ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ
Место добровольчества (волонтерства) в системе нормативно-правового регулирования Российской Федерации
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ШУКШИН3 DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-6-100-108
АЛЕНА АНДРЕЕВНА КАТИНА*
а Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Аннотация: Добровольчество (волонтерство) - один из значимых регуляторов развития российского социума. Особенное внимание к институту добровольчества (волонтерства) обращено в первую очередь со стороны государства. Это проявляется в разработке соответствующих нормативных правовых актов (НПА), которые положительно влияют на формирование понятийного аппарата добровольчества. Исследователи анализируют отдельные аспекты феномена добровольчества, предлагая основанное на научной методологии видение дальнейшего развития нормативно-правового регулирования. Для комплексного изучения института добровольчества на законодательном уровне целесообразно рассмотреть систему правотворчества страны в целом. По состоянию на сегодняшний день федеральный закон об НПА, контролирующий разработку нормативных документов, находится на стадии разработки. В связи с этим в профессиональной литературе встречаются примеры авторских классификаций НПА в сфере добровольчества, которые носят условный характер. Поэтому существует потребность в кумуляции нормативно-правовых документов по исследуемой теме в соответствии с законодательством.
Авторы статьи ставят перед собой цель выявить и систематизировать нормативные правовые акты, регулирующие сферу добровольчества за период с 1995 по 2022 год. Дана характеристика ключевых понятий, содержащихся в них, определены сильные стороны и несовершенства в формировании понятийного аппарата добровольчества (волонтерства). Высказано предположение о необходимости уточнения предметного поля исследуемого феномена, что положительно повлияет на разработку отдельных нормативных документов, учитывающих специфику и сферу деятельности государственных учреждений, на базе которых осуществляется волонтерская деятельность. Сформулирован ряд рекомендаций для развития института добровольчества в библиотечно-информационной сфере.
Ключевые слова: добровольчество, волонтерство, нормативные правовые акты, нормативно-правовое
регулирование, библиотечно-информационная сфера
Дата поступления статьи в редакцию: 26 октября 2022 года.
Volunteering in the Russian system of legal regulation research article
SERGEY IVANOVICH SHUKSHIN
ALENA ANDREEVNA KATINA3
а St. Petersburg State Institute of Culture
Abstract: Volunteering is one of the essential regulators in the development of Russian society. The institution of volunteerism (volunteering) attracts particular attention from the Russian government. It is reflected in the development of relevant normative legal acts (NLA), which positively affect the formation of the conceptual apparatus of volunteerism. Scholars examine individual aspects of the volunteerism phenomenon, providing a scientific methodology-based vision for the further development of normative and legal regulation. If we want to study the institution of volunteerism at the legislative level comprehensively, we need to look at the system of the country's lawmaking. Currently, a federal law on NLAs governing the creation of normative documents is in the process of drafting. In scientific literature, there are examples of authors' classifications of legal acts in the field of volunteerism, though they are nominal. In this regard, we should consider relevant regulatory documents following the law.
The authors aim to identify and systematize the regulations governing the volunteerism sphere during the period from 1995 to 2022. The authors characterized the main concepts and identified the strengths and weaknesses in forming the conceptual apparatus of volunteerism (volunteering). We suggest to clarify the subject field of volunteerism, thereby positively affecting the development of individual regulatory documents considering the specifics and scope of government agencies, which are the basis for volunteer activities. The authors also formulated a list of recommendations for developing the institution of volunteerism in the library and information sphere. Keywords: volunteerism, volunteering, normative legal acts, legal regulation, library and information sphere Received: October 26, 2022.
Введение
С конца 1990-х годов в российском профессиональном сообществе возрос интерес к феномену добровольчества (волонтерства). На сегодняшний день исследуемый феномен продолжает приобретать все большую значимость в социуме. Ярким примером внимания со стороны государства к волонтерской деятельности стал Год добровольца (волонтера), объявленный в 2017 году1. Это событие повлияло на последующую разработку и вступление в силу новых нормативных правовых актов (далее - НПА), которые значительно расширяют возможности развития института добровольчества для всех субъектов данной сферы деятельности2.
Трансформации добровольчества (волонтерства) как с точки зрения теории, так и практики вызывают определенный резонанс в научном сообществе. Это выражается в дополнении понятийного аппарата, определении целей, задач, форм и направлений добровольческой деятельности, рассматриваемых в исследованиях по различным областям знания: культурология [Болотина, 2007; Луговая, 2012], социология [Богданова, 2011; Певная, Кузьминчук, 2017; Певная, 2015; Певная, 2016], психология [Ленкова, Топузидис, 2020; Леньков, Мацюк, 2018], педагогика [Гальман, 2015; Зайнулабидов, 2016; Кузьминчук, Певная, Ти-миршина, 2018], история [Горлова, 2019] и право [Жаворонков, 2004].
Несмотря на это, при подготовке данной статьи нами не было выявлено фундаментальных работ, содержащих в себе комплексное теоретическое обоснование исследуемого феномена, актуализированных социологических данных о численности добровольческих (волонтерских) движений в стране, единой классификации нормативных правовых актов, регулирующих добровольчество (волонтерство). Последний аспект особенно явно влияет на развитие добровольческих практик в различных сферах общества.
1 Указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера). http://www.kremlin.ru/acts/bank/42573
2 Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтер-стве)». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7495/. Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства). http://www.kremlin.ru/acts/bank/42800; Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2017 года № 572 «О дне добровольца (волонтера)». http://www.kremlin. ru/acts/bank/42521; Указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера). http://www.kremlin. ru/acts/bank/42573; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
Одним из таких примеров может служить область библиотечно-информационной деятельности, в которой активно развивается институт добровольчества (волонтерства). В частности, в разделе 5 «Кадровое обеспечение развития библиотечного дела» Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года (далее -Стратегия) одна из ключевых ролей отводится активизации деятельности добровольцев (волонтеров) на базе библиотек3. Одним из способов обеспечения библиотечно-информационной сферы квалифицированными сотрудниками Стратегией предусмотрено создание базы, обозначающей рамки профессионального взаимодействия между библиотеками и добровольцами (волонтерами). Данный аспект, безусловно, важен с точки зрения практической деятельности, но требует поддержки со стороны нормативно-правового регулирования.
Поэтому целью данной статьи выступает выявление и систематизация нормативных правовых актов, регулирующих сферу добровольчества (волонтер-ства). Это позволит не только уточнить понятийный аппарат исследуемого феномена, но и поможет выработать ряд рекомендаций для развития института добровольчества (волонтерства) в области библио-течно-информационной деятельности.
Система правотворчества в Российской Федерации
Прежде всего необходимо изучить нормы и правила, регулирующие порядок разработки и классификации нормативных документов независимо от того, на какую сферу деятельности они распространяются. Впервые такой проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» был подготовлен специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее - Институт) в 1992 году4. Документ разрабатывался в качестве базы для всей системы правотворчества в нашей стране. Параллельно Институтом был подготовлен проект модельного закона об НПА, который носил рекомендательный характер. В 1996 году документ был внесен депутатами Государственной Думы на рассмотрение и принят в первом чтении5. В 2000 году был предложен обновленный вариант законопроекта, который, однако, на втором чтении в 2004 году
3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 608-р «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года». https:// docs.cntd.ru/document/573910950
4 «О нормативных правовых актах в Российской Федерации (проект федерального закона)». https://izak.ru/upload/iblock/ a68/O-normativnykh-pravovykh-aktakh-v-RF_Blok.pdf
5 Законопроект «О нормативных правовых актах Российской Федерации» № 96700088-2. https://sozd.duma.gov.ru/ ЫП/96700088-2
был отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения. Впоследствии выходил еще ряд дополненных и переработанных законопроектов, ни один из которых не вступил в силу. Например, в 2021 году Институт подготовил очередное научно-практическое издание проекта Федерального закона об НПА, в котором были учтены изменения и поправки, внесенные в Конституцию в 2020 году6.
Таким образом, в настоящее время вопрос издания федерального закона о нормативных правовых актах находится на стадии разработки, и официально признанной классификации НПА в целом нами выявлено не было.
Система правотворчества Российской Федерации в сфере добровольчества (волонтерства)
В 2021 году Ассоциацией волонтерских центров был опубликован стандарт [Стандарт работы..., 2021. С. 18-30], в котором предлагается условная классификация нормативных правовых актов в сфере добровольчества (волонтерства). В соответствии с ней нормативные документы подразделяются на несколько групп:
• специфическое регулирование добровольческой деятельности, в котором учитывается целостное регламентирование волонтерского движения с учетом многообразия его форм и направлений (федеральные законы и подзаконные акты Правительства (постановления, распоряжения) и Президента Российской Федерации (указы). Также к этой группе НПА относятся стандарты и методические рекомен-дации7;
• отраслевое регулирование добровольческой деятельности, в которое входят нормативные правовые акты, установленные отдельными властными структурами (здесь учитывается добровольческая деятельность в определенной сфере). Например, сфера спорта закреплена в основном отраслевом законе8, а в нем дается определение понятию «волонтер» и описываются условия, регулирующие его деятельность в ходе участия в организации физкультурных и спортивных мероприятий. Также к числу отраслевых
6 «О нормативных правовых актах в Российской Федерации (проект федерального закона)». https://izak.ru/upload/iblock/ a68/O-normativnykh-pravovykh-aktakh-v-RF_Blok.pdf
7 Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 декабря 2017 года № 09-2578 «О разработке методических материалов». https://base.garant.ru/71872626/; Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации по осуществлению учета добровольческой (волонтерской) деятельности в качестве индивидуального достижения при поступлении на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования от 12 марта 2020 года. https://docs.cntd.ru/document/564855492
8 Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физи-
ческой культуре и спорте в Российской Федерации». http://
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
НПА относятся методические рекомендации и программные разработки;
• законодательные акты, которые определяют функционирование добровольчества (волонтер-ства). Здесь учитываются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность представителей третьего сектора;
• программные документы, к числу которых относятся подзаконные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (постановления, распоряжения).
Учитывая, что данная классификация носит условный характер, для изучения системы НПА Российской Федерации в сфере добровольчества (волон-терства) в рамках настоящего исследования нами было принято решение опираться на законопроект 2013 года9, в котором представлена иерархия нормативных правовых актов в соответствии с четырьмя основными уровнями: НПА; подзаконные НПА; НПА субъектов; муниципальные НПА.
Для достижения поставленной цели - выявление и классификация НПА о добровольчестве (волонтер-стве) - нами был осуществлен поиск документов в базе Президента Российской Федерации «Kremlin.ru», справочно-правовых системах «Гарант», «Кодекс», «КонсультантПлюс» по ключевым словам «добровольчество», «волонтерство», «добровольческая деятельность», «волонтерская деятельность».
Каждый акт просматривался de visu. В число отобранных НПА вошли не только документы, заглавие и содержание которых напрямую соответствует исследуемой теме, но и те, в которых сфера добровольчества (волонтерства) упоминается в соответствующих тематических разделах (например, Федеральный закон от 6 декабря 2021 года «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»).
Рассмотрим более подробно НПА в сфере добровольчества (волонтерства), соответствующие двум первым уровням законопроекта «О нормативных правовых актах» (2013). В их число входят: НПА Российской Федерации (вид: федеральные законы); подзаконные НПА Правительства Российской Федерации (вид: распоряжения, постановления) и Президента Российской Федерации (вид: указы); НПА федеральных органов исполнительной власти (вид: постановления, приказы); НПА иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц (вид: форма, установленная федеральными законами).
Выявленные нормативные правовые акты представлены в таблицах 1, 2. Хронологические рамки отбора: 1995-2022 годы. Выбор точки отсчета (1995 год) на шкале объясняется принятием Феде-
9 Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». https://izak.ru/upload/iblock/282/2 82fe1adbf95a52e919d0dae1164ea66.pdf
рального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Он выступил базой к формированию объединений граждан, осуществляющих свою деятельность на добровольной, некоммерческой основе для реализации общих интересов10 в различных сферах деятельности, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).
Всего по состоянию на 1 июля 2022 года нами было выявлено 42 нормативных правовых акта, регламентирующих сферу добровольчества: Федеральные законы Российской Федерации - 25; распоряжения и Постановления Правительства Российской Федерации - 12, Указы Президента Российской Федерации -пять. В их число входят два федеральных закона, выступающих основными регуляторами добровольчества. Рассмотрим их подробнее и попытаемся выявить сильные стороны и несовершенства, влияющие на предметное поле исследуемого феномена.
Определение предметного поля добровольчества (волонтерства)
Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтер-ства) - это ключевые акты, координирующие сферу добровольчества. Благодаря последней редакции в Федеральном законе от 2018 года была установлена синонимичность между понятиями «добровольчество» и «волонтерство», уточнено определение добровольчества (волонтерства), а также впервые даны трактовки таким понятиям, как «организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности» и «добровольческая (волонтерская) организация».
Федеральный закон состоит из пяти разделов. Его структуру условно можно разделить на две смысловые части: первая часть посвящена вопросам благотворительной деятельности, а вторая - добровольчеству (волонтерству). Непосредственно добровольчеству в законе посвящены 10 статей (ст. 1-3, ст. 5, ст. 15, ст. 17_1-17_5).
В статье 1 даны определения понятий «благотворительность» и «добровольчество». Под последним понимается «добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг». Трактовки терминов «благотворительность» и «добровольчество (волонтерство)» разводятся, однако в статье 2 сформулированы общие цели, в рамках которых осуществляются данные виды деятельности. Этот факт, вероятно, объясняется тем, что благотворительность выступает родовым понятием по отношению к добровольчеству и это, согласно
10 Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». http://www.
kremlin.ru/acts/bank/11523
закону, влечет за собой общие цели в достижении конкретного результата. Однако, по нашему мнению, наличие общих целей может иметь место только в случае синонимичности понятий, как, например, «добровольчество» и «волонтерство». В данном случае благотворительность и добровольчество - это не синонимы, а термины, связанные родо-видовыми отношениями.
В статье 3 добровольчество (волонтерство) упоминается в контексте нормативно-правового регулирования благотворительности. Учтены особенности участия и привлечения добровольцев (волонтеров) к религиозной деятельности и обеспечения сохранности ценных культурных памятников в рамках таких нормативных документов, как Федеральные законы от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В статье 5 даны определения субъектам благотворительной и добровольческой деятельности. Несмотря на наличие понятийного аппарата и разграничение трактовок для каждой из сфер деятельности, в законе дается общее понятие «благополуча-тели» для лиц, которым оказывается как благотворительная, так и волонтерская помощь. Формулировка данного понятия для двух сфер деятельности носит спорный характер, как и общие цели, приведенные в пункте 1 статьи 2. По нашему мнению, этот вопрос требует доработки и предполагает разработку нового определения для лиц, получающих непосредственно безвозмездную добровольческую (волонтерскую) помощь.
В статье 15, посвященной в большей степени благотворительной деятельности, указываются источники, способствующие формированию имущества в благотворительных организациях. В их число входят «поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев (волонтеров)» и «труд добровольцев (волонтеров)»11.
Статья 17_1 содержит сведения о правах и обязанностях добровольцев (волонтеров). Согласно пункту 1, добровольцы имеют право на оказание безвозмездной помощи самостоятельно и в составе добровольческого объединения; на получение информации о добровольческой организации, а также о той деятельности, в которой они планируют принимать участие на безвозмездной основе; могут претендовать на поддержку от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в форме предоставления продуктов питания, униформы,
11 Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства).
http://www.kremlin.ru/acts/bank/42800
страхования жизни и здоровья, информационной, консультационной и психологической поддержки, если она необходима, а также на получение поощрения и награждения за добровольческий (волонтерский) труд. Помимо этого, в статье приводятся условия закрепления добровольческой деятельности в форме гражданско-правового договора, отражающие все вышеперечисленные права.
Статья 17_2 закрепляет права организатора добровольческой (волонтерской) деятельности. Они позволяют претендовать на поддержку со стороны представителей власти, дают право информировать граждан об участии в различных направлениях добровольчества и инициировании создания определенных органов на государственном уровне, влияющих на совершенствование инфраструктуры добровольчества в России.
Статья 17_3 объясняет области взаимодействия государственных структур разных уровней в сфере добровольчества (волонтерства).
В статье 17_5 обоснована необходимость разработки единой информационной системы, в которой систематизируются сведения обо всех субъектах добровольческой деятельности. Регистрация сведений в данной системе носит добровольный характер, и нежелание представителей третьего сектора публиковать данные о своей деятельности не должно влиять на поддержку со стороны государства.
Заключение
Таким образом, краткая характеристика Федерального закона позволила выделить основные аспекты в определении предметного поля добровольчества (волонтерства):
• «добровольчество» и «волонтерство» - это синонимичные понятия;
• «благотворительность» выступает родовым понятием к добровольчеству (волонтерству). Установление родо-видовых отношений отчасти способствует более правильному пониманию предметного поля добровольчества (волонтерства), однако вызывает противоречие в отношении общих целей для двух сфер деятельности, представленных в пункте 1 статьи 2 Закона. Полагаем, что необходимо разграничение ключевых целей для каждой из сфер деятельности. Более конкретные цели добровольчества (волонтерства) сформулированы в Концепции, регулирующей добровольчество с 2018 по 2025 год12;
• понятие «благополучатель» выступает общим понятием как по отношению к благотворительности,
12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_314804/985421faba1da8d5a7dd327f05ae6cd5f9a a2c4c/
так и к добровольчеству. Учитывая то, что благотворительность (род) и добровольчество (вид) взаимозависимы, авторами данного исследования предлагается разграничение и разработка двух существенно новых определений для каждого из видов деятельности; • ввиду того, что в законе 1995 года не приводится перечень форм и направлений добровольчества, кажется целесообразным внести данный пункт в основное содержание закона для более комплексного понимания существенных аспектов добровольчества (волонтерства). Данные формы и направления добровольчества (волонтерства), так же как и цели, представлены в уже упомянутой Концепции развития добровольчества. Таким образом, на законодательном уровне добровольчество подкрепляется рядом нормативных правовых актов, в которых отражены его основные аспекты. Данные акты также соответствуют ключевым международным официальным документам в сфере добровольчества (волонтерства), ратифицированным на территории Российской Федерации. К их числу относятся: Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (1948), Конвенция о правах ребенка ООН (1989), Рекомендации о поддержке добровольчества ООН (2002), Всеобщая декларация волонтеров Международной ассоциации добровольческих усилий (1990) и др. Эти документы выступают ориентирами в развитии добровольчества (волонтерства) нашей страны на различных уровнях.
Несмотря на это, ряд некоторых нормативно-правовых противоречий делает несовершенной систему правотворчества Российской Федерации в развитии института добровольчества. Авторы наблюдают такие несовершенства в библиотечно-информацион-ной сфере. Для восполнения этой лакуны нами подготовлен ряд рекомендаций, которые могут быть использованы в контексте библиотечно-информаци-онной деятельности.
Так, отсутствуют отраслевые нормативно-правовые акты о добровольчестве (волонтерстве) с учетом специфики библиотечно-информационной сферы. Единый, унифицированный программный документ по развитию добровольчества (волонтерства) в библиотечно-информационной сфере может быть разработан с учетом имеющихся практик по созданию подобных документов в учреждениях культуры, науки и образования Российской Федерации. Впоследствии такой документ возможно применить в качестве ориентира для библиотек нашей страны по подготовке методических рекомендаций в сфере добровольчества (волонтерства).
Следует отметить также неполный перечень сведений о добровольческих (волонтерских) организациях и добровольцах (волонтерах), заинтересованных в реализации добровольческой (волонтерской) деятельности на площадках библиотек Российской
Федерации. Решением могло бы стать систематическое предоставление сведений со стороны всех субъектов добровольчества (волонтерства) в области библиотечно-информационной деятельности в Единую информационную систему Российской Федерации «dobro.ru» (далее - ЕИС «DOBRO»), созданную в 2016 году для регистрации, систематизации и продвижения деятельности субъектов добровольчества (волонтерства).
Кроме того, представляется необходимым постоянное совершенствование мягких и твердых навыков (hard & soft skills) у добровольцев (волонтеров) для оказания безвозмездной помощи на базе учреждений в сфере библиотечно-информационной деятельности. Эту проблему можно решить путем организации и проведения обучающих курсов для добровольцев (волонтеров) на базе библиотек, а также ссузов и вузов, ведущих подготовку кадров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Такие курсы не только обеспечат систематическое повышение уровня знаний и компетенций волонтеров
с учетом специфики библиотечно-информационной деятельности, но и позволят подготовить новые кадры для учреждений культуры и образования в библиотечно-информационной сфере. В число добровольцев (волонтеров), осуществляющих свою помощь на базе библиотек, входят студенты бакалавриата и магистратуры, заинтересованные в получении библиотечной профессии. Одним из примеров такого объединения выступает волонтерский студенческий отряд «Почтальоны добра», осуществляющий свою деятельность на базе библиотечно-информационно-го факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (https://vk.com/ росМа1уопу^оЬга) с 2018 года по настоящее время.
Полагаем, что данные рекомендации позволят наладить процессы коммуникации между всеми субъектами добровольчества (волонтерства), усилят взаимосвязи института добровольчества (волонтер-ства) с государственными структурами, что будет положительно влиять на развитие профессионального библиотечного сообщества.
П/п Дата утверждения и номер нПА Вид нПА наименование нПА Форма издания нПА
1. 19.05.1995 № 82-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «Об общественных объединениях» Федеральный закон
2. 28.06.1995 № 98-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Федеральный закон
3. 11.08.1995 № 135-Ф3 Федеральные законы Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Федеральный закон
4. 12.01.1996 № 7-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О некоммерческих организациях» Федеральный закон
5. 26.09.1997 № 125-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный закон
6. 05.08.2000 № 117-ФЗ Федеральные законы Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч. 2) Федеральный закон
7. 06.10.2003 № 131-Ф3 Федеральные законы Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон
8. 01.12.2007 № 310-Ф3 Федеральные законы Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон
9. 04.12.2007 № 329-Ф3 Федеральные законы Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Федеральный закон
10. 05.04.2010 № 40-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» Федеральный закон
11. 23.12.2010 № З8З-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» Федеральный закон
12. 06.05.2011 № 100-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» Федеральный закон
Таблица 1. Хронологическая шкала «Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере добровольчества (волонтерства) за период с 1995 по 2022 г.»
Table 1. Chronological scale «Normative legal acts of the Russian Federation in volunteer sphere between 1995 and 2022»
13. 18.07.2011 № 235-Ф3 Федеральные законы Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» Федеральный закон
14. 21.11.2011 № 323-ф3 Федеральные законы Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный закон
15. 07.06.2013 № 108-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон
16. 28.12.2003 № 442-ФЗ Федеральные законы «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон
17. 05.02.2018 № 15-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» Федеральный закон
18. 18.12.2018 № 469-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"» Федеральный закон
19. 27.12.2018 № 498-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон
20. 07.04.2020 № 113-Ф3 Федеральные законы Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"» Федеральный закон
21. 31.07.2020 № 282-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"» Федеральный закон
22. 30.12.2020 № 489-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» Федеральный закон
23. 24.11.2021 № 390-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Федеральный закон
24. 25.06.2022 № 73-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Федеральный закон
25. 14.07.2022 № 340-ФЗ Федеральные законы Федеральный закон «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"» Федеральный закон
Таблица 2. Хронологическая шкала «Подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере добровольчества (волонтерства) за период с 1995 по 2022 г.»
Table 2. Chronological scale "By-laws of the Russian Federation in the volunteer sphere between 1995 and 2022".
П/п Дата утверждения и номер НПА Вид НПА Наименование НПА Форма издания НПА
1. 29.11.2014 № 2403-р Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение
2. 29.05.2015 № 996-р Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение
3. 05.02.2016 № 164-р Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» Распоряжение
4. 27.10.2016 № 1096 Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» (с изменениями и дополнениями) Постановление
5. 26.01.2017 № 89 Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации «О реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг» (с изменениями и дополнениями) Постановление
6. 27.11.2017 № 572 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации «О Дне добровольца (волонтера)» Указ
7. 06.12.2017 № 583 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» Указ
8. 07.05.2018 № 204 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Указ
9. 28.11.2018 № 1425 Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» Постановление
10. 27.12.2018 № 2950-р Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» Распоряжение
11. 30.01.2019 № 30 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» (с изменениями и дополнениями) Указ
12. 17.08.2019 № 1067. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации «О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волон-терства)» Постановление
13. 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020). Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2016-2020 годы» Постановление
14. 13.03.2021 № 608-р Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года» (раздел 5 «Кадровое обеспечение развития библиотечного дела» Распоряжение
15. 13.03.2021 № 608-р Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года» (раздел 5 «Кадровое обеспечение развития библиотечного дела» Постановление
16. 30.04.2022 № 247 Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации «О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики» Указ
17. 06.05.2022 № 824 Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил назначения и осуществления единовременных выплат, установленных указами Президента Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 247 "О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики" и от 30 апреля 2022 г. № 248 "О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и членам их семей"» Постановление
Литература
Богданова Е.В. Социально-философские подходы к пониманию сущности волонтерской деятельности. Философия образования. 2011. № 5 (38). С. 202-209.
Болотина Д.И. «Добровольчество» как феномен культуры России: способы самопрезентации участников Белого движения: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. М., 2007.
Гальман С.В. Добровольческая деятельность как средство воспитания ребенка в России в XX веке: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2015.
Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность. М.: Институт Наследия, 2019.
Жаворонков Р.Н. Гражданско-правовое регулирование добровольческой и благотворительной деятельности в Российской Федерации: дис. ... канд. юридических наук: 12.00.03. М., 2004.
Зайнулабидов Б.М. Формирование социальной ответственности
старшеклассников в добровольческой деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2016.
Кузьминчук А.А., Певная М.В., Тимиршина Е.Р. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 68-77.
Ленкова А.А., Топузидис ГГ. Психологические аспекты волонтерской деятельности // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов. Барановичи, 2020. С. 137-147.
Леньков С.Л., Мацюк Т.Б. Сравнительный системный анализ феноменов добровольчества и волонтерства. Системная психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 95-109.
Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: автореферат дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Саратов, 2012.
Певная М.В. Российские волонтеры третьего сектора: характеристика общности и управленческие перспективы. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 1 (135). С. 145-151.
Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. Екатеринбург, 2016.
References
Bogdanova E.V. Socio-philosophical approaches to understanding the nature of volunteering. Filosofiya obrazovaniya. 2011. No. 5 (38). P. 202-209. In Russian Bolotina D.I. «Volunteerism» as a phenomenon of Russian culture: ways of self-presentation of the White movement participants: abstract of the dissertation of Candidate of Cultural Sciences: 24.00.01. Moscow, 2007. In Russian Galman S.V. Volunteerism as a method of child education in Russia in the XX century: abstract of the dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Veliky Novgorod, 2015. In Russian
Gorlova N.I. Formation and development of the institute of volunteering in Russia: history and present. Moscow: Institut Nasledi-ya, 2019. In Russian KuzminchukA.A., Pevnaya M.V., Timirshina E.R. Types of youth volunteering: specificity and prospects of development. Vestnik Sur-gutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. No. 2 (53). P. 68-77. In Russian Lenkov S.L., Matsyuk T.B. Comparative system analysis of the phenomena of volunteerism and volunteering. Sistemnaya psik-hologiya i sotsiologiya. 2018. No. 1 (25). P. 95-109. In Russian Lenkova A.A., Topuzidis G.G. Psychological aspects of volunteer activity. Actual problems of forming psychological and pedagogical
Певная М.В., Кузьминчук А.А. Потенциал развития корпоративного волонтерства в современной России. Социальные исследования. 2017. № 1. С. 1-18.
Стандарт работы организатора добровольческой / волонтерской деятельности. М.: Издательство Ассоциации волонтерских центров, 2021.
culture among future specialists. Baranovichi, 2020. C. 137-147. In Russian
Lugovaya E.A. The volunteerism phenomenon in the socio-cultural space of Russia: abstract of the dissertation of Candidate of Cultural Sciences: 24.00.01. Saratov, 2012. In Russian Pevnaya M.V. Managing volunteer work: international experience
and local practice. Yekaterinburg, 2016. In Russian Pevnaya M.V. Russian volunteers of the Third sector: characteristics of the community and managerial perspectives. Izvestiya Ural'sk-ogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2015. No. 1 (135). P. 145-151. In Russian Pevnaya M.V., Kuzminchuk A.A. The capacity of corporate volunteering development in modern Russia. Sotsial'nyye issledovaniya. 2017. No. 1. P. 1-18. In Russian Work standards for a coordinator of volunteer activities. Moscow: Izdatel'stvo Assotsiatsii volonterskikh tsentrov, 2021. In Russian Zainulabidov B.M. Developing social responsibility of high school students in volunteer activities: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Makhachkala, 2016. In Russian
Zhavoronkov R.N. Civil-legal regulation of voluntary and charity activity in the Russian Federation: dissertation of Candidate of Law: 12.00.03. Moscow, 2004. In Russian
Информация об авторах:
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ШУКШИН, кандидат юридических наук, первый проректор
Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2-4). E-mail: [email protected]
АЛЕНА АНДРЕЕВНА КАТИНА, аспирант 3-го курса кафедры медиалогии и литературы библиотечно-информа-ционного факультета
Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2-4). е-mail: [email protected]
Для цитирования: Шукшин С.И., Катина А.А. Место добровольчества (волонтерства) в системе нормативно-правового регулирования Российской Федерации. Государственная служба. 2022. № 6. С. 100-108.
Information about the authors:
SERGEY IVANOVICH SHUKSHIN, Candidate of Sci. (Law), First Vice-Rector
St. Petersburg State Institute of Culture (2-4, Dvortsovaya embankment, St. Petersburg, 191186, Russian Federation). E-mail: [email protected]
ALENA ANDREEVNA KATINA, 3rd-year postgraduate student, Department of Medialogy and Literature, Library and Information Science Faculty
St. Petersburg State Institute of Culture (2-4, Dvortsovaya embankment, St. Petersburg, 191186, Russian Federation). E-mail: [email protected]
For citation: Shukshin S.I., Katina A.A. Volunteering in the Russian system of legal regulation. Gosudarstvennaya sluzh-ba. 2022. No. 6. P. 100-108.