ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО В РОССИИ. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ Ракчеева Ю.А.
Ракчеева Юлия Алексеевна - студент магистратуры, кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью,
факультет социальной коммуникации, Московский государственный психолого-педагогический университет,
куратор,
Межрайонный координационный центр развития ученического самоуправления № 35,
волонтерский отряд, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 1296, г. Москва
Аннотация: работа посвящена изучению основных нормативно-правовых документов, касающихся экологического волонтерства и добровольчества в России. Выявлена актуальность создания экологических волонтерских отрядов. Обозначены внешние стимулы развития и установлена необходимость законодательных актов как создания условий поддержки волонтерской деятельности.
Ключевые слова: волонтерство в России, экологическое волонтерство, нормативно-правовые документы.
В настоящее время в России активно развивается волонтерская деятельность. В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию (1 декабря 2016 года) отмечалась необходимость поддержки волонтерских, благотворительных движений, совершенствования законодательства в этой сфере. «Много школьников и студентов участвуют сегодня в волонтерских проектах, они активно развиваются в таких важных сферах, как уход за больными, поддержка пожилых, людей с ограничениями по здоровью, образование, спорт, культура, краеведение, поисковые движения, забота о природе и животных, - сказал В.В. Путин. - Особая примета нашего времени - широкое вовлечение граждан в самые разные благотворительные акции» [4].
В процессе работы общественные и некоммерческие организации сталкиваются с проблемами из-за неопределенности правового статуса добровольца. В федеральных законах «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» частично затрагивается данный вопрос.
В настоящий момент нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
• Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
• Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
• Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
• Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и
дал понятие общественного объединения - «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения»),
• Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
• Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
• Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
• Определение добровольцев приведено в статье 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135 -ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев».
«Добровольческая (волонтерская) деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев). При организации и осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности в субъектах Российской Федерации используется понятийный аппарат, изложенный в региональных правовых актах. Так, в Концепции развития социального добровольчества в г. Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы, утвержденной постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г. № 45, используются следующие основные понятия:
Добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.
Молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.
Добровольческие ресурсы - совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы.
Добровольческая организация - некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.
Система поддержки социального добровольчества - комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов.
Координатор добровольцев - ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности.
Добровольческая программа - гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей - эффективная организация добровольной работы» [3].
Обратим внимание на то, что в резолюции 56/38, принятой 10 января 2001 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, подчеркивается необходимость регулирования на законодательном уровне и поощрения государствами добровольческой деятельности, а рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1496 (2001) предлагает определить статус добровольческой службы на национальном уровне, имея в виду ее значимость для общества.
Изучая литературу и различные электронные источники мы проанализировали статьи из Вестника Совета Федерации в марте 2012 года. Важно отметить, что решением Комитета Совета Федерации по социальной политике была создана рабочая группа по выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в области правового регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности граждан, поддержку и распространение добровольческого (волонтерского) движения в Российской Федерации, в которую вошли эксперты-практики и добровольцы.
С начала 2013 года была организована активная работа над проектом федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)». После проведения ряда мероприятий были собраны предложения и замечания. Законопроект был доработан и 21 июня 2013 года членами Совета Федерации А.А. Борисовым, В.В. Рязанским и Ю.Л. Воробьевым и внесен в Государственную Думу [4].
Государственная Дума направила законопроект в субъекты Российской Федерации для рассмотрения перед первым чтением. В ответ поступило 65 положительных отзывов и только 3 отрицательных (Москва, Ленинградская и Брянская области). Законопроект обсуждался в Общественной палате Российской Федерации и в Государственной Думе. По результатам слушаний 20 ноября 2013 года было принято решение создать при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рабочую группу по доработке проекта федерального закона № 300326-6 «О добровольчестве (волонтерстве)». Однако за время работы членам рабочей группы не удалось прийти к единому мнению по доработке законопроекта.
Суть законопроекта заключается в создании правовой основы функционирования в России добровольчества (волонтерства), структуры, механизмов функционирования институтов и организаций, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность, определении основных принципов добровольчества (волонтерства), целей и задач добровольческой (волонтерской) деятельности, форм и видов добровольческой (волонтерской) деятельности, прав и обязанностей участников добровольческой (волонтерской) деятельности, отношений между ними, системы мер по стимулированию добровольчества (волонтерства), полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной области. Последнее имеет особое значение, поскольку позволяет, с одной стороны, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям на легальной основе выступать организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, а с другой стороны - служит ориентиром для добровольцев (волонтеров), получателей их помощи и для общества в целом в том, что именно они могут ожидать от такой деятельности, как и для чего она может быть организована.
Мы полагаем, что российским волонтерам такая законодательная поддержка нужна, в том числе для повышения прозрачности этой деятельности и, в конечном счете, -улучшения ее результативности. Для этого законопроектом устанавливается ряд основных понятий (таких, как «добровольчество (волонтерство)», «доброволец (волонтер)», «добровольческая (волонтерская) деятельность», «получатель помощи добровольца (волонтера», «добровольческая (волонтерская) организация», «координатор добровольцев (волонтеров)», «организатор добровольческой (волонтерской) деятельности» и другие), определяются такие важные элементы регулирования, как добровольный учет (регистрация) добровольцев (волонтеров), общие вопросы информационной системы добровольчества (волонтерства) и другие. Законопроект распространяет свое действие на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц, негосударственные (немуниципальные) коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Важнейшим стимулом развития добровольческого (волонтерского) движения является система моральных поощрений и преференций, таких как преимущественное право поступления в вузы для всех добровольцев независимо от сферы их деятельности. Во всех цивилизованных странах добровольческая деятельность активно поддерживается государством. Эта поддержка может выражаться в самых разнообразных преимуществах. Например, в Германии стимулирующей мерой является включение волонтерской деятельности в трудовой стаж, а в США она учитывается при поступлении в университет - данные меры прописаны в законодательствах этих стран. Мы уверены, что законодательное регулирование в нашей стране добровольческой (волонтерской) деятельности обеспечит государственную поддержку важных гражданских инициатив, позволяющих людям реализовать себя в гуманной и безвозмездной деятельности на благо общества. Законопроект определяет порядок учета, подготовки, защиты здоровья всех тех, кто готов отдать свой труд людям, во многом исключит ненужную политизацию процесса, обеспечит преемственность мирового опыта и интеграцию российского добровольчества (волонтерства) в мировую систему подобных организаций.
Правительством Российской Федерации инициируется внесение изменений в отдельные отраслевые федеральные законы, определяющие взаимоотношения государственных и муниципальных учреждений с добровольцами (спортивное волонтерство, добровольные пожарные, добровольные народные дружины и добровольцы в здравоохранении). Государственная Дума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект, который предусматривает право преимущественного поступления добровольцев, занятых в сфере здравоохранения, в медицинские вузы. При этом для спортивных волонтеров, добровольных пожарных, поисковиков, дружинников и других добровольцев такой нормы не предусмотрено. Сложившаяся практика регулирования и поддержки добровольческой деятельности путем внесения точечных изменений в отраслевые федеральные законы может иметь место одновременно с принятием базового федерального закона о добровольчестве. При этом базовый закон необходим для унификации понятия «доброволец (волонтер)» и механизмов поддержки добровольческой деятельности.
В декабре 2016 года Минэкономразвития России разработало и разослало в субъекты Российской Федерации Методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями. Эта инструкция в большинстве своем дублирует положения проекта федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)», что говорит о его актуальности и необходимости принятия на федеральном уровне. Например, в методических рекомендациях предусмотрено, что права, обязанности и полномочия учреждения и добровольца в процессе взаимодействия должны фиксироваться гражданско-правовым актом - договором или соглашением
104
учреждения с добровольцем. Предусматривается также наличие координатора -представителя государственного (бюджетного) учреждения. Описывается порядок осуществления учета добровольцев. Также в целях фиксации практики труда добровольца ему может выдаваться «Личная книжка добровольца», которая заполняется координатором добровольцев. В «Личную книжку добровольца» заносятся сведения о добровольце, его добровольном труде и периоде работы в учреждении, а также об обучении и поощрениях.
В заключении можно сделать вывод, что волонтеров привлекают к своей деятельности очень разные по своей правовой форме организации, объединения и структуры. «В российском законодательстве нет понятия «волонтерская организация». В настоящее время это устойчивое сообщество волонтеров (добровольцев), существующее для решения какой-то общественной проблемы. Волонтеры — такие люди, которые помогают своим личным участием. Их ресурс — это время, силы, умения, но никак не деньги» [5].
Рассмотрим законодательную базу в экологической среде. В настоящем федеральном законе указаны правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды - обеспечение оптимального решения социально -экономических задач, сохранения природных ресурсов и биологического разнообразия, а также укрепление правопорядка и обеспечения экологической безопасности. Данный закон регулирует взаимодействие человека и природы, которое может возникать при деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Такое действие рассматривается как влияние не только на какую-то конкретную часть планеты, а как на ту среду, являющуюся основой жизни на Земле. В документе сказано, что хозяйственная и иная деятельность должна быть реализована исходя их принципов: организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры граждан; участие граждан и любых объединений в решении задач охраны окружающей среды.
В федеральном законе об отходах производства и потребления указаны правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, в том числе, на здоровье человека. Также в данном документе описано рациональное использование ненужных продуктов, внедрением в хозяйственный оборот в качестве дополнительного сырья. Законодательно защищена и воздушная атмосфера, которая для нас является жизненно важным элементом окружающей природы. Настоящий Федеральный закон об охране атмосферного воздуха направлен на реализацию конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, а также на знание истинной информации о ее состоянии.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в статье 71, главе XIII «Основы формирования экологической культуры» указано, что в для формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов создается и развивается система всеобщего, комплексного экологического образования, которая включает все образовательные организации(дошкольные, школьные, средне-специальные и высшие учебные заведения), послевузовское образование, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний через средства массовой информации, городские культурные и развлекательные мероприятия, музеи, библиотеки и т.д.
В ст. 72, п. 1 закона сказано, что преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм. В ст. 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти РФ, органы местного самоуправления, средства массовой информации и т.д. Мы видим, что уже с января 2002 года законодательно было установлено
обязательное экологическое воспитание детей и молодежи, а также экологическое просвещение всего населения России.
30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых он поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения, в том числе:
- обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
- развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
Существуют также «Водный кодекс Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации» и «Земляной кодекс Российской Федерации», «Лесной кодекс Российской Федерации», где раскрываются основные принципы законодательства, осуществление государственного контроля за ресурсами, правильное использование и охрана данных объектов.
Конституция Российской Федерации - основа системы экологического законодательства, которая была принята 12 декабря 1993 года. В ней собраны все основные положения экологической стратегии государства, а также способы улучшения системы правопорядка в данной сфере. В статье 9 отмечено, что земля и ресурсы природы на территории Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни народов, отмечено право граждан на землю и другие природные ресурсы. Статья 42 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой многогранную систему, решения которой проявляется в регулировании взаимодействия человека и природы, подчинением их системе законоположений. Как мы видим, в систему государственных мероприятий России по сохранению, восстановлению, улучшению благоприятных условий входят четыре группы юридических направлений: правовое регулирование отношений взаимодействия человека и природы, государственный контроль, юридическая ответственность правонарушителя, организация качественного экологического образования и воспитания. Природоохранное законодательство составляет совокупность норм, правовых актов, которые объединяет общий объект и принципы реализации защиты. Законы, распоряжения, постановления, нормативные акты - источники экологического права, которые содержат нормы регуляции экологических отношений. Также важно отметить, что особое место занимают международно-правовые акты. Государственная политика направлена на развитие экологического воспитания граждан России. Тому свидетельствует указ президента Владимира Путина о проведении в 2017 году в Российской Федерации года экологии. Также 30 апреля 2012 года Президент Российской Федерации утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». При экологическом правонарушении ответственность может быть:
• Дисциплинарной (привлечение администрацией предприятия к дисциплинарной ответственности, нарушение экологических правил, исполнение которых входит в перечень трудовых обязанностей).
• Материальной (взыскание ущерба в судебном порядке за нанесенный вред, который причинен экологическим правонарушителем для сохранения природной среды от негативных воздействий).
• Административной (отмечено отсутствие состава преступления, применяется к физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность).
• Уголовной (Уголовный кодекс, глава 26. Совершение общественно опасного деяния, посягающее на установленный экологический порядок и экологическую безопасность общества).
В ходе рассмотрения уголовных дел, судами было рекомендовано разделять экологические преступления и экологические проступки, то есть те деяния, за которые установлена административная ответственность. В настоящее время в России очень часто мы наблюдаем нарушение экологических законов, в том числе и среди молодежи. Экологически неблагополучными признаются около 15: территории России. По мнению экспертов, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15-16: в год, тем самым значительно опережая темп роста ВВП. Экологи также считают, что в некоторых регионах от 35 до 60: питьевой воды не соответствует санитарным нормам. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. гектаров. В этих условиях значительно вырастает роль правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, а также экологической науки, экологического образования и воспитания [2].
Подводя итоги, следует отметить отсутствие стабильности, процесс социальных сдвигов усиливают негативные тенденции и провоцируют делинквентное поведение, и как следствие деградацию, уничтожение окружающего мира и саморазрушение.
Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством [3].
Даже при такой сильной законодательной базе, действующей на территории Российской Федерации, на данный момент мы видим увеличение числа экологических правонарушений. На сайте Федеральной служба государственной статистики указано, что в 1998 году было совершено 7721 преступление, а в 2015 году — 24856 преступлений.
Конституция, Федеральный закон, «Водный кодекс Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации», «Земляной кодекс Российской Федерации" и «Лесной кодекс Российской Федерации», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» - в данных документах указаны правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.
Несмотря на законодательную базу, число экологических правонарушений среди молодежи возрастает, что подтверждает необходимость проведения профилактики делинквентного поведения.
Список литературы
1. Воробьев Ю.Л.Волонтерам России необходима поддержка в виде закона //
Вестник Совета Федерации, 2017. № 2. С. 46-51.
2. Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. // ИД
ФОРУМ: НИЦ Инфра, 2013. С. 400.
3. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации.
4. Москаленко Т.А. Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека). Материалы встречи Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева с генеральным директором Агентства стратегических инициатив С.В. Чупшевой 31 марта 2017 г. (о создании условий для участия в добровольческих и волонтерских акциях и о разработке предложений по нормативному регулированию волонтерского движения, добровольческой деятельности). [Электронный ресурс]. Москва, апрель 2017. Режим доступа: http://www.redcross.ru/sites/default/files/books/volonterstvo.pdf/ (дата обращения: 24.01.2018).
5. Социальное волонтерство. Теория и практика. Москва: Омега-Л, 2016. 128 с.
6. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. // М.: ФЛИНТА, 2014. С. 144.
КРЕАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Сотиболдиева М.К.
Сотиболдиева Махзуна Кахрамон кизи - студент, 3-й английский факультет, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье уточнены понятия креативность и творческое мышление. Объясняются различия между креативностью и творческим мышлением. А также рассматриваются структурные компоненты творческого потенциала будущего педагога и критерии педагогического творчества.
Ключевые слова: креативность, творческое мышление, педагог, мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, деятельно-операционный компонент.
Свою статью я хотелa бы начать с цитаты из трактата «Образование и смысл жизни» Джидду Кришнамурти, философа, который в 20-х гг. прошлого века основал несколько школ в США, Великобритании и у себя на родине, в Индии: «Правильное образование начинается с педагога, который постиг свою сущность и поэтому мыслит нестандартно. Если педагог не получил правильного образования, то максимум, на что он способен, — это прокомментировать учебник...» [1]. Таким образом, ключевой фигурой в деле подготовки кадров является учитель, а педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и творческим мышлением и креативностью. Постоянная работа по развитию творческого потенциала педагогов и креативности не только поможет им ориентироваться в огромном объеме современных инновационных технологий, методик, программ, но будет способствовать повышению профессионализма. Что же такое креативность?
Креативность и творчество — не одно и то же. Творчество — это создание продукта искусства. Креативность — это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей. Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление — это способность к изобретательству и научным открытиям. Несомненно, сочетание двух