просто несостоятельны, так как сравнение абсолютных цифр просто некорректно, ибо не учитывает уровень доходов населения сравниваемых стран и долю в них платежей за электроэнергию.
Таким образом, глубинные причины анализируемого феномена совокупности дефектов электроэнергетической отрасли заключаются в произошедшей за последние годы значительной структурной трансформации экономики, которой не соответствует устаревшая, как технологически, так и организационно-экономически, структура существующих мощностей и сетей электроэнергетики. Электростанции, расположенные в прежних центрах промышленной нагрузки, из эксплуатации не выводились и не демонтировались, а вновь создаваемые зоны промышленного роста обеспечивались вновь строящейся генерирующей и сетевой инфраструктурой, что закономерно вело к увеличению тарифной нагрузки на конечного потребителя, снижению загрузки генерирующих станций и падению коэффициента использования установленной мощности. В результате чего сформировался крайне неравномерно распределенный избыточный объем мощностей, ведущий к снижению эффективности функционирования всего электроэнергетического комплекса.
Литература и источники
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. - 2015. - 31 декабря.
2. Официальный сайт компании «Риарейтинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://riaraа ting.ru/
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
4. Издание об электроэнергетике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bigpowernews.ru
5. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб./Росстат. - M.: Р76, 2016.
6. Официальный сайт Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
References and Sources
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 goda №683 «Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. - 2015. - 31 dekabrya.
2. Oficial'nyj sajt kompanii «Riarejting» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://riaraa ting.ru/
3. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/
4. Izdanie ob ehlektroehnergetike [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.bigpowernews.ru
5. Rossiya v cifrah. 2016: Krat. stat. sb./Rosstat. - M.: R76, 2016.
6. Oficial'nyj sajt Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.economy.gov.ru
КРАСНОВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заместитель генерального директора АО «Татэнерго» ([email protected])
КИСЕЛЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» Казанского национального исследовательского технологического университета ([email protected])
KRASNOV, ANATOLY V. - Doctor of Economics, Professor, Deputy General Director of JSC "Tatenergo" ([email protected])
KISELEV, SERGEY V. - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department "Economics, Organization and Management of Production" of the Kazan National Research Technological University ([email protected])
УДК 338.45:621.31
ЧЕРНЫШ А.Я., МЕЛЬНИК Д.А. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, энергетическая безопасность, угрозы энергетической безопасности, электроэнергетика, электроэнергетический комплекс, электроэнергетический рынок, электроэнергетическая система.
Главное внимание в статье уделено определению места и роли электроэнергетической безопасности в энергетической и экономической безопасности государства при складывающейся полицентрической
системе международных отношений. Рассматривается вопрос взаимосвязи и взаимовлиянии энергетической и экономической безопасности государства. В качестве доказательной базы в статье использован методический подход, основанный на анализе действующих доктринальных и нормативно-правовых документов, касающихся национальной безопасности, экономической безопасности и энергетической безопасности Российской Федерации.
CHERNISH, A.Ya., MELNIK, D.A.
ELECTRIC POWER SECURITY AS A SYSTEM-FORMING ELEMENT OF ENERGY AND ECONOMIC SECURITY IN THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Keywords: national security, economic security, energy security, threats of energy security, electric power industry, electrical power complex, electric power market, interconnected power system.
Main attention in the article is paid the determination of the place and role of the electricity security in the energy and economic security of the state in emerging polycentric system of international relations. The issue of interrelation and interinfluence of energy and economic securities is considered. In the article a methodical approach was used as evidence base. It is predicated on the analysis of existing doctrinal and statutory and regulatory documents, regarding national security, economic security and energy security of the Russian Federation.
Исторический анализ развития экономической ситуации в мире показывает, что последние два десятка лет характеризуются глобализацией мировой экономики, острой конкуренцией за рынки сбыта, локальными и региональными войнами, попытками США доминировать во всех уголках мира, пользуясь своим научно-техническим превосходством в экономике, технике и технологиях. Непрерывно растущий спрос на электроэнергию в большинстве стран мира обостряет проблему надежного и устойчивого энергообеспечения всех отраслей экономики. Экономические санкции, введенные США и странами Запада против Российской Федерации, усугубляют негативные тенденции в российской электроэнергетике: старение основных производственных фондов; значительные потери в процессах производства и передачи энергии; низкий уровень инвестиций, необходимый для развития электроэнергетического комплекса; убывание высококвалифицированных кадров и др. Энергоемкость экономики России продолжает оставаться чрезвычайно высокой. Оставляют желать лучшего технологические и институциональные основы электроэнергетики. Все это негативно влияет на состояние энергетической безопасности России. Наряду с этим обостряется и методологическая проблема в системе национальной безопасности. Ее суть состоит в том, как соотносится энергетическая безопасность с национальной безопасностью и с экономической безопасностью.
Факты убедительно свидетельствуют, что сложившаяся система международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств. Поэтому в этих сложных условиях Российская Федерация принимает все необходимые усилия для обеспечения национальной безопасности. Федеральным законом «О безопасности» [1] определены политика и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства. Направления стратегического планирования, национальные интересы и стратегические национальные приоритеты обосновываются в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [2]. Систематизация и обобщение основных положений этих документов позволяет утверждать, что структурно национальная безопасность Российской Федерации включает в себя все виды безопасности, в том числе экономическую и энергетическую безопасность.
Эти два вида безопасности тесно связаны друг с другом в соответствии с целями национальной безопасности. В условиях экономического роста обеспечение экономической безопасности, наряду с развитием «.. .промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики» [2], требует выполнения необходимых активных мер «.по государственной
защите российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности». В то же время в «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации» понятие «экономической безопасности» предлагается рассматривать как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации...» [3].
В соответствии с [2], «.. .энергетическая безопасность включает в себя: устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители стандартного качества;
рост энергоэффективности и энергосбережения;
повышение конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов;
предотвращение дефицита топливных и энергетических ресурсов;
создание стратегических запасов топлива, резервных энергетических мощностей;
производство комплектующего оборудования;
стабильное функционирование систем, в том числе энергоснабжения и теплоснабжения...».
При этом «.необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются:
повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом;
надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям; обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом
рынке;
внедрение перспективных энергосберегающих и энергоэффективных технологий; повышение степени переработки энергоресурсов;
недопущение дискриминации российских поставщиков энергоносителей на зарубежных рынках и российских добывающих компаний при освоении месторождений углеводородов за пределами Российской Федерации;
противодействие попыткам ряда государств регулировать рынки энергоресурсов исходя из политической, а не экономической целесообразности;
разработка перспективных энергосберегающих технологий и международный обмен ими» [2].
Существенную роль в обеспечении энергетической безопасности государства играет информация о прогнозе его энергетической безопасности. Поэтому в п. 19 статьи 10 Федерального закона № 382-Ф3 указано, что к числу видов информации, подлежащей включению в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, относится «.информация о прогнозе энергетической безопасности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации» [4].
Проведенные исследования показывают, что в обеспечении энергетической безопасности Российской Федерации особо значимую роль играет электроэнергетика. Согласно ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», «.Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или
иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения» [5].
Кроме того, важным фактором, оказывающим существенное влияние на состояние энергетической безопасности России, является ее членство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Согласно разделу VIII ст. 1 «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», Россия станет региональным лидером в сфере обеспечения евразийской энергетической безопасности на основе «... рационализации энергетических потоков на евразийском пространстве через активное использование российской энергетической инфраструктуры, а также ее полноценной экономической и технологической интеграции с евразийской системой энергетических коммуникаций» [6].
8 мая 2015 г. Высший Евразийский экономический совет утвердил «Концепцию формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС». В соответствии с этой концепцией, к основным принципам формирования электроэнергетического рынка ЕАЭС относятся:
«.сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба;
соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей; поэтапная гармонизация законодательства;
использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции;
обеспечение беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики;
поэтапная трансформация вертикально интегрированных компаний с выделением конкурентных и монопольных видов деятельности; согласованная модель рынка;
формирование рынка с учетом особенностей существующих моделей электроэнергетических рынков государств-членов;
использование технических и экономических преимуществ параллельной работы; обеспечение доступа производителей и потребителей электрической энергии на рынки государств-членов с учетом интересов национальных экономик;
осуществление торговли электрической энергией с учетом энергетической безопасности государств-членов» [7].
В данном контексте существенным является проведение Российской Федерацией в ЕАЭС активной экономической политики на международном рынке электроэнергетики. В п. 11 «Концепции внешней политики Российской Федерации», отмечено, что качественная трансформация происходит в сфере энергетики России. В то же время, в условиях, когда для обеспечения энергетической безопасности государств требуется диверсификация их присутствия на мировых рынках, наблюдаются ужесточение необоснованных ограничений и введение других дискриминационных мер в этой сфере [8].
С целью противодействия негативным последствиям дискриминационных мер, Российская Федерация усиленно развивает промышленно-технологическую базу всей экономики, в частности, электроэнергетическую. Доказательством сказанного могут послужить материалы сайта Министерства экономического развития, где указано, что «.к приоритетным секторам национальной экономики в рамках Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, относят, в том числе производство и распределение электроэнергии, газа, воды и иных ресурсов» [9].
Опыт показывает, что состояние энергетической безопасности во многом определяется эффективностью Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) - «комплекса электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики, и обеспечивающих устойчивое
снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств» [5].
Эффективность же работы ЕНЭС в значительной мере зависит от эффективности работы системы оперативно-диспетчерского управления. «.Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, осуществляемому субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном настоящим Федеральным законом» [5].
В соответствии с этим же законом: «Обеспечение надежного энергоснабжения и экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений является приоритетом при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Условием любых действий системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления является выбор экономически наиболее эффективного решения, которое обеспечивает безопасное и безаварийное функционирование технологической инфраструктуры электроэнергетики и качество электрической энергии, соответствующие требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами» [5].
Важно подчеркнуть, что к основным принципам организации экономических отношений и государственной политики в сфере электроэнергетики документом отнесено «обеспечение энергетической безопасности» России [5]. Принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике приведены в [5]. К числу основных необходимо отнести следующие:
«.обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике; достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы;
развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;
обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;
обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики;
обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики; экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электроэнергии» [5].
На рис. 1 представлена структурная схема администрирования обеспечения энергетической безопасности. На схеме в системном виде представлено распределение полномочий, функций и задач органов государственной власти.
Правительственная комиссия по обеспечению безопасности энергоснабжения
обеспечение согласованности действий федеральных органов власти РФ и ее субъектов при решении вопросов предотвращения п ликвидации последствий нарушения электроснабжения, организации безопасной эксплуатацш] объектов Ч ] К1Г, энергетических установок потребителей э/э;
координация оперативного информационного обмена между федеральными органами власти РФ и ее субъектами ал-ки в случае возникновения внештатных ситуаций на объектах эл-ки.
Прав1гтельственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики РФ
Правительство РФ
обеспечение согласованных действгпг заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам перспективного развития электроэнергетики в РФ
Министерство экономического развития
Департамент развития секторов экономики
г------------------
I подготовка проектов нормативных
правовых актов, программ, стратегии,
1 планов мероприятии н иных I документов, направленных на развитие
то т 11 вно -энер гешч е с кого сектора
I разработка системы прогнозных
балансов
I подготовка предложений по \ 'энергетической политики
установление топливных режимов
Министерство энергетики (профильный регулятор отрасли) 1
Департамент развития электроэнергетики
■фор ми резания нормативно-правовой базы
обеспечение формирования и Функционирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения в эл-ке
обеспечение полномочий Минэнерго по контролю соблюдения законодательства РФ об электроэнергетике
осуществление мониторинга функционирования электроэнергетики и деятельности субъектов электроэнергетики.
Федеральная антимонопольная служба
Управление разв1гтия электроэнергетики
осуществление тарифного Ч регулирования оптовогои ^розничныхрынков э/э
регулирования оптового и розничных рынков э/э
Рис. 1. Структурная схема администрирования обеспечения энергетической безопасности
осуществление антимонопольного I
I
осуществление тарифного 1
регулирования инфраструктурных | компаний и ведения реестра I
Важно отметить, что на уровне Правительства РФ государственное регулирование электроэнергетики осуществляют Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики и Правительственная комиссия по обеспечению безопасности электроснабжения. Главное внимание Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики сосредоточено на координации усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблемных вопросов в области развития электроэнергетики, а также на разработке обоснованных предложений по их решению [10].
Основными ее функциями являются:
«.. .разработка основ государственной политики в сфере электроэнергетики;
организация разработки программ развития электроэнергетики;
контроль реализации «Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года»;
мониторинг выполнения инвестиционных программ в сфере электроэнергетики» [10].
Работа Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики тесно связана с работой Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения. Главная задача Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения заключается в координации действия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при обеспечении безопасности электроснабжения.
Основными функциями Федерального штаба при этой комиссии являются:
«.координация работы региональных комиссий;
организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций для предотвращения нарушения электроснабжения и для ликвидации последствий аварий;
организация контроля безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии» [10].
Работа рассмотренных выше комиссий тесно координируется с работой Министерства энергетики Российской Федерации. Главной задачей данного министерства является государственное регулирование в сфере электроэнергетики России. К основным его функциям относятся:
обоснование программ в сфере топливно-энергетического комплекса и контроль их выполнения;
оказание государственных услуг в сфере электроэнергетики;
управление государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов;
курирует инвестиционные программы субъектов электроэнергетики; создает необходимые условия для капиталовложений в топливно-энергетический комплекс;
организация передачи объектов электросетевого хозяйства Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) в аренду территориальным сетевым организациям.
Важно подчеркнуть, что работа Министерства энергетики Российской Федерации осуществляется в тесном единстве с работой Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). Главными задачами Минэкономразвития России являются:
разработка совместно с Минэнерго России и Федеральной антимонопольной службой основ ценовой политики в сфере электроэнергетики;
организация совместно с Минэнерго России преобразований в электроэнергетике, связанных с повышением эффективности энергосистемы государства; координирует работу по снижению уровня энергоемкости ВВП.
В конкурентной сфере электроэнергетики важную роль играет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Она контролирует:
действия субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на этих рынках;
перераспределение долей в уставных капиталах субъектов оптового рынка электроэнергии и их имущества;
суммарную величину установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;
деятельность Администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии; соблюдение стандартов раскрытия информации.
В заключение следует отметить, что вся работа рассмотренных выше министерств и ведомств в области электроэнергетики направлена на обеспечение энергетической безопасности, экономической безопасности и национальной безопасности Российской Федерации. Электроэнергетика, являясь составной частью энергетики, по решаемым ею задачам и выполняемым функциям тесно связана с экономикой и безопасностью государства и в равной мере может быть отнесена как к экономике, так и к безопасности. Такой вывод позволяет утверждать, что методологически энергетическая безопасность государства в определенной мере является важнейшей составной частью как экономической безопасности, так и национальной безопасности Российской Федерации.
Литература и источники:
1. Закон РФ от 28.12.2010 № 390 ФЗ «О безопасности».
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Федеральный закон Российской Федерации 03.12.2011 года № 382-Ф3 «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике».
6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 года № 12 «Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».
8. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении концепции внешней политики Российской Федерации».
9. Официальный сайт Министерства экономического развития: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main. Время доступа: 23.06.2017.
10. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/department/144/. Время доступа: 23.06.2017.
References and Sources
1. Zakon RF ot 28.12.2010 № 390 FZ «O bezopasnosti».
2. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii».
3. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 «O strategii ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 g.».
4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii 03.12.2011 goda № 382-FZ «O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa».
5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 26.03.2003 goda № 35-FZ «Ob ehlektroehnergetike».
6. Reshenie Vysshego Evrazijskogo ehkonomicheskogo soveta ot 08.05.2015 goda № 12 «Koncepciya formirovaniya obshchego ehlektroehnergeticheskogo rynka EAEHS».
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.11.2009 №1715-r Ehnergeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030.
8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.11.2016 № 640 «Ob utverzhdenii koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii».
9. Oficial'nyj sajt Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya: [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://economy.gov.ru/minec/main. Vremya dostupa: 23.06.2017.
10. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/department/144/. Vremya dostupa: 23.06.2017.
ЧЕРНЫШ АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ - доктор военных наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, ОАО «РТИ» начальник центра координации и внедрения научно-технических решений.
МЕЛЬНИК ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - специалист-эксперт отдела электроэнергетической и атомной политики Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии, [email protected] CHERNISH, ANATOLY Ya. - Doctor of Military Sciences, professor, honored worker of the Russian Federation higher school, OJCS "RTI", head of coordination and implementation of scientific and technological solutions center ([email protected]).
MELNIK, DARIA A. - specialist-expert of the Energy Department of the Eurasian Economic Commission ([email protected]).
УДК 332.1
КОНСТАНТИНИДИ Х.А. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОЦЕССЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Ключевые слова: государственная экономическая политика, стратегическое развитие, стратегическое партнерство
Исследуя процесс развития нашей страны, отметим, что бюрократизация присуща как командно-административной, так и рыночной экономике, трансформируя результаты рыночных преобразований. Определено, что активное построение вертикали власти, опирающейся на государственную поддержку со стороны чиновников, неизбежно приводит к усилению бюрократизации. Причем слабые попытки поддержать российское предпринимательское сообщество с помощью снижения налогового бремени нивелируются нарастающей бюрократической машиной, скрыто участвующей в «распиле» финансовых результатов. Автором выявлены организационные формы государственно-частного партнерства, востребованные в условиях преобразований отсталых индустриальных районов. Опираясь на представленные положения, обоснуем понятие превращенной формы процесса стратегирования. В качестве основного содержания процесса стратегирования предложено рассматривать организационное отношение внешнего подобия стратегированию, которое отчуждено от содержания реально происходящего процесса, и направлено на постановку и реализацию псевдорегиональных целей. Последние цели заменяют собой рациональные цели