Научная статья на тему 'ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО (ВОЛОНТЕРСТВО) В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО (ВОЛОНТЕРСТВО) В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСТВО / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В РФ ДО 2025 ГОДА / СТАНДАРТ ПОДДЕРЖКИ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В РЕГИОНАХ / VOLUNTARY WORK / VOLUNTEERING / ROAD MAP FOR DEVELOPMENT OF VOLUNTARY WORK (VOLUNTEERING) IN THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2025 / STANDARD OF SUPPORT FOR VOLUTARY WORK (VOLUNTEERING) IN THE RUSSIAN REGIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Анна Валерьевна, Евстафьева Элина Михайловна

В статье рассматриваются нормативно-правовые акты, регулирующие добровольческую (волонтерскую) деятельность в современной России. Представлен генезис 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; план мероприятий по развитию волонтерского движения, при реализации которого был разработан Стандарт взаимодействия волонтеров с органами государственной власти РФ и организациями; Концепция развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTARY WORK (VOLUNTEERING) IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY (LEGAL ASPECT)

The article deals with laws and regulations, which regulate voluntary work (volunteering) activities in modern Russia. Genesis of the federal law 135-FZ “On Charity work and Voluntary work (Volunteering)” is presented. The article also discusses the plan of action for the development of the volunteer movement, during the implementation of which the Standard for the interaction of volunteers with public authorities of the Russian Federation and organizations was developed. The road map for development of voluntary work (volunteering) in the Russian Federation until 2025 is analyzed.

Текст научной работы на тему «ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО (ВОЛОНТЕРСТВО) В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

SOCIAL PARTNERSHIP

Трудовое право; право социального обеспечения

Employment Law; Right to social security

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-70-78

Добровольчество (волонтерство) в современном российском обществе (правовой аспект)

А.В. Яковлева1, a ©, Э.М. Евстафьева2, b ©

1 Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

a E-mail: yeif@mail.ru b E-mail: elle9800@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты, регулирующие добровольческую (волонтерскую) деятельность в современной России. Представлен генезис 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; план мероприятий по развитию волонтерского движения, при реализации которого был разработан Стандарт взаимодействия волонтеров с органами государственной власти РФ и организациями; Концепция развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.

Ключевые слова: добровольчество, волонтерство, Концепция развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года, Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах

12.00.05

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО (ВОЛОНТЕРСТВО) В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Яковлева А.В., Евстафьева Э.М. -

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-70-78

Voluntary work (volunteering)

in the modern russian society (legal aspect)

A.V. Yakovleva1, a ©, E.M. Evstafeva2, b ©

1 Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation

2 Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Saint-Petersburg, Russian Federation

a E-mail: yeif@mail.ru b E-mail: elle9800@mail.ru

Abstract. The article deals with laws and regulations, which regulate voluntary work (volunteering) activities in modern Russia. Genesis of the federal law 135-FZ "On Charity work and Voluntary work (Volunteering)" is presented. The article also discusses the plan of action for the development of the volunteer movement, during the implementation of which the Standard for the interaction of volunteers with public authorities of the Russian Federation and organizations was developed. The road map for development of voluntary work (volunteering) in the Russian Federation until 2025 is analyzed.

Keywords: voluntary work, volunteering, road map for development of voluntary work (volunteering) in the Russian Federation until 2025, standard of support for volutary work (volunteering) in the Russian regions

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе добровольчество (волон-терство) представляет собой часть структуры любого общества. Отмечается, что оно может быть важнейшим ресурсом для обеспечения мира и развития. Несмотря на это, для того, чтобы понять ценность вклада добровольцев (волонтеров) в экономику и общество, необходимы дополнительные данные. По имеющейся информации, представленной в «Отчете о состоянии добровольчества в мире за 2018 год», рабочая сила добровольцев насчитывала 109 миллионов эквивалентов штатных сотрудников, работающих полный рабочий день (как отмечают исследователи, это превышает рабочую силу во многих крупных глобальных отраслях). 30% из этого количества, заняты в добровольчестве официально через организации, ассоциации и группы. Оставшаяся часть, а это 70% через неформальное взаимодействие между отдельными лицами. Безусловно, это является неким препятствием при проведении более точного анализа, о количестве людей осуществляющих добровольческую деятельность [11].

Приводя данные о развитии добровольчества (во-лонтерства) в России, следует отметить, что в мире ни одно крупное мероприятие, ни проходит без их участия. Так на зимней олимпиаде в Сочи в 2014 г. работало 25 тысяч волонтеров (как из России, так и еще из 66 стран). Они были задействованы в 17 областях

деятельности, начиная от встреч делегаций в аэропорту и заканчивая помощью в организации церемоний открытия и закрытия Игр [Бондаренко, 2014]. В 2018 г. в организации Чемпионата мира по футболу ФИФА в общей сложности было задействовано порядка 35 тысяч (из которых 17 тысяч, это были добровольцы оргкомитета «Россия-2018» и более 18 тысяч городских волонтеров) [Филиппов, 2018], которые прекрасно справились со своей задачей. Проведение последнего мероприятия послужило толчком, к изменению основного нормативного правового акта регулирующего данную область, так как накануне в него были внесены поправки касающиеся как формулировки самого закона, так и той его части, которая затрагивала условия и порядок осуществления именно добровольческой (волонтерской) деятельности, права и обязанности добровольцев (волонтеров).

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА)

На современном этапе в России действует федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительности и добровольчестве (волонтерстве)». Однако следует отметить, что первоначально закон назывался иначе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (рис. 1).

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)

Редакции: 11.08.1995 г. 21.03.2002 г. 25.07.2002 г. 04.07.2003 г. 22.08.2004 г. 30.12.2006 г. 30.12.2008 г. 23.12.2010 г. 05.05.2014 г. Редакции: 10.05.02.2018 г. 10.18.12.2018 г. 11.07.04.2020 г.

Добровольческая (волонтерская) деятельность

Добровольная деятельность в форме

Безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, предусмотренных законом

просто физические лица. Тогда как волонтерские организации могут быть в определенных формах некоммерческих организаций. В свою очередь различными будут и права данных участников ФЗ № 135 (рис. 5, 6).

Рис. 1. Генезис 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

Как мы можем заметить, на сегодняшний день насчитывается порядка 12 редакций данного документа. В контексте нашего исследования, нас интересуют изменения 10 редакции от 05.02.2018 г., поскольку именно в ней было закреплено новое название нормативного документа, который в последствии стал именоваться «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Также в нем дано определение, что следует под ней понимать (рис. 2) и раскрыты цели ее осуществления (рис. 3) ФЗ № 135. Следует отметить, что несколько иначе звучит определение добровольчества и добровольческой деятельности закрепленное в Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 января 2002 г. «Рекомендации о поддержке добровольчества», под которой понимается «Широкий спектр видов деятельности, осуществляемых по собственной воле и на благо всего общества, для которых денежное вознаграждение не является главным мотивирующим фактором [8].

Рис. 2. Дефиниция добровольческая (волонтерская) деятельность

Так как волонтерская деятельность охватывает широкий круг людей по всей стране, для слаженной работы должна быть организована структура, которая будет распределять обязанности и направлять все в правильное русло.

Участники добровольческой деятельности представлены на рис. 4 ФЗ № 135.

Как мы можем заметить, и организаторы добровольческой деятельности, и добровольческие организации являются некоммерческими организациями, однако у них есть некоторые различия. Организаторами волонтерской деятельности также могут выступать

Цель добровольческой (волонтерской) деятельности

Социальная поддержка и защита граждан: включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы

Подготовка населения:

• к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

• в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности

Оказание помощи:

пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам

Содействие:

• укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

• укреплению престижа и роли семьи в обществе;

• защите материнства, детства и отцовства;

• деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

• деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан,

а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

• деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;

• добровольческой (волонтерской) деятельности;

• развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

• патриотическому,духовно-нравственному воспитанию детейимолодежи;

• деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

• профилактике социально опасных форм поведения граждан

Охрана:

• окружающей среды и защиты животных;

• должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения

Социальная реабилитация:

детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Поддержка:

общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций

Рис. 3. Цель добровольческой (волонтерской) деятельности

Можно заметить, что некоторые пункты в правах добровольцев и организаторов являются взаимосвязанными. Например, организатор в праве информировать граждан об участии в той или иной волонтерской деятельности, в то время как добровольцы имеют права на получение информации об осуществляемой ими добровольческой деятельности, а также информационную, консультационную и методическую поддержку.

Рис. 4. Участники добровольческой (волонтерской) деятельности

Бесспорным остается тот факт, что наибольшую роль в развитии добровольчества играет государство. Организаторы волонтерской деятельности вправе получать поддержку органов государственной власти на всех уровнях, взаимодействовать с ними и участвовать в различных мероприятиях, связанных с координацией добровольческой деятельности ФЗ № 135 (табл. 1).

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

1 декабря 2016 г. Президент РФ утвердил перечень, содержащий 25 поручений по реализации послания Президента РФ. Одно из таких поручений касалось развития волонтерского движения в России. Общественной палате РФ совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив» и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, было

Рис. 5. Права добровольца (волонтера)

Рис. 6. Права организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности

5 июля 2017 г. в рамках реализации посланий Президента РФ был утвержден план мероприятий по развитию волонтерского движения в РФ. Несмотря на то, что срок реализации 2017-2018 гг., контрольные показатели реализации плана мероприятий представлены до 2020 г. (рис. 8) [4].

Как мы можем заметить, контрольные значения плана представлены семью показателями, пять из которых показывают развитие волонтерского движения в региональном разрезе.

Стандарт основан на принципах (рис. 9), при соблюдении которых достигается поставленная задача - укоренение в субъектах РФ модели содействия развитию добровольчества [3: 7].

Реализация Стандарта включает в себя 9 шагов (рис. 10) [Там же: 8-10].

Отмечается, что в средне- и долгосрочной перспективе внедрение Стандарта позволит:

• создать условия для увеличения доли населения региона, вовлеченного в добровольчество, числа благо-получателей, получающих помощь добровольцев, и/ или объема услуг, предоставляемых ими;

• обеспечить равный доступ всех возрастов к возможностям добровольчества, учитывающих их мотивацию;

• объединить ресурсы бизнеса, некоммерческих и образовательных организаций в реализации совместных добровольческих программ на базе государственных и муниципальных учреждений и добровольческих центров;

Таблица 1

Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

Федеральные органы исполнительной власти Органы государственной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления

• Разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) РФ • Участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волон-терства) • Участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) • Разработка и реализация государственных Программ (подпрограмм) субъектов РФ • Популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности • Поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства) • Формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтер-ства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов РФ Формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм)

Методическое обеспечение соответствующих органов и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах РФ и на территориях муниципальных образований

• Оказание поддержки организаторам волонтерской деятельности, волонтерским организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки волонтерам, организаторам волонтерской деятельности и волонтерским организациям • Утверждение порядка взаимодействия соответствующих органов власти, подведомственных им гос. Учреждений с организаторами волонтерской деятельности, волонтерскими организациями

Источник: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3340.

60

45 —

65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55

35 Д

70

2017 2018 2019 2020 а

70

2017 2018 2019 2020 в

45 46 47

37

2017 2018 2019 2020 д

80

20

II

20

42

36 36

55

65

30 35

47 43 44 48 43 45 46 44

2017 2018 2019 2020 б

22,1 25,1 ЗД1 ЗД1

п П П

2017 2018 2019 2020 г

40

2017 2018 2019 2020 е

47

2017 2018 2019 2020

| Стационар I И Полустационар I I На дому

ж

укрепить доверие граждан к некоммерческому сектору, а также предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям человеческий ресурс для развития;

повысить эффективность организации добровольческой деятельности;

привлечь дополнительные внебюджетные средства в социальную сферу.

Рис. 8. Контрольные показатели плана мероприятий по развитию волонтерского движения на период до 2020 г.: а - количество субъектов РФ, в которых развитие добровольчества выделено в качестве отдельного направления конкурса субсидий для социально ориентированных некоммерческих организаций, ед.; б - количество субъектов РФ, меры добровольчества в которых соответствуют требованиям модели поддержки волонтерства в регионах, ед.; в - доля добровольческих организаций, осуществляющих свою деятельность на базе ФГО организаций ВО, в общей численности ФГО организаций ВО, %; г - удельный вес численности молодыхлюдей в возрасте от 14до 30 лет, принимающих участие в волонтерской деятельности, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, %; д - количество субъектов РФ, в которых вовлечены граждане старшего поколения и инвалиды в добровольческую деятельность, ед.; е - количество субъектов РФ, реализующих программы наставничества в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ед.; ж - количество субъектов РФ, в которых привлекаются волонтеры в организации социального обслуживания, представляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, в форме социального обслуживания на дому заключившие соглашение о реализации совместных благотворительных программ с привлечением волонтеров, ед.

Рис. 9. Принципы Стандарта

Принятие регламента взаимодействия региональных органов государственной власти сСОНКО,волонтерскими организациями

Назначение ответственного за развитие волонтерства в регионе на уровне не ниже заместителя руководителя главы субъекта РФ

Ж

Создание Совета по вопросам добровольчества (волонтерства)

Оказание информационной поддержки и популяризации добровольчества (волонтерства)

Предоставление субсидий и грантов (добровольческим) волонтерским организациям

Рис. 10. Основные шаги при реализации Стандарта

Результаты внедрения Стандарта в регионах представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты внедрения Стандарта поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах

Достигнутый результат Количество регионов

Учредили награды в области добровольчества 50

Приняли концепцию развития добровольчества 10

Осуществляют сбор данных о потребностях в привлечении добровольцев с помощью органов власти 19

Стали выпускать дипломы, благодарственные письма и другие знаки 60

Начали проводить регулярные местные форумы волонтеров 60

Передали полномочия по поддержке добровольчества органам молодежной политики 48

Инициализировали организацию регулярных местных волонтерских акций 57

Сделали первые шаги по внедрению популяризации добровольчества путем проведения лекций в школах, ВУЗах для просвещения молодежи 14

Провели методические рекомендации по развитию добровольчества 30

Данные по результатам внедрения указанного Стандарта представлены на 11 апреля 2020 г., с момента нашего первого обращения на сайт (16 декабря 2018 г.) изменений не произошло [7]. Несмотря на это, можно отметить, что его внедрение проходит весьма успешно. По информации представленной на сайте Агентства стратегических инициатив Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) внедрен в регионах России на 96%, 64 субъекта реализовали все девять шагов стандарта [12].

Отсюда следует вывод, что добровольчество набирает свои обороты и активно укрепляется в нашей жизни, что говорит о его дальнейшем развитии в нашей стране.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В РФ ДО 2025 ГОДА

Еще одним документом, поддерживающим добровольчество (волонтерство) и определяющим перспективы его развития, является Концепция развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г. Проект, которой был подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017. Окончательное закрепление на законодательном уровне данная концепция получила лишь, после подписания Распоряжения Правительства РФ от 27.12.2018 г. № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» (далее Концепция Волонтерства 2025). Данный документ представляет собой, ряд мероприятий по улучшению взаимодействия государства и некоммерческих организаций для популяризации добровольчества (волонтерства) в нашей стране. Цель и задачи, позволяющие достигнуть этой цели, представлены на рис. 11 (РП № 2950-р).

Источник: Развитие волонтерства в регионах. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/social/ volunteers/

Рис. 11. Цель и задачи развития добровольчества (волонтерства) в РФ в соответствии с Концепцией Волонтерства 2025

Развитие добровольчества (волонтерства) в России подразумевает его реализацию в следующих сферах общественной жизни, причем следует оговориться, что список этот закрыт РП № 2950-р (рис. 12).

Представленные сферы подразделяются еще по направлениям, так в здравоохранении к примеру выделяют: содействие и оказание медицинской помощи гражданам, пропаганда донорства крови и ее компонентов, помощь в уходе за пациентами в лечебных и реабилитационных учреждениях и так далее РП № 2950-р.

На сегодняшний день Концепциия Волонтерства 2025 выделяет типы добровольчества (волонтерства) РП № 2950-р, показанные на рис. 13.

Несколько иные типы добровольчества выделяются в Программе добровольцев ООН (рис. 14) [11].

Поскольку реализация Концепции Волонтерства 2025 рассчитана на долгосрочный период, в ней пред-

Рис. 14. Официальное и неформальное добровольчество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итого выше изложенному, следует отметить, что добровольческая (волонтерская) деятельность - один из признаков развитого гражданского общества. На сегодняшний день добровольчество

ставлены ожидаемые результаты, которые носят описательный характер и не подкреплены конкретными цифрами. Это в свою очередь затрудняет дать оценку об эффективной реализации данной концепции РП № 2950-р (рис. 15).

• Образование

• Здравоохранение

• Культура

• Социальная поддержка и социальное обслуживание населения

• Физическая культура и спорт

• Охрана окружающей среды

• Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Рис. 12. Сферы реализации добровольчества (волонтерства) в РФ в соответствии с Концепцией Волонтерства 2025

Рис. 15. Ожидаемые результаты от реализации Концепции Волонтерства 2025

Рис. 13. Типы добровольчества (волонтерства)

Сферы реализации добровольчества (волонтерства)

(волонтерство) - это весьма популярная тенденция. Согласно данных представленных в «Отчете о состоянии добровольчества в мире за 2018 год», по странам, внедрившим политику, законодательство или другие меры, связанные с добровольчеством или имеющие отношения к нему, Россия, входит в число 68 стран, которые ее внедрили или обновили с 2008 (так называемая группа Б), выделяется еще две группы: группа А - страны, которые внедрили политику, закон или другие меры, посвященные добровольчеству или имеющие к нему отношение, до 2008 г. (в эту группу входит 23 страны) и группа В - страны, про которые известно, что они готовят политику, закон или другие меры, посвященные добровольчеству или имеющие к нему отношение, на момент составления этого отчета, в нее входило 4 страны [11]. Что и продемонстрировало проведенное исследование, причем следует отметить, что Стандарт взаимодействия волонтеров России был представлен в глобальном отчете ООН о состоянии добровольчества в мире за 2018 год в качестве примера лучшей практики по выстраиванию взаимодействия между государственными органами и добровольческими организациями. Несмотря на то, что в России в этом

направлении наблюдаются положительные динамика, следует отметить причины, которые препятствуют развитию добровольчества в нашей стране (рис. 16) [7].

Рис. 16. Причины, препятствующие развитию добровольчества (волонтерства) в России

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко О. Встречали с улыбкой. Волонтеры создали в Сочи незабываемую атмосферу. Российская газета. Федеральный выпуск. 25.02.2014. № 44 (6316).

2. Лучшие практики к стандарту поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/social/ volunteers/best practies.pdf

3. Методические рекомендации по внедрению стандарта поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/upload/medialibrary/ff7/Stand-art-podderzhki-dobrovolchestva_internet.pdf

4. План мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации (утв. Правительством РФ 05.07.2017 № 4723п-П44) // Сборник официальных документов и материалов. 2017. № 8.

5. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию (утв. Президентом РФ 05.12.2016 № Пр-2346). [Электронный ресурс]. URL:http://www.krem-lin.ru/acts/assignments/orders/53425

6. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. № 53. Ч. II. Ст. 8791.

7. Развитие волонтерства в регионах. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/ social/volunteers/

8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 января 2002 г. «Рекомендации о поддержке добровольчества». [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ pdf?symbol=ru/A/RES/56/38

9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/meetings/en/ SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 г. «Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период». [Электронный ресурс]. URL: https://undocs. org/ru/A/RES/70/129

REFERENCES

1. Bondarenko О. They met everyone with smiles. Volunteers created an unforgettable atmosphere in Sochi. Rossiyskaya Gazeta. Federal edition. 25.02.2014. No. 44 (6316). (In Russ.).

2. Best practices for the standard of support for voluntary work (volunteering) in the Russian regions. Agency for Strategic Initiatives. [Electronic resource]. URL: https://asi.ru/social/ volunteers/best practies.pdf

3. Methodical guidelines for the implementation of the standard of support for voluntary work (volunteering) in the Russian regions. Agency for Strategic Initiatives. [Electronic resource]. URL: https://asi.ru/upload/medialibrary/ff7/Standart-podder-zhki-dobrovolchestva_internet.pdf

4. The action plan for the development of the volunteer movement in the Russian Federation (approved by the Government of the Russian Federation on 05.07.2017 No. 4723n-n44). Collection of Official Documents and Materials. 2017. No. 8. (In Russ.).

5. List of instructions for implementation of the Presidential Address to the Federal Assembly (approved by the President of the Russian Federation on 05.12.2016 No. np-2346). [Electronic resource]. URL:http://www.kremlin.ru/acts/assign-ments/orders/53425

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated 27.12.2018 No. 2950-p "On approving the Road map for development of voluntary work (volunteering) in the Russian Federation until 2025". Collection of the Legislation of the Russian Federation. 31.12.2018. No. 53. Part II. Art. 8791. (In Russ.).

7. Development of volunteering in the regions of Russia. Agency for Strategic Initiatives. [Electronic resource]. URL: https://asi. ru/social/volunteers/

8. Resolution of the UN General Assembly dated 10 January 2002 "Recommendations for supporting volunteering". [Electronic resource]. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/ RES/56/38

9. Resolution of the UN General Assembly dated 25 September 2015 "The transformation of our world: the sustainable development agenda for the period up to 2030". [Electronic resource]. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocu-ments/ares70d1_ru.pdf

10. Resolution of the UN General Assembly dated 17 December 2015 "Integrating volunteering into the work for peace and development: an action plan for the next decade and beyond". [Electronic resource]. URL: https://undocs.org/ru/AyRES/70/129

11. Связующая нить. Добровольчество и устойчивость сообществ. Отчет о состоянии добровольчества в мире за 2018 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unv.org/sites/default/ files/51692_UNV_SWVR_2018_Russian_WEB_20-11.pdf

12. Стандарт поддержки добровольцев полностью внедрили 64 региона. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/121756/

13. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3340.

14. Филиппов А. В проведении ЧМ-2018 приняло участие около 35 тыс. волонтеров. 16.07.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20180716/1524674271.html

11. Common thread. Volunteering and sustainability of communities. World Volunteerism Report 2018. [Electronic resource]. URL: https://www.unv.org/sites/default/files/51692_UNV_ SWVR_2018_Russian_WEB_20-11.pdf

12. The volunteer support standard has been fully implemented by 64 Russian regions. Agency for Strategic Initiatives. [Electronic resource]. URL: https://asi.ru/news/121756/

13. Federal law dated 11.08.1995 № 135-FZ (edition dated 18.12.2018) "On Charity work and Voluntary work (Volunteering))" // Collection of the legislation of the Russian Federation. 14.08.1995. No. 33. Part 3340.

14. Filippov А. In holding the World Cup 2018 about 35 thousand of volunteers participated. 16.07.2018 [Electronic resource]. URL: https://sn.ria.ru/20180716/1524674271.html

Статья поступила в редакцию 24.03.2020, принята к публикации 24.04.2020 The article was received on 24.03.2020, accepted for publication 24.04.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Яковлева Анна Валерьевна, доктор экономических наук, профессор; доцент Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России. Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID 00000001-9219-9405. E-mail: yeif@mail.ru

Евстафьева Элина Михайловна, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: elle9800@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Anna V. Yakovleva, Doctor of Economics, Full professor; Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia. Saint-Petersburg, Russian Federation. ORCID 0000-0001-9219-9405. E-mail: yeif@mail.ru

Elina M. Evstafeva, Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics. Saint-Petersburg, Russian Federation. E-mail: elle9800@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.