[4] Litvinova G.I. Pravo i demograficheskie pro-cessy v SSSR. - M.: Izd-vo «Nauka», 1981. -S. 24.

[5] Matuzov N.I. Rossijskaya pravovaya politika: vyzovy i ugrozy HHI v. // Pravovaya politika Rossii: teoriya i praktika: monografiya / pod red. N.I. Matuzova, A.V. Mal'ko. - M., 2006. - S. 35-36; Mal'ko A.V., Kostyukov A.N., Krotkova N.V. Pravovaya politika v sovremennoj Rossii: aktual'nye problemy teorii i praktiki (Obzor materialov «kruglogo stola») // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 6. S. 130-137. DOI: 10.31857/S013207690005270-9.

[6] Pravovaya politika: slovar' i proekt koncepcii / pod red. A.V. Mal'ko. - Saratov: Izd-vo GOU VPO «Saratovskaya gosudarstvennaya akademiya prava», 2010. - S. 26; Mal'ko A.V., Krotkova N.V., Naval'nyj S.V. Obzor materialov «kruglogo stola» zhurnalov «Gosudarstvo i pravo» i «Pravovaya politika i pravovaya zhizn'» na temu «Elektoral'naya pravovaya politika sovremennoj Rossii» // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 7. S. 184-194. DOI: 10.31857/S013207690005893-4; Mal'ko A.V., Krotkova N.V., Stromov V.Yu., Trofimov V.V. Pravovaya politika kak sposob organizacii social'no-pravo-voj zhizni sub"ektov Rossijskoj Federacii: teoriya i praktika (Obzor materialov Vserossijskogo nauch-nogo «kruglogo stola» (s mezhdunarodnym uchast-iem) zhurnalov «Gosudarstvo i pravo», «Pravovaya politika i pravovaya zhizn'», «Aktual'nye problemy gosudarstva i prava» i nauchno-obrazovatel'nogo ezhegodnika «Gosudarstvenno-pravovye issledo-vaniya») // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 10. S. 188 - 201. DOI: 10.31857/S013207690007214-7; Mal'ko A.V., Gur'ev V.V., Zatonskij V.A., Krotkova N.V. Pravovaya kul'tura, pravovaya politika i prava cheloveka (Obzor materialov nauchno-prak-ticheskoj konferencii) // Gosudarstvo i pravo. 2021. № 2. S. 145 - 159. DOI: 10.31857/S102694520013680-9.

[7] Rudkovskij V.A. Pravovaya politika i osush-chestvlenie prava: teoretiko-metodologicheskij aspekt: dis. ... d-ra yurid. nauk / Saratovskij yuridich-eskij institut. - Saratov, 2009.

[8] Rybakov O. Yu. Metodologicheskoe znachenie teorii pravovoj politiki // Yuridicheskaya nauka. - 2017. - № 4. - S. 50 - 53.

[9] Strategii pravovogo razvitiya Rossii: koll. monografiya / pod red. O.Yu. Rybakova. - 3-e izd., stereotip. - M., 2016.

[10] Stepanenko R.F. Etnometodologicheskie praktiki v doktrine pravovoj politiki: obshcheteoretich-eskie problemy // Pravo i politika. - 2016. - № 2. - S. 287 - 295.

[11] Urlanis B.C. Narodonaselenie: issledo-vaniya, publicistika. - M., S. 24.

[12] Symonds R., Carder M. The United Nations and the Population Question (1945 - 1970). - N.J. -1973. - P. 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.