УДК 338.49 JEL: H56, Q48
DO110.24147/1812-3988.2024.22(3).83-91
МЕСТО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.А. Осадченко
Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 4 марта 2024 г.
Дата принятия в печать 27 мая 2024 г.
Тип статьи
Научная статья
Ключевые слова
Энергетическая безопасность, экономическая безопасность, национальная безопасность, система безопасности, энергия, государственное регулирование
Аннотация. Вопросы энергетической безопасности вышли на первый план во второй половине XX в., что было связано с осознанием ограниченности и неравномерности распределения энергетических ресурсов и необходимостью формирования принципиально новой политики в данной сфере. Система безопасности в целом является сложной по своей структуре, знание положения энергетической безопасности и ее взаимосвязи с другими элементами будет способствовать повышению эффективности функционирования как отдельного элемента, так и системы в целом. Целью исследования стало определение места энергетической безопасности в системе безопасности Российской Федерации. Выдвинута гипотеза о взаимосвязи с национальной, экономической, экологической и технологической безопасностями, для проверки которой использован метод контент-анализа. В статье рассмотрены основные характеристики концепции безопасности в области энергетики и обобщены существующие точки зрения по исследуемому вопросу. Проанализирована Стратегия национальной безопасности РФ, на основании чего выделены структурные элементы национальной безопасности, обозначенные в рамках стратегических национальных приоритетов, а также определено, что энергетическая безопасность зафиксирована в качестве компоненты экономической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации. Контент-анализ разделов, посвященных стратегическим национальным приоритетам, подтвердил наличие связи с экономической безопасностью и выявил дополнительные связи с государственной, социальной и технологической безопасностями. Гипотеза в части связи с технологической и энергетической безопасностями также не отвергается по результатам контент-анализа нормативных правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в этих областях. Результаты анализа будут интересны органам государственной власти для определения направлений совершенствования системы обеспечения энергетической безопасности, ее мониторинга, оценки и прогнозирования.
PLACE OF ENERGY SECURITY IN THE SECURITY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Article info
Received March 4, 2024
Accepted May 27, 2024
Type paper
Original article
Keywords
Energy security, economic security, national security, security system, energy, public regulation
E.A. Osadchenko
Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract. In the second half of the 20th century, energy supply issues became prominent, due to the realization of the limited and unequal distribution of energy resources, and the need for a fundamentally new approach in this area. The energy security system is complex, and understanding its place and relationship with other aspects can help improve the efficiency of individual elements and the overall system. This study aimed to determine the role of energy security within the security system of the Russian Federation. A hypothesis was proposed regarding its relationship with national, economic, environmental, and technological security. To test this hypothesis, content analysis was employed. The article examines the fundamental aspects of the energy security concept and summarizes various perspectives on the topic. The national security strategy of the Russian Federation was analyzed, based on which the structural elements of national security identified within the framework of strategic national priorities were highlighted. It was also determined that energy security was fixed as a component of economic security within the national security system of the Russian Federation. The content analysis of sections devoted to strategic national priorities confirmed the existence of links with economic security, as well as revealed additional links with state and social security. The hypothesis regarding the connection with technological security and energy security was not rejected based on the results of the content analysis of regulatory legal acts determining the main directions of state policy in these areas. The findings of the analysis may be of value to government authorities in terms of providing guidance for enhancing the system for securing energy supplies, monitoring, evaluating, and forecasting it.
1. Введение: постановка проблемы.
Существующая в России система безопасности начала формироваться почти 15 лет назад. С принятия системообразующего акта о безопасности в 2010 г. термин «безопасность» употреблен в заголовке более 2 000 действующих актов Президента РФ и Правительства РФ1. Промышленная, технологическая, информационная, энергетическая, продовольственная безопасности, а также безопасность детей, безопасность жилищно-коммунальной сферы, безопасность здравоохранения - и это далеко не полный перечень. Система безопасности в России охватывает различные стороны жизни общества и является сложнооргани-зованной. Это влечет трудности в управлении, мониторинге, оценке результативности и эффективности функционирования. Они характерны как для системы в целом, так и для отдельных ее элементов.
Четкая внутренняя структура, понимание взаимосвязей между элементами и места во внешней среде - залог успешного функционирования любой системы. Упорядоченность и организованность служат прочным фундаментом жизнеспособности, способствуют выработке эффективных управленческих решений и достижению целевого результата.
Упорядочивание структуры логично начинать с наиболее значимых элементов, одним из которых является энергетическая безопасность. Это обусловлено фундаментальной ролью энергии в подавляющем большинстве производственных процессов, а также жизни человека. На данный момент единое и общепринятое представление о структуре системы безопасности и месте энергетической безопасности в ней отсутствует [1]. Знание положения энергетической безопасности в системе безопасности Российской Федерации позволит комплексно подойти к ее регулированию и обеспечению, а также продвинет реализацию концепции безопасности в целом.
Цель данного исследования - определить место энергетической безопасности в системе безопасности Российской Федерации.
2. Обзор литературы. Обеспечение безопасности - одна из функций государства, которая на начальном этапе осуществлялась через удовлетворение базовых потребностей человека. В ходе эволюции она распространилась на различные сферы и стала сложноструктурированной системой, однако одно из основ-
ных условий ее реализации осталось неизменным - наличие энергии. Вопросы обеспеченности энергией и наличия ее источников вошли в мировую повестку после нефтяного кризиса 1973 г.
В 1974 г. в рамках Организации экономического сотрудничества и развития было создано Международное энергетическое агентство, миссией которого стало обеспечение энергетической безопасности и сотрудничество в сфере энергетической политики. Оно определяет энергетическую безопасность как бесперебойное наличие источников энергии по доступной цене2. Мировой энергетический совет в 1992 г. описал энергетическую безопасность как уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях [2]. Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ИСЭ СО РАН) дал следующее определение: состояние защищенности граждан, общества, региона, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергоносителях экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения [3]. Общее ядро вышеприведенных трактовок энергетической безопасности заключается в нерушимости принципа бесперебойности энергоснабжения [4; 5], однако энергетическая безопасность не должна упускать из виду процессы производства и потребления энергии [6], реализацию которых следует осуществлять с соблюдением должной осмотрительности.
Энергетическая безопасность является одной из основных исследовательских тем как в области безопасности [7], где универсальной общепринятой концепции таковой пока не сложилось [8], так и в энергетике, где была особенно популярна в 2011-2014 гг. [9]. Анализ различных определений энергетической безопасности [10] показал, что одной из самых распространенных характеристик является доступность энергии. Также отмечается расширение концепции до вопросов охраны окружающей среды, социальных эффектов, управления и энергоэффективности. Экономические и социальные детерминанты энергетической безопасности находятся в приоритете по сравнению с техническими [11].
Библиометрический анализ за 20002017 гг. [12] показал, что с 2006 г. начался стремительный рост числа исследований в области энергетической безопасности. Страны-лидеры - США, Китай, Великобритания. Поднимаемые вопросы охватывают широкий круг тем, от науки об окружающей среде до экономики, экологии и физики. Наиболее популярные: комплексная оценка, оценка принятых мер, безопасность отдельных стран.
Карта знаний по энергетической безопасности за 2002-2019 гг. [13] включает 34 концептуальные модели и 104 количественных и качественных метода. Наиболее продуктивны по числу исследований страны - потребители энергии. Стоит отметить наличие существенного пласта работ, посвященных таким ресурсам, как нефть и газ. Были выделены следующие значимые аспекты энергетической безопасности: технологии, торговля, доступность, производительность, разнообразие, справедливость, наличие, эффективность.
Таким образом, развитие в условиях неограниченных потребностей и ограниченных ресурсов показало, что вопросы обеспечения энергетической безопасности не исчерпываются достаточностью, качеством, количеством и ценой источников энергии, а являются междисциплинарными и охватывают различные стороны жизни общества.
Существуют различные взгляды на то, какое место энергетическая безопасность занимает в системе безопасности:
• энергетическая безопасность - самостоятельный элемент национальной безопасности, равноправный по положению с другими элементами, в том числе экономической безопасностью [14];
• энергетическая безопасность не выделяется в качестве независимого компонента, а складывается на пересечении экономической, экологической и общественно-политической безопасностей [15];
• в зависимости от целей экономической политики возможны три подхода к определению взаимосвязей между энергетической, экономической и национальной безопасностями: прямая вертикальная нисходящая модель (национальная - экономическая - энергетическая), обратная (энергетическая - экономическая - национальная) и модель равноправных взаимно влияющих категорий [16];
• энергетическая безопасность находится на пересечении экономической безопасности,
национальной безопасности и безопасности окружающей среды [17];
• энергетическая безопасность - «важнейшая составляющая национальной безопасности всех государств, лежащая в основе политической, социальной, экономической, оборонной и других видов безопасности» [18, с. 876];
• энергетическая безопасность занимает центральное место в системе национальной безопасности и реализуется через взаимодействие экономической, технологической и экологической безопасностей [19].
Все вышеизложенные точки зрения объединяют представления о неизолированности энергетической безопасности от других элементов системы безопасности.
3. Гипотезы и методы исследования. Гипотеза исследования состоит в том, что энергетическая безопасность находится во взаимосвязи с национальной, экономической и экологической безопасностями, что наиболее лаконично описала M.F. Popescu [17]. Также не стоит забывать о значимости технологий в функционировании топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), следовательно, есть как минимум еще один элемент системы безопасности, связанный с энергетической безопасностью.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы проведены:
1) анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400)3, которая является базовым документом и закрепляет цели, задачи и приоритеты государственной политики в области безопасности, для определения структурных элементов системы безопасности и наличия целей и задач, связанных с энергетической безопасностью в рамках обозначенных приоритетов;
2) контент-анализ разделов Стратегии национальной безопасности, посвященных национальным приоритетам, на предмет использования терминов, прямо или косвенно относящихся к энергетической безопасности;
3) контент-анализ нормативных правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в областях технологической и экологической безопасности, а именно:
- Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 28 февраля 2014 г. № 145);
- Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176);
- Климатической доктрины Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 26 октября 2023 г. № 812);
- Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2021 г. № 3052-р),
- для проверки выдвинутой гипотезы, а также актов, связанных с реализацией национальных приоритетов, если на предыдущем шаге будут выявлены неохваченные ранее приоритеты.
Для контент-анализа были выбраны термины, прямо или косвенно относящиеся к энергетической безопасности: «энергия»; «энергетика»; «энергетическая безопасность»; «топливно-энергетическая отрасль / ТЭК»; «энергетическая инфраструктура»; «энергетические технологии / энергоэффективные технологии / энергетическая эффективность / энергоэффективность».
4. Результаты исследования. В России нормативно-правовое регулирование безопас-
В документе указано, что один из векторов достижения экономической безопасности предполагает технологическое совершенствование такого базового сектора экономики, как энергетика, а также обеспечение энергетической безопасности, повышение энергетиче-
ности осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В Федеральном законе «О безопасности» не дается определение термина «безопасность», но раскрываются основные принципы и содержание деятельности по ее обеспечению. Также указывается эквивалентность термину «национальная безопасность», который закреплен в Стратегии национальной безопасности. Из этого можно сделать вывод, что термин «национальная безопасность» охватывает всю систему безопасности, существующую в Российской Федерации.
В Стратегии национальной безопасности перечислены основные стратегические национальные приоритеты, описывающие важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. Из этого можно заключить, что национальная безопасность складывается из нескольких компонентов. В табл. 1 выделены структурные элементы национальной безопасности исходя из анализа целей и задач каждого приоритета.
ской эффективности экономики и эффективности государственного управления в сфере ТЭК, развитие технологий получения электроэнергии из возобновляемых и альтернативных источников энергии, низкоуглеродной энергетики и энергетической инфраструктуры.
Таблица 1. Структура национальной безопасности Table 1. National security structure
Стратегические национальные приоритеты Элементы национальной безопасности
Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала Социальная безопасность
Оборона страны Военная безопасность
Государственная и общественная безопасность Государственная безопасность
Информационная безопасность Информационная безопасность
Экономическая безопасность Экономическая безопасность
Научно-технологическое развитие Технологическая безопасность
Экологическая безопасность и рациональное природопользование Экологическая безопасность
Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти Культурная безопасность
Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество Геостратегическая безопасность
* Включает вопросы изменения климата.
Доктрина энергетической безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216) - это логичное развитие вышестоящих документов, углубляющее предметную область со стороны энергетики и обеспечения ее безопасности. Энергетическая безопасность трактуется как «состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации».
Таким образом, в системе государственного регулирования энергетическая безопасность рассматривается как структурный элемент экономической безопасности, которая является частью национальной безопасности Российской Федерации.
Однако жесткая фиксация энергетической безопасности в системе безопасности противоречит тому факту, что энергетика, с одной стороны, служит фундаментом развития других сфер жизни общества, с другой стороны, испытывает их влияние, например в виде наличия нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны или технических характеристик используемого оборудования.
Контент-анализ разделов Стратегии национальной безопасности, посвященных национальным приоритетам - элементам национальной безопасности, показал, что все счетные единицы, за исключением «энергия», присутствуют в экономической безопасности. Следующие термины единожды употребляются в одном приоритете: «топливно-энергетическая отрасль / ТЭК» - «государственная и общественная безопасность»; «энергетическая инфраструктура» - «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала»; «энергетические технологии» - «научно-технологическое развитие». Следовательно, в социальной, государственной, технологической и экономической безопасностях упоминается энергетика. Если соотношение национальной, экономической и энергетической безопасностей охарактеризовано выше, то на остальных элементах национальной безопасности следует остановиться отдельно.
Развитие энергетической инфраструктуры является одной из задач социальной безо-
пасности. В целом создание комфортной и безопасной для проживания среды предполагает, что у каждого человека дома тепло и горит свет.
Государственная безопасность предполагает антитеррористическую защищенность ТЭК страны, которая способствует стабильному функционированию и развитию как самого комплекса в настоящем и будущем, так и общества. Энергия обеспечивает жизнедеятельность человека во многих аспектах.
В направлениях развития технологической безопасности отмечается необходимость развития перспективных высоких технологий в сфере энергетики. К тому же данная отрасль является достаточно технологически емкой, и уровень развития современных технологий в стране оказывает на нее непосредственное влияние, что служит подтверждением гипотезы о связи энергетической и технологической безопасностей.
Единый документ, отражающий существенные стороны государственной безопасности в Российской Федерации, отсутствует, аналогичная ситуация с социальной безопасностью. Следовательно, они не могут быть учтены в контент-анализе, что является ограничением данного исследования.
Контент-анализ нормативных правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в областях технологической и экологической безопасностей (табл. 2), еще раз подкрепил идею о связи энергетической и технологической безопасностей, а также подтвердил связь и с экологической безопасностью. Что касается экологической безопасности, энергетический комплекс занимается производством энергии из различных видов ресурсов, что сопровождается различными негативными для окружающей среды эффектами. Политика использования ресурсов и сырья, технологические особенности производства и уровень его экологичности формируют крепкую связку между энергетической и экологической безопасностями. В Стратегии экологической безопасности энергетика отмечается как один из субъектов негативного влияния на экологию. В качестве решения предлагается внедрение технологий, направленных на снижение объемов выбросов загрязняющих веществ, и новых «чистых» технологий, а также формирование систем технического регулирования.
Таблица 2. Результаты контент-анализа нормативных документов Table 2. Results of content analysis of regulatory documents
Термин
Число случаев использования термина
© §
о н
ч уча
н
о
§
с е
а у ри
о ол
S
е
ия е
U
« §
с ^ в a ^
о
! m
с о н с а п о з
е
а vo
U
©
а н
и р
!
о
-"О
яа «
с е ч и
© яи
ли § $
а ор u о
à ~
го 50
р
а п
«О
о
SJ
о
а р
с!!
Энергия
10
33
Энергетика
20
Энергетическая безопасность
Энергетическая инфраструктура
Топливно-энергетическая отрасль / ТЭК
Энергетические технологии / энергоэффективные технологии / энергетическая эффективность / энергоэффективность
29
Учет шел независимо от источника ресурса.
2
0
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
7
Вышеизложенное свидетельствует о том, что аспекты, связанные с энергетической безопасностью, гораздо шире экономической безопасности и присутствуют в других структурных элементах национальной безопасности. Ученые из ИСЭ СО РАН [20] также пришли к выводу, что хоть энергетическая безопасность и входит в экономическую безопасность, наблюдается ее широкое влияние на другие элементы национальной безопасности. Для обозначения этого вводится категория «энергетические аспекты национальной безопасности». Ее сущность заключается в следующем: совокупность факторов, определяющих влияние качества и эффективности развития и функционирования энергетики, роста (снижения) масштабов энергетического хозяйства на уровень национальной безопасности и отдельных ее составляющих (видов безопасности). Такая категория целиком включает энергетическую безопасность, и в этом она связана с экономической безопасностью, с остальными элементами национальной безопасности имеются лишь нечеткие области пересечения.
5. Заключение. Энергетическая безопасность - это структурный компонент экономи-
ческой безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации. Несмотря на жесткое указание положения элемента, нельзя сказать, что энергетическая безопасность не имеет связей с другими элементами национальной безопасности, что подтверждено результатами вышеизложенного анализа. Прослеживаются явные взаимосвязи между энергетической безопасностью и социальной, государственной, технологической, экологической (см. рис.).
Очевидно, что существуют и латентные связи с другими элементами национальной безопасности. На данном этапе они описаны категорией «энергетические аспекты национальной безопасности», раскрытие и уточнение которой может служить направлением исследования в будущем. Также дальнейшего развития требуют связки с государственной и социальной безопасностями. Здесь можно провести параллель с биосистемой, где отсутствуют абсолютно изолированные элементы. Изоляция одного ставит под угрозу существование и стабильность другого, так и с безопасностью.
Система национальной безопасности: 1 - национальная безопасность; 2 - экономическая безопасность; 3 - государственная безопасность; 4 - социальная безопасность; 5 - технологическая безопасность; 6 - экологическая безопасность; 7 - энергетическая безопасность; 8 - энергетические аспекты национальной безопасности
National security system: 1 - national security; 2 - economic security; 3 - state security; 4 - social security; 5 - technological security; 6 - environmental security; 7 - energy security; 8 - energy aspects of national security
Результативность любой системы основывается на адаптивности, эффективности и упорядоченности. Структурированность, как знание всех элементов системы и понимание взаимосвязей между ними, способствует выработке рационального механизма функционирования и принятию адекватных управленческих решений. Полученное новое знание о месте энергетической безопасности в системе национальной безопасности и ее взаимосвязях с государственной, социальной, технологической и экологической безопасностями будет полезно органам государственной власти для совершенствования ее регулирования и обес-
печения, а также повысит качество мониторинга, оценки и прогнозирования.
Примечания
1 Количество действующих нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, принятых после 28 декабря 2010 г. и содержащих в заголовке понятие «безопасность», рассчитано по данным СПС «Гарант», см.: URL: http://ivo.garant.ru/ #/doclist/3486:2 (дата обращения: 01.12.2023).
2 Energy security. International Energy Agency. URL: https://www.iea.org/about/energy-security (дата обращения: 05.12.2023).
3 Здесь и далее нормативные правовые акты приводятся по СПС «КонсультантПлюс».
Литература
1. Рукинов М. В. Теоретико-методологические подходы к моделированию структуры национальной безопасности // Экономический вектор. - 2020. - № 1 (20). - С. 17-27. - DOI: 10.36807/2411-7269-2020-1-20-17-27.
2. Energy Dictionary / World Energy Council. - Paris : Jouve Sl, 1992. - 635 p.
3. Энергетическая безопасность. Термины и определения / отв. ред. чл.-кор. РАН Н. И. Во-ропай. - М. : Энергия, 2005. - 60 с.
4. Сендеров С. М., Рабчук В. И. Энергетическая безопасность сегодня и основные методики ее обеспечения // Энергетическая политика. - 2022. - № 11 (177). - С. 56-69. - DOI: 10.46920/2409-5516_2022_11177_56.
5. Мастепанов А. М. Энергетическая безопасность по-европейски // Энергетическая политика. - 2023. - № 1 (179). - С. 4-23. - DOI: 10.46920/2409-5516_2023_1179_4.
6. Миэринь Л. А. Энергетическая компонента национальной силы государства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - № 1-1 (103). -С.88-99.
7. Gou X., Liu H., Qiang Y., Langa Z., Wang H., Yea D., Wang Z., Wang H. In-depth analysis on safety and security research based on system dynamics: A bibliometric mapping approach-based study // Safety Science. - 2022. - Vol. 147. - Art. 105617. - DOI: 10.1016/j.ssci.2021.105617.
8. Mara D., Nate S., Stavytskyy A., Kharlamova G. The Place of Energy Security in the National Security Framework: An Assessment Approach // Energies. - 2022. - Vol. 15, Iss. 2. - Art. 658. - DOI: 10.3390/en15020658.
9. Liu L. Exploring the emerging trends of energy discourse: A Bibliometric Analysis // Energy Strategy Reviews. - 2024. - Vol. 52. - Art. 101338. - DOI: 10.1016/j.esr.2024.101338.
10. Ang B. W., Choong W. L., Ng T. S. Energy security: Definitions, dimensions and indexes // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2015. - Vol. 42. - P. 1077-1093. - DOI: 10.1016/j.rser.2014.10.064.
11. Gitelman L., Magaril E., Kozhevnikov M. Energy Security: New Threats and Solutions // Energies. - 2023. - Vol. 16, Iss. 6. - Art. 2869. - DOI: 10.3390/en16062869.
12. Zhou W., Kou A., Chen J., Ding B. A retrospective analysis with bibliometric of energy security in 2000-2017 // Energy Reports. - 2018. - Vol. 4. - P. 724-732. - DOI: 10.1016/j.egyr.2018.10.012.
13. Esfahani A. N., Moghaddam N. B., Maleki A., Nazemi A. The knowledge map of energy security // Energy Reports. - 2021. - Vol. 7. - P. 3570-3589. - DOI: 10.1016/j.egyr.2021.06.001.
14. Осавелюк Е. А. Определение места энергетической безопасности в системе национальной безопасности РФ // Вестник экономической безопасности. - 2021. - № 5. - С. 201-204. - DOI: 10.24412/2414-3995-2021-5-201-204.
15. Прокип А. В. Теоретический анализ соотношения энергетической и национальной безопасности страны // Национальная безопасность / nota bene. - 2016. - № 3 (44). - С. 319-331. - DOI: 10.7256/2073-8560.2016.3.16547.
16. Карпов В. В., Симанчев Р. Ю. Определение и угрозы энергетической безопасности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2016. - № 4. - С. 30-38.
17. Popescu M.-F. The Economics and Finance of Energy Security // Procedia Economics and Finance. - 2015. - Vol. 27. - P. 467-473. - DOI: 10.1016/S2212-5671(15)01022-9.
18. Кашулин Д. А. Энергетическая безопасность как исследовательская задача политической науки // Национальная безопасность / nota bene. - 2015. - № 6 (41). - С. 875-885. - DOI: 10.7256/2073-8560.2015.6.12958.
19. Кудряшова М. С. Энергетическая безопасность региона в системе экономической и национальной безопасности // Теоретико-методологические и практические проблемы инновационных способов повышения энергоэффективности региональных промышленных комплексов : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Самара : Изд-во СНЦ, 2018. - C. 166-170.
20. Воропай Н. И., Сендеров С. М. Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований. - М., 2011. - 90 с. - (Открытый семинар «Экономические проблемы энергетического комплекса»; 119-е заседание от 29 марта 2011 г.).
References
1. Rukinov M.V. Theoretical and methodological approaches towards modeling of the structure of national security. Economic Vector, 2020, no. 1 (20), pp. 17-27. DOI: 10.36807/2411-7269-2020-1-2017-27. (in Russian).
2. World Energy Council. Energy Dictionary. Paris, Jouve Sl publ., 1992. 635 p.
3. Voropai N.I. (ed.). Energeticheskaya bezopasnost'. Terminy i opredeleniya [Energy security. Terms and definitions]. Moscow, Energiya publ., 2005. 60 p. (in Russian).
4. Senderov S.M., Rabchuk V.I. Energy security today and the main methodological aspects of its provision. Energy policy, 2022, no. 11 (177), pp. 56-69. DOI: 10.46920/2409-5516_2022_11177_56. (in Russian).
5. Mastepanov A.M. Energy security European way. Energy policy, 2023, no. 1 (179), pp. 4-23. DOI: 10.46920/2409-5516_2023_1179_4. (in Russian).
6. Mierin L.A. Energy component of the national power state. Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo ekonomiceskogo universiteta, 2017, no. 1-1 (103), pp. 88-99. (in Russian).
7. Gou X., Liu H., Qiang Y., Langa Z., Wang H., Yea D., Wang Z., Wang H. In-depth analysis on safety and security research based on system dynamics: A bibliometric mapping approach-based study. Safety Science, 2022, Vol. 147, art. 105617. DOI: 10.1016/j.ssci.2021.105617.
8. Mara D., Nate S., Stavytskyy A., Kharlamova G. The Place of Energy Security in the National Security Framework: An Assessment Approach. Energies, 2022, Vol. 15, iss. 2, art. 658. DOI: 10.3390/en15020658.
9. Liu L. Exploring the emerging trends of energy discourse: A Bibliometric Analysis. Energy Strategy Reviews, 2024, Vol. 52, art. 101338. DOI: 10.1016/j.esr.2024.101338.
10. Ang B.W., Choong W.L., Ng T.S. Energy security: Definitions, dimensions and indexes. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2015, Vol. 42, pp. 1077-1093. DOI: 10.1016/j.rser.2014.10.064.
11. Gitelman L., Magaril E., Kozhevnikov M. Energy Security: New Threats and Solutions. Energies, 2023, Vol. 16, iss. 6, art. 2869. DOI: 10.3390/en16062869.
12. Zhou W., Kou A., Chen J., Ding B. A retrospective analysis with bibliometric of energy security in 2000-2017. Energy Reports, 2018, Vol. 4, pp. 724-732. DOI: 10.1016/j.egyr.2018.10.012.
13. Esfahani A.N., Moghaddam N.B., Maleki A., Nazemi A. The knowledge map of energy security. Energy Reports, 2021, Vol. 7, pp. 3570-3589. DOI: 10.1016/j.egyr.2021.06.001.
14. Osavelyuk E.A. Determining the place of energy security in the national security system of the Russian Federation. Vestnik of economic security, 2021, no. 5, pp. 201-204. DOI: 10.24412/2414-39952021-5-201-204. (in Russian).
15. Prokip A.V. Teoreticheskii analiz sootnosheniya energeticheskoi i natsional'noi bezopasnosti strany [Theoretical analysis of the correlation between energy and national security of the country]. National Security, 2016, no. 3 (44), pp. 319-331. DOI: 10.7256/2073-8560.2016.3.16547. (in Russian).
16. Karpov V.V., Simanchev R.Yu. Definition and threats of energy security. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 30-38. (in Russian).
17. Popescu M.-F. The Economics and Finance of Energy Security. Procedia Economics and Finance, 2015, Vol. 27, pp. 467-473. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)01022-9.
18. Kashulin D.A. Energeticheskaya bezopasnost' kak issledovatel'skaya zadacha politicheskoi nauki [Energy security as a research task of political science]. National Security, 2015, no. 6 (41), pp. 875-885. DOI: 10.7256/2073-8560.2015.6.12958. (in Russian).
19. Kudryashova M.S. Energeticheskaya bezopasnost' regiona v sisteme ekonomicheskoi i natsion-al'noi bezopasnosti [Energy security of the region in the system of economic and national security], in: Teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie problemy innovatsionnykh sposobov povysheniya energoef-fektivnosti regional'nykh promyshlennykh kompleksov [Theoretical, methodological and practical problems of innovative ways to improve the energy efficiency of regional industrial complexes], Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Samara, Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences publ., 2018, pp. 166-170. (in Russian).
20. Voropai N.I., Senderov S.M. Energeticheskaya bezopasnost': sushchnost', osnovnye problemy, metody i rezul'taty issledovanii [Energy security: essence, main problems, methods and results of research], Open seminar "Economic problems of the energy complex", 119th meeting, March 29, 2011. Moscow, 2011. 90 p. (in Russian).
Сведения об авторе
Осадченко Елена Алексеевна - аспирант, ассистент кафедры финансов и управления рисками Адрес для корреспонденции: 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79/3 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-2792-4652 Web of Science ResearcherID: ABD-1175-2021 РИНЦ AuthorID: 1135544
Для цитирования
Осадченко Е. А. Место энергетической безопасности в системе безопасности Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2024. - Т. 22, № 3. - С. 83-91. - DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(3).83-91.
About the author
Elena A. Osadchenko - postgraduate student, assistant
at the Department of Finance and Risk Management
Postal address: 79/3, Svobodnyi pr., Krasnoyarsk,
660041, Russia
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-2792-4652
Web of Science ResearcherID: ABD-1175-2021
RSCI AuthorID: 1135544
For citations
Osadchenko E.A. Place of energy security in the security system of the Russian Federation. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2024, Vol. 22, no. 3, pp. 8391. DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(3).83-91. (in Russian).