Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ СРЕДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ'

ПРАВОВАЯ СРЕДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВАЯ СРЕДА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ENERGY SECURITY / ENERGY STRATEGY / NATIONAL SECURITY / LEGAL ENVIRONMENT / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Татьяна Евгеньевна, Гаврилова Мария Александровна, Скоморощенко Кристина Витальевна

В статье освещены вопросы, связанные с определением энергетической безопасности РФ как элемента системы национальной безопасности. Рассмотрены ключевые элементы современной правовой среды, влияющей на усиление энергетической безопасности России. Приведены результаты контент-анализа энергетической стратегии России, подтверждающие высокую значимость мер по реализации принципов энергобезопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Татьяна Евгеньевна, Гаврилова Мария Александровна, Скоморощенко Кристина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal environment to ensure energy security: the experience of content analysis of the energy strategy of Russia

The article highlighted issues related to the energy security of Russia as a national security system. Explore key elements of modern legal Wednesday, affecting enhancing energy security in Russia. Are the results of the content analysis of the energy strategy of Russia, confirming the high significance of the measures taken to implement the principles of energy security.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ СРЕДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 8 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2222-534Х

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Правовая среда обеспечения энергетической безопасности:опыт контент-анализа энергетической стратегии России

Иванова Т.Е. 1, Гаврилова М.А. 1, Скоморощенко К.В. 1

1Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье освещены вопросы, связанные с определением энергетической безопасности РФ как элемента системы национальной безопасности. Рассмотрены ключевые элементы современной правовой среды, влияющей на усиление энергетической безопасности России. Приведены результаты контент-анализа энергетической стратегии России, подтверждающие высокую значимость мер по реализации принципов энергобезопасности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: энергетическая безопасность, энергетическая стратегия, национальная безопасность, правовая среда, контент-анализ

The legal environment to ensure energy security: the experience of content analysis of the energy strategy of Russia

Ivanova T.E. 1, Gavrilova M.A. 1, Skomoroschenko K.V. 1

1Kuban State University, Russia

Введение

Энергетическая безопасность является одним из основных элементов национальной безопасности, поскольку энергетика принизывает все сферы жизнедеятельности общества и обеспечивает их стабильное развитие. Достижение и поддержание современного уровня энергообеспечения населения и экономики страны рассматривается в числе приоритетных задач, решение которых предопределяет не только возможности повышения качества жизни, но и международный статус государства. Не случайно вводимые западными странами секторальные санкции во многом затрагивают именно топливно-энергетический комплекс, добычу, переработку и транспортировку энергоресурсов.

Как правило, под энергетической безопасностью понимают состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от

угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения [1]. Не вызывает сомнений утверждение о том, что именно интересы, угрозы и защищенность выступают базовыми элементами безопасности. Причем ее первооснову составляют интересы личности, из которых вытекают интересы общества и государства как инструмента, обеспечивающего наилучшие условия для развития личности и общества.

Но в современном социуме само понятие «энергетическая безопасность» подвергается переосмыслению, обретает новый смысл, расширяется за счет таких составляющих, как экологическая и техногенная безопасность, охватывает аспекты безопасности в политическом, природоохранном и инфраструктурном аспектах и даже с точки зрения угрозы терроризма с учетом вновь поставленной задачи устойчивого развития и проблемы климатических изменений. Появляются новые акценты в основных составляющих ключевой дефиниции. С целью выявления их значимости и употребимости в правовой среде, регулирующей функционирование и развитие энергетического комплекса страны, был использован инструментарий контент-анализа, результаты которого применительно к «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» отражены в статье.

Правовая среда обеспечения энергетической безопасности РФ

Используемое авторами понятие «правовая среда энергетической безопасности (ЭБ)» включает пространство нормативных правовых актов федерального

ABSTRACT:_

The article highlighted issues related to the energy security of Russia as a national security system. Explore key elements of modern legal Wednesday affecting enhancing energy security in Russia. Are the results of the content analysis of the energy strategy of Russia, confirming the high significance of the measures taken to implement the principles of energy security.

KEYWORDS: energy security energy strategy national security legal environment, content analysis JEL Classification: Received: 19.05.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ivanova T.E. (ite150mail.ru)

CITATION:_

Ivanova T.E., Gavrilova M.A., Skomoroschenko K.V. (2018) Pravovaya sreda obespecheniya energeticheskoy bezopasnosti: opyt kontent-analiza energeticheskoy strategii rossii [The legal environment to ensure energy security - the experience of content analysis of the energy strategy of Russia]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 8. (3). - 153-162. doi: 10.18334/epp.8.3.39398

и регионального уровня в сфере отечественной энергетики, которые в сочетании с действующими и вновь создаваемыми правовыми институтами способствуют ее развитию с использованием механизмов государственного регулирования и рыночных отношений. Создание современного нормативно-правового обеспечения ЭБ связано с формированием статуса правового государства, что подразумевает установление определенных целей энергетической политики, разработку стратегии совершенствования энергетической отрасли, определение направлений минимизации угроз, которые могут нанести ущерб рассматриваемой отрасли [2] (ВегтыЫкк, 2016).

Главные факторы ЭБ определены в тексте Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где подчеркнуто, что «одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, включающее в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения» [3].

Таким образом основу ЭБ составляют:

- способность ТЭК обеспечивать достаточное предложение экономически доступных и качественных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

- способность экономики (как системы потребителей ТЭР) рационально расходовать энергоресурсы и, соответственно, ограничивать свой спрос;

- достаточно высокий уровень устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз ЭБ (экономических, социально-политических, техногенных, природных, управленческо-правовых), а также устойчивости сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениям энергоснабжения, вызванным этими угрозами [4] (Voтopay, Sendeтov, 2011).

Как отмечено выше, правовая среда ЭБ базируется на актах гражданского права РФ: Конституции РФ, федеральных законах, указах президента, постановлениях правительства, актах министерств и ведомств и субъектов РФ.

ОБ АВТОРАХ:_

Иванова Татьяна Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента (ite150mai1.ru)

Гаврилова Мария Александровна, студентка (gavri1ovaMariaa0yandex.ru) Скоморощенко Кристина Витальевна, студентка (kristinasOO7890gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Иванова Т.Е., Гаврилова М.А., Скоморощенко К.В. Правовая среда обеспечения энергетической безопасности - опыт контент-анализа энергетической стратегии россии // Экономика, предпринимательство и право. - 2018. - Том 8. - № 3. - С. 153-162. doi: 10.18334/ерр.8.3.39398

Базисные основы законодательства об электроэнергетике заложены в Конституции страны: в пункте И ст. 71 Конституции РФ указано, что федеральные энергетические системы относятся к ведению Российской Федерации. В соответствии с Конституцией органами законодательной власти, правительством был разработан и принят целый пакет законов и подзаконных актов, регулирующих отношения в данной сфере, важнейшие из которых включены в таблицу 1.

Таблица 1

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность топливно-энергетического комплекса

Название Содержание

Гражданский кодекс Российской Федерации (II часть) Регулирует отношения субъектов прав части договоров энергоснабжения (параграф 6 главы 30)

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 29.12.2017)»Об электроэнергетике» Определяет правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики. разграничивает полномочия органов государственной власти на регулирование этих взаимоотношений

Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 6.07.2016) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере

Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (ред. от 31.03.2018) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» Устанавливаются правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, включая регулирование отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке

Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 17.02.2018) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Устанавливает основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике

Источник: составлено на основе [5] (Komarova, 2015)

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются основным, но не исчерпывающим перечнем федерального уровня. На сегодняшний день в Российской Федерации действует около 100 нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ТЭК.

Кроме правовых актов регулирующую роль в пространстве правовой среды играют и разного уровня мероприятия, на площадках которых обсуждаются принципиальные проблемы ЭБ. Значимым событием в этом ряду является проведение в Москве марте 2018 года Российского энергетического саммита «Энергоснабжение и энергоэффективность», который открылся Конгрессом «Тенденции энергоснабжения и энергоэффективности в РФ». На нем обсуждались основные проблемы технологического перевооружения отрасли; барьеры, препятствующие внедрению инноваций, развитию механизмов энергосбережения и повышения энергетической эффективности; вопросы технического и нормативного регулирования.

В октябре 2018 года при поддержке Минэнерго России и Правительства Москвы будет проходить вторая Российская энергетическая неделя — крупнейшее в России ежегодное отраслевое событие, посвященное анализу тенденций мирового топливно-энергетического комплекса. В Форуме такого уровня принимают участие главы государств и правительств, лидеры крупнейших международных энергетических компаний, ведущие мировые эксперты, руководители субъектов РФ и представители СМИ. Как подчеркнул Министр энергетики РФ Александр Новак: «Впервые в России появилась столь масштабная международная площадка, как Российская энергетическая неделя, под эгидой которой проходят все наиболее значимые отраслевые мероприятия. Убежден, что РЭН позволит нам не только определить пути дальнейшего развития энергетики в целом, но и продемонстрировать наши достижения» [6].

Важно подчеркнуть, что правовая среда ЭБ обогатилась проектом новой «Энергетической стратегии России на период до 2035 года», в которой центральной идеей является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. По сравнению с действующей стратегией на период до 2030 года в структуре «ЭС-2035» имеется ряд новых положений:

- в разделе «Перспективы спроса на российские энергоресурсы» добавлен новый подраздел «Вызовы для российской энергетики»;

- выделен как самостоятельный новый «Раздел 4. Целевое видение энергетики России до 2035 г.», включающий подразделы: «Цели и задачи ЭС-2035», «Главные стратегические ориентиры», «Принципы, механизмы и этапы реализации Энергостратегии»;

- в разделе «Государственная энергетическая политика» добавлены подразделы: «Налоговая и таможенно-тарифная политика в энергетике», «Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», «Экологическая политика в энергетике» и «Социальная политика и развитие человеческого капитала в энергетике»;

- в разделе «Перспективы развития отраслей топливно-энергетического комплекса» добавлен подраздел «Глубокая переработка углеводородного сырья (нефте-газохимия)»;

- в разделе «Ожидаемые результаты и система реализации настоящей Стратегии» добавлен подраздел «Основные риски реализации Стратегии».

Для достижения целей, поставленных проектом Энергетической стратегии-2035, очевидна необходимость совершенствования инструментов государственной поддержки инновационной деятельности. Особое внимание должно быть уделено позитивным изменениям в кредитных программах с государственной поддержкой, а также необходимости синхронизации и консолидации нормативной базы в области инновационной деятельности [7]. При этом государственная поддержка не означает и не ограничивается только финансированием - она должна выражаться и в изменении подходов и упрощении перехода к применению в производстве инновационных продуктов, а также снятии ограничений развития энергетической отрасли, которые стали неактуальны в текущей модели рынка. В качестве примера таких ограничений можно привести действующий запрет на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности (генерация и сети) и др. В рыночных условиях постоянно повышается влияние предпринимательских структур как на уровень экономической безопасности в целом, так и на качество энергообеспечения и уровень энергоэффективности [8] (Zaretskiy, Ivanova, 2015).

Контент-анализ энергетической стратегии России на период до 2030 года

Несомненно, действующая «Энергетическая стратегия-2030» является наиболее емким документом, определяющим государственную политику в современной энергетической сфере [9]. В аналитических целях, позволяющих углубить видение поднятых проблем, был проведен контент-анализ, задачей которого ставилось выявление аспектов, которые получили наиболее подробное рассмотрение в тексте стратегии и, соответственно, свидетельствуют о первостепенном внимании к ним со стороны власти. Для этого был использован простейший тип контент-анализа, основанный на подсчете символов (ключевых слов), содержащихся в стратегии.

Единицей контент-анализа, то есть некоторой его смысловой частью, отражающей предварительно обозначенные, интересующие исследователя, элементы содержания, позволяющие оценить заложенные в документе подходы и приоритеты, были выбраны понятия, которые отражают толкование концепта «энергетическая безопасность» в стратегии развития отрасли. Это, во-первых, сама дефиниция «Энергетическая безопасность», затем «Безопасность объектов электроэнергетики и энергоснабжения», «Национальная безопасность», «Экологическая безопасность», «Тепло- и энергоснабжение», «Спрос на энергоресурсы», «Энергодефицит» - всего 6 понятий.

Статистический анализ текста «Энергетической стратегии» показал следующее: при

общем количестве слов в данном нормативно-правовом акте (40496) словосочетание «энергетическая безопасность» в различных вариациях упоминается 53 раза (0,13 % от общей совокупности). В таблице 2 представлены результаты статистического анализа количества употреблений ключевых слов, связанных с концептом «безопасность» в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

Таблица 2

Контент-анализ Энергетической стратегии России на период до 2030 года

Слова, окружающие концепт «безопасность», и его производные с количеством употреблений более одного раза Количество употреблений

Энергетическая безопасность 53

Безопасность объектов электроэнергетики и энергоснабжения 30

Национальная безопасность 24

Экологическая безопасность 40

Тепло- и энергоснабжение 16

Спрос на энергоресурсы 51

Энергодефицит 23

Всего употреблений 237

Источник: составлено авторами на основе [9]

Из результатов проведенного контент-анализа, который является инструментом качественно-количественного анализа содержания исследуемого текста, следует, что в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» более 200 раз (без учета производных, прилагательных и др.) использованы термины, характеризующие различные аспекты ключевой исследуемой дефиниции - «энергетическая безопасность», что по экспертным оценкам является достаточно высоким показателем, свидетельствующим о системообразующей роли факторов ЭБ в стратегическом видении перспектив и приоритетов развития отечественной энергетики.

Наибольшее количество упоминаний имеет термин «энергетическая безопасность» (53); это говорит о том, что разработчики стратегии придали особую значимость энергетической безопасности как элементу национальной безопасности. Практически равноценное значение придано категории «спрос на энергоресурсы» (51 упоминание); 40 раз употребляется термин «экологическая безопасность», что свидетельствует о тесной взаимосвязи экологии и энергобезопасности.

Проведенный контент-анализ подтвердил не только важность изначально назван-

ных факторов ЭБ, но и их учет в стратегии развития энергетики. В параллельно проанализированных других нормативных правовых актах, включенных в таблицу 1, доля употреблений слов, окружающих концепт «безопасность» значительно ниже. Основываясь на данных анализа, можно сделать вывод о том, что именно «Энергетическая стратегия России до 2030 года» в максимальной степени раскрывает направления развития энергетического сектора страны, определяет пути наиболее эффективного использования объектов электроэнергетики и энергоснабжения, а также перспективу спроса на российские энергоресурсы. Особое значение в данном документе придается обеспечению энергетической безопасности страны [10].

Выводы

Исследуя правовую среду обеспечения энергетической безопасности России, опираясь на результаты проведенного контент-анализа можно заключить, что в настоящее время проблема обеспеченности энергетическими ресурсами рассматривается как одна из ключевых стратегических задач Российской Федерации. Правительством страны разработана и реализуется энергетическая стратегия, в которой, по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими процессы в данной отрасли, наиболее полно отражается сущность энергетической безопасности как элемента национальной безопасности. Это связано с тем, что функционирование социальных инфраструктур и государства в значительной степени зависит от достаточности энергетических ресурсов и их эффективного использования, а значит, рациональная и продуманная энергетическая правовая политика выступает гарантией стабильного общественного и экономического развития, надежного политического суверенитета страны. Представленный на обсуждение общественности проект «Энергетической стратегии-2035», содержащий существенное обновление по сравнению с действующей стратегией, еще в большей степени ориентирован на укрепление энергетической безопасности России, нейтрализацию угроз энергетическому сектору, развитие правовой среды, усиливаемой мерами по совершенствованию инвестиционного климата.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гафуров А.Р. Сущность категории «энергетическая безопасность» и ее место в общей

структуре безопасности. Vestnik.mstu.edu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// vestnik.mstu.edu.ru/v13_1_n38/ articles/31_gafur.pdf.

2. Безруких П.П. О состоянии и перспективах развития возобновляемой энергетики

мира и России // Энергетическое право, 2016. - № 1.

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности

Российской Федерации». Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 25.04.2018).

4. Воропай Н.И., Сендеров С.М. Энергетическая безопасность: сущность, основные

проблемы, методы и результаты исследований. - М.: ИНП РАН, 2011.

5. Комарова В.В. Энергетическая сфера в Конституции РФ // Успехи современного

естествознания, 2015. - № 1-6.

6. Министерство энергетики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://minenergo.gov.

ru (дата обращения: 17.04.2018).

7. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года утвержде-

на распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Energystrategy. ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energystrategy.ru/Docs/ES-2035.pdf (дата обращения: 25.04.2018).

8. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Влияние предпринимательства на уровень экономиче-

ской безопасности в современной России // Фундаментальные исследования, 2015. - № 2-3.

9. Лузан В.С. Контент-анализ основных нормативных правовых документов, обес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

печивающих реализацию государственной культурной политики (федеральный и региональный аспекты). Elib.sfu-kras.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://elib. sfu-kras.ru/handle/2311/2264 (дата обращения: 17.04.2018).

10. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Energoeducation.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://energoeducation.ru/wp-content/uploads/2015/11/LAW94054_0_20151002_142857_54007.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

REFERENCES:

Bezrukikh P.P. (2016). O sostoyanii i perspektivakh razvitiya vozobnovlyaemoy energetiki mira i Rossii [On the state and prospects of development of renewable energy in the world and Russia]. Energeticheskoe pravo. (1). (in Russian).

Komarova V.V. (2015). Energeticheskaya sfera v Konstitutsii RF [The energy sector in the Constitution of Russian Federation]. Advances in current natural sciences. (1-6). (in Russian).

Voropay N.I., Senderov S.M. (2011). Energeticheskaya bezopasnost: suschnost, osnovnye problemy, metody i rezultaty issledovaniy [Energy security: essence, main problems, methods and research results] M.: INP RAN. (in Russian).

Zaretskiy A.D., Ivanova T.E. (2015). Vliyanie predprinimatelstva na uroven ekonomicheskoy bezopasnosti v sovremennoy Rossii [The impact of entrepreneurship on the level of economic security in modern russia]. Fundamental research. (2-3). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.