Научная статья на тему 'Место автоматизированных рабочих мест в системе среднего образования'

Место автоматизированных рабочих мест в системе среднего образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
485
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / AUTOMATED WORKPLACE / SOFTWARE / ELECTRONIC JOURNAL / ELECTRONIC DIARY. AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Суханова Надежда Тимофеевна, Добровкин Владислав Иванович

В статье рассматриваются вопросы использования автоматизированных рабочих мест в системе среднего образования. Проводится анализ существующих программных решений на рынке программного обеспечения по автоматизации среднего образовательного учреждения. Проводятся функциональные возможности АРМ классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Суханова Надежда Тимофеевна, Добровкин Владислав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF AUTOMATED WORK PLACES IN THE SECONDARY EDUCATION SYSTEM

The article deals with the use of automated workplaces in the system of secondary education. The analysis of existing software solutions in the market of software for the automation of secondary educational institutions. Conducted functionality of the classroom ARM.

Текст научной работы на тему «Место автоматизированных рабочих мест в системе среднего образования»

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. / М.А. Чошанов - М.: Народное образование, 1996. - 157 с.

9. Шорт Э. Концепция компетенции: ее правильное и неправильное использование в образовании / Эдмунд Шорт // Journal of Teacher Education. - 1985. - Vol. 36. - №2. - Р. 2-6.

10. Ягупов В.В. Провщш методолопчш характеристики основних видiв компетентност майбутшх фахiвцiв, яю формуються у системi професшно-техшчно! осв™ / В.В. Ягупов // Модершзащя професшно! освт i навчання: проблеми, пошуки i перспективи: зб. наук. пр. / [редкол.: В.О. Радкевич (голова) та ш.] -К.: 1н-т проф. техн. Освiти НАПН Укра!ни, 2012. - Вип. 2. - С. 45-49

11. Енциклопедiя осв™ / АПН Укра!ни; голов. ред. В.Г. Кремень; [заст. голов. ред. О.Я Савченко, В.П. Андрущенко]. - К.: Юршком 1нтер, 208. - 1040 с.

12. Якса Н.В. Професшна тдготовка майбутнiх учителiв: теорiя i методика мiжкультурноl взаемодп в умовах Кримського репону: [монографiя] / Н.В. Якса. - Житомир: Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2008. - 568 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Нижегородский архитектурно-строительный университета (г. Нижний Новгород); студент Добровкин Владислав Иванович

Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина (г. Нижний Новгород) МЕСТО АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования автоматизированных рабочих мест в системе среднего образования. Проводится анализ существующих программных решений на рынке программного обеспечения по автоматизации среднего образовательного учреждения. Проводятся функциональные возможности АРМ классного руководителя.

Ключевые слова: автоматизированное рабочее место, программное обеспечение, электронный журнал, электронный дневник, автоматизированная информационная система, информационная система, информационная среда.

Annotation. The article deals with the use of automated workplaces in the system of secondary éducation. The analysis of existing software solutions in the market of software for the automation of secondary educational institutions. Conducted functionality of the classroom ARM.

Keywords: automated workplace, software, electronic journal, electronic diary. automated information system, information system, information environment.

Введение. На всех этапах развития человечества, стояла задача хранения, обработки и обмена информацией. Первые автоматические системы управления, которые были нацелены на автоматизацию конкретных нужд производства не имели взаимодействия с пользователем. С целью обеспечения взаимодействия между автоматическими системами управления и человеком, потребовалась реализация автоматических рабочих мест (АРМ). Первые АРМ позволяли осуществлять небольшой набор функций, таких как ввод информации в ЭВМ, возможность вывода на экран ЭВМ [4].

В настоящее время, АРМ нашли широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. При этом не исключением являются и образовательные учреждения.

Повсеместное внедрение информационных систем, модули которых позволяют автоматизировать деятельность каждого отдельного сотрудника, значительно повысили качество обработки данных. Базы данных, которые лежат в основе автоматизации каждого компьютерного процесса, стали надежным и эффективным средством представления и структуризации данных [6, 7]. СУБД позволяют работать с большим объемом данных, реализовывать их физическое представление, поисковые запросы по данным, различные выборки по критериям. Деятельность учителя, который испокон веков являлся хранителем информации, безусловно, больше всего нуждалась в упрощении ведения документации путем внедрения в образовательные учреждения АРМ.

Цель статьи заключается в проведении анализа АРМ, предлагаемых для сферы образования. В том числе исследовать основные функции АРМ, выполнить сравнительный анализ наиболее представительных из них на наш взгляд. Рассмотреть уровень информатизации Ветлужской СОШ, Краснобаковского района, Нижегородской области и возможности автоматизации деятельности классного руководителя в частности.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время разработчики в сфере информационных технологий предлагают большой спектр АРМ для системы образования. Рассмотрим некоторые из них, которые на наш взгляд достойны особого внимания.

Программное решение от информационно-вычислительного центра «АВЕРС», позволяет частично автоматизировать деятельность образовательного учреждения. В своей основе, информационная система содержит в себе программные решения по автоматизации рабочих мест директора, секретаря, завуча, учителя, медицинского работника, библиотекаря. Система полностью интегрирована со школьными процессами [5]. Имеется единая база данных, которая содержит в себе информацию об учителях, учениках, расписании, учебном плане и учебной нагрузке. Автоматизированная информационная система «АВЕРС», позволяет вести делопроизводство, вести расчет базисного плана по учебной нагрузке, формировать отчеты по успеваемости учащихся за неделю, месяц, четверть, учебное полугодие. Также система позволяет вести аналитику, позволяющую отслеживает зависимость некоторых факторов, таких как, категория преподавателя, количество учебных часов, посещаемость, на качество знаний учащихся. Подсистема «Здоровье», позволяет вести учет состояния здоровья не только учащихся, но и всего рабочего коллектива учебного заведения, своевременно планировать профилактические мероприятия и диспансеризацию [2].

Еще одна система, которая нацелена на автоматизацию рабочего места работника школьного учреждения, от лаборатории информационных технологий «БАРС» система «Школьный офис», которая позволяет организовывать необходимые для налаживания учебного процесса АРМ [5].

Внедрение системы «Школьный офис» позволяет добиться автоматизации в следующих сферах деятельности образования:

- повышение информационной культуры административного аппарата;

- автоматизация подсистем управления;

- создание информационной среды;

- планирование и просмотр общешкольных мероприятий;

- ведение административно-финансовой деятельности;

- наполнение единой базы данных АРМ по направлениям: «Учителя», «Дневник», «Медицина», «Родители», которые доступны локально и в режиме онлайн при установлении Интернет соединения.

При изучении существующего программного обеспечения в сфере образования, стоит выделить систему от 1С разработчиков «Ю:ХроноГраф Школа 2.5». Система имеет централизованную базу данных и служит для администрирования деятельности в общеобразовательных учреждениях. Внедрение системы позволяет автоматизировать основные аспекты учебного процесса, такие как:

- планирование учебного процесса;

- ведение документооборота общеобразовательного учреждения;

- импорт и экспорт данных, в MS Excel, MS Word;

- связывание участников процесса обучения;

- формирование отчетных документов, как из настраиваемых форм, так и форм, определенных государственным образцом [3].

Система имеет различные модули для каждой категории участников учебного процесса:

- директор;

- учитель;

- классный руководитель;

- секретарь;

- делопроизводитель;

- документовед.

Большинство общеобразовательных учреждений Российской Федерации используют для автоматизации рабочего процесса цифровую образовательную платформу «Дневник.ру». Электронный портал нацелен не только на автоматизацию учебных процессов, но и позволяет организовать взаимодействие между школой, учащимися и их родителями в режиме онлайн, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Базовый функционал системы является полностью бесплатным для каждого из пользователей ресурсом. Система полностью заменяет привычные всем журнал учителя и дневник школьника. Единая информационная база, позволяет вести учет успеваемости, календарное планирование, задавать домашнее задание. Каждый учитель имеет свой личный кабинет, при такой работе в системе, платформа «Дневник.ру» является АРМ учителя [3].

У каждого класса, есть классный руководитель, который имеет доступ ко всем записям о своем классе. При подведении итогов за четверть, полугодие, год, классному руководителю больше не приходится заполнять большое количество документации. Вся информация хранится на сервере и при необходимости, позволяет сформировать отчет, за конкретный промежуток обучения.

Система Дневник.ру включает в себя три основных модуля:

- дистанционное обучение;

- управление документооборотом школы;

- социальная сеть между зарегистрированными участниками веб-портала.

Рассмотрев современные решения по автоматизации рабочих мест в сфере образования, для каждого из предложенных решений были выделены свои «плюсы» и «минусы». Сравнительная характеристика программного обеспечения для автоматизации общеобразовательных учреждений приведена в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика функциональных возможностей АРМ в сфере образования

Функциональные возможности АВЕРС БАРС Ю:ХроноГраф Школа 2.5 Дневник.ру

Планирование Ведение Только ведение Ведение Ведение расписания

учебных занятий расписания, расписания расписания, учет занятий, возможность

отмена нагрузки на отмечать замену

занятий преподавателя преподавателя

Единая БД БД, основных Единая БД Централизованна Единая БД. Информация

модулей отсутствует. я БД. Позволяет синхронизируется с

системы связь только связать сервером в режиме

между учеными информацию онлайн

модулями между каждым модулем системы

Доступ в режиме Доступ в Доступ в режиме Автономная ИС, Доступ к ресурсу только

онлайн режиме онлайн, а также локальный онлайн доступ как локально,так и в режиме онлайн в онлайн-режиме

Импорт и экспорт Только Отсутствие Наличие импорта Отсутствие импорта

данных экспортирован экспорта данных, и экспорта данных. Расписание

ие информации импорт расписания, данных вводится в ручную в системе

для печати дополнительной информации

Дополнительные Модуль Дополнительный Отсутствуют Система включает в себя

модули «Дневник» и модуль модули связи необходимые модули для

«Родитель». «Электронный между родителем качественного ведения

Есть журнал» и учеником. документации, общения в

возможность Наличие пределах ресурса, а также

подключения дополнительных «Дневник»,

модулей «Библиотека» модулей по кадровому учету, «Электронный журнал»

«Мед. школьному

работник» инвентарю, библиотеке

Учет Возможность Отсутствует Отсутствует Имеется система учета

дополнительных отмечать возможность возможность дополнительных секций,

секций школьника по вести учет учета только из числа

дополнительн посещения школьников по внесенных в систему

ым секциям в дополнительных посещению

системе школьных секций дополнительных секций

Сравнительная характеристика АРМ в сфере образования показала, что ни одна система не предоставляет комплексного решения для автоматизации всех аспектов деятельности образовательного учреждения. Несмотря на то, что системы позволяют частично автоматизировать деятельность того или иного сотрудника образовательного заведения, все они имеют свои недостатки. Так, например, при использовании ИС «АВЕРС», выявлено, что система нацелена на автоматизацию основной деятельности школы, но при этом не имеет возможности автоматизации деятельности классного руководителя, система «Ю:ХроноГраф Школа 2.5» позволяет вести учет школьной деятельности, но нет возможности предоставления данных по успеваемости, посещению, домашнему заданию для родителей и самих обучающихся в школе детей.

С проблемами автоматизации и внедрения рассмотренной ранее системы Дневник.ру столкнулась и МАОУ Ветлужская СОШ, Краснобаковского района, Нижегородской области. Внедрение системы Дневник.ру в Ветлужской школе началось с 2015 года. На первом этапе внедрения, система служила только для выставления оценок и не автоматизировала работу педагогического состава, а лишь усложняла ее так как к заполнению журнала бумажного, добавилась его электронная версия.

Второй этап внедрения пришелся на 2017 год, в этот период начальные классы школы полностью перешли на ведение документации, журналов, дневников в системе Дневник.ру, среднее и старшее звено по-прежнему вело двойную документацию, но к выставлению оценок добавилось ведение тем уроков. Окончательный переход школы к автоматизированному процессу работы произошел в 2018 году.

Администрирование веб-ресурса Дневник.ру в Ветлужской школе ведется секретарем. Секретарь отвечает за наполнение ресурса контентом, определяет права пользователей в системе, составляет расписание, вносит корректировки, а также выдает пароли. Распределение ролей в системе, определяет доступ к модулям системе. Так, для учителя предметника доступно внесение и корректировка информации только по своему предмету, а классному руководителю доступен только просмотр и формирование отчетов по предметам своего класса. Так как ведется обработка личных данных участников системы, родители учащихся пишут заявление о разрешении обработки личных данных. К заявлению прикрепляется копия первой страницы паспорта для родителя и копия свидетельства о рождении для школьника и СНИЛС. После этого секретарь регистрирует пользователя и выдает ему логин и пароль для входа в систему Дневник.ру. Несмотря на то, что система автоматизирует большинство процессов учебного плана, система имеет некоторые минусы:

- для того, чтобы сформировать отчет, электронная страница должна быть полностью заполнена. Это не представляет особо труда для молодых преподавателей, которые обладают высокой информационной культурой. Но для преподавателей, которые близки к выходу на пенсию, переход на автоматизированный учет, не облегчил профессиональный труд, а зачастую сделал его только тяжелее.

- отсутствие импорта данных. Вся информация, вне зависимости от ее объемов вносится вручную;

- выставление оценок и заполнение тем, доступно только в течение двух недель, если для учителя сложно работать с автоматизированной системой он не может уложиться в план, который диктуется системой;

- логические недоработки, которые постепенно исчезают с каждым обновлением ресурса.

Рассмотрев принципы работы, действующих ИС было выявлено, что все программное обеспечение,

предназначенное для автоматизации общеобразовательных учреждений разработаны по типовым должностным инструкциям и нуждаются в доработке как с учетом специфики конкретного образовательного учреждения, так и с учетом требований пользователей информационной системой.

Для устранения возникших проблем по автоматизации рабочего места классного руководителя в Ветлужская СОШ, принято решение о разработке АРМ классного руководителя в МАОУ Ветлужская СОШ.

Функциональные возможности АРМ направлены на автоматизацию следующих функций:

- хранение, добавление, редактирование, удаление данных об учащихся;

- хранение и редактирование карт здоровья школьника;

- хранение, добавление, редактирование и удаление данных о родителях школьника;

- быстрый поиск с применением фильтров и дополнительных параметров;

- учет посещаемости, с возможностью фильтрации пропусков по уважительной и неуважительной причинам;

- учет успеваемости с возможностью формирования отчетов по заданному периоду;

- учет оплаты по питанию в школьной столовой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учет инструктажа по технике безопасности;

- учет участия школьников в конкурсах и различных олимпиадах;

- учет посещения дополнительных секций и кружков;

- учет проведения классных часов и внеурочных мероприятий с классом;

- учет работы с родителями обучающихся [21.

При это отчеты, которые формируются в системе по каждому из пунктов доступны для вывода на печать.

Таким образом, разработка и последующее внедрение АРМ классного руководителя в МАОУ Ветлужская СОШ позволит автоматизировать рабочее место классного руководителя, а гибкий интерфейс и простота работы в программе, станем неотъемлемым плюсом для старшего поколения школы.

АРМ в сфере образования - это шаг в будущее. Несмотря на то что, сегодня автоматизированные системы являются непривычным видом учета информации, пройдет время и привычный для всех школьный журнал станет экземпляром школьных музеев. Более 70 % школ перешли на АРМ. Главной целью систем образования объединить все общеобразовательные учреждения в одну общую структуру. При грамотном использовании систем, которые предлагают современные разработчики программного обеспечения, можно достигнуть больших результатов. Главное помнить, что функционирование АРМ может дать численный эффект только при условии правильного распределения функций нагрузки между человеком и программным обеспечением. Тогда АРМ действительно станет средством повышения не только производительности труда работника сферы образования, но и его социальной комфортности.

Выводы. Анализ, который был проведен в ходе исследования существующего программного обеспечения в сфере образования, позволил выявить основные слабые места предлагаемых решений. Рассмотрев на примере Ветлужской СОШ основные проблемы по использованию и ведению автоматизированной информационной системы Дневник.ру, была показана необходимость разработки и последующего внедрения АРМ классного руководителя Ветлужской СОШ.

Литература:

1. Воспитательная работа классного руководителя в 5-6 классах // Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г. - 313 с.

2. Дневник.ру [Электронный ресурс]: URL https://dnevnik.ru/features#/teachers (дата обращения 31.01.2019)

3. Стебелев П.Н., Саганенко А.А., Новикова Т.Б. Разработка инициации проекта по созданию АРМ специалиста // Современная техника и технологии. 2016. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/11/11410 (дата обращения: 1.02.2019).

4. Школа образования «Барс» [Электронный ресурс]: URL https://школа.образование33.рф/auth/login-page (дата обращения 31.01.2019)

5. Электронная школа «Аверс» [Электронный ресурс]: URL http://www.avers-edu.ru/index/0-5 (дата обращения 31.01.2019)

6. Суханова Н.Т. Методические аспекты преподавания материалов распределенной обработки данных в современных информационных системах. // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76521 (дата обращения: 31.12.2016).

7. Суханова Н.Т. Место электронных образовательных ресурсов в процессе формировании единого образовательного пространства учебного заведения. // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Материалы XII международной научно-практической конференции. -Н.Новгород: НГПУ Мининский университет, 2014. - с. 62-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.